Как снимали джентльмены удачи в бочке с цементом

Обновлено: 27.03.2024

Легендарная комедия «Джентльмены удачи» давно стала классикой. За сценарий отвечал Георгий Данелия и Виктория Токарева . В одном из интервью Георгий Николаевич признавался - если бы не заразительный смех Токаревой , фильм мог бы получиться не таким веселым.

Во время написания сценария Данелия что-то придумывал, а затем смотрел на реакцию Виктории . Если она начинала смеяться, Данелия дорабатывал написанное, чтобы она захохотала еще громче.

Александр Серый на съемочной площадке фильма «Джентльмены удачи»

В итоге сценарий получился на славу. Кресло режиссера занял Александр Серый - давний друг и однокурсник Данелии . Серый 4 года провел в тюрьме, а после освобождения остался без работы. Доверить ему съемки было большим риском, однако Александр в полной мере справился со своей задачей.

Съемки фильма проходили сразу в нескольких городах и усложнялись по разному роду причин. Особенно сложными и проблемными стали съемки сцен побега заключенных в цистерне с бетоном.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи»

Данелия был хитрецом - чтобы добиться правдивой игры, он велел не говорить актерам о том, что в бочке будет совсем не цемент. Разумеется, никто даже не думал использовать настоящий раствор, вот только актеры об этом не знали. Они не без содрогания полезли в «цемент», который на удивление оказался каким-то не таким. Он начал выталкивать.

Обычно раствор делается смешиванием цемента и песка, в пропорции 1к3 или 1к2. После заливания водой и размешивания получается плотная масса, которая в больших количествах может банально раздавить человека. Да и выбраться из раствора совсем не просто, ведь за счет плотности он будет засасывать.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи»

Съемочная бригада долго не могла подобрать подходящий состав, который бы смог максимально достоверно имитировать жидкий цемент. В конечном итоге кто-то подсказал воспользоваться хлебной закваской, ну а чтобы все не выглядело как обыкновенное тесто было решено использовать луковую эссенцию. Именно она придала необходимый цвет «цементу».

Съёмки эпизода с бочкой цемента в фильме

Внутренний «интерьер» бочки снимали в «мосфильмовском» павильоне, тогда как сами съемки проходили под Самаркандом , неподалеку от фабрики. При ней была душевая, в которой актеры около сорока минут смывали с себя терпкую липкую субстанцию, лишь с виду напоминающую цемент.

В эпизоде с одеждой использовался уже настоящий цемент

Закончив с помывкой они с удивлением обнаружили отсутствие Вицина, который все это время продолжал сидеть в бочке. Ему кто-то рассказал, что в состав этой массы входит несколько десятков целебных трав, продлевающих молодость. Вот Георгий Михайлович и решил воспользоваться возможностью и оздоровиться.

Кадр из фильма «Джентльмены удачи»

Единственный, кто из троицы не побывал в бочке - это Савелий Крамаров . Вспомните сцену, когда герои вылезают из цистерны. Если присмотреться можно заметить, как она была перебита вставкой с жующим верблюдом, которая не имеет никакого смысла. Дело в том, что Крамаров страдал клаустрофобией и наотрез отказался залезать в настоящую цистерну, а вставка с верблюдом просто скрыла его отсутствие в кадре.

Легендарная комедия «Джентльмены удачи» давно стала классикой. За сценарий отвечал Георгий Данелия и Виктория Токарева. В одном из интервью Георгий Николаевич признавался - если бы не заразительный смех Токаревой, фильм мог бы получиться не таким веселым. Во время написания сценария Данелия что-то придумывал, а затем смотрел на реакцию Виктории. Если она начинала смеяться, Данелия дорабатывал написанное, чтобы она захохотала еще громче.

В итоге сценарий получился на славу. Кресло режиссера занял Александр Серый - давний друг и однокурсник Данелии. Серый 4 года провел в тюрьме, а после освобождения остался без работы. Доверить ему съемки было большим риском, однако Александр в полной мере справился со своей задачей.

Съемки фильма проходили сразу в нескольких городах и усложнялись по разному роду причин. Особенно сложными и проблемными стали съемки сцен побега заключенных в цистерне с бетоном.

Данелия был хитрецом - чтобы добиться правдивой игры, он велел не говорить актерам о том, что в бочке будет совсем не цемент. Разумеется, никто даже не думал использовать настоящий раствор, вот только актеры об этом не знали. Они не без содрогания полезли в «цемент», который на удивление оказался каким-то не таким. Он начал выталкивать.

Обычно раствор делается смешиванием цемента и песка, в пропорции 1к3 или 1к2. После заливания водой и размешивания получается плотная масса, которая в больших количествах может банально раздавить человека. Да и выбраться из раствора совсем не просто, ведь за счет плотности он будет засасывать.

Съемочная бригада долго не могла подобрать подходящий состав, который бы смог максимально достоверно имитировать жидкий цемент. В конечном итоге кто-то подсказал воспользоваться хлебной закваской, ну а чтобы все не выглядело как обыкновенное тесто было решено использовать луковую эссенцию. Именно она придала необходимый цвет «цементу».

Внутренний «интерьер» бочки снимали в «мосфильмовском» павильоне, тогда как сами съемки проходили под Самаркандом, неподалеку от фабрики. При ней была душевая, в которой актеры около сорока минут смывали с себя терпкую липкую субстанцию, лишь с виду напоминающую цемент.

Закончив с помывкой они с удивлением обнаружили отсутствие Вицина, который все это время продолжал сидеть в бочке. Ему кто-то рассказал, что в состав этой массы входит несколько десятков целебных трав, продлевающих молодость. Вот Георгий Михайлович и решил воспользоваться возможностью и оздоровиться.

Единственный, кто из троицы не побывал в бочке - это Савелий Крамаров. Вспомните сцену, когда герои вылезают из цистерны. Если присмотреться можно заметить, как она была перебита вставкой с жующим верблюдом, которая не имеет никакого смысла. Дело в том, что Крамаров страдал клаустрофобией и наотрез отказался залезать в настоящую цистерну, а вставка с верблюдом просто скрыла его отсутствие в кадре.

Эту смешную сцену из замечательной советской комедии 1971 г. Александра Серого по сценарию Георгия Данелии и Виктории Токаревой помнят все.

Там персонажи cбeжaли из тюpьмы, засев не в ту цистерну: надо было в пустую, а они перепутали и погрузились в ту, которую затем залили цементом. И в итоге приехали не туда, куда надо было по планам милиции, разработавшей всю эту oпepaцию.

Несмотря на легкость, с которой сыграли актеры, для съемок эта сцена оказалась одной из самых сложных. И прежде всего потому, что надо было придумать некую субстанцию, в которой бы герои болтались во время побега и которая бы:

1) по виду напоминала цемент;

2) не застывала и позволяла актерам играть дубль за дублем.

Хотя фильм большей частью снимали под Самаркандом (конкретно сцена побега начиналась на самом деле у местной фабрики), собственно «внутренности» цистерны снимались в павильоне Мосфильма. Это было удобно, ведь на киностудии были душевые кабины, где актеры после таких специфических сцен могли привести себя в порядок.

Причем принимать душ после этого им приходилось минут по 40 – настолько реалистичным был «цемент».

Так в какой жидкости на самом деле сидели актеры на съемках?

Режиссер со сценаристами решили не раскрывать актерам секретов этой субстанции – до поры до времени. Этакая интрига позволила им добиться наибольшей правдивости в их игре.

Разумеется, цемент снимать было нельзя. По вполне понятным причинам. Даже на юге. Но актерам об этом не сказали, выдерживая пресловутую интригу.

Поэтому в раствор в бочке они полезли, поеживаясь.

Но тут произошло нечто странное.

Когда актеры погрузились в «цемент», он начал их… выталкивать. Съемки пришлось приостановить.

Участники съемочной группы долго размышляли, что бы такое залить в бочку. Были даже приглашены химики. С подачи химиков и режиссера в бочку попеременно заливали:

1) манную кашу . Но она выглядела «киногенично» только в горячем виде, а остыв, затвердевала в комочки. Да и снимать в горячей каше актеров было бы не очень человечно, согласитесь;

2) пuвo . Однако оно выглядело не таким густым, каким должен бы выглядеть настоящий цемент;

3) хлебную закваску . Но она смотрелась как обычное тесто;

4) луковую эссенцию . Однако и она, хоть и придавала нужный цвет, сама по себе не подходила;

5) нечто среднее между всем названным выше . Поэкспериментировав с составом, то добавляя побольше каши, то доливая покрепче напитка, химики нашли, наконец, подходящую формулу.

Полученная субстанция по внешнему виду напоминала цемент и в то же время имела нормальные температуру и вязкость для съемок актеров в ней.

Правда, она была липкая и пахла не самым лучшим образом… Ну, вообразите – какой мог от этого состава быть запах… Но тут уж ничего не поделаешь. Как говорил потом Раднэр Муратов (сыгравший Василия Алибабаевича), «актеры такой народ – если роль хорошая, куда хочешь залезут».

А вот одежду, которую персонажи после поездки в бочке пытались почистить, закинули в настоящий цемент . В результате она действительно затвердела: «Какой хороший цемент. Не отмывается совсем!»

Любопытно, что после съемок этой сцены долго не могли отыскать Георгия Вицина . Остальные актеры уже привели себя в порядок, а его нет.

Потом его обнаружили… внутри цистерны.

Невзирая на липкость и запах, он не захотел оттуда вылезать, потому что кто-то его уверил, будто бы полученная химическая субстанция обладает лeчeбными cвoйcтвaми. Дескать, в ней несколько десятков цeлeбных трав, которые помогают на целых 15 лет пpoдлeвaть мoлoдocть.

Кто был тем весельчаком, который придумал эту шутку и даже не поленился конкретный срок назвать, – осталось неизвестно. Но он явно был психологом. Потому что знал: Вицин был вообще любопытным на этот счет человеком, например в промежутках между съемками прямо на съемочной площадке мог подолгу заниматься йогой.

Вот и в тот раз актер решил oздopoвиться, коли уж cyдьбa дает ему такой шанс.

Эх, Георгий Михайлович, «так это в Турции… там тепло…».

А вот Крамаров в бочку влазить никак не хотел. Он отговаривался тем, что бoитcя таких вот зaмкнyтых помещений. В результате его отсутствие в кадре пришлось маскировать.

101

В различных источниках по-разному описывают, как снималась сцена с верблюдом в фильме "Джентльмены удачи". Перелопачивая гору различных материалов, находишь множество противоречивых историй. То это был верблюд Алмаз из зоопарка, в котором он живёт до сих пор, то верблюд Борис, на которого не смог сесть Евгений Леонов

С подачи «Комсомольской правды» в сети полно информации, что Евгения Леонова так и не удалось посадить на верблюда, что он категорически отказывался забираться между двумя горбами животного и проехать хотя бы сто метров. И что для этого пришлось применять киношную хитрость - Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Евгения Павловича везли на спине кого-то из съемочной группы

106

Но насколько я помню, Крамаров на верблюде вообще не ехал, а вёл в поводу. А если верить вот этому кадру из фильма - Леонов на верблюде всё же сидел. И непохоже, что в этом моменте был занят дублёр

108

По крайней мере оператор Георгий Куприянов рассказывал, что Леонова действительно сажали на плечи человека. И дело было не в страхе или снобизме, а в горьком опыте. Накануне, когда группа возвращалась со съёмок, у дороги увидели пасущегося белого осла. Леонов захотел сфотографироваться с редким животным и попросил притормозить. Уже в машине, после фотосессии, Савелий Крамаров заметил, что Евгений Павлович, вместе с фотокадрами на память об осле прихватил с собой несколько насекомых - осёл был вшивым. По приезду в гостиницу, Леонов долго отмывался и мазал себя какой-то гадостью из аптеки. После этого случая с местным гужевым транспортом садиться на верблюда актёру не хотелось совсем

Теперь что касается самого верблюда (Алмаза, Бориса, Васи). Вот что вспоминает директор фильма Александра Демидова. Когда собирались в экспедицию в Среднюю Азию, вопрос о верблюде особо не стоял. Все были уверены, что уж кого-кого, а верблюдов там полно, уж выберем какого-нибудь. Но по приезду в Самарканд, выяснилось, что верблюдов там нет вообще. С трудом нашли какую-то верблюдицу, которая уже была в довольно пожилом возрасте. Вряд ли эта почтенная дама носила гордое имя Алмаз и до сих пор вспоминает съёмки в зоопарке

А вот интересную подробность вспомнил оператор Михаил Агранович. Верблюдица эта жила во время съёмок во дворе гостиницы - в небольшом грузовике держали бедное животное, а в кабине ютился хозяин (ну или смотритель). Съёмки эпизода несколько дней откладывались по каким-то причинам. Наконец когда настал день съёмок - все ужаснулись. Верблюд стал лысым. Правда только с одной стороны. Как выяснилось, этому самому смотрителю забыли заплатить суточные. Чтобы прокормиться, он с одного бога обрил верблюдицу, а шерсть продал. У режиссёра от смеха началась истерика. В итоге в кадре верблюдицу снимали только с одной стороны.

Ну осталось вспомнить только один эпизод из этой сцены - как верблюд наградил Косого плевком. Но тут думаю вы все знаете, что никакого плевка не была и вся пена на лице Крамарова сделана с помощью шампуня

001

Фильм «Джентльмены удачи» в 1972 году посмотрели около 65 миллионов человек. Очевидцы рассказывают, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля. По посещаемости фильм занимает 12 место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа.

002

Режиссёром картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле «Джентльменов» снимал Александр Серый, а Данелия вместе с Викторией Токаревой был автором сценария. «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, — рассказывает Данелия. — Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».

003

Идею фильма подарил известный сценарист Валентин Ежов. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом — рецидивист по кличке Доцент.

004

Окончательный состав актёров также отличался от первоначального. Главная роль сразу были отданы Евгению Леонову. А вот воров-рецедивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.

005

Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой. Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин. Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым. «К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, — рассказывал Данелия. — Мне поверили. Правда, когда актёр эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».

006

Самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он чёрный», — рассказывал потом Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.

007

Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому — пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» — это всё оттуда, с зоны.

008

«Но про «мужика в пиджаке» (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали», — вспоминает Токарева. Цензура очень серьёзно раскритиковала диалоги в сценарии фильма. От авторов сценария потребовали максимально вычистить «блатной жаргон», в результате чего появились разные новые «квази-блатные» слова: «редиска», «сосиска», «Навуходоносор» и другие. А еще есть легенда, что от погребения на “полке” фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше Щёлокова, а по поводу жаргонных словечек сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».

009

Кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде, снимался так: режиссер предложил дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком. Дело в том, что у Леонова никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса.

010

Забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой Борис плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка, конечно, не предполагалось. Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем – показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-настоящему, от души. Великий актер долго потом отмывался!

011

Бытует мнение что роль воспитанника московского детского сада № 83 Игорька была сыграна Игорем Угольниковым, в будущем ставшим известным артистом. На самом деле это утка, взятая из одной программы «ОБА-НА»

012

Для съёмок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор. Раднэр Муратов так рассказывал о съёмках этого эпизода: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».

013

В цистерну с лжецементом категорически отказался лезть Савелий Крамаров. У него была клаустрофобия. «Кадр, в котором в цементе плавают все актёры, снят в павильоне, а в машине Крамарова не было, - рассказал «АиФ. ТВ Гиду» оператор картины Георгий Куприянов. - Если внимательно посмотреть фильм, это можно заметить. Из цистерны вылезает сначала Леонов, затем - Вицин, а когда очередь доходит до Крамарова, в кадре появляется верблюд. Потом камера вновь показывает машину, с которой спрыгивает Крамаров. Признаюсь, перебивка верблюдом получилась не самой удачной, но по-другому скрыть отсутствие актёра в цистерне не представлялось возможным».

014

А вот одежду, которую снимали и пытались высушить главные герои, окунули в настоящий цемент. Он, как помните, застыл, и преступникам пришлось бежать голышом».

015

Московские сцены снимали в феврале и марте, но в столице, как назло, лил дождь. Съёмочная группа уехала в Самарканд, начала там работать, как вдруг в конце марта приходит телеграмма: «В Москве выпал снег, срочно приезжайте!» За неделю заново отсняли часть зимних сюжетов: как герои изучают английский на заснеженной даче, делают зарядку и как Доцент достаёт из проруби золотой шлем Александра Македонского.

016

Кстати, эпизод, в котором зэки растирают друг друга снегом и орут, - актёрский экспромт. На самом деле планировалось снять обыкновенную зарядку. Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что откажутся раздеваться в мороз. Однако случилось непредвиденное: Муратов (Василий Алибабаевич) опоздал на съёмки и не знал о договорённости, поэтому выскочил на снег в плавках. Остальным тоже пришлось раздеться… Крамаров решил отомстить Муратову - подкрался к нему и начал натирать снегом. Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин подхватил игру и угостил снегом Крамарова. В таком виде дубль и вошёл в картину.

017

Помните, как в фильме «повар» Василий Алибабаевич («Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста!») зажигает керосинку, после чего раздаётся взрыв и загорается весь дом? Эту сцену снимали в одном из московских домов, который предназначался под снос. Поэтому сначала в него без проблем пустили киношников, а потом дали возможность его спалить. «Всё горело по-настоящему, - рассказывает Александра Демидова. - К счастью, Раднэр Муратов во время взрыва не пострадал, все меры предосторожности были приняты. Но беда подкралась с другой стороны: съёмочная группа настолько увлеклась процессом, что перестала замечать опасность. В результате операторов и ассистентов буквально за шиворот вытаскивали из пламени».

018

Шлем Александра Македон¬ского, из-за которого в фильме разгораются нешуточные страсти, сделали в бутафорском цехе «Мосфильма». После съёмок его взяла на память директор картины Александра Демидова. «Однажды его попросила нарисовать одна моя знакомая художница, - призналась она. - Когда женщина внезапно скончалась, выяснилось, что шлем был отдан ещё кому-то. Как я ни пыталась найти следы «главного героя» «Джентльменов удачи», ничего не получилось. В общем, золотой шлем Александра Македонского опять исчез».

019

«Джентльменов удачи» сняли всего за три месяца - с февраля по апрель 1971 г. Дачу профессора археологии - в Серебряном Бору (это была дача одного из членов съёмочной группы), детский сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие герои, - в Москве, тюрьму и побег - в Самарканде.

020

В городе Джамбул (Казахстан), который упоминает Василий Алибабаевич Алибаба, ныне переименованном в Тараз, установлен памятник «Джентльменам удачи». Только вот в скульптурной композиции отсутствует один «джентльмен удачи» — Хмырь. Еще интересная подробность, связанная с этим городом: эстрадная певица Лариса Израилевна Мондрус, исполнившая для фильма песню «Проснись и пой», родилась именно в Джамбуле.

Читайте также: