Как прикрепить софтбокс к потолку

Обновлено: 27.04.2024

Новичку невероятно сложно фотографировать в студии. Тут бы с настройками камеры разобраться, а тут вдруг надо ещё правильно настроить и поставить свет. И администраторы лезут со своим «Вам что? Софтбокс или портретку?». Но свет незаменим: управляя источниками света с помощью мощности, моделирующих насадок и расположения, мы получаем качественную фотографию.

Какие бывают насадки, чем они отличаются? Когда лучше взять стрипбокс, а когда — зонт? Чем правильней подсветить фон? Отвечаем на все эти вопросы и разбираемся, какие аксессуары для студийного света помогут разнообразить снимки.

Какие бывают насадки для студийного света

Софтбокс

Так называют насадки, у которых есть слои рассеивания. Как правило, это один или два слоя белой полупрозрачной ткани. Да, софтбоксы, по сути, сделаны из ткани на каркасе определенной формы.

Типы софтбоксов

- Прямоугольные и квадратные софтбоксы. Нестареющая классика. Бывают разного размера. Чем больше источник, тем мягче свет.
- Октобокс . Восьмиугольные софты. Часто это самые большие студийные насадки. Их любят за интересную форму блика в глазах и то, что с их помощью можно осветить большую площадь.
- Стрипбокс . Это длинный прямоугольник, но, в отличие от классического прямоугольного софтбокса, достаточно узкий по ширине и вытянутый по высоте.
- Круглый софтбокс . Дает интересные круглые блики в глазах модели.
- Напольный софтбокс . Позволяет подсветить объект снизу.

Часто в среде фотографов и сотрудников студий софтбоксами называют именно квадратные или прямоугольные насадки, чем путают новичков, которые начинают считать октобоксы и стрипбоксы отдельным видом света. На самом деле всё это софтбоксы. Просто разной формы.

Что снимать с помощью софтбоксов

  • Для классического портрета с мягким светом подойдут прямоугольные или квадратные софтбоксы. Чем они больше, тем большую площадь осветят и тем более мягкий свет дадут.
  • Используйте стрипбокс для ростового портрета или чтобы подчеркнуть силуэт контровым светом. Также для ростового портрета подойдут большой прямоугольный софтбокс или октобокс.
  • Стрипбокс позволяет получить эффектные узкие блики при съёмке предметов. Главное, чтобы поверхность объекта хорошо отражала свет (стекло, пластмасса, глянцевый корпус автомобиля и т.д.).
  • Октобокс идеален для съёмки нескольких людей. С помощью него можно сфотографировать пару влюбленных, семью с детьми, музыкальную группу или групповой бизнес-портрет. Естественно, чем больше октобокс, тем больше людей он осветит.
  • Октобокс позволяет не только сфотографировать модель в полный рост, но также осветить фон вокруг неё.
  • Любые большие софтбоксы подойдут для съёмки крупногабаритных объектов. Например, автомобилей.
  • Круглый софтбокс подойдет для портретов, так как дает аккуратные круглые блики. Бывают небольших размеров, поэтому подходят для накамерных вспышек, что идеально для репортажной съёмки.
  • Напольный софтбокс позволяет подсветить объект снизу. Можно использовать для экспериментальных портретов с необычным светом, предметной съёмки, подсветки интерьера.

Насадка, которая дает мягкий, рассеянный свет со светлыми, аккуратными тенями. Иногда зонт настолько сильно рассредотачивает свет, что из-за него приходится повышать мощность импульса вспышки.

Бывают двух типов:

- На просвет. Чаще всего это зонт из белой ткани. При съёмке с такой насадкой, мы направляем источник света на модель или предмет, а открытый зонт заслоняет лампу. Получается, мы снимает сквозь зонт, из-за чего свет рассеивается. Принцип работы такой же, как у софтбокса.
- На отражение. Зонты на отражение чёрные, а их внутренняя часть золотая , серебряная или белая . Снимая на отражение, мы направляем свет в противоположную сторону от объекта съёмки. Вспышка отражается от внутренней поверхности зонта и освещает модель.

Цвет внутренней поверхности зонтов на отражение влияет на цвет света. Если вам нужен тёплый свет, то используйте золотой зонт. Для холодного подойдет серебряный. Нейтральная цветовая температура создаётся с помощью белого зонта. Донастроить баланс белого можно на постобработке.

Чтобы закрепить зонт на штатив, нужно специальное крепление , которое позволяет вставить туда «ножку» рассеивателя. Одни насадки продаются с креплением «горячий башмак» для накамерных вспышек. Бывают также модели с патронами для ламп.

Стоит отметить, что один из самых бюджетных модификаторов света. Например, зонт на просвет можно купить за 350 рублей.

Что снимать с помощью зонтов

  • Используйте зонт, чтобы получить нежный женский портрет с мягким светом.
  • Его лёгкость позволяет быстро и просто перемещать источник света, поэтому с зонтом можно снимать активных непоседливых детей.
  • Небольшие зонты мало весят и дёшево стоят. Часто они становятся первой бюджетной светоформирующей насадкой, которую начинающий фотограф может использовать на выездных съёмках. Кроме зонта вам понадобится лишь штатив, крепление для зонта и непосредственно источник света — подойдёт даже накамерная вспышка.
  • Зонты на отражение, особенно большие, создают широкий и мягкий луч света. Это позволяет имитировать естественное освещение в студии.

Зонт — идеальная насадка для новичка, так как даёт аккуратный светотеневой рисунок. Зонтом сложно испортить портрет — тени от него достаточно светлые, плавным, едва различимым градиентом переходят в средние тона и блики. От зонта сложно получить черные провалы вместо глаз, жёсткие, резко очерченные тени около носа.

Портретная тарелка

Позволяет получить средний по жёсткости свет, так как сначала он «бьёт» в металл, а потом рассеивается по белой или серебряной поверхности. С одной стороны, это даёт мягкий свет, но форма и относительно небольшой размер источника делают его направленным, что повышает его контрастность.

Что снимать портретной тарелкой

Рефлектор

Насадка, дающая жёсткий свет. За счет формы и материала с отражающей поверхностью внутри, она формирует свет в пучок. Таким образом он получается направленным, то есть светит строго туда, куда вы показали. Аналогия простая — представьте актёра на сцене, за которым силами осветителя «бежит» луч прожектора.

подвесная-потолочная-система-10

Чаще всего фотографы студийное освещение ставят на стойки – это просто, дешево и понятно. Стойки можно разместить в любой точке помещения, а при переезде расположить их без проблем на новом месте. Но когда речь идет о стационарной фотостудии, приходится задумываться о более удобной и рациональной системе установки. И в первую очередь студийщики рассматривают подвесную потолочную систему. Подвесная потолочная система позволяет разместить все необходимое оборудование на потолке.

подвесная потолочная система для фотостудии

Конструкция

Конструкция подвесной системы может быть разного вида. Чаще всего на потолок стационарно устанавливают направляющие рельсы, а через двойные каретки на них крепят подвижные рельсы.

подвижные рельсы для подвесной системы фотостудии

На подвижные рельсы устанавливают одинарные каретки, которые позволяют передвигать оборудование по подвижной рельсе. Именно на эти каретки крепят пантографы или штанги, которые дают возможность поднимать и опускать осветительные приборы.

как работает подвесная потолочная система

Направляющие (стационарные) рельсы необходимо укреплять на расстоянии двух метров и параллельно друг другу. И если используется самый простой набор из четырех рельс, каждая из которых по 3 метра, то получается охват территории 3х4 метра. Именно поэтому одни производители пишут, что система 3х4 метра, а другие, что 3х3 метра. Но при этом – это практически одинаковые подвесные потолочные системы.

Для крепления пантографов к рельсе используется каретка с адаптером. Адаптер на каретке того же диаметра, что и на стойках – 16 мм. Можно подвесить осветительный прибор сразу на каретку, но это будет не так удобно в пользовании, как если оборудование прикрепить к пантографу.

стандартный пантограф для подвесной потолочной системы

Стандартный пантограф (на жаргоне иногда называемый гармошкой) представляет из себя достаточно сложную конструкцию. Внутри него расположен подпружиненный тросик, с помощью которого прибор легко поднимают вверх. Там же есть незаметный рычажок с трещоткой, которая не позволяет пантографу распрямиться под собственным весом.

Чаще всего в фотографии применяются стандартные рельсы, а потому рельсы многих систем совместимы и взаимозаменяемы. Но на рынке представлены еще и рельсы, которые отличаются от стандартных по толщине. Лучше всего проконсультироваться со специалистами магазина Фотогора, если вы решили приобрести что-то нестандартное, вам помогут разобраться совместимые ли детали и аксессуары между собой.

Вариации использования стандартной конструкции

простая подвесная потолочная система

Кроме стандартной системы, когда рельса подвешивается на рельсу, существует еще вариант, при котором используется только одна стационарная рельса с установленным на ней пантографом. К такому варианту обычно прибегают, если нужно, чтобы прибор располагался вдоль стены или вдоль фона.

В студиях, где снимают стандартные вещи, пантограф могут установить прямо на потолок с помощью пластины с адаптером. Если в помещении подвесной потолок (например, армстронг), к которому нельзя прикрепить рельсы, используют специальные удлинители для потолочной системы.

Преимущества потолочной подвесной системы

потолочная система для фотостудии

Потолочная система позволяет повысить уровень комфортности работы в студии до небывалого, ведь приборы подвешены в воздухе и не мешают передвижению, их перемещение осуществляется движением одного пальца и можно не бояться, что оборудование упадет, если кто-то задел провод, да и сами провода зачастую крепят к рельсам с помощью специальных держателей проводов, а не оплетают всю студию паутиной.

Недостатки

Есть два основных недостатка у подвесных систем – дороговизна и стационарность. Подвесная потолочная система дороже обычных стоек. Хотя, если учесть, что у системы возможности регулировки света такие же, как у журавлей (студийных кранов), то разница в цене будет не такой уж ощутимой.

преимущества и недостатки подвесной потолочной системы для фотостудии

Стационарность влияет на возможность снимать в другом помещении. Перенести потолочную систему сложно, так как необходимы монтажные работы. Работы достаточно несложные: крепление рельсы к потолку происходит с помощью крепежных пяток и не требует высокой точности. Тем не менее, крепление на потолок довольно габаритных рельс – задача не самая легкая физически.

зачем нужна подвесная потолочная система

Возможности

Подвесная потолочная система позволяет работать с подвешенным на ней световым оборудованием, используя пространство от самого пола до потолка. Всегда есть возможность расположить осветитель прямо над снимаемым объектом. Можно подвешивать не только осветители, но и отражатели. Подобное применяется в европейских специализированных фотостудиях – там закрепляют на потолке огромный отражатель для съемки автомобилей. Собственно, никак иначе, кроме как к потолку, нельзя было бы прикрепить отражатель размером 3х4 метра.

съемка габаритных предметов в фотостудии

Но самая главная возможность, которую дает подвесная система фотографам – возможность работать быстрее и безопаснее!

Видеоканал Фотогора

На youtube канале есть один популярные блогер и лидер мнений, который выпустил видео о том, как здорово в квартире вешать офисные светильники, о ленте светодиодной животворящей и о софтбоксе. Разберёмся в этом всём.

Конечно же, говорить мы будем о новом видео блогера Алексея Земскова, где он рассказывает о том, чем же лучше всего освещать квартиру. Я в корне не согласен с советами и для меня они странные, но вы можете делать так, как вам хочется.

Часть первая. Офисные светильники в квартире.

Безусловно, я не отрицаю того, что офисные светильники дают хороший и понятный нам свет, за которым удобно и приятно работать. В видео идет речь про светодиодные панели для потолка Армстронг. Суть этих панелей в том, что они могут быть либо встраиваемые, либо подвесные и устанавливаются в офисах освещая рабочее пространство. Как правило, цветовая температура у них 4000К и 6500К. Редко встречаются 3000К, так как офисах эта температура редко требуется.

На видео прекрасно видно и автор это указывает, что для установки светильника в накладном исполнении, необходимо испортить сам светильник, насверлив лишних отверстий. Про то, что драйвер нужно прятать, автор не указывает.

И вот вы приходите домой с работы, совсем уставший и тут вас снова встречает "офис", вернее офисное освещение. Да еще и 4000К, судя по видео. Отдыха полноценного не получится.

Часть вторая. Светодиодная лента.

Ничего плохого я в ленте не вижу, за исключением того, что описывал в этой статье:

Но было забавно наблюдать, как Алексей показывал чудо-чудное и диво-дивное в камеру, когда он на пульте нажимал на сенсор, а цвет света менялся. Это всё лирика, конечно, но если конкретно, то было одно заявление, где он сообщает, что периметариальная подсветка (я сам в первый раз слышу такое) годится ТОЛЬКО как декоративный свет и не подходит как основной.

Конечно, если не вдумываться, то можно вполне согласиться, но на самом деле все немного иначе. Мы не можем давать такое утверждение всем помещениям на свете и всем лентам на свете. К примеру, если комната небольшая, а лента имеет высокий световой поток, то комнату вполне можно залить светом. Самую мощную ленту я встречал со световым потоком 5000Лм/м, просто к этой ленте остается вопрос отвода тепла, а небольшие комнаты у нас в квартирах начинаются с туалетов. Чем больше помещение, тем более мощную ленту можно установить, но стараться нужно это делать без фанатизма.

Так что светодиодную ленту как основной источник сделать в комнате можно , а вот в большинстве случаев это не всегда нужно, здесь с Алексеем я соглашусь (Кроме RGB).

почему нельзя использовать точечные светильники в квартире

Точечные светильники до сих пор остаются довольно популярным источником освещения в наших квартирах.

Однако, если вы хотите сделать современный, комфортный ремонт, существует несколько весомых причин отказаться от них раз и навсегда, и рассмотреть более приемлемые варианты освещения.

Какие именно, подробно расскажем в конце статьи.

Хотя с этим утверждением многие и не согласны, однако объективности ради нужно сказать, что точечные светильники давно перестали быть признаком хорошего ремонта.

Дабы подтвердить эти слова, рассмотрим 5 основных негативных моментов, которые будут вас преследовать при использовании спотов.

часто перегорают споты в натяжном потолке

Первая и основная проблема – они постоянно перегорают. Вы вроде бы только что смонтировали новые споты, но пройдет буквально два-три месяца и несколько из них уже перестают светить.

Поменяли лампочки, проходит еще некоторое время и сгорают уже другие. Таким образом процесс смены лампочек будет у вас постоянным в течение всего периода эксплуатации.

Использование светодиодных спотов вместо галогенок, конечно продлевает срок их службы, но не избавляет вас на 100% от необходимости их периодической замены. Так что, если вы все-таки выбрали точечные светильники, заранее прикупите не малое количество запасок.

нельзя касаться голыми руками галогенных лампочек

А еще при наличии высоких потолков не забудьте приобрести стремянку, так как с простого стула можно легко поменять разве что сгоревшую лампочку накаливания в люстре. Для точечного светильника, встроенного непосредственно в потолок, придётся поискать нечто повыше.

Да и сама замена лампочки не такая простая, как некоторым кажется.

как заменить лампочку в подвесном потолке

Таким образом запомните, точечный светильник при регулярном использовании перегорает, как и обычная лампочка накаливания один раз в несколько месяцев. Что и подтверждают многочисленные комментарии и отзывы пользователей.

отзывы пользователей о точечных светильниках

При этом, если у вас их 20 и более штук, то и менять вам их придется 20 и более раз. А найти качественную недорогую лампочку в настоящее время, весьма нетривиальная задача.

много сгоревших точечных светильников

Именно поэтому еще на ранней стадии ремонта, все больше мастеров благоразумно начинают отговаривать заказчиков от массового использования такого вида освещения у себя в квартирах.

Вторая негативная причина использования точечных светильников – испорченный дизайн. В современном ремонте это выглядит как, извините за выражение, цыганщина.

плохой дизайн с точечными светильниками

Кроме того, обратите внимание как они светят. На соседней с ними стенке образуются специфичные конусы света.

конусы света на стене от точечных светильников

Если у вас обои определенного типа (с горизонтальными полосками или рельефным рисунком), то из-за такого освещения вы получите рваную текстуру.

Все будет выглядеть так, как будто стена неровно освещена, либо горбатая.

Это эффект того, что освещение от точечных светильников разливается неравномерно, а идет конусом и определенными пучками света. При этом изменить расположение спотов очень непростая задача.

ошибки дизайна освещения на кухне

Ровного освещения, которое бы подчеркивало красоту обстановки от них не получить. Они ломают линии, ломают контуры и тем самым портят внешний вид объекта.

Третий недостаток вы в полной мере ощутите в ванной или на диване, когда попытаетесь прилечь, расслабиться и отдохнуть, а несколько ярких лампочек пристально будут светить и выжигать вам глаза.

Ничего кроме дискомфорта в этом случае вы не почувствуете. Даже с закрытыми глазами вы будете видеть яркие, нервирующие пятна света.

дискомфорт от точечных светильников

Как правило, порядок действий в этом случае следующий. Ложимся на диван, поднимаем голову, зажмуриваем глаза, понимаем, что это не помогает, бежим к выключателю в начале комнаты. Отключаем полностью свет, в темноте опять добираемся до дивана, расслабляемся.

В ванной такой фокус у вас не пройдет, придется терпеть.

как расположить светильники на потолке в ванной

Поэтому запомните, что практически все точечные светильники, хоть галогеновые, хоть светодиодные, дают некомфортный, неприятный для глаз свет. Они хороши только для одного – похвастаться своим ремонтом, выставив фотографии у себя в инстаграме и других соцсетях.

В реальной жизни от светильников требуется нечто другое – хорошее, равномерное освещение. Точечные модели его не создают.

Четвертый аргумент против спотов – в итоге все они дают очень мало света. Как бы много вы их не расставляли, как бы ярко они не светили, в комнате, где находятся эти источники света, постоянно темно.

светильники на кухне

Происходит это из-за того, что они светят пучком и строго на пол, а не во все стороны.

На стены они отбрасывают легкие конусы света, которые не способствуют нормальному отражению и распространению лучей. То есть, свет не выполняет своей основной задачи — не заполняет комнату как при дневном освещении.

можно ли выбрасывать светодиодные лампочки в мусорку

Внизу еще что-то можно рассмотреть, но комната в целом остается недостаточно освещенной. Это вызывает дискомфорт и хочется все время увеличить количество светильников или их мощность.

Либо дополнительно включить люстру или настольную лампу.

освещение спальни

Вот почитайте комментарии пользователей с ютуба.

отзывы пользователей по спотам

Пятый недостаток – цена. Точечные светильники — это всегда дорого.

Сюда входит не только стоимость самого изделия, но и монтаж и последующая эксплуатация.

расстояние и схема монтажа светильника GU 53 в натяжной потолок

Не забывайте, что к КАЖДОМУ из этих спотов необходимо подвести электропитание и кабель.


А еще это затраты на блок питания.

монтаж точечного светодиодного светильника

Большинство таких моделей рассчитаны на 12В. И для того, чтобы их подключить к сети 220В, необходим специальный драйвер.

Сам монтаж также не дешевое удовольствие. Под каждое из них нужно сделать отверстие, причем на гипсокартонном потолке предусмотреть, чтобы они не попали под профиль.

В процессе эксплуатации сгореть и выйти из строя могут не только лампочки, но и сам блок питания.

сгорел блок питания светодиодной ленты как понять причину

А до него еще нужно добраться.

проблема с заменой блока питания

Если вы просчитаете общую стоимость монтажа и эксплуатации пары десятков спотов, то у вас получится цена превышающая стоимость крутейшей люстры люкс класса.

При этом люстра была бы светлее, красивее и давала бы более приятный и ровный свет. Не говоря уже о затратах по уходу.

Раз уж мы выяснили столько недостатков точечных светильников, какую же им альтернативу предлагает современный ремонт?

Рассмотрим два основных вида для замещения:

лед панели для основного освещения квартиры и офиса

потолочные софтбоксы

Лед панели — это абсолютно плоские световые панели толщиной около 1см. Они не устанавливаются на потолок, а накладываются на него и закрепляются там.

Конечно, они не дают какой-то дизайнерской изюминки или красоты, однако скажите честно, как часто вы ходите дома, задрав голову?

Главное, что вам нужно от качественного светильника – хорошее освещение комнаты. И Led панели его обеспечивают в полной мере.

Однако главный недостаток таких панелей в том, что практически все они рассчитаны на потолки типа Армстронг.

монтаж светодиодной панели в потолок армстронг

То есть, это панели, которые укладываются в специальные ячейки, имеют определенные размеры и идеально туда встают. А вот закрепить их к натяжному потолку, весьма проблематично.

Поэтому штука эта очень яркая, хорошая, но применима для небольшого числа ремонтов.

Переходим к другой альтернативе – софтбоксам. Не путайте их со специальными софтбоксами, которые используют при фото и видеосъемке.

универсальный гибкий светодиодный свет обзор Soonwell FB21

В нашем случае речь идет о потолочном светильнике, который отдает световой поток всей своей площадью. У него свет исходит не только с нижней части, но и со всех боковых сторон.

софтбокс для комнаты

Попросту говоря софтбокс – это потолочный светильник, который светится весь. Он может быть круглой, цилиндрической, квадратной формы. Главное, чтобы свет от него распространялся во все стороны.

потолочный софтбокс

Есть достаточно большое количество моделей, которые внешне выглядят целостно, но у них светится только нижняя часть.

лед панель для освещения спальни

Это не софтбокс, а обычный потолочный Led светильник или панель.

что такое Led панель правила монтажа и ремонт

Софтбокс дает равномерную засветку по потолку, за счет чего обеспечивается дополнительное освещение всей комнаты. При достаточно небольшом размере светильника и малой его мощности, помещение оказывается залитым ярким, плотным световым потоком.

люстра или софтбокс
софтбокс вместо люстры

Свет нигде не теряется. Все вокруг хорошо видно и дискомфорта как от точечных моделей вы ощущать не будете.

Даже на большую комнату для качественного освещения бывает достаточно всего дух экземпляров. Причем есть модели с пультом дистанционного управления и регулировкой по цвету и мощности.

потолочный софтбокс с регулировкой по цвету и мощности

Захотели посмотреть в полумраке телевизор, не нужно бежать к выключателю, просто взяли и приглушили до минимума свет.

софтбокс светящийся в половину мощности

С креплением их под натяжные потолки у монтажников проблем не возникает. Заранее делаются закладные и каркас, на которые и устанавливается светильник.

задняя часть софтбокса для потолка

При выборе смотрите на технические параметры.

технические параметры потолочного софтбокса

На коробке изделия обычно указывается, на какой метраж комнаты рассчитана та или иная модель.

потолочный софтюбокс для освещения квартиры

По поводу срока службы тоже не стоит переживать. Светодиоды, на которых собраны софтбоксы, исправно работают десятки тысяч часов.

внутреннее устройство потолочного светильника софтбокса
внутреннее устройство потолочного светильника софтбокса

В итоге в помещении у вас всегда будет красиво и светло.

Исходя из всего вышеизложенного, современные мастера и дизайнеры и рекомендуют подобные светильники, чуть ли не заставляя своих заказчиков постепенно отказываться от точечных. О чем последние впоследствии нисколько не жалеют.


Хотите ли вы заниматься съемкой портретов, питомцев, продуктов, еды или макро, комплект студийного освещения позволит сделать фотографии четче и профессиональнее, чего в противном случае достичь гораздо сложнее. Это открывает двери к полному контролю. Если вы только начинаете работать со студийным освещением, приготовьтесь снова влюбиться в фотографию.

Однако, поначалу освоение студийной вспышки может показаться сложной задачей. Нужно принимать много решений: какие настройки экспозиции использовать? Как расставить свет? Какие модификаторы подойдут лучше всего? Какую мощность вспышки использовать? Все эти препятствия легко преодолеть, если обзавестись некоторыми знаниями. В сегодняшней статье мы прольем свет на данную тему.

Моноблок или строб?

Жаргон студийной съемки может вызвать у новичков непонимание: студийные головки, моноблоки, моносветы, блоки питания, стробы? В целом, для начала достаточно двух вспышек-моноблоков (или "моносветов", как их называют в США). Они представляют собой индивидуальные автономные вспышки, которые объединяются в единую сеть. С другой стороны, блок питания – определенного рода контрольный центр, связывающий несколько меньших вспышек. Термин "строб" используют как нарицательное для описания разных видов вспышек. Помимо двух моноблоков, стартовый набор обычно включает в себя две стойки, синхронизирующий кабель/беспроводной триггер и такие модификаторы света, как белые и серебряные зонты или софтбокс. Именно они – ключ к успешной съемке. С помощью этих приспособлений вы получаете возможность влиять на свет и на то, как он рассеивается.

Если в наборе нет беспроводного триггера, я бы настоятельно порекомендовал им обзавестись. Синхронизирующие кабели постоянно запутываются и выпадают в самый неподходящий момент, а также о них очень легко споткнуться. Более того, у многих камер даже нет слота для подключения такого кабеля. Беспроводные триггеры – дешевый и простой вариант. Очень полезный инструмент, который у многих из нас уже есть – рефлектор. Расположив его напротив вспышки, вы рассеиваете свет, смягчая тени и сокращая контрастность. Таким образом, получается практически второй источник света.


Большинство ламп оборудованы режимом моделирующей вспышки. Снимок: James Paterson

Сколько мощности нужно?

Если вы планируете собирать базовый набор, первый вопрос будет касаться мощности. Мощность вспышки измеряется в ватт-секундах (максимальное количество ватт, которое может быть подано за 1 секунду). Студийные лампы обычно выдают от 100 Вт, если модель дешевая, до 1200 Вт для более дорогих моделей. Правильный уровень зависит от того, что вы фотографируете – в случае, когда нужно осветить большое помещение или группу людей, нужно будет минимум 800 Вт. Для домашней студии или портретной съемки, при которой фотографируют одного человека или маленькую группу, вряд ли понадобится мощность свыше 300 Вт.

По сравнению со вспышками типа "speedlight", даже маломощные моноблоки будут светить как минимум в два раза сильнее. Есть также другие преимущества. Питание от сети позволяет не беспокоиться об аккумуляторах, время перезарядки сокращается, а работать с модификаторами становится гораздо проще. Более того, моноблоки обладают удобным режимом моделирующего света. При его активации лампа начинает светить непрерывно, помогая визуализировать игру света и тени на субъекте перед тем, как делать снимок.

Управление вспышкой

Студийные вспышки обычно оборудованы несколькими простыми регуляторами. Первый –изменение выходной мощности, которая отвечает за яркость света. В большинстве моноблоков шкала варьируется от 1.0 до 6.0, где каждое число представляет один стоп света. Таким образом, значение 6.0 соответствует мощности 1/1, а 1.0 – это всё равно, что 1/32 от максимальной яркости (хотя некоторые модели позволяют выбрать значение еще ниже). Конечно, максимальная и минимальная яркость зависят от питания и наличия модификаторов.

Помимо прочего, у вспышек обычно есть функция оповещения о полном перезаряде (обычно на него требуется около половины секунды). Другая полезная кнопка – режим ведомого (Optical Slave Mode). Активируйте его на второй вспышке, и она будет срабатывать, как только увидит свет первой.


В набор начинающего обычно входит зонт и софтбокс. Снимок: James Paterson

Зачем использовать студийное освещение?

Главная причина работать со студийным освещением – качество и контроль. Мощность вспышки обеспечивает возможность снимать с низким ISO, получая максимальное качество с минимальным количеством шума. Помимо этого, дополнительный свет обеспечивает гораздо больше контроля. Вы сами решаете, как расположить лампы – сверху, снизу, спереди, сзади – всё зависит только от предпочтений и фантазии. Затем можно контролировать экспозицию. Мы сами можем решить, какой она будет, а не позволять имеющемуся освещению диктовать правила игры.

Мы привыкли адаптировать параметры экспонирования к освещению, поэтому при работе со студийным светом происходит определенный сдвиг сознания. Не учитывая некоторые отдельные случаи, мы можем выбрать любую комбинацию выдержки, диафрагмы и ISO. Если вы только начинаете, вот базовые параметры, от которых можно отталкиваться. В ручном режиме установите выдержку на 1/200 с, диафрагму на f/8 и ISO на 100. Включите вспышку и сделайте несколько пробных снимков. Если фотография получится слишком яркой или темной, просто отрегулируйте яркость света, поставив лампу ближе или дальше, либо изменив её мощность.

Чтобы определить нужную мощность вспышки, можно использовать экспонометр или ориентироваться на гистограмму камеры.

Одна лампа или две?

Поначалу идея использовать оба моноблока может показаться очень привлекательной. Однако, если вы – новичок в студийной съемке, лучше начать с одного. Приловчитесь позиционировать лампу, регулировать мощность и экспозицию; затем, когда освоитесь, начинайте экспериментировать с двумя. При работе с двумя и более вспышками очень полезной практикой будет "построить" освещение, делая пробные снимки с одной включенной лампой за раз. Таким образом вы увидите, как каждая вспышка влияет на общий результат, и можете быстрее добиться гармоничного освещения. Овладейте этой техникой и для вас откроется мир бесконечных возможностей.


Простая лампа (слева), софтбокс (середина) и зонт (справа). Снимок: James Paterson

Лампа, софтбокс, зонт

Главная причина работать со студийным освещением – наличие огромного количества модификаторов, позволяющих влиять на характер света. В базовый набор обычно входит софтбокс и зонт, но при это всегда есть вариант фотографировать без них. При съемке с "голой" лампой источник света очень маленький, как полуденное солнце на безоблачном небе. Свет в результате получается очень резким. Обратите внимание, как на фотографии слева получились глубокие тени под подбородком. Добавив зонт или софтбокс, мы увеличиваем размер источника света, делая его более рассеянным, а тени мягкими. Победителем здесь можно считать софтбокс, поскольку тени мягкие, но при этом не теряют контуры. Гораздо сложнее контролировать рассеивание света при использовании зонта, поскольку он отражается ото всех окружающих стен и поверхностей, полностью заполняя тени.

10 советов для съемки со вспышкой

1. Расстояние влияет на мощность. Вдвое уменьшив расстояние между вспышкой и субъектом, вы вчетверо (или на два стопа) повышаете мощность света.

2. Расстояние и качество. Изменение расстояния до источника также влияет на его размер по отношению к субъекту – чем он дальше, тем грубее качество света.

3. Остерегайтесь спада. Спад вспышки – это разница в мощности по всему субъекту. Она становится более заметной, когда лампа расположена очень близко.

4. Обращайте внимание на блики. Если понаблюдать за работами других портретных фотографов, можно заметить, что зачастую в глазах моделей есть блики, по которым можно определить расположение, количество и вид используемых вспышек.

5. Отражайте вспышку. Помните, что помимо использования таких модификаторов, как зонты и софтбоксы, свет можно смягчить, отразив его от стен или потолка.

6. Выдержка и вспышка. Выдержка не имеет никакого отношения к экспозиции вспышки, она влияет только на рассеянный свет. Если сомневаетесь, ориентируйтесь на 1/200 с.

7. Для рассеивания нужно больше мощности. Любой модификатор, расположенный между источником света и субъектом – будь это зонт или софтбокс – ослабляет свет, поэтому не забывайте соответствующим образом повысить мощность.

8. Растушуйте свет. Попробуйте растушевать свет, повернув вспышку под углом вместо того, чтобы направлять её перпендикулярно; это создает приятный "огибающий" эффект.

9. Перезарядите вспышку после изменения мощности. Снизив мощность вспышки, кликните по кнопке Тест, чтобы перезарядить её и сбросить прошлые настройки.

10. Ставьте свет ближе. Поставив несколько вспышек рядом, вы превратите их в один большой источник света по отношению к субъекту, в результате чего получится более мягкий и приятный свет.

Многообразие обычного софтбокса


Снимок: James Paterson

Подсветка сверху

Всего один софтбокс может обеспечить большое количество разных схем освещения в зависимости от его расположения и мощности. Здесь он направлен сверху-вниз прямо на лицо. Иногда это называют "свет бабочка", поскольку тени на носу по форме немного напоминают бабочку.


Снимок: James Paterson


Снимок: James Paterson

Подсветка

На этот раз софтбокс расположен слева от субъекта, освещая сторону лица, находящуюся дальше от камеры. Этот вид называют "короткий свет" (в противовес "длинному", который располагается спереди). С такой расстановкой получаются снимки в стиле "низкий ключ". Фон очень затемняется, поскольку вспышка направлена в сторону от него.


Снимок: James Paterson


Снимок: James Paterson

Высокий ключ

Софтбокс также может выступать в роли фона для съемки в высоком ключе. Свет огибает контуры лица, создавая привлекательные линии вокруг щек. Если спереди лицо выглядит слишком темным, его можно осветлить, расширив диафрагму и отразив часть света с помощью рефлектора.


Снимок: James Paterson


Снимок: James Paterson

Силуэт

Этот эффект похож на предыдущий, только на этот раз софтбокс направляется на фон. Если есть желание, можно сделать диафрагму немного шире, осветлив субъект, или наоборот экспонировать по фону, получив практически эффект силуэта.


Снимок: James Paterson


Снимок: James Paterson

Боковое освещение

При такой расстановке освещается только одна половина лица, а другая оказывается в тени. Иногда это называют "разделенным освещением". Обратите внимание, насколько подчеркнутой стала текстура кожи. Из-за этого портрет получился немного грубее.


Снимок: James Paterson


Снимок: James Paterson

Подсветка снизу

Разместив софтбокс ниже уровня подбородка, вы получите эффект "фильма ужасов". Мы привыкли, что свет падает сверху, поэтому в противном случае он выглядит неестественно вне зависимости от того, стоит субъект или лежит.


Снимок: James Paterson

Список оборудования

Моноблоки. Это вспышки с питанием от сети. Имея больше мощности по сравнению со вспышками типа "speedlight", они позволяют работать с режимом моделирования. В комплекте идут стойки и специальные крепежи, с помощью которых очень легко монтировать различные модификаторы.

Софтбокс. Смягчает и рассеивает свет, практически как окна в комнате. Создает привлекательные прямоугольные блики в глазах. Похож на белый зонт, но игра света и тени гораздо легче поддается контролю.

Синхронизирующий кабель/беспроводной триггер. Подключите его к камере, чтобы вспышки срабатывали в нужное время. Все студийные вспышки обладают режимом ведомого. Это означает, что при срабатывании одной, сработают и остальные.

Читайте также: