Как раньше строили церкви из кирпича

Обновлено: 08.05.2024

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

1. Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже­ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст­ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во­стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг­лые при­стройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно­гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша­ются полусфе­рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы раз­личных форм — шлемо­видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив­ную нагруз­ку не несут: это де­коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

3. Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рас­ска­зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус . Богородица и Иоанн Кре­ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики. Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо­стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры­ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля­щихся.

4. Что находится за иконостасом

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви­деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом , на котором стоят священные предметы для богослу­жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра­та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та­инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми­ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи­теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра­фия — «Отече­ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах помещают четырех евангелистов, а на опо­рах — стол­пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во­сточной и северной стенах изображены главные события священной исто­рии. На запад­ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо­нам христи­анского вероучения — таинству евхаристии (благо­дарения, прича­щения), в ко­тором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Автор Сергей Кавтарадзе

Возможно, вам также будет интересно прочитать материал «Как смотреть иконы» на Arzamas.

Фотографии можно увидеть в моём блоге.
По мере наших путешествий по Псковской области стала копиться информация и вместе с этим возникали вопросы на которые не находилось ответа. Одним из таких вопросов стал вопрос о строителях церквей из красного кирпича. Однажды мы приехали в дер. Паново Глубоковской волости Опочецкого района и пошли посмотреть руины церкви Казанской иконы Божией Матери (1853г. постр.).
12.08.2016г. Мы обходили старые погосты в поисках каменных крестов. Август 2016 года выдался дождливым. В деревне Паново мы увидели погост, находящийся на высоком холме. Дождь немного поутих, а потом и вовсе прекратился. Выглянуло солнышко. Если бы вы только знали, как мы уже устали от дождя и как радовались тёплым солнечным лучам. На погосте была глубокая тень от высоченных деревьев. Погост был огромным. Потом, дома я вычитала, что село Глубокое было большим и жило здесь более тысячи человек.
Мы тщательно исследовали место, но каменных крестов не было. На погосте было много каменных надгробий из тёмного камня с выбитыми на них крестами. Кресты были нарисованы по-разному. Встречались кресты с крышей, кресты в полукруге, кресты с нижней перекладиной в другую сторону (от вида православного креста). Не может быть чтобы люди одной веры стали по разному рисовать кресты на надгробиях. Так мы шли по кладбищу, постепенно поднимаясь выше на холм.
На самой вершине холма мы увидели церковь Казанской иконы Божией Матери. Из всех виденных мною церквей - эта была самая мощная, самая красивая. Церковь стояла на высоком валу, в окружении высоченных лиственных деревьев. Мне показалось, что вал насыпной. Батюшка потом сказал Сергею, что между валами раньше был арочный мост.
Фотография была не способна передать всей силы, которую несла эта церковь. Да и красоты здания, которое было полузакрыто толстыми стволами старых деревьев, тоже не передавало.
"Каким же богатым должно было быть это место, чтобы построить такую красоту"! - Думала я. Церковь была построена князем Александром Михайловичем Дондуковым-Корсаковым.
Княжна Софья Михайловна Дондукова-Корсакова вышла замуж за графа Петра Александровича Гейдена, который был последним владельцем имения в селе Глубокое. Он похоронен рядом с церковью. Церковь была одноапсидная, с трапезной и трёхчастным притвором, четверик с купольным сводом и массивным барабаном. Буквально, каждая деталь украшающая здание, была необычной, отличалась от всего увиденного ранее. Здание церкви было разорено и постепенно разрушалось, многие кирпичи упали, но общая конструкция ещё стоически выдерживала натиск времени.
Мы пошли обходить церковь вокруг. Я была потрясена увиденным, стоило мне зайти внутрь церкви. Свод церкви был сферически немного приподнят вверх, на своде стоял барабан с главой. Свод был большим и накрывал весь четверик церкви. Под сводом не было ни одной колонны! Этот огромный свод с барабаном и главой ни на чём не держался! Он был сложен из красных кирпичей. Если вы хоть чуть-чуть понимаете в строительстве, то должны понимать, что даже маленькая крыша дома держится на балках и укрепляется различными способами, чтобы её не снесло ветром, и чтобы она не провалилась от тяжести снега. В своде не было сварных конструкций, которые бы поддерживали его.
«Боже, как она держится? – Думала я и лезла по насыпанным, обвалившимся сверху кирпичам, встать с фотоаппаратом под самый купол. - Остановись мгновение, как ты прекрасно»!
В тот момент, когда я встала под купол Сергей не на шутку перепугался.
- Выйди оттуда, он может рухнуть в любой момент. Там, в своде много кирпичей выпало. Он ни на чем не держится.
- Не рухнет. - Ответила я. - Не на меня. А если на меня, то это, понимаешь, судьба такая, погибнуть под куполом церкви!
На самом деле я видела, что он прав, что свод постепенно обсыпался и мог рухнуть в любой момент. В места, где выпали кирпичи, проглядывал солнечный свет, оттуда вниз капала вода от недавно прошедшего дождя. Только мне очень хотелось сделать такой кадр. Я все время поражалась тому, как держатся такие своды (полусферическая кладка из кирпича), не имея поддерживающих конструкцию колонн…
Ещё, к огромному сожалению, я понимала, что всё это когда-то рухнет и уйдёт в забвение. И никто не расскажет нам, о том, что это было за время и какие гениальные строители это построили. Ведь мы в 2017 году так построить не можем.
Я специально посмотрела, какие технологии есть сейчас и какие мы можем построить здания. Самые высокие здания в мире – это стоэтажные небоскрёбы, которые построены на основе сварных металлических конструкций. В этих зданиях нет внешней привлекательности, они лишены элементов декора и украшений. Эти здания похожи на зеркальные столбы, торчащие вверх. Холодом веет от них. Душа не радуется, не восхищается, когда смотришь на эти здания.

Церкви и здания из красного кирпича, сколько таких великолепных зданий было на Псковской земле? Церкви поражают нас архитектурными решениями, не имеют ни единого повторения. Кладка кирпича имеет точно продуманную систему декоративных украшений, создаёт ощущение гармонии с окружающим пространством, имеет превосходный узор и производит на человека огромное неизгладимое впечатление, ощущение восхищения и восторга от увиденного.
В Интернете находится немного информации о старинном красном кирпиче особого обжига. Завод для изготовления кирпича строили недалеко от места строительства церкви. Кирпич, после изготовления проверяли на прочность и «звучание». Брали пробную партию (100 штук) и замачивали в колодце. Или сваливали с телеги и смотрели, сколько кирпичей разбилось, если более трёх, то кирпич считали бракованным. Если кирпич не выдерживал испытания, то делали другой, улучшая качества.
Этот кирпич удивительным образом противостоит непогоде, дождям, мокрому снегу, сильным морозам, резким перепадам температур. Этот кирпич часто имеет клеймо изготовителя, иногда имеет именное клеймо. Некоторые люди занимаются коллекционированием кирпичей с клеймом изготовителя.
Красный кирпич имеет разную форму в зависимости от его использования. Есть кирпичи угловые, угол такого кирпича имеет очень интересную форму – закруглён и имеет два выступающих угла. Есть кирпичи для арок, такие кирпичи были специально предназначены для того, чтобы выкладывать арочные перекрытия, они заужены с одной стороны. Есть кирпичи для постройки колонн – с закруглением боковой длинной стороны. Каждая грань кирпича имеет своё название: «постель» - верхняя и нижняя, «ложок» - боковая длинная, «тычок» - боковая короткая. На фотографиях видно, что для строительства одной церкви применяли кирпичи разной формы и разного оттенка красно-кирпичного цвета. Это в наши дни церкви покрасили в белый цвет и другие цвета, а в те времена церкви были красного цвета с покрашенными белой краской, выступающими декоративными элементами (колоннами, крестами, рустовкой, кокошниками и др.)
В 2000 годах некоторые предприниматели стали разбирать полуразрушенные здания и церкви, и стали продавать партии красного старинного кирпича для повторного использования, красочно расписывая как хорош старинный кирпич для изготовления каминов, украшения залов и помещений. Только вдумайтесь в это кощунство. Кто-то сделает себе камин из руин церкви.
О красном кирпиче пишут, что его формовали вручную из глины, сушили только летом и обжигали в напольных печах-времянках. Основными компонентами для изготовления кирпича были красная глина и песок. Песок применялся, только для того, чтобы уменьшить жирность глины.
Очень интересный вопрос о том, как сложно было ожигать кирпич. Для обжига нужна печь, которая поддерживает температуру 900 – 1150 градусов по Цельсию в течение 8 -15 часов. Чтобы не возникло трещин, требуется медленное охлаждение обожжённого кирпича.
Если процесс изготовления кирпича был настолько трудоёмким, то сразу возникает вопрос, сколько лет требовалось для того, чтобы изготовить кирпич для возведения здания только одной церкви? Второй вопрос касается добычи красной глины. Где-то недалеко от завода должен образоваться карьер после добычи глины. Пишут про то, что глина нужна была особая – лёгкая, добывали её из озёр ледникового происхождения, что на настоящий момент эти месторождения вычерпаны.
Если немного поискать, то можно найти довольно сложную машину Д. Д. Дагрлейна изобретённую им в 1810 году, с помощью которой прессовали кирпич из глины. Я охотно поверю, что в один и тот же период времени существовали ручной и машинный способ изготовления кирпича. Но когда я вижу, совсем не редкие в Псковской области, высоченные здания церквей сложной архитектуры, имеющие декоративные украшения из кирпича, и имеющие кирпичи разной формы, я думаю о том, что кирпич изготовили именно машинным способом. Я думаю о том, какое большое количество кирпичных заводов должно было активно работать в тот момент времени на Псковской земле.
Ещё интересным для изучения является раствор, который использовали для кладки кирпича. Представляете, насколько клейким он должен быть, чтобы склеить кирпичи и выдерживать нагрузку от тяжести свода церкви, барабана, купола, креста и выпавших осадков. Нам говорят, что для такого раствора использовали яйца кур. Что когда шло строительство церкви людям запрещали есть куриные яйца. Эта версия, имеет право на существование, если предположить что для строительства одной церкви строили рядом с местом стройки не только кирпичный завод, но и куриную птицефабрику.

Есть ли у меня версии? Конечно есть! Во время большого мора (некоторые предполагают, что была ядерная война, находят кратеры от взрывов по всей России), вымерло коренное население и местность заселили переселенцы, которые имели разную веру. Мистер X - очень богатый и умный захотел объединить людей с разной верой в одном храме, призывая людей к терпимости разных вероисповеданий. Тогда были выделены средства на строительство, построены заводы для изготовления красного кирпича, а потом приглашены лучшие строители, художники, мастера и по всей России построены храмы из красного кирпича. Ещё я думаю о том, что это нужно было для того, чтобы переписать всех людей, ведь записи о рождении, крещении младенцев, свадьбах и похоронах, велись только в церквях и много людей, имеющих иную веру, жило без регистрации, уходило от налогов и поборов. Россия всегда была котлом, где оседали тысячи переселенцев из разных мест. Да только эти версии не объясняют роскоши, достойной императорских дворцов, с которой выстроены все эти церкви, предназначенные только для того, чтобы собрать в них людей для переписи и для того, чтобы внушить истину - "Христос терпел и нам велел".
Нашла версию из интернета, что в церкви ставили магнитный генератор свободной энергии для получения которой не требовалось топливо (газ, нефть, уголь, дрова) и использовали эту энергию для освещения и отопления поселения людей и самой церкви для перемещения тяжёлых блоков, возможно, для движения повозок и облегчения других работ. Такой генератор сохранился и работает до наших дней в Иерусалиме в храме Гроба Господня. Включают его как некое чудо для народа - "Схождение Благодатного огня". Происходит оно один раз в год — в Великую субботу накануне Пасхи. Нашла, что разрушили церкви и генераторы, чтобы установить монополию на продажу топлива. Эту версию я вижу вполне объективной, потому, что мы видели уничтоженные и разграбленные малые ГЭС по всей Псковской области. Когда-то они тоже давали электроэнергию, используя силу движения воды в реках. В 2017 году на территории Псковской области сохранились и работают только две малые ГЭС из сорока. Осталось их уничтожить и всё.

Когда мне было лет десять, я сделала ошибку, называя людей верящих в Бога – «крестьянами». Мы были атеисты и росли в стране, в которой октябрятам и пионерам запрещалось ходить в церковь. Мне казалось, что крестьяне – это люди, которые крестятся и носят крест. Я думала о созвучии слов. Оказалось, что правильно говорить – «христиане», а вера называется православной. Мне было так стыдно тогда, что я помню это до сих пор. Сейчас, читая разные источники, я нашла, что крестьяне – это тоже вера, а то, что крестьянами стали называть землепашцев – это подмена понятий.
Поэтому, теперь я больше доверяю своему чутью. Слова освящать и освещать мне кажутся очень созвучными, я думаю, что здесь тоже произошла подмена понятий.
А вот и история, которая случилась не так давно. Один знакомый мужчина работал в компании, которая разместила своё предприятие в большом пустующем здании бывшего завода. Было время, когда на заводе работало около пяти тысяч человек. После перестройки завод прекратил свою деятельность, как и многие заводы на Псковской земле. Опустели цеха и кабинеты. Оборудование было распродано и разграблено.
Компания арендовала на заводе несколько небольших помещений на разных этажах. Что бы была возможность быстрого общения, знакомому выдали рацию. В тот день мужчина пришёл в свой офис. Он шёл по длинному, плохо освещённому коридору. Вид был унылым. Вокруг были пыль и запустение, царила разруха. С двух сторон находились двери. Некоторые двери были открыты, некоторые закрыты. Мужчина был совсем один в этой части здания. Близился вечер, скоро нужно было идти домой. Мужчина был не робкого десятка, но осознание того, что вокруг, почти во всём здании никого нет, заставляло его напрягаться, прислушиваться к звукам, оглядываться, заглядывать в пустые кабинеты.
В помещении офиса для необходимых вещей был выделен угол. Там стоял стол с компьютером и офисное кресло. В небольшой комнате стоял шкаф, который остался от бывших владельцев, столик с микроволновой печью, холодильник, в углу комнаты стояли забытые доски, плакат с фотографиями работников завода, люминесцентная лампа. Уборщицы давно не было. И в этом помещении скопилось много пыли.
Знакомый мужчина стал говорить по рации, сообщая о том, что он собирается уходить домой. В этот момент люминесцентная лампа вдруг замигала и стала светиться.
Мужчина вздрогнул и выронил рацию. Лампа тут же погасла.
Вот и вся история. Мужчина, конечно, очень перепугался. Свечение лампы, которую сняли от того, что она была неисправна и поставили в углу кабинета, потому, что такие лампы нельзя выкинуть на помойку, было неожиданным, непонятным и пугающим явлением. Но этот факт говорил о том, что лампы, наполненные газом, могут светиться не только от электричества.
Считается, что первая газоразрядная лампа изобретена в 1856 году. Генрих Гейслер получил синее свечение от заполненной газом трубки, которая была возбуждена при помощи соленоида.
Именно в эти годы было построено много церквей из красного кирпича. Можно предположить, что в церкви стоял прибор, который выпускал излучение, способное вызвать свечение ламп в церкви и в домах богатых людей, которые находились поблизости.

Я читала о великой зачистке, когда сожгли почти все письменные источники, изъяли и разобрали артефакты. Только поверьте мне - всё уничтожить невозможно. Область огромна, она хранит свои тайны в руинах церквей. Нужно только искать.

Для возведения стен зданий ставили деревянные леса, постепенно повышая их по мере роста стен. Пальцы лесов закладывались в кладку самих стен. После окончания строительства пальцы лесов обрубали (или опиливали), а после того как дерево сгнивало, в кладке оставались отверстия (рис. 63). Кое-где в таких отверстиях при исследовании памятников находили остатки дерева. В новгородской церкви Спаса-Нередицы, например, удалось определить, что пальцы лесов были еловыми.[61]



Церковь Спаса на Нередице (Преображения Господня). Великий Новгород.
Заложен около 1198г.

Отверстия для пальцев лесов имеют круглую, квадратную или прямоугольную форму со сторонами 10-20 см, однако остатки дерева свидетельствуют, что сами пальцы бывали большей частью круглыми. На наружной поверхности стен отверстия от пальцев лесов обычно не заделывали. В гродненской Коложской церкви, как довольно редкое исключение, они заделаны раствором и кирпичами, причем настолько тщательно, что почти неразличимы на поверхности стены. Отверстия на внутренней поверхности стен закрывали перед штукатуркой здания под роспись. В смоленском соборе на Протоке для закладки этих отверстий использовали неполивные керамические плитки.

Леса ставили двух различных типов. При одном из них использовали пальцы лесов, проходящие насквозь через стену. В таком случае настил лесов, очевидно, опирался только на горизонтальные балки, вставленные в стену. Сквозные пальцы лесов были в черниговском соборе Елецкого монастыря, в Витебской церкви Благовещения, в смоленских памятниках середины XII в. (бесстолпная церковь в детинце, церковь Петра и Павла).

В новгородских памятниках XII в., в церкви Пантелеймона в Галиче и в памятниках владимиро-суздальской архитектуры применяли другой тип лесов, при котором пальцы были не сквозными, а заглубленными в стены всего на 15-20 см, иногда - на 40 см. Естественно, что при таких лесах настил не мог опираться только на горизонтальные балки и здесь должны были существовать вертикальные стойки.[62]

Конечно, следы пальцев лесов не раскрывают всей сложности конструкции лесов и их функционирования. Например, остается неясным, как осуществлялась доставка наверх плинфы и раствора. Можно думать, что раствор подавался в деревянных ведрах или ушатах при помощи примитивного деревянного блока такого типа, какой известен по раскопкам в Новгороде.[63]

Плинфа же и камни доставлялись подносчиками с "козлами" за плечами. Следовательно, леса должны были иметь удобно устроенные трапы. Все это требовало сложных навыков, и, вероятно, в XI-XII вв. уже существовали специалисты по сооружению лесов, как это нам известно для XIV-XVII вв.; тогда леса назывались "подвязи", а их строители - "подвязчики" (первое упоминание в письменных источниках - в конце XVI в.).[66] Чтобы стойки лесов не приходилось наращивать параллельно росту кладки стен, в XVII в. их делали из крупных бревен.[65] Очевидно, так же поступали и в более раннее время.

Даже в тех случаях, когда отверстия от пальцев лесов были не сквозными, ряды их на наружных и внутренних поверхностях стен размещались на одной высоте. Это свидетельствует, что леса были двусторонними, обеспечивающими одновременную кладку обеих лицевых поверхностей. А значит, процесс кладки следует представлять в виде синхронной работы пар каменщиков. Кладка столбов, сводов, барабана, очевидно, должна была иметь свою автономную систему лесов.

Ярусы пальцев лесов показывают, как поднимали настилы в процессе кладки стен. Большей частью они совпадают по высоте по всему периметру здания, но иногда расположены по-развому, что говорит о независимой установке лесов на разных фасадах, а порой даже на разных участках одного фасада. Нижний ярус настила обычно размещался на высоте около 2 м от земли. Именно так расположен нижний ярус пальцев лесов в смоленской церкви Петра и Павла. В церкви Пантелеймона в Галиче нижний ярус отстоит от земли на 2.45 м, в церкви Благовещения в Витебске - на 1.6 м, а во владимиро-суздальских памятниках - от 2.8 до 4 м.

Расстояния по высоте между ярусами тоже различные. Например, в ранних памятниках Киева и Новгорода (XI-начало XII в.) расстояния между отверстиями по высоте несколько более 2 м, в памятниках Чернигова и Смоленска (первая половина XII в.) - 1.3-1.6 м. 66) В памятниках владимиро-суздальской архитектуры расстояния между ярусами 2-3.2 м, в церкви Пантелеймона в Галиче - 1.6-1.8 м, Благовещения в Витебске - 1.4 м, гродненской Коложской - около 1.5 м.

В современной строительной практике считается, что производительность труда каменщиков резко снижается, когда высота выведенной кладки превышает 1.2 м над уровнем настила, на котором они стоят. 67) Очевидно, там, где ярусы пальцев лесов отстоят один от другого более чем на 1.4-1.5 м, каменщики использовали дополнительные подмостки.[68]

По горизонтали отверстия, как правило, расположены по два в каждом прясле стены, а при широких пряслах - по три. Таким образом, они обычно отстоят одно от другого на 2-3 м, изредка - на 3.5 м.[69]
При кирпичном строительстве пальцы лесов закрепляли, зажимая их со всех сторон кирпичами. Однако иногда квадратные отверстия для пальцев лесов специально оставляли при кладке, что позволяло по мере возведения стен здания переставлять балки лесов с нижних ярусов на верхние.

При кладке из тесаных белокаменных блоков (галицкое и владимиро-суздальское зодчество) высота каждого блока была больше, чем толщина бревна, которое требовалось закрепить в стене. Поэтому, отверстия для пальцев приходилось вырубать в каменных блоках. Их делали, как правило, в нижней части блока, большей частью в его углу. Однако в церкви Пантелеймона в Галиче есть камни, в которых отверстия вырублены не в углу, а отступя от вертикального края. В той же церкви отверстия в третьем снизу ярусе на западном фасаде имеют необычную форму: их ширина 10-12 см, высота около 30 см .



Церковь Петра и Павла на синичьей горе (на Си́льнище).Великий Новгород. Заложена в 1185г.

Пара каменщиков, работавших одновременно с наружной и внутренней сторон стены, и обслуживавшие этих каменщиков подсобные рабочие, вероятно, составляли основную ячейку строительной бригады, т.е. то, что в современной строительной практике называют звеном.[70] Такому звену выделялся участок стены (по современной терминологии - "делянка"). Поскольку в каждом звене вели кладку с обеих сторон стены, последняя возводилась сразу на всю толщину.

Наблюдение архитектора М.Б. Чернышева о нарушениях регулярности кирпичной кладки смоленских памятников показало, что работа на нескольких соседних участках производилась параллельно.[71] Очевидно, что несколько звеньев одновременно вели кладку определенного участка стены (по современной терминологии - "захватка"). Если бы это было иначе и одно звено, закончив свою делянку, переходило на соседний участок, не было бы нужды на границах участков вставлять в кладку неполный, оббитый кирпич.

Завершив работу на своей захватке, бригада переходила на другой участок. Законченную кладку при этом нужно было чем-то прикрыть сверху для защиты от дождя. Очень вероятно, что кладку закрывали переносной кровлей, тканью или другим способом. Одним из способов было также покрытие законченной кладки слоем раствора. Когда через некоторое время бригада возвращалась на данный участок и начинала вести кладку выше, поверх защитного слоя раствора она укладывала новый, а на него - кирпичи. Так получался двойной шов.[72]

Двойные швы хорошо прослеживаются в ряде новгородских памятников (Николо-Дворищенский собор, собор Юрьева монастыря, церковь Петра и Павла на Синичьей горе и др.) и в двух памятниках Смоленска, возведенных одной строительной артелью (собор на Протоке, церковь на Окопном кладбище).
Двойные швы обычно толще остальных в 1.5-2 раза, причем верхний слой раствора в них тоньше, чем нижний, а между ними иногда заметна тонкая гумусная прослойка, образовавшаяся в промежуток времени между окончанием ведения нижней кладки и началом верхней. Эти швы, отмечающие периодичность работы строителей, как правило, совпадают с уровнем конструктивных элементов здания - пола, дна аркосолиев, пят арок и др.

Зная высоту здания и срок его строительства, можно подсчитать, на какую высоту поднимали стены за один строительный сезон. Так, церковь Петра и Павла в Смоленске - памятник средней величины, и его возведение, вероятно, заняло примерно 3 года, не считая закладки фундамента. Учитывая, что один сезон должно было занять сооружение сводов и главы, можно полагать, что стены были построены за 2 года. Верх средней закомары этой церкви расположен на высоте примерно 13 м от земли. Следовательно, здесь стены поднимали за сезон приблизительно на 6 м.

В смоленской церкви архангела Михаила высота верха закомар около 22 м, но в этом крупном храме кирпичную кладку стен вели, вероятно, не 2, а 3 года. Значит, здесь стены возводили за сезон примерно на 7 м. Правдоподобность таких подсчетов подтверждается наблюдением, сделанным в соборе Киево-Печерского монастыря, где высота сезонных кладок оказалась равной 4-5 м.[73]


Примечание
[61] Покрышкин П.П. Отчет о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1905 гг. СПб., 1906. С. 18.
62) В западноевропейском средневековом строительстве применялись оба типа лесов (Arszynski M. Technika i organizacja budownictwa ceglanego w Prusach w koncu XIV i w pierwszej polowie XV w. // Studia z dziejow rzemiosla i przemyslu. Wroclaw, 1970. T. 9. S. 77; Antonow A. Planung und Bau von Burgen in suddentschen Raum. Frankfurt am Main, 1983. S. 313).
[63] Колчин Б.А. Новгородские древности: Деревянные изделия. М., 1968. С. 77, 78. Табл. 72. (САИ; Вып. Е1-55).
[64] Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1902. Т. 2. Стб. 1054.
[65] В смете, составленной в 1692 г. мастером Гуром Вахрамеевым на починку Днепровских ворот Смоленской крепости, для лесов было запланировано "25 бревен восьмисаженных на подвези. и 46 возов черемхового прутья, да 16 связок лыка" (см.: Орловский И.И. Смоленская стена. Смоленск, 1902. С. 107).
[66] Штендер Г.М. Древняя строительная техника как метод изучения русского зодчества // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1986. С. 17. Сведения о пальцах лесов во владимиро-суздальских памятниках любезно сообщены С.М. Новаковской.
[67] Технология строительного производства / Под ред. Д.Д. Бизюкина. Л.; М., 1951. С. 452.
[68] В XIX в. при работе с подмостями ярусы лесов размещали через 4 аршина (около 2.8 м) (Красовский А. Гражданская архитектура. М., 1886. С. 81).
[69] По нормам XIX в., чтобы доски настилов не прогибались, пальцы лесов по горизонтали размещали на расстоянии не более 2.5 аршина (т.е. менее 2 м).
[70] Лейбфрейд Ю.М. Технология строительного производства. М., 1957. С. 13.
[71] Чернышев М.Б. О производительности труда каменщиков в Древней Руси // Культура Древней Руси. М., 1966. С. 289.
[72] Возможно, что с такими швами связывались какие-то священнодействия. В "Сказании о Софии Цареградской" рассказывается, что "егда ж создаваху 12 рядовь (кладки), тогда патриарх с епископы и священникы молитвы творяху и мощи святых полагаху, сице творяху и до совръшенна церкве" (Виленский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в Еллинском летописце и в Хронографе // Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности. 1903. Т. 8, кн. 3. С. 36).


Храм на Русской земле издавна и по сей день является сосредоточением церковной жизни и православной культуры. На территории России сохранилось множество храмов, некоторые были возведены еще в глубокой древности. Сегодня мы расскажем о том, как строили храмы.

Деревянные храмы

В 988 году при князе Владимире состоялось Крещение Руси, и уже на следующий год из Константинополя в Киев приехали греческие зодчие, которыми и была заложена первая каменная церковь. Именно святой князь Владимир стал первым русским князем-христианином, отдавшим указ, чтобы после крещения народа и земли Русской зодчие начали рубить церкви по русским градам.

Так стали появляться деревянные храмы. Но древнейшие летописные источники утверждают, что деревянные храмы на Руси строили задолго до Крещения. Деревянные храмы всегда было легче возводить, чем каменные, так как материал для строительства был более доступным. Более того, на Руси издавна процветало деревянное зодчество и славянские мастера возводили храмы практически на глаз, не используя точные измерения и сложные архитектурные планы.


Каменные храмы

Однако после Крещения на Руси стали появляться первые каменные храмы. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве был заложен первый каменный храм Древнерусского государства — Десятинная церковь.

Эта церковь была воздвигнута святым равноапостольным князем Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Во время строительства Десятинной церкви она была самым большим киевским храмом. Из летописей до наших дней дошли сведения, что Десятинную церковь называли «мраморной», так как интерьер храма был обильно украшен мрамором.

В 996 году постройка Десятинной церкви была завершена и храм был торжественно освящен. Давняя традиция жертвовать на храм убедила князя Владимира пожертвовать десятину возведенной церкви, после чего ее в летописи запомнили именно как Десятинную.

После постройки первой каменной церкви стали возводиться и другие храмы из камня. Важно, что именно по образу Десятинной церкви возводились последующие главные храмы русских городов и монастырей.


Десятинная церковь в XIX веке

На каком месте возводились храмы

Вместе с Крещением Руси и началом строительства храмов на Русской земле началась новая жизнь. Издавна на месте будущего поселения, а в первую очередь города, зодчие искали специальное место для возведения храма — не всякая земля для этого подходила. Прежде всего строители искали не болотистую и не слишком сухую землю для строительства.

Более того, храм должен был строиться на видном месте, в главной части поселения, чтобы до него мог добраться каждый житель. Храм строился обязательно на возвышенном, «красном» месте, что означало — на самом красивом.

Итак, в первую очередь возводился храм, а уже после вокруг него начинало расти поселение. Церковь занимала главнейшую роль в жизни русских людей, живших как в городах, так и в селах и деревнях.

В церковь люди собирались на богослужения в воскресные и другие дни, обязательно русский народ ходил в церковь на великие церковные праздники. Там же, в церквях, крестили детей, венчали новобрачных и отпевали умерших родственников.

Более того, в храмах служились благодарственные и просительные молебны, около храма собирались народные собрания.


Фото: Yaroslav Bragin

Архитектура и строительство храмов Древней Руси

Основной тип строительства православного храма — крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.

С самых древних времен и по сей день на Руси и в современной России строятся и восстанавливаются храмы и соборы по строительным проектам кресто-купольных храмов. Техника строительства каменных кресто-купольных храмов были позаимствованы зодчими Древней Руси у Византии.

Так как первые храмы после Крещения возводили приглашенные мастера, их работы положили начало традции строить храмы под влиянием византийской архитектуры. Однако вскоре, когда русские зодчие сами стали возводить каменные храмы, к византийскому стилю прибавился и свой, традиционно русский, местный стиль, который так и остался навсегда в православных храмах.

Так как храмы на Руси играли важнейшую роль для православных людей, то для украшения храмов собиралось всё самое наилучшее. Храмы украшались золотом и драгоценными камнями. Одним из самых ценных элементов каждого храма были иконы, которые писали талантливые иконописцы.


Фото: Yaroslav Bragin

Церкви на Руси также возводились из кирпичей, но до этого в большинстве случаев для строительства использовалась плинфа.

От византийских строителей русские мастера переняли кладку из плинфы. И до XV века при строительстве храмов на Руси преимущественно использовалась плинфа.

Плинфа – обожженный кирпич, с приблизительно равными сторонами. Его размер обычно составлял длину и ширину 40х40 см. Толщина кирпича составляла 2,5–4 см, а сам кирпич был светло-розового цвета. Обычно плинфы скреплялись толстым слоем раствора, благодаря чему здание выглядело полосатым.

Растворы, которые использовались для строительства храма, соединяющие ряды плинфы, представляли собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Известно, что из плинфы строили больше на юге России, а на севере, ближе к Киеву, предпочитали камень.

Позже, уже конце XV века На Руси появился новый материал — кирпич. Это формовочные кирпичи, напоминающие современные. Так как такой кирпич был дешевле и куда доступнее камня, он получил широкое распространение для строительства храмов.

Кирпич обжигался строителями, на нём ставили специальный знак, обозначавший классификацию кирпичей для укладки в определенное место постройки.

Между тем деревянные храмы также не переставали строить. Однако архитектура деревянных храмов тоже поменялась. По всей Руси начали строить однокупольные храмы, возводящиеся строителями на мощном, массивном квадрате.

Каждый храм возводился разное количество времени. Самый простой храм мог возводиться около года, а на более сложные — могло уйти более шести лет. Всё зависело от количества мастеров, строящих храм.

Деревянные храмы на Руси строили быстрее, так как на Руси издавна было развито деревянное зодчество. На возведение каменных и кирпичных храмов требовалось больше времени, так, например, Десятинную церковь строили около семи лет. Другие храмы с более сложной конструкцией и дорогими материалами могли возводиться более десяти лет.

Небольшой храм возводили строители и мастера, которых было не менее 10–12 человек. На строительство больших храмов приглашалось куда больше мастеров, порядка тридцати.


Тайны постройки храмов манят и будоражат неокрепшие умы. Но любая загадка имеет, как правило, простое, рациональное решение. Надо только его найти.

Давно уже меня заинтересовали старые православные храмы. В Интернете чего только про эти сооружения ни пишут. Перечислять весь тот набор фантазий и фактов нет смысла. Однако в этом потоке есть и здравые мысли, рассуждения и вопросы.

Вот один из вопросов, который меня, как технаря, и человека, имеющего отношение к строительству, заинтересовал: почему при строительстве старых храмов не предусматривалась горизонтальная гидроизоляция фундамента?

Этим летом я с семьей ездил к родственникам в гости в Урюпинск. Используя тещинкин дом как базу объехал все не отреставрированные храмы Урюпинской епархии (а это ни много, ни мало, накаталось более 2 тыщь км). И вот что интересно, подавляющее большинство недействующих храмов слегка отреставрированы снаружи, и закрыты. Попасть в них не так просто.

Не буду сейчас описывать все вопросы, придет время еще, сосредоточусь на одном, выше озвученном.

Итак, я ни как не мог понять, почему же предки не делали отсечку влаги. Не верю я, что имея квалификацию для постройки сооружений в 30 метров высоты, предки не знали эффект капиллярного подсоса влаги по глиняным кирпичам из земли. А если знали, то почему не делали? Ответ может быть такой:

1. Не имелось материалов для обеспечения гидроизоляции.

2. Не видели необходимости делать гидроизоляцию.


Первый пункт не выдерживает критики. Пропитанные дегтем или смолой кожа вполне может работать. Так же, общался с реставраторами, и они рассказали, что в качестве гидроизоляции, в некоторых зданиях в Питере, применялось стекло. Так что техническая возможность была.

И остается только отсутствие необходимости, ака излишество.

В поездке по Урюпинской епархии я посетил город Серафимович. Вся жизнь – случайность, вот и тут именно случай помог найти ответ на один из поставленных вопросов. Проезжая мимо храма увидел, что его забор ремонтируется. Решил остановиться и поговорить с работающим человеком. Долго говорили, и про разное. И, в процессе разговора я посетовал, что не понимаю причин отсутствия гидроизоляции. Он рассмеялся. Взял кирпич (как он его назвал «монастырский»), окунул полностью в воду. Из кирпича активно стали выходить пузырьки воздуха. После этого он вынул кирпич из воды, и вода просто «вышла» из кирпича – он на глазах стал, нет, не сухим, но воды в нем уже не было. Была остаточная влага. И тут до меня дошло, что с таким кирпичом делать гидроизоляцию нет необходимости – влага в нем не задерживается, и стекает по мере ее образования.

К сожалению я не снял видео и фото – так был выбит из колеи. А жаль. Но по приезде на ППД понял свою ошибку, и поехал по близлежащим храмам тырить кирпичи. Собрал с трех храмов, но только в одном из них кирпич имел искомые свойства (хутор Петровский). Зато очень хорошо видна разница между новоделом-кирпичем, и старым.

Вот видео. А это фото того храма, где кирпич по свойства схож с "монастырским".


В современности, при реставрации, старые храмы стали штукатурить. Разговаривал с батюшкой в действующем храме в станице Михайловская. Он посетовал, что каждый год приходится ремонтировать фундамент именно с той стороны, где ходит Солнышко. И это не единичный случай. А ведь старые храмы раньше только белили, и побелка, как известно, не препятствует дренажу влаги. Обратите внимание на первую фотографию. Там видны следы штукатурки. А вот изначально этот храм был белённым. Вот и ответ на причины разрушения около фундаментной зоны.

Вот так просто объясняется отсутствие гидроизоляции. Ни какая не смена климата, а грамотное применение качественного материала. Да и качество современных работ по реставрации, мягко говоря, не идет ни в какое сравнение с изначальной постройкой храмов.

Более подробно про посещенные храмы я расскажу позднее. Наверное. )))

В качестве бонуса вот фотография реставрируемого креста с храма в станице Тепикинская, а заодно и следующий вопрос: какое значение имеет полумесяц, расположенный на кресте.

Аналогичные кресты на многих других старых храмах. На пример станица Зотовская:

Читайте также: