Как сделать на стене рамки красивые с лепкой

Обновлено: 28.04.2024

Каждый человек хочет, чтобы его жилище было уютным и красивым. Для достижения этой цели хозяева прибегают к разным методам: выбирают качественные отделочные материалы, покупают модный текстиль и должное внимание уделяют декоративной составляющей интерьера. К последней можно отнести эффектный барельеф. В этой статье мы узнаем о его особенностях и этапах изготовления.

Особенности изготовления

Барельеф является оригинальным и эффектным декором интерьера, который можно изготовить своими руками. Многие люди ошибочно полагают, что такие вещи имеют сборную конструкцию, отлитую из гипса. На самом же деле декорирование подобного типа реализуется ручным способом, что можно смело назвать эксклюзивным. Это говорит о том, что для изготовления качественного и привлекательного барельефа мастер должен приложить много усилий и стараний.

Изготовить барельеф можно, используя разные материалы. Идеально подойдет не только гипс, но и гипсовая штукатурка, алебастр, глина и прочие им подобные варианты. Малоопытным мастерам удобнее и проще всего работать с гипсом и штукатуркой с гипсовой основой.

Если это первый опыт создания такого декора, рекомендуется задействовать обычный гипс.



После выбора подходящего материала мастеру требуется подготовить основу под будущее изделие. Именно на этой конструкции и будет создаваться на стене будущий барельеф. Как только каркасная основа готова, мастер может приступать к непосредственному изготовлению самого гипсового декора.

Главное, что должен учитывать мастер во время проведения работ – это формирование и контроль контура будущего орнамента. Далее он будет заполняться посредством смеси, предварительно для этого приготовленной. Объем декора следует наращивать поэтапно. Каждый из слоев раствора обязательно должен просохнуть. Мастер обязательно должен максимально аккуратно прорезать очертания на барельефном основании. Для этого часто используют пленку. Ею накрывают поверхность изделия, а после всех процедур снимают.

Барельефные декорации отличаются эффектным внешним видом и могут взять на себя роль яркого акцента в интерьере. Главное, делать подобное изделие максимально аккуратно и продуманно. Торопиться в проведении работ нельзя. Мастер обязательно должен действовать строго по инструкции и набраться терпения – тогда все получится.



Интересные дизайнерские идеи

Делая своими руками эффектную барельефную декорацию, пользователь может отпустить фантазию на волю и соорудить все, что только пожелает. Изделие может быть как довольно простым и минималистичным, так и очень сложным, со множеством мелких деталей. Рассмотрим несколько интересных и актуальных дизайнерских решений.

  • В ванной комнате шикарно будет выглядеть яркий барельеф, демонстрирующий подводный мир с разноцветными морскими обитателями. В качестве рамки можно использовать камень (натуральный или искусственную имитацию).



  • Шикарно сложный барельеф со множеством изящных линий будет смотреться на печи или камине. В исполнении такие идеи могут оказаться дорогими и очень трудными, но результат того стоит.




  • Очень красиво в интерьере будет смотреться барельеф, на котором изображен большой китайский дракон. Особенно гармонично подобный декор смотрится в обстановках, выдержанных в восточных стилях.



  • Красивое решение – барельефная композиция, на которой изображена виноградная лоза.
  • Многие люди решаются украсить свои жилища барельефными конструкциями, имитирующими пышные, красивые цветы. Это могут быть магнолии, ирисы, розы и многие другие нарядные сорта.




  • Популярны барельефы, изображающие животных. Наиболее востребованы декорации, на которых изображен лев, орел, медведь, слон.



  • Природные мотивы и пейзажи всегда будут актуальны. Барельефы, на которых изображены красивые пушистые леса, где красуются березы, елки или сосны, никогда не перестанут быть популярными. Также это может быть изображение скалистых гор и холмов в разные сезоны – как летние или осенние, так и зимние.
  • Для детской комнаты можно сделать роскошный барельеф с изображением замков, принцесс, волшебных растений и животных, словно пришедших из сказки. Для детей подобное оформление станет приятным сюрпризом.

Декоративные барельефы на стене могут различаться не только по тематике, но и по форме. Так, шикарно выглядят изделия в виде замысловатых панно или огромные объемные картины со множеством мелких, сложных деталей. Такой декор никогда не затеряется в интерьере и всегда будет привлекать к себе много внимания.



Материалы и инструменты

Каждый мастер предварительно решает для себя, какую именно декорацию хочет изготовить по барельефной технике. Кроме того, важно заранее подготовить все необходимые инструменты и материалы, без которых работа будет невозможна. Осветим список всех составляющих, которые понадобятся для изготовления барельефа:

  • ведро, тазик и любая другая емкость, в которой вы сможете готовить необходимые для работы смеси и растворы;
  • губки, изготовленные из абразивных материалов;
  • краски;
  • кисти и ножи с острыми лезвиями;
  • наждачная бумага;
  • кельма;
  • специальные мастихины, которые пригодятся для создания объемных композиций;
  • полиэтиленовая пленка;
  • маркер, карандаш и ручка;
  • малярный скотч;
  • шпатель;
  • скребки;
  • грунтовая смесь;
  • перчатки;
  • клеевой раствор (ПВА, на силиконовой основе);
  • трафареты.

Рассмотрим, какие инструменты «второй группы» мастер должен подготовить:

  • скульптурные стеки;
  • столярные стамески;
  • кондитерский шприц.

Профессиональные мастера часто используют хирургические скальпели разных видов. Ими пользуются, чтобы дорисовать определенные детали, нуждающиеся в максимальной точности реализации. Определитесь, из чего будете делать будущий барельеф. Выше уже упоминалось, что для этого чаще всего используют гипс, гипсовую штукатурку или алебастр, но также возможно соорудить красивый декор из таких позиций:

  • из глины;
  • папье-маше;
  • шпатлевки;
  • полиуретана;
  • и даже соленого теста.

Этапы изготовления

Если под рукой имеются все необходимые материалы и приспособления, мастер может приступать к работам по изготовлению роскошного барельефа. Главное, четко следовать пошаговой инструкции. Не следует пренебрегать ни одним из перечисленных шагов, чтобы не разочароваться в полученном результате.

Подготовительные работы

Если вы решили соорудить красивый декор в домашних условиях, важно не забывать о подготовительных мероприятиях. Не стоит недооценивать важность этого процесса. Разберем поэтапно, как следует правильно заниматься подготовительными работами.

  • Возьмите карандаш и перенесите с его помощью рисунок будущего изделия на стену, где будет находиться декорация. Предварительно поверхность основы надо выровнять и прогрунтовать.
  • Надо развести гипсовую штукатурку. Многие мастера пользуются растворами «Шитрок». Подготавливая подобный состав, надо добавлять поменьше воды. На 1 кг хватит 0,5 л жидкости. В результате получится слегка жестковатая смесь, но это оптимальное решение для изготовления рельефной декорации.
  • Сразу замесите небольшое количество раствора, поскольку гипсовая штукатурка вскоре теряет эластичность. Для первого раза надо подготовить грамм 300-400 раствора, выложить его и придать определенную форму.
  • Если по ходу действий поймете, что можете «осилить» и более внушительный объем, подготовьте больше раствора.

Создание мелких деталей

Завершив подготовительные работы, мастер может приступать к непосредственному формированию мелких деталей барельефа. Разберем подробный мастер-класс, как можно правильно сделать небольшие элементы декорации.

  • Рекомендуется начинать с неглубоких рельефов. Формируя маленькие детали изделия, стоит брать небольшое количество раствора на кельму, затем уложить на нужный участок. Старайтесь хорошенько размазывать порцию смеси, чтоб раствор хорошо сцепился со стеновой основой.
  • Если на стене имеется слой грунтовки, «помогающей» сцеплению материалов, то никаких проблем на этом этапе возникнуть не должно.
  • Если вы делаете совсем маленькие детали, например, щупальца медузы, то раствор будет гораздо удобнее укладывать, используя мастихин.
  • Уложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступите к выравниванию и созданию рельефа. Работайте острой частью кельмы, стамесками, ножиками или скальпелями.
  • Если в процессе вы заметили, что деталь уже подсохла, но пока еще не доработана, ее можно смочить при помощи пульверизатора и попытаться обработать еще раз, но уже через несколько минут.
  • Когда вы добьетесь запланированных результатов, очистите резервуар для замеса от остатков прежней смеси и приготовьте новую порцию раствора.

Здесь очень важны точность и аккуратность.

Формирование основного рельефа

Делая своими руками барельеф, который выдается вперед стены примерно на пару сантиметров, усиливающие конструкции подготавливать нет необходимости. Если же толщина декора оказывается более внушительной, на участках, где запланирован слой толще 2 см, желательно вкрутить саморезы. По крепежным элементам мастер сможет ориентироваться при укладке штукатурки, они же станут поддерживать раствор, не позволяя ему сползать вниз по стене.

На тех участках, где запланирован более глубокий рельеф, раствор можно накладывать более одного раза – в несколько слоев. Нет необходимости в их сглаживании. Чем более неровной будет поверхность, тем проще на ней закрепится следующий нанесенный слой. Когда в каком-то месте вы добьетесь нужного объема, можете перейти на более маленькие детали барельефной композиции. Обрабатывая мелкие элементы декорации, надо замешивать не больше 100-200 г раствора. Пока вы будете заниматься вырезанием, выравниванием раствор будет постепенно схватываться, поэтому не следует готовить сразу большие порции.




Когда рисунки из гипсовой шпаклевки на стене будут завершены и готовы, их понадобится оставить примерно на пару суток, чтобы дождаться абсолютного высыхания. Только после этого мастер может переходить к шлифовке получившегося изделия. Понадобится взять лист наждачки со средними зернами на поверхности и обработать полученную декорацию, чтобы добиться идеальной гладкости. Когда работы с рельефом будут завершены, его рекомендуется доработать с помощью мелкозернового наждака.

Более двух суток могут высыхать детали, которые имеют более глубокий рельеф. Мелкие же компоненты обычно просыхают гораздо скорее. Пока вы будете доводить «до ума» определенные детали декора, успеют подсохнуть и более сложные компоненты. Когда вы до конца завершите работы по шлифовке, удалите всю пыль, используя густую щеточку. Если захотите, можете воспользоваться пылесосом.

После этого покройте декоративное изделие грунтовкой глубокого проникновения. Завершающий шаг изготовления барельефа – его покраска. Как покрасить изделие, мастер должен решить сам.

Можно задействовать водоэмульсионную краску. Некоторые мастера заранее покупают специальный набор для росписи.




Полезные советы и рекомендации

Если вы запланировали своими руками сделать красивый и аккуратный барельеф, стоит взять на вооружение несколько полезных советов и рекомендаций.

  • Если вы хотите сделать выпуклую конструкцию, внутри самых выдающихся фигур можно разместить проволочную арматуру, которая будет связывать все элементы композиции с основой. Армирование существенно продлит срок службы изделия.
  • Малоопытным мастерам рекомендуется делать более простые декорации. К примеру, многие сперва начинают с гипсовой фоторамки – знакомятся с материалом и его характеристиками, а к барельефу приступают потом. Начинающему рукодельнику рекомендуется изготавливать декорации простых форм.
  • Работая с растворами, обязательно следует носить респиратор. Желательно задействовать специальные защитные очки и перчатки. Не пренебрегайте правилами безопасности.
  • Чтобы смесь получилась более прочной, в нее можно дополнительно внести клей ПВА.
  • Не рекомендуется сооружать слишком большой и тяжелый барельеф на основе, которая не отличается достаточной надежностью. С такой поверхности декор рискует вскоре упасть.
  • Если вы делаете барельеф из шпатлевки, но при этом не имеете богатого опыта, лучше приобрести сразу готовый состав. Новички часто допускают ошибки в замесе сухого продукта.
  • С целью разведения раствора опытные мастера советуют использовать пользоваться разрезанным на 2 половинки резиновым мячом. Стенки такой необычной «емкости» очень легко и быстро очищаются от остатков строительной смеси.
  • Если хочется привнести в интерьер яркую нотку, которая будет вызывать восторг у домочадцев и гостей, можно дополнить крупный замысловатый барельеф подсветкой подходящего цвета.
  • Можно сделать эффектный объемный рисунок на стене путем отлива цельной формы. Можно собрать декорацию из нескольких обособленных деталей, но это уже совсем другая технология.
  • Старайтесь обрабатывать все поверхности до того момента, как они полностью засохнут. С такими деталями работать гораздо труднее, поэтому зря терять время нельзя, но и излишняя спешка нежелательна.



В следующем видео показано поэтапное создание барельефа своими руками.

Сделать свой дом уникальным хочется всем и один из способов — лепные украшения. Когда-то все элементы делали вручную, стоило это неимоверных денег и было доступно далеко не всем. Современные технологии позволяют изготавливать не слишком сложные элементы массово, что снизило их цену. А смотрится лепнина в интерьере все также изумительно, даже в современных интерьерах, на кухнях и в относительно небольших помещениях.

Виды лепнины и материалы

Лепные украшения различают по области применения: для украшения зданий и интерьеров. Делают их из разных материалов. Гипсовые, пенополистирольные и полиуретановые используют в основном в помещениях. Это связано с характеристиками материалов: гипс — боится влажности, полиуретан и пенополистирол — прямых солнечных лучей. Для отделки зданий применяют специальную лепнину из полимера (стеклофибробетон), пескобетона, шамота. Но цена у этих украшений и стоимость монтажа высокая.

Лепнина в интерьере: такие сложные узоры - это однозначно гипсовые украшения

Лепнина в интерьере: такие сложные узоры — это однозначно гипсовые украшения

Стоит ли использовать пенополистирол?

Интерьерные украшения из пенополистирола (пенопласта) — самые доступные на рынке. Они очень легкие и гибкие, монтируются очень просто — на клей. За счет гибкости их можно установить на не совсем ровные стены. И вроде все неплохо, но, за счет особенности материала, поверхность слегка зернистая, не слишком плотная. С гипсовым декором полистирольная лепнина вообще несравнима — слишком видна разница. Зато недорого.

Пенополистирол более рыхлый на вид

Пенополистирол более рыхлый на вид

При использовании молдингов, карнизов или других изделий из пенополистирола, после монтажа их лучше покрасить, иначе через некоторое время изделия пожелтеют. Красят лепнину водоэмульсионной краской, но можно и любым другим составом, который совместим с основанием.

Пенополистирольную лепнину стоит использовать, только если бюджет очень ограничен или если скоро вы будете снова делать ремонт. В других случаях лучше выбрать между полиуретаном и гипсом.

Гипс или полиуретан?

В интерьере используют обычно либо полиуретановую, либо гипсовую лепнину. Но что выбрать? Чему отдать предпочтение? Чтобы ответить на вопрос, надо знать достоинства и недостатки лепнины из обоих видов материалов.

Гипсовая лепнина более разнообразна, всегда имеет четкий рисунок, изготавливается из натурального материала, не стареет, не меняет эксплуатационных характеристик (если не мокнет). Но она более тяжелая, хрупкая, за счет чего сложнее в монтаже. К минусам стоит отнести и более высокую стоимость. Хотя, если брать качественную полиуретановую лепнину, она стоит практически столько же. Но разница все равно есть — за счет стоимости монтажа (у гипса она выше, так как устанавливать его сложнее).

Пока не потрогаешь, не поймешь, пенополиуретан высокого качества перед вами или гипс

Пока не потрогаешь, не поймешь, пенополиуретан высокого качества перед вами или гипс

Полиуретановая лепнина имеет небольшой вес, не бьется и не крошится, не боится сырости, проще в монтаже. Но у нее есть свой, причем серьезный, недостаток: очень часто на стыках со временем появляются трещины. Больше всего «трещит» если интерьерная лепнина монтировалась на бетонные, кирпичные, деревянные стены, на ячеистый бетон. Редко можно увидеть трещины, если декор клеился на гипсокартонные стены. Это связано с различной реакцией материалов на изменения температуры и влаги. У гипсокартона и полиуретана они близки, поэтому стыки «не рвет». У других материалов эта проблема присутствует. Также стоит сказать, что количество трещин зависит от квалификации монтажников: у некоторых трещина появляется одна на комнату или на несколько комнат, у других их по нескольку штук в каждом помещении.

Это точно гипсовые элементы

Это точно гипсовые элементы

Производители полиуретановой лепнины советуют использовать специальный клей для стыков, соединение производить не по прямой, а под углом 45°, при монтаже не жалеть дорогой клей и накладывать его на склеиваемые стыки с избытком. Вылезший клей вытирают, либо после высыхания обрезают. Это дополнительные, причем трудоемкие операции (особенно обрезка высохшего клея, а также подгонка рисунка при соединении под углом), поэтому далеко не все бригады их используют. Гораздо чаще клеят полиуретановую лепнину встык, причем накладывают клей очень тонким слоем, а если его недостаточно, пустоты заделывают шпаклевкой. Прочность такого соединения невелика, потому и появляются трещины. И в большом количестве.

Способы монтажа

Лепнина в интерьере любого типа крепится на клеящий состав, просто состав этот для разных материалов свой. Поверхность, к которой приклеивают лепные элементы, должна быть предварительно выровнена, очищена от пыли, грязи, высушена. Элементы декора надо занести в помещение, выдержать не менее суток, но лучше — двое. За это время выровняется температура и влажность декора и основания.

Клеящий состав наносится и на лепной элемент, и на поверхность, к которой он приклеивается, равномерно распределяется. Потом надо выждать минут 10-20, после чего приложить элемент декора на место, выровнять, хорошо прижать и подержать некоторое время — пока клей не схватится. Если монтируются тяжелые или объемные элементы, их можно зафиксировать при помощи нескольких саморезов. Потом крепеж можно убрать (или оставить), отверстия заделать шпаклевкой, после высыхания отшлифовать.

При укреплении лепнины, в местах стыков очень часто образуются неровности, перепады высот, несовпадение рисунка. Эти недостатки устраняются при помощи наждачной бумаги с мелким зерном, сложенной в несколько слоев. Этим «инструментом» обрабатывают стык до полного совпадения. Причем при шлифовке полиуретана под слоем белой краски (грунтовка) проявляется желтый материал — сам полиуретан. Чтобы шов был незаметным, лучше снять весь грунтовочный слой до материала, потом нанести шпаклевку, после высыхания отшлифовать.

Это общая технология монтажа лепнины в помещении. Но есть особенности у каждого из материалов, о них и поговорим подробнее.

Особенности приклеивания полиуретановой и пенопластовой лепнины

Полиуретановая лепнина хорошего качества, с четким рисунком, внешне не отличается от гипсовой. Тактильно (прикоснувшись), разницу определить легко, а вот «на глаз», особенно под потолком, практически нереально. Но у полиуретановой лепнины есть два существенных недостатка: трещины, которые со временем появляются на стыках и изменение в размерах.

Лепной декор для интерьера из пенополиуретана всем хорош. вот только трещины

Лепной декор для интерьера из пенополиуретана всем хорош… вот только трещины

Изменение в размерах полиуретановой лепнины для интерьера становится заметным через полгода или больше. Если вы не приклеили по каким-то причинам часть декора, оставив какие-то детали «на потом», через несколько месяцев вы их просто не сможете состыковать. Даже если раньше все точно становились и совмещались. Причем разница будет не только по длине, но и по ширине. «Усадка» может составлять 2-5 мм, в зависимости от плотности материала и формы/размера элемента. Поэтому не оставляйте недоделок, монтируйте весь декор сразу.

Как уже понятно, по причине «усадки» полиуретана (а еще из-за разного теплового и температурного расширения декора и стен/потолка) в месте стыков элементов появляются трещины. Чтобы трещин было меньше, стыковать элементы надо под углом 45°. Обращаем ваше внимание: все места стыков делают под углом. Не только в углах. Даже если стыкуются два прямых элемента — карнизы, плинтуса, молдинги — их края срезают под углом, увеличивая площадь стыка. Таким образом, увеличивается количество клея, повышается прочность соединения, оно реже «рвется».

Как приклеить гипсовую лепнину

Гипсовая лепнина в интерьере может быть более разнообразной, есть возможность сделать индивидуальные украшения или из готовых небольших фрагментов собрать уникальный рисунок. Гипсовый декор монтируется тоже при помощи клея, но состав у него другой. Есть отличия и в способе нанесения: перед нанесением клея гипсовые фрагменты на пару секунд окунаются в воду. Потом на поверхность наносится клеящий состав, шпателем с мелкими зубчиками равномерно распределяется по поверхности. Далее все знакомо: выставляем на место, прижимаем, оставляем сохнуть.

При установке больших фрагментов гипсовой лепнины, на их тыльную поверхность наносятся насечки глубиной в пару миллиметров, после чего наносится клеящий состав. После установки массивные элементы фиксируют при помощи саморезов. Их количество зависит от массы фрагмента и от вашего желания. Все отверстия шпаклюются, после высыхания шлифуются. Стыки заделываются также, с ними проблем нет.

Лепнина в интерьере

Если говорить в целом, то лепные изделия можно разделить на две категории: готовый декор и индивидуально изготовленные изделия. Уникальные украшения делают только из гипса — технология позволяет, но стоимость такого декора значительно выше. Поэтому часто комбинируют — где возможно ставят части из массовых коллекций, дополняя индивидуальными фрагментами.

Небольшая часть коллекции

Небольшая часть коллекции

Готовый декор есть различного вида: плинтуса, молдинги, карнизы, колонны, полуколонны, пилястры, розетки, угловые элементы. Эти элементы есть в полиуретановых, пенопластовых и гипсовых коллекциях. Предприятия, занимающиеся изготовлением гипсового декора, обычно делают еще некоторое количество мелких деталей, которыми можно дополнить стандартное оформление.

Вот такими мелкими деталями можно разнообразить лепной декор

Вот такими мелкими деталями можно разнообразить лепной декор

Это еще не индивидуальное изготовление, но уже и далеко не массовый выпуск, тем более что декорирование подобрать можно по своему вкусу, комбинируя разные элементы.

В классическом интерьере

Лепные украшения характерны для интерьеров, оформленных в стилях классического направления. Но такие помещения должны быть высокими и просторными. Тогда даже самые сложные декоративные конструкции смотрятся органично.

Этот вариант иначе как

Этот вариант иначе как «дворцовым» не назовешь

Подобные элементы - это только и исключительно гипс

Подобные элементы — это только и исключительно гипс

Колонны, карниз и роспись на стенах - классика жанра

Колонны, карниз и роспись на стенах — классика жанра

Лепниной украшена верхняя часть потолка, сделан высокий плинтус, оформление дверных и оконных проемов. Классический камин добавляет шарма

Лепниной украшена верхняя часть потолка, сделан высокий плинтус, оформление дверных и оконных проемов. Классический камин добавляет шарма

Гипсовые декоративные панели для украшения стен

Гипсовые декоративные панели для украшения стен

Такие комнаты и в украшениях не нуждаются

Такие комнаты и в украшениях не нуждаются

Классика с современным звучанием: из гипсовой лепнины сделано своеобразное панно

Классика с современным звучанием: из гипсовой лепнины сделано своеобразное панно

Лепнина и современный стиль интерьера

Нынешний темп жизни диктует свои правила оформления интерьера: все должно быть более лаконично. Как, казалось бы, можно совместить лепные украшения и современный дизайн? Очень даже можно. Самый распространенный способ — оформить угол между стеной и потолком карнизом. Он может быть широким или не очень, может быть с рисунком, орнаментом или просто гладким с несколькими выступами. Такое украшение вписывается в большинство интерьеров современного направления.

На примере - широкий карниз в современном интерьере (гипс или полиуретан)

На примере — широкий карниз в современном интерьере (гипс или полиуретан)

Если дизайн не слишком аскетичный, вполне подходят и фигурные элементы, розетки, различные декоративные панно, карнизы и другие «штучки».

Лепная розетка на потолке смотрится органично Стеклянная перегородка в металлической раме и ажурная лепнина подчеркивают друг друга Этот вариант можно назвать «современная классика» Совмещать несовместимое — это искусство Этот интерьер тяготеем к минимализму, но лепнина его совсем не портит И еще один пример современного звучания лепного декора

Фото-идеи

Очень часто лепные изделия используют при оформлении многоуровневых потолков

Очень часто лепные изделия используют при оформлении многоуровневых потолков

Разрабатываются новые коллекции, как раз для использования в современных интерьерах

Разрабатываются новые коллекции, как раз для использования в современных интерьерах

Карниз и рамки - приемы классические, интерьер - современный арт-деко

Карниз и рамки — приемы классические, интерьер — современный арт-деко

Даже с деревянными балками лепнина не конфликтует

Даже с деревянными балками лепнина не конфликтует

Примеры гипсовых панелей для декора стен (с выставки)

Примеры гипсовых панелей для декора стен (с выставки)

Лепнина в интерьере большой и современной кухни тоже не кажется лишней

Лепнина в интерьере большой и современной кухни тоже не кажется лишней

Столовая традиционно оформляется лепниной

Столовая традиционно оформляется лепниной

Лепные украшения в спальне более чем уместны. Они добавляют мягкости и интимности в обстановку

Лепные украшения в спальне более чем уместны. Они добавляют мягкости и интимности в обстановку

Яркая спальня украшены лепным декором

Яркая спальня украшены лепным декором

Гипсовый ажур на потолке подчеркивается геометрическим узором на стенах

Гипсовый ажур на потолке подчеркивается геометрическим узором на стенах

Кухня-студия и лепнина.

Кухня-студия и лепнина…

Оформление лепниной зеркал - классический прием

Оформление лепниной зеркал — классический прием

Сочетание классических и концептуальных элементов

Сочетание классических и концептуальных элементов

Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта.

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот - сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий гипсокартон. Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.

  1. Находим и распечатываем изображение, которое хотим перенести на стены. Его надо вырезать из прочного и водостойкого материала. Лучше всего для этого подходит пластик, но можно использовать плотный картон. При необходимости шаблон можно растиражировать.
  2. Густо замешиваем смесь (обычно используют финишные гипсовые шпаклевки). Она должна иметь пастообразную консистенцию, не должна течь или растекаться.
  3. Закрепляем на стене шаблон (можно двусторонним малярным скотчем), при помощи шпателя заполняем прорези шпаклевкой.
  4. Через полчаса-час, снимаем шаблон, подравнивая неровные края, которые рвутся при удалении шаблона.
  5. Если рельеф должен быть более глубоким, сверху, на полученные пятна штукатурки, добавляем еще состав.
  6. Выжидаем час или более — зависит от состава. Материал должен быть еще достаточно пластичным — чтобы его можно было резать ножом, стамесками и другим подобным инструментом. Выбираем лишнее, формируя нужный рельеф.
  7. Ждем пока окончательно высохнет, добиваемся нужной степени гладкости используя наждачную бумагу разной зернистости (от средней — к очень мелкой).
  8. Красим, после высыхания можно покрыть лаком (совсем необязательно, но можно).

Сдержанные формы, четкий рельеф

Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  • «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Пропитки для грунтовки барельефа

Пропитки для грунтовки барельефа

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:

  • Металлическую кельму из нержавеющей стали. Ею наносят раствор, выравнивают его, создают неглубокий рельеф небольшого размера. Применяют обычно если работают с большими площадями.
  • Пластиковая кельма. Ею тоже работают на больших площадях, но с ее помощью формируют глубокий или обширный (протяженный) рельеф: за пластиком раствор хорошо тянется.

Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Раствор должен быть достаточно густым. Начинаем с самого простого: водоросли

Раствор должен быть достаточно густым. Начинаем с самого простого: водоросли

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно, заглаживаем

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Формирование мелких деталей

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой. Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

Рыба и раковина имеют больший объем - в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

Самое толстое место - голова

Самое толстое место — голова

В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

Для детализации прорисованы чешуйки

Для детализации прорисованы чешуйки

После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

По той же технологи сделан осьминог на прилегающей стене

По той же технологи сделан осьминог на прилегающей стене

Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

Барельеф на стене на морскую тему готов

Барельеф на стене на морскую тему готов

Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.


Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, проведите проводку, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

Барельеф на стене: фото-идеи

Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином.

Рассказываем, что такое молдинги, какие они бывают и где применяются и даем пошаговую инструкцию по монтажу декоративных элементов на стену.


Как клеить молдинги на стену: понятная инструкция, с которой справится каждый

Для декорирования стен сегодня используют молдинги. Основа может быть покрашена или оклеена обоями, в любом случае декор смотрится эффектно. С его помощью создают самые разные рельефные или объемные формы, разделяют или, напротив, объединяют пространство. Монтаж несложен, с ним справится даже начинающий мастер. Разберемся, как клеить молдинги на стену, чтобы результат не разочаровал.

Все об установке молдингов

Как используют декоративные элементы

Молдингом называют профильную планку, которая по-разному используется в интерьере. Это может быть красивое обрамление для картин или зеркал, горизонтальный или вертикальный декоративный элемент, т.п. Планки различных размеров и форм используют как одиночный декор либо создают из них композиции на поверхности стены.

С их помощью пространство можно поделить на зоны. Хорошо «работают» вертикальные планки, если нужно визуально увеличить высоту потолков. Горизонтальные, напротив, зрительно расширят узкую комнату. Молдинги помогут объединить разнородное оформление в единый интерьер, дополнят и сделают более эффектной отделку поверхностей.

Декоративные планки помогают скрыть небольшие дефекты основания. Даже если они не закрывают изъян, то акцентируют внимание на себе, отвлекая его от «проблемных» участков. Молдинги удачно маскируют неприглядные или неровные стыки, разделяют плоскости стен с потолком и полом. Хорошо смотрится декор в качестве обрамления. Это может быть рама для панно, картины, камина или для фрагмента обоев с отличным от основного цветом или рисунком.





Чем приклеить пенопласт к разным поверхностям

Материалы для декоративных планок

Когда-то для изготовления молдингов использовали только гипс. Сегодня в продаже можно найти изделия из различных материалов. Коротко охарактеризуем самые востребованные варианты.

Полиуретан

Полиуретановые багеты прочные, легкие и долговечные. Они прослужат не меньше трех десятков лет при условии, что за ними будут правильно ухаживать. Приклеивать их несложно, пластик хорошо гнется и принимает любую нужную форму. Поверхность полиуретана гладкая, грязь в нее не въедается, отмыть ее не составит труда.

Материал устойчив к сырости и перепадам температур, он не деформируется и не темнеет. Поэтому его используют для оформления ванной или кухни. Полиуретановые изделия хорошо имитируют гипсовую лепнину. Выпускаются в разных цветах, если не удалось найти нужный оттенок, полиуретан можно покрасить.





Полистирол

Планки из пенопласта привлекают разнообразием форм и дешевизной. Они легкие и влагостойкие. Сырость их не разрушает. Но при этом полистироловые багеты очень хрупкие и легко ломаются. Обращаться с ними нужно очень аккуратно, иначе поверхность будет повреждена. Даже нажатие пальцем оставит на ней вмятины. В процессе монтажа могут возникнуть сложности. Пенопласт в отличие от полиуретана не гибкий, поэтому изогнуть изделие не получится. Еще один важный момент: выбор клея. Некоторые их них растворяют полистирол.

Гипсовые багеты очень красивы, отличаются разнообразием рельефных форм. Они прочны и долговечны, служат десятилетиями и со временем не темнеют. Гипс достаточно устойчив к механическим повреждениям, при необходимости испорченную деталь можно реставрировать. Значимым минусом гипсовой лепнины считается большой вес, это требует усиленного крепления. Также из недостатков — сложный монтаж и высокая цена. Кроме того, гипс гигроскопичен. Он впитывает влагу, она может накапливаться внутри материала и постепенно его разрушать.

Дерево

Деревянные планки-молдинги относятся к дорогой отделке. Они экологичные и красивые, но довольно капризные в уходе. Дерево уязвимо для влаги и патогенных микроорганизмов. Поэтому перед установкой и впоследствии требуется обработка антисептиком и водоотталкивающим составом. И все равно такой декор лучше не выбирать для влажных помещений. Тяжелый материал достаточно сложно монтировать. В процессе установки требуется закрепление саморезами.

Как приклеить потолочный плинтус из пенопласта: подробная инструкция

Особенности выбора клея

Перед тем как сделать молдинги на стене своими руками, выбирают клей. Это очень важный момент, от него зависит качество выполнения работ. При выборе смеси ориентируются на тяжесть элемента и вид материала, из которого он сделан.

  • Для легкого пластика подойдет ПВА либо любой клей для тяжелых обоев. Но лучше всего выбирать специальные монтажные составы для декора.
  • В составе клея для полистироловых багетов не должно быть ацетона и других растворителей. Иначе пенопласт деформируется или растворится.
  • Багеты из гипса достаточно тяжелые. Монтажные составы для них не подойдут. Их крепят на прочный полиуретановый клей или на гипсовый раствор.
  • Дерево массивно. Даже особо прочные клеи не всегда его выдерживают, его закрепляют на саморезы. Вмятины от шляпок заделывают шпаклевкой.


Как правильно клеить потолочную плитку из пенопласта

Пошаговая инструкция по установке молдингов

Ничего сложного в монтаже багетов нет, но досадные ошибки иногда случаются. Чтобы этого не произошло, мы подготовили подробную инструкцию по наклеиванию пластикового декора .

1. Подготовка основания

Качественно приклеить отделку можно только на ровную сухую поверхность. Закрыть неровности и другие дефекты планками нельзя. Поэтому начинают с выравнивания основания, если это необходимо. Ровную основу очищают от пыли и грязи. Если есть пятна, особенно жирные, их обязательно надо убрать. Они могут повлиять на качество приклеивания. На чистую поверхность наносят один-два слоя грунтовки. Это улучшит сцепление материалов и уменьшит расход клея.

Иногда декор хотят наклеить на обои. Это возможный, но не лучший вариант. Обойное полотно не всегда выдерживает тяжесть багета, поэтому крепить на него гипс либо дерево не стоит. Оптимальный вариант — полиуретан или полистирол. Тем, кто хочет знать, как приклеить молдинг на обои, надо помнить еще об одном значимом недостатке этого метода. Клей может оставить на полотне неудаляемые следы. При замене обоев багет тоже придется менять, использовать его повторно вряд ли получится.

2. Разметка

Подготовленное основание нужно разметить, то есть нанести на него линии, по которым впоследствии будут приклеиваться молдинги. Вертикальную разметку проще всего провести с помощью отвеса. Намечается верхняя точка, к ней крепится приспособление. По нему отмечается вертикаль. Горизонталь удобно отмечать по уровню. Использование приспособлений обязательно, разметка «на глазок» редко дает хороший результат.


3. Установка декора

Перед началом работ багеты заносят в помещение и дают им «акклиматизироваться» в течение суток. Особенно важно сделать это в холодное врем года, иначе пострадает качество установки. Начинают клеить с угловых стыков, если они есть. Для точной стыковки элементы надо подрезать под углом 45°. Делают это с помощью стусла. Деталь укладывается в приспособление. Угол отрезается специальным резаком, направление его движения ограничивается пазами стусла.

Подготовленные таким образом элементы смазывают с обратной стороны клеем, укладывают на линию разметки, точно совмещают стык и с силой прижимают к стене. В таком виде оставляют до тех пор, пока клей не схватится. После этого элемент уже не прижимают к стене, но стараются его не трогать до полного высыхания клея. Иначе он может сдвинуться с места или отойти от стены.

Для получения лучшего результата участок стыка промазывают специальным стыковочным клеем. Препарат наносят обильно, чтобы выдавливались излишки. Их сразу же убирают сухой тряпкой.

После оформления стыков наклеивают оставшиеся элементы. Делают это аналогичным образом: наносят на деталь клей, прикладывают к разметке, прижимают, планки оставляют до полного отвердения мастики.

Молдинги, розетки и пилястры — доказываем, что лепнина может органично существовать не только в помпезных классических интерьерах.


Новая классика: 72 фотопримера использования лепнины в интерьере

Проект Елены Паунич (JPArchitect). Фото: Михаил Чекалов

Сегодня лепнина в интерьере квартиры получила новое прочтение. Это уже не устаревшее украшение дворцов и особняков, а стильный декор, которому найдется место даже в строгом минимализме. В этой статье расскажем, какие лепные элементы используются в современном дизайне, что учесть при выборе материала и как применять в интерьере.

Все о современном лепном декоре

Виды лепного декора

Молдинги

Один из самых популярных видов лепнины в современном интерьере, хотя используется в любых стилях. Молдинги представляют собой объемные планки, которые используются на любых поверхностях, моделируя пространство. С их помощью можно добавить объема простой отделке, выделить определенные зоны или подчеркнуть декор.











Карнизы

Потолочные карнизы с лепниной используют как аналог напольных плинтусов, закрывая ими стыки стен и потолка. Могут быть как узорчатыми, так и полностью гладкими. Такие планки играют декоративную роль, по цвету могут совпадать и с потолком, и со стенами — в зависимости этого высота помещения будет казаться больше или меньше.











Фризы

Фриз в современном понимании — это широкий бордюр с узором, идущий по периметру потолка, окна или дверного проема. Иногда его имитируют, но настоящий фриз — выпуклый, а вот его поверхность может быть как рельефной, так и гладкой.

В интерьере выступает в первую очередь как декоративный элемент, часто используется в классике или неоклассике. Также зрительно опускает слишком высокий потолок, делая пропорции комнаты более гармоничными. Чем больше фриз, тем ниже кажется помещение, поэтому с этим элементом нужно быть осторожными, чтобы не переборщить.













Колонны и полуколонны

Лепнина в виде колонн в городских квартирах встречается нечасто. Элементы состоят из трех частей: нижней опоры, самого столба и верхушки (это может быть пилястр или капитель, обычно имеет декоративный характер).





Розетки

Представляют собой узорную композицию, которой декорируется крепление лампы к потолку. Чаще всего рисунок розетки расположен по кругу, но могут быть и свободные формы. Орнамент красят в тон полотна или делают контрастным.









7 ошибок в использовании лепнины, которые делают интерьер безвкусным

Материалы

Рельефные украшения изготавливают из разных материалов, выбор зависит от области применения. Так, в интерьерах чаще всего используются гипс, полиуретан и пенопласт.

Это традиционный для лепного декора натуральный материал. Он экологичен, не изнашивается со временем, легко лепится и поддается грунтовке. При небольших механических повреждениях быстро реставрируется. Из минусов — достаточно хрупкий и при этом тяжелый, что усложняет монтаж. Стоит дороже более современных аналогов.

Также гипс гигроскопичен, поэтому использовать украшения из этого материала можно в комнатах, где нет повышенной влажности — например, в гостиной, спальне, кабинете или детской.









Полиуретан

Визуально ничем не отличается от гипса, а вот разница в характеристиках значительная. Из плюсов — полиуретан меньше весит, не боится влаги, выдерживает механические воздействия, не желтеет со временем. Монтаж значительно проще, а, следовательно, и дешевле.

Главный недостаток этого материала — через некоторое время появляются трещины на стыках. Особенно часто это случается, если лепные элементы находятся на стенах из бетона, кирпича или дерева. Гипсокартон вызывает такую реакцию реже, поскольку меньше подвержен воздействию влаги и перепадов температур.

Поверхность изделий может быть загрунтована или заламинирована. Сверху наносят краску любого цвета.

Читайте также: