Как работают двери лифта

Обновлено: 01.05.2024

По соображениям безопасности во всех входных и загрузочных проёмах шахт грузовых и пассажирских лифтов устанавливаются двери. В процессе эксплуатации элементы их конструкций подвергаются интенсивному износу и, как другие важные комплектующие и запчасти для лифтов, подлежат замене при выполнении капитальных ремонтов или плановых модернизаций.

Конструкции дверных систем шахт и кабин лифтов зависят от предназначения лифтового оборудования и его грузоподъёмности. Они отличаются кинематикой открывания створок, типом приводных механизмов и способами отделки.

Двери шахты лифта

Для исключения случайного падения людей, шахтные проёмы при уходе кабины лифта с данного этажа закрываются при помощи створок дверей шахты. Конструктивно шахтные и кабинные двери могут отличаться или же быть одинаковыми. По принципу открывания двери шахты бывают:

1. Раздвижными (автоматическими), створки которых движутся в специальных направляющих при пуске или остановке лифта.
2. Распашными, с ручным или полуавтоматическим управлением и креплением створок на петлях (шарнирах) к раме портала.

Последние делятся на одностворчатые, а также двух- и многостворчатые, с центральным открыванием. Шахтные двери открываются одновременно с кабинными при помощи специальных устройств, называемых отводками.

Двери шахт обязательно оборудованы смотровыми окошками.

Двери кабины лифта

Кабины как пассажирских, так и грузовых лифтов оснащают дверями, которые раздвигаются в горизонтальном или вертикальном направлениях либо же открываются только внутрь. Их конструкции во многом аналогичны шахтным и имеют незначительные особенности, обусловленные назначением.

Все двери в обязательном порядке оборудуют блокирующими устройствами, исключающими движение кабины в шахте при открытых дверях, а также запирающими дверь до полной остановки лифта.

Распашные двери кабин лифта применяются сегодня редко, их можно встретить в малоэтажных строениях или же в помещениях с малой интенсивностью перевозок.

Привычным вариантом является использование в лифтовом хозяйстве автоматических дверных систем. Как правило, такие двери имеют центральный или телескопический тип открывания.

Двери грузовых лифтов

Предназначенные для интенсивных перевозок тяжёлых (или в большом количестве) предметов, грузовые лифты отличаются усиленной рамой и увеличенными размерами кабины, большой шириной загрузочного проёма, а также усиленным каркасом элементов дверей. Кабины грузовых лифтов оборудуются раздвижными (вертикальными или горизонтальными) или распашными (2-х или 4-х створчатыми) дверями. К раздвижным неавтоматическим дверям относят также решётчатые, типа Боствиг («гармошка»).

Блокировочные устройства дверей грузовых лифтов исключают их открытие при движении подъёмника, а также вызов и отправку клети при открытых дверях.

Лифтовые запчасти дверей

Каталоги компаний, поставляющих на рынок лифтовые запчасти, обязательно включают десятки устройств и деталей для систем дверей: створок дверей и порогов, башмаков и вкладышей к ним, замков, выключателей безопасности, ограничителей скорости, роликов, кареток и многое другое.

Своевременно меняя эти запчасти для лифтов, эксплуатирующие организации обеспечивают им безопасное и качественное функционирование.

Ты подходишь к лифту, нажимаешь на кнопку со стрелкой, и наступает ожидание. Долгое ожидание. Очень долгое.

TechInsider

Сложный алгоритм: как работают лифты

Эта система требует детальной разработки и тонкой настройки, и нельзя не восхищаться кропотливой работой создавших ее инженеров.

Раньше было проще

Порядок движения самых первых лифтов с электронным управлением определяли люди. Оператор, находящийся в кабине, направлял лифт вверх и вниз при помощи дросселя и останавливал движение, как только он или диспетчер видели нового пассажира. Однако лифтеры совершали ошибки, требовали достойных оплаты и условий труда, поэтому уже к началу 1950-х их повсеместно заменили электронными переключателями.

Чтобы лифт мог сам управлять своим движением, инженерам нужен был алгоритм, определяющий, в каких случаях куда кабине нужно направляться. Самый простой способ – двигаться вниз и вверх с остановками на указанных этажах в предустановленные временные промежутки. Для пассажира это выглядит как поездка на электричках с пересадками: сначала идешь на десятый этаж, куда в 15:10 прибывает лифт, следующий до пересадочного этажа, а там уже ищешь, как добраться на нужный. Об эффективности говорить не приходится: в часы пик пассажиры вынуждены тратить время, ожидая, когда лифт отправится по расписанию, а в то время, когда почти никто им не пользуется, кабины впустую расходуют электроэнергию, порожними курсируя между этажами.

К 1965 году инженеры остановились на знакомой каждому с детства модели: пассажир нажимает на кнопку вызова, и на его этаж прибывает кабина. Но вот задача: как алгоритму понять, куда направлять кабину, если ее вызывают сразу на нескольких этажах?

Мучительное ожидание

Понятно, что нужно оптимизировать время на провоз пассажиров. Но как расставить приоритеты? Если одному пассажиру придется ждать не 20 с, а минуту, прежде чем перед ним раскроются двери лифта, насколько это для него будет утомительнее? В три раза? А может, в шесть или семь? Даже для такой незамысловатой задачи нет четких вводных данных.

Иногда даже лучше, если сама поездка в лифте займет больше времени. Представим два сценария: в первом лифт приезжает через 10 с после нажатия кнопки вызова, а сама поездка до нужного этажа занимает минуту. По второму сценарию вы ждете лифт 30 с и едете тоже 30 с. Большинству людей ожидание кажется настолько невыносимым, что они выбрали бы первый вариант, пускай и придется потратить лишние десять секунд. Исходя из этого, инженеры программируют алгоритм таким образом, чтобы он учитывал «коэффициент утомительности», вместо того чтобы просто минимизировать время поездки.

Не стоит забывать и о физических ограничениях лифтов: у них есть предел скорости, а промежуток времени, чтобы просчитать следующий шаг, – не больше 1–2 с. Кроме того, у лифта нет права на ошибку: если он проедет нужный этаж без остановки, пассажиру это не понравится. Кто знает – вдруг недовольный пассажир от злости разнесет панель управления? Грамотная компьютерная система должна найти идеальный баланс между возможностями лифта и целями его пользователя, даже если тому надо было быть наверху десять минут назад.

Алгоритмы

Во многих лифтах все еще используется самый ранний и простой механизм электронного управления. Этот алгоритм содержит два правила:

1. Пока внутри лифта или на этажах, куда приближается лифт по ходу движения, есть пассажиры, которым нужно по направлению текущего движения, лифт продолжает перемещаться в этом направлении.

2. Как только вызовы лифта по текущему направлению движения закончились, но при этом есть вызов в противоположном направлении, механизм направляет движение в обратную сторону. Если же вызовов нет, лифт останавливает движение до следующего вызова.

Именно поэтому на всех этажах, где есть движение по лифтовой шахте, обычно имеются кнопки вызова со стрелками «вверх» и «вниз». Так, если кабина направляется вверх, то можно собрать и высадить всех пассажиров на ее пути. Подобная схема не учитывает большинство факторов, которые мы обозначили выше, но все-таки это не худший вариант. Этот алгоритм прост в исполнении и довольно энергоэффективен, к тому же позволяет обслужить всех пассажиров за один цикл. Такой же алгоритм используется для программирования большинства жестких дисков.

В небольших офисах и многоквартирных домах, где от лифта не требуется повышенной энергоэффективности, удобно задействовать этот незамысловатый механизм. Однако его применение в зданиях с большей этажностью влечет за собой ряд трудностей. Каждый раз, проезжая средние этажи, лифт обслуживает находящихся там пассажиров, но алгоритм может долго не давать лифту остановиться на цокольном этаже по пути на седьмой. Поэтому ожидание на первом и последнем этажах, где лифт вызывают чаще всего, может продлиться мучительно долго. Кроме того, большие здания обычно обслуживает не один, а несколько лифтов. Если каждый из них будет следовать одному и тому же алгоритму, начнется настоящая чехарда: на некоторых этажах будут попеременно раскрываться несколько лифтов. Кроме того, все они будут усиленно обслуживать средние этажи, иногда открываясь по два раза на один вызов.

Чтобы оптимизировать работу групп лифтов, инженеры придумали ряд хитростей. Им удалось заставить лифты «договариваться» между собой – а это уже половина дела. Если лифт вызывают на первом этаже, а кабина 1 в это время направляется вверх, то вместо нее может спуститься кабина 2. Кроме того, можно привязать каждый лифт к определенной группе этажей. Возможно, вам приходилось бывать в зданиях, где несколько лифтов просто стоят в лобби с открытыми дверями. Это называется «стратегия парковки», когда пустые лифты возвращаются на этажи, где они пользуются наибольшим спросом. Сегодня технологии прогнозирования пассажиропотока и программы для мониторинга в режиме реального времени позволяют компьютерной системе лифта варьировать стратегии, чтобы подстроиться под нужды пассажиров в утренние и вечерние часы пик.

Сложные вычисления

Настоящий прорыв в программировании лифтов пришелся на 1970-е, когда появилась возможность перепрограммировать компьютеры. Если кто-то изобретал новую стратегию маршрутизации лифтов, то вовсе не обязательно было, как раньше, продавать идею строительному магнату и ждать, пока он построит небоскреб. Теперь можно было обкатать и настроить разработку на виртуальных симуляторах.

Введите номер этажа, на который хотите попасть, и система направит к вам тот лифт, который доставит вас на место быстрее остальных.

После этого индустрия обогатилась множеством новых алгоритмов. Одна из популярных сегодня стратегий – «контроль расчетного времени прибытия». Ее суть в том, что компьютер оценивает все кабины, движущиеся по направлению к этажу, где была нажата кнопка вызова, и выбирает ту, которая, по его расчетам, прибудет на место быстрее всех. Другая востребованная стратегия – всегда направлять на вызов ту кабину, которая, согласно прогнозу, наиболее удобна для пассажира. Это предполагает сочетание минимального времени поездки, минимальных затрат энергии и других обозначенных конструктором приоритетов.

Вершина оптимизации – это технология группировки по месту назначения (destination dispatch), которая используется в лифтах небоскребов, построенных или модернизированных после 1990-х годов. В этих зданиях вместо кнопок вызова «вверх» и «вниз» вы выбираете кнопку с нужным этажом, и интеллектуальная система сообщает, какой лифт из группы доставит вас до места назначения.

Благодаря тому что система знает, куда конкретно нужно добраться пассажирам, ее эффективность стремится к идеальной. Люди, которым нужно на один и тот же этаж, группируются в одной кабине, и каждая группа добирается до места назначения без лишних остановок. Можно догадаться, что при этом время ожидания лифта в среднем увеличивается, поэтому система, оснащенная технологией группировки по месту назначения, может менять приоритеты в течение дня. Например, в утренний час пик, когда ключевой является полезная производительность, ждать прибытия лифта придется дольше, но зато время поездки сокращается. Днем, когда пассажиропоток уменьшается, лифт может приехать быстрее и ожидание будет менее утомительным.

Имея в распоряжении все эти варианты, можно выбрать из них самый подходящий. Зачастую этот выбор тоже автоматизируется. Используя технологии машинного обучения, инженеры моделируют желаемый результат, и затем программа-контроллер симулирует действия, чтобы добиться оптимального эффекта в соответствии с заданной моделью. В каждый момент времени система сканирует состояние симуляторов лифта и параметры каждого исходящего вызова, решает, какие действия следует предпринять, и измеряет результативность. В итоге программа находит наиболее эффективные пути для всех комбинаций факторов. Они бывают настолько сложны, что даже разработчикам не всегда понятно, почему контроллер работает так, а не иначе.

А сегодняшнем выпуске Клуба я буду отвечать на вопрос мамы Наташи и ее сына Миши (4 года): "Откуда лифт знает, на каком этаже ему остановиться?"


лифт
В лифте

Думаю, большинство детей хоть один раз, но сталкивались с этим волшебным устройством - лифтом. Нажимаешь на кнопочку у двери, заходишь в маленькую комнатку, которая вдруг начинает куда-то ехать, а потом двери открываются - и ты оказываешься на нужном этаже. Чудо, правда? Хотя никакого чуда в лифте нет - это такое же техническое устройство, как стиральная машинка или пылесос. Давайте рассмотрим поближе, как же устроен лифт.

Для этого мы с моей неизменной помощницей Катей пошли на экскурсию в соседнюю девятиэтажку. В доме, где мы живем, всего пять этажей - в нем лифта не предусмотрено. А вот в девятиэтажке можно на нем покататься, чем иногда и развлекается местная детвора. Катя лифта немного побаивается, но ради научного эксперимента все же согласилась съездить на самый верх дома.

Девятиэтажка с лифтом
В этом доме лифт есть

Первое, что мы увидели, зайдя в подъезд - это закрытые внешние двери лифта. За ними скрывается шахта - огромный колодец, проходящий от первого до самого верхнего этажа. По этому колодцу и движется кабина лифта (та самая маленькая комнатка) вверх-вниз, вверх- вниз.

Если нажать кнопку вызова у дверей, то к вам приедет кабина, откроются внешние двери шахты и внутренние двери лифта, и можно будет зайти внутрь. Что мы и сделали.


В шахте кабина висит на тросах - железных веревках, которые привязаны к потолку кабины. Их обычно бывает от трех до восьми. В случае, если один из тросов перетрется и порвется, остальные его подстрахуют. Поэтому бояться, как Катя, того, что лифт "оторвется", совершенно не нужно.

На самом верху тросы тянет подъемный механизм - лебёдка. Это большое колесо (канатоведущий шкив) на оси, соединенной с электрическим мотором. Мотор крутится, ось вращается и наматывает трос на колесо, а кабина едет.


Лебедка установлена в специальной комнате, находящейся выше самого последнего этажа - машинном помещении. В нем, кроме подъемного механизма, находится станция управления - электронное устройство, которое управляет движением лифта, его перемещением на нужное расстояние и открыванием дверей.

Именно к станции управления идут электрические провода от кнопок вызова на этажах и от кнопочного аппарата внутри кабины лифта. Сигнал от кнопок поступает в компьютер станции управления, а он уж решает, что надо делать лифту: опускаться или подниматься, открыть или закрыть двери.

Вот бы когда-нибудь попасть в машинное помещение и посмотреть на работу этих механизмов своими глазами!

устройство лифта
Станция управления лифтами (фото из Википедии)

Кабина лифта едет вверх и вниз по шахте по специальным направляющим - похожим на рельсы железкам, проложенным по бокам шахты. Они нужны для того, чтобы кабина во время движения не качалась и не стукалась о стенки.


Помогает ей в движении противовес - груз, подвешенный к противоположному концу троса. Он нужен для того, чтобы лебедке нужно было прилагать меньше усилий для поднятия кабины (мы это запомним, а потом проверим - действительно ли противовес помогает?).

Ну и в самом низу шахты лифта, ниже первого этажа, находится приямок - пустое место, куда может опуститься кабина в случае падения. Там находятся буферы (амортизаторы) - специальные пружинные или гидравлические тормоза, которые смягчат удар На фото это три красных пружинки на бетонных кубиках.


И там же расположено натяжное устройство ограничителя скорости. Дело в том, что у лифта есть несколько защит от падения. Если кабина начнет падать, скорость ее движения станет слишком большой, и тогда сработает ограничитель скорости - по принципу, похожему на действие автомобильных ремней безопасности.

устройство лифта
Натяжное устройство ограничителя скорости (фото из Википедии)


Кроме того, на самой кабине есть ловители - похожие на прищепки железные устройства, которые в случае необходимости резко зажимают трос, останавливая движение кабины. Так что даже если все три троса сразу оборвутся, лифт не упадет, а просто остановится в шахте.


Это называется "лифт застрял". И тогда нужно будет на кнопочной панели в кабине нажать кнопку вызова диспетчера (или позвонить ему по телефону, потому что в нашем лифте эта кнопка была испорчена и не работала), чтобы пришли техники и помогли выбраться из застрявшей кабины.

Но наш лифт работает вполне исправно. Катя нажала на кнопку девятого этажа, и кабина лифта поехала вверх.

кнопки лифта
Кнопочный аппарат лифта. Не очень красивый, правда?
Так и хочется сказать: "Люди, не будьте свиньями!"


Как же компьютер узнает, когда именно лифту будет нужно замедлить ход и остановится? Ведь глаз у него нет, и сколько лифт проехал этажей он не видит? Глаз у компьютера, действительно, нет. Но вместо глаз у него есть специальные электрические датчики. Они крепятся на стене шахты перед каждым этажом. Кабина лифта, проезжая мимо них, получает сигнал о том, где она находится. И когда кабина окажется напротив нужного датчика, компьютер скомандует ей сбросить скорость и остановиться. Только при правильной остановке кабины электропривод дверей получит ток, и двери откроются. Поэтому не надо бояться, что двери лифта откроются между этажами - у них нет своего питания для этого. И также не надо боятся "шагнуть в пустоту": того, что внешние двери шахты откроются, а кабина не пришла - у внешних дверей совсем нет своего механизма для открывания, они открываются дверями кабины. Поэтому такого не может быть, чтобы двери открылись без кабины за ними.

Рассказ обо всех этих мерах безопасности совершенно успокоил Катю. Мы поднялись на лифте на самый верх, посмотрели в окошко на наш двор, который так непривычно выглядит с высоты птичьего полета, и вернулись обратно.

А дома мы занялись постройкой модели лифта и проверкой основных физических принципов его движения. Предлагаем это проделать и вам.

Для того, чтобы своими руками сделать лифт, нужны самые обычные вещи - картонная коробка с вырезанной передней стенкой, и веревка, которую надо прикрепить к крыше коробки.

Подтягивая вверх и отпуская веревку вниз можно поднимать и опускать кабину с грузом. Это самое простое устройство лифта. Наверное, именно так выглядели первые в мире лифты, которые использовали египтяне много сотен лет назад для поднятия грузов при постройке своих пирамид. Но, возможно, они уже знали более сложное механическое устройство - блоки. Перекинув веревку через блок гораздо легче поднимать грузы на высоту. Предлагаю проверить это на собственном опыте: попросите ребенка сначала поднять игрушечный лифт на высоту просто за веревочку (для этого надо встать повыше - на лесенку или стол), а потом пусть он поднимет лифт на ту же высоту, только используя блок (для этого надо перекинуть веревку повыше через ступеньку лесенки или через какую-нибудь штангу, а тянуть за нее ее снизу). Правда, с блоком поднимать груз легче?

А теперь вспомним, что в настоящем лифте используется не только веревка (трос) и блок (колесо лебедки, расположенное вверху шахты лифта), но и противовес. Проверим, легче ли двигать лифт, используя его? Для этого в нашем игрушечном лифте на второй конец веревки подвесим груз. Мы подобрали книжку такого веса, чтобы в свободном состоянии лифт и груз уравновешивали друг друга. Если теперь тянуть за веревку, заставляя кабину ехать вверх-вниз, то становится очевидно, что нам достаточно приложить гораздо меньшее усилие, чтобы двигать кабину. То есть противовес нужен, чтобы облегчить работу электромотору лебедки.

Ну и в конце можно попробовать сделать подобие датчиков этажей. Для этого мы на каждую ступеньку лесенки (этаж) прикрепили скотчем гибкую палочку. Проезжая мимо, кабина лифта цепляет за палочки, отсчитывая этажи. Один щелчок-два-три: пора выходить.


принцип работы лифта
Действующая модель лифта :)

макет лифта своими руками
Датчик этажей крупным планом

Надеюсь, Мишу устроит мой ответ на его вопрос:)

А чтобы я ответила и на ваши вопросы, присылайте их мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой "Клуб почемучек". Все присланные в Клуб вопросы, независимо от того, публиковался на них ответ или нет, будут участвовать в розыгрыше приза, который состоится в первую пятницу осени, 6 сентября.

Прнмечание. Частота вращения ротора 1400 мин-1, напряжение 220/380 В.

Таблица 5. Технические характеристики редукторов для привода дверей кабины лифта

Тип редуктора .

Диаметр шкива клнноременной передачи, им

Тип лифта, в котором применяется редуктор

С подвижным полом кабины С неподвижным полом кабины Грузоподъемностью 500 кг, ин­декс ПГП-366 (производство КМЗ)

Рис. 17. Схемы распашных дверей кабины
а — одностворчатая; б — двухстворчатая; в — четырехстворчатая

На тихоходном валу редуктора установлены фасонная шайба для воздействия на двуплечий рычаг замка двери кабины; водило (кривошип), с помощью которого вращательное движение выходного вала редуктора переходит в поступательное движение створки диерей; дне кулачковые шайбы, воздействующие на контакты ВКО н ВКЗ, — для отключения привода в крайних положениях (ВКО — выключатель конечный открывания створок, ВКЗ — выключатель конечный закрывания ,створок); пружина, с помощью которой закрываются двери кабины.

Конструкция автоматических раздвижных дверей кабины пассажирского лифта показана на рис. 18. Двери шахты закрываются, двигаясь по наклонным линейкам, связанным со створ-камя дверей кабины с помощью тросика диаметром 3,3 мм. Электродвигатель привода дверей с вертикально расположенным валом установлен на вертикальной плите. Для обеспечения открывания и закрывания дверей кабины и шахты на каретках дверей кабины установлены отводки, а на каретках дверей шахты — рычаги с роликами. Червячный редуктор с вертикальным входным и горизонтальным выходным валами установлен на кронштейне. Для уменьшения вибраций, передаваемых на кабину, и для уменьшения шума при работе механизма под лапы редуктора подложены резиновые амортизаторы. На выходном валу редуктора насажен кривошип с фасонной ступицей, имеющей втулку с наружной резьбой. На ступице установлены и жестко закреплены кулачки, которые при работе привода взаимодействуют с блокировочными контактами. На конце кривошипа закреплена втулка, внутри которой помещен шток с головкой, а снаружи установлен свободно вращающийся ролик.

Элементы привода дверей в исходном положении расположены в следующем порядке: ролик, находящийся на конце кривошипа, размещен в створке с малой полкой кронштейна; шток отжат криволинейным рычагом в крайнее положение и перекрывает внешнюю плоскость полосы, приваренной на кронштейне. Поскольку полоса в этом положении ролика не имеет скоса, то дверь не может быть открыта, так как кронштейн боковой поверхностью упирается в шток. Существуют четыре цикла работы открывания дверей: 1) отпирание замка дверей кабины; 2) движение створок дверей кабины и отпирание замка створок дверей шахты; 3) совместное открывание створок дверей кабины и шахты; 4) отключение привода.

Редуктор привода дверей работает при подаче напряжения на электродвигатель. В начале вращения тихоходного вала редуктора поворачиваются фасонная шайба, водило и кулачковые шайбы. Фасонная шайба, поворачиваясь вокруг оси, действует на ролик двуплечего рычага замка дверей кабины. Рычаг выходит из зацеплении с упором каретки и дверь отпирается (рис. 19). Зазор между регулировочным болтом замка и упором каретки должен быть 1—2 мм. Допустимый зазор между роликом и упором каретки не более 5 мм. С помощью водила приводятся в движение створки дверей кабины. Двери шахты этажа, на котором стоит кабина, взаимодействуют с дверями кабины с помощью отводок, установленных на каждой двери кабины. В паз отводок входят ролики автоматических замков. После открывания створок на 8 мм отводками отпираются защелки замка створок дверей шахты; при дальнейшем воздействии водила на упор каретки открывают створки дверей кабины и шахты. При открывании
дверей кабины пружина закрывания растягивается (последняя закреплена одним концом на каретке правой стороны, а другим — на балке дверей кабины). Кулачковая шайба в конце хода створок воздействует на контакт ВКО и двигатель отключается. В этом состоянии двери лифта открыты.

У пассажирских лифтов с неподвижным полом упор каретки заменен скобой, в которую входит ролик водила, и, следовательно, водило служит запором двери кабины. Привод дверей осуществляется микропереключателем с рычагом. Механизм реверсирования привода предназначен для изменения направления движения створок дверей кабины, если при их закрывании они встретят препятствие. Механизм реверсирования привода состоит из микропереключателя, толкателя и рычага реверса, который установлен шарнирно и пазу водила. Микропереключатель имеет два контакта: размыкающий и замыкающий. При встрече створки двери кабины с препятствием в момент закрывания толкатель реверса, касаясь скоса на скобе, передает усилие через рычаг реверса на контакт микропереключателя, после чего размыкается контакт в цепи катушки закрывания дверей. Электродвигатель привода дверей отключается, а в цепи катушки открывания дверей контакт микропереключателя включает реле открывания дверей и двери открываются.

Рис. 18. Конструкция автоматических дверей кабины пассажирского лифта
1 —блок; 2-линейка; 3. 13 — кронштейны: 4, 34 — пружины: 5 — отводка: 6 — канатик; 7 — каретка: 8 — контрролик; 9-гбалочка; 10 — призма; 11, 20,31 — ролики; 12, 19 — контактные устройства: 14 — кривошип; 15 — кулачок, 16 — микропереключатель; 17 — лошадка; 18 — рычаг микропереключателя; 21 — амортизатор; 22 — несущая балка: 23— шпилька; 24 — створка; 25 — башмачок; 26 — электродвигатель; 27 — клиноременная передача; 24 — редуктор; 29 — уголок порога; 30 — шток; 32 — втулка; 33 — рычаг

Рис. 19. Замок автоматической
раздвижной, двери пассажирского лифта
1 — ролик замка; г —дверь тахты; 3 —линейка двери; 4 — каретка; 6 — кронштейн; 6 — контакт ДЗ;
7 — заделка заика; 8 — ось; 9 —эксцентрик

призваны исключить возможность попадания людей в шахту при отсутствии кабины на этаже. В связи с этим, они оборудуются соответствующими блокировочными устройствами и замками. Другой особенностью шахтной двери является наличие системы автоматического закрытия при аварийном уходе кабины с этажа при открытых дверях.

Применяются два основных решения: использование наклонных линеек подвески створок шахтных дверей или замыкающего створки грузового механизма. В последнем случае, створки шахтных дверей перемещаются по горизонтальным направляющим линейкам посредством синхронизирующего троса и двигающегося в вертикальном направлении груза (рис.6.5). Аналогичная схема применяется в конструкции полуавтоматических раздвижных дверей.

Конструкция и работа механизма привода автоматических дверей лифта

Рис.6.5. Схема шахтной двери с грузовым механизмом закрывания 1 - створка двери с кареткой, 2 - трос синхронизации движения створок, 3 - отклоняющий блок, 4 - цилиндрическая направляющая движения груза, 5 - груз закрывающий

Конструкция шахтной двери с наклонными направляющими линейками и приводом от дверей кабины лифта представлена на рис.6.6.

Шахтная дверь монтируется на металлоконструкции рамы портала, включающей верхнюю балку 3, стойки 2 и балку порога 7. Рама портала крепится на внутренней поверхности стены шахты. На балке 3 закреплены наклонные направляющие линейки, по которым перемещаются каретки 5 со створками 1. Каретки оборудуются опорными роликами 11 с ребордами, которые вместе с вкладышами 8 обеспечивают движение створок в вертикальной плоскости. Для надежного взаимодействия реборд роликов с направляющими линейками каретки оборудуются контрроликами. Между нижней поверхностью линейки и контрроликом устанавливается зазор 0,1-0,15 мм путем поворота эксцентричной оси ролика.

Угол наклона линеек выбирается так, чтобы параллельная линейке составляющая силы тяжести створки гарантировала автоматическое закрытие створок в случае, если кабина ушла с этажной площадки с открытыми створками (по аварийной причине).

Раздвижные створки шахтных дверей представляют собой сварную конструкцию из гнутого стального профиля, облицованные пластиком со стороны этажной площадки.

В пожаростойком исполнении коробчатая металлическая конструкция створок заполняется минеральным картоном или другим негорючим материалом. Наружная поверхность покрывается огнестойким лаком.

Со стороны этажной площадки проем шахтной двери имеет декоративное металлическое обрамление.

Шахтные двери оборудованы замками 6 с контактами 21, контролирующими закрытие створок 1. На рис.6.6 (вид А) створки показаны в закрытом состоянии и замки исключают возможность открытия створок изнутри кабины. Зуб 12 защелки 13 сцеплен с краем отверстия в основании блока контроля 19. Левая часть суммирующего коромысла 23 опирается на упор левой створки, тогда как его правая часть поднята максимально вверх зубом 12, который занимает верхнее положение под действием силы тяжести груза 16 рычага 15. При этом контактное устройство 21 находится в замкнутом положении.

При остановке кабины на этажной площадке включается привод створок ка-бинных дверей и соответствующая отводка (рис.6.7) воздействует на ролик 14, поворачивая рычаг 15 против часовой стрелки. Зуб 12 выходит из зацепления с кромкой отверстия детали 19, коромысло 23 перестает воздействовать на контакты 21. Давление отводки на ролик 18 вызывает открытие правой створки шахтной двери. Аналогичным образом работает левая створка шахтной двери.

При закрытии кабинных дверей, соответствующие отводки, действуя на ролики

18, закрывают шахтные створки. Зуб защелки 12 скользит по наклонной части детали 19 до момента сцепления с кромкой отверстия основания 19. Под действием силы тяжести груза 16 зуб защелки занимает предельное верхнее положение и коромысло 23 воздействует на кнопку контактного устройства 21.

Читайте также: