Как работать с полиэфирной шпаклевкой

Обновлено: 03.05.2024

Несмотря на множество споров о достоинствах и недостатках полиэфирных шпаклевок, нельзя не заметить того факта, что в 90% кузовных работ применяются именно эти материалы. Основные претензии связаны со сложностью подбора оптимального состава для разных повреждений, необходимостью обладания определенными навыками для получения идеальных поверхностей. Но кто говорил, что шпатлевать машину легко? А указанные выше недостатки, скорее всего, можно отнести к неумению работать с этим материалом. Поэтому давайте начнем с азов.

Не станем делать бесплатную рекламу определенным производителям, ведь у большинства предложения сходны по качеству и стоимости. Не будем вникать в особые тонкости процесса шпатлевания, ведь научиться выйдет только на опыте. А остановимся именно на особенностях отдельных существующих видов шпаклевки, ведь значительная часть ошибок совершается еще на этапе выбора и подготовки материала.

Что из себя представляет классическая полиэфирная шпаклевка

Автомобильная шпаклевка — пастообразный материал для устранения неровностей и вмятин на кузовных элементах перед покраской. Классическая полиэфирная шпаклевка состоит из двух основных групп веществ:

  • Смолы на базе модифицированных полиэфирных химических соединений, определяющих пластичность и вязкость, адгезию и скорость полимеризации материала.
  • Наполнители на основе минеральных нерастворимых компонентов, оказывающие влияние на прочностные показатели и сложность дальнейшей обработки нанесенного на металл или пластик слоя.

При соединении смол и наполнителя получают своеобразную пасту, в которую для запуска процесса полимеризации необходимо ввести отвердитель на основе пероксидных инициаторов. В зависимости от исходного состава (тип смол и наполнителей) получают покрытия с различными эксплуатационными характеристиками, необходимыми для ремонта кузовных деталей с различной степенью повреждений. Но все полиэфирные шпаклевки объединяет ряд преимуществ:

  • Неплохая механическая прочность при сохранении эластичности.
  • Сокращенный период полимеризации.
  • Отлично ложится и хорошо пристает (высокая адгезия) к различным поверхностям.
  • Обладает небольшой усадкой.

Именно такие эксплуатационные характеристики материала и нужны для восстановления поверхности кузовных деталей машин. Ведь при большой усадке сложно вытянуть необходимый тонкий слой, а неэластичная шпаклевка не выдержит вибрации и деформаций металла.

Ради справедливости отметим следующий момент. Полиэфирка не терпит дилетантов и неумелых рук. Любая ошибка приведет к тому, что все преимущества будут сведены на нет. По этой причине и важно понимать особенности материала, какой подходит для больших площадей или глубоких вмятин, какой можно зашлифовать позже, а с каким такие номера не пройдут.

Классификация

По назначению выделяют три класса полиэфирных шпаклевок, применяемых для ремонта металлических поверхностей и отличающихся эксплуатационными характеристиками:

  • Основные (наполняющие, стартовые) — составы с грубым наполнителем, отличающиеся повышенной адгезией к предварительно подготовленной поверхности. Обладают повышенной механической прочностью, но хуже поддаются последующей обработке. Рекомендуемая область применения — заполнение локальных глубоких вмятин и повреждений при необходимости нанесения толстых слоев материала. При многослойной укладке позволяют убрать вмятины до 6–10 мм. В эту категорию входят составы со спецдобавками в наполнитель, обеспечивающими повышенную прочность покрытия.
  • Финишные (тонкие, доводочные) — составы с улучшенными эластичными свойствами, полученными за счет применения мелкозернистого наполнителя. Используют материал для устранения незначительных дефектов и в качестве завершающего покрытия, укладываемого на стартовые шпаклевки. На все поверхности состав ложится хорошо, но толщина слоя не превышает 0,5–0,8 мм. Для удаления больших вмятин «финишка» не подойдет из-за увеличенной усадки.
  • Универсальные шпаклевки отличаются средней зернистостью наполнителя, благодаря чему получили свойства и стартовых, и финишных составов. Рекомендованы для нанесения на стартовые материалы при значительных деформациях металла в качестве промежуточных слоев. При должной квалификации мастера шлифуются не хуже доводочной шпаклевки, но новичкам в кузовном ремонте завершающий слой все-таки лучше наносить более тонкой финишной полиэфиркой.

Чтобы получить качественную поверхность, пригодную для последующей покраски, рекомендуем наносить несколько слоев шпаклевки с постепенным уменьшением зернистости наполнителя. Если вы планируете работать на профессиональном уровне — держите в запасе все три класса материалов.

Специальные наполняющие полиэфирные шпаклевки

Зачастую кузовной ремонт требует решения нестандартных задач. И это понятно, ведь одна часть деталей подвергается усиленному нагреву, другая повышенным вибрациям, а на больших площадях металл играет из-за недостаточной жесткости. Попробуйте зашпатлевать обычными стартовыми и финишными составами отрихтованные крышу машины или капот. Для такого ремонта стандартные полиэфирки не подходят, нужен материал с более совершенными эксплуатационными свойствами. Поэтому производители и предлагают шпаклевки, в состав наполнителя которых внесены специальные добавки.

Наполняющие шпаклевки фирмы SOLID

Со стекловолокном

Больше всего производители экспериментируют со шпаклевками этого класса. Добавляют длинные и короткие сегменты стекловолокна, меняют концентрацию, корректируя прочностные характеристики материала. После отвердевания состава на обработанной поверхности получают слой настоящего стеклопластика, выдерживающего увеличенный нагрузки на разрыв. Но эластичность шпаклевок с добавками стекловолокна хуже. Поэтому использовать состав на больших по площади поверхностях, при необходимости нанесения тонкого слоя, нельзя. Не подойдет материал и для кузовных элементов, работающих в условиях повышенной вибрации и увеличенных температурных расширениях металла. Не стоит использовать его, например, для обработки крыши.

В эту же категорию отнесем шпаклевки с углеволоконным наполнителем. Материал обладает теми же свойствами, но меньше весит и лучше армирует обрабатываемые поверхности.

Основное назначение составов этого класса — обработка силовых элементов: арки, стойки, пороги. Рекомендовано применение при глубоких вмятинах и на участках, поврежденных коррозией. За счет армирующих свойств стекловолокна при помощи этой шпаклевки заделывают даже сквозные дыры небольшой площади.

Преимущества шпаклевки со стекловолокном:

  • Можно наносить толстым слоем, усадки практически не наблюдается.
  • Увеличенная наполняющая и армирующая способность, позволяющая работать на участках, сильно деформированных или поврежденных коррозией.
  • За счет повышенной прочности используют даже в зонах разрывов металла и при сквозных повреждениях.

Нельзя использовать для устранения незначительных дефектов — тонким слоем материал не нанести, да и последующая зачистка стеклопластика — еще та головная боль.

С алюминиевой пудрой

Интересный вариант полиэфирки, получивший распространение сравнительно недавно. Введение в наполнитель алюминиевой пудры позволило получить металлизированную шпаклевку на полиэфирной основе. Коэффициент температурного расширения состава этого класса близок к показателям стали и других металлов. За счет этого отвердевшее покрытие без последствий выдерживают многократные циклы охлаждения/нагрева без образования трещин и отслаивания.

Рекомендованная сфера применения — кузовные элементы, подвергающиеся температурным и вибрационным нагрузкам, включая и детали с большой площадью поверхности. Требуется шпатлевать крышу, капот, щит моторного отсека? Выбирайте полиэфирную шпаклевку с алюминиевой пудрой.

Среди преимуществ материала отметим:

  • Минимальная усадка в классе полиэфирных шпаклевок.
  • Мелкозернистая структура, за счет которой состав используют для устранения мелких дефектов.
  • На границах шпатлевания не обрывается и легко выводится в нуль.
  • На треть увеличенный период жизни замешанного состава, упрощающий работу с поверхностью большой площади.

Для обработки силовых кузовных элементов такую шпаклевку применять нецелесообразно из-за повышенной стоимости материала.

Облегченная шпаклевка

Еще одна из новинок, заслуживающая внимания. В качестве наполнителя в состав введены стеклянные шарики микроскопичного размера. За счет этого производители уменьшили удельный вес материала и упростили последующую шлифовку поверхности. При обработке наждачкой наполнитель не выдергивается из основы, а просто стирается. К отличительным чертам шпаклевки относят:

  • Сниженный на 30–40% вес покрытия.
  • Легко шлифуется в течение 2-3 дней после нанесения.
  • Сохраняет эластичные свойства после полимеризации.

Эти факторы и определили сферу применения полиэфирных шпаклевок такого класса:

  • Значительный объем ремонтных работ.
  • Детали, обработка которых не должна привести к утяжелению.
  • Кузовные элементы с большой площадью поверхности, для которых важна быстрая шлифовка.

Материал используется для ремонта кузовных элементов из стали, в том числе и оцинкованной, алюминия.

Жидкая шпаклевка

Составы этого класса сокращают срок обработки больших площадей металла. Шпаклевка наносится на поверхность напылением при помощи стандартных краскопультов или пистолетов, используемых для антигравийной обработки. Заполняет неровности и небольшие царапины на кузовных деталях. Интересен опыт применения в качестве изолятора между основной полиэфирной шпаклевкой и лакокрасочным покрытием. Состав предотвращает образование дефектов, вызванных неправильной дозировкой отвердителя в первых слоях, нанесенных на металл.

Тем, кому приходилось работать с материалами подобного класса, отмечают следующие плюсы шпаклевки:

  • Хорошая адгезия с металлами, отдельными видами пластика, стекловолокном.
  • Ложится на грунтованные и негрунтованные поверхности.
  • Совместима практически со всеми видами лакокрасочных материалов, используемых при кузовном ремонте.
  • Обладает высокой эластичностью и удобна в работе.

Обратим внимание. Для жидкой полиэфирной шпаклевки требуется большее количество отвердителя. Соотношение у продукции разных производителей отличается, но обычно составляет 6-7%. Перед началом работ обязательно ознакомьтесь с инструкцией.

Полиэфирные шпаклевки для работы с пластиком

Для работы с пластмассовыми деталями, широко применяемыми и автопроизводителями, и тюнинговыми ателье, также потребуется специальная шпаклевка. Дело в том, что большинство стандартных составов будет вступать в реакцию с пластиком, попросту разъедать его. Да, есть исключения. Некоторые шпаклевки используются и по стали, и по алюминию, и по полимерам. Но подобрать ее для каждого отдельного бампера сможет только спец. Ведь детали делают из разных полимеров. Поэтому и рекомендуем применять специальные полиэфирные шпаклевки для пластика.

Основу материала так и составляют смолы, а вот в качестве наполнителя используются мелкая резиновая и полимерная крошка. При этом состав, включая отвердитель, подобран таким образом, чтобы не нанести вреда пластмассовым деталям. Шпаклевка сохранила свою эластичность, что немаловажно, ведь пластиковые изделия подвержены деформациям.

Такая непростая простая подготовка шпаклевки к работе

Казалось бы, что может быть проще. Замешал и шпаклюй себе потихонечку. Но уже на этом этапе допускаются ошибки, которые потом четко выявляются после покраски. Поэтому не стоит спешить и рисковать, ведь повторная перекраска обойдется в копеечку. Давайте научимся читать и выполнять рекомендации производителей!

Начнем с того, что не стоит надеяться на собственное мастерство и умение быстро шпатлевать стены и гипсокартон на больших площадях. С полиэфирными материалами такой номер не пройдет. Учитывайте незначительную по времени жизнеспособность готовой к работе смеси, которая не превышает 5–6 минут. По истечении этого периода шпаклевка начнет скатываться, и уложить ее качественно, особенно тонким слоем, не выйдет. И недешевый материал придется выкинуть. Всегда замешивайте небольшие порции состава, которые можно выработать за 3-4 минуты.

Следующий момент, о котором частенько забывают. При длительном хранении смола и наполнитель несколько разделяются. Смола покрывается пленкой, а минеральные и другие добавки уходят в осадок. Правильно подобрать концентрацию отвердителя для шпаклевки в таком виде нереально. Поэтому перед началом работ тщательно перемешайте весь материал в банке. И только после того, как вся масса станет однородной, можно приступать к введению отвердителя.

Большинство шпаклевок рассчитано на добавления в основной состав 2-3% отвердителя. Считается, что в теплом помещении вполне достаточно 2%, а если температура ниже 15–17 градусов, то добавляют больше. Единственное исключение — жидкие шпаклевки, в них вводят до 7%. И вот на этом этапе и происходит большинство ошибок. Кто-то хочет, чтобы шпаклевка прожила дольше, кто-то стремится к тому, чтобы она не застывала подольше. И начинаются эксперименты с количеством катализатора .

Поймите одно. Увеличение или уменьшение отвердителя не приводит к изменению скорости полимеризации. А вот на свойства полученного слоя он повлияет. Причем при ошибочном выборе концентрации повлияет самым негативным образом. Смотрите, что получится:

  • При недостаточном количестве отвердителя шпаклевка застывает слишком долго, а в отдельных случаях и никогда. Начнете шлифовать, наделаете комков, рисок. Ни о какой качественной покраске в этом случае речь даже не пойдет.
  • При излишнем объеме катализатора, его часть не вступает в реакцию со смолой. Остаток впоследствии начнет взаимодействовать с металлом, грунтом, лакокрасочным покрытием. Если увидите на машине выцветшие пятна краски по зашпатлеванным местам, знайте, при подготовке состава ввели много отвердителя.

И еще один момент, о котором следует помнить. Практически у всех марок шпаклевок, наполнитель, например, стекловолокно и отвердитель ярко окрашен. Размешивайте состав до тех пор, пока не останется явно видных компонентов отличающегося цвета. Только когда вся масса станет однородной следует приступать к работе.

Нужна ли грунтовка?

Еще один вопрос, который породил массу споров. Нужно ли грунтовать металл перед укладкой шпаклевки. Дело в том, что и производители внесли в эту тему много спорных моментов. Составы в процессе своего совершенствования постоянно меняются. Поэтому можно встретить кардинально отличающиеся рекомендации.

Давайте и тут доверять инструкции на упаковке. Делайте так, как это рекомендует производитель. Но если рассматривать общие случаи, то стоит выделить следующие моменты:

  • Если состав может наноситься на голый металл, то его необходимо предварительно обработать наждачкой с зернистостью 80. В этом случае на поверхности останутся риски, размер которых обеспечит лучшую адгезию материалов.
  • Если речь идет о ремонте значительно поврежденных ржавчиной участков, то стоит все-таки защитить металл от последующей коррозии. Шпаклевка имеет способность впитывать влагу. И если вода доберется до металла, то ничем хорошим это не закончится. В таких случаях рекомендована защита при помощи эпоксидных грунтовок. Они создают надежный барьер для влаги, а шпаклевка на них ложится отлично.

Обращаем ваше внимание. Использовать кислотный грунт под полиэфирную шпаклевку нельзя. Материалы вступают в химическую реакцию между собой. Краска на тиках участках долго не продержится. И также нельзя класть полиэфирку на термопластичные материалы.

Анализ рекомендаций производителей позволил составить список поверхностей, на которые допускается нанесение полиэфирных шпаклевок:

  • Стальная поверхность после предварительной подготовки.
  • Эпоксидные грунтовки.
  • Другие виды полиэфирных шпаклевок.
  • Лакокрасочные покрытия без повреждений.

Особенности работы с отдельными видами автошпаклевок

Технология нанесения шпаклевок со специальными наполнителями несколько отличается от стандартных работ, это связано с определенными особенностями материала. Обратим внимание на следующие моменты:

  • Шпаклевка со стекловолокном плохо поддается шлифовке. Наносить непосредственно на нее лакокрасочное покрытие нецелесообразно, потребуется дополнительный слой финишного состава. Поэтому полиэфирку со стекловолокном нельзя наносить заподлицо с обрабатываемой поверхностью. Оставьте 1-2 мм для финишного покрытия, которое скроет все дефекты.
  • А вот шпаклевка с добавлением алюминиевой пудры отлично ложится и практически не дает усадки. Поэтому она и укладывается вровень с поверхностью. Но делать лишнюю горку не следует, все-таки материал также плохо поддается последующей обработке.
  • Финишные составы наносите как можно меньшим слоем. Лучше уложить 2-3 слоя. Не пытайтесь решить все проблемы с неровностями за один заход. Это же справедливо и для материалов, наносимых при помощи напыления.

И еще один момент, который характерен для всех без исключения полиэфирных шпаклевок. Никогда не шлифуйте подготовленную поверхность с использованием воды.

Нужна ли дополнительная сушка?

Практически все виды составов можно обрабатывать уже после 20–30 минут после нанесения. Поэтому особого смысла в дополнительной сушке нет. Но иногда, при больших объемах работ, мастера прибегают к этой процедуре. Но следует помнить, что для большинства составов температура нагрева не должна превышать 60 градусов.

Для сушки используют фены или другое тепловое оборудования. Но чтобы не вызвать растрескивание слоя, всегда прогревайте металл изнутри, а не со стороны шпаклевки. При этом контролируйте температуру нагрева на ощупь. Слой может быть чувствительно горячим, но ни в коем случае не должен жечь пальцы.

Кстати, лучшим прибором для сушки зашпатлеванной поверхности считают инфракрасную лампу. Благодаря равномерному прогреву она позволяет предотвратить любые усадки материала. А к шлифованию слой будет готов уже через 5–7 минут.

На этом и завершим обзор полиэфирных шпаклевок, используемых в кузовном ремонте. О технике подготовки поверхностей и технологии шпатлевания поговорим в следующих материалах нашего блога.


Статью хочу предварить, процитировав высказыванием одного уважаемого мной человека … на одной ИЗ информационных площадок интернета —
"…первый и главный вопрос у людей к шпаклевке — это чтоб быстро сохла и на холоде тоже. народ хочет 10 минут, максимум 15. более 20 минут — уже минус.
второй вопрос — штобы хорошо терлась. хорошо — это подразумевается — легко. и не забивало наждачку.
третий — цена.
это примерно 30% СТО и 80%рынка. других требований этот сегмент вообще не предъявляет и не хочет знать.
могут оценить и обращает внимание на степень перетира, пористость, эластичность, усадку, цена-качество и т.д. 60% на СТО и 10% на рынке.из них третья часть решает потом, что быстро сохнуть всем же важнее. при том на этих 60% СТО обращают внимание не все, а немногие, и в итоге получаем, что 10-20 процентов парятся по этому поводу.
ничего нового не открыли — примерно 10% — процент неравнодушных к красоте, и их запросы отражает рынок. это безотносительно к нашим шпаклевкам, это чисто по запросам.
ну и 10% примерно любят свой брэнд, с которым работают, и плюют на все. у них даже не узнать, что им надо. кстати, не худшая позиция. работает себе с дюпоном или типа того, из-за этого точно не обеднеет. ничего не выбирает и не перебирает, зато больше времени думать о работе.ИМХО."
ИМХО-показательно. В своей практике постоянно сталкивают с вопросами: сколько стоит? как трётся?
Это главенствующие вопросы … после чего вопросов, как правило, не задают.
Однако в последнее время всё большее и большее количество людей, приходящих ко мне за консультацией, пытаются вникнуть в суть процессов, проявляя не поддельный интерес, задавая на первый взгляд "глупые" вопросы. К примеру:"Почему шпатлёвки нельзя наносить на 1К первичные грунты?
Для них достаточно сложно понять\прочитать хим.формулы реакций … им показываю "последствия" …
Шпатлёвки нанесены на "элементарную" достаточно пористую бумагу, сложенную стопкой в несколько слоёв-


Добравшись до последнего (в данном случае пятого слоя бумаги), обнаруживаем-


повреждения подложки.
В этой связи, для тех кто интересуется грамотным применением шпатлёвок, озвучу следующее:
А.
Согласно ГОСТ 10277-90. Шпатлевки. Технические условия:
Шпатлевки — это густые вязкие массы, состоящие из смеси пигментов и наполнителей в связующем веществе.
Шпатлевки предназначаются для заполнения неровностей и исправления дефектов окрашиваемой поверхности в системах покрытий, эксплуатируемых в атмосферных условиях и внутри помещений.
Основными нормируемыми показателями шпатлёвок по ГОСТ 10277-90 служат следующие параметры:
1. Цвет
2. Внешний вид шпатлевочного покрытия после высыхания
3. Время высыхания до степени 3, ч, не более
4. Степень перетира, мкм, не более
5. Условная вязкость шпатлевки
6. Пенетрация при температуре(25,0+/0,5)°
7. Стекание шпатлевки с вертикальной поверхности
8. Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее
9. Способность шлифоваться
10. Теплостойкость при температуре 65-70°С, ч, не менее
11. Эластичность при изгибе, мм, не более
12. Прочность при ударе на приборе У-1, см, не менее

Согласно ГОСТ 28379-89 на шпатлёвки ЭП-0010 И ЭП-0020 нормируются показатели:
1. Внешний вид шпатлевочного покрытия после высыхания
2. Условная вязкость шпатлевочной пасты, разбавленной растворителем при температуре (20,0 ± 0,5) °С, по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм,
3. Массовая доля нелетучих веществ шпатлевочной пасты, %, не менее
4. Время высыхания до степени 4, ч, не более
5. Эластичность шпатлевочного покрытия при изгибе, мм, не более
6. Прочность шпатлевочного покрытия при ударе на приборе типа У-1, см, не менее
7. Способность шлифоваться
8. Срок годности шпатлевки при температуре (20 ± 2) °С, ч, не менее
9. Влагопоглощаемость покрытия на окрашиваемой поверхности, %, не более

При разработке новых шпатлёвок, в первую очередь оцениваются (сравниваются) следующие показатели (вывод сделан на основе обзора патентов):
1. Прочность при ударе
2. Эластичность при изгибе
3. Степень перетира
4. Способность шлифовки
5. Теплостойкость

Б
Производители шпатлёвок дают очень скудную информацию, носящий рекламный характер. Можно продемонстрировать на примере известного бренда Novol, который в этом плане не отличается от всех остальных …можно сказать это типичная "картинка"-


В
Порой возникают вопросы о впитывании (гигроскопичности) влаги шпатлёвками, необходимости или недопустимости обезжиривания шпатлёвок в процессе их обработки.
На мой взгляд это вопросы, на которые нельзя давать однозначные категоричные ответы. В первую очередь это будет зависеть от основы шпатли (эпоксидная, полиэфирная …), во-вторую очередь это будет зависеть от времени воздействия на эту шпатлю …
Похоже на то, что вступление несколько затянулось.
В данной стаье хочу озвучить полученные данные по эластичности на изгиб и времени испарения некого объёма жидкости (основа 646 растворитель) с отшлифованной поверхности шпатлёвок (имею предположение, что чем быстрее испаряется жидкость, тем большая часть её впитывается в саму шпатлёвку).
Единовременно проходили испытания следующие шпатлёвки: JetaPro Universal, JetaPro Soft, JetaPro Al, JetaPro Fiber, JetaPro Light, JetaPro Plastic, JetaPro Carbon, Autolux Al, Autolux Fiber, Autolux Uni, Autolux Soft, Evercoat Fiber, Evercoat Lite Weight, Evercoat Z-Grip, Evercoat Poly-Flex, Evercoat Rage Gold, Mipa Al, C.A.R.Fit Al ( лэйбл), C.A.R.Fit Plastic, C.A.R.Fit Soft, ARS Fiberglass, USP Glass, USP Ultra Light Glass, USP Multi Soft Light, Bekra Al, Kitt Glass, Kitt Uni, Novol Uni, Westchem Glasfase, Roberlo Uni Light (Multieхtender), CarSystem Elastic Beige, CarSystem Soft, U-Pol Fantastic, U-Pol Superb, Holex Fiber, Holex Al, DX 80.
Шпатлёвки наносились по шаблону с толщиной слоя 1 мм. Испытания на эластичность проходили в два этапа.
Первый этап — изгиб до R=82мм (аналогично ГОСТ 10277-90)


Второй этап — изгиб в приспособлении собственной конструкции, обеспечивающий бесступенчатое изменение диаметра изгиба. К второму этапу, естественно, допускались шпатлёвки, прошедшие первый этап.
Результат второго этапа-


Результат по скорости испарения растворителей с поверхности шпатлёвок —


К графику "Скорость испарения" следует сделать пояснение. В данном случае бралось отношение времени испарения с контрольной, загрунтованной поверхности к времени на тестируемой поверхности. Таким образом, на графике самая большая величина соответствует самому быстрому испарению, т.е. хорошему впитыванию.
Хочу обратить Ваше внимание на шпатлёвки DX80 (Универсальная), JetaPro Plastic показавшие (на данный момент времени) в целом отличный результат.
Думайте, грамотно оценивайте предлагаемые рынком материалы, не ведитесь на "рекламные трюки" …

Полиэфирная шпатлевка

Если кому-то в жизни приходилось хоть раз сталкиваться с серьезными ремонтными работами, то он обязательно знаком со многими строительными и отделочными материалами, среди которых присутствует шпатлевка. Шпатлевка является незаменимым отделочным материалом, позволяющим качественно подготовить поверхность для дальнейшего нанесения какого-либо финишного слоя (поклейка обоев, покраска и т.д.). Данный отделочный материал с момента своего появления длительное время в своем составе имел гипсовую или цементную основу. Какое-то время спустя стали производить шпатлевки на основе полиэфирных смол. Развитие химической промышленности способствует появлению новых материалов. И сегодня огромной популярностью пользуется так называемая полиэфирная шпатлевка.

Полиэфирной она названа в связи с тем, что в основе ее состава находится смесь двух компонентов – полиэфирной массы и наполнителя. Таким образом, двухкомпонентная полиэфирная шпатлевка является белым пластичным материалом, в который добавляется отвердитель. В зависимости от того, для каких работ готовится смесь, необходимо получить определенную ее структуру, для чего в шпатлевку добавляются такие вещества, как стекловолокно, алюминиевая пудра, а также стеклянные микро-гранулы.

В связи с этим, полиэфирные шпатлевки классифицируются следующим образом:

  1. Универсальная полиэфирная шпатлевка. В ее составе присутствуют два основных элемента, а также специализированные минералы и наполнители, не содержащие силикона и асбеста, в качестве дополнительных добавок. Она отличается способностью высыхать за достаточно короткий промежуток времени. Такая шпатлевка отлично подойдет для выравнивания поверхности из металла, дерева, бетона, алюминия, цинка, полиэстера. Благодаря своим уникальным свойствам, к которым относятся пластичность, прочность, а также минимальная усадка, она легко наносится на поверхность и отлично скрывает различные неровности.
  2. Облицовочная шпатлевка. Имеет мелкозернистую структуру. Также как и предыдущий вид требует мало времени для высыхания. Главным образом, применяется для устранения мелких неровностей, царапин, пор. Данный вид отделочных материалов может выступать в качестве финишного слоя под покраску или грунтовочную смесь. Хорошо ложится на поверхности, основным материалом для изготовления которых служит бетон, металл, дерево, полиэстер или цинк. Для нее свойственна большая гибкость и заполняемость, благодаря чему работа протекает достаточно легко и быстро.
  3. Стекловолокнистая шпатлевка. В ее основе лежит стекловолоконный наполнитель. Данный материал применяется с целью выравнивания повреждений, имеющих различный объем, а также маленьких сквозных отверстий и участков, поврежденных ржавчиной. Проявляет устойчивость к различным механически повреждениям.

Кроме этого, все шпатлевки имеют еще одну классификацию в зависимости от фракции:

  1. Грубые. Являются тяжелыми шпатлевками, призванными сгладить все основные неровности, заполнить ненужные пространства и углубления (например, швы между листами гипсокартона), а также скрыть грубые дефекты. Еще одним преимуществом данного типа шпатлевки является придание дополнительной прочности поверхности, на которую она наносится. Имеет грубую фракцию и образует слой с видимой шероховатостью, который еще не готов для покрытия краской, лаком или обоями.
  2. Финишные. Наносятся поверх грубых шпатлевок. Используются для окончательного выравнивания поверхности и придания ей гладкости. Имеют очень мелкую фракцию и называются финишными в связи с тем, что после высыхания образуют слой, на котором отсутствуют шероховатости и на который можно наносить краску и клеить обои.

Кроме перечисленных выше характеристик и классификаций шпатлевок, также при ее выборе следует учитывать материал, на который планируется нанесение. Ведь каждая шпатлевка будет по-разному проявлять свои свойства, реагируя с той или иной поверхностью. Поэтому, нельзя одним и тем же видом отделочного материала покрывать, например, гипсокартонные стены в помещении и автомобильный кузов. Кстати, для последнего существует свой особый вид, который так и называется автомобильная полиэфирная шпатлевка.

Автомобильная шпатлевка

Автомобильная полиэфирная шпатлевка представляет собой порошкообразный или пастообразный отделочный материал, который обладает определенными свойствами. Шпатлевание кузова автомобиля является очень важным и кропотливым процессом, который требует умений, терпения, времени, а также наличие качественного материала и инструмента для работы. Ведь если безответственно отнестись к данному процессу, делать все в спешке, то можно получить некачественно отделанный кузов. Это станет причиной того, что при грунтовании кузова будут видны все неровности, углубления, а также переходы от шпатлевки к металлу. При чем, будут хорошо заметными даже самые мелкие изъяны и царапины. Соответственно, при покраске их скрыть также будет нельзя, в результате чего поверхность автомобиля не будет иметь желаемой ровности и глянцевой поверхности. Поэтому, нужно серьезно подходить как к выбору автомобильной шпатлевки, так и к самому процессу ее нанесения.

Стоит сказать, что каждый вид шпатлевки имеет свои нюансы приготовления к работе. Нельзя по одному и тому же рецепту готовить шпатлевку и для бетона, и для металла. Это связано с присутствием (или отсутствием) некоторых компонентов в составе данных отделочных материалов. Например, в шпатлевках, предназначенных для нанесения на металлические поверхности, присутствуют такие составляющие, как катализатор и отвердитель, благодаря которым они отличаются своей высокой степенью сцепки с поверхностью, а также быстротой засыхания.

В автомобильных шпатлевках также присутствует металлический порошок, позволяющий замаскировать надлежащим образом различные трещины и царапины, тем самым делая поверхность идеально ровной и глянцевой, а также придавая ей большую устойчивость к вибрациям. Однако, такие шпатлевки нельзя использовать с окрашенными или пластиковыми поверхностями. Перед их нанесением следует тщательно подготовить поверхность, удалив все остатки краски, ржавчины, а также обезжирив поверхность.

Некоторые правила нанесения полиэфирной шпатлевки:

  1. Шпатлевку следует наносить руками тонким слоем. Это позволит получить хорошую, ровную поверхность.
  2. Смешивать компоненты шпатлевки необходимо перед самым ее использованием, внимательно изучив, в каких пропорциях добавлять отвердитель. Иначе, материал быстро загустеет и станет не пригодным для работы.
  3. Как правило, отвердитель имеет красный цвет, который при тщательном перемешивании должен пропасть. Поэтому, ответ на вопрос о готовности шпатлевки к нанесению прост – смесь к использованию готова тогда, когда пропал красный цвет. Также стоит обратить внимание на то, что количество отделочного материала необходимо подготовить такое, которое вы сможете использовать за один раз. Готовая смесь не храниться, она затвердевает и приходит в негодность. Таким образом, отвердитель и саму шпатлевку следует смешивать порциями, а не все количество сразу.
  4. На нанесение смеси производители отводят около 5—10 минут, после чего она начинает быстро загустевать, что делает невозможным ее применение;
  5. Наносить шпатлевку следует только на качественно подготовленную поверхность;
  6. После окончания работы все инструменты необходимо вымыть и высушить.

Нанесение шпатлевки

Кроме этого, стоит отметить, что смешивать компоненты смеси для шпатлевания следует строго по инструкции и в тех пропорциях, которые указаны производителем. Если же отвердителя будет меньше, чем нужно, то нанесенной смеси понадобиться значительно больше времени для отвердевания или же она совсем не затвердеет. В другой ситуации, когда отвердителя будет больше положенного, то быстрее смесь также не затвердеет. Однако, после высыхания в материале останется энергичный отвердитель, который приведет к возникновению пятен после окраски автомобиля.

Таким образом, для идеальной поверхности, следует выбирать отделочные материалы высокого качества, а также осмысленно подходить к самому процессу шпатлевания. Есть золотое правило – чем лучше нанесена на поверхность шпатлевка, тем меньшее количество времени требуется на ее шлифовку.

Шпатлевка – это строительный материал, который используется для маскировки дефектов и выравнивания поверхности перед отделкой. Один из видов состава – шпатлевка полиэфирная. Средство обладает улучшенными характеристиками, поэтому состав часто используют профессиональные мастера.


Что такое полиэфирная шпаклевка?

Полиэфирная шпаклевка – это средство для отделки, которое изготавливается на основе полиэфирных веществ. Продукт относится к двухкомпонентным, состоящим из основной массы и наполнителя. Шпаклевка является пластичным средством, которое используется с отвердителем. Сам продукт имеет белый оттенок, а отвердитель – красный.

Состав материала

Основное действующее вещество продукта – полиэфирные компоненты. Для улучшения свойств шпаклевки в материал добавляют дополнительные ингредиенты – алюминиевую пудру, стеклянные микро-гранулы или стекловолокно.

Виды средства

Выделяют несколько видов шпаклевки полиэфирной, в зависимости от состава и размера фракций. Чтобы сделать правильный выбор, нужно ознакомиться с характеристиками каждого материала.

По назначению

Классификация шпатлевки по назначению:
• Универсальный материал. Такое средство состоит из двух компонентов. Здесь нет силикона и асбеста. Преимущество продукта – быстро застывает после нанесения. Материал рекомендуют использовать для бетона, дерева, полиэстера и металла. Состав маскирует небольшие несовершенства и дает маленькую степень усадки. Средство отличается повышенной прочностью и простотой применения.
• Стекловолокнистое средство. Продукт изготавливают на основе стекловолокна. Материал рекомендуют к применению для выравнивания поверхности, заделывания небольших дефектов, сквозных отверстий, глубоких трещин и реставрации металла после коррозии. Состав обладает повышенной прочностью и стойкостью к механическим повреждениям.
• Облицовочное средство. Представляет собой мелкозернистый состав. Продукт рекомендуют использовать для пористых строительных оснований, заделывания мелких дефектов и исправления небольших неровностей поверхности. Средство применяется непосредственно перед отделкой. Состав легко наносится и быстро высыхает.


По размеру фракции

Классификация материала по размеру фракций:
• Грубые средства. Это тяжелые составы, которые предназначены для заполнения больших дефектов и выравнивания поверхности. Средство также повышает прочность строительного основания. В составе продукта присутствуют грубые фракции, которые делают поверхность шершавой, поэтому материал используется как стартовый материал. Такая шпаклевка не подходит под отделку.
• Финишные средства. Представляют собой мелкозернистые составы. Материал наносится на грубую шпаклевку перед отделкой. Продукт окончательно выравнивает основание, подготавливая поверхность к покраске, облицовке плиткой или поклейке обоев.


Достоинства и недостатки продукта

Достоинства полиэфирной шпаклевки:
• длительный эксплуатационный период;
• хорошее сцепление с основанием;
• высокая скорость высыхания;
• влагостойкость, поэтому состав используют даже в санузлах и кухнях;
• качественно устраняет несовершенства поверхности;
• продается в готовом виде, это облегчает ее применение, поэтому состав рекомендован для любителей, которые решили выполнять ремонт своими руками.
Профессионалы выделяют всего один недостаток продукта – высокую цену.


Техника нанесения

Техника нанесения материала схожа с алгоритмом использования любого другого вида шпаклевки, но имеет нюансы.

Приготовление раствора

Приготовление раствора для бетона и дерева отличается от приготовления средства для металла. Это следует учитывать перед началом работ.

Подготовка состава к дальнейшему приготовлению

Перед замешиванием раствора профессионалы рекомендуют подготовить основу определенным образом.

Для бетона и дерева

Инструкция приготовления средства для бетонной и деревянной поверхности:
• тщательно размешайте продукт;
• смешайте состав с реагентом в пропорциях – на 1 кг средства 20 гр органической перекиси;
• оставьте продукт для настаивания на сутки при температуре – +18 – + 250 С;
• размешайте продукт.
Такой раствор еще не готов использованию. Это основа для дальнейшего приготовления состава.

Для металла

Шпаклевка не нуждается в специальной подготовке, если используется для металла.

Приготовление средства

Соедините основу и отвердитель (как на фото ниже) в пропорциях, которые указываются на упаковке. Учтите, что раствора должно хватить на 10 минут работы. После этого средство затвердеет. Размешивайте состав до тех пор, пока не пропадет красный оттенок отвердителя. Средство готовьте непосредственно перед работой.
Нельзя добавлять отвердителя больше, чем указывается в инструкции. Это не ускорит высыхание состава, а приведет к тому, что катализатор не полностью раствориться в составе. В результате вещество станет контактировать с красящим пигментом и на поверхности возникнут пятна, которые испортят эстетику отделки.
Нельзя добавлять отвердителя меньше, чем положено. Это приведет к замедлению высыхания состава или продукт совсем не затвердеет. Из-за этого поверхность нельзя будет зачистить. Масса скомкается и проступят дефекты.


Нанесение состава

Алгоритм применения шпатлевки на основе полиэфирных веществ:
 Подготовьте поверхность. Удалите старое покрытие, обезжирьте основание и очистите от пыли. После этого нанесите праймер в два слоя с перерывом для просушки.
 Нанесите грубую шпаклевку на поверхность. Работайте быстро, поскольку через 10 минут состав затвердеет.
 После застывания средства зачистите поверхность. Используйте для этого наждачную бумагу Р 80, Р 100 или Р 120.
 Очистите поверхность от пыли. Далее обработайте основание праймером в два слоя.
 Нанесите финишный состав тонким слоем. Толщина – 0,1 мм.
 Дождитесь высыхания средства и снова выполните шлифование поверхности. На этот раз используйте наждачную бумагу Р 240.
 Очистите материал и загрунтуйте поверхность. Выполните отделку.
На видео в этой статье демонстрируется, как правильно применять полиэфирный состав.

Полиэфирная шпаклевка – это средство, которое создает надежное покрытие перед отделкой на долгие годы.

Начальник строительно-монтажного участка. Опыт работы — 9 лет. Обладает широким спектром знаний по технической тематике. Имеет навыки менеджмента, логистики, организации процессов.

На фото мы видим, как наносится полимерная финишная шпаклёвка

Очень часто можно услышать жалобы на некачественный ремонт. Грешат на нерадивых рабочих и на строительные материалы, но забывают о том, что во время проведения работ, поддались искушению экономить на всём.

Действительно, зачем наносить 2, 3 или даже четыре слоя шпаклёвки, когда можно обойтись и одним. Зачем грунтовать стены, если этого всё равно не видно. Такие заблуждения пагубны для ремонта, и пропустив всего один этап, можно испортить всю дальнейшую отделку.

В этой статье мы расскажем, что такое шпаклевка полимерная финишная, и откроем секрет её популярности, не смотря на сравнительно высокую цену.

Особенности полимерных смесей

На фотографии мы видим, как правильно разводить и наносить на шпатель полимерную финишную шпаклёвку

Полимерная шпаклевка для внутренних работ – явление на строительном рынке относительно новое, но быстро завоевавшее популярность.

Специалисты по отделочным работам часто советуют использовать именно её, так как полимер служит значительно дольше и обладает целым рядом положительных качеств:

  • Не даёт естественную усадку, и не деформируется при высыхании, как это часто происходит со смесями на цементной основе.
  • Имеет высокую адгезию с любыми минеральными поверхностями, будь то цемент, камень или бетон.
  • Обладает высокой паропроницаемостью, поэтому может использоваться на наружных стенах без дополнительного утепления.
  • Высыхает полимерная смесь равномерно, поэтому можно не переживать о появлении различных дефектов.
  • Очень простая инструкция по нанесению. С работой справится даже новичок, в отличие от цемента или гипса, где потребуются опыт и знания.
  • Высокая устойчивость к механическим повреждениям.

Нанесение полимерной финишной шпаклёвки не требует особых навыков или инструментов

Проще говоря, полимерная шпатлёвка считается одной из лучших на современном рынке, а единственный её существенный недостаток – это относительно высокая цена. Что же касается нанесения, то благодаря долгому застыванию в разведённом виде, работать с полимером очень удобно, храниться в таре он может до 12 часов, а чтобы убедиться в простоте нанесения, предлагаем вам посмотреть видео в этой статье, на котором всё подробно показано и рассказано.

Так же, к недостаткам можно отнести невозможность нанесения шпатлёвки на неминеральные поверхности, с которыми у неё очень плохое сцепление. Поэтому, если ваши стены построены из дерева или металла, то лучше обратить внимание на другие смеси, полимерная шпатлевка вам не подойдёт.

Разновидности полимерных смесей

Мы видим уже готовую полимерную финишную шпаклёвку для внутренних работ, которая продаётся в готовом виде в пластиковых вёдрах

Мы видим уже готовую полимерную финишную шпаклёвку для внутренних работ, которая продаётся в готовом виде в пластиковых вёдрах

На самом деле, понятие полимерная шпаклёвка является обобщённым и включает в себя смеси на трёх разных основах, отличающихся по основному связующему компоненту. Объединяет их всех одно – искусственное происхождение компонентов, и именно это влияет на качество конечного покрытия.

Подбирается шпаклёвка в зависимости от поставленной задачи, и каждая смесь обладает своими качественными характеристиками.

Латексная шпатлёвка

Пример, как выглядит готовая латексная шпаклёвка

Штукатурка на основе синтетических каучуковых смол. Имеет высокую адгезию и паропроницаемость, но в сравнении с собратьями обладает более низкими характеристиками устойчивости к влаге. Эту смесь используют исключительно для внутренних работ, а отличает её высокое качество готовой поверхности.

Шпатлёвка легко растягивается, и ложиться без перепадов, а в процессе высыхания совершенно не даёт усадки. Именно её лучше всего выбирать, если планируете делать ремонт своими руками.

Совет! На данном этапе, можно немного сэкономить. Из-за высокой пластичности, латексную шпатлёвку можно использовать только как финишное покрытие, а для первичных слоёв, использовать более дешёвые гипсовые или цементные смеси, но только при условии, что ваши стены построены давно, и не дают естественной усадки.

Акриловая шпатлёвка

Пример готовой акриловой шпаклёвки

Если вам нужна полимерная шпаклевка для наружных работ, то лучше всего использовать именно акриловую смесь. Она легко переносит контакты с водой, и не теряет своих качеств при постоянной смене температуры. Из всех видов полимерных шпатлёвок, акриловая считается самой прочной и долговечной, к тому же, у неё очень высокий показатель паропроницаемости, что исключает появление грибка и плесени на поверхности.

Главным отличием акрила от латекса, можно считать особенности нанесения. Акрил менее пластичен, и гораздо быстрее застывает в разведённом виде, поэтому готовую смесь нужно использовать в ближайшие три-четыре часа, регулярно перемешивая примерно каждые 30 минут, чтобы не образовывались комки.

Проще говоря, у акриловых смесей нет вообще никаких ограничений по использованию, и наносить их можно даже в ванной комнате или кухне, то есть в помещениях с повышенной агрессивной средой.

Полимерцемент

Пример полимерцементной шпаклёвки

Материал, в котором в качестве основного связующего компонента используется искусственный, то есть полимерный цемент. Полимерцементная шпатлевка одинаково хорошо подходит как для внутренних, так и для наружных работ, а главным её отличием от собратьев является тот факт, что наноситься смесь может толстым слоем до 30 миллиметров.

Чаще всего эта шпатлёвка используется для перекрытия больших дефектов на стенах, таких как трещины или сколы. Для неё не требуется монтаж штукатурной сетки, при условии, что слой не толще заявленных 30 миллиметров.

Интересно! Полимерцементные смеси нельзя в полной мере назвать искусственными, так как помимо основного связующего компонента, в их состав входят натуральная известь и другие органические элементы.

Процесс нанесения полимерцементной шпатлевки

Итак, подводя итого всему выше сказанному, представим эти три вида полимерных шпатлёвок в виде таблицы, которая поможет вам наглядно понять ключевые особенности этих материалов.

Особенности Виды полимерных шпатлёвок
Латексная Акриловая Полимерцементная
Адгезия Высокая Очень высокая Высокая
Паропроницаемость средняя Высокая Высокая
Устойчивость к влаге Высокая Высокая Высокая
Устойчивость к механическим повреждениям Средняя Высокая Высокая
Долговечность Высокая Высокая Высокая
Пластичность Высокая Средняя Низкая
Лёгкость нанесения Легко Средне Сложно
Усадка и деформация Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Наличие неприятного запаха Небольшой Отсутствует Отсутствует
Максимальная толщина каждого слоя 3-5 мм 3-5 мм До 30 мм

Как видно, качественные показатели у разных смесей немного отличаются, поэтому и подбирать их следует исходя из особенностей помещения, в котором проводится ремонт. Но в любом случае, у всех у них есть одно общее качество – это долговечность. Поэтому при соблюдении всех правил нанесения, такое покрытие прослужит несколько десятков лет, что вполне компенсирует стоимость этого материала.

Нанесение полимерных смесей

Полимерная финишная шпаклёвка наносится на очищенные и выровненные стены

Как и любая другая смесь, полимерная шпатлёвка наносится на поверхность при помощи строительной кельмы и шпателя. Тут важно не только правильно нанести раствор, но тщательно подготовить поверхность. Именно от этого будет во многом зависеть качество всего ремонта.

Итак, процесс нанесения состоит из нескольких этапов:

  1. Очистка поверхности от загрязнений. Необходимо не только удалить грязь и пыль, но и возможные масляные или жировые пятна. Для этого может понадобиться растворитель или бензин. Этап очень важный, так как именно от него будет зависеть адгезия шпатлёвки с поверхностью.
  2. Грунтование. На стену наносится слой пропитки глубокого проникновения с антисептиками в составе. Это убережёт стены от образования спор вредоносной плесени.
  3. Пока грунтовка высыхает, можно начать приготовление смеси. Тут важно запомнить, что именно смесь засыпается в воду, а не наоборот. Консистенция готового материала определяется на глаз, нужно чтобы она не растекалась, но и при этом была достаточно пластичной.
  4. Теперь наносится стартовый слой, и после полного высыхания зашкуривается грубой наждачной бумагой.
  5. Снова слой грунта и ещё один слой шпатлёвки. И так до финишного слоя.

Мы видим процесс зашкуривания стен с нанесённой на них полимерной финишной шпаклёвкой

Важно! После того, как нанесена шпатлевка полимерная финишная, её тоже необходимо зашкурить, но в отличие от предыдущих слоёв, здесь используется наждачная бумага с очень мелким зерном, желательно «нулёвка».

Тут важно помнить, что в зависимости от того, какой выбран тип шпатлёвки, может отличаться и способ её нанесения и перед тем, как перейти к работе, необходимо тщательно изучить инструкцию на упаковке, в которой будут указаны все ключевые нюансы.

В принципе, процесс нанесения полимерной смеси не имеет ничего сложного, и в отличие от гипса или цемента, работать с ней гораздо проще. Главное это чётко соблюдать последовательность вех этапов, и тогда ваша отделка прослужит вам долгие годы и её не придётся реставрировать или переделывать.

Ведущий специалист в крупной строительной компании, занимающейся возведением многоэтажных жилых зданий. Закончил архитектурный факультет Пензенского государственного института архитектуры и строительства. Общий стаж работы по специальности – 18 лет.

Читайте также: