Как признать фундамент аварийным

Обновлено: 25.04.2024

В 2020 году действуют новые правила признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Также изменился порядок расселения из аварийного жилья. Законодатель:

— сформулировал основание, по которому МКД признают аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
— дополнил правила работы с документами, которые орган МСУ получает и оформляет после оценки и обследования дома;
— предусмотрел новые механизмы расселения из аварийного жилья;
— определил, по каким аварийным домам решение о сносе или реконструкции принимает орган МСУ;
— установил новый порядок расчета суммы возмещения за изымаемое помещение.

Документ: Новые правила признания дома аварийным — в постановлении Правительства от 29.11.2019 № 1535. Оно внесло изменения в положение, утвержденное постановлением Правительства от 28.01.2006 № 47 (далее — Положение № 47)

Стало понятно, на каком основании признавать МКД аварийными

По новым правилам МКД признают аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если его несущие строительные конструкции либо весь дом в целом находятся в аварийном техническом состоянии.

Есть два признака аварийного технического состояния строительных конструкций.

1. Повреждения и деформации, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома.

2. Крены, которые могут вызвать потерю домом устойчивости.

Оба признака указаны в новой редакции пункта 34 Положения № 47.

Комиссии и органу МСУ установили сроки по работе с документами

Законодатель установил более конкретные правила работы комиссии по оценке и обследованию МКД. Именно она решает, есть ли основания признать дом аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции. Свои выводы комиссия излагает в заключении. Его оформляют на бланке из приложения № 1 к Положению № 47.

Образец 1— в конце статьи.

Комиссия направляет два экземпляра заключения в орган МСУ. По новым правилам она должна сделать это в течение трех дней после того, как оформила заключение. В старой редакции Положения № 47 срок указан не был.

Образец 2 - в конце статьи.

Органы МСУ теперь принимают решения не только по муниципальным домам

У органов МСУ теперь есть полномочие признавать непригодными для проживания жилые помещения не только муниципального, но и частного жилищного фонда. Такое же правило установлено для МКД: признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции — это почти всегда полномочие органа МСУ. Исключение — МКД, все жилые помещения в которых находятся в собственности РФ или региона. Раньше эти полномочия органа местной власти распространялись только на жилые помещения и многоквартирные дома, которые относятся к муниципальному жилищному фонду.

Появились новые механизмы расселения из аварийных домов

Документ: Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ внес изменения в Жилищный кодекс и Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Если МКД признали аварийным, все жилые помещения в нем становятся непригодными для проживания (п. 4 ст. 15 ЖК). Жильцов нужно расселить. Закон № 473-ФЗ сохранил все существующие механизмы расселения из аварийного жилья и ввел новые.

Региональные власти могут вводить для собственников квартир в аварийных МКД дополнительные меры поддержки по обеспечению жильем. Например, регион может предоставить таким гражданам субсидии, чтобы возместить часть затрат на покупку нового жилья. Те, кто владеет квартирой в аварийном доме и решил купить новую в кредит, могут рассчитывать на компенсацию по ипотечным займам. При этом для субсидирования льготной ипотеки и создания маневренного жилого фонда можно будет использовать средства федерального бюджета.

Новые меры поддержки будут доступны не всем жильцам домов, признанных в установленном законодательством порядке аварийными. На дату признания МКД аварийным у собственника не должно быть в собственности других жилых помещений, пригодных для постоянного проживания. Регион не окажет поддержку и тем, кто снимает другое жилое помещение по договору аренды или занимает его на условиях социального найма.

Придется больше платить за изымаемые для муниципальных нужд жилые помещения

На заметку: Соблюдайте новое правило и в случаях, когда изымаете жилье в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен дом

Когда местные власти расселяют аварийный дом, они изымают жилье для муниципальных нужд. При этом собственникам жилых помещений нужно выплатить возмещение. Включайте в эту сумму рыночную стоимость не только помещения и общего имущества в МКД, но и земельного участка, на котором расположен дом. Это требование указано в новой редакции части 7 статьи 32 ЖК. Увеличение размера возмещения — это дополнительная мера поддержки граждан, которых переселяют из аварийного жилищного фонда.

Закрепили право жильцов аварийных домов на временное жилье из маневренного фонда

Если оставаться в аварийном доме опасно, его жильцы вправе получить временное жилье из маневренного фонда муниципального или регионального уровня. Эта гарантия раньше не распространялась на жителей домов, признанных аварийными. Теперь в подобной ситуации орган МСУ должен выделить временное жилье по первому требованию гражданина.

Предоставляйте временное жилье из маневренного фонда на срок не более двух лет. За это время вы должны выплатить гражданину компенсацию для покупки новой квартиры или предоставить ему новое жилье.

Определили условия финансовой поддержки переселения из аварийных домов

На решение проблемы аварийного жилья теперь можно тратить субсидии из бюджетов всех уровней. Закон разрешает выделять их:

— жильцам аварийных домов — на покупку нового жилья;
— компаниям, которые реализуют проекты по развитию застроенных территорий или комплексному развитию территорий;
— гражданам, которые вправе получить возмещение за изымаемое помещение.

В первую очередь предусмотрено предоставление субсидий девелоперам, которые заключили с органами МСУ договоры о комплексном развитии застроенных территорий. Субсидия компенсирует расходы на выполнение обязательств по созданию и передаче в муниципальную собственность жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийных домов. Такая субсидия не должна превышать 25 процентов нормативной стоимости переселения. Ее рассчитывают исходя из общей площади жилых помещений, из которых переселили людей, и нормативной стоимости квадратного метра.

Полученные из фонда средства регион распределяет между муниципальными образованиями, на территории которых есть аварийные дома. Об объеме долевого финансирования переселения из аварийного жилья из средств местного бюджета муниципалитеты, как обычно, могут узнать из программы своего региона. Но раньше этот объем устанавливали на весь период действия программы. Теперь — лишь на текущий и два последующих года.

III. Основания для признания жилого помещения

непригодным для проживания и многоквартирного

дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)

(см. текст в предыдущей редакции)

33. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.07.2020 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

34. Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.07.2020 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

(п. 34 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2019 N 1535)

(см. текст в предыдущей редакции)

35. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

36. Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)

(см. текст в предыдущей редакции)

Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, иных обстоятельствах, в результате которых сложилась чрезвычайная ситуация, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В настоящем Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях, иных обстоятельствах, в результате которых сложилась чрезвычайная ситуация, понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшими техногенной аварией, иными обстоятельствами, в результате которых сложилась чрезвычайная ситуация. Зоны вероятных разрушений при техногенных авариях устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основании материалов технического расследования их причин.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 N 494; в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.03.2015 N 268, от 27.07.2020 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

37. Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.

38. Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, чрезвычайных ситуаций, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.07.2020 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

39. Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы, указанной в пункте 26 настоящего Положения, следует признавать непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения.

40. Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки, следует признавать непригодными для проживания.

41. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;

отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;

несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Методические рекомендации по оценке целесообразности проведения обследования технического состояния многоквартирного дома для признания его аварийным (утв. Государственной корпорацией “Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства” 30 декабря 2020 г.)


Обзор документа

Методические рекомендации по оценке целесообразности проведения обследования технического состояния многоквартирного дома для признания его аварийным (утв. Государственной корпорацией “Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства” 30 декабря 2020 г.)

Введение

Настоящие методические рекомендации (Рекомендации) разработаны для осуществления жителями многоквартирных домов, экспертами Общероссийского народного фронта (ОНФ), иными заинтересованными лицами предварительной оценки целесообразности проведения обследования технического состояния многоквартирного дома (МКД) для признания его аварийным.

Проведение обследования технического состояния многоквартирного дома специализированной организацией может быть целесообразным в случае установления в соответствии с настоящими Рекомендациями визуально обнаруживаемых признаков, могущих свидетельствовать об аварийной категории технического состояния МКД.

1 Общие положения

1.1 Данные Рекомендации основаны на методике определения аварийной категории технического состояния, установленной сводом правил СП 454.1325800.2019 "Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния" (далее Свод правил). В связи с этим Рекомендации распространяются только на многоквартирные дома до пяти этажей включительно.

1.2 Для выявления признаков, могущих свидетельствовать об аварийной категории технического состояния МКД, оценивают техническое состояние только доступных для визуального осмотра несущих строительных конструкций.

1.3 Работы начинают с наружного осмотра фасадных стен и доступных для осмотра участков фундаментов (места сопряжения с отмостками, места ввода инженерных коммуникаций, оголенные от отделки участки). Осмотр наружных стен, как правило, максимально доступен, и, по статистике, несущие и самонесущие наружные стены чаще других конструкций определяют аварийное состояние здания в целом (исключение составляют каменные здания с деревянными перекрытиями, где в аварийное состояние в первую очередь приходят балки перекрытий).

1.4 Внутренний осмотр начинают с несущих строительных конструкций внеквартирных помещений (подвалов, технических подполий, лестничных клеток, коридоров, технических помещений).

1.5 При оценке несущих строительных конструкций, находящихся в габаритах квартир, максимальное внимание уделяют нижнему и верхнему этажам.

1.6 Перечень основных несущих конструкций, дефекты которых могут свидетельствовать об аварийной категории технического состояния МКД:

- фундамент, стены подвала;

2 Дефекты, могущие свидетельствовать об аварийной категории технического состояния строительных конструкций

2.1 Физическое отсутствие конструкции или потеря целостности.

Физическое отсутствие конструкции - отсутствие конструкции на позиции, предусмотренной проектным решением в результате полного или частичного разрушения материала конструкции, ослабления или разрушения креплений.

Потеря целостности - снижение несущей способности и/или устойчивости конструкции в результате нарушения формы или физических свойств её материала (разрушение, образование сквозных трещин с разделением на две части и более, био- и огнепоражение и т.д.).

Оценку производят для всех видов несущих конструкций. Характерные признаки:

- кратное увеличение расстояния между конструкциями в ряду аналогичных;

- наличие обломков конструкций;

- тактильно определяемые изменения свойств материала конструкции;

- образование сквозных трещин с разделением на две части и более, био- и огнепоражение и т.д.

2.2 Трещины в несущих строительных конструкциях.

Об аварийном состоянии конструкции могут свидетельствовать следующие трещины:

- в фундаментах и стенах подвалов из бетона, железобетона, камня и мелких блоков - сквозная трещина шириной раскрытия более 5 мм;

- в стенах из бетона, железобетона, шлакобетона и их разновидностей, из камня - вертикальная, наклонная трещина шириной раскрытия более 5 мм;

- железобетона - трещина шириной раскрытия более 1 мм;

- камня, металла - любая трещина или разрыв;

- древесины - сквозная продольная более 50% площади сечения;

- смешанных материалов (камень с металлической обоймой) - трещина шириной раскрытия более 1 мм;

в балках перекрытий из:

- железобетона - трещина шириной раскрытия более 1,5 мм;

- металла - любая трещина или разрыв;

- древесины - продольная трещина более 50% ширины сечения;

- в плитах и сводах перекрытий из:

- железобетона - трещина шириной раскрытия более 1,5 мм;

- сводах перекрытий из камня - трещина шириной раскрытия более 2 мм;

- в надоконных перемычках из железобетона - вертикальная, наклонная трещина шириной раскрытия более 1,5 мм;

- в узлах примыкания продольных и поперечных стен из камня - сквозная трещина шириной раскрытия более 5 мм.

2.3 Выпучивание стены.

Выпучивание стены - горизонтальное смещение части стены относительно основания и верхней части.

Об аварийном состоянии может свидетельствовать выпучивание:

- стены подвала из бетона и железобетона, из камня и мелких блоков - более чем на 2% общего пролёта стены;

- из бетона и железобетона - более чем на 1/100 высоты стены;

- из камня и мелких блоков - более чем на 1/50 высоты стены;

брусчатой - более чем на 50% толщины стены.

Прогиб - вертикальное смещение отметки центральной части конструкции (зона максимального прогиба) относительно ее опорных краев.

Определяют для горизонтальных несущих конструкций, имеющих опирание по краям, - балок, плит.

Характерные признаки наличия сверхнормативных прогибов:

- продольные и поперечные трещины;

- трещины в штукатурке потолков;

- развивающиеся трещины у опорных участков плит;

- отслоение защитного слоя бетона.

Об аварийном состоянии может свидетельствовать прогиб:

- железобетонной балки перекрытия - более чем на 1/50 длины конструкции;

- металлической балки в горизонтальной плоскости (выгиб), деревянной балки - более чем на 1/80 длины конструкции;

- металлической балки в вертикальной - более чем на 1/100 длины конструкции;

- железобетонной плиты, "деревянного наката" по металлическим балкам - более чем на 1/80 длины конструкции.

2.5 Выгиб колонны.

Выгиб колонны - горизонтальное расстояние между наиболее выступающей точкой центральной части колонны и ее концами.

Об аварийном состоянии может свидетельствовать выгиб колонны из:

- железобетона - более чем на 1/100 высоты конструкции;

- камня - более чем на 1/200 высоты конструкции;

- металла - более чем на 1/50 высоты конструкции;

- древесины - более чем на 50% толщины сечения;

- камня с металлической обоймой - более чем на 1/50 высоты конструкции.

2.6 Смещение панели, блока в плоскости и из плоскости стены.

Принципиальная схема дефекта - смещение панели в плоскости стены

Принципиальная схема дефекта - смещение блоков в плоскости стены

Принципиальная схема дефекта - смещение панели из плоскости стены

Об аварийном состоянии может свидетельствовать:

- смещение панели, блока в плоскости стены - более чем на 20 мм;

- смещение панели, блока из плоскости стены - более чем на 15% толщины панели, блока.

2.7 Разрушение материала.

Об аварийном состоянии может свидетельствовать разрушение:

- фундаментов и стен подвалов:

- из бетона и железобетона, из камня, мелких блоков - более чем на 15% толщины сечения;

- из древесины - более чем на 25% толщины сечения;

- панелей стен из железобетона, кирпичной кладки стен - более чем на 15% толщины сечения;

- поражение гнилью сечения бревен или брусьев стен, каркаса и обшивок стен сборно-щитовых и каркасных стен - более чем на 50% толщины конструкции;

- из металла (уменьшение площади сечения из-за коррозии) - более чем на 15% толщины сечения;

- из древесины (поражение гнилью опорных участков колонн и каркаса стен) - более чем на 50% толщины сечения;

- из камня с металлической обоймой - уменьшение площади сечения из-за коррозии вертикальных стоек металлической более чем на 15% площади сечения;

- из металла - уменьшение площади сечения из-за коррозии более чем на 15% площади сечения;

- из древесины - уменьшение площади сечения из-за поражения гнилью более чем на 25% площади сечения.

2.8 Отслоение защитного слоя железобетонных конструкций.

Отслоение защитного слоя железобетонных конструкций - отделение защитного слоя железобетонных конструкций от тела конструкции с оголением арматуры.

Об аварийном состоянии может свидетельствовать разрушение защитного слоя более чем на 30% длины конструкции.

3 Определение целесообразности проведения обследования

3.1 По результатам осмотра строительных конструкций многоквартирного дома составляется документ по форме Приложения к настоящим Рекомендациям.

3.2 В случае обнаружения в соответствии с Рекомендациями множественных фактов аварийности строительных конструкций, достаточно равномерно распределённых по всему строительному объёму здания или не менее 5-ти таких дефектов строительных конструкций одного или двух типов, указанных в п. 1.6 настоящих Рекомендаций, может быть целесообразным проведение официального обследования технического состояния специализированной организацией.

3.3 В случае, указанном в предыдущем пункте, предположение о целесообразности проведения обследования технического состояния дома может быть указано в п. 4 документа, составленного в соответствии с п. 3.1 Рекомендаций.

Этот документ может:

- быть использован в качестве аргумента для жителей дома, в случае принятия решения о проведении обследования за счёт жильцов;

- прилагаться к обращениям жителей:

- в управляющую компанию;

- в органы муниципального жилищного контроля;

- в органы государственного жилищного надзора;

- в региональный исполнительный комитет ОНФ для осуществления общественного жилищного контроля;

- быть использован при составлении технического задания на обследование дома.

3.4 Следует учитывать, что ввиду сильного упрощения методики данных Рекомендаций по сравнению с методикой Свода правил, а также специфики самого Свода, обнаружение признаков, указанных в п. 3.2 настоящих Рекомендаций, не гарантирует того, что по результатам обследования, проведённого специализированной организацией, будет установлена аварийная категория технического состояния здания.

4 Техника безопасности при проведении работ

4.1 Целью работ, проводимых в соответствии с данными Рекомендациями, ни в коем случае не является точное установление каких- либо характеристик строительных конструкций. Это, в частности, обусловлено приоритетом обеспечения безопасности причастных к действиям в рамках Рекомендаций лиц над точностью измерений и иных манипуляций, связанных с Рекомендациями.

4.2 Запрещено проведение работ на высоте, в том числе использование любых лестниц, вышек-тур, строительных лесов и т.п. в рамках осуществления работ по настоящим Рекомендациям.

4.3 Запрещено проведение каких-либо строительно-монтажных работ, в том числе, вскрытие конструкций.

4.4 Запрещено использование каких-либо инструментов, кроме измерительных.

4.5 Запрещён выход на чердак, обследование покрытия (в т.ч. стропильной системы и кровли), лестниц, балконов, козырьков.

4.6 Запрещено какое-либо обследование систем инженерно-технического обеспечения здания.

Первый заместитель
Генерального директора
О.С. Рурин

Результаты осмотра строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу:

1. Дата осмотра - "__"__________________ _______г.
2. Лица, принимавшие участие в осмотре (ФИО, должность): __________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Обнаружены следующие дефекты, могущие свидетельствовать об аварийной категории строительной конструкции:
Дефект Кол-во Дефект Кол-во
? Физическое отсутствие конструкции или потеря целостности ? Выгиб колонны
? Трещины в несущих строительных конструкциях ? Смещение панели, блока в плоскости и из плоскости стены
? Выпучивание стены ? Разрушение материала
? Прогиб ? Отслоение защитного слоя
4. Иные дефекты, обстоятельства, обнаруженные при осмотре дома: __________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Подписи

Обзор документа

Установлено, как проводится оценка целесообразности проведения обследования технического состояния многоквартирного дома для признания его аварийным.

Для выявления признаков, свидетельствующих об аварийной категории технического состояния МКД, оценивают техническое состояние только доступных для визуального осмотра несущих строительных конструкций. Приведены схемы дефектов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения.

Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее - перечень). В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.

Для оценки фактического состояния объектов привлекается специализированная организация, с которой заключается муниципальный контракт.

После этого уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Установлен порядок ее формирования и деятельности. В частности, в нее включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса. Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.

Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования - до дня вступления в силу решения суда.

Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:

- ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

- расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;

- расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;

- получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

7 августа 2017, 00:59

Порядок признания объектов капитального строительства аварийными и подлежащими сносу по инициативе органа местного самоуправления

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения.

Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее - перечень). В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.

Для оценки фактического состояния объектов привлекается специализированная организация, с которой заключается муниципальный контракт.

После этого уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Установлен порядок ее формирования и деятельности. В частности, в нее включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса. Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.

Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования - до дня вступления в силу решения суда.

Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:

- ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

- расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;

- расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;

- получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Чтобы признать многоквартирный дом аварийным, орган местного самоуправления должен провести исследование его технического состояния и составить техническое заключение. Делаем обзор методических рекомендаций для жителей МКД и управляющих организаций по оценке корректности такого заключения и выводов по нему.

Муниципалитет принял решение о состоянии дома с нарушением процедуры, установленной ПП РФ № 47

Многоквартирный дом признаётся аварийным и непригодным для проживания в порядке, прописанном в положении, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Одним из оснований для утверждения, что МКД аварийный, является наличие вредных факторов для проживания людей. Они возникают из-за физического износа конструкций дома, что приводит к снижению уровня их надёжности, прочности и устойчивости (п .п. 33, 34 ПП РФ № 47). Причиной этому могут быть как действие времени, так и ЧС, природные катаклизмы, аварии.

Порядок признания дома аварийным прописан в разделе IV ПП РФ № 47. Оценку состоянию дома даёт комиссия, сформированная муниципалитетом или региональной властью (п. 42 ПП РФ № 47). Делается это по заявлению собственника или нанимателя помещения в МКД, на основании заключения органа ГЖН или сделанной экспертизы.

Процедура оценки состояния МКД, согласно п. 44 ПП РФ № 47, состоит из следующих этапов:

  • уполномоченный орган власти принимает и рассматривает заявление от собственника или другого заявителя и прилагаемые к нему документы-обоснования;
  • муниципалитет или орган региональной власти определяет перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании дома непригодным для проживания;
  • ОМС утверждает состав аттестованных для подготовки технического заключения экспертов, которые войдут в межведомственную комиссию;
  • специализированная организация проводит осмотр дома и оформляет его итоги;
  • комиссия на основе результатов технического обследования составляет заключение о состоянии дома по форме из приложений к ПП РФ № 47.

Согласно п. 47 ПП РФ № 47, комиссия принимает одно из следующих решений:

  • есть основания признать дом аварийным и подлежащим реконструкции;
  • дом аварийный и его нужно сносить;
  • нет фактов, указывающих на аварийность МКД.

Решение при этом основывается только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, которая проводила обследование. По итогам работы комиссии орган местного самоуправления или региональной власти принимает окончательное решение и передаёт копию такого решения заявителю.

Если орган ОМС нарушит установленные ПП РФ № 47 требования к порядку определения состояния дома, то собственники или УО по их поручению могут оспорить решение в судебном порядке.

Техническое обследование проводилось с нарушениями

Собственники помещений в МКД и управляющая организация, ТСЖ не всегда согласны с результатами работы комиссии, а особенно – с техническим заключением, составленным после обследования состояния дома.

Чтобы жители домов и управляющие организации могли проверить, соответствует ли техническое заключение установленным законодательством требованиям, Общероссийский народный фронт подготовил методические рекомендации. Согласно документу, собственникам или УО следует проконтролировать, что:

  1. Техническое обследование провела специализированная организация.

Специализированная организация – это юридическое лицо, член саморегулируемой организации. Такая СРО основана на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на выполнение работ по обследованию состояния зданий и сооружений, их строительных конструкций (п. 44 ПП РФ № 47).

2. Обследование технического состояния дома проведено в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» или СП 454.1325800.2019 «Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния».

Согласно Методическим рекомендациям, при обследовании зданий обычно организации опираются на СП 454.1325800.2019. Процедура по ГОСТ 31937-2011 более сложная и трудоёмкая и должна применяться в тех случаях, когда невозможно использовать СП 454.1325800.2019, например, при обследовании домов, в которых более 5-ти этажей.

3. В техническом заключении, сделанном специализированной организацией, по результатам обследования установлена одна из категорий технического состояния (КТС) дома из п.п. 3.10–3.12 ГОСТ 31937-2011: «нормативное техническое состояние», «работоспособное техническое состояние», «ограниченно-работоспособное техническое состояние» и «аварийное техническое состояние».

4. Если в результате обследования организация установила, что дом находится в аварийном состоянии, то в заключении должны содержаться выводы о том, подлежит МКД реконструкции или сносу.

Если дом нуждается в реконструкции, то должно быть проведено новое обследование в соответствии с ГОСТ 31937-2011 – для получения данных, необходимых для проектирования таких работ.

Собственникам и УО при проверке итоговых документов, полученных от муниципалитета, следует помнить, что признание аварийным только одного помещения в МКД не является основанием для признания аварийным всего дома.

Нарушение порядка проведения технического обследования дома также может стать основанием для обращения жителей дома или УО в суд, чтобы оспорить решение органа местного самоуправления об аварийности МКД.

В заключении по результатам обследования содержатся дефекты

В Методических указаниях ОНФ привёл примеры дефектов технических заключений специализированных организаций:

  • обследование провело физлицо;
  • юридическое лицо, которое проводило проверку состояния дома, не имело на это полномочий, поскольку не является членом СРО;
  • обследование проведено с применением иных документов, кроме ГОСТ 31937-2011 или СП 454.1325800.2019, процедура и выводы не соответствуют их требованиям;
  • в техническом заключении присутствуют категории технического состояния, отличные от установленных нормативными документами;
  • использование для установления КТС показатель физического износа отдельных конструкций или всего МКД;
  • отсутствие в результатах обследования отметки о состоянии дома, сделанной в соответствии с ГОСТ 31937-2011, ведомости дефектов с их описанием и фотофиксацией и иных обоснований установленной КТС.

При обнаружении таких дефектов собственники помещений в МКД и управляющие организации могут попытаться оспорить решение муниципалитета о состоянии их дома.

На заметку

Если УО считает, что муниципалитет вынес неверное, не отвечающее фактам, решение по вопросу об аварийности многоквартирного дома, то она может оспорить это в суде от лица собственников. Сослаться можно на нарушения, допущенные:

  • в процедуре признания дома аварийным, прописанного в ПП РФ № 47;
  • при проведении технического обследования дома;
  • при составлении документов, в частности заключения о категории технического состояния МКД.

В этом случае УО или собственникам следует составить акт, в котором указываются все обнаруженные в документах, составленных органом местного самоуправления, дефекты. Шаблоны актов вы найдёте в Методических рекомендациях :

Результаты технического обследования также важны для работы управляющей домом организации и влияют на:

  • принятия решений о необходимости проведения капремонта или реконструкции дома, отдельных его элементов;
  • место дома в очереди на капремонт, если фонд формируется на счёте регоператора;
  • расчёт и обоснование размера платы за содержание жилья;
  • нормативы потребления коммунальных ресурсов, утверждённые на уровне субъектов РФ;
  • необходимость оборудовать дом приборами учёта коммунальных ресурсов.

Наличие решения муниципалитета о том, что дом аварийный, поможет УО в спорах с органами Госжилнадзора о нарушениях в работе компании по содержанию и ремонту общего имущества и по установлению экономически обоснованного размера платы за это.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

Читайте также: