Как списать линолеум в бюджетной организации образец

Обновлено: 28.04.2024

С закупкой хозяйственных и строительных материалов периодически сталкиваются компании в разных сферах. Каждому нужно приводить в порядок территорию и имущество: делать косметический, капитальный ремонт, обновлять фасад здания, менять остекление и т.п.

Все приобретенные материалы принимаются к учету как запасы. И задачей бухгалтера является их отражение с использованием правильных кодов КОСГУ. Для решения этой задачи придется научиться отличать хозяйственные материалы от строительных.

Запасы: начало

Давайте разберемся, как вообще в компаниях появляются хозяйственные и стройматериалы.

Имущество имеет свойство изнашиваться. Для выявления конструктивных и других дефектов объекты периодически нужно осматривать. Если есть необходимость в ремонте, благоустройстве, нужно приобрести соответствующие материалы, обосновать расходы. Предшествует всему этому составление дефектной ведомости. Дальше комиссия по поступлению, выбытию активов фиксирует факт наличия неисправностей, которые нужно устранить.

Для выделения средств на устранение дефектов материально ответственное лицо подает руководству служебную записку. В документе отражается предварительный расчет стоимости необходимых материалов. Руководство дает добро, выделяет средства.

Итак, материалы закуплены, что дальше? Их необходимо оприходовать, отразить в бухучете. И тут начинается самое интересное. Перед бухгалтером стоит непростая задача. Материалы нужно разобрать по видам согласно кодам КОСГУ.

Учитываем запасы по-новому

С 2021 года запасы учитываются согласно ФСБУ 5/2019. Этот же стандарт используется при составлении бухгалтерской отчетности. Применение документа обязательно для всех коммерческих, некоммерческих организаций (исключение – бюджетные структуры). Могут не использовать ФСБУ 5/2019 микропредприятия, имеющие право вести упрощенный учет. Правда, эту норму они должны закрепить в учетной политике.

Если, допустим, деятельность компании была приостановлена в 2020, а теперь возобновлена, нужно перейти на новые правила учета запасов. Пренебрежение нормой имеет финансовые последствия. За работу по старым правилам бухучета можно получить серьезный штраф.

Как отразить в отчетности переход на ФСБУ 5/2019 в отношении запасов? Варианта два: ретроспективный и перспективный. В первом случае в отчетах за 2021 год пересчитываются входные данные, в межотчетный период делаются корректировки, разница между данными в отчетности за прошлый год и текущий год раскрывается в учетной политике. Зачем так сложно? Чтобы получить сопоставимые показатели по запасам на конец и начало отчетного периода.

Перспективное отражение перехода в отчетности исключает пересчет показателей на начало текущего года. ФСБУ 5/2019 применяется только к тем запасам, которые приобретены после его вступления в силу.

Правильно определяем вид материалов

Переходим к практике. Классификация приобретенных запасов – дело тонкое. Очевидно, что бухгалтеру нужен помощник. Таким помощником выступает ОКПД 2. Классификатор определяет виды стройматериалов. Последние в ОКПД 2 разбиты на группы.

Если в компании проводятся ремонтные работы, запланирована или уже идет реконструкция, рекомендуем сделать классификатор настольной книгой. Получая очередную бухгалтерскую первичку от отдела закупок, сверяйтесь с ОКПД 2, прежде чем отразить в учете те или иные материалы как строительные.

Как быть с хозяйственными материалами? Отметим, что законодательно перечень имущества, которое бухгалтеру следует относить к материальным запасам хозгруппы, не установлен. Соответственно, придется плясать от практики. Она предусматривает отнесение к хозяйственным материалам, инвентарю и принадлежностям электроники, мебели, инструментов для уборки, средств связи, бытовых, осветительных приборов и т.п.

Важный момент: проводки по инвентарю и хозяйственным принадлежностям определяются способом их учета при поступлении. Такие материалы могут сразу списываться в расход, включаться в состав ОС или материальных запасов.

Очевидно, что новый стандарт бухучета добавил хлопот специалистам. Так или иначе, но ему приходится следовать. А значит, пора разобраться с кодами и проводками.

Определяем коды КОСГУ

Действующее законодательство требует учитывать стройматериалы по подстатье 344, а хозяйственные – по подстатье 346 КОСГУ. Об особенностях применения кодов Минфин рассказал в разъяснениях к Порядку, утвержденному приказом №209н от 29.11.2017. Если коротко, выбор кода определяется целью приобретения материального запаса.

Приведем пример. Компания закупила светодиодные лампочки. Согласно разъяснениям Минфина, отражать их в учете можно под одним из трех кодов КОСГУ:

· 346, если лампочки куплены для решения задач, не связанных со строительством и ремонтом;

· 347, если материалы приобретены для выполнения строительно-монтажных работ, которые связаны с капиталовложениями;

· 344, если лампочки будут использоваться для работ, не связанных с капиталовложениями.

Согласно Инструкции №157н, светодиодные лампы могут отражаться на счете 105 36 в качестве прочих материальных запасов и на счете 105 34 в качестве стройматериалов.

Как избежать путаницы и проблем с налоговой при проверке отчетности? Закрепите в учетной политике способ учета приобретенных МПЗ с отсылкой к цели их использования.

Готовые ОС или стройматериалы?

Ошибки бухгалтеров с определением кодов по КОСГУ частые, но не единственные. Иногда специалисты путают готовые основные средства и стройматериалы. Как это происходит?

Компания закупает материалы и узлы для монтажа сооружения. В учете отражается приобретение основного средства. Налицо неправильная классификация приобретенных материалов. Вот реальный пример. В бухгалтерию поступает первичка, подтверждающая приобретение всего необходимого для монтажа забора. В документах выделены цены сетчатых секций, столбов, метизов и т.п. Именно эти материалы доставлены на объект. Монтаж забора осуществлен сторонним подрядчиком. Оплата по договору бухгалтером проводится по 310 статье КОСГУ, хотя на самом деле приобретено не основное средство (готовый забор), а материалы для его сборки и установки.

Как в этой ситуации правильно поступить бухгалтеру? Провести оплату по 347 подстатье КОСГУ, принять стройматериалы к учету.

В случае с закупкой материалов и оплатой строительно-монтажных работ есть еще один подводный камень. Если подрядчик устанавливает все тот же забор из своих секций, столбов и т.п., отражение в учете только поступления конструкций и материалов будет бухгалтерской ошибкой. Нельзя включать в отпускную цену стоимость монтажных работ. Последние должны отражаться в учете отдельно.

Бухучет запасов по ФСБУ 5/2019 имеет много нюансов. И переход на новые правила может даваться нелегко. Но это не означает, что можно работать по-старому и надеяться на то, что налоговая ничего не заметит. Пересматривайте учетную политику, закрепляйте в ней актуальные нормы и порядок отражения запасов в учете. Разберитесь с кодировкой КОСГУ и минимизируйте риски.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок документального оформления в федеральном государственном бюджетном учреждении актов о списании объектов основных средств (например, оборудования, компьютеров и т.п.)? Может ли учреждение одновременно оформлять списание объекта и осуществлять его демонтаж с целью извлечения металлолома, пригодных деталей и узлов, иных материалов?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании основных средств (разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация), возможна только после его утверждения.

Обоснование вывода:
Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности - соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления). Так, например, Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834). Отметим, что в отношении рассматриваемой ситуации отдельного нормативного документа, утвержденного учредителем федерального государственного бюджетного учреждения, в свободном доступе нет.
Подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - профильная комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). Итогом работы профильной комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества (ф.ф. 0504104, 0504105, 0504143, 0504144, 0504230), которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Так, при списании оборудования, компьютерной и иной техники оформляется Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) (далее - Акт (ф. 0504104)). Акт (ф. 0504104) является одной из унифицированных форм первичных учетных документов, порядок заполнения которой закреплен в приложении N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н.
Акты о списании основных средств подлежат утверждению руководителем учреждения (п.п. 10, 13 Положения N 834). Кроме этого, как уже было отмечено выше, в определенных случаях до утверждения руководителем учреждения Акт о списании имущества должен быть согласован с уполномоченными органами. Федеральные учреждения согласовывают списание имущества с органами, в ведении которых они находятся (учредителями). Порядок согласования (в том числе перечень предоставляемых учреждениями документов) эти органы устанавливают самостоятельно*(1).
В соответствии с п. 11 Положения N 834 до утверждения в установленном порядке Акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании, не допускается. То есть только после утверждения Акта о списании в учреждении под контролем профильной комиссии должны быть осуществлены мероприятия, предусмотренные данным первичным документом: разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п. Эту последовательность можно объяснить очень просто - например, процесс демонтажа и изъятия из основного средства лома, отдельных деталей и материалов будет запущен, а руководитель не утвердит Акт о списании, приняв решение о нецелесообразности списания объекта и возможности его дальнейшего использования, в частности, путем восстановления.
Таким образом, выполнять разбор, демонтаж и т.д. основных средств бюджетному учреждению следует после утверждения Акта о списании. Реализация мероприятий осуществляется учреждением самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается профильной комиссией.
В бухгалтерском учете выбытие имущества отражается на основании Акта о его списании после реализации мероприятий, предусмотренных этим первичным документом (п.п. 51, 52 Инструкции N 157н). Акты о списании объектов имущества обычно составляются не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица. Кроме того, на основании Акта о списании объектов основных средств в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в разделе 3 "Движение объекта основных средств" производится отметка о выбытии объекта.

20 августа 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В целях согласования списания государственного (муниципального) имущества государственное (муниципальное) учреждение представляет в уполномоченный орган соответствующий комплект документов. Конкретный перечень документов, необходимых для согласования списания того или иного вида имущества, определяется на уровне каждого публично-правового образования или ведомства. На федеральном уровне не существует единого перечня - каждое министерство (ведомство) определяет такой перечень самостоятельно (пп. "г" п. 6 Положения N 834).


Нормы списания строительных материалов — одно из специфических отличий строительной отрасли. В этой статье разберем основные аспекты и некоторые нюансы нормирования стройматериалов.

Нормативная база для разработки норм списания

Разработка и утверждение норм списания стройматериалов для конкретного предприятия должны происходить на основе базовых правил и нормативов. Основными рабочими документами являются:

  • СНиП 82-01-95 «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве»;
  • РДС 82-201-96 «Правила разработки норм расхода материалов в строительстве».

СНиП 82-01-95 устанавливает более общие положения нормирования материалов в строительстве, РДС 82-201-96 дополняет и конкретизирует большую часть аспектов, а также содержит примеры расчетов.

Базовые количества расхода и вида материалов определяются требованиями к объекту строительства. Например, состав используемого бетона может отличаться для здания промышленного цеха и для жилого дома. По данному аспекту следует руководствоваться нормами ГОСТ и СанПиН для строительства, а также заключениями технических экспертов.

Существуют и другие виды специфических документов, участвующих в нормировании:

  • ГЭСН — государственные элементные сметные нормы. В них указываются допустимые сметные значения расхода материалов для конкретных видов строительных работ;
  • МДС — методические документы в строительстве. В них содержатся указания по применению ГЭСН.

Основным органом, выпускающим регламентные документы, перечисленные выше, является Госстрой России. Хотя в разработке обычно участвуют и другие исполнительные органы (например, Минздрав), научно-исследовательские учреждения и даже предприятия строительной отрасли.

Как учитывать строительные материалы, подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Порядок и содержание процесса нормирования стройматериалов

Процесс нормирования в строительстве заключается в регламентации действий по использованию стройматериалов в ходе выполнения работ. Основными этапами нормирования являются:

  1. Анализ условий, в которых будут проходить строительные работы. На данном этапе осуществляют:
  • окончательный выбор материалов (с учетом требований технической проектной документации, ГОСТ и СНиП);
  • организацию процесса выполнения работ;
  • определение единицы работ;
  • определение расходных материалов на выполнение единицы работ.

ВАЖНО! Единица строительной продукции — это составляющая строительного потока. Строительный поток — равномерное, непрерывное выполнение работ (хода) строительства. За единицу при нормировании может быть принят:

  • отдельный участок работ;
  • часть строящегося объекта (например, фундамент или стена);
  • один объект целиком или группа однородных объектов (например, очередь строительства коттеджного поселка в 20 типовых домов);
  • захватка — частный поток, который охватывает несколько элементов основного (например, отделка под заказ части квартир в новом доме).
  1. Определение нормативного расхода каждого стройматериала на единицу работ. Согласно РДС 82-201-96 нормы расходов могут быть:
  • Укрупненные — по комплексу работ. Применяются на этапе проектирования для выбора технологических решений.

ВАЖНО! Укрупненные нормы нельзя использовать для списания стройматериалов.

  • Усредненныепо сметной документации. Нужны для определения всего количества ресурсов, необходимых на строительство.

ВАЖНО! Усредненные нормы нельзя применять для контроля за фактическим списанием материалов, а также для расчетов за строительные работы (между заказчиками и подрядчиками).

  • Элементные — расход на выбранную единицу строительных работ. Именно они должны применяться при расчете и утверждении норм списания материалов при строительных работах (а также для расчетов между заказчиками и подрядчиками).
  1. Контроль за соблюдением норм расхода при выполнении работ и корректировка нормативов при необходимости. Здесь следует упомянуть еще одну специфическую вещь в строительном процессе — нормаль.

Нормаль — это показатель или характеристика, наиболее полно соответствующие техническому процессу. Определяется с учетом комплекса параметров. Для типовых работ обычно существуют уже разработанные нормали, на которые можно опираться при разработке нормативов списания.

Главный принцип нормирования — единство нормали и норматива. Если расход по установленному нормативу приводит к отклонению от нормали — нужно пересматривать норматив.

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
С 1 января 2021 г. действует ФСБУ 5/2019 "Запасы", утвержденный приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н. ПБУ 5/01 и Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ утратили силу. Что изменилось в учете, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Методы разработки элементных норм списания

Нормы списания на единицу продукции определяются по нормам расхода на единицу рабочей операции.

N — норма списания на единицу строительной продукции;

ni — норма расхода на рабочую операцию;

Ki— коэффициент, учитывающий долю единицы рабочей операции в общем объеме строительной продукции;

Ki= Элементная единица продукции / Укрупненная единица продукции.

Подробные правила расчета, представления и округления числовых значений норм списания стройматериалов представлены в п. 5 РДС 82-201-96.

Для установки элементных норм на единицу рабочей операции применяются следующие методы:

  • Производственный — заключается в наблюдении за аналогичной операцией непосредственно на строительном объекте и в измерении объема выполненных работ и затраченных на него материалов. Чаще всего используется для материалов, имеющих трудноустранимые потери (об этом подробнее мы расскажем дальше).
  • Лабораторный — наблюдения и замеры производятся в специально создаваемых условиях. Обычно применяется в случаях, когда необходимо определить влияние на процесс какого-либо фактора (например, плотности песка из разных партий) или комплекса факторов (например, влияние различных метеоусловий на новый тип материала).
  • Расчетно-аналитический — заключается в проведении теоретических расчетов на базе имеющихся статистических данных по аналогичным конструкциям и технологиям.

ВАЖНО! При проведении замеров должно быть выполнено несколько подходов (не менее 5 по РДС 82-201-96). Для различных категорий стройматериалов может быть установлено различное число подходов для приведения данных к допустимой погрешности. Таблицы зависимости подходов от категории материалов представлены в РДС.

Составление нормативов списания стройматериалов

Полученные результаты замеров анализируются для определения базового значения нормы. После этого можно приступать к составлению нормативов списания (расхода) материалов на операцию. Обычно результат оформляется таблицей, в которой указывается единица рабочей операции, наименование материала, единица его измерения и норматив.

Пример (на основе РДС 82-201-96)

Единица рабочей операции: кладка 1 м 3 стены из керамического камня с облицовкой силикатным кирпичом.

  1. Устройство постели из раствора.
  2. Укладка керамических камней.
  3. Облицовка силикатным кирпичом.

По результатам замеров и расчету:

Норма расхода на 1 м 3 стены со средним архитектурным оформлением в 2 кирпича, с проемностью 20%

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья содержатся в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ). Этим законом установлено, что отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду делятся в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности (ст. 4.1 Федерального закона №89-ФЗ):

— I класс — чрезвычайно опасные отходы;

— II класс — высокоопасные отходы;

— II класс — умеренно опасные отходы;

— IV класс — малоопасные отходы;

— V класс — практически неопасные отходы.

Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 14 Федерального закона №89-ФЗ).

Юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях они передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. В блоке 4 указаны следующие виды отходов:

4 90 000 00 00 0

ПРОЧИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

4 92 111 11 72 4

отходы мебели деревянной офисной

4 92 111 21 72 5

отходы мебели деревянной офисной (содержание недревесных материалов не более 10%)

4 92 111 81 52 4

отходы мебели из разнородных материалов

В Письме Росприроднадзора от 03.09.2014 №ВК-03-04-36/13543 даны разъяснения по содержанию структуры кода отхода. В частности, в нем сказано, что код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые 8 знаков кода используются для кодирования происхождения вида отходов и их состава. Для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов используются 9-й и 10-й знаки кода; 11-й знак кода — для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Из приведенных выше кодов следует, что отходы мебели:

— деревянной офисной (код 4 92 111 11 72 4) относятся к IV классу опасности — малоопасные отходы;

— деревянной офисной (содержание недревесных материалов не более 10%) (код 4 92 111 21 72 5) относятся к V классу опасности — практически неопасные отходы.

Согласно нормам ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона №89-ФЗ. В этой же статье сказано, что юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Отсюда вытекает, что отходы, образовавшиеся в результате деятельности учреждения и отнесенные к I — IV классу опасности, следует утилизировать посредством привлечения специализированной организации, имеющей на этот вид деятельности лицензию.

Если списываемому столу можно присвоить код 4 92 111 11 72 4, то этот вид отходов относится к IV классу опасности и его нужно утилизировать. Для утилизации необходимо заключить договор со специализированной организацией, которая имеет такую лицензию. Передавать стол на утилизацию надлежит по акту приема-передачи в произвольной форме и при наличии у акта всех обязательных для первичного документа реквизитов (см. п. 25 СГС «Концептуальные основы», ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Организация, занимающаяся утилизацией, передаст учреждению, в свою очередь, акт об утилизации (акт выполненных работ) (он также будет составлен в произвольной форме, но будет содержать обязательные для первичного документа реквизиты, перечень которых приведен в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

В случае если списываемый стол относится к V классу опасности, учреждение вправе его списать, не утилизируя.

Каковы особенности списания объектов основных средств при несоответствии критериям признания их активами у автономных учреждений? Списание какого имущества необходимо согласовывать АУ с учредителем? Какие документы необходимо оформить? Как отразить в бухгалтерском учете АУ данные операции?

Основания для выбытия объектов ОС с бухгалтерского учета поименованы в п. 51 Инструкции № 157н, п. 45 СГС «Основные средства». К ним, в частности, относятся:

прекращение признания объекта ОС при условии несоответствия его критериям признания активов (объект, который не приносит учреждению экономических выгод, не имеет полезного потенциала и в отношении которого в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод) (п. 8 СГС «Основные средства»);

передача в порядке, предусмотренном законодательством РФ, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу), государственному (муниципальному) предприятию;

возврат объекта учета финансовой аренды при прекращении права пользования и (или) владения без выкупа объекта;

включение объекта имущества в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда;

передача в результате продажи (дарения);

иные основания, предусматривающие в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом.

Комплекс действий учреждения при принятии решения о выбытии (списании) имущества (в том числе оформление необходимых документов, отражение операций в бухгалтерском учете) в каждом из перечисленных случаев различается.

Далее рассмотрим порядок списания с учета объектов ОС, которые не соответствуют критериям признания их активами, в случаях, когда имущество:

1) непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

2) выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Комплекс действий при списании объектов ОС

Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.

В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).

Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.

Для справки: Положение № 834 не распространяется:

а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;

б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.

Принятие решения о списании

Решение о списании федерального имущества принимается (п. 4 Положения № 834):

а) в отношении движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение имущества, – учреждением самостоятельно;

б) в отношении недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником либо приобретенного за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества, – учреждением по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

С целью подготовки принятия решения о списании федерального имущества нужно осуществить ряд мероприятий, выполнение которых возлагается на созданную в учреждении постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее – комиссия).

Комиссия осуществляет следующие полномочия (п. 6 Положения № 834):

осматривает имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от имущества;

устанавливает причины списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества;

подготавливает акт о списании имущества в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автономное учреждение.

Для справки: положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения, которым на комиссию также могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании имущества (п. 7 Положения № 834).

Комиссия правомочна проводить заседания по мере необходимости при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. При этом срок рассмотрения представленных ей документов не должен превышать 14 дней (п. 7 Положения № 834).

Подготовка документов, необходимых для согласования списания ОС

Перечень документов, необходимых для согласования списания имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом власти субъекта РФ, муниципальным органом власти, в ведении которого оно находится.

В качестве примера приведем перечень документов, необходимых для принятия решения о согласовании списания федерального имущества, утвержденный Приказом Минспорта РФ от 28.12.2015 № 1250 в части особо ценного движимого имущества:

1. Сопроводительное письмо с указанием прилагаемых документов и причин списания особо ценного движимого имущества, подписанное руководителем и главным бухгалтером учреждения.

2. Перечень особо ценного движимого имущества, решение о списании которого подлежит согласованию. В перечне указываются:

номер по порядку;

наименование объекта учета;

год ввода в эксплуатацию (год выпуска);

балансовая и остаточная стоимость объекта учета на момент принятия решения о списании;

срок полезного использования и срок фактического использования объекта учета на момент принятия решения о его списании.

3. Копия приказа учреждения о создании постоянно действующей комиссии, на которую возложены полномочия по подготовке и принятию решений о списании имущества, с приложением положения о данной комиссии и сведений о ее составе, утвержденного приказом руководителя.

4. Копия протокола заседания комиссии о списании имущества.

5. Оригинал акта о списании имущества.

6. Инвентарные карточки учета предлагаемого к списанию имущества.

7. Техническое заключение о состоянии объекта имущества независимого эксперта с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ.

8. При списании транспортных средств дополнительно представляются:

копия паспорта транспортного средства;

копия свидетельства о регистрации транспортного средства;

акт о техническом состоянии транспортного средства;

копия отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства с фотоматериалами, произведенной не ранее чем за три месяца до представления его учредителю.

9. При списании транспортного средства, выбывшего вследствие аварии, дорожно-транспортного происшествия, дополнительно прилагаются:

акт об аварии или дорожно-транспортном происшествии, выданный уполномоченным органом;

документы о регистрации аварии или дорожно-транспортного происшествия, выданные уполномоченным органом;

справка о размере нанесенного ущерба, составленная учреждением;

постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов или возмещению причиненного ущерба;

постановление об административном правонарушении;

приказ о принятии мер в отношении виновных лиц, допустивших повреждение транспортного средства.

В отношении недвижимого имущества указанным приказом Минспорта утвержден отдельный перечень документов, необходимых для согласования списания недвижимости.

Оформление акта о списании ОС

При принятии комиссией решения о списании объектов основных средств оформляются следующие первичные документы (Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н):

акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);

акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);

акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

Для справки: выбытие объектов основных средств в случаях их продажи, безвозмездной передачи и иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, оформляется актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

Оформленный комиссией акт о списании имущества утверждается руководителем в следующем порядке (п. 10 Положения № 834):

в отношении недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем, – после согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение;

в отношении иного движимого имущества – самостоятельно.

Реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании (демонтаж, утилизация), и отражение в учете выбытия объекта ОС не допускаются до утверждения в установленном порядке акта о списании (п. 11 Положения № 834, п. 52 Инструкции № 157н).

Отражение в бухгалтерском учете операций по списанию ОС

В бухгалтерском учете списание инвентарных объектов ОС (в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом счете 21) отражается на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим актом (формы приведены выше), и при наличии согласования собственника (в вышеуказанных случаях).

Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств вследствие их выбытия подлежит списанию сумма накопленных по этим объектам амортизационных отчислений, а также убытков от обесценения (при наличии) (п. 52 Инструкции № 157н).

Учет операций по выбытию объектов ОС ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н).

При списании объектов ОС с балансового учета необходимо учитывать следующее.

Согласно п. 335 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании, в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» в условной оценке «один объект – один рубль». Выбытие объектов с забалансового учета отражается после окончания указанных мероприятий на основании оправдательных документов.

Таким образом, объекты ОС, подлежащие демонтажу, утилизации (уничтожению) до момента окончания этих мероприятий, при списании их с учета (со счета 0 101 00 000, с забалансового счета 21) должны быть приняты к учету на забалансовый счет 02. Сведения о предстоящих (прошедших) указанных мероприятиях могут быть зафиксированы в акте о списании в разделах «Заключение комиссии», «Результаты выбытия».

Порядок списания объектов ОС с забалансового счета 02 после демонтажа, утилизации (в том числе формы первичных учетных документов, подтверждающих проведение указанных мероприятий) целесообразно предусмотреть в учетной политике учреждения.

В случае списания ОС вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения (при хищении), такие объекты не отражаются на забалансовом счете 02.

  • персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального износа (балансовая стоимость – 45 000 руб., начисленная амортизация в размере 100 %);

  • письменные столы (5 шт.), пришедшие в негодность по причине физического износа (числящиеся на забалансовом счете 21), стоимостью 3 000 руб. за единицу;

В заключение необходимо отметить, что сведения о выбытии с учета имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, подлежат передаче в соответствующие органы исполнительной власти, на которые возложены полномочия по управлению таким имуществом (в том числе ведению реестра федерального, государственного, муниципального имущества).

В отношении федерального имущества такие полномочия возложены на Росимущество. Положение об учете федерального имущества утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 (далее – Положение № 447).

В пункте 13 Положения № 834 отмечено, что после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденным руководителем АУ, документы, представление которых предусмотрено Положением № 447, в месячный срок направляются учреждением в Росимущество для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (если иное не установлено актами Правительства РФ).

а) запись о прекращении права собственности РФ на имущество по установленной форме (приложение 3 к Положению № 447) для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности РФ на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них;

б) документ, подтверждающий прекращение права собственности РФ на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество.

При подготовке указанных документов рекомендуем уточнить сроки их представления непосредственно в территориальном органе Росимущества по месту регистрации учреждения.

Читайте также: