Как вязать арматуру для ленточного фундамента со сваями

Обновлено: 28.04.2024

Вязка арматуры под ленточный фундамент

Основание любого здания непрерывно подвергается нагрузкам; на него оказывает влияние вес постройки, климат и процессы, происходящие в почве. Если в основании имеется дефект, он станет причиной постепенного разрушения строения. Единственным способом усилить конструкцию, сделать ее максимально прочной, является армирование фундамента. Труд поколений строителей сформировал приемы и правила того, как вязать арматуру для фундамента, чтобы получить надежное основание.

Ленточный фундамент в частном строительстве: особенности и ограничения

Основа ленточного фундамента — бетон. Этот материал широко использовался в качестве основы для возведения зданий еще в Древнем Риме. И только 200 лет назад догадались увеличить его прочность при помощи каркаса из стальных прутьев. Новый строительный материал, железобетон, совместил выгодные характеристики металла и бетона и сделал возможным возведение впечатляющих конструкций. Процесс размещения металлического каркаса в бетоне стали называть армированием.

Когда проектируется загородный дом, в качестве основы для него чаще всего выбирают именно ленточный фундамент. На подготовку ленточного основания (как и любого другого) уходит 25-30% от стоимости строительства; причина его востребованности — в удачном сочетании качеств:

  • Несложен по конструктивному исполнению.
  • Подходит для проектов с подвальными помещениями (в отличие от свайно-винтового аналога) и тяжелыми перекрытиями (железобетонными, монолитными).
  • Не нуждается в применении спецтехники.

Несмотря на свое широкое распространение, ленточный фундамент имеет и ограничения в применении:

  • Выгоден лишь на сухих и каменистых почвах.
  • Плохо подходит для устройства на проблемном (влажном пучинистом, торфяном) грунте; его придется заливать на большую глубину, что нерентабельно.

Форма ленточного фундамента определяется планировкой; он имеет замкнутую форму, прокладывается по всему периметру дома, под несущими стенами и внутренними перегородками.

Предпосылки: для чего необходимо армирование

Фундамент создается для того, чтобы выдерживать нагрузку сооружения; лучше всего он справляется с равномерно приложенной силой давления. Но на практике нагрузка слишком часто оказывается неравномерной и в фундаменте возникают внутренние напряжения. Причиной могут быть как изменения грунта, так и просчеты проекта (неравный вес отдельных частей конструкции).

У бетона отличные показатели сопротивления на осевое сжатие и слабые — на растяжение. Арматурные стержни обладают природной пластичностью и компенсируют недостаток бетона. Последний, в свою очередь, защищает металл от коррозии.

Во время эксплуатации бетон (который противостоит сжатию) и металл (растяжению) способны максимально эффективно сопротивляться разнонаправленным нагрузкам, защищая конструкцию от разрушения. Правильно проведенное армирование не только повышает прочность, но и является средством экономии: позволяет снизить затраты бетона (уменьшить массивность фундамента).

Требования к армированию

Ленточный фундамент закладывают с запасом прочности; он должен быть устойчивым к внешним факторам (механическим и климатическим). О том, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, рассказано в положениях СНиП 52-01-2003, содержащих подробные требования к конструкции и материалам. К арматуре выдвигается ряд требований:

  • Размещение арматурного каркаса не должно препятствовать правильной технологической заливке бетона.
  • Арматура устанавливается с заданным расчетным шагом.
  • На пересечениях каркаса не допускаются плавающие (подвижные) соединения стержней при любом способе соединения.
  • Необходимо создание защитного антикоррозийного слоя для конструкции.
  • Замена вида несущих стержней допускается, если расчетная несущая способность остается прежней.


Материалы и инструменты, используемые для армирования

Поскольку арматурный каркас увеличивает устойчивость конструкции, принимая на себя значительную часть нагрузки, его качество приобретает основополагающее значение. Каркас формируется из соединенных между собой арматурных прутьев. Для вязки каркаса используются различные:

Типы арматуры

Производители предлагают арматуру, которую можно разделить по:

  • Материалу изготовления. Стальная арматура — классический, проверенный временем вариант; подразделяется на 6 классов по прочности, ее можно гнуть и сваривать. Композитная арматура содержит углеродные, базальтовые, стеклянные или арамидные волокна. Она более легкая, дешевая, не подвержена коррозии, не сгибается и не подлежит сварке.
  • Профилю. Арматура с гладким профилем чаще используется в качестве соединительных перемычек. Арматура с периодическим профилем имеет рельефную поверхность, которая улучшает сцепление с бетоном.

Материалы для соединения

Вязка арматуры под ленточный фундамент, схема которой может меняться, производится с использованием:

  • Вязальной проволоки. Надежная и распространенная технология соединения при помощи узла. Существуют разные схемы вязки.
  • Резьбовых и обжимных муфт (в местах механических стыков).
  • Металлических скрепок. Элементы арматуры соединяются без вязки узла.
  • Пластиковых хомутов и клипс (фиксаторов). Пластмассовые изделия обеспечивают простой и быстрый монтаж, устойчивы к коррозии. Их использование одобрено не всеми профессионалами.
  • Сварки. Процесс отличается быстротой, но сварные швы образовывают жесткое соединение, по плотности отличаются от основного металла и подвержены коррозии. При изменении нагрузки они лопаются и уменьшают прочность фундамента. Способ подходит для соединения стержней больших диаметров (на промышленных объектах); для получения качественного шва нужен сварщик высокой квалификации.


Типы инструмента для вязки арматуры

Вязка арматуры для ленточного фундамента считается практичнее сварки: прочность в узлах не снижается, не нужен квалифицированный сварщик, работа проходит прямо в опалубке (или рядом). Пространственный каркас из арматуры можно собирать как вручную (что нелегко делать руками в перчатках), так и с помощью инструмента. Для вязки используют:

  • Вязальный пистолет. Самый быстрый способ. Пистолетом неудобно пользоваться в труднодоступных местах; к тому же он расходует много проволоки. Его главный недостаток — цена. Модели ведущих производителей стоят порядка 30000 руб., китайского пистолета хватит на 1 фундамент.
  • Крючок для вязки. Похож на изогнутый и обточенный гвоздь с рукоятью вместо шляпки. Его нередко используют как насадку, зажимая в патроне шуруповерта. Промышленность выпускает винтовые крючки — эффективные в работе, но замедляющие процесс вязки (оставляют длинные хвосты).
  • Народные средства. Если объем работ небольшой и инструментом не запаслись, используют плоскогубцы или изготавливают крючок из подходящего гвоздя. Качественный результат невозможно получить, используя самоделку; такой подход неизменно скажется на прочности конструкции.

Видео описание

Об армировании мелкозаглубленного ленточного фундамента в видео:

Требования к параметрам арматурного каркаса

Стержни, составляющие конструкцию, различаются по назначению:

  • Рабочая арматура. Так называются продольные горизонтальные прутья, размещаемые вдоль ленты фундамента.
  • Хомуты. Делятся на поперечные горизонтальные и вертикальные, связывают каркас в единое целое.

Арматурный каркас фундамента в частном строительстве часто имеет параметры:

  • Арматура. Металлическая или композитная, сечением 11-14 мм (для небольшой хозяйственной постройки), с периодическим профилем и сечением 12-18 мм (для армирования фундамента ленточного типа).


  • Горизонтальные элементы. Стержни укладываются с нахлестом и соединяются с вертикальными элементами. В мелкозаглубленном фундаменте делают 2 слоя (от 2 до 4 стержней в каждом), в глубокозаглубленном — 3. Расстояние между стержнями не превышает 30-40 см.
  • Вертикальные элементы (соединяющие и поддерживающие верхний и нижний слой) размещаются через 40-90 см. Нагрузка на вертикальные элементы небольшая, поэтому для них могут использоваться стержни сечением 6-11 мм.
  • Защита от коррозии. Арматурный каркас должен быть целиком погружен в бетон; от опалубки его должны отделять 6-8 см. При организации фундамента для частного дома арматурные прутья в большинстве случаев соединяются с помощью вязального крючка.

Видео описание

О том, как правильно вязать арматуру крючком в видео:

Расчет количества расходных материалов для вязки арматуры

Количество материала (в погонных метрах) рассчитывают на основе:

  • Параметров фундамента (длины, ширины, глубины)
  • Схемы армирования (количества слоев и продольных прутьев по ширине)

Чаще всего материал для армирования реализуют не погонными метрами, а килограммами. Для перевода величин существуют специальные таблицы. Пластиковую арматуру чаще продают погонными метрами.

Схема вязки арматуры, армирование углов

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента, оптимальная по многим параметрам, представляет собой соединение прутьев армирующего каркаса «клеточкой». В таком случае ряды закрепляются проволокой (или другим выбранным способом) под углом 90°. Схема вязки состоит из нескольких последовательных операций:

Видео описание

О тонкостях армирования в видео:

Углы ленточного фундамента нельзя армировать простым перехлестом прутьев; это считается грубым нарушением технологии. Для армирования углов и соединения с ними примыкающих линейных элементов используют согнутые прутья, угловой фрагмент усиливают Г-образными или П-образными анкерами.

Прутья, уложенные на углах здания без сгиба, под прямым углом, неспособны создать жесткую конструкцию. Такие участки фундамента с большой долей вероятности в будущем будут подвержены разрушению.

Технология армирования: порядок выполнения и особенности этапов

Каркас под будущий фундамент рассчитывается и монтируется на основе размеров траншеи, из рабочей арматуры и вспомогательной проволоки. Его параметры рассчитываются заранее, с учетом ожидаемой нагрузки; собирать конструкцию удобно на длинном верстаке. Установка арматуры проходит поэтапно:

  • Собираются вертикальные элементы (хомуты). Вертикальное расположение прутьев проверяется с помощью отвеса.
  • Монтируется нижний горизонтальный пояс. Нижний пояс работает на прогиб фундамента вниз. Он крепится вязальной проволокой к вертикальным хомутам.
  • Монтируется верхний горизонтальный пояс. Его задача — сопротивляться выгибу фундаментной ленты вверх.
  • Монтируются угловые элементы. Им надо уделить особое внимание, поскольку они связывают стороны фундамента. Дополнительная жесткость обеспечивается дополнительными вертикальными стойками, которые закладываются вдвое чаще.
  • Готовится опалубка под фундамент.
  • Проводится укладка подготовленного армирующего каркаса. В процессе укладки между прутьями арматуры прокладывают трубы (через них впоследствии будут проложены системы инженерных коммуникаций и вентиляция).
  • Заливается бетон. Заливку выполняют в несколько приемов, с разравниванием каждого слоя (вручную или виброплатформой). Такая технология обеспечивает равномерное распределение бетонной смеси.
  • Проводится гидроизоляция фундамента. После высыхания бетона, ленту фундамента покрывают битумной мастикой или рубероидом. Такая операция является важной мерой для сохранения фундамента.

Если каркас собирается в траншее, в грунт, с соблюдением расчетных расстояний, сначала вбиваются прутья. На них закрепляют поперечные перемычки, нижний и верхний арматурный пояс.


Заключение

Закладка фундамента является ответственным этапом строительства, определяющим прочность несущей конструкции и всего дома. Чтобы фундамент исправно нес нагрузку и долгими годами не давал повода для беспокойства, работу лучше всего поручить профессионалам.

Армирование ростверка

В отличие от ленточного фундамента рассчитать армирование ростверка проще. Все без исключения возникающие напряжения абсолютно прогнозируемые, так как силы пучения отсутствуют полностью. Над сваями усиливается верхний пояс, между ними в нижнем поясе закладывается более мощная арматура.

Отличие ростверка от ленточного фундамента

Достоинством свайного фундамента является опирание на пласты с гарантированно высокой несущей способностью. Например, если для ленточного фундамента на насыпных, подрабатываемых, болотистых почвах потребуется огромный бюджет, чтобы пройти их насквозь, сваи обойдутся в 10 – 15 раз дешевле. Однако на них сложно опереть мелкоформатные стеновые материалы, поэтому оголовки связываются монолитными балками, на которых кладка или венцы сруба возводятся без проблем.

Общим у ленточного фундамента и ростверка является только чертеж, эксплуатационные характеристики разные:

Арматурный каркас в любом ж/б изделии как раз и предназначен для компенсации растяжений. Популярные у индивидуальных застройщиков композитные арматуры имеют слабую адгезию с бетоном, сильно растягиваются, что приводит к раскрытию трещин.

Поэтому специалисты рекомендуют создавать арматурный каркас исключительно из стальных стержней 8 – 14 мм периодического сечения (в продольном направлении), прутков 6 – 8 мм гладкого сечения (хомуты, поперечные, вертикальные скобы).

Оптимальным вариантом является класс А400 (старая маркировка А3). Что полностью соответствует указаниям СП 24.13330 (фундаменты свайные), СП 63.13330 (ж/б, бетонные конструкции).

Технология арматурного каркаса ленточного ростверка

Несмотря на название ленточного ростверка свайного фундамента, монолитные балки имеют конструкцию решетки. Поэтому каркас имеет несколько узлов сопряжений стен (наружная/внутренняя), углов, в которых не допускается стыковка перехлестом. Прутки в этих местах изгибаются, запускаются на соседнюю сторону, связываются с каркасом внахлест.

Продольное армирование аналогично ленточному фундаменту, для придания каркасам пространственной геометрии так же применяются прямоугольные хомуты. Однако в зонах растяжения, прочих ответственных местах добавляются поперечные вертикальные стержни. Стыки свайно-ростверкового каркаса обвязываются проволокой или стыкуются сваркой (только для арматуры с буквой С в маркировке).

Продольное армирование

Без профессионального образования и знания специальных программ индивидуальному застройщику сложно правильно рассчитать сечение и количество продольных стержней. Простейшим вариантом будет воспользоваться инструментом «АРБАТ» вычислительного комплекса Scad Office с максимально простым интерфейсом:

  • в отличие от свай ростверк рассчитывается по изгибающим моментам, на продавливание, прорезающие усилия;
  • арматурный каркас изготавливается из продольных прутков 8 – 16 мм;
  • в отличие от ленточного фундамента, кроме хомутов добавляются вертикальные прутки возле каждого продольного стержня.

Технология укладки стандартная, продольные прутки обвязываются хомутами или привариваются к ним. Затем арматурный каркас укладывается в опалубку на нижние прокладки из бетона, пластика (обеспечение защитного слоя), по месту в него добавляются элементы усиления (вертикальные стержни).

В проектах коттеджей с бетонными или кирпичными стенами может использоваться двурядное расположение свай. Поэтому для ленточной части свайного фундамента может добавляться расчет в поперечном направлении, поскольку крутящие моменты возникают и там, иногда превышают величину продольных. Арматурный каркас в некоторых случаях усиливается стержнями 14 – 16 мм с шагом 20 см.

Поперечное армирование

Без хомутов невозможно придать каркасам необходимую пространственную геометрию. Одновременно эти элементы усиливают армопояс. Все стыки обвариваются либо перевязываются проволочными закрутками. Дополнительные вертикальные прутки монтируются с расчетным шагом (обычно 20 – 40 см). На приведенном фото присутствуют практически все возможные ошибки:

Неправлильное армирование ростверка

Неправлильное армирование ростверка.

  • не соблюдаются защитные слои со всех сторон ленты, арматура соприкасается с опалубкой сваи;
  • армирование углов должно выполняться по специальным схемам, а не просто изогнутыми прутками;
  • отсутствуют бетонные, пластиковые прокладки;
  • армопояс смещен относительно центра сваи;
  • вместо среднего пояса, никаких нагрузок не воспринимающего, следовало бы усилить верхний/нижний уровни более толстой арматурой свайного фундамента или добавлением дополнительных прутков (этот вариант предпочтительнее);
  • неправильная связь арматурных каркасов сваи и ростверка.

Чтобы узнать подробнее об армировании углов, рекомендуем прочитать статью: Армирование углов ленточного фундамента. Схемы армирования углов для ленточного фундамента и ростверка будут аналогичными.

На нижнем рисунке все элементы армопояса расположены правильно – два вертикальных прутка сваи связаны с нижним поясом, остальные с верхними стержнями.

Схема армирования ростверка

Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.

Правила армирования углов и примыканий со схемами

В большинстве советской литературы (например, пособие В. С. Сажина) приведены неверные схемы укладки арматуры в местах сопряжения. Согласно СП 63.13330 правильно армировать подобные Г-образные, Т-образные стыки нужно следующим образом:

  • запуск П-образного элемента на примыкающую стену, встречный изгиб прутка с боковой ленты под прямым углом;
  • два П-образных элемента поверх перекрестья продольных стержней из угла конструкции наружу;

Чертеж армирования ростверка

Чертеж правильного армирования углов и примыканий ростверка.

Согласно требованиям СП 63.13330 основными требованиями при укладке арматуры являются:

  • при ширине балки от 15 см в каждом поясе должно быть 2 продольных прутка минимум;
  • минимальное расстояние между прутками одного ряда 3 см;
  • арматурный каркас может иметь расстояние между соседними продольными прутками 40 см максимум либо 2 толщины стены над ним;
  • одним хомутом можно связывать продольные стержни для конструкций 40 х 40 см максимум при условии, что число продольных стержней в каждом ряду не превышает 4 штуки;
  • не допускаются отверстия, закладные в ростверках диаметр (размер) которых больше 1/3 ширины балки.

Кроме прочностного существует конструктивное армирование. Например, при высоте монолитной балки от 70 см потребуются дополнительные прутки в середине высоты ростверка возле его боковых граней. Среднюю часть при этом армировать не нужно. Если в высоком ростверке заложено перекрытие нижнего этажа по балкам, в балках придется смонтировать закладные (трубы) для вентиляционных продухов подполья.

Вязка арматуры или сварка стыков

Абсолютно неразрывное кольцо в свайно-ленточном каркасе создается с помощью стыковочных муфт. Сварка так же обеспечивает неразрывные стыки без степеней свободы. На практике индивидуальные застройщики чаще применяют проволочные скрутки, единственным назначением которых является обеспечение стабильной геометрии каркаса до завершения процесса гидратации внутри бетона.

Нахлест при продольном наращивании арматуры составляет 20 – 40 диаметров прутка (сварка, проволока, соответственно). Муфты стоят дорого, частными застройщиками практически не востребованы. Перекрестный шов прутков можно варить, начиная с 25 мм диаметра, согласно ведомственным нормативам ВСН 37-96. К тому же сварка ослабляет пруток и является местом усиленной коррозии.

В зонах растяжения применяется анкеровка:

  • лапки на концах стержней (изгиб под прямым углом);
  • соединение прутков крючками (изгиб 180 градусов);

Запрещено нагревать арматуру при гибке, необходимо применять трубогибы, оправки, прочие приспособления. Величина защитного слоя допускается от 3 см (низ/верх), 4 см на боковых гранях фундаментной ленты. Методика вязки крючком выглядит следующим образом:

  • заготовка – проволока нарезается кусками по 15 – 20 см, сгибается пополам;
  • позиционирование – скрутка заводится под стык, в петлю продевается жало вязального крючка;
  • вязка – свободный край натягивается, укладывается на крючок, инструменту придается вращение (обычно по часовой стрелке);
  • высвобождение инструмента – обычно достаточно трех оборотов для нормального натяжения проволоки без разрыва, после чего, жало выводят из петли, отгибают вниз торчащие края скрутки.

Схема вязки арматуры

Схема вязки арматуры.

Профессиональный вязально-проволочный пистолет для индивидуальных застройщиков не рассматривается. Обычно используют вставленное в шуруповерт жало стандартного крючка с обрезанной ручкой. Аккумуляторный инструмент имеет высокий ресурс и, что гораздо важнее – регулировку затягивающего усилия. Все стыки арматурного каркаса затягиваются одинаковым крутящим моментом без порыва вязальной проволоки.

Существует механический вариант крючка, в котором поступательное движение преобразуется во вращение винтом Архимеда. Строитель продевает жало в петлю, укладывает второй конец скрутки, затем просто тянет за рукоятку, жало делает три оборота и останавливается.

Таким образом, при армировании ростверка по оголовкам свай необходимо использовать правильную схему в сопряжениях. Обеспечить защитный слой со всех сторон, выбрать сечение стержней путем программного расчета. Применить проволочные скрутки, как бюджетный вариант, отвечающий нормативам СП и ВСН.


При строительстве дома на ленточном фундаменте возникает вопрос об армировании. Арматура закладывается в бетонную конструкцию для увеличения ее прочности на изгиб, поскольку бетон имеет очень низкую способность воспринимать момент. Чтобы предотвратить проблемы с лентой в будущем необходимо досконально изучить такой вопрос об армировании ленточного фундамента.

Расположение арматуры в конструкции и общие положения

Стержни, заложенные в бетон, различаются по назначению:

  • Продольные горизонтальные (рабочая арматура). Располагаются вдоль ленты, воспринимают изгибающую нагрузку. Диаметр подбирается расчетом. Для любой конструкции, толщина которой составляет 15 см и менее армирование закладывается в один слой. Для элементов с толщиной более 15 см (ленточные фундаменты) используется арматурный каркас, который состоит чаще всего из нижнего и верхнего армирования. В ленточном фундаменте диаметры продольных стержней для изготовления каркасов могут отличаться, но нижние всегда принимаются большего или равного (для небольших нагрузок) диаметра.
  • Поперечные горизонтальные (хомуты). Обеспечивают совместную работу продольного армирования, связывают арматурный каркас в единое целое. Назначаются из конструктивных соображений (без расчета).
  • Вертикальные (хомуты). При толщине конструкции более 15 см требуется связать не только продольные пруты, расположенные в одном горизонтальном уровне, но и верхнюю и нижнюю часть арматурного каркаса. Функцию берут на себя вертикальные хомуты. Диаметр и шаг назначается из конструктивных соображений.

Арматурный каркас

Для каждого типа армирования отдельно рассматривается:

  • диаметр;
  • шаг;
  • количество стержней.

Общими требованиями, о которых далее будет рассказано подробно, являются:

  • марка стали;
  • класс арматуры;
  • защитный слой.

Выбор материала для армирования

Основные документы, которыми нужно руководствоваться:

Виды маркировки арматурных изделий:

  • А — стержневая (горячекатаная);
  • Вр — проволочная (холоднодеформированная);
  • К — канатная (высокая прочность).

Для арматурных каркасов ленточных фундаментов применяют стержни класса по пределу текучести А400. Существует устаревшая маркировка, которая до сих пор используется строителями — Alll. При покупке важно уметь «на глаз» различать стержни, относящиеся в разным классам. Стоит отметить, что арматурные каркасы можно вязать из прутов, относящихся к более высоким классам, но это нецелесообразно и дорого. Чтобы исключить вероятность случайной покупки материала с меньшим пределом текучести нужно помнить:

  • класс А240 (Al) имеет гладкую поверхность;
  • класс А300 (All) — профиль периодический, рисунок кольцевой;
  • нужный для усиления ленты А400 (Alll) обладает периодическим профилем с серповидным рисунком (внешне напоминает узор «елочка»).

Профиль арматуры

Стоит обратить внимание на марку стали. По ГОСТ арматурные стержни, относящиеся к классу А400, следует изготавливать из стали 5ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс. Если сталь закупается в большом объеме непосредственно на заводе, то в заявке указывают нужную марку. При ее отсутствии в соответствие с ГОСТ выбор осуществляет производитель.

Защитный слой бетона

Под этой фразой кроется расстояние, на которое не должны доходить пруты до наружной поверхности изделия, то есть бетон укрывает стержни от внешних неблагоприятных воздействий. Согласно документу «Пособие по проектированию бетонных и ж/б конструкций из тяжелого бетона без предварительного напряжения» защитный слой обеспечивает:

  • условия для совместной работы бетона и арматурного каркаса;
  • анкеровку и возможность выполнения стыков элементов каркаса;
  • защиту стали от коррозии и других негативных внешних воздействий;
  • защиту от высоких температур и прямого воздействия огня.

Пластиковый хомут для защитного слоя бетона

Пластиковый хомут для создания защитного слоя бетона с боков фундамента.

Согласно вышеуказанному пособию и СП 50-101-2004 минимальные значения толщины защитного слоя можно свести в таблицу.

Расположение стержней Толщина защитного слоя
Рабочее в фундаментах с бетонной подготовкой 40 мм
То же без бетонной подготовки 70 мм
Хомуты в фундаментах с бетонной подготовкой 35 мм
То же без бетонной подготовки 65 мм

При этом толщина защитного слоя принимается не меньше диаметра прутов.

Пластиковый кубик для защитного слоя бетона

Пластиковый кубик для создания защитного слоя бетона снизу фундамента.

Рабочее армирование

При строительстве дома своими руками не обязательно выполнять сложные расчеты по предельным состояниям, чтобы определить сечение и количество стержней арматурного каркаса. В качестве руководства по расчетам используют «Пособие по проектированию бетонных и ж/б конструкций из тяжелого бетона без предварительного напряжения» и СП 63.13330.2012.

Согласно этим документам по таблице 5.2 пособия и пункту 10.3.6 СП рассчитывают суммарное сечение всех продольных прутов арматурного каркаса:

  • при стороне ленты менее 3 метров — 0,1% от площади поперечного сечения фундамента, диаметр стержней не менее 10 мм;
  • при стороне ленты более 3 метров — 0,1%, диаметр стержней не менее 12 мм.

Требования по минимальному диаметру стержней, в зависимости от длины, представлены в пособии «Армирование элементов монолитных ж/б зданий».

Не допускается применение прутов диаметром более 40 мм. Стержни распределяют равномерно в верхнем и нижнем слое, руководствуясь сортаментом арматуры. Если для работ применяются пруты разного диаметра (при использовании остатков), те, которые имеют больший диаметр, располагают снизу. При этом учитывают требования к шагу, представленные в пункте 10.3.5 СП 63.13330.2012 и пунктах 5.9-5.10 пособия по проектированию.

Нагрузки на угол фундамента

Продольные пруты арматурного каркаса располагают согласно таблице.

Условия Минимальное расстояние между стержнями
Нижнее армирование в один или два ряда Не менее наибольшего диаметра стержней и не менее 25 мм
Верхнее армирование в один или два ряда То же и не менее 30 мм
Нижнее армирование более чем в два ряда То же и не менее 50 мм
Если для уплотнения применяются глубинные вибраторы Выполнение предыдущих условий с обеспечением в отдельных местах шага не менее 60 мм

Важно! Если требуется закладка большого количества стержней, допускается располагать их пучками, расстояние между ними определяют из их общего сечения.

Обеспечение защитного слоя и расстояния между верхним и нижним армированием достигается за счет использования фиксаторов. Для закрепления отдельных стержней нижнего слоя чаще всего применяют пластиковые фиксаторы круглой формы. Верхний слой держат вертикальные хомуты. Иногда прибегают к использованию «стульчиков» или «лягушек» для арматуры.

Стержни выпускаются стандартной длины — 6 и 12 метров. При необходимости армирования более длинных конструкций выполняют наращивание по длине. При этом величина нахлеста принимается не менее 20 диаметров прута, но не менее 250 мм.

Горизонтальные поперечные хомуты

Эти пруты назначаются конструктивно и не зависят от сечения. Нужно при этом учитывать нагрузку от элементов здания (для массивных лучше предусмотреть запас). По тем же документам, что и для продольного усиления, минимальный диаметров поперечных прутов назначается 6 мм, но не менее 0,25 диаметра рабочей арматуры.

Шаг стержней назначается не менее 20 диаметров рабочих прутов. Например, при сечении продольных элементов 14 мм, шаг горизонтальных хомутов должен быть не менее 280 мм. Для простоты монтажа принимают округленное значение — 300 мм.

Длина стержней зависит от ширины ленты и требуемого защитного слоя. Закрепление выполняют поверх рабочей арматуры. Стыкование по длине обычно не требуется.

Вертикальные хомуты

Диаметр назначают в зависимости от высоты ленты:

  • менее 800 мм — от 6 мм;
  • более 800 мм — от 8 мм, но не менее 0,25 диаметра рабочих прутов.

При строительстве массивных зданий рекомендуется закладывать стержни с запасом. Шаг назначается так же, как для поперечного армирования. Длину прутов подбирают, вычитая из высоты фундаментной ленты величину защитного слоя сверху и снизу.

Армирование углов и примыканий
Согласно пункту 8.9 СП «Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений» монолитные фундаменты под все стены жестко связываются между собой и объединяются в систему перекрестных лент. В зоне стыка обычно меняется шаг поперечного армирования и обеспечивается надежное скрепление рабочих стержней, идущих в разных направлениях. Существует несколько способов армирования.

Угловые соединения

Жесткое внахлест и «лапкой»

Свободные концы арматуры в одном направлении сгибаются под прямым углом и вяжутся к перпендикулярным стержням. При этом внешние соединяются друг с другом, а внутренние привязываются к внешней.

Длина загнутого участка «лапки», с помощью которого обеспечивается нахлест, принимается 35-50 диаметров рабочего армирования. Шаг хомутов назначается 3/8 от высоты фундаментной ленты.

Схема армирование угла ленточного фундамента внахлест

Схема армирования угла «лапки».

Хомуты Г-образной формы

Чтобы обеспечить надежное соединение рабочих прутов, внешние стержни работают совместно за счет Г-образного хомута, наложенного на них с нахлестом не менее 50 диаметров продольных прутов. Внутренние стержни привязывают к внешним, как в предыдущем случае:

a. загибают рабочие пруты под углом 90 градусов, длина сгиба («лапки») 50 диаметров;

b. присоединяют лапки к внешним стержням.

Шаг хомутов (горизонтальных и вертикальных) принимают 0,75 от высоты фундаментной ленты.

Схема армирования угла ленточного фундамента г-образным хомутом

Армирование угла Г-хомутом и лапками.

Хомуты П-образной формы

В этом случае применяются дополнительные арматурные изделия, согнутые в форме буквы П. На один угол требуется два таких хомута длиной 50 диаметров продольных прутов. Внутренние рабочие стержни при таком соединении имеют такую же длину, как и внешние. В месте нахлеста П-образных хомутов устанавливают дополнительный каркас из вертикальной и поперечной арматуры.

Схема армирования углов ленточного фундамента п-образным хомутом

Армирование угла П-хомутами.

Армирование тупых углов

Выполняют внахлест. Внешний стержень изгибают под требуемым углом, а внутренние присоединяют к внешним с нахлестом не менее 50 диаметров. В точке сгиба наружного прута предусматривают дополнительный вертикальный хомут.

Схема армирование тупого угла ленточного фундамента

Схема армирования тупого угла.

Примыкания стен

Соединение внахлест

Арматура примыкающей стены загибается, длина сгиба 50 диаметров. Оба стержня из примыкающей ленты присоединяются к внешнему пруту перпендикулярной стены. В зоне соединения шаг вертикальных и поперечных хомутов назначают 0,375 высоты монолитной ленты.

Схема армирования примыкания ленточного фундамента внахлест

Армирование примыкания — «лапки».

Г-образный хомут

К стержням примыкающей стены присоединяются хомуты согнутые под прямым углом. Стержень сгибают так, чтобы каждая сторона равнялась 50 диаметров рабочего армирования. Первая сторона соединяется с стержнями примыкающей стены, а вторая с внешним рабочим прутом перпендикулярной ленты. Шаг хомутов (вертикальных, поперечных) в месте примыкания уменьшается в два раза по сравнению со всей длинной ленты.

Схема армирования примыкания ленточного фундамента хомутом г-образной формы

Армирование примыкания Г-хомутами.

П-образный хомут

Примыкание производится к внешнему стержню рабочего армирования «лапкой». Дополнительную надежность обеспечивает стержень, изогнутый в форме буквы П длинной 2 ширины ленты фундамента.

Схема армирования углов ленточного фундамента п-образным хомутом

Армирование примыкания П-хомутами.

Распространенные ошибки

1) вязка стержней под прямыми углами;

2) использование продольной гнутой арматуры без анкеровки;

Неправильное армирование углов ленточного фундамента

Пример неправильного армирования угла.

3) соединение продольных стержней вязкой перекрестий;

4) отсутствие связки между внешними и внутренними прутами.


Еще один пример неправильного армирования угла.

Вязка каркасов

При возведении фундамента крайне важно обеспечить надежное закрепление всех элементов каркаса между собой. Для удобства возможные вопросы сведены в таблицу.

При проектировании и строительстве фундаментов возникает множество вопросов. К каждому из них следует отнестись внимательно, чтобы избежать осложнений при эксплуатации.


Ленточный фундамент необходимо усиливать при помощи арматурного каркаса. Он предотвращает разрушение бетона при деформирующих и линейных нагрузках.

От качества армирования зависит прочность, надежность и долговечность фундамента, а также всей постройки. Соединять прутки арматуры в каркасе можно при помощи сварки или вязки.

Вязка применяется чаще. В этой статье рассмотрим технологию, схемы, правила выполнения и особенности вязки арматуры под ленточный фундамент.

Какую арматуру используют?

Первым этапом создания армирования является выбор арматуры. По материалу изготовления арматура, используемая для фундаментных каркасов делится на металлическую и композитную. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы.

Металлическая


Металлические прутки применяются в строительстве фундаментов давно.

Это классический проверенный вариант материала. При возведении частных домов применяется металлическая арматура, изготовленная по ГОСТу 5781-82.

Арматура, соответствующая данному стандарту делится на 6 классов. Чем выше класс, тем прочнее материал.

Арматура всех классов кроме первого изготавливается преимущественно с рифленой поверхностью. Благодаря рифлению прутки лучше схватываются с бетоном.

В малоэтажном строительстве применяется в основном материал 3 класса с диаметром 12-18 мм. Из него выполняют продольные элементы каркаса, которые несут основную нагрузку армирования.

Для хомутов, перемычек и дополнительных элементов используется гладкая арматура первого класса. Она дешевле более прочных аналогов, при этом хорошо гнется, облегчая работу мастера.

Композитная

Это современный материал, применяемый в строительстве бетонных конструкций только в последние годы.

Сырьевой основой изготовления композитных прутков может быть:

  • базальтопластик;
  • углепластик;
  • стеклопластик.

Композитная арматура дороже металлической. Но ее популярность растет, так как она обладает более привлекательными характеристиками. Из трех основных вариантов композитного материала наиболее востребованной стала стеклопластиковая арматура. Ее цена ниже стоимости двух других вариантов, а показатели прочности достаточно высокие.

Композитный вид материала в отличие от металлической имеет низкую теплопроводность. Поэтому каркасы из нее не повышают уровень теплопотери здания через фундамент. Кроме того, композитные прутья не подвержены негативному воздействию перепадов температуры и повышенной влажности. Поэтому она более долговечна.

С композитным материалом проще работать. Он легче металлического, а в процессе вязки и укладки не оставляет следов ржавчины на руках и одежде. Но сказать однозначно, что композитное армирование лучше металлического нельзя. При выборе материала следует сравнивать все свойства.

Главные отличия композитного (полимерного) материала от металлического:

  1. Композитные прутья можно только связывать, их нельзя соединять сваркой.
  2. Полимерные материалы при сильном нагревании теряют упругость, чего не происходит с металлом.
  3. Упругость стеклопластика в обычном состоянии в разы меньше, чем у металла.
  4. Стеклопластик является слабогорючим самозатухающим материалом, в то время как металл относится к материалам негорючим.
  5. По показателю теплопроводности выигрывает стеклопластик.
  6. Композитная арматура не проводит электричество.
  7. Стеклопластик не поддается коррозийным процессам.
  8. Полимерные прутья в 3,5 раза легче металлических.
  9. Прочность на растяжение у композитной арматуры на порядок выше.

Правила


Перед началом вязки арматуры в каркас, необходимо подготовить продольные и поперечные прутки, а также хомуты и проволоку.

Все это нарезается под определенную длину.

Кроме этого для правильной обвязки следует подготовить схему, по которой будет сооружаться каркас. Расчет материала осуществляется на основании выбранной схемы.

Можно ли сваривать?

Металлические прутья каркаса могут соединяться путем вязки или сварки. Оба варианта допустимы. Сварка требует меньше времени и усилий. Но имеет явные недостатки – при сварке металл теряет прочность.

Кроме того, сварка дает жесткое соединение, которое может негативно повлиять на бетон при усадке. Еще один недостаток сварки – сварочные швы могут со временем под механическим воздействием разрушиться, и каркас станет неэффективным.

Профессиональные строители предпочитают сверке обвязку. Это более трудоемкий вариант соединения, если выполнять его вручную.

Но он обеспечивает: гибкую фиксацию,не нарушающую целостность бетона при усадке, подвижности почвы, вибрациях.

Прутья сохраняют изначальные характеристики, так как не подвергаются перегреванию.

Зависит ли схема вязания от этажности строения?

Принцип вязки арматуры от размеров здания не зависит. Но, чем массивнее здание и основательнее армирующий каркас, тем более высокие требования к проволоке для вязки.

Для надежности вместо проволоки иногда применяют пластиковые хомуты. Они дороже, но крепче проволоки. Для легкого одноэтажного дома достаточно простой вязки сложенной вдвое проволокой.

Способы фиксации и схемы обвязки

Варианты вязки для металлической и композитной арматуры немного отличаются. Существует еще способ установки арматуры, при котором используются дополнительные пластиковые фиксаторы. Рассмотрим подробнее разные приемы вязки.

Металлической арматуры

Порядок действий:


  • нарезать проволоку для вязки отрезками по 25-30 см;
  • из сложенного отрезка сделать крючок, загнув край с петлей;
  • получившимся крючком обхватить пересечение прутков, которые нужно зафиксировать;
  • петля натягивается вязальным крючком;
  • к петле подтягиваются противоположные свободные края проволоки;
  • свободные концы обматываются вокруг петли;
  • крючком, продетым в петлю, проворачивать до тех пор, пока проволока не затянется вплотную к арматуринам;
  • в конце процесса крючок высвобождается из петли, свободные концы подгибаются к узлу.

Можно использовать другой вариант:

  1. купить специальные крепежные элементы с двумя петлями по краям;
  2. наложить элемент на место соединения прутьев;
  3. обхватив скрещение прутьев соединить петли;
  4. вставить крючок сразу в две петли;
  5. проворачивать крючок до полного прилегания проволоки к узлу.

При строительстве массивного здания имеет смысл применять не проволочные, а пластиковые соединительные элементы в виде готовых хомутов.

Их достоинства:

  • повышенная прочность связки;
  • простота и высокая скорость вязки;
  • можно выполнить фиксацию без дополнительных инструментов.


Есть у пластиковых хомутов и свои недостатки:

  • нельзя осуществлять вязку пластиковыми креплениями при минусовой температуре, так как в этих условиях пластик теряет эластичность;
  • прочность пластиковых креплений становится высокой только после заливки и затвердения бетоном, до этого момента они ненадежны;
  • стоимость пластиковой вязки на порядок выше традиционной проволочной.

Иногда соединение элементов выполняется при помощи готовых скоб из упругой стали. Они имеют форму скрепки, легко устанавливаются, обеспечивают надежное крепление. Но стоят достаточно дорого.

Стеклопластиковой

Стеклопластиковые прутья можно связать металлической проволокой. Но чаще используются пластиковые крепления. Это могут быть защелкивающиеся крепежи или затягивающиеся хомуты.

Применение композитного материала для армирования существенно увеличивает бюджет строительства. Если застройщик не стремится максимально снизить затраты, он может закупить и пластиковые крепежи.

Применение фиксаторов

Пластиковые фиксаторы для удержания прутьев в определенном положении относительно всей конструкции, называются бобышками. Их применяют в качестве калибраторов для боковых прутков, как временные фиксирующие элементы или как подставки под нижние продольные прутья.

При заливе ленточного фундамента между стенками опалубки и прутьями арматуры должно сохраняться расстояние в 50 мм. В большинстве случаев бобышки используются для сохранения этого расстояния.

Ниже представлена схема различных способов вязки арматуры:


Методы

Вязать арматуру можно разными методами:

  1. вручную;
  2. при помощи инерционного полуавтоматического крючка;
  3. с применением специального вязального пистолета.

Ручная


Схема вязания от инструмента не зависит. Выше описана вязка вручную, то есть при помощи обычного крючка.

Такой инструмент можно приобрести в строительном магазине или изготовить самостоятельно. Его делают из заточенной арматуры. Ручку наплавляют растопленным пластиком.

Сам крючок может иметь практически любой изгиб и длину. Мастер выбирает наиболее удобную для себя конфигурацию крючка опытным путем.

Данный вариант применяется при самостоятельном возведении небольших построек, когда важна экономичность процесса, и нет необходимости спешить.

Полуавтоматом

Инструмент, работающий по инерционному принципу, тоже имеет форму крючка. Его применение ускоряет и упрощает процесс. Стоит он недорого, продается в строительных магазинах.

Принцип действия такого инструмента следующий:

  • крючком поддевается проволока и с усилием натягивается вверх;
  • в это время ножка крючка, имеющая спиральную нарезку и помещенная в пластиковый корпус, проворачивается, скручивая проволоку;
  • если после одного такого движения проволочная петля скрутилась недостаточно плотно, снова поддеть петлю крючком и потянуть.

Полуавтомат применяется профессиональными строителями при возведении частных домов.

Использование вязального пистолета


Пистолет – это полноценное строительное оборудование. Он выполняет вязку автоматически.

При создании каркаса пистолет просто подносится к месту соединения, после этого нужно нажать на рычаг или кнопку (в зависимости от модели инструмента).

Пистолет обмотает соединение проволокой, затянет ее и обрежет. Вся процедура занимает несколько секунд.

Используется такое оборудование преимущественно на крупных объектах. При возведении небольших коттеджей своими руками приобретение подобного дорогостоящего инвентаря будет нецелесообразным.

В видео советы и руководство по обвязке арматуры шуруповертом и крючком:

Расчет количества материала

Для расчета основного материала, то есть рифленой арматуры для продольных элементов каркаса, а также легкой арматуры для перемычек осуществляется при помощи специальных онлайн калькуляторов. Но для точной сметы необходимо посчитать еще и расход дополнительных материалов.

Проволока

Обычно при обустройстве фундаментов применяется отожженная проволока стальная, марки ВР с диаметром от 1,2 до 1,8 мм. Для расчетов расхода проволоки тоже может быть применен калькулятор. Однако при вязке проволочные отрезы могут рваться или теряться.


Кроме того, этот расходный материал может пригодиться для других этапов строительства, а стоимость его небольшая. Поэтому строители рекомендуют закупать проволоку с большим запасом – от 50%.

Например, нужно построить здание с каркасом из 4 продольных прутьев. Общая длина фундаментной ленты будет равна 150 метрам. Шаг между поперечинами – 30 см.

Количество внешних и внутренних углов – 4. Количество участков примыкания ленты – 2. В результате расчетов выясняется, что вязка должна будет проводиться в более чем 2000 точках.

При учете, что на каждое соединение пойдет 30 см проволоки диаметром 1,2 мм получается, что минимальный расход будет около 5,5 кг. Значит с запасом нужно закупить не менее 10 кг проволоки.

Пластиковые хомуты

Пластиковые хомуты рассчитываются по количеству соединений с небольшим запасом в 10-15%. Если предполагается 2100 соединений, следует закупить минимум 2350 хомутов. Они стоят дорого, а другого применения для них в строительстве нет. Поэтому при большем расходе лучше докупить недостающее количество.

Дополнительные детали для фиксации — «бобышки»

Шаг установки бобышек примерно как у поперечин. Но устанавливаются они обычно только в одной или в двух плоскостях – под основанием каркаса или по бокам от него.

Поэтому расход их меньше, чем расход проволочных или пластиковых вязальных материалов. Так, если при установке каркаса из 4 продольных прутьев будет произведено 2100 вязок углов, то точек установки бобышек под каркас будет в 2 раза меньше.

Большой запас здесь не нужен. Достаточно 10-15%.

Возможные ошибки и их последствия

Для опытного строителя вязка арматуры с предварительными расчетами материалов не представляет особой сложности. Ошибки допускают в основном частные застройщики, не имеющие навыков подобных работ.

Самые распространенные ошибки:


  • неправильный расчет прочности продольной арматуры (приводит к быстрому разрушению бетонной конструкции);
  • неправильная укладка арматуры по углам каркаса (фундамент не выдержит нагрузок на разрыв и постепенно растрескается);
  • применение для вязки недостаточно прочной проволоки (соединения не выдержат нагрузки трения и распадутся);
  • слабая затяжка проволочной петли (со временем соединения ослабнут, узлы получатся слишком подвижными, и бетон начнет разрушаться изнутри).

Важно участие квалифицированного специалиста как минимум на этапе проектирования. Технологию расчетов, укладки каркаса и вязки его отдельных элементов нарушать нельзя.

Заключение

При сооружении арматурного каркаса для ленточного фундамента лучше использовать в качестве метода соединения прутьев вязку, а не сварку.

Вязка должна быть выполнена в строгом соответствии с технологией. Вязать прутья можно при помощи ручного или полуавтоматического инструмента. На крупных объектах используется специальный ввязочный пистолет. Расчет расхода всех материалов для каркаса можно провести самостоятельно или с применением строительных онлайн калькуляторов.


Армирование – важный технологический этап при строительстве ростверка свайного фундамента.

При этом используют металлопрокат установленного качества, а в конструировании следуют технологии, описанной в нормативной документации к проектированию железобетонных оснований.

Рассмотрим в статье все особенности армирования свайного основания, нужен ли чертеж и для чего, в чем отличия от процедуры при монолитном плитном фундаменте, а также технологию и этапы монтажа.

Особенности процесса

Ростверк представляет собой верхнюю часть опорной конструкции, которая объединяет между собой сваи. Благодаря обвязке фундамент становится жестче и увеличивается его устойчивость по отношению к опрокидывающим нагрузкам.

По материалу изготовления ростверк может быть:

  • деревянным;
  • металлическим;
  • железобетонным.

Последний вариант выгодно отличается повышенной несущей способностью и может быть использован для строительства жилых многоэтажных домой и других тяжеловесных конструкций.

Необходимость в армировании ленты обусловлена тем, что сам по себе бетон как материал подвержен изгибающим и растягивающим силам, которые могут стать причиной разрушения основания.


Армированный каркас внутри монолитной ленты ростверка свайного фундамента принимает на себя нагрузки, тем самым увеличивая надежность фундамента и обеспечивая сохранение его эксплуатационных характеристик в процессе использования. Такую же функцию выполняет армокаркас для столбчатых, буронабивных и железобетонных свай.

Зачем делать чертеж?

Во всех деталях разработанный чертеж ростверка свайного основания позволяет:

  • определить потребность в стальных прутьях для армокаркаса;
  • собрать силовую конструкцию в соответствии с нормативными требованиями.

Графическая схема отображает следующую информацию:

  • размеры силовой конструкции;
  • диаметр стальных прутьев;
  • профиль сечения стержней;
  • шаг между перемычками;
  • интервал между арматурными поясами;
  • конструктивные особенности каркаса.

Имея перед собой чертеж, застройщик может без труда рассчитать необходимое количество прутьев и перемычек для создания армирующего каркаса, подобрать сортамент арматуры, высчитать вес прутков для заказа и, как следствие, добавить соответствующую статью расхода в общую смету.


Как выбрать арматуру?

Армирующий каркас представляет собой пространственную конструкцию, которая состоит из верхнего и нижнего продольных поясов, соединенных между собой поперечными прутками. Для изготовления продольных поясов используют рифленую арматуру класса A-III с сечением 13-16 мм.

В последнее время широко используются композитная арматура с напылением из песка, которая отличается более высокими прочностными характеристиками по сравнению с металлом, а также устойчивостью к коррозионным процессам.

Соединение конструкции может быть выполнено по двум технологиям:

  1. Поперечные перемычки присоединяются путем вязки или сварки к продольным поясам под углом 90 о . В этом случае для прутков необходимо использовать стальные стержни такого же типоразмера, что и при обустройстве пояса. Схема такой конструкции:
  2. Перемычки имеют выгнутую в хомуты форму, благодаря чему система арматурных прутьев соединяется в единую конструкцию. В этом случае используются гладкие стальные пруты класса A-II с диаметром сечения от 8 до 10 мм. Композитная арматура не подлежит гибке, поэтому не подходит для изготовления хомутов. Схема такой конструкции представлена ниже:

Электросварку чаще заменяют обвязкой арматуры и перемычек стальной проволокой. Для этого используют термически обработанную специальную вязальную проволоку диаметром от 1,2 мм.

Как рассчитать количество арматуры?

Перед тем, как планировать конструкцию армирующего каркаса, необходимо ознакомиться с нормативными требованиями, изложенными в СП 63.13330.2018. Ключевые аспекты, которые отражены в документации и понадобятся для расчета количества материла:

  • количество стержней для продольных поясов – от 4 шт.;
  • расстояние между арматурой в поясах – максимум 10см.
  • шаг между горизонтальными перемычками – 20–30см;
  • шаг между вертикальными прутками – 25–40см;
  • зазор между краем фундамента и арматурой – не менее 5см.

Имея чертеж с нанесенными габаритами и зная шаг, можно достоверно рассчитать необходимое количество металлопроката для изготовления армокаркаса.

Например, ширина ростверка 50 см, а длина – 10 м. Тогда, учитывая защитный слой бетона с обоих сторон силовой конструкции, для одного продольного пояса с шагом 10 см понадобится 4 стержня. Таким образом рассчитывают количество прутьев для каждой стороны каркаса.

В случае с монтажом силовой конструкции при помощи вязальной проволоки придерживаются установленного правила, что на одну обвязку в среднем уходит 25–30см металлопроката. Зная количество стыков, можно рассчитать потребность в материале.

Технология и этапы процесса

Монтаж армирующего каркаса начинают после завершения всех предыдущих этапов строительства фундамента, а именно:

  • устройства свай в грунте;
  • строительства опалубки;
  • укладки слоя гидроизоляции.

Силовую конструкцию помещают в готовую щитовую опалубку, внутри которой выступают прутья армокаркаса опор. Сборку конструкцию выполняют с помощью проволоки или соединяют прутья методом сварки.

Некоторые строители опасаются, что сваренный каркас хуже противостоит деформациям из-за отсутствия эластичности, но при строительстве многоэтажек чаще применяют сварку, потому что это более практичный и быстрый в реализации способ.

С точки зрения эксплуатационных характеристик, различия между методами соединения армокаркаса не существенны.

Технологические этапы:


  1. Ориентируясь на чертеж, нарезают с помощью болгарки стальные прутья на заготовки с нужными размерами.
  2. На дно опалубки укладывают пластиковые опоры или кирпичи под горизонтальные прутья, чтобы обеспечить зазор между нижней частью основания и металлом.
  3. На подставки укладывают продольные стержни, к которым приваривают или привязывают горизонтальные перемычки с выбранным шагом.
  4. К углам образовавшихся ячеек крепят вертикальные перемычки.
  5. Вертикальные перемычки соединяют с продольной арматурой верхнего пояса.
  6. К полученным углам крепят верхние горизонтальные перемычки.
  7. Усиливают углы силовой конструкции с помощью изогнутых прутьев.

Углы армирующего каркаса в большей степени подвержены значительным нагрузкам, поэтому важно уделить особое внимание надежности фиксации стержней в этих местах.

Отличия от ленточного и монолитного плитного

Единственное отличие в армировании плитного и ленточного ростверка от свайного состоит в том, что в первом случае монтируют единую силовую конструкцию по всей площади основания.

Ленточный ростверк устраивают по периметру сооружения и, как правило, под несущими стенами. Таким образом, при конструировании армирующего каркаса для монолитной плиты будет использовано большее количество металлопроката.

Ошибки и советы

Армирование ростверка выполняют строго по технологии, описанной в СП 63.13330.2018 и связанных с ним нормативных актах, в противном случае невозможно прогнозировать надежность и срок службы фундамента.

Чаще всего строители допускают такие ошибки:

  1. Неправильные размеры армирующего каркаса. Чтобы придать жесткости ростверку, силовую конструкцию располагают максимально близко к краю бетонной ленты, оставляя при этом слой бетона (минимум 50 мм). Для наземных и заглубленных ростверков слой бетонного раствора без армирования увеличивают до 70 мм.
  2. Использование других вспомогательных предметов для армирования – рельс, сетку-рабицу и т.д. Применять гладкие стальные прутья можно только в качестве поперечных перемычек. Для создания продольных поясов используют насеченную арматуру толщиной до 14 мм.
  3. Армирование прутьями, бывшими в эксплуатации, на которых сохранились остатки краски и видны следы коррозии. Все поверхностные дефекты мешают сцеплению бетона с металлом. Технология допускает только нанесение тонкого слоя эпоксидного покрытия в качестве гидроизоляционного мероприятия.

Заключение

Усиленный арматурным каркасом ростверк для свайного основания послужит прочной основой для проектируемого сооружения. При этом важно соблюдать технологическую последовательность армирования, следуя требованиям СНиП.

Заблаговременно составленный чертеж позволит правильно рассчитать требуемое количество металлопроката, а также облегчит самостоятельное выполнение монтажа.

Читайте также: