Как узнать где у бревна комель

Обновлено: 19.04.2024

На фоне популярности всего натурального, экологичного, выполненного по старинным дедовским технологиям, уже лет 20 в России не спадает интерес к деревянному зодчеству. А именно – к рубленым домам.
Срубы бывают разные. Более всего на слуху – выполненные по канадской или норвежской технологии, а также традиционный русский сруб. Есть ещё варианты финской и шведской рубки, но они не столь популярны. Вроде бы – разнообразие имеется. К тому же исполнители наперебой предлагают индивидуальное проектирование в любом стиле рубки. Но этого оказалось мало.
Хорошо сделанный сруб – жилище уже эксклюзивное, а выполненное по индивидуальному проекту – тем более. Но растёт число срубов и эксклюзивность их падает. Вчера ещё уникальный проект сегодня можно найти в сотне каталогов, и хочется потребителю чего-то новенького.
Словно бы откликом на это желание сравнительно недавно появился новый тренд – дикий сруб, который ещё называют «лесной сказкой». «Сказка» очаровала многих, «сказку» предлагают наперебой, и цены на неё, разумеется, выше, чем на обычный сруб. Но давайте разберёмся, что такое настоящий дикий сруб? Существует ли он, или это очередная «сказка» от хитрых маркетологов, чтобы заставить нас охотнее выкладывать свои денежки в большем количестве?

Чем дикий сруб отличается от обычного?

Когда предлагают что-то новое – лучшее и эксклюзивное – то, первейший вопрос, который возникает: чем это новое отличается от прежних «старых» версий? Ответы должны быть чёткие и простые, иначе могут возникнуть сомнения – не пытаются ли вам подсунуть, что-то вполне обычное, но в новой упаковке и уже дороже.
Такие сомнения возникают насчёт «лесной сказки», когда пытаешься узнать, что за зверь такой – дикий сруб, и лезешь за этим в Интернет. На разных ресурсах можно встретить неодинаковые и порой противоречивые описания диких срубов, сравнительных же характеристик вообще крайне мало.
Большинство сайтов указывают, что отличительной особенностью «дикой» рубки является использование грубо окорённого бревна, с сохранением всех его неровностей и изгибов, то есть – натуральной фактуры. Ряд источников указывает на использование брёвен конусной формы (вместе с комлем, который значительно шире верхушки). Однако ширина брёвен упоминается разная: где-то пишут про толстые – 40-50, и даже 70 см в поперечнике; где-то про вполне обычные – 20-30 см. Также дополняют, что брёвна в «диком» стиле следует укладывать таким образом, чтобы длина «остатка» (выступающих частей на углах стен) была разная. А находятся оригиналы, которые предлагают дикие срубы «в лапу», т.е. в прямой угол без остатка.
На многих сайтах пишут про ручную обработку бревна традиционными инструментами. В то же время другие активно продвигают гидравлический метод окорки. Мол, если кору снимать не скобелем, или фрезой, а струёй воды под давлением, то не нарушаются естественные формы ствола, все неровности сохраняются, а это для дикого сруба – как раз то что надо. (Забегая вперёд, скажу, что окорку скобелем сравнивать с механизированной обработкой древесины некорректно: первый вариант щадит луб, а механизированные способы его «убивают».)
Кто-то пишет, что дикий сруб – канадская технология, кто-то – что это исконный древнерусский способ рубки, которому тысячи лет (правда, тысячи лет назад срубов на Руси не было!).

Путаница с «дикими» срубами на фото:

Вот, как будто дикий сруб, только, похоже, из оцилиндрованных брёвен… Тоже как будто дикий сруб, но что в нём «дикого»? Разве что декоративные перила из искривлённой «природной» древесины… Здесь, в общем-то, видно на остатке, что брёвна конусовидные, и более широкая комлевая часть в укладке чередуется с вершинами, которые поуже, но в целом стена, как у обычного сруба из оцилиндрованного бревна. Это уже ближе к «дикому» стилю (рубка канадская – с затёсами под «седло»), но остаток (выступающие на углу брёвна) обрезан под один размер. То же самое – брёвна на остатке не выступают Вот это – дикий сруб. Правда, отличается от предыдущих?

Что предлагают в качестве «лесной сказки»?

Предлагают, в основном, варианты срубов по канадской или русской технологии с теми либо иными дополнениями из вышеперечисленных «особенностей» дикого сруба. Все источники сходятся лишь в двух пунктах:

1. грубая окорка с сохранением естественной формы бревна в деталях;
2. дикий сруб должен выглядеть «дико», этакий «лесной домик», т.е. это уже вопрос дизайна, а не технологии.
Замечу, что эти два пункта и некоторые из вышеперечисленных особенностей соответствуют «дикому» стилю. Однако один-два попадающих в точку фактора ещё не делают сруб «диким», и значит – не дают оснований говорить о неком особенном стиле рубки.
Многие срубы и по сей день строятся вручную топором, теслом и скобелем, ну и что? Поезжайте в деревню и найдёте бревенчатые избы, которым по полвека, но местные жители весьма удивятся, если вы им скажете, что у них – новомодные «дикие срубы». Оцилиндрованные и профилированные брёвна – относительно современный строительный материал, который стал широко доступен в связи с появлением промышленных станков. Традиционно дома рубили из тех брёвен, что были в наличии, то есть – из конусных, разной толщины, со всей фактурой, какую создала природа. Любой старый сруб где-нибудь в лесу будет смотреться достаточно «дико».
Сравните:

Вот отличный пример дикого сруба… …а вот обычная русская банька …или старый деревенский сруб.

Один из определяющих факторов для сруба – стиль рубки. Известны:

  • русская (имеет много вариантов, но в основном это – в чашу, либо в курдюк с лунным продольным пазом);
  • канадская (в седло, в оригинале с W-образным верхним и V-образным нижним продольными пазами, но на практике в России, обычно, используют традиционный лунный);
  • шведская (шестигранная);
  • норвежская (с клиновидной чашей, также узнаваема по использованию лафета – стёсанного с двух сторон бревна).

В связи с «диким» стилем чаще упоминают канадскую, либо русскую рубку, либо вообще обходят этот вопрос молчанием. Может сложиться впечатление, что «дикого сруба» как уникального явления деревянного зодчества не существует вовсе, а под видом «лесной сказки» предлагают уже известные срубы с теми или иными вариациями в технологии и в дизайне.
Самые честные предлагают срубы с учётом большинства вышеперечисленных особенностей. В какой-то мере такие дома могут соответствовать стилю «дикий сруб».

Каким должен быть настоящий дикий сруб?

Идея «дикого сруба» появилась в Канаде лет 50 назад. Хотя и старые русские срубы вполне могут подходить к «дикому» стилю. Просто их так не называли. Это, действительно, отчасти вопрос маркетинга – как назвать новинку, как её преподнести.
К слову, канадский сруб – стиль искусственный сам по себе. В нём смешаны технологии норвежской (клиновидная чаша) и русской рубки (в курдюк) с целью получения конструкции углового замка сбалансированной по простоте и качеству исполнения. При этом преимущества канадской рубки в седло, перед русской в чашу (в обло, или в охлоп), вовсе не очевидны и спорны.

Русская чаша в курдюк

Канадская рубка «в седло» с курдюком и без

Канадская рубка «в седло» с курдюком и без

Нужно признать, что дикий сруб родился из эстетики. Дизайн – важная отличительная характеристика этого стиля. Но из формы в данном случае рождается и содержание, то есть – технологические особенности строительства.
Давайте представим, каким должен быть идеальный дикий сруб. Для этого возьмём всё лучшее, что существует в исконных технологиях строительства рубленых домов, и будем ориентироваться на «дикую» эстетику.

Технологические особенности дикого сруба

Дом в этом стиле по определению выглядит брутально, поэтому брёвна должны быть:

Какой в этом практический смысл?
Стены из толстых брёвен лучше сохраняют тепло, что особенно актуально для нашего климата. Не то чтобы для сохранения тепла нужно полметра стены, но основное место продува – в стыках брёвен и в угловых замках. Чем толще само бревно, тем шире продольный паз, и, соответственно, стена толще в местах стыковки брёвен. Площадь соприкосновения брёвен в угловых замках независимо от стиля рубки также зависит от их толщины.

Грубая окорка – обработка бревна, когда снимается только кора, защитный лубяной слой остаётся нетронутым.

При этом, не допускается обработка бревна рубанком, поскольку он может нарушить лубяной слой, все сучки убираются ножом. Нельзя также использовать бензопилу для вырезания продольного паза и чаши, потому что её режущее полотно разрыхляет волокна древесины, в то время как лезвие ножа или топора проходит вдоль волокон, сохраняя структуру дерева закрытой. А значит, древесина будет лучше защищена от попадания влаги и гниения.
Вообще, не рекомендуется использовать механизированные и новомодные способы обработки. В частности – гидравлическую окорку. Почему?

  • Чрезмерно гладкая поверхность бревна, хоть и с идеально сохранёнными особенностями фактуры, выглядит слишком декоративно, что не очень соответствует «дикому» духу, который нам нужен.
  • По такой гладкой поверхности вода (в случае дождя, например) будет хорошо стекать в места стыков брёвен, а это уже плохо. В то же время при окорке скобелем на поверхности дерева образуется множество узких граней. По такому «многограннику» вода не затекает в продольные пазы, а капает с бревна вниз.
  • Плотник, работая скобелем или заточенной лопатой, может варьировать силу воздействия на каждое бревно, на каждый его участок в зависимости от необходимости, и режущая кромка инструмента идёт вдоль волокон, не нарушая их целостности. Струя воды выходит под постоянным давлением, «почувствовать» дерево невозможно и нельзя регулировать силу воздействия.

На видео ниже представлены традиционные способы грубой окорки и показано, что работать скобелем можно быстро и эффективно, то есть, в принципе, нет смыла в сомнительных технических ухищрениях:

А вот так делать не стоит, хотя это и быстро (обратите внимание, как разрыхляется дерево, превращаясь буквально в лохмотья по поверхности чаши – рассадник для влаги, грибков и насекомых):

Для того чтобы дикий сруб был, действительно, диким, то есть максимально природным и экологичным, следует использовать только натуральные утеплители и антисептики. В качестве утеплителя подойдёт мох, или пакля (лён). Что касается антисептического покрытия, то в лубяном слое древесины хвойных пород (кедр, сосна, лиственница), которая заготовлена зимой, хватает собственных натуральных антисептических веществ. Но можно использовать дополнительно льняное масло, воск.

Стиль рубки угловых замков – канадский или русский – принципиального значения не имеет, главное, чтобы рубка была с остатком (в чашу). В одну стену брёвна укладывают так, чтобы вершины чередовались с комлевыми частями.

Всё остальное – исключительно вопросы дизайна.

Дизайн дикого сруба: интерьер экстерьер и ландшафт

Собственно, я уже проговорился немного о дизайне выше: выступающие в углах и перерубах комлевые части – несомненно, дизайнерские элементы, практического смысла в них нет. Разве что такая укладка даёт плотнику определённую степень свободы смещать брёвна относительно друг друга более-менее произвольно, что облегчает их подгонку. Ведь собрать в сруб конусные брёвна разной величины со всеми естественными выпуклостями, чтобы постройка смотрелась органично – задача, требующая почти скульптурной работы.

Если упомянуть, что в декоративных целях при строительстве диких срубов возможно использование бревён с остатками корневой системы, или сильно изогнутых, то сравнение со скульптурой будет ещё более точным. Брёвна с корневой системой используют для внешнего оформления дома и в качестве внутренних опор. Изогнутые элементы подходят для создания лестничных перил.

Здесь и перила, и использование корней вместо традиционного «конька» – показательный образец возможностей оформления экстерьера сруба, хотя и слишком декоративный. В качестве поддерживающих опор дерево используется в своём естественном виде, практически, полностью. Такая же колонна-дерево в интерьере. Лестничные перила – натуральная «лесная сказка»! Массивная колонна из мощного комля с частью корневой системы

Сама фактура и текстура внутренних стен, балок и перекрытий – работает на интерьер. Во внутреннем оформлении диких срубов широко используется корнепластика, «грубая» дизайнерская мебель. Массивный камин, охотничьи атрибуты – также дополнят интерьер в «диком» стиле. Ограничений для фантазии нет. Лучше на это посмотреть:

В интерьере дикого сруба главное – стены дикого сруба! Вполне современная ванная комната гармонично вписалась в грубые стены из бревен. Камин, несомненно, будет очень уместен в «диком» интерьере. Камин и любимое кресло – под стать любимому дому!

Стиль «дикий сруб» можно удачно сочетать с рустикой. Рустика – «деревенский», «грубый» в переводе с латинского rusticus. Это стиль постройки каменных домов, или их облицовки грубо отесанными камнями, который возник ещё в древнем Риме. В соединении с диким срубом получится что-то в этом роде:

Рустика + дикий сруб – это так… вот так… и вот так.

Конечно, при строительстве дикого сруба следует учесть элементы ландшафта. Но дом в таком стиле прекрасно впишется, практически, в любой природный ландшафт средних широт.

На склоне холма. Фундамент, кстати, облицован в рустикальном стиле. Уютная неприступная мой-дом-моя-крепость на полянке у леса. Этот сруб прямо-таки слился с ландшафтом!

Итог:
Отыскать настоящий дикий сруб нелегко, как и любую «сказку». Хотя «дикий» стиль многолик (на фото мы можем видеть: одни дома брутальные и массивные; другие – массивные, но более декоративные; третьи – декоративные и сказочно милые), но он существует! Главное, не спутать «лесную сказку» со сказками маркетологов.

Деревянные дома европейского
качества по ценам российского
производителя

Строительство домов из клееного бруса

ФОТОГАЛЕРЕЯ ПРОЕКТЫ ДОМОВ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ О КОМПАНИИ КОНТАКТЫ












Как ни богат язык, случается, что одно и то же слово используется в кардинально противоположенных значениях. Так, к примеру, «комель» может характеризовать древесину и как отходы, и как первосортное сырье. Все зависит от контекста.

Как ни богат язык, случается, что одно и то же слово используется в кардинально противоположенных значениях. Так, к примеру, «комель» может характеризовать древесину и как отходы, и как первосортное сырье. Все зависит от контекста. Комель бревна, комлевая часть пиловочного сырья используются для производства самых ответственных конструкционных материалов (комель сосны, лиственницы). А комель березы, комель дуба, ореха с точки зрения массового производства пиломатериалов - отходы. В этих, «отрицательно нагруженных» по смыслу случаях, речь идет о комлевой части ствола деревьев. Впрочем, и такой «комель» применяется и даже ценится, как красивое мебельное, поделочное сырье или хорошее топливо.

Комлевая часть ствола (комель дерева) - переходная зона, соединяющая функционально разные корень и ствол. Первый удерживает дерево в грунте, собирает и отдает под значительным давлением в ствол воду и питательные вещества, необходимые для роста дерева. Его древесина хаотична по структуре. Второй, ствол, растет, транспортирует этот сырой сок, передает произведенный листьями пластический сок и запасает энергию (сахара), поднимает крону к свету. Древесина ствола структурно однородна и однонаправлена. В комле дерева свойства корня и ствола перемешаны на некоторой длине и для заготовок строительной древесины это помеха, которую просто отбрасывают. А вот нижняя часть ствола, оставшегося после отбраковки прикорневой зоны, содержит самый ценный конструкционный материал, прочный, с максимальным сечением и минимумом дефектов - комлевую древесину. Термин «комель» используется и для маркировки нижнего края ствола в пиломатериалах - комель бревна (верхний, обычно, более тонкий край ствола - отруб, по нему измеряют толщину бревна).

Получаемая из нижней части хлыста древесина, отличающаяся наилучшими свойствами, идет на производство ответственных деталей машин, строений. Она однородна, максимальна по сечению, позволяет выделить наиболее длинномерные заготовки, с хорошей прямослойностью, минимумом дефектов, хорошо обрабатывается. Эта комлевая древесина из прикомлевой части хлыста существенно отличается, от той, что отбраковывается из комлевой зоны дерева. Если в первой волокна равномерно направлены вдоль ствола, то во второй спутаны, имеется множество спящих почек. Кроме свилеватости древесина комля обычно имеет более высокую влажность и не редко поражена прикорневыми грибками, гнилями.

Ясно, что четкого перехода от «плохой» древесины к «хорошей» по длине ствола нет. Комлевой край бревна имеет характерное утолщение. Древесина вблизи него частично наследует характерные для комля дерева особенности (если и не сильную свилеватость, то утолщение клеточных стенок и некоторый радиальный наклон волокон). Поэтому и диаметр по нижней части такого бревна замеряют на метр выше от края, и сбеженность считают, не учитывая этого последнего метра. При сильном увеличении диаметра комлевого среза (разница в диаметрах на краю и на расстоянии в 1 метр от него - более 20%) и его некруглости, эта особенность строения уже будет считаться дефектом - закомелистостью и ребристой закомелистостью. И совсем плохо для массовой переработки, если комлевая зона будет поражена корневыми наростами.

Даже у здорового дерева комлевое утолщение - помеха для промышленной переработки, от которой приходится избавляться. В индивидуальном строительстве, особенно если важно максимально сохранить длину материала, его (утолщение) оставляют. Строгание или иная обработка для придания бревну единого сечения не применяются - это и трудоемко, и приводит к неравномерной усушке и растрескиванию повреждаемой при такой калибровке зоны. Строители срубов умеют составлять из неровных по сечению бревен вполне ровные стены. Более того, мощные комлевые края стали «маркой» так называемых «диких срубов». А в зданиях, построенных в экостиле, используются не только нормальные бревна с заметным комлевым краем, но и со значительной закомлеватостью.

Комлевая и корневая части дерева используются для разнообразных поделочных работ, в несерийном мебельном, паркетном производствах. Древесина с неповторимым рисунком, иногда даже с биологическим поражением в руках мастеров превращается в дорогие изделия. Кроме рисунка есть у нее и другие полезные особенности. Из-за свилеватости и прочих дефектов направленность древесных волокон нарушена, материал становится более изотропным, чем нормально дерево. Он более вязок и не раскалывается. Поэтому широко применяется для производства деревянных ручек инструментов, домашней утвари, оружейных деталей, паркетов и столешниц. Естественно, такая древесина и более сложна в обработке.

Пневая древесина (корневая и комлевая), откомлевка, отбраковываемая при производстве лесо- и пиломатериалов, - хорошее топливо. В отходах она сравнительно недорога. Отличается высокой плотностью и дает много тепла при сгорании, прогорает медленно. Так как колется она плохо, то без дополнительных затрат сил и времени на переработку может использоваться лишь с печами, допускающими применение крупногабаритных дров.

Есть поговорка "что естественно, то не безобразно". Это касается и строевого леса, из которого срубы рубят. Лесоматериалы естественного (природного) происхождения, им свойственна неоднородность по диаметру по всей длине от верхушки (макушки), называемой еще "отрубом", до комлевой части ствола дерева.

ребристая закомлеватость в декоре сруба
зауголки разной длины (Дикий сруб)

Комель или комлевая часть бревна это - толстый конец круглого леса для строительства или распиловки на пиломатериалы (в зависимости от назначения лесоматериалов). Срубовый лес обычно не подвергается значительному продольному обтачиванию как оцилиндрованное бревно. Поэтому разница в диаметрах остается без существенных изменений. Зато стены в срубе из-за естественного комлевого утолщения ствола дерева гораздо толще (фактически на 20%). Причем оплачивается бревно по номиналу - самой тонкой части, измеряемой только по верхушке леса.

лесоматериалы диаметром 24см в верхушке
комлевая часть на 6-ти метровом бревне около 30см

Несмотря на то, что реальный диаметр бревна в срубе после прострожки рубанком оказывается на 1-1,5см меньше, за счет комлевого увеличения диаметра, сруб не сильно теряет в объеме от номинала. Окоренное бревно или после Гидроудара вообще не "худеет". Заметна разница в диаметрах вершина / комель бывает при взгляде в анфас на длинные целиковые стены. А так же по торцам бревен. Не так заметна в простенках между оконными / дверными проемами, в коротких перерубах, фронтонах. Многим наоборот нравится закомелистость мощных бревен. Является своеобразным декором сруба, особенно когда розочка в комле присутствует. На фото: верхушка 38см комель 46-48см.

По ГОСТ 2140 81 (видимые пороки древесины) нормальная сбежистость бревен сруба не должна превышать двадцати процентное увеличение диаметра комлевой части относительно другого участка бревна на участке в 1 метре от торца, дальше которого производится измерение. Превышения не бывает в срубах из среднетолщинных лесоматериалов (до 24см включительно). Но, встречается в крупномерных (от 26см в верхушке). На больших диаметрах может (и должен) попадаться кряж - первый от земли закомлеватый рез дерева. Наименее сучковатая и наиболее крепкая часть ствола, срубы из которой самые прочные от природы.

Чтобы лучше понять, какие слои снимаются при производстве оцилиндрованного бревна, какие в срубах ручной рубки, надо знать строение хвойных пород древесины (сосна, ель, лиственница). Не все слои одинаково крепкие, стойкие к влаге и биологическому поражению. Некоторые надо удалять, другие лучше оставить по максимуму. Середина остается в любом случае. Прочная у одной породы, является слабой у двух других видов. Они мягче и легче, третья тверже и тяжелее.

спил хвойного дерева

Из всей структуры древесины (на рисунке) интерес для нас представляет прежде всего Заболонь (Оболонь) - поздние слои с максимальной механической прочностью. Чем больше их останется, тем дольше прослужит сосновый / еловый дом, баня. Лиственницу это не касается (ядро в 2 раза прочнее заболони).

В структуре любого хвойного дерева присутствуют кора, луб и камбий. Вся троица удаляется при окорке сруба. Далее сохранность структуры древесины будет зависеть от наличия строжки рубанком. Оцилиндрованные бревна расстаются со значительной частью наиболее прочных слоев дерева. Из-за утолщения леса станок снимает заболонь неравномерно: минимум 2см в верхушке, 8см в комле. Со смещением слабого ядра к поверхности бревна из-за естественной кривизны лесоматериалов. Неоднородность такой стены приводит к уменьшению срока эксплуатации постройки.

В зависимости от продолжительности, условий роста дерева, количество ранней (ядро) и поздней (заболонь) древесины, их соотношение в стволе неодинаковое. Количество поздней древесины разное по высоте дерева. В нижней (комлевой) части взрослого хвойника ее максимум, к середине количество уменьшается. В верхней части (срубы из тонкого диаметра) толщина заболони до 2х раз меньше, чем в комле. На срубы предпочтительней комлевая часть дерева, но это толстые диаметры.

Количество ранней и поздней древесины хорошо различимо на спиле ствола (правое верхнее фото). У сосны / ели ядро появляется через 30-35 лет, затем формируется поздняя древесина с годичными кольцами. В строевом лесе, важна не только их ширина, общее количество.

внизу сосна вверху ель
лиственница

Насколько прочна заболонь можно определить по весу дерева. Выше плотность (стало быть прочность) -бревно тяжелее. Достаточно взвесить 2 доски в одной партии, выпиленные из разных участков ствола дерева. У лиственницы всё наоборот: ядро прочнее заболони. В этом секрет срубов долгожителей. Лиственница практически не гниет в воде, со временем по стойкости не уступает дубу. Стоимость Сибирской лиственницы в 2 раза сосны дороже. Дома из лиственницы получаются холодные. Зато венцы нижние, подоконные, подстропильные - долговечные и надежные.

Ядро у сосны / ели гораздо мягче заболони. В этом несложно убедиться, втыкая топор в разные участки с торца бревен.

Самая поздняя древесина (последний прирост) - живая, полная сил часть ствола дерева. Наряду с повышенной плотностью и прочностью, содержит вещества, способствующие биологическому поражению поверхности. В заболони большое количество смоляных ходов. Многие ошибочно утверждают, что смолы в ядре больше, поэтому оно темнее (так только у лиственницы). На нижнем левом фото видно, откуда смола выходит. Ядро тоже состоит из годичных колец, с максимальным расстоянием между ними. Внешние слои заболони строевой сосны, выросшей в затрудненных условиях (обедненные почвы, мало солнца), имеют минимальное расстояние между годичными кольцами. Такой вариант является идеальным для строительства.

выход смолы из поздней древесины
идеальный вариант для строительства - плотные годичные кольца

Если незащищенную антисептиком уличную стену будет поливать дождями, заболонь сосны или ели начинает портится. Интересный факт: при воздействии на внутреннюю стену (в бане к примеру), быстрее ядро загнивать будет. В старых ветхих деревенских избах можно встретить доказательства того, что заболонь является наиболее прочной и долговечной частью ствола дерева. Ядро уже в труху превратилось, стены на месте остаются только благодаря заболони. Разумеется, толщина стен сруба должна быть оптимальная.

Сердцевина (рыхлая первичная ткань) - заведомо мертвая древесина, легко прогрызается жучками - древоточцами.

Комель – нижняя часть дерева у корней, и соответственно – такая же часть бревна. Комли, обычно, толще основного ствола, или бревна. Степень утолщения зависит от породы и возраста дерева. Брёвна с толстыми мощными комлевыми частями особенно ценятся в строительстве «диких срубов».

Комлевые части брёвен.

Комлевые части брёвен.

Сегодня широко распространены срубы из оцилиндрованного стандартизированного бревна. У таких брёвен нет выраженной комлевой части. Особым шиком среди ценителей считаются срубы из рубленых, вручную окорённых бревен. В сборке таких срубов используются брёвна с комлевыми частями. Однако сами по себе такие срубы ещё не являются «дикими», и ближе к стилю «кантри».

В принципе, все срубы в старину собирали из брёвен с комлем – отсекать немалую часть бревна было просто невыгодно и непрактично. И наличие в срубе брёвен с выраженной (и выступающей из стены) комлевой частью не являлось значимой частью стиля, подчеркнуть выступающие комли во внешнем виде срубов никто не пытался. В «диких срубах», напротив, ценится брутальный неотёсанный вид, поэтому наличие в конструктиве стен мощных комлей всячески подчёркивается.

Угол «дикого сруба» с выступающими массивными комлями.

Угол «дикого сруба» с выступающими массивными комлями.

В дизайне срубов используются не только брёвна с выраженной комлевой частью, но даже – с остатками корневой системы. Массивные толстые брёвна с высокими фактурными комлями также используют в качестве эффектных внутренних опор сруба.

Массивная комлевая часть бревна в качестве опоры в интерьере.

Массивная комлевая часть бревна в качестве опоры в интерьере.

Как правило, комлевая часть бревна твёрже, к тому же имеет неправильную форму, поэтому строительство «диких срубов» сложнее, чем обычных, из оцилиндровки, например. И такую работу способны качественно выполнить только профессионалы высокого уровня.

Читайте также: