Как сделать окно в c

Обновлено: 29.04.2024

Казалось бы, что WinAPI уходит в прошлое. Давно уже существует огромное количество кросс-платформенных фреймфорков, Windows не только на десктопах, да и сами Microsoft в свой магазин не жалуют приложения, которые используют этого монстра. Помимо этого статей о том, как создать окошки на WinAPI, не только здесь, но и по всему интернету, исчисляется тысячами по уровню от дошколят и выше. Весь этот процесс разобран уже даже не по атомам, а по субатомным частицам. Что может быть проще и понятнее? А тут я еще…

Но не все так просто, как кажется.

Почему о WinAPI сейчас?

В один прекрасный момент, изучая потроха одной из игр в весьма неплохом эмуляторе NES, я подумал: Вроде неплохой такой эмуль, а в отладчике нет такой простой вещи, как навигация по кнопкам клавиатуры, которая есть в любом нормальном отладчике.

Здесь я не зря дал ссылку на репозиторий, т.к. видно, что ребята столкнулись с проблемой, о которой речь пойдет ниже, но так и не решили ее.

О чем это я? А вот об этом кусочке кода:

Ответ такой: так делать нельзя!

И, возвращаясь, к изначальному вопросу о WinAPI: очень много популярных, и не очень, проектов продолжают его использовать и в настоящее время, т.к. лучше, чем на чистом API многие вещи не сделать (тут можно бесконечно приводить аналогии вроде сравнения высокоуровневых языков и ассемблера, но сейчас не об этом). Да и мало ли почему? Просто используют и все тут.

О проблеме

Обойти такие мелкие неприятности просто. Есть, как минимум, два вполне легальных способа:

Tutorials?


Здесь действительно все просто:

И ниже приводится пример правильного цикла.

Стоит сказать, что в шаблонах VS для Win32 приложений, написан именно такой неправильный цикл. И это очень печально. Ведь мало кто будет вникать в то, что сделали сами авторы, ведь это априори правильно. И неправильный код множится вместе с багами, которые очень сложно отловить.

После этого фрагмента кода, как правило, следует рассказ про акселераторы, и добавляется пара новых строчек (учитывая замечание в MSDN, предлагаю сразу писать правильный цикл):


Этот вариант я видел чаще всего. И он (та-дам) снова неправильный!

Сперва о том, что изменилось (потом о проблемах этого кода):

Ясно, что TranslateAccelerator надо вызывать для нашего созданного окна:


И вроде все хорошо и замечательно теперь: мы разобрали все детально и все должно работать идеально.

И снова нет. :-) Это будет работать правильно, пока у нас ровно одно окно — наше. Как только появится немодальное новое окно (диалог), все клавиши, которые будут в нем нажаты оттранслируются в WM_COMMAND и отправляться куда? И опять же правильно: в наше главное окно.

На этом этапе предлагаю не городить костылей по решению этой тупиковой ситуации, а предлагаю рассмотреть вещи, которые уже реже (или почти не встречаются) в туториалах.

IsDialogMessage

На самом деле, делает она чуть больше, чем следует из названия. А именно:

  • Осуществляет навигацию по дочерним контролам кнопками Tab/Shift+Tab/вверх/вниз/вправо/влево. Плюс еще кое-что, но этого нам достаточно
  • По нажатии на ESC формирует WM_COMMAND( IDCANCEL )
  • По нажатии на Enter формирует WM_COMMAND( IDOK ) или нажатие на текущую кнопку по умолчанию
  • Переключает кнопки по умолчанию (рамочка у таких кнопок чуть ярче остальных)
  • Ну и еще разные штуки, которые облегчают пользователю работу с диалогом

Во-вторых, она нам облегчит жизнь по всем остальным пунктам, перечисленным в списке (и даже немного больше).

Вообще, она используется где-то в недрах Windows для обеспечения работы модальных диалоговых окон, а программистам дана, чтобы вызывать ее для немодальных диалогов. Однако мы ее можем использовать где угодно:

Although the IsDialogMessage function is intended for modeless dialog boxes, you can use it with any window that contains controls, enabling the windows to provide the same keyboard selection as is used in a dialog box.

Т.е. теперь, если мы оформим цикл так:


То наше окошко будет иметь навигацию, как в родном диалоге Windows. Но теперь мы получили два недостатка:

Пора поговорить о том, чего нет в туториалах и ответах.

Как правило (как правило! Если кому-то захочется большего, то можно регистрировать свой класс для диалогов и работать так. И, если же, кому-то это интересно, я могу дополнить этим статью) WM_KEYDOWN хотят тогда, когда хотят обработать нажатие на клавишу, которая выполнит функцию в независимости от выбранного контрола в окне — т.е. некая общая функция для всего данного конкретного диалога. А раз так, то почему бы не воспользоваться богатыми возможностями, которые нам сама WinAPI и предлагает: TranslateAccelerator.

Везде используют ровно одну таблицу акселераторов, и только для главного окна. Ну действительно: цикл GetMessage-loop один, значит и таблица одна. Куда еще их девать?

На самом деле, циклы GetMessage-loop могут быть вложенными. Давайте еще раз посмотрим описание PostQuitMessage:

The PostQuitMessage function posts a WM_QUIT message to the thread's message queue and returns immediately; the function simply indicates to the system that the thread is requesting to quit at some time in the future.

Таким образом, выход из GetMessage-loop осуществится, если мы вызовем PostQuitMessage в процедуре окна. Что это значит?

Мы можем для каждого немодального окна в нашей программе создавать свой собственный подобный цикл. В данном случае DialogBoxParam нам не подходит, т.к. оно крутит свой собственный цикл и повлиять мы на него не можем. Однако если создадим диалог через CreateDialogBoxParam или окно через CreateWindow, то можно закрутить еще один цикл. При этом в каждом таком окне и диалоге мы должны вызывать PostQuitMessage:


Обратите внимание: теперь для каждого нового окна в нашей программе мы можем добавить в обработку собственную таблицу акселераторов. WM_QUIT будет выхватывать GetMessage из цикла для диалога, а внешний цикл его даже не увидит. Почему так происходит?

Дело в том, что внешний цикл «встал» на вызове DispatchMessage, который вызвал нашу процедуру, которая крутит свой собственный внутренний цикл GetMessage с таким же DispatchMessage. Классический вложенный вызов (в данном случае DispatchMessage). Посему внешний цикл не получит WM_QUIT и не завершится на этом этапе. Все будет работать стройно.

Делаем красиво

Т.к. правильная постановка задачи является половиной решения, то сперва надо эту самую задачу правильно же и поставить.

Создадим простой std::map, который будет мапить дескриптор окна в дескриптор таблицы акселераторов. Вот так:


И по мере создания окон будем в него добавлять новые окна с дескриптором на свою любимую таблицу (или нуль, если такая обработка не требуется).


Ну и после закрытия окна удалять. Вот так:


Теперь, как создаем новый диалог/окно, вызываем AddAccelerators( hNewDialog, IDR_MY_ACCEL_TABLE ). Как закрываем: DelAccel( hNewDialog ).


Значительно лучше! Что же там в HandleAccelArray и зачем там GetActiveWindow()?

Есть две функции, возвращающих дескриптор активного окна GetForegroundWindow и GetActiveWindow. Отличие первой от второй вполне доходчиво описано в описании второй:

The return value is the handle to the active window attached to the calling thread's message queue. Otherwise, the return value is NULL.


Теперь каждое дочернее окно вправе добавить себе любимую таблицу акселераторов и спокойно ловить и обрабатывать WM_COMMAND с нужным кодом.

А что там еще об одной строчке в коде обработчика WM_COMMAND?

To differentiate the message that this function sends from messages sent by menus or controls, the high-order word of the wParam parameter of the WM_COMMAND or WM_SYSCOMMAND message contains the value 1.

Обычно код обработки WM_COMMAND выглядит так:


Теперь можно написать так:

P.S.: Мало кто знает, но можно создавать свою собственную таблицу акселераторов, а теперь и применять ее прямо налету.

P.P.S.: Т.к. DialogBox/DialogBoxParam крутит собственный цикл, то от при вызове диалога через них акселераторы работать не будут и наш цикл (или циклы) будет «простаивать».

P.P.P.S.: После вызова HandleAccelWindow мап l_mAccelTable может измениться, т.к. TranslateAccelerator или IsDialogMessage вызывают DispatchMessage, а там может встретиться AddAccelerators или DelAccel в наших обработчиках! Поэтому лучше его после этой функции не трогать.

Пощупать код можно здесь. За основу был взят код, генерируемый из стандартного шаблона MS VS 2017.

В этом пошаговом руководстве показано, как создать традиционное классическое приложение Windows в Visual Studio. В примере приложения, которое вы создадите, используется API Windows для отображения "Hello, Windows desktop!" в окне. Код, созданный в этом пошаговом руководстве, можно использовать в качестве шаблона для создания других классических приложений Windows.

Для краткости некоторые операторы кода опущены в тексте. В разделе "Сборка кода" в конце этого документа показан полный код.

Предварительные требования

Компьютер под управлением Microsoft Windows 7 или более поздних версий. Мы рекомендуем Windows 10 или более поздней версии для оптимальной разработки.

Копия Visual Studio. Сведения о скачивании и установке Visual Studio см. в этой статье. Когда вы запускаете установщик, убедитесь, что установлена рабочая нагрузка Разработка классических приложений на C++ . Не беспокойтесь, если вы не установили эту рабочую нагрузку при установке Visual Studio. Вы можете снова запустить установщик и установить ее сейчас.

Detail of the Desktop development with C++ workload in the Visual Studio Installer.

Базовые значения об использовании интегрированной среды разработки Visual Studio. Если вы уже использовали классические приложения для Windows, вы, вероятно, справитесь. Общие сведения см. в обзоре возможностей интегрированной среды разработки Visual Studio.

Основные навыки владения языком C++. Не волнуйтесь, мы не будем делать ничего сложного.

Создание классического проекта Windows

Выполните следующие действия, чтобы создать свой первый Windows классический проект. По мере использования вы введете код для рабочего Windows классического приложения. Чтобы ознакомиться с документацией по предпочтительной версии Visual Studio, используйте селектор Версия. Он находится в верхней части оглавления на этой странице.

Создание классического проекта Windows в Visual Studio

В главном меню выберите Файл >Создать >Проект, чтобы открыть диалоговое окно Создание проекта.

В верхней части диалогового окна задайте языкC++, задайте для платформызначение Windows и задайте для Project тип "Рабочий стол".

В отфильтрованный список типов проектов выберите Windows мастер рабочего стола и нажмите кнопку "Далее". На следующей странице введите имя проекта, например DesktopApp.

В Обозреватель решений щелкните правой кнопкой мыши проект DesktopApp, выберите "Добавить" и выберите "Создать элемент".

В диалоговом окне Добавление нового элемента выберите Файл C++ (.cpp). В поле "Имя" введите имя файла, например HelloWindowsDesktop.cpp. Выберите Добавить.

Screenshot of the Add New Item dialog box in Visual Studio 2019 with Installed ></p>
<p> Visual C plus plus selected and the C plus plus File option highlighted.

Теперь проект создан, и исходный файл откроется в редакторе. Чтобы продолжить, перейдите к созданию кода.

Создание классического проекта Windows в Visual Studio 2017 г.

В меню Файл выберите команду Создать, а затем пункт Проект.

В диалоговом окне "Создать Project" в области слева разверните узел InstalledVisual>C++, а затем выберите Windows Desktop. В средней области выберите мастер Windows рабочего стола.

Screenshot of the New Project dialog box in Visual Studio 2017 with Installed ></p>
<p> Visual C plus plus > Windows Desktop selected, the Windows Desktop Wizard option highlighted, and DesktopApp typed in the Name text box.

В Обозреватель решений щелкните правой кнопкой мыши проект DesktopApp, выберите "Добавить" и выберите "Создать элемент".

В диалоговом окне Добавление нового элемента выберите Файл C++ (.cpp). В поле "Имя" введите имя файла, например HelloWindowsDesktop.cpp. Выберите Добавить.

Screenshot of the Add New Item dialog box in Visual Studio 2017 with Installed ></p>
<p> Visual C plus plus selected and the C plus plus File option highlighted.

Теперь проект создан, и исходный файл откроется в редакторе. Чтобы продолжить, перейдите к созданию кода.

Создание классического проекта Windows в Visual Studio 2015 г.

В меню Файл выберите команду Создать, а затем пункт Проект.

В диалоговом окне "Создать Project" в области слева разверните узел InstalledTemplatesVisual> >C++, а затем выберите Win32. В средней области выберите шаблон Проект Win32.

Screenshot of the New Project dialog box in Visual Studio 2015 with Installed ></p>
<p> Templates > Visual C plus plus > Win32 selected, the Win32 Project option highlighted, and DesktopApp typed in the Name text box.

На странице "Обзор " мастера приложений Win32 нажмите кнопку "Далее".

Create DesktopApp in Win32 Application Wizard Overview page.

На странице "Приложение Параметры" в разделе "Тип приложения" выберите Windows приложение. В разделе "Дополнительные параметры" снимите флажок предварительно скомпилированного заголовка, а затем выберите " Пустой проект". Чтобы создать проект, нажмите кнопку Готово.

В Обозреватель решений щелкните правой кнопкой мыши проект DesktopApp, выберите "Добавить" и выберите "Создать элемент".

В диалоговом окне Добавление нового элемента выберите Файл C++ (.cpp). В поле "Имя" введите имя файла, например HelloWindowsDesktop.cpp. Выберите Добавить.

Screenshot of the Add New Item dialog box in Visual Studio 2015 with Installed ></p>
<p> Visual C plus plus selected and the C plus plus File option highlighted.

Теперь проект создан, и исходный файл откроется в редакторе.

Создание кода

Далее вы узнаете, как создать код для классического приложения Windows в Visual Studio.

Запуск классического приложения Windows

Так же, как каждое приложение C и приложение C++ должны иметь функцию в качестве отправной main точки, каждое Windows классическое приложение должно иметь WinMain функцию. WinMain имеет следующий синтаксис:

Сведения о параметрах и возвращаемых значениях этой функции см. в разделе "Точка входа WinMain".

Что такое все эти дополнительные слова, такие как WINAPI , или CALLBACK , или, или HINSTANCE , или _In_ ? Традиционный API Windows использует методы typedefs и макросы препроцессора для абстрагирования некоторых подробностей типов и кода для конкретной платформы, таких как соглашения о вызовах, __declspec объявления и прагмы компилятора. В Visual Studio можно использовать функцию быстрой информации IntelliSense, чтобы узнать, что определяют эти определения типов и макросов. Наведите указатель мыши на интересующее слово или нажмите клавиши CTRLK, CTRLI++ для небольшого всплывающего окна, содержащего определение. Дополнительные сведения см. в разделе Using IntelliSense. Параметры и типы возвращаемых значений часто используют заметки SAL для перехвата ошибок программирования. Дополнительные сведения см. в статье "Использование заметок SAL для уменьшения дефектов кода C/C++".

Windows требуются классические программы. TCHAR определяет макрос, который разрешается в конечном счете wchar_t , если символ ЮНИКОД определен в проекте, в противном случае он разрешается в char . Если вы всегда создаете сборку с поддержкой ЮНИКОДа, вам не требуется TCHAR и может использоваться напрямую wchar_t .

Наряду с функцией WinMain каждый Windows классическое приложение также должно иметь функцию window-procedure. Обычно эта функция называется WndProc , но ее можно присвоить любое имя. WndProc имеет следующий синтаксис:

Дополнительные сведения см. в разделе Процедуры окна.

Добавление функциональных возможностей в функцию WinMain

WinMain В функции вы заполняете структуру типа WNDCLASSEX. Структура содержит сведения о окне: значок приложения, цвет фона окна, имя, отображаемое в заголовке строки, помимо прочего. Важно отметить, что он содержит указатель функции на процедуру окна. В приведенном ниже примере показана типичная структура WNDCLASSEX .

Сведения о полях приведенной выше структуры см. в разделе WNDCLASSEX.

Теперь можно создать окно. Используйте функцию CreateWindowEx .

Эта функция возвращает HWND дескриптор окна. Дескриптор немного похож на указатель, который Windows используется для отслеживания открытых окон. Дополнительные сведения см. в разделе Типы данных Windows.

На этом этапе окно было создано, но нам все равно нужно сообщить Windows, чтобы сделать его видимым. Вот что делает этот код:

На этом этапе функция WinMain должна напоминать приведенный ниже код.

Добавление функциональных возможностей в функцию WndProc

HDC в коде — это дескриптор контекста устройства, который используется для рисования в клиентской области окна. Используйте функции для EndPaint подготовки BeginPaint и завершения рисования в клиентской области. BeginPaint возвращает дескриптор контексту устройства отображения, используемому для рисования в клиентской области; EndPaint завершает запрос на рисование и освобождает контекст устройства.

Сборка кода

Как и было обещано, ниже приведен полный код для рабочего приложения.

Сборка примера

Удалите любой код, введенный в HelloWindowsDesktop.cpp в редакторе. Скопируйте этот пример кода и вставьте его в HelloWindowsDesktop.cpp:

В меню Построение выберите Построить решение. Результаты компиляции должны отображаться в окне вывода в Visual Studio.

Чтобы запустить приложение, нажмите клавишу F5. Окно, содержащее текст "Hello, Windows desktop!", должно появиться в левом верхнем углу экрана.

Screenshot of the running DesktopApp Project.

Поздравляем! Вы выполнили это пошаговое руководство и создали традиционное классическое приложение Windows.

Класс окна определяет набор поведений, которые могут быть общими для нескольких окон. Например, в группе кнопок каждая кнопка имеет аналогичное поведение, когда пользователь нажимает кнопку. Конечно, кнопки не полностью идентичны; каждая кнопка отображает собственную текстовую строку и имеет собственные координаты экрана. Данные, уникальные для каждого окна, называются данными экземпляра.

Каждое окно должно быть связано с классом окна, даже если программа только когда-либо создает один экземпляр этого класса. Важно понимать, что класс окна не является "классом" в смысле C++. Скорее, это структура данных, используемая внутренне операционной системой. Классы окон регистрируются в системе во время выполнения. Чтобы зарегистрировать новый класс окна, начните с заполнения структуры WNDCLASS :

Необходимо задать следующие элементы структуры:

  • lpfnWndProc — это указатель на определяемую приложением функцию, называемую процедурой окна или "окном". Процедура окна определяет большую часть поведения окна. Далее мы подробно рассмотрим процедуру окна. На данный момент просто рассматривайте это как прямую ссылку.
  • hInstance — это дескриптор экземпляра приложения. Получите это значение из параметра hInstancewWinMain.
  • lpszClassName — это строка, идентифицирующая класс окна.

Имена классов являются локальными для текущего процесса, поэтому имя должно быть уникальным только в процессе. Однако стандартные элементы управления Windows также имеют классы. Если вы используете любой из этих элементов управления, необходимо выбрать имена классов, которые не конфликтуют с именами классов элементов управления. Например, класс окна для элемента управления "Кнопка" называется "Button".

Структура WNDCLASS содержит другие элементы, не показанные здесь. Их можно задать равным нулю, как показано в этом примере, или заполнить их. В документации WNDCLASS подробно описывается структура.

Затем передайте адрес структуры WNDCLASS в функцию RegisterClass . Эта функция регистрирует класс окна в операционной системе.

Создание окна

Чтобы создать новый экземпляр окна, вызовите функцию CreateWindowEx :

Подробные описания параметров можно прочитать в документации по функции CreateWindowEx , но вот краткий обзор:

  • Первый параметр позволяет указать некоторые необязательные поведения для окна (например, прозрачные окна). Задайте для этого параметра нулевое значение для поведения по умолчанию.
  • CLASS_NAME — это имя класса окна. Это определяет тип создаваемого окна.
  • Текст окна используется различными способами различными типами окон. Если в окне есть строка заголовка, текст отображается в строке заголовка.
  • Стиль окна — это набор флагов, определяющих внешний вид окна. Константой WS_OVERLAPPEDWINDOW фактически является несколько флагов в сочетании с битовой или. Вместе эти флаги дают окну строку заголовка, границу, системное меню и кнопки "Свернуть " и "Развернуть ". Этот набор флагов является наиболее распространенным стилем окна приложения верхнего уровня.
  • Для положения и размера константная CW_USEDEFAULT означает использование значений по умолчанию.
  • Следующий параметр задает родительское окно или окно владельца для нового окна. Задайте родительский объект, если вы создаете дочернее окно. Для окна верхнего уровня задайте значение NULL.
  • Для окна приложения следующий параметр определяет меню для окна. В этом примере не используется меню, поэтому значение равно NULL.
  • hInstance — это дескриптор экземпляра, описанный ранее. (См . WinMain: точка входа приложения.)
  • Последний параметр — это указатель на произвольные данные типа void*. Это значение можно использовать для передачи структуры данных в процедуру окна. Мы покажем один из возможных способов использования этого параметра в разделе "Управление состоянием приложения".

Функция CreateWindowEx возвращает дескриптор в новое окно или ноль, если функция завершается ошибкой. Чтобы отобразить окно( то есть сделать окно видимым, передайте дескриптор окна в функцию ShowWindow :

Параметр hwnd — это дескриптор окна, возвращаемый CreateWindowEx. Параметр nCmdShow можно использовать для свернуть или развернуть окно. Операционная система передает это значение программе через функцию wWinMain .

Ниже приведен полный код для создания окна. Помните, что WindowProc это по-прежнему просто прямое объявление функции.

  1. Окно Toolbox (Панель элементов управления) - элементы управления вы можете разместить на создаваемой форме.
  2. Окно Solution Explorer (Обозреватель решений) - здесь вы сможете увидеть следующие узлы: Properties - настройки проекта, Links (Ссылки) - подключенные к проекту библиотеки, а также созданные и подключенные к проекту файлы исходных кодов (с расширением .cs) и подключенные к проекту формы (например, Form1).
  3. Окно Class View (Окно классов) - здесь представлены все созданные в программе классы.
  4. Окно Properties (Свойства) - выбрав любой элемент управления или даже форму, вы сможете увидеть все параметры данного объекта, а также изменить значения, установленные в них по умолчанию.

Создание оконных приложений сводится к созданию всех необходимых диалоговых окон, а также к размещению на них необходимых элементов. В дальнейшем мы настраиваем обработку событий, создаваемых пользователем, и настраиваем технические аспекты работы программы. В нашем случае сначала разместим все необходимые элементы управления на главной форме, после чего добавим обработчик события перемещения мыши и обработку нажатия кнопок.

Добавление новых элементов управления на форму

Итак, после того как вы ввели имя проекта, установили необходимый шаблон и нажали кнопку ОК, MS Visual Studio автоматически создаст каркас оконного приложения, после чего мы сможем добавить на него новые оконные элементы.

Для этого необходимо перетащить необходимый оконный элемент из окна инструментов (ToolBox).

Нашему окну потребуется 2 элемента поля для ввода, в которые мы будем выводить координаты указателя мыши, что облегчит нам понимание работы программы.

В центре окна будет находиться надпись, которую мы создадим с помощью элемента Label.
Снизу будут расположены 2 кнопки.

Перейдите в свойства строки Label1, где измените текст на «Вы стремитесь сделать мир лучше?». Также измените тип шрифта, для этого найдите свойство Font (рис. 5).
Рисунок 5. Свойство Font элемента Label.
После чего установите тип шрифта Tahoma, ширину шрифта Bold и размер равный 16 (рис. 6).
Рисунок 6. Установки шрифта.
Далее измените текст на кнопках, используя свойство Text.

Техническая часть работы программы

  1. Сначала мы добавим обработчик события перемещения мыши и реализуем вывод ее координат x и y в два созданных поля ввода.
  2. Далее мы создадим функции обработчики щелчка по каждой из клавиш мыши (особенно усердные пользователи все же смогут попасть по кнопке «Да, конечно!»).
  3. Далее мы добавим код, реализующий случайное перемещение окна в том случае, если курсор приблизиться к кнопке «Да, конечно!».

Определение перемещения указателя мыши по форме

Щелкните непосредственно на части формы создаваемого приложения (НЕ на одном из элементов).

Теперь перейдите к свойствам формы с помощью щелчка правой кнопки мыши -> контекстное меню свойства.


Данная функция, обрабатывающая событие перемещения указателя мыши над формой, получает 2 параметра: объект отправитель и экземпляр класса MouseEventsArgs, содержащий информацию о координатах указателя мыши и других текущих свойствах.

textBox1 и textBox2 это экземпляры класса textbox, реализующие управление нашими элементами поля для ввода.

Член данных экземпляров Text позволяет установить текст в данных полях.

Таким образом, если теперь откомпилировать программу (F5), при перемещении указателя мыши по форме окна мы будем видеть координаты указателя (внутри формы), которые будут непрерывно изменяться.

Добавьте следующие строки кода:


Теперь снова вернитесь к конструктору и добавьте вторую кнопку, также с помощью двойного щелчка по ней.

Она будет содержать следующий код:

Теперь нам осталось только реализовать перемещение окна в тот момент, когда мышь приближается к кнопке «Да, конечно».

Для этого мы добавим код в функцию:

private void Form1_MouseMove(object sender, MouseEventArgs)

Принцип очень прост: получая координаты движения мыши, мы проверяем не входят ли они в квадрат, очерчивающий нашу кнопку с небольшим запасом. Если да, то мы генерируем 2 случайных числа, которые будут использованы для перемещения окна.

Также нам понадобится объявить несколько "рабочих" переменных, которые мы будем в дальнейшем использовать.

Генерация случайных чисел

Random rnd = new Random();

Здесь мы объявили экземпляр класса Random (rnd), с помощью которого мы будем генерировать случайные числа. В дальнейшем мы будем использовать код, вида rnd.Next (диапазон_генерации) или rnd.Next (от, до -1) для генерации случайного числа.

Также мы объявим еще несколько переменных, часть из которых сразу будет инициализирована.


tmp_location объявляется для того, чтобы в будущем временно хранить текущее положение окна.

Также нам следует подумать о том, что при случайном перемещении, наше окно может выйти далеко за пределы экрана.

_h и _w будут хранить в себе размеры экрана пользователя, которые определяются при их инициализации.

Теперь код этой функции будет выглядеть следующим образом:


Вот, собственно, и все. Откомпеллировав приложение, можете попробовать нажать на кнопку "Да, конечно". Это будет крайне трудно.

Целью данной части главы будет закрепление навыков работы с оконными приложениями. Мы рассмотрим на примере, как создаются элементы меню, панели инструментов, увидим, как создаются и вызываются дополнительные диалоговые окна, как работать с окнами выбора файлов. Также мы познакомимся еще с несколькими элементами управления и научимся динамически загружать изображения в форму.


Первоначально, создайте новый проект, указав в качестве шаблона Windows Form Application и назовите second_application. Затем нажмите OK.


Здесь все предельно просто: чтобы добавить меню в приложение, сначала откройте окно Toolbox (Панель элементов).
Нам потребуется разворот Menus & Toolbars (Меню и панели инструментов). В нем нас интересует элемент MenuStrip (рис. 1).
Рисунок 1. Выбор элемента для созданию меню.
Зажмите его левой клавишей мыши и перетащите на форму. На нашей форме отразиться элемент меню, как показано на рисунке 2.
Рисунок 2. Создание элементов меню.
Теперь, щелкнув на строке «введите здесь» вы можете ввести название меню: назовем его «File». При этом добавятся 2 дополнительных элемента – один снизу, он будет доступен при открытии меню, второй справа - для создания новых разделов меню (рис. 3).
Рисунок 3. Процесс добавления элементов меню.

Перед нами откроется код функции обработчика:


Так как этот элемент меню отвечает за выход из приложения, добавим в него код, который будет генерировать MessageBox с вопросом о подтверждении выхода из приложения. Если пользователь подтвердит выход – приложение будет завершено.

Новый код функции с комментариями:

Теперь можно откомпилировать приложение и проверить работоспособность кнопки.

Часто панель управления (Toolbar) дублирует элементы меню для быстрого к ним доступа.

Нам снова нужно перейти к окну Toolbox (Панель инструментов) и развороту Menus & Toolbars. В этот раз мы выберем элемент ToolStrip (рис. 5).
Рисунок 5. Окно Toolbox.
Перетащите элемент управления на окно и вы увидите, как вдоль его верхней границы разместиться панель ToolBar (рис. 6).
Рисунок 6. Добавленный элемент Toolbar.
Мы изменим положение привязки нашего ToolBar’a. Для этого щелкнем по нему правой кнопкой и в открывшемся контекстном меню выберем пункт Свойства. Откроется окно свойств: здесь мы изменим привязку на левую часть окна, внеся изменения в параметр Dock, как показано на рисунке 7.
Рисунок 7. Привязка панели инструментов к левой стороне.
Теперь увеличим размеры кнопок на Toolbar'e. Для этого сначала необходимо в его свойствах установить параметр AutoSize равным false. Теперь мы можем изменить размеры самих кнопок: установим параметры Size - Width равным 44. Поле станет шире (рис. 8).
Рисунок 8. Установка размеров изображений, размещаемых на кнопках создаваемого Toolbar.
Теперь добавим 3 кнопки на наш ToolBar. Для этого щелкните по нему и в раскрывающемся списке элементов, которые мы можем добавить, выберите элемент button (рис. 9).
Рисунок 9. Добавление кнопок на панель элементов (Toolbar).
Повторите операцию, чтобы кнопок на панели стало две. Теперь поочередно выберите каждую кнопку и в ее свойствах установите AutoSize равный false. После это перейдите к полю Size и установите высоту равную 42. Теперь кнопки примут квадратный вид.

Мы будем использовать 3 следующих изображения:


Изображение для кнопки 1: будет назначено кнопке, отвечающей за открытие дополнительного диалогового окна.

Два следующих изображения будут назначены кнопкам, которые будут отвечать за загрузку файлов jpg и png.


Изображение для кнопки 2.


Изображение для кнопки 3.

(. ) Обратите внимание, что у данных изображений прозрачный фон.

2 кнопки будут дублировать меню с функциями загрузки изображений, 1-я кнопка будет предназначена для вызова окна, с отображением картинки, которую мы загрузили.

Теперь для установки изображений необходимо перейти в свойства картинки, после чего мы установим значение параметра ImageScaling равным none, чтобы изображение не масштабировалось. Теперь в параметре Image мы можем выбрать изображение для загрузки, как показано на рисунке 11.
Рисунок 11. Установка изображений на кнопки.
В процессе выбора откроется окно, показанное на рисунке 12.
Рисунок 12. Импорт рисунка для установки на кнопке.
Теперь щелкните на кнопке Import и выберите необходимый рисунок. Аналогично повторите с другими рисунками. В результате вы получите 3 красивые кнопки, как показано на рисунке 13.
Рисунок 13. Пример созданной панели инструментов.
Для того чтобы создать обработчики нажатий на кнопки этого ToolBox'а, достаточно совершить двойной щелчок мыши на каждом из них – MS Visual Studio автоматически сгенерирует код обработчик события и заготовки функций.

В будущем мы добавим вызов необходимых нам функций из этого обработчика.

Чтобы пользователь мог выбирать файл для загрузки через стандартное в Windows окно загрузки файлов, мы выполним следующие действия.
Перейдите к окну ToolBox (Панель элементов).
Теперь перетащите элемент управления OpenFileDialog (рис. 15) на форму.
Рисунок 15. Добавление элемента OpenFileDialog.
Местоположение, куда вы перетащите элемент, неважно: он добавится в поле под окном, к другим специфическим объектам (рис. 16).
Рисунок 16. Элемент OpenFileDialog, расположенный под редактируемой формой.
Как видно из рисунка 16, к дополнительным элементам, уже установленным на наше окно (меню и ToolBox), добавился еще и элемент OpenFileDialog1.
Теперь мы реализуем код открытия окна выбора файла, с необходимыми нам параметрами.

Если вы еще не создали обработчики нажатия на кнопки загрузки и элементы меню, так же предназначенные для загрузки, сделайте это с помощью двойных щелчков по ним.
Код сгенерированных функций выглядит следующим образом:


Теперь напишем следующую функцию LoadImage.

Далее функции обработчики нажатий пунктов меню и кнопок на панели управления реализуют вызов функции загрузки с необходимым флагом.

Добавление и вызов дополнительного диалогового окна

Для этого перейдите к окну Solution Explorer (Обозреватель решений), после чего щелкните на названии проекта правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выберите Add->Form, как показано на рисунке 18.
Рисунок 18. Добавление в проект нового диалогового окна.
В открывшемся окне введите названия класса, который будет отвечать за генерацию нашего вспомогательного окна – Preview.cs (рис. 19).
Рисунок 19. Установка названия создаваемой формы для нового диалогового окна.
Теперь измените размер окна так, как показано на рисунке 20. Затем на форме разместите элемент panel. Внутри элемента panel разместите элемент pictureBox, как показано на рисунке 20.
Рисунок 20. Размещение элементов panel и picturebox на созданном диалоговом окне.
Данное окно будет получать при загрузке в качестве параметра ссылку на наше загруженное изображение. Затем оно будет устанавливать границы элемента pictureBox равными размерам полученного изображения, после чего устанавливать его в элемент pictureBox.

Перейдите к свойствам элемента panel и установите значение параметра AutoScroll равное true. Теперь, в том случае, если размер изображения будет превышать размер элемента panel1, будут появляться вертикальная и горизонтальная полоса прокрутки, с помощью которых можно будет просмотреть изображение.

Теперь рассмотрим исходный код, необходимый для реализации данных возможностей.

Первым делом назначим обработчик кнопки с изображением стрелки направленной вправо на нашем главном окне. Щелкните по ней дважды, после чего вы перейдете к редактированию кода функции, которая будет вызвана при щелчке по данной кнопке.

Он будет выглядеть следующим образом:


Как видно из исходного кода, класс Preview получает в качестве параметра наше загруженное изображение. Для правильной работы программы мы должны изменить конструктор класса Preview, а также реализовать остальную функциональность программы.

Перейдите к окну Preview, после чего сделайте двойной щелчок левой клавшей мыши на нем (НЕ на размещенных на нем объектах).

Откроется для редактирования функция:


Но мы сначала изменим код конструктора класса, теперь он будет выглядеть следующим образом:


Теперь отредактируем код функции Preview_Load. Он будет выглядеть следующим образом:


В заключении, самостоятельно добавьте обработчик нажатия кнопки закрыть. Функция закрытия будет выглядеть следующим образом:

В следующей главе мы познакомимся с методами создания многопоточных приложений на примере разработки двух приложений.

Читайте также: