Как правильно расставить нарды на доске

Обновлено: 23.04.2024

backgammon-hd

В длинные нарды, согласно правил игры, играют на доске, состоящей из 24 пунктов (лунок). Доска условно разделена на две равные части специальным бортом (бар), с шестью лунками для шашек на каждой короткой стороне.


Рис 1. Первоначальная расстановка шашек в настольной игре длинные нарды

По правилам игры в длинные нарды, у каждого из игроков имеются по 15 шашек одного цвета. Первоначально все черные шашки расставляются в лунке под №1 (см. рис.1), а белые шашки в лунке 13. Лунки 1 и 13 называются соответственно – голова черных и голова белых. Цель игры в длинные нарды – раньше соперника привести все шашки в свой дом и снять их с доски раньше, чем это сделает второй игрок. Домом для черных являются пункты с номерами от 19 до 24 (см. рис.1), для белых домом являются лунки с номерами от 7 до 12.

Начало игры длинные нарды

Игру длинные нарды начинают с последовательного выбрасывания костей. Кубики или кости кидают таким образом, чтобы они оба упали в одной половине игровой доски и устойчиво легли на грань. Если кубики разлетелись по обеим половинам доски, если хотя бы один из них упал за пределы доски, или хотя бы один встал косо, прислонившись к борту или шашке, то бросок повторяется.

Право первого хода в длинных нардах разыгрывается следующим образом: игроки бросают по одной кости, игрок, выбросивший большее количество очков, и будет ходить первым. В случае равенства выпавших очков, проводится повторная попытка. Если после окончания первой партии играется вторая, то ее начинает игрок, победивший в первой партии.

В начале игры идет захват выгодных позиций. С головы, за ход, можно снять только одну шашку (за исключением первого хода 3:3, 4:4 и 6:6). Для захвата выгодных обеспечивающих себе будущие ходы позиций лучше использовать каждый ход. В случае выпадания во время первого хода комбинаций 3:3, 4:4 и 6:6 с головы снимать нужно две шашки, т.к. одной весь ход сделать не получится - будет мешать голова противника.

Цель игры в длинные нарды

В игре длинные нарды игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в дом и выбросить их раньше, чем это сделает противник. Домом для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток.

Движение шашек в настольной игре длинные нарды

В настольной игре длинные нарды игрок кидает одновременно два кубика. После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. То есть, если на одном кубике выпало "три", а на другом "пять", то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую - на пять клеток. В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь клеток. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения. При этом с головы можно брать только одну шашку.

Первый бросок в настольной игре длинные нарды предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре, три-три. В данной ситуации, в настольной игре длинные нарды, сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки.

В настольной игре длинные нарды нельзя передвигать две шашки на число клеток, указанное одним кубиком, а потом на число клеток, указанное другим кубиком. То есть, если выпало пять-четыре, нельзя пойти сначала одной шашкой на два, потом другой на три (то есть отыграть двумя шашками пятерку) и потом так же отыграть четверку. Если на обоих кубиках выпадает одинаковое количество очков (дубль, куш), тогда количество очков удваивается, т.е. игрок играет так, как будто кинул 4 кости и может сделать 4 хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике.

В настольной игре длинные нарды на одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек. На клетку, занятую шашкой противника, шашку ставить нельзя. Если шашка попадает на занятую клетку, о ней говорят, что она "не идет". Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой. В настольной игре длинные нарды не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя. Встречается вариант правил: Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника зашла в дом.

long_bacjgammon_02

Рис 2. В длинных нардах не считается ошибкой ход "пробегом", т.к. он делается во время хода игрока и не создает помех своему оппоненту

В настольной игре длинные нарды если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на кубиках (шашки "не идут"), то выпавшие очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще. Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах. То есть, если игроку выгоднее сделать "три", а выпало "шесть" и есть возможность пойти "шесть", то следует ходить "шесть". В длинных нардах если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух, то игрок должен выбрать больший. Меньшие очки пропадают. Примечание: термином "камень" в нардах может называться игральный кубик, а также комбинация очков, выпавшая на двух кубиках. Например, камень "четыре-три".

Выбрасывание шашек в настольной игре длинные нарды

long_bacjgammon_03

Рис 3. Черным выпало 4:2. Они выбрасывают две шашки

В настольной игре длинные нарды термин выбрасывать шашки - означает делать такие ходы, чтобы шашка оказывалась за пределами доски. Условно, советы выбросу шашек можно разбить на 3 части: захват позиций в четвертой четверти, правильный ввод шашек в зону выброса и собственно выброс шашек. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на кубиках, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. Выбрасывать шашки можно только с полей, соответствующих выпавших очей на кубиках. Например, если выпало 6:3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля. В настольной игре длинные нарды в процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на костях выпало 6:5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет - со второго и т.д.

Результаты в настольной игре длинные нарды

Ничьей в игре длинные нарды не бывает. Если один игрок выбросил все свои шашки, второй считается проигравшим, даже если следующим броском может тоже выбросить все свои шашки. Партия в длинные нарды заканчивается.

Построение и взлом "заборов"

"Забор" - это выстроенные подряд шашки одного из игроков. Если Вам удалось построить забор из 6 и более фишек, то это уже глухой забор потому, что перепрыгнуть его невозможно.

Дефицит ходов

В любой из моментов игры нам доступно разное количество ходов на каждую из 6 цифр кубика. Бывают моменты когда при дубле 6:6, нам доступно, допустим всего два хода а не четыре (например, во время первого хода), и происходит потеря ходов. Эффективное использование "дефицита ходов" своих и соперника - одно из самых трудных в длинных нардах и, является признаком высочайшего мастерства.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 26 человек(а).

Нарды – одна из старейших игр для двух игроков, в которую люди играют уже более пяти тысяч лет. Чтобы одержать победу, необходимо привести все шашки в так называемый дом, а затем снять их с доски. Если хотите научиться играть в эту увлекательную игру, читайте приведенные ниже шаги.

Изображение с названием Play Backgammon Step 1

  • Игроки садятся по противоположные стороны доски лицом друг к другу. Дом каждого игрока расположен в ближнем к нему правом квадранте. Дома находятся друг напротив друга, так же как и дворы, расположенные в левом квадранте.
  • Игрок перемещает свои шашки от дома противника против часовой стрелки так, что траектория их движения напоминает подкову.
  • Треугольники пронумерованы от 1 до 24 (для каждого игрока своя нумерация), причем пункт с номером 24 расположен дальше всего, а пункт под номером 1 находится в ближнем правом углу дома. Игроки перемещают свои шашки из противоположных концов доски, так что пункт 1 одного игрока для его противника имеет номер 24, пункт 2 – номер 23, и так далее.

Изображение с названием Play Backgammon Step 2

  • Помните, что у каждого игрока собственная система нумерации, так что шашки не будут мешать друг другу.

Изображение с названием Play Backgammon Step 3

Для определения права первого хода бросьте кость. Первым ходит выбросивший большее число. Если у обоих выпало одно число, бросок следует повторить. Первый ход совершается в соответствии с выпавшими при этом числами. Например, если у одного игрока выпало 5, а у второго 2, первым ходит тот, у кого выпало 5, и он не бросает кости еще раз, а считается, что у него выпало 5 и 2. [3] X Источник информации

Изображение с названием Play Backgammon Step 4

  • Если вы предлагаете удвоение и противник его принимает, кубик поворачивается новым числом вверх и помещается во двор противника. Теперь только он сможет предложить удвоение на одном из своих последующих ходов.
  • Если противник не принимает удвоение, то он проигрывает игру по начальной ставке на кубике.
  • Можно удваивать ставку, переудваивать ее и так далее, но обычно удвоение происходит не более трех или четырех раз за игру.

Изображение с названием Play Backgammon Step 5

  • Кости следует бросать на правой половине своей части доски, с достаточной высоты, чтобы они смогли перевернуться и слегка прокатиться по доске.
  • Если хотя бы одна кость попадает на шашку, вылетает за пределы доски или встает неровно, прислонившись к бортику доски, бросок считается недействительным и его следует повторить.

Изображение с названием Play Backgammon Step 6

  • Можно начать игру любыми шашками, но рекомендуется как можно быстрее вывести свои шашки из дома соперника.
  • Чтобы заблокировать пункт для шашек противника, необходимо поставить на него хотя бы 2 своих шашки, при этом на свободный пункт можно ставить сколько угодно своих шашек.
  • Помните, что можно двигать одну шашку дважды или две по разу. Например, если у вас выпало 3-2, то одну шашку можно передвинуть на 3 пункта и потом еще на 2, но только так, чтобы она оба раза приземлилась на открытый пункт. Также можно передвинуть одну шашку на 2 пункта на открытый пункт, а потом передвинуть другую на 3 пункта, тоже поставив ее на открытый пункт.

Изображение с названием Play Backgammon Step 7

  • Опять же, можно двигать 4 шашки на 3 пункта, двигать одну шашку 4 раза на 3 пункта так, чтобы она каждый раз приземлялась на открытый пункт, двигать 2 шашки на 6 пунктов каждую, либо 1 шашку на 9 пунктов, и 1 – на 3. Главное, чтобы было сделано 4 хода по 3 пункта, и шашки каждый раз приземлялись на открытый пункт.
  • Это правило применяется и в том случае, если у вас выпал дубль. Если вы не можете играть дубль, то теряете ход.

Изображение с названием Play Backgammon Step 9

Старайтесь обеспечивать безопасность своих шашек. Избегайте оставлять свои шашки по одной на пункте, то есть создавать блоты, потому что противник может их “побить”. Если противник побьет вашу шашку, то она отправится на бар, откуда следующим ходом вы попытаетесь вывести ее на доску, в дом противника; такой шашке придется начинать все сначала. Старайтесь передвигать свои шашки таким образом, чтобы на одном пункте у вас всегда было две или более шашек, по крайней мере в начале игры. [9] X Источник информации

Изображение с названием Play Backgammon Step 10

Старайтесь доминировать на доске. Прежде, чем двигать шашки в дом, постарайтесь занять как можно больше пунктов двумя шашками, не нагромождайте по 5-6 шашек в нескольких пунктах. Это не только даст вам больше вариантов при передвижении на открытые пункты, но и затруднит передвижение шашек противника, уменьшив для них количество открытых пунктов. [10] X Источник информации


В короткие нарды играют на доске, состоящей из 24 пунктов. Доска разделена на две части бортом или "баром", который имеет ключевое значение в игре. По одну сторону от бара расположены "дома" черных и белых по другую - "дворы" черных и белых.

Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый ближний пункт – 1-й, дальний - 24-й, он же первый для противника. У каждого игрока 15 шашек. При начальной расстановке у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, по пять в тринадцатом, по три в восьмом и по пять в шестом.


Цель игры

Цель игры – добраться шашками до своего дома и вывести их с доски. Первый игрок, который вывел все свои шашки выигрывает партию.

Движение шашек в игре

Очередность первого хода определяется броском одной кости. Если у обоих игроков выпадают одинаковые числа, кости кидают до тех пор, пока не выпадут различные значения. После определения очередности, игроки бросают по две кости и выполняют ходы. Числа на каждой из костей показывают на сколько пунктов игрок должен переместить свои шашки. Шашки движутся в одном направлении, от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими. При этом применяются следующие правила:

  • Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на тот, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.
  • Из чисел на обеих костях формируются ходы. К примеру, если у игрока выпало 5 и 3, он может пойти одной шашкой на три поля, а другой - на пять, либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь полей, но в том случае, если промежуточный пункт (третий или пятый) свободен от шашек противника.
  • Игрок, у которого выпал дубль, играет дважды. Например, если выпало 5-5, то игрок должен сделать четыре хода по пять очков, передвигая шашки в любой комбинации как сочтет нужным.
  • Игрок должен обязательно использовать все выпавшие числа (два или четыре, если выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число. Если каждое из чисел можно сыграть только по отдельности, игрок должен выбрать большее. Если игрок не может сделать ход, он его пропускает. В случае если выпал дубль и игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть максимально возможное количество ходов.

Как побить и зарядить шашку

Пункт, занятый одной шашкой, называется "блот". Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, "блот" считается побитым и кладется на (в) бар. Первая обязанность игрока, чьи шашки находятся на (в) баре – это переместить (зарядить) их в дом противника на свободную позицию. Для этого игрок бросает обе кости. Если выпадает число равное номеру свободной ячейки в доме противника, шашка ее занимает. Таким образом она выходит из "бара". Пока все шашки не выйдут из бара, игрок не может двигать остальные шашки. Если после выхода из бара у вас остались ходы, то их можно использовать по своему усмотрению. К примеру если у белых шашка попала в "бар" и им выпало 3 и 6, то они могут вывести шашку либо в третий либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может вывести только некоторые из своих шашек, но не все, он должен вывести те шашки, которые возможно, а оставшуюся часть хода пропустить.


Как выбрасывать шашки

Когда игрок привел все пятнадцать шашек в свой дом, он начинает их выбрасывать за пределы доски. Игрок бросает кости, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта. Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, например 6, шашек нет, игрок может вывести шашку с любого следующего младшего пункта, в данном случае с четвертого (см. фото), так как на пятом шашек тоже нет.

Если игрок начал выбрасывать шашки, а одна из них оказалась побита противником (ушла в бар), то игрок должен сначала вернуть шашку в свой дом, и только после этого продолжить выбрасывание. Тот, кто первый снял все шашки с доски - выиграл партию.


Марс и Кокс

Если к моменту когда один игрок вывел все свои шашки за пределы доски, а проигравший не успел выбросить ни одной шашки, то такая ситуация называется "Марс" и количество проигранных очков удваивается. Если у проигравшего во время "Марса" есть шашки в баре, то такая ситуация называется "Кокс" и проигранные очки утраиваются.

Начальная позиция в длинных нардах

Двое игроков расставляют по 15 шашек (белые и черные) на своей части доски вдоль правой стороны.

Начальное расположение шашек на доске (позиция 12 и 24) называется “голова”. Ход из этого положения называется “ход с головы”. За один ход с головы можно взять только одну шашку (см. Исключение). Последняя четверть игрового поля для каждого игрока называется “домом” - “дом белых” (1-6) и “дом черных” (13-18).

Исключение

Если в свой первый ход, игрок выбросил дубли шесть-шесть (6-6); четыре-четыре (4-4); три-три (3-3), он может снять с головы две шашки. Потому что в этой ситуации нет возможности сыграть одной шашкой полный ход, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если совершить полный ход мешают шашки соперника находящиеся на поле, игрок снимает с головы только 1 шашку.

Розыгрыш первого хода

Каждый игрок кидает по одному игральному кубику (зару). Право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве очков бросок повторяется.

Цель игры

Цель игры - пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в “дом” и вывести (“выбросить”) их раньше, чем это сделает противник.

Белые шашки двигаются из пунктов 19-24 в 1-6, а черные из пунктов 7-12 в 13-18 .

Вывести шашку можно только после того, как все шашки “пришли в дом”.

Правила и ограничения:

  • Каждый игрок имеет право передвигать шашки только своего цвета.
  • Когда игрок бросает кубики (зары), он обязан передвинуть свои шашки в соответствии с выпавшими очками. Если место занято шашкой противника, то в эту лунку ставить свою шашку нельзя.
  • Ходить необходимо строго на то число очков, которое выпало на кубиках. Игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки.
  • Правило полного хода - если есть два хода, один из которых использует один кубик, а другой — два, игрок обязан сделать ход, использующий оба кубика.

Вывод шашек

После того, как все шашки игрока заведены в “дом”, он снимает с доски от 1 до 4 (при выбрасывании дубля) шашек, в лунках, соответствующих числу выброшенных на кубиках очков.

В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на кубиках, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или её выбросить.

В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выбрасывать шашки из лунок низшего разряда, если в лунках высшего разряда шашек нет. Например, если на кубиках выпало 6-5, а в лунках 6 и 5 нет шашек, то игрок может “выбросить” из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля (лунки), если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет, то со второго и т. д. Партия заканчивается.

Расчёт выигрыша

Выигрыш “оин” объявляется в ситуации, когда один из игроков вывел все свои шашки, а его соперник вывел хотя бы одну. Такой выигрыш приносит победителю 1 очко.

Если один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, выигрыш называется “марс” и приносит 2 очка.

В любительских поединках и на некоторых русскоязычных сайтах встречаются варианты победы: “кокс” (3 очка) и “домашний марс” (4 очка).

Кокс — это ситуация, когда проигравший не успел вывести одну или несколько шашек из своей стартовой четверти.

Домашний марс — это ситуация, при которой проигравший успел завести в “дом” все свои шашки, но не успел снять ни одну шашку с доски.

Эти понятия не встречаются ни в одном серьезном документе о Правилах, Регламентах, Формулах турниров.

Понятие “ничья” в длинных нардах в их классическом виде отсутствует. Однако, в ряде стран в очных партиях может применяться правило последнего хода (правило равноходовости), которое означает, что каждый игрок должен выполнить одинаковое количество ходов. Возможна ситуация, когда игрок играющий чёрным цветом, использует свое право последнего броска, и также выводит все свои шашки. В этом случае партия заканчивается вничью, и игроки получают по пол очка (1/2-1/2), либо по одному очку (1-1), в зависимости от Регламента турнира.

Очень часто нарды путают с шахматами. Возможно это происходит из – за того, что достаточно долгое время они шли бок о бок: внутренняя сторона доски предназначалась для игры в нарды, а внешняя для шахмат. Но шахматы и нарды – это абсолютно две разных вещи. Сегодня шахматы можно назвать споротом, а нарды так и остались удивительной и увлекательной настольной игрой.

Для тех, кто решил научится играть в нарды следует изначально ознакомиться с правилами игры, а также изучить систему расстановки фишек на игровом поле. Даже новички знают о том, что существует огромный выбор различных видов нард. Но самыми распространенными и общепринятыми считаются только два: длинные и короткие. Каждый из этих вариантов имеет свои особенности расстановки фишек.

Длинные нарды

img173870.jpg3123.jpg

Н арды расстановка фишек по полю имеет свою специфику. Для того что бы более точно понять, как это необходимо сделать, изначально нужно познакомиться с полем для игры. Доска для нард поделена на две абсолютно равные половины. На доске есть 24 узких и вытянутых треугольника, которые называются пунктами и соответственно пронумерованы. Но у каждого из игроков нумерация своя: там, где у одного игрока расположен первый пункт у его оппонента будет находиться двадцать четвертый. Нарды рассчитаны на двоих игроков, каждый из которых имеет по 15 фишек определенного цвета. Именно их необходимо расставить в один ряд в первом или тринадцатом пунктах вдоль правой стороны. Это и есть исходная расстановка нард. Такая позиция называется «голова» и ход начинается именно с головы.

Нарды расстановка в своем первоначальном виде не дает преимуществ ни одному ни другому игроку. Все шансы на победу равны. В чем отличие этой игры от шахмат? А в том, что в шахматах к успеху приводит только логический расчет и умение мыслить конструктивно. В нардах же еще присутствует доля удачи, которую несут вместе с собой игральные кости. Такая расстановка нард характерна для длинного вида. С короткими нардами все обстоит иначе.

nardi_514

Короткие нарды

Короткие нарды также рассчитаны на двоих игроков и доска для игры остается неизменной. Известные нам треугольники называются домом и двором, планка, находящаяся по середине – бар. Есть пункты, которые нумеруются от 1 до 24.Меняется расстановка фишек.У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

Целью игры в обоих случаях является необходимость путем кидания костей определить количество своих ходов, передвигая фишки по полю привести их в дом и первым полностью вывести их из игры. Нарды расстановка, отличающаяся в длинных и коротких разновидностях, делает игру увлекательнее и сложнее. Каждый желающий может попробовать свои силы в том или ином виде.

Читайте также: