Как сделать доски для выжигания

Обновлено: 16.04.2024

vigiganie

Некоторые творческие эксперименты родителей с интересом повторяют их дети. Только вот название увлечения может поменяться. «Выжигание по дереву для начинающих» — так назывался популярный кружок в Домах Пионеров в советские времена, сегодня же такой кружок может называться «Основы пирографии». Но суть направления все та же: выжигание по дереву, получение необычных картинок на древесной структуре.

В этой статье вы узнаете, какие материалы и инструменты пригодятся новичку, как подобрать подходящее изображение и из каких этапов состоит сам процесс выжигания. Мы подскажем вам, как оформить готовую работу и как грамотно организовать рабочее место.

Материалы и инструменты

vigiganie

Для выжигания по дереву, прежде всего, придется приобрести выжигательный аппарат. Раньше пирограф представлял собой пластиковую коробочку с маленьким паяльником внутри. Наконечник этого прибора напоминал канцелярскую скрепку. Современная машина – это более серьезное устройство, усовершенствованное и комфортное в работе. Лучшим выбором для новичка будет выжигатель с твердыми перьями.

Пирографы продают в специальных коробочках (часто – пластиковых), потому они удобны с точки зрения транспортировки. В стандартном комплекте идет подставка для паяльника, набор насадок. Современные наборы предлагают пирографисту около 20 разных насадок, от необходимых при каждом процессе выжигания до фигурных, которые нужны не так часто, но расширяют круг возможностей мастера.

Следующее приобретение – древесина. К ней предъявляются особые требования.

Какой должна быть древесина для выжигания:

  • структура дерева – однородная и мелкопористая, без трещин и царапин, механического брака;
  • не смолистая;
  • светлых оттенков – такой фон всегда смотрится более выигрышно;
  • твердых пород;
  • с чистой и ровной поверхностью.

Липа, ольха, тополь, береза, каштан и осина – эти породы позволяют выжигать на них изображения разной сложности.

Но оптимальным выбором для новичка будет готовый набор для выжигания. В таком комплекте нет пирографа, но есть доски с нанесенным изображением. Также могут в наборе быть чистые доски и эскизы, которые пирографист будет самостоятельно переносить на основу (трафареты).

Выбор изображения

Первое требование – рисунок должен быть с ярко выраженным контуром. На различных тематических сайтах таких работ очень много, определитесь с выбором и распечатайте тот эскиз, что вам понравится больше. Будет это обычный узор, простой пейзаж или натюрморт, а может быть – сюжетная сцена, не так важно. Безусловно, начинать нужно с работ попроще, постепенно усложняя рисунки и оттачивая мастерство.

Виды пирографии (относительно изображений):

    • Негативная пирография. Она показывает рисунок, который окружает выжженная поверхность. Сам рисунок выделяется светлым четким рельефом в темном обрамлении. Добиться такого результата можно с помощью добавления фона или удаления картинки.

    vigiganie

      • Контурное выжигание. Условно самый простой вид выжигания, которым и занимаются дети-пирографисты. Но не важно, сколько вам лет, учиться можно в любом возрасте. Начните осваивать контурное выжигание, впоследствии научитесь выполнять работы с рельефом, фоном, комбинированные и т.д.

      vyzhiganie

      На поверхность рисунок переводится с помощью копировальной бумаги, мелкие детали, линии нуждаются в тщательной прорисовке. Самые простые рисунки выжигаются равномерно, но есть работы, где в силу вступают законы светотени. Достичь интересных переходов тона можно нанесением светлых штрихов при снижении температуры либо уменьшении времени прожигания.

      Подготовка рабочего места

      Для начала вам нужен только пирограф и набор для выжигания (досочки и эскизы). Если же вы займетесь пирографией более серьезно, то в вашей мастерской появятся ножовка либо лобзик, круглогубцы или пассатижи, кусачки, отвертка, наждачка, проволочная щетка для чистки пера, стальная линейка, карандаши, ластик, клейкая лента, копирка, шаблоны и т.д. Но новичку все это пока не нужно, а вот хорошая рабочая поверхность (стол), достаточный источник света (естественный или настольная лампа), полотенце (валик-опора под запястье) и респиратор пригодятся уже на старте работы.

      Не лишним будет и вентилятор, он защитит ваши легкие от пыли, без которой процесс выжигания, увы, не обходится.

      Помните, что свет на рабочую поверхность должен падать под острым углом. При таком свете вы сможете разглядеть едва заметные тени, которые отбрасывают разноразмерные бороздки. Вы сможете оценить и визуальный результат штриховки еще в момент ее создания.

      Мастер-класс по выжиганию

      Если все готово к работе, можно приступать. Начинается творческий процесс с подготовки дощечки. Мастер должен зачистить ее мелкой шкуркой, после чего не лишним будет натереть ее водно-меловым раствором. Доска должна высохнуть, на сухой поверхности можно работать.

      1. Нанесите на сухую поверхность доски выбранный эскиз (воспользуйтесь копировальной бумагой или трафаретом).
      2. Включите пирограф, соблюдая все предписанные прибору правила техники безопасности. Дождитесь, пока перо прибора накалится и покраснеет.
      3. Расположите доску на рабочей поверхности так, чтобы работать пирографом вам было удобно. С одинаковым нажимом ведите пером по контуру и всем элементам картинки так, чтобы на обработанных линиях появлялась выразительная темно-коричневая полоса.
      4. Начинать выжигание лучше с внешних линий, после их проработки переключайтесь на основную часть рисунка. Второстепенные фрагменты выжигаются в последнюю очередь. Если картина сложная, мысленно разбивайте ее на фрагменты, выжигайте каждый фрагмент поэтапно, не перескакивая с одной части работы на другую.
      5. Выжигание закончится, как только прорисованными окажутся все линии и детали эскиза. Когда обработанный пирографом эскиз превратится в законченный рисунок, можно выключать прибор.
      6. Не забывайте менять насадки, если того требует рисунок. И новичкам не стоит бояться частой смены насадок: подобный опыт быстро учит выжиганию, анализу результатов, он же знакомит с возможностями пирографа.
      7. Если хочется получить комбинированную работу, можно дополнительно расписать ее акварелью или просто покрыть бесцветным лаком.

      В данном видео-ролике показан процесс выжигания, начиная с перевода рисунка и заканчивая полной детализацией изображения.

      Еще до начала выжигания убедитесь, что вы знаете, как работает пирограф. Паяльный элемент должен нагреться до нужной температуры (современные приборы оснащены датчиком-индикатором нагрева).

      • в первые же уроки выжигания пробуйте делать штрихи и линии разной толщины, регулируя интенсивность прожига;
      • чтобы линия получилась тонкой, ведите ручку пирографа быстро, но без сильного нажима;
      • для красивых толстых штрихов используется медленное выжигание;
      • насыщенность оттенка корректирует увеличение температуры пера (но большой накал чреват частым перегоранием спирали).

      Часто в учебниках по пирографии пишут, что выжигание по дереву – это нечто среднее между рисунком и гравировкой. Но все же гравировки в этом творчестве больше. Потому новички, которые быстро осваивают выжигание современными безопасными приборами, понимают, что маловесные и простые пирографы зачастую не могут реализовать все задумки мастера. И работы, которые были выполнены 20-40 лет назад, выглядят более убедительно, хоть пирографы тех времен и громоздкие, и не такие «беззубые».

      Но перейти к профессиональным устройствам успеете всегда, а если выжиганию учится ребенок, то маленькие и удобные приборы точно не отобьют у него желания творить.

      Оформление готовой работы

      Мастер-класс выжигания по дереву не может быть полным без описания оформления работы.

      vigiganie

      Какие варианты есть:

      • узорная рамка, которая является частью самого рисунка;
      • если вы выжигаете на спиле дерева, то и сам контур спила будет красивой рамкой, нужно только продумать способ фиксации работы на стене;
      • стандарт – рама, стекло;
      • специально заказанный багет;
      • самодельная рамка из ПВХ-плинтуса и т.д.

      Важно! Если работу решено покрыть лаком, это задача взрослого, не стоит ребенку контактировать с токсичными материалами.

      Действуйте пошагово, соблюдайте принцип «от простого к сложному», не бойтесь допускать ошибки и не будьте слишком критичны. Пирография – интересное и популярное направление, занятие которым из обычного хобби может стать способом заработка.

      vizhiganie-molnii

      О том, что дерево – это диэлектрик, знает каждый школьник. И это физическое явление берут на вооружение дизайнеры и декораторы, потому как выжигание по дереву электричеством может стать уникальным методом обработки древесины. О том, чего можно добиться таким методом, как технически осуществляется выжигание, а также о том, как сделать «молнии» на дереве, вы узнаете из этой статьи.

      Если вам интересно попробовать подчинить силу тока, создать впечатляющие фактуры, можно заняться выжиганием по дереву электрическим током. А мы расскажем, как поэтапно организовать процесс выжигания и как сделать его максимально безопасным.

      Что это такое? пирография

      Это творчество предполагает использование электрического тока и высокого напряжения, потому тем, кто не имеет опыта в работе с электротехникой, а также не знает мер безопасности, не стоит с головой уходить в новое увлечение. Вы должны быть уверены в своих силах, потому что этот вид пирографии требует определенного опыта и хорошего знания школьного курса физики.

      vizhiganie-molnii

      5 частых вопросов о выжигании электричеством:

      vizhiganie-molnii

      1. Можно ли выжигать сварочным аппаратом?Нет, ничего у вас не получится, и если, как отмечалось выше, вы учили физику в школе, то такая идея даже не придет вам в голову.
      2. Что потребуется для выжигания?Нужен трансформатор. Большинство мастеров предложит использовать трансформатор от микроволновой печи. Он и будет главным оборудованием.
      3. Кто такой Лихтенберг и чем интересны его фигуры?

      Выбор источника питания

      Чаще всего работают мастера со старой микроволновкой. У выключенной из сети печи нужно снять металлический корпус (обычно он легко снимается после выкручивания винтов). Помните, что внутри корпуса находится мощный конденсатор с летальным разрядом электричества, потому его нужно обесточить и убрать подальше.

      vizhiganie-molnii

      Достаньте из устройства сам трансформатор. Обычно он удерживается в корпусе только винтами, потому достать его несложно. Большинство мастеров демонстрирует следующие действия: они вынимают из задней части микроволновки сетевой штепсель, затем подсоединяют оба его конца к двум входам катушки первичной обмотки. Потом один конец идет к катушке вторичной обмотки, другой – к металлическому корпусу, проводящему электрический ток к деревянному бруску.

      Оба провода соединяются или с гвоздями, или с шурупами, забитыми в брусок. Потом автор стандартного ролика по выжиганию электричеством смешивает две ложки соды в наполненной водой чашке, смесь наливает между электродами, конструкцию подключает к сети, а сам отходит подальше.

      В данном видео показано, как правильно снять трансформатор и сделать прибор для выжигания.

      Внимание! Выжигание молний на дереве – очень опасный метод. При подключенном к сети генераторе нельзя трогать ни его, ни электроды, ни саму древесину, это смертельно опасно. Перед тем, как вы подойдете к бруску, генератор должен быть выключен из сети.

      Подготовка дерева

      Вам придется найти подходящий тип дерева. Обычно мастера пирографии советуют коллегами поэкспериментировать с толщиной, текстурами и породами древесины. Наиболее подходящим материалом будет тонкая фанера. И здесь все просто: верхний слой фанеры поглощает водный раствор, что и создает условия для прохождения разряда.

      Чтобы улучшить проходимость тока по дереву, на его поверхность нужно нанести тонкий водный слой. Сама вода, как известно, хорошим проводником не является, потому вам на помощь придет либо сода, либо соль. Обычно одной-двух ложек соды на стакан воды более чем достаточно. Хорошо пропитайте поверхность дерева этим раствором.

      Как правильно подключать источник тока?

      Итак, еще раз о подключении. Если вы используете трансформатор СВЧ-печи, то на нем вы увидите две обмотки. Первичная обмотка намотана толстым проводом, вторичная – тонким. Сеть подключаете именно к первичной обмотке: две клеммы располагаете рядом, подаете к ним 220 Вт.


      Подача электричества возможна через предохранитель и напрямую. Если выводите электроток напрямую, нужно следить за перегревом трансформатора. Другие два выводы подключаете с другой стороны: один идет к корпусу, второй – к штекеру. Простейшее устройство для выжигания рисунков-молний готово. Оно стандартное, впоследствии его можно вложить в пластиковую коробку, провода подвести к кнопкам. Так и удобнее и, что еще важнее, безопаснее.

      Включите вентилятор – это спасает от внезапного возгорания.

      Перед работой удостоверьтесь, что трансформатор подключен верно, если все в порядке, отрицательные и положительные выводы подключите к концам фанеры. Если есть возможность, включите вентилятор – это спасает от внезапного возгорания. Да и поможет вентилятор видеть, как именно будут проходить разряды: это просто очень красиво.

      Выжигание «молний»

      Далее автор уходит в сторону и наблюдает за тем, как художником его будущей работы становится сам электрический ток. Главное правило этого этапа – не вмешиваться, помнить о технике безопасности. Вы увидите, как электричество «ходит» по дереву, оставляя после себя интересные фантазийные узоры. Когда линии тока сомкнулись, отключайте от сети трансформатор. Этот процесс хорошо представлен в видео-ролике.

      Но процесс выжигания этим не заканчивается. Нужно дождаться, пока картина остынет, после чего рассмотреть ее. Основа очень интересная, но требует законченности, шлифовки, доработки. Так во время шлифовки вы уберете обуглившийся материал. Если для завершения работы пирограф не требуется, и вы решите оставить картину такой, какой сделали ее разряды тока, фанеру нужно промыть под проточной водой. Затем, чтобы рисунок был защищен, работа покрывается лаковым слоем. А если хочется решения поинтереснее, можно погрузить картину в люминесцентный материал: ваша электрическая картина будет еще и светиться в темноте.

      Но некоторые мастера решают, что одних только молний на картине недостаточно. Они создают в уже заданной электричеством графике некий сюжет, который наносится на дерево карандашом, а затем выжигается пирографом. Это будет работа в комбинированной технике. Но если вы выжигаете не картинку в рамке, а часть инсталляции или с помощью тока делаете, к примеру, интересную столешницу для журнального столика, доработка пирографом не нужна.

      vizhiganie-molnii

      С помощью разрядов тока сегодня делают стеновые панели, зеркала, столики, стойки на ресепшн. Из простого увлечения некоторые мастера переходят к способу заработка: в основном, переключаются на мебельное производство с таким уникальным, природным, а главное, всякий раз неожиданным узором. Обычно специалисты используют мебельную фанеру (это более предсказуемый в данном виде творчества материал). Нужно понимать, что процесс – это природная импровизация. Мастер может контролировать разве что направлений «молний», но не саму структуру узора.

      Меры предосторожности

      vizhiganie-molnii

      Здесь все стандартно, но лишний раз повторить правила стоит.

      Работая с электрическим током, помните:

      • электросеть и подключаемые к ней приборы должны быть исключительно в исправном состоянии;
      • помещение, в котором вы работаете, должно быть светлым, теплым и сухим;
      • не беритесь за электрическую вилку мокрой рукой, не держитесь за провод, отключая вилку от розетки;
      • если вид трансформатора, извлеченного из микроволновки, вызывает сомнения в его исправности, ищите другой источник питания.

      Не прикасайтесь к дереву, где ток уже оставил свои узоры, пока трансформатор не отключен от сети. Пересмотрите не один видеоурок перед тем, как самому приступать к выжиганию электричеством.

      Варианты для основы

      Выжигать интересные картины, узоры можно не только на дереве. Например, интересные работы получаются в технике гильоширования. Так называют выжигание по ткани, однако используется в этой технике не трансформаторная установка, а специальный выжигатель по ткани. Для обработки подходит синтетическая ткань.

      Не менее интересным может быть выжигание на коже. Для работы используются все те же инструменты, что выжигают на дереве, только мощность выставляется меньшая. Плотная основа кожи позволяет создать удивительные художественные композиции.

      vizhiganie-molnii

      В декоре сегодня все чаще используются выжигательные техники на дереве в сочетании с эпоксидной смолой: так можно сделать не только фактурные столешницы, но и, например, необычной красоты напольные вазы. Используется выжигание током и на акриле, плексигласе. Но в последних двух случаях трансформатор из микроволновки уже не поможет, нужно профессиональное оборудование.

      Выжигание током – интересная, но еще развивающаяся сфера деятельности. Потому у многих из вас есть возможность сделать себе имя в редкой и не самой простой области. Но так как декоративные возможности такого вида творчества велики, уверенные в своих силах и опытные в работе с электричеством люди, откроют для себя востребованное направление.

      Выжигание по дереву для начинающих, пошагово

      Выжигание по дереву снова на пике своей популярности, как в 1980-е годы. Это неудивительно – техника очень интересная, творческая, занимательная. Если Вы рассматриваете выжигание по дереву в качестве хобби для своего ребёнка-школьника, то Вы на правильном пути. Это дело может стать для него неожиданно увлекательным – не хуже, чем компьютерные игры. И уж точно полезнее, чем игромания. Главное – правильно подойти к приобщению ребёнка к пирографии (это второе название выжигания).

      Выжигание по дереву или пирография – не столь важно. Сущность творчества та же: получение необычных картинок на древесной структуре.

      Для детей выжигание по дереву особенно полезно. Это творческое занятие развивает у них не только воображение, но и усидчивость, терпение, целеустремлённость, уверенные навыки мелкой моторики рук и пальцев. Выжигание по дереву является искусством, не терпящим спешки. Чтобы достичь успехов и получить настоящее удовольствие от процесса, необходимо с головой погрузиться в него, тщательно осмысливая каждый свой следующий шаг.

      А ещё – это очень позитивное занятие в том плане, что во время творчества на рабочем месте мастера царит приятный запах древесины.

      Материалы и инструменты

      ✍ Прибор для выжигания

      Первое, с чего нужно начать освоение нового хобби, – это подарить ребёнку электрический прибор для выжигания. В самом простом и элементарном варианте это пластиковая коробочка с маленьким паяльником внутри. Нагреваемый докрасна наконечник данного прибора выполнен в виде металлической петельки и напоминает своей формой канцелярскую скрепку.

      прибор для выжигания

      В принципе, его вполне достаточно для создания не только простейших «детских» картин, но и настоящих шедевров данного искусства. Те, кто занимался выжиганием в детстве, ещё при Советском Союзе, не дадут соврать.

      Более продвинутый вариант прибора, который прежде был редкостью, – это выжигатель с набором сменных насадок – жал (или перьев). Жала из латуни считаются самыми лучшими. Они могут быть самой разнообразной формы и толщины. Имеются жала в форма волн и зигзагов. Такими насадками очень легко и приятно выполнять разнообразные орнаменты.

      Прибор для выжигания

      Современные наборы предлагают юному мастеру до двадцати видов всевозможных насадок-перьев: от базовых, необходимых при создании любого рисунка, до фигурных, которые требуются не так уж часто (если быть точным – то совсем нечасто), но значительно расширяют круг возможностей мастера.

      Толщина ручки выжигателя – той, которую ребёнок непосредственно будет брать в свою руку – должна быть не слишком большой. Чтобы творчество не доставляло дискомфорта, и к инструменту не нужно было долго приспосабливаться и привыкать, юному мастеру обязательно должно быть удобно держать инструмент в руках.

      Выжигательные приборы продаются в специальных коробочках (зачастую – из твёрдого пластика), поэтому они очень удобны с точки зрения хранения транспортировки. Также в стандартный комплект часто входит подставка для паяльника, набор насадок.

      Вполне логично, что следующим или одновременным приобретением должна стать древесина. Прежде всего, она должна быть абсолютно гладкой. Кроме того, к ней предъявляются и ряд других особенных требований.

      ✍ Какой должна быть древесина для выжигания

      По структуре дерева – она должна быть однородной и мелкопористой, без трещин и царапин, без следов механического брака; не смолистой (чем, как известно, особенно отличаются хвойные породы); светлых оттенков – такой фон в большинстве случаев смотрится гораздо более выигрышно; изготовленной из твёрдых пород дерева; с чистой и ровной поверхностью.

      Удачнее всего подходят для выжигания разной сложности следующие породы дерева: возьмите липу, ольху, тополь, берёзу, каштан, осины – с такой древесиной, качественно обработанной соответствующим образом, наилучший результат гарантирован.

      Самый оптимальный выбор для начинающего мастера – это готовые наборы для выжигания. В такие комплекты нет входят гладкие доски с уже нанесёнными на них изображениями. По тому же принципу, как в бумажных детских раскрасках.

      Какой должна быть древесина для выжигания

      В другом варианте, в наборе могут быть чистые доски и эскизы, которые юный мастер по выжиганию будет самостоятельно переносить на деревянную основу (трафареты).

      Беспроигрышный вариант для начинающих – это, разумеется, фанера. Доски же должны быть сухими, без сучковатых вкраплений, с однородной структурой поверхности.

      На светлых заготовках любой рисунок будет выглядеть более выразительным, и с ним намного проще будет работать. Если речь идёт не о готовой, тщательно обработанной древесине, а о выбранной самостоятельно, то перед тем, как начинать выжигание, поверхность такой заготовки не помешает дополнительно зачистить наждачной бумагой с мелкозернистой.

      Выбираем изображения

      Основное и практически единственное условие – чтобы рисунок был с ярко выраженным контуром. На всевозможных тематических сайтах, посвящённых организации детского творчества, подобных работ очень много. Нужно всего лишь определиться с выбором и распечатать тот эскиз, который Вам (и, конечно, ребёнку) понравится больше.

      Будь то обычный узор, простой пейзаж или натюрморт, а может быть – сюжетная сцена, или иллюстрация из сказки (или мультфильма), это не так уж важно. Без сомнения, начинать следует с работ попроще, постепенно усложняя рисунки и оттачивая своё мастерство.

      Как нанести изображение на заготовку

      Эскизы для выжигания могут располагаться на бумаге. А можно наносить рисунки сразу же на заготовки. Для этого пригодится копировальная бумага. С её помощью можно быстро и аккуратно переносить выбранные контуры на деревянную основу. Ведь далеко не всем удаётся рисовать сразу на фанере или дереве, без предварительной заготовки бумажных эскизов. Карандаши для нанесения изображения необходимо задействовать разные. Для дерева – твёрдой, а для бумаги – средней плотности.

      Подготавливаем рабочее место

      Ничего особенного. Нужен только прибор и набор для выжигания (досочки с эскизами), стол и стул. Если же в последующем ребёнок займётся выжиганием более серьезно, то в его мастерской можно будет завести ножовку либо лобзик, круглогубцы или пассатижи, а также кусачки, отвертку, наждачную бумагу, проволочную щётка для чистки перьев, стальную линейку, остроконечные карандаши, ластик, клейкую ленту, копирку, наборы шаблонов, и так далее.

      Подготавливаем рабочее место

      Но новичку всё это, разумеется пока совершенно не нужно. Всё, что ему требуется – это хорошая и ровная рабочая поверхность достаточно просторного стола, достойный источник света (естественный дневной или настольная лампа), полотенце (сделать валик-опору под запястье).

      Необходимо учесть, что свет на рабочую поверхность должен падать под острым углом. При таком виде света юный мастер сможет без труда разглядеть все едва заметные тени, которые отбрасывают разноразмерные бороздки на его работе. Как Вы, так и он сам сможете правильно оценить сам визуальный результат штриховки, ещё во время её создания. Конечно же, совсем рядом со столом должна находиться электрическая розетка.

      Виды и техники выжигания по дереву (относительно изображений)

      В общей сложности, можно выделить три основных техники выжигания. От простого – к сложному:

      ✍ Контурное выжигание

      Условно это наиболее элементарный и простой вид выжигания по дереву, с которого всегда и начинают юные мастера-пирографисты. Начинать осваивать контурное выжигание нужно с простого плоскостного рисунка, а впоследствии уже учиться выполнять более подвинутые работы с рельефом, фоном, комбинированные сюжеты, и так далее.

      Контурное выжигание производят кончиком жала, и рука мастера должна при этом иметь надёжную опору. Данная творческая техника во многом напоминает обыкновенное рисование карандашом. Линию нужно проводить ровно, не оставляя точек и учитывая структуру древесины. Твёрдое дерево потребует большего нагрева наконечника, мягкое же прожигается гораздо быстрей.

      Виды и техники выжигания по дереву (относительно изображений)

      Работать в контурной технике есть смысл с небольшим нагревом. Нужно аккуратно и не спеша водить жало по касательной. Контурное выжигание замечательно подходит для создания разнообразных надписей и штриховок. Для любого начинающего юного мастера контурная техника – то, что нужно. Она точно подойдёт самым наилучшим образом и позволит качественно выработать все необходимые навыки работы с выжигательным прибором, начиная с самых минимальных.

      ✍ Силуэтное выжигание

      Оно демонстрирует светлый рисунок, который окружает выжженная деревянная поверхность. Сам рисунок выделяют чётким светлым рельефом в тёмном обрамлении. Добиваться такого результата можно при помощи добавления фона либо удаления картинки.

      На фанерную или деревянную поверхность рисунок переводится при помощи копировальной бумаги, а все мелкие детали и линии уже нуждаются в более тщательной прорисовке.

      Самые простые рисунки выжигаются равномерным образом, но есть и такие работы, в которых в силу вступают законы светотени. Достигать необыкновенных и интересных переходов тонов получается при помощи нанесения светлых штрихов – снижения температуру накаливания наконечника, либо уменьшая время прижигания / снижая надавливание жала на доску.

      Силуэтное выжигание

      Для силуэтного выжигания лучше всего использовать особенный наконечник. Кончик жала должен быть расклёпан и зашлифован. Иглу проводят строго вдоль волокон древесины. При правильном выполнении данной творческой техники получается гладкая и однородная тёмная поверхность, без вкрапления светлых и затемнённых пятен. Если проводить иглой побыстрее, то есть возможность получить разнообразные коричневые оттенки: от светло-коричневого до радикального тёмного цвета кофейного типа.

      Картины в творческой технике силуэтного выжигания зачастую создаются без предварительно нанесённых контуров. Они идеальным образом подойдут для украшения и оформления столов, стульев, разделочных досок.

      Разумеется, для начинающих юных мастеров – школьников данная техника будет несколько сложноватой. Но обязательно покорится, после не такой уже долгой подготовки и оттачивания навыков владения прибором в силуэтном выжигании.

      ✍ Художественное выжигание

      Данную технику по праву считают наиболее сложной и серьёзной в пирографии – это уже настоящее искусство. Она базируется и на силуэтной, и на контурной техниках, совмещая в себе их специфику и взаимно дополняя два этих основных стиля. Но начинать творческую работу в художественной технике всё-таки стоит с несложных геометрических фигур. А потом постепенно оттачивать работу с игрой теней и света.

      Художественное выжигание

      Очень значительную роль играет умение верно передавать перспективу, учитывая фон формируемой картины. Для достойного воплощения такой продвинутой творческой техники нужно уметь прилично рисовать хотя бы карандашами. В этом случае можно смело браться и за выжигание в художественном стиле. Разумеется, ошибки будут обязательно. Но на них, как известно, учатся, а это значит – не стоит бояться ставить перед юным мастером-пирографом сложные и неоднозначные задачи.

      Финальная обработка

      После того, как картина уже готова, её не помешает обработать мелкой наждачной бумагой. Особенное внимание в глубоком рисунке следует уделить обработке впадин. Это необходимо для того, чтобы удалить лишние микро-угольки, которые образуются при выжигании. Обрабатывать готовую картину следует тщательным образом, но аккуратно и осторожно – для того, чтобы не допустить повреждения своего художественного шедевра. И, конечно же, не сделать отколов древесины.

      Уже обработанную, идеально гладкую поверхность картины можно (а в некоторых случаях и нужно) дополнительно обработать лаком для дерева. Чтобы полностью предотвратить будущее влияние на картину негативных факторов.

      Краткий пошаговый (поэтапный) мастер-класс по выжиганию

      Начинается творческий процесс выжигания с подготовки деревянной основы. Юному мастеру нужно зачистить её мелкой шкуркой, после чего для особенно старательных совсем не лишним будет натереть её водно-меловым раствором. Доска должна хорошенько высохнуть, и на совершенно сухой деревянной поверхности можно спокойно работать.

      • Нанести на гладкую и сухую поверхность фанеры или доски желаемый эскиз, воспользовавшис копировальной бумагой или трафаретом.
      • Включить прибор для выжигания, аккуратно соблюдая все предписанные данному аппарату правила техники безопасности. Дождаться, пока перо выжигателя как следует накалится, покраснев.
      • Расположить дощечку или фанерку на ровной рабочей поверхности стола таким образом, чтобы работать выжигателем ребёнку было удобно. С одинаковым нажимом вести пером по контуру и остальным элементам рисунка – так, чтобы на обработанных таким образом линиях появлялась равномерная и выразительная полоса тёмно-коричневого цвета.
      • Начинать процесс выжигания лучше всего с внешних линий, а после их проработки переключиться уже на основную часть своей картины. Фрагменты второстепенные выжигаются потом, в последнюю очередь. Когда картины сложные, то надо мысленно разбивать её на фрагменты, выжигать каждый выбранный фрагмент поэтапно. И ни в коем случае не перескакивать с одной части своей работы на другую её часть.
      • Выжигание картины заканчивается тем, что прорисованными становятся абсолютно все линии и детали выбранного эскиза. Когда обработанный выжигательным прибором эскиз уже превратится в законченный рисунок – можно выключать прибор для выжигания.

      Нужно не забывать о замене насадок, если этого требует рисунок. Даже новичкам, которые находятся ещё в самом начале пути, не стоит бояться частой замены насадок. Наоборот, подобный опыт быстрее учит выжиганию, а также правильному анализу результатов. Он же полно и достоверно знакомит ребёнка со всеми возможностями прибора для выжигания.

      Краткий пошаговый (поэтапный) мастер-класс по выжиганию

      В тех случаях, когда есть желание получить комбинированную работу, можно дополнительно разрисовать её красками или просто хорошенько обработать поверхность бесцветным лаком.

      Важные моменты для новичка

      • На первых же уроках выжигания надо пробовать делать штрихи и линии различной толщины, регулируя интенсивность прожига.
      • Для того, чтобы линия получилась тонкой и аккуратной, нужно вести ручку выжигателя быстро, равномерно, и без сильных нажимов.
      • Для красивых толстых линий и штрихов необходимо использовать медленное выжигание.
      • Насыщенность оттенков нужно корректировать увеличением температуры пера. А самый большой накал вообще использовать редко – ведь чреват преждевременным перегоранием жала.
      • Главное – для первых работ рекомендуется выбирать только простые изображения, чтобы результат был достойным, а охота творить и прогрессировать дальше не пропадала.

      Часто пишут, что выжигание по дереву – является чем-то средним между рисованием и гравировкой. Это так. Однако гравировки в этом творчестве всё-таки побольше. Поэтому новички, которые имеют дело с современными китайскими безопасными приборами для выжигания, вскоре понимают, что эти пирографы зачастую не в силах реализовать все задумки мастера. Поэтому работы, выполненные 20-40 лет назад, смотрятся намного более убедительно: приборы тех времён хоть и «опасные» (условно), но зато не такие «беззубые». Поэтому лучше приобрести всё-таки выжигатель, так сказать, «советского образца» и отечественного производства.

      Способы оформления готовых работ

      Чаще всего, естественная текстура дерева является лучшим украшением. Можно лишь при желании лакировать её поверхность, и готово.

      Но имеются и другие варианты: узорная рамка (часть самой картины); контур спила дерева (если выжигание произведено было на спиле дерева); рамка или багет; самодельные рамочки из ПВХ-плинтусов и тому подобное.

      Не спешите, действуйте пошагово, соблюдайте золотой принцип «от простого к сложному», не бойтесь допускать ошибки и не будьте слишком критичны к юному мастеру. Выжигание по дереву – действительно интересное направление творчества, которое не зря получило такое широкое распространение и завоевало заслуженную популярность.

      Выжигание по дереву — искусство, возникшее ещё во времена Древнего Вавилона. Причём эта практика встречалась повсеместно, разве что отличались способы, инструменты и оформление.


      Первоначально рисовали «огнём» в Перу, откуда увлечение постепенно распространялось по всему миру. Россия не была исключением — у нас техника появилась ближе к концу XX века. Как правило, её применяли во время оформления матрёшек.


      Первые инструменты работали на бензине. Благодаря чему и накаливался платиновый наконечник. Как только подача горючего прекращалась, процесс останавливался, поэтому посредством нажатия на ножную педаль мастер контролировал постоянный доступ к бензину.


      Со временем незамысловатый рисунок сменился декоративной росписью. Вопреки этому, преданные своему ремеслу мастера ещё долго придерживались прежних устоев и традиций, украшая шкатулки, сундуки, кувшины и пр. деревянные изделия.


      От старины до современности

      СССР — эпоха кружков рукоделия, когда девочек повсеместно учили вышивать, шить и вязать, а мальчики посещали уроки выжигания по дереву для начинающих.


      Многие до сих пор хранят на кухне предметы изделия, украшенные выжжённой росписью. Например, разделочная доска или даже табуретка.


      Выжигание стало существенно доступнее и безопаснее с появлением прибора нового образца, заметно расширилась сфера использования аппарата.


      Теперь им удавалось украсить не только дерево, но, в том числе кожу, текстиль, кость и бумагу. Причина крылась в содержимом прибора.


      Самый простой выжигатель включал в себя:

      • понижающий трансформатор;
      • рукоятку;
      • насадок всех разновидностей, начиная перьями и заканчивая нитями;


      Первые этапы подготовки. Как начать выжигать?

      Увы, сразу же рвануть в бой не выйдет и без первоначальной подготовки никуда не деться. Чтобы увлечение не покрылось слоем разочарования, внимательно ознакомьтесь со всеми нижеизложенными подпунктами.


      Настоятельно рекомендуется не пренебрегать элементарными правилами безопасности, это убережёт вас и ваших близких!


      Выбор основы

      Как уже говорилось выше, современные технологии позволили усовершенствовать аппарат, и сфера использования заметно расширилась. И всё же чаще всего специалисты рекомендуют браться за древесину, так как она более податлива и лучше подходит начинающим выжигателям.


      При выборе деревянного материала лучше всего отдавать предпочтение мягкой лиственнице, нежели еловым породам. Например, хорошо подойдут ясень, клён, липа или берёза.


      Учитывайте уровень возгораемости — не всем деревьям подойдёт температура в 120°, в то время как другие стойко держатся при 250°.


      И чем мягче выбранная порода, тем комфортнее и качественнее будет выжигать рисунок.


      Обработка древесины

      Допустим, в нашем случае разделочная доска или коробка от набора шуруповёртов. Прежде, чем браться за инструмент и приступать к делу, обработайте рабочую поверхность.


      Поверхность должна быть сухой и ровной, без видимых изъянов и шероховатостей, в противном случае качество работы ухудшится. При необходимости просушите феном влажные места и пройдитесь наждачной бумагой там, где это требуется.


      Затем аккуратно, едва заметно перенесите изображение, намечая эскиз при помощи карандаша или лезвия ножа с тонким концом. При желании можно воспользоваться уже готовым шаблонами, чтобы нанести ровные, эстетически красивые линии.


      Во время работы над сложными рисунками или фото людей используется копировальная бумага. Увы, та слишком пачкается, и специалисты дополнительно переводят контуры на прозрачные папиросные листы.


      После чего картинка плотно приклеивается при помощи клея из отварного крахмала или пшеничной муки. Выжигают прямо поверх бумаги, после чего эскиз легко отделяется от основной поверхности.


      Дополнительные рекомендации

      Начинающим художникам рекомендуется браться за лёгкие изображения, не требующие серьёзных навыков и умений. Наработайте опыт, обязательно посещайте мастер-классы профессионалов и тренируйтесь, чем больше, тем лучше.







      Не бойтесь брать консультации у мастеров, посещайте их уроки и нарабатывайте руку. Со временем чёткость линий улучшится. Ещё лучше, если закажете инструменты в специальном магазине — от качественного выжигателя зависит успех будущей работы.


      В качестве подставки используйте негорючие материалы. Например, керамику или толстое стекло. Убедитесь, что на вашем рабочем месте чисто, и ничто не мешает творчеству.


      Не приступайте к работе до тех пор, пока элемент электроприбора не раскалится до необходимой температуры. Если же явно наблюдается неравномерное прогревание, это говорит о появлении неполадок инструмента или необходимости замены насадки.


      Внимание! Не забывайте периодически выключать инструмент во избежание перегрева деталей.


      Приступая к работе, будьте предельно внимательны и аккуратны. Нанесённые линии стереть или удалиться невозможно, старайтесь избегать помарок и неточностей.


      Для ещё большего удобства зафиксируйте ведущую руку на устойчивой подставке во избежание неровных линий и случайных ошибок эскиза.


      Объём художественной работы придаётся при помощи линий различной толщины и оттенков в зависимости от интенсивности прожига.


      Чтобы добиться тонкого, выжженного контура, перемещайте выжигателем по «полотну» быстро, не останавливайтесь в конкретном месте дольше нескольких секунд.


      Соответственно, регулируйте температура прогрева, чтобы контролировать оттенки получаемого результата. Движения должны быть лёгкими, никаких тяжёлых натисков и толчков, не останавливайтесь в одном месте подолгу.


      Старайтесь производить прорисовку сверху вниз, но не наоборот. При желании во время оформления декоративной поделки можно воспользоваться фигурными насадками.


      Запомните, хорошие, качественные проекты — совокупности нескольких навыков, среди которых как опыт, знания и умения, так и внимательность к своему здоровью.


      Не пренебрегайте удобством: если во время работы чувствуете, как затекает шея, спина или руки, значит, срочно требуется подкорректировать положение. Не располагайте доску слишком далеко от себя, руки должны легко двигаться по «полотну».


      И напоследок, старайтесь начинать работу «снаружи». Считается, что изначально взгляд цепляется за центральные контуры, где ошибки будут гораздо заметнее, нежели будь они расположены ближе к краям.


      После завершающего штриха рекомендуется раскрасить работу или покрыть тонким слоем лака, чтобы рисунок сохранился в своём первозданном варианте.






      Альтернативы, если под рукой нет разделочной доски

      Что касается фанеры, механизм остаётся неизменным. Материал также требует обработки (влажность и шероховатости должны отсутствовать), только после этого наносим эскиз будущей картинки и потихоньку, аккуратно проводим накалившимся наконечником по линиям.


      Легко, как будто ведя кистью по поверхности воды, едва касаясь её. Фанеру также рекомендуется выбирать из мягких, лиственных материалов. Например, берёзы или бука. По сравнению с деревянными досками, фанера заметно легче, а цена ниже.


      Глаза боятся, а руки делают. Известное выражение, целиком и полностью сказанное про пирографию. Если вы считаете, что выжигания по дереву — тяжело, нудно и требует хороших художественных навыков, то глубоко заблуждаетесь.


      Все нынешние мастера когда-то только начинали постигать азы пирографии, со временем добившись небывалых высот. И все они в один голос твердят только одно — ничего не бойтесь!

      Если вы решили заняться пирографией, встаёт вопрос: на каком дереве выжигать лучше всего, можно ли выжигать на чём-то ещё, чем сосна отличается об берёзы, кроме иголок? Я предлагаю небольшой обзор самых разных материалов, подкрепив его примерами и собственым опытом.

      Первое, о чём обычно пишут в редких источниках по пирографии, это различные породы деревьев. Их вы перечислить сможете и сами: дуб, липа, береза, вяз, клён, сосна… У каждой есть свой характерный оттенок, рисунок на спиле, другие особые свойства. Классическое дерево, часто используемое для выжигания, это липа. Первые пробы моего огненного пера были как раз на липовых дощечках. Древесина довольно светлая, рисунок видно хорошо. Мягкая, поэтому не требует высоких температур. Идеально подходит для любого уровня владения пирографом, а также удобна для изготовления самых разных заготовок.

      Игры с огнём. Материалы для пирографии, фото № 1

      Не отличается от неё по свойствам и берёза. Фанера, с которой часто имеют дело пирографисты, покрыта березовым шпоном. И впечатления от берёзы всегда только хорошие и приятные. А сама по себе фанера является практически универсальным материалом, из которого можно делать и шкатулки, и броши, и магниты, делать фигурную резку, собирать всевозможные конструкции.

      Игры с огнём. Материалы для пирографии, фото № 2

      Дуб. О нём всегда пишут как о твёрдом дереве, работать с которым сложно. Однако оказалось, что это совсем не так. Рисунок на нём остаётся чёткий, дерево не рыхлое, поэтому позволяет работать с мелкими деталями. Запах дыма бесконечно приятный, лесной, а не горелый. Единственное, что иногда доставляет проблемы, это цвет. Он значительно темнее, чем у той же берёзы, и на спилах довольно хороша видна текстура, которая может иногда мешать рисунку. А после покрытия дуба маслом, например, дерево становится ещё на пару оттенков темнее, и некоторые нюансы изображения теряются. А главное, вы никогда не угадаете, насколько потемнеет дуб, поэтому стоит проводить пробные испытания на незаметном участке изделия.

      Игры с огнём. Материалы для пирографии, фото № 3

      Очень памятным для меня так же является опыт выжигания на клееной дубовой полочке. Из-за неоднородности структуры такой древесины линии получались не такими чёткими, как хотелось бы. Причём разница между отдельными участками такая, что либо нужно сразу отдёргивать руку, либо держать пирограф в контакте с деревом несколько секунд, пока оно прожжётся достаточно хорошо. Это неудобно, но совсем не значит, что трудностей нужно бояться. У любого дерева есть своя неповторимая структура.

      Не так давно я познакомилась с сосной, выжигая на самых обычных фоторамках. Вообще огромное количество деревянных изделий в продаже — из сосны. Это не самая качественная древесина для хороших изделий, но тоже имеет право на существование. Из плюсов: приятный светлый желтоватый оттенок и лёгкий хвойный аромат при выжигании. Но та же неоднородная структура, когда дерево то слишком мягкое, то слишком твёрдое, значительно усложняет работу. Кроме того, все хвойные породы деревьев рекомендуется сначала обессмолить, иначе будет образовываться нагар. А если вещь ещё и активно используется в быту или находится на улице, её нужно обрабатывать отдельно, иначе со временем из древесины начинает выходить смола. И при нагревании капельки смолы действительно появлялись на поверхности рамок, что ещё раз напоминало, с каким живым материалом я на самом деле работаю.

      Игры с огнём. Материалы для пирографии, фото № 4

      Из не столь тривиальных материалов нередко используют бамбук. Дерево мягкое, очень легко жжётся, но непередаваемый запах и дым стоят коромыслом. Однако это один из популярных материалов для изготовления различным разделочных досок, которые становятся декоративными.

      Игры с огнём. Материалы для пирографии, фото № 5

      Также довольно часто можно найти в продаже необработанные изделия из можжевельника. Часто это ложки, лопатки, шкатулки и просто декоративные вещицы. Такая древесина для выжигания тоже подходит отлично. Светлая, в меру мягкая, сильно не дымит и приятно пахнет.

      Многие выжигают на найденных в море деревяшках. Для нсепециалиста в таком случае установить происхождение и тип материала сложно, но результат получается обычно хороший. Обработка морской водой и песком делают поверхность дерева гладкой, а необычный природный аромат остаётся с ним навсегда.

      На берегу моря можно найти ещё и ракушки. Также выжигают на кости, рогах оленя и других подобных материалах. Но вот результат и сам процесс отличаются от выжигания по дереву. Для таких материалов требуется гораздо более высокая температура и предельная аккуратность. Прожигаются такие материалы с трудом, а многие ещё и горят с весьма неприятным запахом.

      Игры с огнём. Материалы для пирографии, фото № 6

      Тот же неприятный запах может появиться и при выжигании на коже. Кроме того, кожа должна быть определённым образом обработана и окрашена. Зато какие из неё получаются сумки, портмоне, ремни. да всё, что угодно!

      Игры с огнём. Материалы для пирографии, фото № 7

      Игры с огнём. Материалы для пирографии, фото № 8

      Также под действием высокой температуры такой материал деформируется и начинается изгибаться. Проблема решается усилением сзади ещё одним слоем любой плотной бумаги или другого материала. Кроме того, картон оказался слишком шероховатым для некоторых техник, которые дают отличные результаты на дереве. Особенно дизайнерский текстурированный картон, с которым пришлось помучиться. В остальном же чаще гораздо удобнее сделать портрет или иллюстрацию на бумаге и поместить в рамку, чем создавать громоздкую конструкцию из дерева.

      Умельцы выжигают на тыкве-горлянке, создавая посуду, светильники и просто предметы домашнего декора. Ощущения примерно такие же, как при использовании дерева, но тыкву необходимо предварительно подготовить: правильно высушить.

      Игры с огнём. Материалы для пирографии, фото № 9

      Читайте также: