Как сделать чтобы щебень не пылил

Обновлено: 28.04.2024

Подскажите по бетонной дороге, как ее можно обеспылить?

Всем привет, ситуация такая - залили бетонную дорогу 350 метров, ширина 6 метров, красота но появилась проблемка - пыль. Понятное дело, что сейчас пока верхний слой шинами протрем до камушков и тд пылить будет много, но и далее думаю проблема полностью не исчезнет. Вариант заасфальтировать рассматриваем, но дорого, опять всем соседям нужо собрать деньги, собраться духом и морально быть готовым)). Это все возможно позже. Может есть у кого практический опыт, там составы всякие или что то подобное, краска не вариант. Грунтовка может глубокого проникновения какая нибудь. В общем посоветуйте ченить

Часто мимо одного хутора езжу по грунтовке. Заметил что участок дороги там всегда влажный и пыли нет. Наверное поливает водой время от времени, хотя это кажется маловероятным..

По теме - заасфальтируйте. Основание есть, само покрытие будет совсем недорогим.

Формально жидкое стекло (не разводить!) должно спасти ситуацию, но я не представляю, как удасться дать просохнуть дороге хотя бы часа 3, если там хоть какой-то траффик.

есть пропиточные 2-х компонентные мастики для обеспыливания
но думаю что дороже асфальта получится
приятель брал смывки с ЛКМ производства и разливал по полу в гараже
раз на 7-й обеспылил)

Гаражные методы для дороги наверное не подойдуть)) Рассуждая обратным макаром, мы видим что в гараже асфальт стелят редко, ибо избыточно. А вот для дороги самое оно.

Жидкое стекло в бетон надо было добавлять при заливке, сейчас поздняк метаться. Бетон оно глубоко не пропитает, а небольшая пленка будет давать сколы и резать колёса.

Месили таджики обычными бетономешалками, конечно бетон не заводской марки получился. В аэропорту бетон такой же, из которого ГЭС заливают ))

Формально жидкое стекло (не разводить!) должно спасти ситуацию, но я не представляю, как удасться дать просохнуть дороге хотя бы часа 3, если там хоть какой-то траффик.

Трафик можно остановить по щелчку. Вопрос чем пропитать, жидкое стекло да, почитал, но нужно было лить при изготовлении бетона

Часто мимо одного хутора езжу по грунтовке. Заметил что участок дороги там всегда влажный и пыли нет. Наверное поливает водой время от времени, хотя это кажется маловероятным..

По теме - заасфальтируйте. Основание есть, само покрытие будет совсем недорогим.

Когда влажно конечно пыли нет. Заасфальтировать рассматриваем, но еще от бетонирования оклематься не можем - дорого вышло, может через пару лет и придем к этому. Сейчас нужен вариант на пока

Гаражные методы для дороги наверное не подойдуть)) Рассуждая обратным макаром, мы видим что в гараже асфальт стелят редко, ибо избыточно. А вот для дороги самое оно.

Жидкое стекло в бетон надо было добавлять при заливке, сейчас поздняк метаться. Бетон оно глубоко не пропитает, а небольшая пленка будет давать сколы и резать колёса.

Трафик можно остановить по щелчку. Вопрос чем пропитать, жидкое стекло да, почитал, но нужно было лить при изготовлении бетона

При изготовлении угробили бы бетон. Жидкое стекло наносится на свежий бетон после или одновременно с железнением.
Иначе вместо бетона получите . песок в лучшем случае. Либо затвердеет прямо в миксере. Было и такое.

Бухнули на дорогу бетон марки 150 - мне так кажется. А то и все 50. Где-то кто-то сильно набодяжил. Либо при транспортировке долго везли и безбожно залили водой.

При изготовлении угробили бы бетон. Жидкое стекло наносится на свежий бетон после или одновременно с железнением.
Иначе вместо бетона получите . песок в лучшем случае. Либо затвердеет прямо в миксере. Было и такое.

Бухнули на дорогу бетон марки 150 - мне так кажется. А то и все 50. Где-то кто-то сильно набодяжил. Либо при транспортировке долго везли и безбожно залили водой.

Гидрофобный бетон основан на силикатах (жидкое стекло). Обычно льют безостановочно 24/7, организуя трафик, или бетоноузел по соседству, или добавляя стекло незадолго перед заливом. Очень важно пропорции - крутым раствором даже прорывы магистралей под давлением пломбируют. А еще заплаты а судах и проч хрень.

Как-то на старой работе водила знакомый на миксере приехал, не помню зачем, грит днюха у него сегодня. А мы с напарником только спирт развели, грех повод упускать) Серёга маз заглушил и с нами присел. Сидели недолго, с пол-часика. Когда машину завели миксер пошел с трудом, а маз при каждом провороте груши начал подпрыгивать. Серёга уже потом рассказывал что окончание дня рождения провёл с отбойником в груше)


в прошлое лето меняли теплотрассу на металлопласт, отдачи тепла в разы меньше, ну и после снежной зимы уже две недели стоит грзища. как с этим бороться? ведь вся грязь на колесах переносится в гараж, выручайте советами



Метки: грязь, щебень, асфальт

Комментарии 94


чем крупнее фракция щебня тем меньше просядет. сначала крупную фракцию а потом сверху мелкой. а еще лучше сверху мелкой бетоном залить с арматурой, но это фанатизм уже


Есть опыт засыпания большой лужи и естественно грязи вокруг нее. чем только не засыпали и лужа и грязь появлялись. Помог бетонный мусор(крошка, пыль) с завода ЖБИ, пару камазов и все…он со временем укатывается и превращается в почти ровную площадку



Шлаком не сыпь-это тоже грязь))Щебенки мелкой пару камазов и будет тебе счастье и комфорт и даж красота)



Судя по первой фотке есть проблемы более важные чем плохая дорога. На доме №14 над окном вся стена сырая. Надо с этим что-то делать.


скажу более) неудачно сделанный франтон, это пол беды, вот трескающаяся уже 3 раз стена дома это проблема, толи от такой тяжести кирпича, толи от плохого фундамента и грунта…карьер еще взрывают рядом, у каждого второго, то дом то гараж с трещиной


Видимо с фундаментом накосячено. Жаль очень.


Сделай отвод воды


дожди идут, солнца нет, разравнял, не вызжаю пока


выравнивать не надо уклон нужен


уклона два, один к соседу с плохим забором, другой в сторону машины



у нас дорога к дому раз в 10 хуже! в дождь стараемся не ездить или машину бросаем у знакомых! а если едим-то как лотерея-доедим до асфальта или нет!
сельсовету дела нету-дорога на балансе у села не числится(((
а тут прям почти автострада!мы только мечтаем о такой)


проехать можно! но если случайно машину снесет в сторону, крутить рулем бесполезно, покрайней мере на моей, и я после каждой поездкой за собой заравниваю колею, чтобы вода не скапливалась


Фракция щебня 40-60 тебе в помощь. Пару машин по 5тн.


Кстати, как вариант можно уложить песок, сеточку на щебень и залить бетоном, но судя по протяженности не мало кубов уйдет


не вариант)))
песок у нас глинясстый в основном


тем лучше, можно использовать его как подушку. мне нравится как американцы площадки перед гаражами делают. на ютубе роликов на эту тему много. у них же перед домом либо гравий либо бетон с деформационными швами



видишь, дом продаем как бы)) не в моих интересах много вкладывать сюда


а, тут тогда другое дело. ну если способ надется дешево все устроить, было бы не плохо узнать))) меня аналогичная проблема сейчас мучает, только ситуация с грязью сильнее))



сам оказался в похожей ситуации, нужно буквально 6 метров от ворот до асфальта проехать, но грунт не дает. вкапываюсь намертво) машину уже почти на дороге в дали от дома приходится оставлять. месяц как без гаража живу, тут еще дожди начались.
по поводу советов с щебнем. если у вас там чистый грунт, то для грунта есть строительная норма поглощения щебня, точно не помню, но в районе 10см в год. или что-то типа около этого.
мой сосед сделал крупный щебень, далее мелкий, а сверху обсыпал асфальтной крошкой которую срезают в период летнего ремонта трасс. спустя всего одно лето укаталось и выглядит почти как нормальный асфальт. но это все летом. да и прямо в грязь (опять же если чистый грунт) сыпать не стоит, помимо утопания материала есть риск получить плывун или как там его называют, когда под верхней подушкой появляется жидкий слой в который есть риск провалиться.


сушить буду однозначно, просто место траншеи сейчас нужно чемнить засыпать типа щебня,



У вас поверхностная грязь. После отсыпки шлаком, щебнем, битым кирпичем и тд, поверхность получит твердое, но дренированное покрытие. Во-вторых, щебень увеличит контактную площадь для испарения влаги. Конечно, какая-то часть укатается в грунт, но дорога перестанет быть кашей. Просто найдите самый недорогой вариант отсыпки. Например, на заводах ЖБИ продают бетонный облой, выглядит как мелкие кусочки бетона. Или металлургический шлак.


Гравий гумно. Щебень ништяк.


Камаз гравия уже предлагали, не?
У нас в частном секторе перед выборами грейдером дорогу подровняли и отсыпали гравием, правда гравий не по госту булыжники да валуны(ясно дело который по госту денег стоит а это никому не нуен за копейки взяли, разницу в карман), отсыпали от души. Проехать не возможно было. Год укатывали и отсыпали грунтом самостоятельно. Но зато теперь грязи больше нет


на халяву как говориться и такой сгодится)) щас весь снег дотает, поеду искать забытую кемнить щебенку


Да нафиг такой уксус, это не ремонт дороги, а медвежья услуга. Месяц не выехать было


У меня такой же проезд и грязь. Если не заморачиваться основательно, то обычная отсыпка щебнем (гравием, ПГС и т.д.) особо не поможет, только как временное решение ибо просядет через год, два.

Достала уже пыль с грунтовой дороги, проходящей рядом с дачей. История такая - когда родители получали участок ни какой дороги не было, родители построили домик, казалось все хорошо. Потом садоводство сделало эту дорогу (прямо по границам крайних участков, но за пределами садоводства), личные автомобили тогда были редкость и наличие дороги рядом не сильно напрягало. Потом возросло количество личных авто. Потом дорогу немного отсыпали гравием и из других садовых обществ все стали по этой дороге ездить, поднимая клубы пыли. Потом видимо какая-то организация еще лучше отсыпала дорогу и некоторые по ней стали просто гонять поднимая за собой облако пыли высотой 3-4 метра накрывающее все крайние участки. Председатель повесили знак ограничения скорости "20" но его никто не соблюдает. Возникли вопросы:

1. Могу ли я недалеко от участка родителей установить 1-2 "лежачих полицейских"? Куда обратится, чтобы все было законно, что для этого нужно? В принципе готов оплатить стоимость предупреждающих знаков (где их получить можно?), сам их установлю, сам сделаю "лежачих полицейских"

2.Могу ли я перенести часть дороги (длинной метров 20-50 ) напротив участка родителей в сторону на 3-4 метра? Опять-же куда обратиться по переносу дороги, чтобы все было законно? где можно узнать кто отвечает за эту дорогу? (ежегодно по дороге проходит грейдер и ровняет ее). Не знаю сколько будет стоить отсыпать 20-50 метров дороги, но думаю дешевле чем купить новую дачу в другом месте, чего родителям пенсионерам в принципе не потянуть. Можно конечно просто отсыпать дорогу чуть в стороне от участка родителей ни с кем не согласовывая, а старую дорогу перегородить забором расширив участок (само расширение участка не нужно, просто если этого не сделать то все будут продолжать ездить по старой дороге), но наверняка найдется недовольный «шумахер» который раньше гонял по прямой дороге поднимая клубы пыли, который пойдет жаловаться что дорогу испортили и он не может быстро ездить, поэтому хочется сделать все законно.

Самое простое и реальное - траншея, а то и две! Копать ночью!
Был на выходных на озере. там синие стритрейсиры гоняли полвечера за водярой мимо нас и поднимали пыль. На дорогу "случайно" упала не большая ветка. :-) Могучие Паджеро и Роверы, стали ездить медленнее, а потом вообще нашли альтернативную трассу.

а мы посадили в своё время сосны.. - а если оперативно - то только впуклые полицейские в шахматке - после согласования с председателем.

а мы посадили в своё время сосны.. - а если оперативно - то только впуклые полицейские в шахматке - после согласования с председателем.

Самое простое и реальное - траншея, а то и две! Копать ночью!
Был на выходных на озере. там синие стритрейсиры гоняли полвечера за водярой мимо нас и поднимали пыль. На дорогу "случайно" упала не большая ветка. :-) Могучие Паджеро и Роверы, стали ездить медленнее, а потом вообще нашли альтернативную трассу.

читаю и понимаю почему в россии всегда бужет ***а - 90 процентов за деструктивный подход, потом удивляются почему дороги кал - так правительство о вас заботится - чтобы быстро не ездили, не поубивались )

fanbike
насчёт деструктивного подхода - так вроде как знаки поставили - скажем так "предупредили" - но желания думать не только о себе никак не может пересилить. - поэтому и предлагаются такие методы решения - как наиболее действенные и дешёвые

читаю и понимаю почему в россии всегда бужет ***а - 90 процентов за деструктивный подход, потом удивляются почему дороги кал - так правительство о вас заботится - чтобы быстро не ездили, не поубивались )

Вводитель
и во сколько обойдётся житьё за забором трёх метровым из за того, что опоздуны на гравийке плевать хотели на всех зазаборников?

Вводитель
и во сколько обойдётся житьё за забором трёх метровым из за того, что опоздуны на гравийке плевать хотели на всех зазаборников?

Смотря из чего делать. Доска, горбыль, профлист - на вкус и цвет. Не предлагаю варианты вредительства, тараканы у людей в головах все разные, могут и постройки на участке спалить за испорченный авто.
Из мер профилактики от гонщиков хорошо помогают выступающие бетонные профили по разные стороны от дороги, к примеру куски бетонных столбов или бордюрных камней, вкопанных с таким расчетом, чтобы прямой участок дороги нужно было пройти с поворотами. Препятствия обязательно пометить полосатой окраской.
Либо изменение профиля самой дороги на нерегулярный волнистый, так, чтобы авто на небольшой скорости проходил нормально, но с разгоном начинал "козлить" прыжками.
Небольшие ямки в грунтовке или горки не вариант - как уже отметили это до первого грейдера, да и колесами их раскатают довольно быстро.

Атлична! Можно еще телепортатор на вьезде поставить, что бы перемещал тела прям за пределы пыльной галактики!

Смотря из чего делать. Доска, горбыль, профлист - на вкус и цвет. Не предлагаю варианты вредительства, тараканы у людей в головах все разные, могут и постройки на участке спалить за испорченный авто.
Из мер профилактики от гонщиков хорошо помогают выступающие бетонные профили по разные стороны от дороги, к примеру куски бетонных столбов или бордюрных камней, вкопанных с таким расчетом, чтобы прямой участок дороги нужно было пройти с поворотами. Препятствия обязательно пометить полосатой окраской.
Либо изменение профиля самой дороги на нерегулярный волнистый, так, чтобы авто на небольшой скорости проходил нормально, но с разгоном начинал "козлить" прыжками.
Небольшие ямки в грунтовке или горки не вариант - как уже отметили это до первого грейдера, да и колесами их раскатают довольно быстро.

Канавки - самое дешевое и действенное. Грейдер пригнать в садоводство - это немалые деньги и поэтому быстро канавы не исчезнут.

Ну я это и хотел сделать, только отсыпав дорогу за новой границей забора, в результате получилась бы не прямая дорога, а с резким поворотом, что не позволяло бы разгоняться. Но боюсь что выяснится что дорога за кем то закреплена и появится некто, кто скажет передвиньте забор назад, тем более что на новом месте прохождения дороги может оказаться жидкая почва и машины будут там проваливаться и застревать (есть такие подозрения). Поэтому и спрашивал в первом посте, где узнать кто отвечает за эту дорогу или она типа "неофициальная".
Что касается предложений выкопать ямки, уронить "ветки" и т.п., то слышал, что в адрес тех владельцев крайних участков, кто таким образом хотел решить проблему звучали угрозы от спешащих опоздунов влетевших в эти ямки, что если не закапаете, то сожжем дачу и т.п., и теперь ямок нет. Так что ямки и прочие препятствия не вариант. И не надо думать, что "Грейдер пригнать в садоводство - это немалые деньги и поэтому быстро канавы не исчезнут". У нас или кто-то, кто имеет "халявный" грейдер прикупил там дачу, или даже не знаю что думать, кто и почему эту дорогу стал поддерживать в хорошем состоянии (каждый год стал проходить грейдер, нынче в одном месте размыло дорогу, так пригнали грейдер и пару машин гравия)
Ставить 3-х метровый забор тоже не вариант, направление ветра таково, что мне придется ставить 3-х метровый забор еще на паре участков западнее меня и то может не помочь от пыли.
По этой же причине не получится "поставить разбрызгиватель воды, чтобы пыль прибивало" минимум нужно будет охватить 80 метров дороги (напротив участка и западнее его), даже если ставить через 10 метров, то нужно 8 разбрызгивателей + где-то 120-150 метров шланга + насос и чтобы работало каждый день (люди ездят и среди недели, пыль поднимают) и чтобы эти разбрызгиватели еще не сперли в мое отсутствие, и электричество еще с перебоями, ну наверно с разбрызгивателями не вариант.
Разговаривать с председателем по поводу полицейских думаю тоже не вариант (ему самому через них придется ездить)
Я думал здесь есть знающие люди, которые скажут, что нужно идти в ГИБДД по адресу такому-то, написать заявление в такой то кабинет, там-то получить знаки "лежачий полицейский", или что-то в этом роде.
Или скажут - пригнать грейдер за 30 километров от города обойдется во столько-то, купить и пригнать туда десять машин гравия (не щебня, а камней с карьера) обойдется во столько-то, может у меня тогда сразу пропадет желание перенести дорогу и проще бросить эту дачу (продать думаю будет нереально) и купить участок в другом месте. Хотя тоже проблема найти другой аналогичный участок, чтобы недалеко от города, с круглогодичным подъездом, в хорошем месте, чтобы рядом и лес и речка (а не голое поле), может кто здесь продает такой участок?

В предыдущей статье мы писали, что самый простой способ пылеподавления – распыление воды. Но у этого метода есть серьезные недостатки. Более совершенный способ – это пылеподавление с помощью связывающих химических веществ (поверхностно-активных веществ, ПАВ), с помощью которых закрепляется поверхность грунтов и сыпучих материалов – источников пыли. Изготовители этих составов уверяют, что применение их продуктов намного эффективнее и в конечном итоге обходится дешевле распыления воды.

Химические средства пылеподавления связывают частицы любых материалов, предотвращают образование и попадание пыли в воздух, образуя на поверхности грунта или сыпучего материала твердую корку или пленку.


Технологические дороги

Если говорить о подавлении пыли на гравийных и грунтовых технологических дорогах в карьерах и на стройках, то наиболее эффективным способом борьбы является распыление жидкого пылеподавляющего реагента. Даже после однократного применения вещества количество пыли, поднимающейся над дорогой после прохождения транспортного средства, существенно уменьшается, исчезает необходимость целыми днями использовать поливальные машины. В первый год затраты на мероприятия по пылеподавлению с использованием химического состава обычно не превышают затрат по традиционному пылеподавлению водой. Во второй и последующие годы проводятся «поддерживающие» обработки, постепенно все реже и реже. Уже со второго года эти затраты значительно понижаются, и за несколько лет общая экономия может составить до 75% по сравнению с пылеподавлением водой. При повторном внесении вещество соединяется с ранее внесенным, таким образом постепенно накапливаясь, частицы пыли обволакиваются и становятся тяжелее, намного меньше остается мелких частиц, способных подняться в воздух в виде пыли. Эта тенденция будет продолжаться, и бюджет на пылеподавление станет по величине лишь малой долей от того, что затрачивалось на ежедневное орошение поливальными машинами. Некоторые химические составы показывают отличные результаты даже при очень напряженном грузовом движении по обработанной дороге.

Если выполняется стабилизация грунта, почва сначала разрыхляется, а затем обрабатывается стабилизирующим составом. Частицы грунта покрываются химическим веществом, чтобы уменьшить пластичность грунта и его способность поглощать воду. На следующем этапе грунт уплотняется катком, при этом количество воды, воздушных полостей и пустот в грунте уменьшается, частицы грунта сближаются друг с другом, таким образом, увеличиваются плотность и прочность, уменьшается его водопроницаемость, грунт начинает меньше впитывать и пропускать воду к нижележащим слоям. Затем грунт на дороге обрабатывается водонепроницаемым изолирующим составом, чтобы подавить раздувание ветром пыли и предотвратить эрозию дорожной поверхности.


Пылеподавляющие составы не испаряются и не вымываются дождями и талыми водами, устойчивы к действию ультрафиолетовых лучей и почвенных микробов, для их применения не требуется специального оборудования. Для обработки больших площадей можно использовать поливомоечные машины. Дождевальная установка может устанавливаться на грейдеры и грунтовые катки. Обработка выполняется со скоростью до 10 км/ч.


Универсальное средство

Связывающие химические вещества – универсальное средство. Ими можно подавлять пыль во время строительства, защищать почву от эрозии. Некоторые химические реагенты служат не только для пылеподавления, но и сокращают потери угля за счет выветривания при транспортировке по железной дороге, а также предотвращают риск самопроизвольного возгорания угля в хранилищах и взрыва угольной пыли. Штабелированные сыпучие материалы могут быть обработаны связывающими веществами. Вещества, образующие корку, особенно выгодны для обработки штабелей, которые долгое время не бывают в работе, – корка не требует обслуживания и штабеля не нужно поливать водой. Для того чтобы защитить цементно-полимерные и бетонные полы от образования пыли, используются различные пропиточные составы.

Применение пылеподавляющего химического состава не представляет сложности

Химические вещества

Винил-акриловая эмульсия. Один из самых эффективных и применяемых во всем мире способов пылеподавления – распыление полимеров на водной основе. Большинство полимерных продуктов, используемых для стабилизации и укрепления грунтов, являются сополимерами на основе винилацетата или акрила.

Рекомендуется сначала выровнять дорогу грейдером, так как большинство акриловых сополимеров лучше работает на только что выровненной поверхности грунта. После нанесения эмульсии вода испаряется, и продукт затвердевает. Обычно полимер распыляют не менее двух раз. Получающийся укрепленный слой отличается высокой морозостойкостью (остается эластичным и не растрескивается при температуре до –30 °С) и стойкостью к агрессивным средам, высокой эластичностью, надежно защищает грунт от ветровой и дождевой эрозии.

Сополимеры могут выпускаться в форме порошка. Такие вещества либо разбрасываются по обрабатываемой поверхности, либо перемешиваются с грунтом, либо растворяются предварительно в жидкости.

В зависимости от количества внесенного вещества регулируется время защитного действия – от недель до нескольких лет. Существуют химические средства (как утверждают их производители), которые после однократного применения (обработки поверхности штабеля, хвостохранилища) выполняют функцию пылеподавления в течение 8–10 лет.

Если применяют технологию, при которой грунт разрыхляют, перемешивают с эмульсией и уплотняют катком, также нанося на поверхность достаточно толстую пленку, грунту может быть придана нужная прочность, вплоть до величины, сравнимой с прочностью цемента, затвердевший слой будет держаться несколько лет, служа средством пылеподавления для дороги, только раз в год нужно будет дополнительно распылять средство по поверхности. Когда на обработанной таким образом дороге начинают образовываться рытвины, достаточно просто их засыпать смесью почвы с эмульсией, масса приклеится к окружающему грунту и станет частью ровной дороги.

Применяются также продукты из природных органических полимеров, которые наносятся на поверхность дороги. Такие полимеры нетоксичны и полностью биологически разложимы. Это значит, что по истечении срока действия полимера грунт возвращается в первозданное состояние.

Некоторые дождевальные установки могут обработать за смену площадь до 10 га

Усиливающие смачивание присадки. Чтобы усилить эффективность действия воды при пылеподавлении, в нее могут добавлять полимерные вяжущие и химические ПАВ, усиливающие смачивание, такие как мыло и моющие вещества, которые уменьшают поверхностное натяжение воды и обеспечивают увлажнение большего количества частиц грунта имеющейся в наличии влагой, а также органические увлажнители. В воду можно добавить ионный реагент, который увеличит способность капель соединяться с частицами пыли. Как заявляют производители подобных химических веществ, иногда достаточно 2 мг вещества на 1 м 3 воды, чтобы количество пыли в воздухе снизилось наполовину. Эффективность действия воды увеличивается до 50%, вода медленнее испаряется, поверхность (дороги или площадки) дольше остается влажной.

Хлористый магний. Считается, что хлористый магний (бишофит, MgCl2) – эффективное решение для пылеподавления. Грунтовые и гравийные технологические дороги после грейдирования могут обрабатываться хлористым магнием (и другими гигроскопическими солями, такими как хлористый кальций, гашеная известь (гидроксид кальция) и силикаты натрия (жидкое стекло), который поглощает влагу из воздуха и увлажняет поверхность дороги. В отличие от большинства материалов, предназначенных для борьбы с пылью, бишофит абсорбирует влагу из воздуха даже в жаркую погоду, что достаточно для поддержания оптимального уровня влаги в частицах дороги. За счет движения грузовиков обработанный бишофитом слой дополнительно уплотняется.

Бишофит связывает частицы пыли, образующиеся за счет износа дорожного покрытия, и не позволяет им подниматься в воздух. Специалисты утверждают, что в зависимости от интенсивности автомобильного движения и погодных условий разового применения бишофита хватает для обеспыливания дороги на срок от 3–6 недель до нескольких месяцев, иногда достаточно применять один раз в год, а для подавления пыли открытого хранилища любого пылеобразного материала – до 18 месяцев. Сроки службы дорог увеличиваются в 2–3 раза. Экономический анализ показывает, что применение хлорида магния для обработки поверхности дорог снижает ежегодные расходы на их содержание на 30–40%. Это вещество оказывает очень незначительное воздействие на окружающую среду.

Пылеподавляющая установка на стреле телескопического погрузчика

Недостатки. Есть мнение, что хлористый магний работает на грунтовых дорогах не очень эффективно – он налипает на колеса грузовиков, и приходится наносить его каждую неделю. Даже несмотря на то, что составы хлористого магния содержат антикоррозионные присадки, продукт может вызывать коррозию, если попадает на металлические поверхности. Рекомендуется тщательно мыть автомобили после каждой обработки дороги веществом.

Битумно-водная эмульсия. Для пылеподавления применяется битумно-водная эмульсия со многими присадками. Битумные смолы собирают отдельные частицы пыли в агломераты, а не образуют пленку, как акриловые сополимеры, поэтому смолы могут подавлять образование пыли намного дольше, чем пленка сополимера, которая быстро разрушится. Механизм работы битумной эмульсии заключается в том, что даже когда проезжающий транспорт поднимает пыль, утяжеленные частицы пыли быстрее опускаются на землю. Уже через 15 минут после применения вещество становится устойчивым к действию атмосферных осадков, и дорога готова к использованию. В результате применения этого состава использование воды и поливальных машин сокращается на 80%: состав достаточно наносить дважды в день при разведении в воде в соотношении 1:40. Состав также повышает прочность дороги, в результате меньше образуется рытвин, за счет чего на 2/3 сокращаются затраты на ее ремонт и потери от временного закрытия дороги. Однако некоторые специалисты утверждают, что битумные эмульсии слишком дороги, потому что требуют постоянного ухода при эксплуатации дороги.

Сульфонат лигнин аммония (лигносульфонаты). В зонах, наиболее чувствительных к воздействиям на окружающую среду, используют реагенты на основе лигнина (природный ароматический полимер, содержащийся в клетках растений). Он является вяжущим, альтернативой хлорсодержащим веществам для обработки немощеных дорог, придает дорожной поверхности темно-коричневый или черный цвет. Лигнин служит не так долго, как хлористый магний, но зато оказывает меньшее влияние на окружающую среду. У него имеется недостаток: если лигнин попадет на автомобиль (особенно легковой), его будет трудно стереть, как пятно от смолы. Обычно это удается сделать теплой водой с мылом.

Результаты измерения эффективности пылеподавляющих средств
Наименование пылеподавляющего средства Эффективность в уменьшении содержания частиц РМ10, %
Поливинилакриловый сополимер 90
Сосновая смола 30
Хлористый магний 20
Лигносульфанат кальция 20
Хлористый кальций (38%-ный раствор) 10
Битумная эмульсия № 2 10
Битумная эмульсия № 1 1


Испытания эффективности химических средств пылеподавления

Некоторые специалисты утверждают, что все химические средства пылеподавления не позволяют получить сколько-нибудь длительного эффекта, требуют дополнительных обработок, не безвредны для окружающей среды, порой требуют подогрева (т. е. дополнительных затрат) при распределении, легко вымываются атмосферными осадками, выветриваются и нестойки к механическим воздействиям.

Однако опыт – критерий истины. В США проводили исследования эффективности пылеподавляющего состава на основе битумной смолы. Составом обработали грунтовую дорогу, а затем в течение 4 месяцев по ней про­шли около 7000 автомобилей. После этого сравнили содержание частиц пыли размером 10 и 2,5 мк (РМ10 и РМ2.5) в воздухе над обработанной и необработанной дорогами. Над обработанной дорогой содержание в воздухе РМ10 было на 86–98%, а РМ2.5 – на 83– 97% меньше, чем над участком, не подвергавшимся обработке.

Безусловно, характеристики грунта и климатические условия в разных регионах резко различаются. Поэтому неудивительно, что результаты других сравнительных испытаний ряда пылеподавляющих средств, проведенных в США, принесли совсем иные результаты. Были подобраны участки грунтовой дороги (обрабатываемые и контрольные для сравнения) с одинаковыми характеристиками. Затем каждый участок был обработан одним из средств пылеподавления. Испытания проводились в двух регионах.


Регион 1. После обработки средствами пылеподавления результаты измерений были следующими: а) на 30-й день на всех обработанных участках отмечено снижение содержания пыли в воздухе не менее 50% по сравнению с необработанным участком дороги; б) подобная тенденция была выявлена и на 60-й день после обработки, за исключением того, что количество поднимаемой пыли увеличилось более чем вдвое по сравнению со значениями, зафиксированными на 30-й день.

Регион 2. Результаты: а) на 30-й день все составы обеспечили снижение содержания пыли в воздухе не менее чем на 66% по сравнению с контрольным участком дороги; б) такие же уровни снижения содержания пыли сохранились и на 60-й день, за исключением поливинилакрилового сополимера, эффективность которого быстро уменьшалась в период между 30-м и 60-м днями. Видимо, в результате движения тяжелой гусеничной техники в указанный период ухудшились характеристики защитного слоя из этого продукта.

По прошествии года одни и те же дороги были дважды обработаны теми же средствами пылеподавления, и были получены следующие результаты.

По другим источникам, при правильном использовании пылеподавляющие составы обеспечивают в среднем около 80% уменьшения содержания РМ10 в воздухе.

Кардинальная разница в результатах различных испытаний свидетельствует о том, что эффективность действия того или иного средства пылеподавления зависит от множества внешних факторов, кроме того, выяснилось, что у многих продуктов характеристики не соответствуют заявленным их производителями, т. е. в каждом конкретном случае нужно специально подбирать оптимальное средство пылеподавления.

Компактная туманообразующая установка

Гидромульчирование

Еще один способ борьбы с пылеобразованием – гидромульчирование, или гидропосев, т. е. пред­отвращение эрозии почвы за счет стабилизации и рекультивации грунтов путем создания растительного покрова из травы и другой растительности. На грунт или поверхность штабелей различных материалов, на песчаные поверхности и другие источники пыли, раздуваемой ветром, наносится смешанная с вяжущим разжиженная мульча, которая может состоять, например, из бумажных волокон, компоста от грибов, древесной коры или даже синтетических полимеров. В смесь могут добавляться семена трав, удобрения, красители и вещества, увеличивающие липкость состава.

Состав можно распылять любым удобным способом либо перемешивать с грунтом культиватором. Могут применяться аэропланы и специализированные полноприводные 2–4-осные автомобили (в т. ч. сочлененные) для гидромульчирования, которые оснащаются смесителями и оборудованием для разбрызгивания составов: мощной водяной пушкой, вентилятором или дождевальной установкой, а также широким шлангом, который просто держат в руках. Подобные автомобили способны обрабатывать до 10 га в день.


Через несколько часов вода из мульчи испаряется, вяжущее полимеризуется и образует надежное твердое покрытие, не раздуваемое ветром и водонепроницаемое. Если покрывается грунтовая дорога либо садовые дорожки, в смесь можно добавить мелкий гравий. При обработке гравийных дорог продукт распыляется на предварительно увлажненный гравий. Срок службы такого покрытия зависит от концентрации нанесенного вещества и может составлять от одного сезона (после которого разрастается травяной покров) до нескольких месяцев и даже лет.

Также влияют такие внешние факторы, как тип грунта, погодные условия и напряженность транспортного движения. Состав вообще может быть не рассчитан на транспортное движение, а предназначен, например, для защиты почвы от эрозии. Но и такие составы, если нанести их в достаточном количестве, могут выдерживать движение пешеходов и даже небольших автомобилей.


Долгое время важность мероприятий по подавлению пыли недооценивалась. Хотелось бы, чтобы этот вопрос, наконец, стал решаться и широкие массы производственников осознали, что пылеподавление – это не только статья расходов, но важный фактор сохранения окружающей среды и здоровья людей.

Читайте также: