Как установить плавник на сап доску

Обновлено: 20.05.2024

Если вы занимаетесь сапбордингом уже не первый год, то наверняка постоянно находитесь в поиске подходящего оборудования, запчастей и других составляющих для комфортной гребли в любых условиях. Так что давайте разберемся в одной маленькой, но очень важной детали – плавнике, который присутствует на каждой доске и выполняет особенную роль – стабилизирует доску во время движения и помогает вам достичь нужного направления и развить скорость.

какие бывают плавники.jpg

Конструкция плавника

конструкция плавника.jpg

Прежде, чем приступить к обзору разных плавников, давайте подробнее рассмотрим, из чего состоит эта важная деталь. Внешне он выглядит довольно просто, но каждая его часть обладает определенной функцией, а производители разных моделей эти части и изменяют, чтобы получить ожидаемый результат при установки того или иного плавника на сапборд.



Основание или база – это верхняя часть ребра, которую используют для установки фина в крепление. Это обычно самая широкая часть плавника, и она помогает стабилизировать доску и влияет на поддержание курса.

Другой конец плавника у райдеров называется Tip (конец, наконечник), который уходит вниз в воду. Он также, как и базовая часть, влияет на поддержание курса и скорость.

Передняя кромка (ведущая кромка) – это передняя часть плавника. Она будет влиять на то, как доска поворачивается, а также на то, как быстро она разрезает воду.

Задняя кромка лопасти (хвостовая часть) – это задняя часть плавника, и она также влияет на то, насколько легко или нет доска поворачивается. Эта часть помогает в большей или меньшей степени высвобождать воду, что влияет на скорость движения.

Какие бывают плавники?

Какими же бывают эти самые плавники (или фины - от англ. fin)? Съемные, несъемные, гибкие, жесткие, пластиковые, стеклопластиковые… Перечислять можно бесконечно. Начнем с тех, что представлены на универсальных надувных сапбордах. Они, как правило, оснащены 3-мя финами: боковыми и центральным.

Основная масса надувных сапов на рынке предлагается с несъемными боковыми и съемным центральным плавником. Это помогает более компактно свернуть доску после использования. Также мировые бренды делают надувные сапы с одним центральным съемным плавником.

Более направленные модели (имеются в виду для конкретного направления сапбординга) оснащены в основном центральным фином, который может меняться в зависимости от желаний райдера и условий на воде.

На что крепятся

Крепятся съемные плавники на US BOX или крепления SLIDE AND LOCK. Также есть классические серфовые крепления FCS и Future Fins, которые начали активно использоваться и для сапбордов.

us box.jpg

US BOX представляет собой крепеж при помощи специального болта. В принципе система неплохая, но именно эти болты чаще всего теряются, поэтому всегда лучше с собой иметь хотя бы один про запас.



Сейчас на рынке появился обновленный вариант US BOX: в нем отверстие с резьбой встроено в само крепление, а болт закреплен на плавнике. Это позволяет избавиться от лишних потерь. Эти системы сейчас устанавливают на многие доски и скорее всего вытеснят остальные.

Крепления SLIDE AND LOCK тоже отлично выполняют свою функцию, но под этот тип существует только один вид плавника, который устанавливают только на надувные сапы.


slide and lock.jpg

Что же касается фиксированных плавников, то они мешают компактно сложить доску. А уж если фин вырвало из основания доски, то вернуть его на место будет очень непросто и только в условиях лодочной мастерской.

Из чего сделаны плавники?

Фин может быть изготовлен из разных материалов: от самого простого пластика до дорогущего стеклопластика и карбона, который выбирают профессиональные райдеры. Зачастую, приобретая универсальный комплект для прогулок, вы сразу же получаете стандартный плавник 9” из прочного пластика, который будет отвечать всем вашим требованиям.

Формы плавников

Плавники отличаются по форме. Стандартный фин Dolphin в комплекте с надувной доской действительно по форме напоминает плавник дельфина. Он помогает доске оставаться устойчивой на курсе во время ваших телодвижений, соглашается с маневрами, которые вы осуществляете, может быть использован при любых видах сапбординга: серфинге, туринге, прогулке, гонке, но до тех пор, пока вы этим занимаетесь на любительском уровне. Для прогресса в одном из этих направлений необходимо обзавестись более подходящим оборудованием.

дельфин.jpg

Если смотреть на каждый плавник с точки зрения площади его поверхности, то вот плюсы и минусы каждого типа:

  • Плавники с широким основанием и более длинной передней кромкой, будет лучше держать курс и поможет стабилизировать доску, делая ее менее наклонной и более предсказуемой в неспокойной воде. С другой стороны, такой фин будет хуже резать воду, поэтому потребуется больше усилий, чтобы развернуть доску, так как будет больше сопротивления потоку воды вокруг плавника.
  • Плавник с меньшей площадью поверхности с узким основанием и короткой передней кромкой будет легче поворачиваться и позволит доске быстрее двигаться по воде. Но, такой фин не будет держать курс так же, как и больший плавник, и ему будет труднее поддерживать стабильность в неспокойной воде.



плавник для туринга.jpg

Для рейсовых заездов райдеры выбирают плавники, схожие по форме с туринговыми, но более тонкие. Так можно добиться меньшего сопротивления, и доска будет идти намного быстрее, при этом не отклоняться от заданного курса. Маневренность в данном случае полностью лежит на плечах райдера: чем больше он тренируется, тем лучше владеет доской и способен разворачивать ее быстро в любых условиях. Помните: чем больше плавник, тем лучше устойчивость на курсе, но тем больше сопротивление и наоборот.


плавник для гонок.jpg


Из минусов - тонкие фины хрупкие, поэтому не подходят для других направлений сапбординга, где есть вероятность зацепиться и сломать плавник.

При подготовке к сплаву по бурной воде необходимо позаботиться о том, чтобы в наличии был мягкий плавник, который хоть и цепляется за подводные препятствия, часто встречающиеся в горных реках, все равно остается целым за счет своей эластичности. Такой же вариант можно использовать, если вы планируете исследовать мелководье. В противном случае стеклопластиковый или карбоновый плавник может расколоться о камни, а обычный пластиковый просто будет мешать развивать скорость и в итоге на него намотается ненужный мусор.

red paddle fins.jpg

Стоит добавить, что можно купить эластичный или короткий плавник под US BOX, либо взять доску с несъемным плавником такого типа. Обратите внимание на доски Red Paddle, либо обзаведитесь специальным фином для мелководья Frog Fish.



Компания Unifiber недавно презентовала целую серию плавников Weed для тех, кто регулярно оказывается на сапе там, где много водорослей, в болотистой местности. Конструкция плавника создана таким образом, что на него ничего не наматывается.


unifiber weed.jpg

Кстати, короткий эластичный фин подходит не только для использования на мелководье, но также станет незаменимым для серфинга в прибрежной линии со скалистым дном, а также для новичков, которые часто падают с доски и могут пораниться об обычный пластиковый плавник.

Что касается серфинга, то здесь выбор плавников огромен. Сюда же добавляются крепления FCS и Future Fins, а под них, соответственно, и широкий выбор финов. Райдеры уделяют внимание размерам, изгибам, глубине… Самая, казалось бы, незначительная характеристика, может во многом повлиять на то, как вы будете чувствовать себя на доске во время совершения маневров.

FCS.jpg

Что выбрать?

Если вы только-только встали на сап или определили для себя, что вам достаточно надувного борда для неспешных прогулок по местным водоемам, то вам будет достаточно того плавника, что поставляется в комплекте. Мы рекомендуем также запастись заранее еще одни таким же, на случай, если первый куда-то исчезнет. Поверьте, такое случается! И без плавника вы далеко не уедете, а время, потраченное на поиск нового, можно было бы потратить с пользой на воде.

Обладателям жестких сапов стоит более тщательно подойти к выбору плавника и определиться, что конкретно они хотят получить от своей доски. Опять же, в зависимости от видов деятельности на воде, вы вполне можете иметь несколько видов плавников, что будет самым правильным решением.


С середины 60-х боевые и прогулочные лодки на подводных крыльях начинают штамповать серийно и подводные крылья стали прикручивать к разному гражданскому водному транспорту и инвентарю: яхты, катера, парусники, катамараны, педальные лодки и доски, водные лыжи и водные велосипеды.

В начале 1960-х годов первое подводное крыло для водных лыж было разработано авиационным инженером Уолтером Вудвордом и Лукасом Эммануэлем.

Вудворд запатентовал водные лыжи на подводных крыльях. Оно состояло из двух водных лыж с двукрылой конструкцией. Это и есть начало развития! Первым человеком, испытавшим это необычное изобретение, был Фрейзер Синклер.

Гидрофоил, прототип

В1972 году Майк Мерфи и Бад холст разработали доску для катания сидя - kneeboard, но доска не обладала необходимой амортизацией, причиняла ушибы, вывихи. Майк решил поставить на нее крыло, что должно было создать амортизацию, увеличить плавность и скорость движения, взяв за основу фоил Эммануэля: прикрепили его к ниборду, заменили двухосевую конструкцию на одноосевую. Фоил стал максимально похож на то, что используем мы сейчас.

За ниборд с крылом изобретателям предложили выгодный контракт с жесткими условиями, по которым Бобу и Майку было запрещено кататься на книборде с подводным крылом 5 лет.

Изобретатели не остановились на достигнутом и стали расти дальше. Они изобрели "стул" для водных лыж, на котором человек сидел, прикрепленный стропами, таким образом нагрузка на лодыжки и колени стала меньше, кататься стало комфортнее, чем на книборде, где ноги, постоянно согнутые в коленях, подвергались сильному давлению.

Первый стул на подводных крыльях был запущен в производство Бобом в 1984 году и этот момент стал еще одним поворотным пунктом на пути к современным подводным крыльям.

Минус был один: райдера щедро обдавала мощной струей воды, причиняя боль и неудобство. Майку пришла в голову идея сдвинуть лыжи вместе, образовав моно лыжу с подводным крылом на одной оси (мачта).

Эволюция фоила


Тесты показали необходимость в ремне безопасности, удерживающего райдера на стуле даже в очень нестабильных условиях. В этот момент было создано воздушное кресло (Air chair) и запущено его производство. Первое кресло было продано в январе 1990 года. Кресло было запатентовано, а изобретатели основали корпорацию под названием RBM (Роберт, Брэд и Майк).

Боб дорабатывал продукт, Майк катался и презентовал изобретение. Их фоил был сделан из литого алюминия и покрыт порошковым покрытием.

Доски в тот момент делали из стекловолокна с пенопластовой сердцевиной. Парни постоянно модифицировали доски - подпиливали края, а фоил стали полировать, чтобы улучшить производительность. Была значительно увеличена площадь крыльев, чтобы обеспечить большую подъемную силу. Для улучшения подъемной силы были добавлены прокладки. Многие из этих усовершенствований включены в современные проекты фоила.

По просьбе Майка Мерфи, инженерами Бобби Тейлором и Джоном Уилборном был разработан амортизатор для сидения. Это нововведение свело к минимуму воздействие на спину при посадке и бодидраге.

После нескольких лет совместной работы Майк Мерфи, Брэд Барнетт и Боб Вулли решили, что больше не могут работать вместе. Боб продолжал управлять Air chair, Майк Мерфи основал Sky Ski.

В конце концов подводное крыло с Kneeboard попробовал культовый сёрфер Лэрд Гамильтон. Одержимый всем новым, серфер в расцвете сил, он пробовал все что попадало под руку и этот "стул" попался ему в тот самый нужный момент!

— "Мы серферы, мы катаемся стоя!" — сказал он после испытания и самостоятельно модернизировал ниборд: убрал стул, прикрутил подводное крыло к доске для вейка со сноубордическими ботинками. И с этого момента фоил серфинг начал стремительно развиваться.

Foilboarding


Молодой и дерзкий дьяволенок Лэирд Гамильтон неистово тренировался. Считал, что лучшая тренировка — это участие. Но не в соревнованиях, в которых он никогда не участвовал, а в практике.

Постоянно в поиске волн и адреналина, он со своим другом переплыл на падлборде Ла-манш и Корсиканский залив — 9 часов гребли лёжа!

Один из первых, кто стал использовать гидроцикл (в то время - моторную надувную лодку) для восхождения на большие волны (tow-in surfing) для последующего серфинга.

Кстати, за 5 лет до Лэрда в 1987 году, известный серфер Мартин Поттер заехал на второй риф "Пайплайн", используя лодку с мотором, но на тот момент этот новый способ никого не впечатлил.

Foil Surfing

Лэрда считают ключевой фигурой по многим аспектам серфинга, в том числе он стал использовать фоил в серфинге и популяризировал его на Мауи.

Лэирд Гамильтон на фоиле

Основной отправной точкой стал случай, когда Лэирд чуть не погиб на огромных волнах в Пиахи. Был сильный чоп и он не смог съехать с волны из-за большой тряски на серфе и его закрутило в безжалостной стиральной машине обрушающихся волн. Он вспомнил про подводное крыло, которое должно было помочь при таких жестких условиях, снизив до минимума площадь соприкосновения с поверхностью воды и противодействия скольжению.

Laird Hamilton foiling on a big wave

Многолетние эксперименты с фюзеляжем и его установкой на доске оказались не очень удачными - при эксплуатации образовывался люфт, что приводило к нестабильному положению серфера.

Лэрд надумал улучшить крыло, чтобы оно парило над водой со 100% стабильностью райдера и эффективным скольжением.

В 2015 исследования привели Лэрда к ребятам из престижной парусной регаты "Кубок Америки", которые гоняются на катамаранах с подводными крыльями.

Вместе они смогли сделать качественную мачту из нержавеющей стали для фоилборда. Сейчас чемпионы мира используют для гонок элит класса качественные фоилы из углеволокна (карбон).

Oracle team USA и Laird Hamilton

Лэрд — сумасбродный новатор, именно он изобрел первый нескользящий коврик в виде липучки, приклеенной на доску и на подошву ботинок. Такое сцепление обеспечило ему возможность нереальных и невиданных до того времени трюков на доске с минимальными травмами и максимальной свободой движения, которых не было в ботинках с креплениями.

Его друзья-виндсерферы изобрели первые петли для трюков. Объединив свои знания, опыт и идеи, ребята основали команду "Strapped Crew" и стали настоящей семьей, некоторое время скрывая от всего мира серфинг на великанах (Riding Giants) .

2017 год — год тотальной популярности фоила

Мало кто знает, но еще в 2009 году австралийский изобретатель Бретт Кертис построил и прокатился на первом гидрофойле.

Он опубликовал фотографии своего друга Алекса Будлевски на серфинговых форумах "Swaylocks" и "RealSurf", катающегося на фоилах аж в 2013 году, за 3 года до того, как Кай Ленни прославил серфинг на подводных крыльях по всему миру. Но, как и во многих случаях, этот момент остался в тени.

Кай Ленни грациозно скользит над водой при сказочных райских декорациях на родине виндсерфинга, Мауи. Он одним из первых райдеров, испытавших подводное крыло с парусом (виндсерфинг), кайтом и даже бодибордом.

Зейн Швейцер шлифует изящными линиями прибрежные волны, выдавая нереальные трюки с фойлом.

Кажется, что они не прилагают никаких усилий, так все плавно и слаженно. Но это видимость, которая достигается путем упорных тренировок и образом жизни спортсменов.

Фоилинг фристаил

Физическая подготовка

Обязательно ли нужно быть вотермэном с Гавайев, чтобы освоить фоил? Все топовые спортсмены живут серфингом с малых лет. Что остается нам, жителям России?

Быть в хорошей форме. Всегда.

Подъем на фоиле требует усилий и спринтерской подготовки, даже если вы разгоняете его катером.

Чем меньше волны или иная тяга, тем сложнее фоил поднять из воды. Неимоверные усилия нужно прилагать, чтобы пампить и держать доску над водой. Тренируйте свои колени, советуем вам вспомнить упражнение "коленце".

Держите себя в форме всегда, чтобы быть готовым к новому сезону и ощущениям! Возможности открываются чаще, чем вы думаете и будет обидно упустить их из-за плохой физической формы.

SUP FOILING

Есть несколько способов создания подъемной тяги для подводного крыла:

— пампинг (раскачивание доски своим телом)
— весло (раскачивание телом с помощью весла)
— фал (за катером)
— чистая энергия волны
— винг (крыло)
—Электромотор (е-фоил)

САП фоилинг это скольжение на доске с веслом и подводным крылом. В данном случае весло, как и при SUP серфинге, помогает разгоняться и поднять фоил из воды.

Какие условия подходят для SUP фоилинга?

С веслом или без зависит напрямую от условий и доски, которую вы выберете.
САП борд и высоту мачты выбирают так же в зависимости от условий и вашего уровня катания.
Учитывая особенность САП, лучший вариант для САП фоилинга — волны по пояс.

Чем меньше волны, тем больше нужно усилий. Вот тут-то вам и понадобится весло.

Волны по пояс.

Конструкция позволяет САП серферу скользить вместе с небольшой движущейся волной, используя кинетическую энергию волны и подъемную силу весла.

Даунвинд.

Ветровая волна и весло обеспечат отличные условия для даунвинда с большей скоростью! Весло обеспечивает мгновенный отклик доски и быстрое скольжение и маневрирование.

С развитием конструкции подводных крыльев энергия, необходимая для удержания на доске с фоилом, была снижена до уровня, достижимого только человеческой силой.

Кай Ленни впервые применил технику, которая теперь называется "пампинг", при которой серфер раскачивает доску весом своего тела и таким образом доска на подводном крыле поднимается из воды.

Ручное крыло подходит для разной силы ветра. Мы рекомендуем силу ветра не более 10 м\с. Чем сильнее ветер, тем меньшей площадью нужно крыло.

В 2017 году небольшая компания "Lift Foils" из Пуэрто-Рико представила миру первую электрическую доску для серфинга на подводных крыльях. Удовольствие дорогое.

В России мы представляем компанию Takuma, а в нашем прокате вы можете попробовать это чудо. Для электрофойла подходит любой с минимальной глубиной 1.5 метра водоем, так что вы можете скользить на нем в ожидании прогноза даже по каналам города, что мы, собственно, и сделали.



Наши FOIL райдеры

Из наших друзей катают на фоиле:

Евгений Резонтов
Ярослав Клоков
Стас Орлов
Михаил Соловейкин
Мария Степанец
Настя Цейслер
Анна Хворикова (в составе сборной IQFOIL)

Правила эксплуатации и безопасность

Фоил борд

— Прежде чем опустить доску фоилом вниз, зайдите по пояс в воду. Высота крыла 1-1.5 метра.
— Будьте готовы к сложностям в прибое. Все будет намного проще, как только вы приноровитесь и выберете удобный для вас способ держать доску с крылом в таких условиях. Сейчас многие производители делают удобную ручку на днище фоилборда, что значительно облегчает транспортировку.
— Главная предосторожность при прохождении прибоя с сап без крыла и с крылом - не вести его перед собой. Только сбоку от себя.
— Размер волны для тяги нужен минимальный, меньше, чем необходимо для традиционной доски для сап серфинга. Следует учесть рельеф дна, прежде чем выходить на воду с фоилом.
— Катайтесь там, где меньше людей.
— Чем больше вы опираетесь на заднюю ногу, тем больше крыло будет наклоняться вверх, создавая большую подъемную силу, и при переносе веса на переднюю ногу, крыло будет погружаться под воду.
— Как только встанете, надавите на переднюю ногу (как на сноуборде для ускорения). Чем круче становится волна, тем больше нужно наклоняться вперед.
— Поначалу вам будет проще, если вы будете приседать на доске. При этом грудь нужно держать вертикально, а плечи широко открытыми, чтобы сохранить правильный баланс и не упасть. Держите свою пятую точку над доской, не выносите ее за пределы доски.
— Старт и скольжение на фоиле возможно не только на пике, а практически в любой части волны, где есть энергия. Это существенно увеличивает возможности и варианты для скольжения.
— На доске с фоилом легко пронырнуть через волну (дакдайв). Доски короткие, а крыло тянет доску вниз и режет под водой проходящий поток.
— Избегайте мелководий и рифов. Можно не только убить оборудование, но и повредить себя.
— Используйте шлем, гидрокостюм и лиш.
— Количество времени, которое вы остаетесь на фоилборде, очень сильно зависит от размещения ног и распределения веса!
— Обязательно возьмите обучающий урок с инструктором.
— Начинать лучше с объемных досок с округлыми рейлами. Более короткие доски легко поднимаются, но требуют большей скорости гребли или более крутой волны, чтобы поднять фоил и супер скил и баланса райдера.
— Катайтесь на фойле если волна меньше чем по пояс. Самые комфортные условия для него, а если волны больше, серфите на САПе с веслом!

Транспортировка

Фоил — это не только дорогая, но и большая, довольно хрупкая вещь при точечном ударе (углеволокно)!

Далеко не самый простой аксессуар для транспортировки на пляж и обратно!
Проще и безопаснее разобрать фоил на части.

Вы потратите немного больше времени, чтобы собрать его обратно, но для транспортировки это наилучший эргономичный вариант.
Если у вас нет машины или вы живете недалеко от водоема, купите тележку для перевозки. Все зависит от того, сколько в итоге весит весь ваш фоил-комплект и куда и с помощью чего вы будете транспортировать свое оборудование.

Как транспортировать фоил


“В первый раз, когда доска поднялась из воды на крыло, меня окружила полная тишина. Я понял, что это что-то особенное. Что-то, чего я никогда не чувствовал раньше. Ощущение полета над водой - это то, чего не может достичь ни одна доска без фоила."


Прогрессируя на доске с веслом, катаясь в разных условиях, на разных водоемах и моделях САП, мы понимаем разницу не только между досками, но и комплектующими для них. Изначально все модели комплектуются плавниками, соответствующими назначению доски. Но в зависимости от кондиции воды и ветра, сет-ап (конфигурация) может и должна меняться.

Рассмотрим основные моменты и различия плавников в САП серфинге.

Виды и размеры плавников

Что такое в целом - плавник? Зачем он нужен?
Плавник - это стабилизатор доски, он нужен для управления доской, для курсовой устойчивости и маневрирования. Без него она будет вращаться вокруг своей оси, хаотично двигаться по ветру или течению, не будет слушаться.

Выбор плавника зависит от закладной доски и дисциплины, в которой вы собираетесь использовать САП. Подробнее читайте в этой статье. Тут мы рассматриваем плавники для сёрфовых моделей.

Плавники для SUP бывают:

  • съемные
  • быстросъемные
  • литые

Существует три стандартных размера плавников для сёрф досок — L, М, S и меньше. Чем тяжелее и выше райдер, тем больше должны быть плавники.
Высота плавника измеряется с верху до низу. Чем больше высота плавника, тем лучше вы будете держаться на волне. Чем меньше высота плавника, тем хуже вы будете держаться на волне, зато скорость скольжения будет выше.
Чем длиннее САП, тем длиннее нужен плавник. Примерное соотношение длины доски и плавника 1 фут к 1 дюйму.

Составляющие части плавника для SUP

Площадь боковой поверхности (Fin area) — это лицевая сторона и глубина плавника вместе взятые. Как правило, более тяжелым и высоким райдерам всегда требуется плавники с большей площадью, чем более легким и низкорослым райдерам.

Наклон и изгиб (rake and sweep) — это то, где форма плавника загибается. Чем больше будет наклон и изгиб, тем более затянутыми и медленными будут ваши повороты, это происходит из-за, того что эта часть плавника пытается заставить вас двигаться по более прямой линии. Чем меньше наклон, тем вертикальнее плавник, тем больше угол поворота, тем более резкой будет доска на воде.

Кант (угол между плавником и дном доски) — это угол плавника по отношению к нижней части доски. Если у вас плавник имеет нулевой кант, это означает, что он расположен перпендикулярно, если у плавника нет канта, это означает, что он наклонен в сторону. Плавник без канта будет быстрее двигаться по прямой линии, но он не будет иметь такого же контроля и управления на поворотах, как плавник у которого кант есть.

Причина этого в том, что все плавники наклонены в сторону рейлов, и если вы представите себе то, как вы поворачиваете на рэйле, то в этом положении плавник на самом деле более вертикален на волне, потому что ваша доска в этом случае выходит из равновесия. Таким образом, чем больше кант, тем более отзывчива доска на поворотах.

Фойл плавника — это профиль плавника, его обтекаемость, острие, которым плавник режет воду. Фоил у центрального и бокового плавника - разный.
У центрального плавника фоил - основа, середина, у бокового он с одной стороны имеет вогнутую часть. Внутренняя сторона плоская, а внешняя изогнутая. Это значит, что вы должны думать о нем как о крыле самолета: если мы перевернем его на бок, то верхняя часть крыла самолета будет иметь более изогнутую поверхность, чем нижняя часть, поэтому, если вы представите, что он проходит через воду то, при низком давлении плотность воды наверху фойла меньше, чем внизу, здесь много высокого давления, много воды проталкивается в нижнюю часть фойла.

Surf Fins

Материалы плавников

  • пластик (более мягкие и более дешевые)
  • стекловолокно (более жесткие и тяжелые)
  • карбон (самые легкие и жесткие)

Системы креплений плавников SUP досок

Самая распространенная система регулируемой настройки центрального плавника является система

  • US box
    которая представляет собой рельс, который чуть длиннее основания плавника. Это позволяет настроить производительность вашей доски за счет размещения плавника ближе или дальше тейла доски. Остальные виды закладных являются нерегулируемыми.
  • FCS
  • FCS 2
  • Future fins

Конфигурации плавников для сапсерфинга

Single fin (один плавник\центральный плавник)

Один центральный плавник на хвосте доски.

Для гребли на плоской воде вам нужно устанавливать центральный плавник. Он обеспечивает курсовую устойчивость доски. При серфинге с одним плавником, все начинает работать немного иначе, доска на волнах при одном плавнике ведет себя менее стабильно. Поэтому для катания на волнах, лучше использовать большее количество плавников.

Single fin (один плавник\центральный плавник) + 2 (thruster fins)

Центральный плавник + два боковых плавника (литые или съемные).

Эта конфигурация подходит для серфинга на небольших и средних волнах. Центральный плавник обеспечивает стабильность, а боковые - маневренность. В целом, эта настройка является самой оптимальной.

Single fin (один плавник\центральный плавник) + 4

Центральный плавник + два по обе стороны от него.

Такая конфигурация походит для профессионального серфинга на средних и больших волнах и для бурной воды.
Если вы используете схему 4 + 1, попробуйте ее только с 4 маленькими плавниками (без центрального фина) для лучшего сцепления и трюков на волне. Такая конфигурация скажется положительно на скорости.

Surf Fins set up

Практически любой сетап ставит нас перед выбором в пользу скорости или стабильности.


Центральный плавник

В зависимости от того, где вы разместите центральный плавник, вы почувствуете разницу при гребле.

Центральный плавник на конце закладной.
Подходит для марафонов на большие расстояния или когда вы хотите улучшить курсовую устойчивость. При этом борд будет максимально стабилен, но медленнее разворачиваться и маневрировать.

Центральный плавник в центре закладной.
Ваша доска станет более маневренной и быстрее на поворотах.

Центральный плавник в середине закладной.
Подходит для любых условий, в которых требуется сочетание стабильности и маневренности. Данное положение плавника даст вам сочетание контроля, стабильности и скорости на доске.

Выводы

На начальном уровне обучения серфингу на доске с веслом, вам предстоит потренироваться на плоской воде, отработать стойку, повороты, узнать теорию и особенности волнового SUP. Подойдет любое доступное вам оборудование, даже самая простая прогулочная доска.

В процессе обучения вы будете менять своё оборудование, понимать на опыте разницу между досками, веслами и плавниками, накапливая свой личный неповторимый опыт. Желаем вам сил и терпения!

Сап серф




Автор статьи: Настя Цейслер
Благодарим за консультацию Макса Фомина.

Сергей Стариков

Приобретая первый SUP-борд, в комплекте с доской вы получаете плавник. Вы используете доску и, наверное, даже не догадываетесь, что есть плавники другого размера и формы и они могут влиять на ходовые качества доски.

SUP-Fin-Types.jpg

Для начала нужно знать, что на досках устанавливаются разные базы для крепления плавника и нужно понимать, что не все плавники подойдут к вашей доске.

Системы крепления плавников на SUP бордах

Плавник Slide-in AQUA MARINA

Плавник US Box Red Paddle

Следовательно, если на доске установлена система крепления US Box, плавники Slide-in просто не влезут в эту базу и наоборот.

На данный момент для досок с US Box можно найти много плавников, разной формы и площади. С плавниками slide in не все так хорошо, но выбор тоже есть. Обращайте на это внимание когда выбираете SUP-борд.

Форма и площадь

Скорей всего вместе с доской вы получили 9" плавник, т.н. Dolphin и парочку маленьких приклеенных плавников по бокам - это универсальный набор для прогулочной доски. Центральный фин, не большой и не маленький. Неплохо держит курс, при этом доска остается маневренной. Будете серфить - тоже вариант. Вышли на мелководье - сняли большой плавник и "идете" на боковых.

Плавники на прогулочной доске

Исключением будут прогулочные доски из серии Ride от Red Paddle. Эти доски идут с тремя приклеенными финами из прочного гибкого пластика. Объема этих плавников хватает для того, чтобы доска хорошо держала курс, была очень маневренной и позволяла ходить райдеру на водоемах любой глубины, не испытывая дискомфорта.

Вода примерно в 850 раз превышает плотность воздуха, что помогает объяснить, почему плавники для виндсерфинга являются одним из самых важных, хотя и недооцененных, компонентов нашего снаряжения.

Вы когда-нибудь задумывались, как на ваше движение влияет конфигурация плавника, наклон, толщина, изгиб и скручивание материала? Если да, читайте дальше! Мы пройдёмся по всем важным параметрам, чтобы помочь вам правильно подобрать плавник с любой комбинацией вашей доски и верху

Как определить различные типы плавников, используемые в досках для виндсерфинга

US Box

Чаще всего используется на вейв досках. Досках для катания на волнах — отличаются малым размером, узкой кормой, где минимальная высота бокса или посадочного слота для установки плавника на доску позволяет создавать конструкции с очень тонкой кормой:

US Box

Power Box

Прочная головка, закрепленная одним болтом сквозь палубу доски. Исходя из возникающих усилий, хорошо сочетается с плавниками до 50 см в длину:

Power Box

Tuttle Box

Бокс для силовых плавников (под большие нагрузки) на досках для слалома / на гоночных / скоростных досках для свободного катания. Крепление Tuttle Box осуществляется двумя болтами сквозь палубу доски. Этот стандарт используется для плавников длиной до 45 см:

Tuttle Box

Deep Tuttle Box

Форма головки похожа на стандартную Tuttle, но больше по высоте для дополнительной прочности. Это делает Deep Tuttle подходящим (стандартом) для досок под самые большие плавники, имеющих широкую/толстую корму - обычно это модели для слалома на слабом ветру и гоночных моделей Formula. Deep Tuttle - стандарт плавников от 45 до 70 см.

Deep Tuttle Box

Trim Box

Больше не производится, и вы, скорее всего, встретите этот стандарт только на старых досках BIC и Fanatic. Плавники Trim Box можно смещать вперед и назад, добиваясь дополнительных преимуществ. Стандарт включает плавники до 50 см.

Multi Conic Box

Универсальный стандарт, в которой используются адаптеры головок, подходящие под другие стандарты (Powerbox, Tuttle, Trim . ). Стандарт Multi Conic Box позволяет использовать один и тот же плавник в досках с различными слотами. Эта система не получила широкого распространения - сейчас почти все плавники имеют фиксированную головку.

Slot Box

Легкий бокс как в классическом серфинге с двумя углублениями по каждой стороне головки плавника, куда снизу доски под углом через отверстия входят винты, зажимающие плавник. Популярный слот на досках с несколькими плавниками. Крепление плавников не такое «строгое», чем при использовании болтовых стандартов, что означает, что при касании дна плавники могут выскочить. Это популярная система для современных вейв/фристайл-вейв досок на коротких плавниках. Используется с плавниками длиной до 19 см.

Slot Box

Словарь - объяснение терминов и определений для плавника

Упор

Под силой упора мы подразумеваем силу, которую плавник создает за счет скорости и направления движения вашей доски. Увеличенная скорость доски и угол атаки плавника увеличивают силу упора. Если у вашего плавника хорошая сила упора, вы можете сильнее надавить на него. Однако, если переборщить, плавник сорвётся в спин-аут. Так что на низкой скорости при слабом упоре не давите слишком сильно!

Есть много конструктивных факторов, влияющих на силу упора. К ним относятся: площадь поверхности, профиль толщина, форма крыла или камберный изгиб в форме киля в поперечном сечении, хорда расстояние от передней кромки до задней кромки. Глубина сверху вниз от основания до кончика по вертикали, профильный коэффициент длина хорды, деленная на толщину профиля, выраженный в процентах, жесткость, скручивание и т. д. - все это играет свою роль.
Как форма профиля, так и профильный коэффициент обычно оптимизированы для определённого использования плавника и под предполагаемый диапазон скоростей.

Для определённой скорости более высокий профильный коэффициент будет создавать больший упор, чем более низкий профильный коэффициент, но при этом ценой более высокого сопротивления. Чтобы достичь хорошей скорости в выбранной нами дисциплине, мы ищем правильный компромисс между высокой силой упора и низким сопротивлением.

Несколько ключевых моментов силы упора:

- Сила упора увеличивается как квадрат скорости (если скорость удвоится, сила упора увеличится в четыре раза).

- Сила упора увеличивается линейно с углом атаки.

- Более высокий профильный коэффициент = больший упор на заданную площадь поверхности плавника.

- Увеличенный наклон = меньший подъем (например, плавник-травосброс с углом наклона 45 градусов обеспечивает значительно меньшую силу упора, чем плавник для слалома с углом наклона 12 градусов).

Длина

Длина плавника измеряется перпендикуляром от кончика ребра до низа доски. Обычно - это единственный показатель, используемый для определения пригодности под определенный тип доски или паруса. Ввиду наличия огромного количества факторов, определяющих силу упора, он лучше всего рассматривается как необходимое упрощение, но с учетом некоторых практических правил:
Слишком короткий плавник, не даст достаточного упора, доска будет неохотно «отклеиваться» от воды, и вы будете бороться за скорость.
Слишком длинный плавник будет создавать избыточную силу упора, что затрудняет управление доской.

Сечение/форма лопасти

Это имеет отношение к форме поперечного сечения. Поскольку плавники для виндсерфинга должны работать в обоих направлениях, мы используем симметричную форму поперечного сечения лопасти. Это контрастирует с формой лопасти используемой, к примеру, в крыльях самолетов.

Наиболее важными параметрами, вызывающими наш интерес являются: местоположение самой широкой части лопасти в сечении и отношение длины к толщине. Широкая часть смещённая вперёд и больший профильный коэффициент обеспечивают более эффективный упор и лучше всего подходят для фрирайда.

Эффективность лопасти - отношение силы упора к лобовому сопротивлению - частично определяется диапазоном рабочих скоростей и характеристиками профиля лопасти. Это очень сложная область, и крупные корпорации (в том числе NASA, Formula 1 и т. д.) вкладывают значительные средства в поиски оптимально эффективных лопастей!

Более тонкая лопасть обычно показывает более высокую эффективность на более высоких скоростях. Таким образом, более тонкие лопасти лучше подходят высоких скоростей, но сперва нужно как-то достичь этих высоких скоростей!

Мы заметили для виндсерфовых плавников точка среза находится в области 9%. Для скорости подходят значения чуть ниже. 9% и чуть выше подходят для слалома и обычного катания. Более 12% лучше всего подходит для низкоскоростных плавников, например, для учебных или условий катания в неглиссирующем режиме.

См. картинку под текстом, где:

Root chord length (С r) – ширина основания плавниками
Tip chord length (C t) – ширина кончика плавника
Sweep angle or rake angle – угол стреловидности, угол наклона плавника
Flow – поток
Leading edge – передняя кромка
Trailing edge – задняя кромка
Span b – пролёт = Fin length – длина плавника
Aspect ratio — соотношение сторон
Taper ratio – конусность
A = Fin area (Projection) – площадь плавника (в проекции)

Сечение/форма лопасти

Форма плавника

Это имеет отношение к контуру плавника. Ориентированные на скоростное катание обычно имеют длинную, прямую и узкую форму. Плавники ориентированные на маневр часто загнуты назад и скруглены, как плавник дельфина. Для фрирайда рекомендуются плавники с небольшой кривизной скруглением. Прямые - особенно подходят для слалома.

Хорда

Если вы обведёте плавник по контуру на листе бумаги, площадь поверхности бумаги внутри линий (измеренная в квадратных сантиметрах) будет равна площади плавника. Чем больше площадь, тем выше сила упора

Площадь

Соотношение ширины передней кромки к задней кромке плавника, которое в основном зависит от выбранного профиля.

Задняя кромка

Кормовой край, ближайший к корме доски. Всегда достаточно острый для чистого и эффективного сброса.

Передняя кромка

Край, ближайший к носу доски. Он должен быть аккуратно закруглен, чтобы работать без спин-аутов.

Изгиб

Боковое смещение плавника под нагрузкой.

Изгиб

Скручивание

Поперечное смещение по длине хорды.

Как изгиб, так и скручивание их величины можно до некоторой степени контролировать с помощью материалов и процесса изготовления плавника. Изгиб и скручивание являются критическими параметрами для высокоэффективных гоночных плавников. Для фрирайда небольшое скручивание и гибкость сделают катание более лёгким в ощущениях — мягким и простым.

Скручивание

Скручивание

Наклон

Угол наклона плавника назад. Как правило, увеличение угла наклона ассоциируется с более короткими плавниками, большей маневренностью и более сильным ветром; Меньший наклон чаще используют для увеличения мощности, особенно на слабых ветрах. Однако эти правила не жесткие, и есть исключения.

Наклон

Конструкция плавника и виды используемых материалов

Стекловолокно/винилэстер

Обладает хорошей прочностью / ударостойкостью и является экономичным вариантом, который легко ремонтировать.

G10 - это стекловолоконный композитный материал, обладающий исключительной износостойкостью. Превращая в плавник, его обрабатывают на станке с ЧПУ, придавая желаемую форму. G10 ремонтопригоден, и обеспечивает хороший баланс цены и качества. Хотя он может быть тяжеловат, особенно в больших размерах (от 40 до 45 см).

G10 также по своей природе «прощающий» материал в том, что имея умеренные уровни скручивания и изгиба, помогает обеспечить хороший контроль при передозе. Фанаты скорости и опытные гонщики могут посчитать его слегка гибкую природу немного «сырой» и неэффективной для своих потребностей.

Карбон

Максимальная жёсткость и лёгкость, но довольно высокий ценник. Карбон обеспечивает потрясающую упорную силу и позволяет создавать жесткие плавники с низким твистом, которые часто предпочитают гонщики.

Тем не менее не смотря на его жёсткие характеристики, карбоновые плавники не всегда сложно контролировать - все зависит от предполагаемого использования.

Обратной стороной карбоновых плавников является их большая чувствительность к ударам и незначительным повреждениям.

Способы производства плавников: плюсы и минусы

Resin Transfer Molding (RTM) – трансферное формование смолы

Как правило, конструкционные материалы, используемые для формования RTM, помещаются в форму, после чего осуществляется впрыскивание смолы.

- Не сильное влияние на поведение плавника при скручивании и изгибе изнутри

- Едва ли получится добиться требуемой жёсткости от плавника ввиду неблагоприятного соотношения материала и смолы

- Ненадежно в отношении насыщения смолой и размещения конструкционных материалов, что приводит к потенциальным проблемам, таким как расслоение.

5a7c552497b7a39efa50b9a2 (1).jpg

Полиэстер, Винилэстер, G10, G10 Карбон

- Стабильные свойства однородность материала

- Обработка на станках с ЧПУ: высокий уровень точности (допуски)

- Нельзя проконтролировать характеристики изгиба и скручивания независимо от формы плавников

- В случае ручного изготовления допуски могут быть ниже, чем хотелось бы

59898a832dcddc43ff5e7452.jpg

59898aa02dcddc43ff5e7453.jpg

Индивидуальное изготовление

- Формование: высокая степень контроля характеристик изгиба и скручивания плавников благодаря конструированию

Читайте также: