Как сделать камеру обскура из окна

Обновлено: 28.04.2024

Невозможно представить жизнь в информационном и технологичном мире без фотографий. При этом мало кто задумывался над тем, что без камеры-обскуры не появились бы современные фотоаппараты и иное оборудование. Из материала данной статьи вы узнаете, что она собой представляет, когда была создана, в чем заключается принцип ее работы и кто ее изобрел.

Что это такое?

Камера-обскура считается прототипом современного фотоаппарата. В переводе с латинского языка это значит «темная комната». Представляет собой простое оптическое устройство, с помощью которого на экране получаются изображения отображаемых предметов. Внешне это темная коробка, не пропускающая свет, с отверстием и экраном, покрытым тонкой бумагой белого цвета либо матовым стеклом.

При этом отверстие располагается на одной стороне, а экран – на другой, противоположной. Эффект устройства весьма необычный. При прохождении луча через отверстие света объект отображается на противоположной по отношению к отверстию стенке в перевернутом и уменьшенном виде. Этот принцип сохраняется и сегодня в некоторых фотокамерах.



История создания

Первыми камерами-обскурами считаются большие ящики и темные комнаты с крошечными просветами на одной из 4-х стен. Точная дата создания камеры-обскуры неизвестна. Принцип ее создания сначала приписывался Роджеру Бэкону, жившему в 1214-1294 гг. Однако это опровергает книга «История фотографии», написанная четой Гернсгейм.

В ней указывается, что данный принцип был известен в середине XI столетия арабскому ученому Хасан-ибн-Хасану. В то время известный ученый, физик и математик раньше задумывался о линейном принципе распространения света. Его выводы были основаны на эффекте работы камеры-обскуры.



Однако некоторые данные позволяют утверждать, что оптическим оборудованием пользовались уже в V—IV в. до н. э. Великий китайский философ Мо Цзы (Мо Ди) сделал описание появления изображения на стене темного помещения. Упоминание об оптическом приборе есть и у Аристотеля. В свое время его очень интересовал принцип появления круглого изображения солнца при его свечении сквозь маленькое отверстие квадратной формы.


Первое оптическое оборудование для создания художественных полотен создал великий мастер Леонардо да Винчи, живший в 1452-1519 годах. Его описание можно прочитать в «Трактате о живописи», где автор рассказывал о принципе действия оптического прибора. Леонардо да Винчи писал, что отображаемые на бумажном листе объекты переданы не только в их настоящих формах, но и тех же цветах.



Отражение завораживало простотой эффекта наряду с цветовой передачей.

Камеры-обскуры стали активно применять для написания пейзажей и портретов. Тогда они еще были большими и оснащались зеркалами, отклоняющими свет. Нередко в отверстие вставляли линзы, чем достигалось увеличение яркости и резкости. В эпоху Средневековья камерам-обскурам нашлось применение в астрономии (к примеру, измеряли угловой диаметр солнца).

Кроме того, о них писали разные исследователи. Например, с помощью камеры-обскуры в 1544 году Гемм Фризиус смог наблюдать затмение солнца. Подробные описания таких камер давали Даниеле Барбаро (в 1568г) и Бенедетти (в 1585г). Они были не только велики, но и тяжелы, в них использовались плоско-выпуклые, плоские и вогнутые линзы.



В 1611 году камеру-обскуру смог усовершенствовать Кеплер, ее угол зрения стал увеличенным. Позже, в 1686 году, Йоганес Цан смог сделать портативную версию, оснастив ее зеркалом. Оно располагалось под углом 45 градусов и проектировало объект на матовую пластинку, расположенную горизонтально. Отображаемое изображение было перевернуто вверх ногами.

В дальнейшем это делало возможным перенос объектов на бумагу. Благодаря уменьшению размеров появилась возможность менять направление камеры, а также делать эскизы с натуры.



При этом перспектива передавалась безупречно, стало возможным копирование деталей, что свойственно фотографическим снимкам.

В XVIII столетии в России такие камеры называли «махинами для снимания перспектив». Внешне они напоминали походные палатки. Их использовали для запечатления вида различных русских городов. Переносить изображения на бумагу можно было с помощью карандашей, кистей. Однако в это время шел активный поиск более простого переноса и запечатления отображаемых объектов.

Первые фотографии появились с развитием химии. К тому моменту камеры-обскуры уже представляли собой небольшие ящики с двояковыпуклой линзой на передней стенке, а также со слабопрозрачной бумагой на противоположной стороне. По сути, это были устройства для механической зарисовки объектов.



Их принцип был предельно простым: пользователь обводил изображение на бумажном листе.

Эффект таких камер стал использоваться в переносных устройствах, которые напоминают современные павильонные фотоаппараты. Стремление упростить труд рисовальщиков позволило сделать процесс рисования полностью механизированным. Отображаемые объекты стали проявляться и закрепляться на плоскости химическим способом.

Отпала необходимость в утомительном стоянии за камерой и переводе изображения путем зарисовки. Сегодня камеры-обскуры используют лишь изредка. Принцип их работы до сих пор используют при производстве фотооборудования.



Фотографы утверждают, что сделанные ею снимки обладают большей мягкостью и глубиной резкости в сравнении с линзовыми фотоаппаратами. У них нет искажений, свойственных иным оптическим устройствам. Что касается резкости, то для ее увеличения используется объектив.

Устройство и принцип работы

Принцип действия камеры-обскуры и ее свойства напоминают работу глаз. Аналогично им отображаемые объекты переворачиваются и обрабатываются. Размер диаметра отверстия варьируется от 0,5 до 5 мм. Размеры отображаемых объектов связаны с расстоянием между отверстием и стенкой с линзой. С его увеличением увеличиваются размеры отображаемых объектов.

При этом качество изображения зависит непосредственно от размера отверстия. Чем меньше диаметр, тем выше резкость и темней объект. С его увеличением резкость заметно ухудшается, но повышается яркость отображаемого объекта. Однако высокой резкости, характерной для цифровой техники, у предметов нет.

Резкость изображений повышается до определенного предела, делается это путем уменьшения диаметра отверстия. Если предел превышен, резкость картинки сильно ухудшается. Схема работы с ранними устройствами не отличалась удобством. Переносить изображение вверх ногами было сложно.

Когда в устройство добавились зеркала, эксплуатация оптических приборов упростилась.

Применение в живописи

Многих в средние века поражали качество и реалистичность картин разных художников. Секрет же заключался в использовании оптических устройств. В то время камера-обскура с ее вогнутыми линзами стала настоящим подспорьем в живописи.

Применение камеры в живописи не афишировалось. Применение таких предметов позволяло добиться высокой точности передачи изображения. Изучение картин эпохи Ренессанса позволило предположить, что художники пользовались ящиками с отверстиями менее 5 мм. Детализация изображений на полотнах поражала реалистичностью.

Одной из наиболее известных картин, в которых специалисты заметили применение камеры-обскуры либо вогнутого зеркала, считается портрет супругов Арнольфини, написанный фламандцем Яном Ван Эйком в 1434 году. Она отличалась едва ли не идеальной прорисовкой деталей.

Об использовании камеры говорят не только безупречно прорисованная люстра с множеством световых бликов и подсвечник сложной формы. Особого внимания заслуживает зеркало на задней стене, в котором прорисовано отражение всей обстановки в комнате и даже теней. Документальная точность не могла не привлечь внимание исследователей.

Без дополнительного оборудования сделать такое было невозможно.

Однако те же исследования выявили, что художник и ранее пользовался камерой-обскурой для написания своих полотен. Ярким свидетельством этого является его картина «Мужчина в красном тюрбане». Она как будто сфотографирована, причем профессионализм прорисовки указывает на то, что и это не первое применение оптического приспособления.

Вне зависимости от таланта и отточенности навыков рисования известных мастеров добиться потрясающей точности в детализации тогда было невозможно. Постепенно техника использования оптического оборудования стала усовершенствоваться. К началу XVI века она стала более доступной, однако и добавление линз пока не решало проблему перевернутого изображения.

Именно поэтому на полотнах великих художников все еще было много левшей. Примером такой работы можно назвать картину Франса Халса, на которой изображено сразу несколько левшей. На ней пируют мужчина и женщина левши, в окно им грозит еще 1 левша. И даже обезьянка трогает подол платья женщины левой лапой.



Со временем недостаток отображения был устранен. В XVII веке у оптического приспособления появились не только зеркала, но и оптические призмы. Поэтому проблема переворачивания изображения была устранена. Такие камеры стали называть камерами-люцидами. Ими пользовались именитые художники.

Фотографическая живопись прослеживается в полотнах Яна Вермеера. Примером этого является картина «Молочница». Понять, что Вермеер использовал усовершенствованную камеру-обскуру, несложно. На его полотне есть те же дефекты, которые характерны для некоторых современных фотокамер (например, боковые стороны и выпадение объектов из фокуса).



Интересные факты

Актуальность камеры-обскуры в развитии живописи и науки очевидна. Этому свидетельствуют различные интересные факты.

  • Благодаря ей появились художники-документалисты (например, великий Каналетто, написавший «Вестминстерский мост», мастера кисти Л. К. Кармонтель, Белотто, Ф. В. Перро). Кроме того, она поспособствовала развитию фотографии.
  • Камеры-обскуры использовали и в мультипликации. С их помощью обрисовывали контуры артистов, добиваясь максимально естественных очертаний, движений и пропорций. Яркими примерами этого являются такие мультфильмы, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», созданные в прошлом столетии.
  • Художники эпохи Возрождения использовали оптические приспособления, представлявшие собой темные комнаты с отверстием, которое могло располагаться не только в стене, но и на потолке. Примечателен тот факт, что рисовать им приходилось в полной темноте.
  • Несмотря на то, что сегодня камера-обскура утрачивает актуальность, ею пользуются начинающие художники. К примеру, с ее помощью расписывают стены, украшая их реалистичными пейзажами или иными изображениями.
  • Кроме того, данное оптическое оборудование применяют для получения необычных фотографий и демонстраций, на которых подрастающему поколению показывают, как работает данное приспособление, каким оно было, как им правильно пользоваться.



  • Примечателен тот факт, что в поиске усовершенствований была сделана оптическая камера в форме четырехгранной пирамиды. В отличие от ящиков в основе прибора были 4 рейки, которые соединялись вверху муфтами. Экраном камеры стал белый фон, на который в дальнейшем стали наноситься особые закрепляющие реактивы.
  • Метод получения изображений в камере-обскуре (дагеротипия) сложился к 1839 году. Посеребренную металлическую пластинку помещали в темноту и обдавали парами йода, затем помещали в камеру для длительного экспонирования на ярком свету. После этого пластинку проявляли в ртутных парах до получения амальгамы. Далее дагеротип с зеркальным изображением закрепляли. С изобретением светочувствительных материалов камеры-обскуры стали фотоаппаратами.



О том, что такое камера-обскура, смотрите в следующем видео.

Здесь будут разные интересные карты, юмористические, политические, карты разных времен и стран, статистика в картах, и так далее.

Типы постов примерно такие:

Красивые качественные карты высокого разрешения. Подойдут для обоев, повесить на стену, или просто разглядывать.

Интересная статистика в виде карт. Тут все просто, каждая страна/регион/что-либо выделяется цветом/каким-то другим обозначением в зависимости от параметра, по которому строится карта.

Оформление, разумеется, временное

Наш чат в дискорде (международный => на английском)

Пикабу в мессенджерах

Активные сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Тенденции


Короче, захотел я попробовать немного магии 4го века до н.э⁠ ⁠

Наткнулся на Кикстартере на объектив для хипстеров. Подумал, что за хрень? Почему это так много стоит?

Короче, захотел я попробовать немного магии 4го века до н.э Самоделки, Рукожоп, Камера обскура, Длиннопост, Пинхол, Фотография

69 баксов между прочим. За штуку с дыркой в центре (несколькими дырками разного диаметра если уж совсем точно).

И стало мне любопытно попробовать оптическую магию камеры обскуры.

Можно было бы сделать из картона, но я счастливый обладатель 3д принтера и я ее напечатал.

Короче, захотел я попробовать немного магии 4го века до н.э Самоделки, Рукожоп, Камера обскура, Длиннопост, Пинхол, Фотография

Так как ПЛА был только белый, то заглушку покрасил черной автомобильной краской и заклеил серебристой изолентой. С внутренней стороны приклеил фольгу, тыкнул иголкой и заклеил дырку пищевой пленкой для иллюзии герметичности. И пошел тестировать.

Короче, захотел я попробовать немного магии 4го века до н.э Самоделки, Рукожоп, Камера обскура, Длиннопост, Пинхол, Фотография

Короче, захотел я попробовать немного магии 4го века до н.э Самоделки, Рукожоп, Камера обскура, Длиннопост, Пинхол, Фотография

Короче, захотел я попробовать немного магии 4го века до н.э Самоделки, Рукожоп, Камера обскура, Длиннопост, Пинхол, Фотография

Короче, захотел я попробовать немного магии 4го века до н.э Самоделки, Рукожоп, Камера обскура, Длиннопост, Пинхол, Фотография

Короче, захотел я попробовать немного магии 4го века до н.э Самоделки, Рукожоп, Камера обскура, Длиннопост, Пинхол, Фотография

В общем, интересно прикоснуться к истории, но точно не за 69 баксов.


И фотообои не нужны⁠ ⁠

И фотообои не нужны

Внутри камеры-обскуры⁠ ⁠

Я как заядлый фотофил и фотолюб (как фотограф только не особо состоялся) всегда мечтал провести опыт по созданию камеры-обскуры - тёмной комнаты с проекцией внешнего мира на одной из стен. И вот мечта сбылась - я внутри фотоаппарата!

Внутри камеры-обскуры Фотография, Камера обскура, Эксперимент, Физика, Длиннопост

Опыт достаточно прост и по силам каждому. Возможно даже смартфон справится с экспонированием на длинной выдержке, светосильной оптики здесь не требуется, главное штатив. Окна заклеены фольгой (неполных два рулона из продуктового) на скотч, бутылка пива для вдохновения.

Внутри камеры-обскуры Фотография, Камера обскура, Эксперимент, Физика, Длиннопост

Весь секрет, как ни сложно догадаться, в темноте и единственном отверстии. В процессе экспериментов проделывал и заклеивал несколько "объективов", от его расположения зависит размещение рисунка на стене. И снимать лучше всего когда солнце не находится "в кадре" а позади дома, максимально освещая ландшафт перед окном. Но тут уж как повезёт с локацией.
Физика процесса проста - каждая точка внешнего ландшафта проецируется через отверстие в единственную точку на стене, таким образом формируется достаточно чёткое изображение улицы, только перевернутое. В фотоаппарате происходит точно тоже самое, процессор потом переворачивает картинку обратно.
Чем отверстие меньше, тем изображение резче, но и темнее. Собственно в этом вечный компромисс фотографии, она любит свет и его как правило всегда недостаточно. Хочешь больше резкости - закрывай диафрагму и компенсируй светочувствительностью и временем экспонирования. Минимальное отверстие я делал 5-6мм как прокол от карандаша. Это даёт достаточную резкость, но глазами изображение не увидеть, нужно выкручивать максимальные настройки на камере, чтобы собрать достаточно сигнала для снимка - светочувствительность iso1600-3200 (привет шумы) и выдержку 30 секунд. И даже так рисунок получается тусклый и слабоконтрастный - вмешиваются паразитные засветки через щели между фольгой.

Внутри камеры-обскуры Фотография, Камера обскура, Эксперимент, Физика, Длиннопост

То есть даже если я закрою на время прокол в фольге, то камера с такими настройками наберёт достаточно света, чтобы разглядеть всю комнату. Этот контур помещения и вмешивается в проекцию, снижая её полезный сигнал. Конечно если основательно заморочиться и в несколько слоёв законопатить все щели на окне, то можно добиться максимального качества картинки.

Внутри камеры-обскуры Фотография, Камера обскура, Эксперимент, Физика, Длиннопост

Внутри камеры-обскуры Фотография, Камера обскура, Эксперимент, Физика, Длиннопост

По использованной технике - кроп-зеркалка Nikon на китайском штативе, из нестандартного лишь сверширокоугольный объектив с фокусным 10мм (AF-P 10-20 f4.5-5.6 DX VR), чтобы в кадр влезла вся стена, отсюда и перспективные искажения с огромными ножищами. Светосильным портретным фиксом тут делать нечего, его угла обзора в помещении ни на что не хватит. Стандартный китовый 18мм справится лучше, достаточно часок поэкспериментировать с максимальной экспозицией кадра и размером отверстия в фольге. Да можно даже и без фотоаппарата, стоит разок увидеть глазами этот занимательный эффект.

Camera obscura (в переводе с латинского — тёмная комната) по сути то, с чего начиналась фотография. Это самое простое устройство, которое позволяет проецировать изображение окружающего мира на экран. Для этого достаточно сделать тёмный ящик (тёмную комнату) и дырку, через которую в эту комнату будет поступать свет.

Сегодня мы вам покажем очень простой способ, как сделать такую конструкцию у себя дома, не прилагая практически никаких усилий. Этот вариант сработает хорошо, если у вас дома плотные шторы.

Зашторьте окна

Возьмите рулон туалетной бумаги и просуньте его в щель между шторами. Зафиксируйте его заколкой для волос, прищепкой или любым другим удобным способом.

Всё, камера обскура готова. Свет проникает в комнату через маленькое отверстие и проецирует на стене перевёрнутое изображение пейзажа за окном.

Давайте перевернём фотографию, чтобы лучше разглядеть этот прекрасный закат на фоне гор.

Важно, чтобы свет в комнату поступал только через одно отверстие, так изображение получится намного чётче и понятнее. Контуры не будут двоиться и троиться.

Само собой, солнце в кадре не является обязательным атрибутом сцены. Можно наблюдать изображение даже в пасмурную погоду.

В качестве отверстия можно взять что угодно. Чем меньше будет отверстие, тем более резкой получится картинка на стене. Но при этом изображение станет темнее. Camera obscura - это прекрасный опыт, который поможет развлечь детей и взрослых в лучших традициях занимательной науки. Если вы занимаетесь фотографией, то этот эксперимент поможет лучше понять, как работает фотоаппарат. Не все фотографы это знают.

На похожем принципе работают так называемые пинхол (pinhole) или стеноп камеры, где вместо объектива используется обычное отверстие малого размера. Размер можно подбирать опытным путём, но обычно он похож по размеру на булавочное отверстие, отсюда и английское название pinhole. Вы можете сделать такую камеру самостоятельно, склеив из бумаги (снимать придётся на плёнку) или просто использовав любую цифровую камеру со сменным объективом.

Для более наглядного представления, посмотрите наше короткое видео. Там есть очаровательный таймлапс, так что не пожалейте двух минут, чтобы его увидеть.

Не забудьте подписаться на канал, чтобы следить за новыми интересными статьями. Наша цель — сделать фотографию доступной и понятной, а обучение приятным и весёлым занятием. Для общения приглашаем всех на наш Телеграм канал .

Надеемся, статья и видео оказались для вас полезны. Будем рады любой поддержке с вашей стороны, чтобы мы могли готовить ещё больше интересных материалов.

У фотоаппарата, как у людей есть предок - простейшее оптическое устройство, позволяющее получать на экране изображение объектов. Называется: камера-обскура. Название происходит от латинский слов camera - комната и obscura - темный, то есть дословно: темная комната.

Принцип действия камеры-обскура очень прост. Если взять темный ящик с отверстием в одной из стенок и экраном на противоположной стороне, поставить перед отверстием освещенный объект, то на экране появится перевернутое изображение этого объекта. Размер изображения на экране будет тем больше, чем больше расстояние между отверстием и экраном. Все современные фотокамеры строго говоря являются все той же камерой-обскура, на которую навесили множество линз, механизмов, а в наши дни и электроники.

Изображение, полученное в камере-обскура, всегда достаточно размытое, увеличить резкость несколько помогает уменьшение размеров отверстия, но не сильно. С увеличением отверстия резкость изображения ухудшается, зато его яркость возрастает.

Кто и когда изобрел прибор доподлинно неизвестно, но считается, что первым из европейцев эффект камеры описал Аристотель. Его интересовал философский вопрос: почему изображение звезды на стене круглое, в то время, как окно прямоугольное. Ну а самое самое самое раннее упоминание встречаются у последователей китайского философа Мо-цзы в V-IV веке до нашей эры.

Первое детальное упоминание камеры-обскура оставил Леонардо Да Винчи, подробно описавший камеру-обскуру в своем «Трактате о живописи». Это и правда была camera в латинском смысле слова — большая темная комната с маленьким отверстием в одной из стен. В комнате устанавливался полупрозрачный экран, художник находился внутри комнаты, за этим экраном зарисовывая происходящее снаружи. Леонардо использовал ее для создания натюрмортов и пейзажей. Понятно, что при такой конструкции, выбор сюжетов был невелик.

Почти до конца XVII века камерой-обскура занимались по большей частью ученые: оптики и астрономы. В 1544 году 24 января голландский физик и математик Рейнер Гемм Фризиус наблюдал солнечное затмение при помощи камеры-обскуры. Благодаря ему появилось первое изображение камеры-обскуры в научных трудах.

Кто первым вставил в отверстие камеры линзу достоверно неизвестно, но первое подробное описание улучшенного прибора оставил венецианец Даниеле Барбаро, изучавший перспективу.

Есть замечательное описание камеры-обскура и ее эффектов итальянца Баттисты дел-ла Порта:

«Теперь сообщу Вам то, о чем доселе молчал и думал, что должен молчать. Если поместить у отверстия чечевицеобразное стекло, то все изображение будет отчетливее; увидишь и лица проходящих людей, платья, цвета, движение, все как будто было вблизи. Зрелище так приятно, что видевшие не могли вдоволь насмотреться».

Усовершенствовать и приспособить камеру-обскура для нужд художников сумел монах из немецкого города Вюрцбург, что стоит на реке Майн по имени Иоганн Цан. Жил он в середине XVII века. В 1686 году ему удалось сконструировать относительно портативный прибор, который был оснащен простейшим объективом и зеркалом, расположенным под углом 45०, это позволяло проецировать изображение на матовую пластину и уже прямое, а не перевернутое.

В XVIII веке камера-обскура продолжала совершенствоваться и уменьшаться в размерах, набирая все большую популярность у художников. Появились затемненные палатки и тенты, которыми можно было пользоваться на природе. Точно известно, что камеру-обскура применяли в своей работе Вермеер и венецианский художник Джованни Антонио Канале, по прозвищу Каналетто.

В начале XIX века был сделан ряд научных открытий, позволивших уменьшить камеру-обскура до относительно компактных размеров и получать в ней вполне резкие изображения. Появились мастерские и магазины по продаже прибора. Именно благодаря такому магазину при мастерской известных оптиков Шевалье состоялась встреча официальных отцов фотографии: Нисефора Ньепса и Луи Дагера. Оба покупали у Шевалье оборудование для опытов.

Сейчас камеры-обскура тоже существуют, их используют в основном, как аттракционы, но есть и любители фотосъемки с ее помощью. В камеру помещают, как правило фотобумагу, и после очень долгой экспозиции получают очень мягкое изображение.

Камера-обскура – простейший оптический прибор, который можно легко сделать своими руками в домашних условиях. Коробка из-под обуви, пустая кофейная банка, лист фанеры и даже спичечный коробок – все это вполне подойдет для изготовления самодельной камеры.

Особенности изготовления

Рассмотрим несколько особенностей подобных устройств.

  • Такая камера состоит из двух основных частей: стенка с отверстием и экран. Другие служат для визуализации или фотографирования изображения.
  • В камере-обскуре отверстие является аналогом диафрагмы фотоаппарата. Расстояние от диафрагмы до экрана играет роль фокуса.
  • В крупногабаритных устройствах, размеры которых лежат в диапазоне от десятков сантиметров до метров, качество обработки отверстия не играет особой роли. А вот в сантиметровом масштабе это уже не так.
  • Самым подходящим материалом является алюминиевая жесть.
  • Диафрагму лучше всего пробить стальной иглой на подложке из твердого картона, затем обработать обе поверхности наждачной бумагой.
  • Оптимальный диаметр зависит от фокусного расстояния камеры. Взаимосвязь между этими двумя параметрами приблизительно такова: диаметр диафрагмы в несколько сот раз меньше фокуса. Можно брать 100-500 раз в зависимости от желаемого качества и технологических возможностей.



Инструкции по сборке

Есть несколько способов самостоятельно собрать камеру-обскуру.

С помощью штор

Если в комнате имеются плотные шторы, её можно за 5 минут превратить в камеру-обскуру. Для этого берём рулон туалетной бумаги с отверстием в несколько сантиметров, пару любых прищепок и задвигаем шторы.

Между шторами вставляем рулон, закрепляем сверху и снизу.

Готово! На противоположной стене появится перевёрнутое изображение пейзажа за окном.

Из банки

Материалы, которые нам понадобятся:

  • пара пустых кофейных банок: чем выше и уже, тем лучше;
  • полупрозрачная пластиковая крышка для одной из банок;
  • плотная черная бумага;
  • ножницы и острый нож;
  • изолента;
  • тонкий гвоздь;
  • молоток;
  • цветной материал (для украшения);
  • как можно более плотный холст;

Пробиваем отверстие в дне одной из банок. У другой банки отрезаем дно. Вырезаем из чёрной бумаги прямоугольные кусочки так, чтобы они закрывали внутренние поверхности обеих банок. Вкладываем их.

Теперь следует собрать камеру: первую банку ставим отверстием вниз, надеваем крышку, приставляем вторую и закрепляем изолентой. Получилась длинная трубка с экраном посередине. В завершение украшаем цветным материалом и крепим холст.

Из коробки

Потребуются следующие материалы:

  • картонная коробка;
  • ножницы;
  • клей;
  • полупрозрачная бумага (калька, пергамент);
  • канцелярская кнопка.

В середине одной из меньших стенок коробки кнопкой прокалываем отверстие. В противоположной стенке вырезаем прямоугольное «окно».

Заклеиваем это «окно» куском полупрозрачной бумаги. Камера готова. Необходимо сказать, что с помощью такого устройства можно наблюдать только ярко освещённые предметы.

Из спичечного коробка

Камера-обскура из спичечного коробка ближе всего к фотоаппарату – она позволяет получить фотоснимок. Для её изготовления потребуется следующее:

  • 2 спичечных коробка;
  • картонка;
  • фотоплёнка на 35 мм;
  • пустая кассета;
  • кусок пластика;
  • пластинка алюминия;
  • изолента, скотч;
  • игла;
  • напильник.

В центре выдвижной части коробка вырезаем отверстие с размерами 32х24 или 24х24 мм. В наружной части посередине также делаем «окно» на 8х5 мм. Из алюминия готовим пластинку 15х15 мм и пробиваем иглой очень маленькое отверстие. Напильником зачищаем от заусенцев. Зачерняем все полученные детали.

Счётчик кадров готовим из пластика: отрезаем узенькую полоску, закручиваем её пальцами. Крепим полоску к кассете с фотоплёнкой на уровне перфорации.

Изготавливаем затвор. Из стенки второго коробка вырезаем прямоугольник 40х25 мм, посередине которого делаем отверстие на 15х8 мм. Из плотной картонки делаем прямоугольный затвор на 10х30 мм, зачерняем его. Изолентой или скотчем крепим алюминиевую пластинку с отверстием ровно посередине той стороны коробка, где вырезано «окошко». Сверху по центру накладываем рамку 40х25 мм и приматываем её изолентой с таким расчётом, чтобы затвор плотно закрывал отверстие камеры.

Перематывать плёнку нужно картонной ручкой 5х20 мм.

Протягиваем плёнку через коробок, вставляем выдвижную часть коробка так, чтобы плёнка проходила позади неё. Закрепляем плёнку во второй кассете. Все места соединения покрываем изолентой.

Фотографировать следует со штатива или с хорошего упора, так как любое шевеление камеры приведёт к смазыванию изображения.

Вот такой снимок получился с помощью описанной камеры из спичечного коробка.

Из пенокартона

Необходимые материалы:

  • линейка;
  • нож;
  • тонкая игла;
  • наждачная бумага;
  • чёрная краска;
  • клей;
  • шариковая ручка;
  • кусок тонкого металла (можно из консервной банки) размером 2х2 см;
  • 3 катушки от плёнки;
  • лист пенокартона толщиной 5 мм.

Из пенокартона вырезаем части внешней оболочки по представленным чертежам. Склеиваем внешнюю оболочку. Изготавливаем детали и склеиваем сторону с отверстием по прилагаемым чертежам.

Вид стороны с отверстием.

Затворный узел изготавливаем по чертежам и приклеиваем его к стороне с отверстием.

Сам затвор и прокладки проще всего вырезать из окружности, совпадающей с кольцом по диаметру.

По центру жестяной пластинки иглой аккуратно пробиваем маленькое отверстие. Тщательно зачищаем наждачкой. Приклеиваем диафрагму к лицевой стороне между распорками так, чтобы оба отверстия оказались центрированными.

Теперь делаем головку перемотки. Отрезаем часть катушки такой длины, чтобы удобно было перематывать плёнку. От трубки шариковой ручки отделяем цилиндр 30-35 мм.

В одном конце делаем выемки для катушки с плёнкой, другой вклеиваем в обрезок катушки, оставляя часть длиной 21 мм. Устанавливаем приёмную катушку.

Опять отрезаем часть катушки. Другую катушку вставляем в отверстие с правой стороны верхней части корпуса. Расстояние между дисками (11 мм) подгоняем шлифовкой. Вставной кусочек пенокартона служит для прочности соединения. Склеиваем узел приёмной катушки.

Плёнку вставляем в левую секцию внутренней части и фиксируем головкой обратной перемотки. Протягиваем к приёмной катушке и прикрепляем скотчем. Для определения оптимальной выдержки придётся поэкспериментировать. Геометрия описанной камеры-обскуры даёт приближённую величину диафрагмы в f/75-f/80.

Рекомендации

Рассматриваемое устройство основано на законах геометрической оптики. Отображение картинки на экране не требует использования оптических элементов, которые по своей природе искажают световые лучи. Этим обусловлена относительная простота и низкие затраты.

При построении фотографирующей камеры-обскуры выдержка измеряется секундами и даже часами в зависимости от освещенности объектов. Поэтому очень важно устранить дома всякую возможность засветки фотоматериала в камере: тщательно изолируйте её от проникновения слабейшего лучика изолентой либо другим способом.

По этой же причине все внутренние поверхности камеры надо покрывать чёрной краской, предотвращающей блики. Ещё одно обязательное условие при фотографировании – неподвижность камеры во время экспозиции. Используйте надёжную твёрдую опору или штатив.

Как сделать камеру-обскуру своими руками, смотрите далее.

Читайте также: