Как восстановить резьбу на пластиковой трубе

Обновлено: 13.05.2024

Резьбовые соединения на сегодняшний день получили самое широкое распространение. Они применяются в различных отраслях промышленности. В процессе эксплуатации рабочая часть резьбы может повредится, в результате чего снижается прочность и надежность. Существует довольно большое количество различных способов восстановления поврежденной рабочей части, все они характеризуются своими определенными особенностями.

Восстановитель резьбы

Технология восстановления внутренней и наружной резьбы

Сегодня восстановитель резьбы применяется при работе крайне редко. Чаще всего применяются распространенные инструменты:

  1. Сверло применяется для изменения размеров отверстия.
  2. Метчик и плашка предназначены для непосредственного нарезания витков. Они обходятся недорого, зачастую используются для нарезания новой поверхности, но могут и при восстановлении поврежденной.
  3. Шпиндель или инструмент для вворачивания вставки. Он характеризуется тем, что рабочая часть напоминает резьбовую, на торце есть специальный зацеп.
  4. Вставка ремонтная, представленная спиралью ромбовидной формы. На одном конце сделали поводок, за счет которого осуществляется его вращение за счет соединения со шпинделем.

Шпиндель

Кроме этого, некоторые технологии предусматривают использование эпоксидного клея, холодной сварки или других материалов. Выбор проводится в зависимости от конкретного случая

Способ восстановления резьбы

Каждый способ восстановления резьбы подходит для конкретного случая. Примером можно назвать использование эпоксидного клея, который может восстановить несущественное повреждение витков.

Если можно изменить размеры отверстия, то используется метчик. Он подбирается в зависимости от параметров уже имеющихся витков.

Рассматриваемый инструмент предназначен для получения витков на металле.

В некоторых случаях увеличить диаметр нельзя, тогда применяется ввертыш. Подобное приспособление цилиндрической формы имеет снаружи и внутри витки с нужным шагом.

Метчик

В некоторых случаях повреждение представлено отверстием, которое можно за плавить сваркой. После этого также проводится восстановление резьбы при использовании наиболее подходящего инструмента.

Применение эпоксидного клея

При использовании эпоксидного клея можно существенно ускорить процесс восстановления резьбы. Среди особенностей восстановительной работы отметим следующие моменты:

  1. Отверстие заполняется специальным веществом, после чего немного нужно подождать, пока оно затвердеет.
  2. Болт вкручивается для формирования требуемой поверхности, после чего вещество застывает.

Эпоксидный клей Восстановление резьбы эпоксидным клеем

Подобный метод не подходит для случая, когда крепежные изделия используются при условии высоких нагрузок или вибрации. Это связано с тем, что полимер после застывания не образует прочной и твердой поверхности.

Холодная сварка

Вместо полимерного клея может применяться холодная сварка. Она также наносится в виде пасты, после застывания образуется прочная и твердая поверхность. Процесс восстановления следующий:

  1. Перемешиваются оба компонента для получения требуемой пасты.
  2. Пастой заполняется поврежденная поверхность, после чего нужно подождать немного.
  3. Вкручивается болт.

Холодная сварка

Холодная сварка может выдерживать достаточно большую нагрузку, но при этом проста в применении и обходится дешево.

С применением метчика для нарезания резьбы

Метчик применяется для нарезания канавок, за счет которых и образуется требуемая геометрия. Рассматриваемый инструмент состоит из двух частей, может классифицироваться по большому количеству признаку. К особенностям проводимой работы отнесем следующие моменты:

  1. Инструмент смазывается маслом. За счет этого упрощается процесс образования витков.
  2. При работе на три оборота по ходу приходится 1,5 оборота в обратном направлении. Это делается для того, чтобы удалить стружку с зоны резания.
  3. Инструмент должен быть расположен строго вертикально поверхности.
  4. После образования требуемой поверхности используется контрольный болт. Первый проход может быть под небольшой нагрузкой, но после проблем возникать не должно.

На образование витков уходит относительно небольшое количество времени. При этом можно получить качественную и надежную резьбу, которая прослужит в течение длительного периода.

С использованием ввертыша

При применении ввертыша отверстие высверливается подходящих сверлом, после этого подбирается метчик соответствующего диаметра. В отверстие устанавливается ввертыш, верхняя часть при необходимости срезается.

Ввертыш для восстановления резьбы

Ввертыш для восстановления резьбы

После этого керном на границе наносятся засечки. Это делается для того, чтобы ввертыш не выкрутился из отверстия. В продаже встречаются самые различные варианты исполнения ввертышей, поэтому проблем с подбором не возникнет.

Сварка для восстановления резьбы

Для того чтобы заплавить отверстие на поврежденной поверхности можно применить сварку. Среди особенностей отметим следующие моменты:

  1. Могут применяться самые различные методы варки.
  2. Процесс восстановления может усложниться при большой длине отверстия.
  3. После заваривания отверстия проводится нарезание при использовании метчика.

Процесс достаточно прост, но полученные витки не смогут выдержать высокую нагрузку.

Применение футорок

Восстановить подобные крепежные элементы можно и при применении футорка. Этот вид резьбового соединения представляет собой втулку, которая имеет наружный большой диаметр и внутренний с меньшим размером.

Комплект футорок

Сфера применения футорков весьма большая. Примером можно назвать изготовление мебели или соединение различных труб, крепление спаренных колес.

В некоторых случаях, когда можно изменить диаметр соединения, футорок используется при повреждении витков.

Восстановление резьбы холодной сваркой

Холодная сварка сегодня применяется крайне часто. После застывания полученная паста становится прочной и твердой. Она применяется в нижеприведенных случаях:

  1. Соединение не подвергается вибрации.
  2. Оказываемая нагрузка невысокая.
  3. При восстановлении неответственных деталей.

При применении специальной пасты можно получить практически любую поверхность. Это связано с тем, что до полного застывания она находится в пластичном состоянии.

Выбор холодной сварки для резьбы

В продаже встречаются различные виды рассматриваемого вещества. При выборе учитываются следующие моменты:

  1. Рекомендуемая область применения.
  2. Особенности изготовления рабочей смеси.
  3. Условия эксплуатации: температура, влажность и некоторые другие моменты.

Восстановление резьбы холодной сваркой

Восстановление резьбы холодной сваркой

Большинство вариантов исполнения представлены двумя компонентами, которые смешиваются для получения пасты. Стоит учитывать, что в пластичном состоянии вещество находится не долго.

Недостатки и преимущества

Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки. Примером назовем следующее:

  1. Холодная сварка и полимеры могут использоваться в случае, когда нельзя изменить диаметр отверстия. Однако, получающиеся витки характеризуются низкой прочностью.
  2. Метчик используется только в случае, когда можно немного увеличить отверстие. При этом получаются качественные и прочные витки.
  3. Вкладыши позволяют расширить область применения режущего инструмента, но восстанавливаемая резьба также не рассчитана на большую нагрузку.

В целом можно сказать, что существует просто огромное количество способов восстановления крепежных элементов. Выбор проводится в зависимости от того, где оно используется и какая нагрузка оказывается.

При ремонте бытовой техники часто приходится сталкиваться с сорванной резьбой на пластиковом корпусе. В результате приходится делать сборку на меньшее количество крепежей, что естественно ненадежно, или пользоваться клеем, что усложняет последующую разборку. Решить такую проблему можно восстановив сорванную резьбу медной проволокой. Это очень простой и быстрый способ, при котором новая резьба будет даже крепче изначальной.

Материалы и инструменты:

  • тонкая медная проволока;
  • суперклей;
  • зубочистка;
  • отвертка;
  • паяльник или паяльный фен.

Процесс восстановления резьбы на пластике


На шуруп или винт, резьба под который сорвалась, нужно намотать тонкую медную проволоку. Она должна ложиться между витками резьбы. Намотка проволоки выполняется на глубину сорванного отверстия.

Как надежно восстановить сорванную резьбу на пластике


Затем шуруп или винт приставляется к отверстию на пластиковой детали и прижимается отверткой. Далее его нужно разогреть, приложив паяльник или направив паяльный фен. По мере прогрева проволока будет плавить пластик, постепенно погружаясь в отверстие. Отвертка с шурупом при этом должны удерживаться в прямом положении.

Как надежно восстановить сорванную резьбу на пластике


Как только крепеж опустится до упора отверстия, нужно убрать паяльник и подождать несколько секунд не отводя отвертку, чтобы пластик успел немного остыть. После этого винт плавно выкручивается. Чтобы впаянная проволока не перекрутилась и осталась внутри, необходимо ее поддерживать за выступающий из отверстия хвостик. Таким образом, оставшаяся спираль и будет выполнять функцию резьбы.

Как надежно восстановить сорванную резьбу на пластике


После удаления шурупа нужно закрепить витки проволоки в отверстии. Они и так будут неплохо держаться, но для надежности лучше все проклеить. Для этого берется суперклей и наносится на кончик зубочистки.

Как надежно восстановить сорванную резьбу на пластике

Как надежно восстановить сорванную резьбу на пластике


Ничего страшного, если часть клея попадет внутрь трубочки из проволоки. Его можно будет подобрать сухой зубочисткой. Немного клея на стенках не помешает, главное чтобы он не стекал на дно и тем самым не уменьшил глубину отверстия.

Как надежно восстановить сорванную резьбу на пластике


Закрепив резьбу нужно срезать выступающий хвостик проволоки, чтобы он не мешал при сборке корпуса. Данный способ восстановления резьбы подходит абсолютно для любого пластика. В отличие от также распространенного решения с вклеиванием шурупа, крепеж потом можно многократно выкручивать и закручивать.

Смотрите видео


Такая неисправность, как сорванная резьба креплений, внутри пластмассового корпуса, довольно распространённая поломка. Происходит это, чаще всего, если пластмасса, из которой изготовлен корпус, низкого качества. Ну, или же, например, если это отсек для батареек, крышка которого крепится к корпусу путём ввинченного шурупа. Разные изделия (особенно игрушки, чтобы дети не смогли добраться до элементов питания), с таким отсеком для батареек, довольно распространённая форма конструкции. Чтобы сменить эти самые элементы питания, приходится каждый раз пользоваться отверткой. И естественно, что рано или поздно, резьбе придёт вполне закономерный каюк. Когда это наступит, зависит, опять же, от качества пластмассы. Хорошо, если сам корпус имеет множество таких соединений.

Как за 5 минут восстановить сорванную резьбу в пластмассовом корпусе


Можно на это просто не обращать внимания. Но если корпус имеет такие соединения только по углам, и одно из креплений не надёжно – это уже несёт некоторую опасность, при дальнейшем использовании изделия. Существует не один способ, как восстановить сорванную резьбу крепления, кто-то суёт туда спички, кто-то заливает клеем, у кого и ещё более экстравагантные способы решения этой проблемы. Но есть один способ, позволяющий восстановить резьбу буквально за пять-семь минут, до практически изначального состояния, и который я сейчас и собираюсь продемонстрировать.

Понадобится

  • Ножницы.
  • Нитки обычные.
  • Секундный клей.
  • Масло машинное (или оружейное).
  • Отвёртка.
  • Канцелярский нож.
  • Бор машинка со сверлом или фрезой, на 1-1,5 мм толще, чем отверстие с сорванной резьбой.

Как за 5 минут восстановить сорванную резьбу в пластмассовом корпусе

Восстановление сорванной резьбы


Для начала, как Вы понимаете, необходимо разобрать корпус, в котором нужно отремонтировать резьбу. Шуруп, в креплении которого прокручена, или вообще отсутствует резьба, следует выкручивать в последнюю очередь. Так будет проще вытащить его, если не удастся выкрутить. Итак, разобрали.

Как за 5 минут восстановить сорванную резьбу в пластмассовом корпусе


Теперь нужно зачистить отверстие, в котором сорвана резьба, и сделать его на миллиметр шире. Справится с этой задачей, поможет бор машинка с соответствующей фрезой.

Как за 5 минут восстановить сорванную резьбу в пластмассовом корпусе


Если нет бор машинки, можно расширить тонкой отвёрткой, путём ее вращения. Далее, подготавливаем шуруп. То есть просто смазываем его маслом!

Как за 5 минут восстановить сорванную резьбу в пластмассовом корпусе


Теперь займёмся наполнителем для высверленного и расширенного отверстия. Мы не будем совать туда спички, или другой наполнитель. Наоборот: мы намотаем наполнитель прямо на шуруп. А именно – будем использовать нитки. Любые. Наматываем на промасленный шуруп нитку, до тех пор, пока толщина не станет соответствовать размеру высверленного отверстия.

Как за 5 минут восстановить сорванную резьбу в пластмассовом корпусе


Как только толщина позволит с трудом втиснуть всё это в отверстие, капаем на намотанную, на шуруп нить секундный клей, и пару капель в подготовленное отверстие.

Как за 5 минут восстановить сорванную резьбу в пластмассовом корпусе

Как за 5 минут восстановить сорванную резьбу в пластмассовом корпусе


Через пять минут клей схватится намертво! Можно выкрутить отверткой шуруп, и убрать канцелярским ножом выступившие излишки клея.

Как за 5 минут восстановить сорванную резьбу в пластмассовом корпусе


Благодаря тому, что мы смазали шуруп маслом, он выкрутится без особых трудностей. При этом пропитанная клеем нить, оставшаяся внутри отверстия, сохранит форму резьбы шурупа. Можно, так же, пару раз прогнать шуруп туда-обратно, для дальнейшей лёгкости в эксплуатации.

Как за 5 минут восстановить сорванную резьбу в пластмассовом корпусе

Как за 5 минут восстановить сорванную резьбу в пластмассовом корпусе


На восстановление резьбы, в неспешном темпе, у меня ушло менее пяти минут. Плюс две-три минуты на разборку и сборку моего ремонтируемого клеевого пистолета. Дел – пустяк! Зато в дальнейшем можно уже не волноваться, что что-нибудь отвалится в самый неподходящий момент.

Как за 5 минут восстановить сорванную резьбу в пластмассовом корпусе

Смотрите видео



Всем доброго времени суток!
Наверное, многие из Вас сталкивались с такой проблемой, как сорванная резьба: будь то резьба в металле или на пластиковой детали. Согласитесь — вещь не приятная. Существует множество способов восстановить сорванную резьбу на металле:
— с помощью ремкомплектов (ввертышей);
— сварка с последующим сверлением отверстия и нарезкой новой резьбы метчиком;
— при помощи холодной сварки;
Способов достаточно много.
Для восстановления резьбы на пластике тоже существует несколько способов:
— при помощи клеевого термо-пистолета;
— при помощи наплавки паяльником недостающего или поврежденного участка резьбы;
Как видим, вариантов не так много, да и не всегда их можно применить в той или иной ситуации. Расскажу по подробнее на одном примере. Возможно, кому-то это пригодится.

В общем, случилось так, что в процессе эксплуатации автомобиля, а точнее, — его обслуживании, была сорвана резьба в нижней части корпуса воздушного фильтра. Заводские винты вкручивались, но при затяжке не держали (прокручивались).


Было принято решение устранить данную проблему при помощи клеевого пистолета. Все достаточно просто: снимаем крышку воздушного фильтра, закладываем нагретый клей в отверстие под винт и, пока клей не успел застыть, быстро вкручиваем все винты на место. Такого способа мне хватило ровно на одно ТО. После очередного выкручивания — вкручивания винтов, резьбы снова не стало.

Что в итоге придумал.
Купил в Леруа Мерлен мебельный крепеж.


Варианты закладных. 1) ввертыш мебельный; 2)длинная закладная — мебельный крепеж; 3)снизу справа — резьбовая заклепка.


Выбрал из всех вариантов — закладные для тумбочек. Почему? На этих закладных есть шлицевые насечки, что способствует их более надежной фиксации, а главное — уменьшает шанс прокручивания закладных в отверстии.



Отрезал от закладной 9мм. Можно отрезать 10мм, чтобы потом не подтачивать напильником.


Далее рассверливаем отверстия для закладных в коробе воздушного фильтра до 7мм. Можно сделать небольшую фаску у отверстий сверлом на 7,2-7,5 мм, чтобы немного наживить будущую закладную. Вставляем закладную в отверстие при помощи паяльника. По мере нагрева, закладная будет утапливаться в отверстие. Утапливаем до тех пор, пока вся закладная не зайдет в отверстие.


Даже если вы используете пластиковые трубы и пресс фитинги, у вас будут резьбы, которые нужно герметизировать.

Я использую 3 разных способа:


Еще есть фум-лента, я ею не пользуюсь с тех пор как узнал про Тангит Юнилок, но иногда она хороша и незаменима, например подмотать какой-нибудь раструб, типа сифона российского производства.

Посмотрите на три этих способа на примере одинаковых кранов с резьбой:


Самый лучший, легкий, чистый и быстрый способ соединения (не скрою — мой любимый) — сантехническая нить Tangit Uni-Lock:


Она толще фум-ленты, чем то пропитана, за счет чего лучше держится и позволяет регулировать соединение (то есть некоторое время после сборки при необходимости можно чуть вывернуть или довернуть соединение).

В коробку встроен нож, которым удобно обрезать нить:


Все, что нужно для работы, это сама нить и ключи:


Наматываем нить по инструкции — не по резьбе, а немного наискосок:


Обратите внимание: в инструкции на коробке указано сколько витков Тангита нужно намотать для различных диаметров труб:


Для этой резьбы 1/2" я сделал 7 витков.

Я всегда наматываю максимальное количество от предложенного в инструкции, и это всегда работает безотказно — не нужно думать, не нужно опыта или мастерства чтобы как то на глаз определять, сколько витков на какую трубу намотать.

Закручиваем — усилие среднее:


И все — отличное легкое соединение! )

Единственное — это прокатывает лишь с качественными материалами типа Тангит Юнилок, а сейчас он стал исчезать из магазинов и вместо него какое-то г. лежит, типа тоже нить, немного дешевле, но намного худшего качества.

Бытует мнение что срок службы соединения с Тангитом ограничен, и что он не подходит для капитальных соединений, но для легкодоступных он точно идеален — поставить тройник с краном для посудомойки или фильтра, например.

В случае чего соединение легко разбирается и легко очищается резьба.

Легкая сборка, легкая разборка — преимущества Тангит Юнилок! ;)

Далее — сантехнический герметик.

Анаэробный герметик — сантехнический фиксатор резьбы:


Это какой-то особый герметик, который полимеризируется на металле в отсутствии воздуха — то есть в резьбе. С пластиковыми резьбами он не работает (вернее работает, но нужно пластик мазать специальным активатором).

Этот — средней фиксации (Medium), после него соединение с трудом но можно разобрать, есть такой же — сильной фиксации (Strong), в быту он не нужен — после него невозможно вручную разобрать соединение, нужно греть его феном или горелкой.

Чем хорош этот герметик? Скоростью и надежностью — намазал, завернул и забыл.

Но он требует чистоты резьбы и обезжиривания — новые детали достаточно сбрызнуть очистителем (я использую универсальный спрей-очиститель), а вот старые резьбы нужно еще механически очистить щетками:


Секундное дело, но нужна специальная щеточка за 100р )

Итого для сборки на герметике нужен герметик, щетка, очиститель, но не нужны ключи:


Чистую резьбу мажем герметиком по кругу на пару витков резьбы:


И просто без ключей, рукой заворачиваем:


Излишки герметика удаляем — они все равно не застынут на воздухе, только в резьбе внутри.

Герметик застынет только через пол часа, а окончательно прочность наберет через 2 часа.

Внутри соединения из резьбы так же выступит лишний герметик, который так же не застынет — излишки смоются и попадут в воду.

Но написано что он пригоден для питьевой воды, значит все ок, нужно просто кран открытым подержать некоторое время, чтобы смыть герметик.

Вот видео про подобный (но другой фирмы) герметик:

Этот герметик очень удобен когда сложно куда-то подлезть с ключами или нежелательно прикладывать усилие к трубе — намазал, завернул от руки и все.

Но разбирать соединение на герметике гораздо труднее, чем на Тангит Юнилок и даже льне, нужны большие ключи и нужно прикладывать значительное усилие, и после герметика нужно чистить резьбу.

Это может создать проблемы, если вы вдруг захотите разобрать соединение, особенно если труба хрупкая или ввернута во что-то.


В этом случае (если соединение в труднодоступном месте, или по каким то причинам нельзя прикладывать большое усилие) можно довольно легко разобрать соединение с герметиком нагревом.

Я грею на 170°С таким термопистолетом с рефлекторной насадкой — менее чем через минуту герметик разрушается и соединение легко разворачивается. Но резьбу все равно нужно чистить, если хочется опять собрать все на герметике! Тангитом можно намотать прямо на остатки — проверено! )


Многие заводские сантехнические изделия собирают именно на таком герметике — при соблюдении правил (чистая, обезжиренная резьба) это очень быстрое, легкое, надежное и долговечное соединение. Так же этот герметик — просто спасение для труднодоступных соединений.

Но для временных соединений герметик не очень подходит из-за сложностей с разборкой и чисткой. Так же он не подходит для всяких стремного качества труб — грязных, в масле, и для окрашенных — например я встречал окрашенные чугунные фитинги на циркуляционных насосах.

Бывает что нет ни Тангита ни сантехнического герметика.

Тогда на помощь приходит самый старый и самый трудный способ герметизации — сантехнический лён плюс сантехническая паста:


Они продаются везде, где угодно.

Герметизация льном и пастой надежна, но очень трудна — у меня до сих пор получается плохо и криво:


У мастеров-сантехников получается очень аккуратно, а у меня все торчит во все стороны. Но закручивается и не течет.

Это трудное соединение. Качество и надежность зависят от мастерства.

Фишка в том, что нужно очень точно дозировать количество льна — если его будет мало, будет течь, много — не завернется или провернется.

Но это еще не все — нужно так же очень аккуратно, расправляя наматывать его — если намотать неправильно, то соединение даже с правильным количеством льна провернется при попытке заворачивания.

На качественных изделиях на резьбы всегда нанесены зубцы — специально чтобы лён не проворачивался при закручивании.

Сверху мажется специальная водостойкая паста — она уплотняет соединение, а так же служит смазкой при закручивании (сухой лён просто порвется при заворачивании) и впоследствии предохраняет лен от гниения.

Вот видео процесса:

После правильной намотки закручиваем:


Усилие при закручивании покажет правильность намотки — оно должно быть от среднего до сильного. Если усилие слишком мало — соединение будет течь. Если усилие слишком велико — есть риск сломать деталь.

Дешевые китайские тройники и краны легко ломаются, причем они могут не сразу сломаться лён от воды потом еще немного разбухает, и если вы намотали слишком много, качественная деталь выдержит, а вот тонкие китайские — треснут, для них лён противопоказан — используйте Тангит или герметик.

Это самый сложный и долгий, но надежный и долговечный способ (если закрасить соединение краской).

Он требует мастерства и опыта, но расходники к нему есть везде.

В магазине может не быть Тангита, и лучше купить набор из льна и пасты, чем какую-нибудь нашу или китайскую дешевую нить или фум ленту.

Кстати! Лён тоже бывает разного качества. Бывает наш самого низкого качества, бывает среднего качества (я очень удивился, но мой лён сделан в Италии), бывает лён экстра качества — тоненький, прочный, хорошо расчесанный. Но такой продается только в специализированных сантехнических магазинах, а в них же можно купить Тангит Юнилок или герметик, и не мучаться со льном! )

Усилие разборки льна большое — приходится прикладывать значительные усилия если соединение старое.

Читайте также: