Как правильно написать тему урока на доске

Обновлено: 14.05.2024

План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3. Принцип непрерывности предполагает, что:

  • процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
  • разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

  • резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
  • низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект урока - это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.

Шаг II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

- дать представление о…;

- обобщить и систематизировать знания о….;

- познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

- выработать навыки (например, анализа лирического текста).

- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг III. Планируемые задачи

Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Шаг V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

«Как правильно составить план-конспект урока»

План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.

Основные принципы планирования

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3. Принцип непрерывности предполагает, что:

  • процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
  • разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

  • резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
  • низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект урока - это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.

Шаг II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

- дать представление о…;

- обобщить и систематизировать знания о….;

- познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

- выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг III. Планируемые задачи

Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Шаг V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Турманкина Ольга Алексеевна,

Учитель русского языка и литературы МОАУ ЛИЦЕЯ №6 г. Благовещенска

КАК ФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ СТАНДАРТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

О том насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако, далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. Для большинства школьников в названии урока нет ничего, кроме скучного и сухого разнообразия. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из выше сказанного, предпочтительно тему урока дети должны обозначить сами, но учитель всеми возможными способами должен подвести ребёнка к правильным домыслам.

Конечно, формулировка темы урока зависит от типа урока . В условиях введения ФГОС выделяют 6 типов уроков:

1. Урок «открытия» нового знания;

2. Урок комплексного применения знаний и умений;

3. Урок общеметодологической направленности;

4. Урок актуализации знаний и умений;

5. Урок контроля знаний и умений;

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

Если же это урок «Открытия» новых знаний, то тему урока учитель может сформулировать сам и дать её в готовом виде. Но она должна быть интересной, способной заинтриговать ребёнка. Она должна быть такой, чтобы ему захотелось узнать обо всём, что говорится в ней.

Тема – это имя урока. И мы с вами выступаем в роли ономатета.

Ономатет ( др.-греч . ὀνοματοθέτης — создатель или творец наименований) — представление мифологического или философского образа божества или человека, дающего и устанавливающего имена всему сущему, либо отдельным предметам или живым существам. Коротко — тот, кто даёт имена [1] .

Итак, рассмотрим несколько примеров. Урок русского языка «открытия» новых знаний . Общая тема «Имя прилагательное».

Дается ряд прилагательных: клюквенный, малиновый, томатный, кислый, сладкий, солёный. Детям предлагается объединить их по признакам, записать в две группы:

Теперь следует подобрать к ним подходящее существительное.

Составить два предложения.

Я люблю клюквенный, малиновый, томатный сок.

Я люблю сладкий малиновый сок.

Записав их на доске, спросить у детей как они думают, в каком предложении определения однородные, а в каком неоднородные? Затем формулируется вопрос урока, а из него вытекает тема «Однородные или неоднородные определения?». Часто так бывает, что тема соответствует проблемному вопросу. Сама тема может быть в форме вопроса. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы, создают проблемные ситуации, побуждают школьников напряженно следить за развивающимся конфликтом. «О или Ё?» , «Е или И?». Обратимся к уроку истории: «Греция или Македония? Филипп или Демосфен?» (сравните с традиционным названием темы: «Упадок Греции и подчинение её Македонии» . «Набег или нашествие?» («Татаро – монгольское вторжение на Русь»). Когда учебный материал обладает большим эмоциональным зарядом, необходим душевный настрой, уже на первых минутах урока необходимо создать его название, которое может быть заимствовано из известных художественных и исторических текстов «откуда есть пошла земля Русская…», « Москва не сразу строилась!». На уроках истории и литературы заголовки должны интриговать и увлекать, ведь любой литератор знает, что в основе любого произведения лежит конфликт. Так и заголовок должен открывать неисчерпаемость познания, пробуждать воображение и самостоятельность.

Урок закрепления или актуализации знаний и умений, здесь грех не дать возможность прийти детям к теме самим. Опять же общая тема «Имя прилагательное», на доске или в руках мяч. Детям раздаются карточки разных цветов и карточки, на которых изображены футбольный, баскетбольный, теннисный, волейбольный мячи. Задание объединиться в группы в зависимости от признака, затем составить три предложения.

Зеленые, красные, синие мячи скачут по школьному двору.

Футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи ждут своего часа перед соревнованиями.

Теннисный зелёный мяч ловко скачет через сетку.

Дети хорошо чувствуют разницу между признаками предмета (цвет, предназначение). Легко формулируют тему «Однородные и неоднородные определения».

Очень выигрышно смотрятся темы, сформулированные в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, загадки и т. п. На уроке русского языка при изучении постоянных морфологический признаков имени существительного одну из тем можно обозначить так: «Тебе дано, а другие пользуются?» (имя). Тут же возникает вопрос: «Ребята, а что такое имя? Приведите примеры, назовите друг друга по имени. Имя принадлежит человеку, его собственность, есть у каждой девочки и мальчика в нашем классе! Сформулируйте тему урока». «Имена существительные собственные или нарицательные».

В социальных сетях множество фраз и выражений по замечанию на безграмотность людей. Я выбрала одно из них для темы урока: «Не зная падежов – не говорите глупостев!» Дети читают, смеются, ищут ошибки. Так ка мы работаем с именами существительными, то им не составит труда сформулировать стандартную тему самим «Склонение имён существительных».

Уже обозначено, что темы по литературе даже в журнале нельзя записывать следующим образом: И. С. Тургенев «Муму», а уж тем более давать в таком виде детям. Здесь очень хорошо помогает кластер – инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить. Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме, он может быть использован на самых разных стадиях урока. От основной темы отходят микротемы, выбираем любую. Дети сами составили, сами выбрали. Мне это и нужно.

Перечисленные мною варианты заголовков, конечно, не исчерпывают всего их разнообразия, но я считаю, что внимание к этой проблеме, создаёт новые возможности гуманизации в единстве её содержательной и межличностной сторонами единого учебного процесса.

В заключении хочется опять обратиться к ономатету.

Еще в первобытном обществе наименование представляло собой не какую-либо игру или развлечение, а абсолютную культурную необходимость, крепко связанную с внутренней сущностью человека. Имя собственное для первобытного человека представляло собой не этикетку или ярлык, а своеобразный символ, связанный, сложным образом, с природой индивида. Мифологическое осознание имени собственного, как мифической внутренней субстанции, проявляется в некоторых культурно-исторических традициях, в которых наречение именем новорожденного принимает форму отгадывания его сущности, что является своеобразной магией. Имя представлялось загадочной сущностью вещи или человека; знать имя означало иметь власть над тем, что названо; произнести имя, назвать по имени — могло означать создать, оживить, погубить, овладеть. В нашем случае, дав содержательное, понятное, разумное имя уроку, у нас появляется возможность иметь власть над ним, также оживить его и донести до детей интересно, доступно, чтобы они его запомнили, усвоили и хотели вспоминать.

Планы уроков — это огромный труд, который обязательно пригодится учителю или его ученикам. Поэтому важно сохранять все конспекты по годам, предметам, темам, например, на Google Диск .

Кроме распечатанного плана урока, рекомендуем сохранить его на ноутбук и смартфон. Листок с планом может выпасть или испортиться, а урок никуда не денется, его нужно будет провести. Поэтому лучше подстрахуйтесь и сохраните план-конспект урока везде, где только можно!

Учитель делает план урока не на один раз, к нему он будет обращаться и через год, и через пять лет. Поэтому в конспекте должно быть всё «разложено по полочкам», вплоть до примеров материалов, которые применялись на уроке. Для занятия могут потребовать красочные карточки, инфографики, презентации, таблицы, аудио-материалы. Вот несколько идей Canva, которые можно использовать на уроке.

18. В план-конспект урока по физической культуре добавьте таблицу, чтобы отслеживать достижения учеников

План-конспект по физической культуре обычно не так просто составить, эта дисциплина отличается от остальных местом проведения и заданиями. Особенно ученики не любят сдавать нормативы.

Попробуйте их заинтересовать: включите зажигательную музыку или расскажите интересные факты об успешных спортсменах. А сами результаты нормативов записывайте в удобную таблицу. В конце года по ней вы отследите достижения своих учеников.

Использовать этот шаблон

Полный план-конспект урока по физической культуре может выглядеть примерно так. Полезную информацию для составления занятий и дидактические материалы вы найдете на учительском портале в разделе «Физкультура» .

Использовать этот шаблон

Для урока по биологии в редакторе Canva есть готовые карточки с классификацией животных. Такие материалы можно самостоятельно сделать для урока по любой теме.

Использовать этот шаблон

В виде раздаточного материала можно подготовить такие описания видов животных со схемой. Не по каждой теме в обычном учебнике можно найти схемы, таблицы, лаконичные описания. Все это вы легко можете сделать сами в редакторе Canva. Идеи можно подсмотреть на сайте «Российский учебник» в разделе «Наглядные и раздаточные материалы по биологии» .

Использовать этот шаблон

20. В план-конспект урока добавьте инфографику, если рассказываете об исследованиях и интересных фактах

Суть инфографики — в преобразовании общей информации в емкую, понятную и красочную форму. Детям легче запомнить интересные факты о Земле, если информация будет преподнесена с картинками и в простом виде. В Canva есть замечательные примеры инфографики, которые сделают разнообразнее уроки географии и истории.

Использовать этот шаблон

Еще один способ увлекательной проверки знаний — викторины. Проводите десятиминутные интерактивы в начале урока, чтобы вспомнить материал с прошлых уроков. Для оформления квизов рекомендуем использовать формат презентации. Читайте нашу статью «18 увлекательных викторин для взрослых и детей» .

Использовать этот шаблон

Если нет возможности провести викторину, используйте красочные карточки, которые тоже помогут проверить знания учеников. Например, в план урока английского языка можно добавить задание по заполнению карточки. Предложите ученикам дома прочитать рассказ или посмотреть мультфильм, а потом на уроке описать черты характера, действия, размышления понравившегося персонажа в красочных карточках.

Использовать этот шаблон

Мы сделали шаблон плана урока по английскому языку в одном стиле с карточками. Нажимайте «Использовать этот шаблон»!

Использовать этот шаблон

Еще можете предложить ученикам рассказать о своей любимой еде с помощью фактов и картинок вместо скучного эссе на заданную тему. Это задание поможет каждому школьнику проявить свою индивидуальность!

Использовать этот шаблон

Еще больше интересных идей для заданий на уроках в нашей статье «35 отличных идей, как сделать рабочую тетрадь для школы».

Задания можно отправлять ученикам и в электронном формате. Для этого мы рекомендуем учителям поработать на платформе Canva для образования . Учителю и ученикам предоставим возможности редактора совершенно бесплатно. Создавайте вместе с детьми презентации, викторины, карточки и плакаты!


Вы подобрали идеальный материал для урока, который был и интересным, и интригующим, и прекрасно раскрывал тему, но не успели пройти и 30% того, что хотели? Или же, напротив, студенты были настолько не вовлечены в тему урока, что вы совершенно не понимали, как заинтересовать их этим увлекательным материалом. Чтобы избежать этого, мало только хорошо подобрать материал или пособие, нужно уметь писать план урока и продумывать «ходы отступления».

Планирование урока по шагам

Благодаря тому, что у вас есть готовая стратегия проведения занятия, урок становится целостным и продуманным. Вам не нужно решать на ходу, чем заниматься, что читать, обсуждать, о чем говорить, в какие игры играть. Кроме того, благодаря плану, вы контролируете ситуацию. Даже если что-то идет не совсем, как вам хочется, вы все равно чувствуете себя уверенно и знаете какие акценты вам надо проставить.

Планирование урока я делю на два этапа: первый — по шаблону, второй — с учетом индивидуальных особенностей группы или ученика. Например: если ученик находится на уровне Pre-Intermediate, но путается во временах, то на них я и сделаю основной упор урока. Если же цель — подтянуть словарный запас, занятие построится на основании заданий по аудированию, чтению и говорению. Вам может понадобиться такая памятка:

Plan how to Plan: учимся писать план урока

Шаг 1. Определяем цель

Это главное, что я учитываю при подготовке плана урока. Подумайте, какие конкретно навыки вы хотите прокачать со студентами за этот урок. Напишите для себя, на чем собираетесь поставить акцент, так как желательно выбрать только одну цель:

Аудирование, тогда включите в урок задания с аудио или видео.

Говорение — составьте план урока с коммуникативными заданиями, добавляйте на всех этапах вопросы о мнении учеников:

  1. What do you think about this?
  2. What’s your position about this topic?
  3. Do you have another opinion? Why? Why not?

Чтение: подберите интересный материал для совместного чтения и обсуждения.

Письмо: напишите вместе Opinion Essay или внедрите в урок упражнения на отработку грамматики.

Ключевой вопрос для формирования цели урока: Что нового узнает ученик?

Шаг 2. Warm Up

Перед любой серьезной тренировкой спортсмен обязательно делает разминку — разогревает мышцы и настраивает организм на работу. Также и с английским: перед погружением в урок разогрейтесь. Лучше использовать упражнения на говорение и попросить студентов определить тему и задачи будущего урока.

Составьте несколько вопросов для введения в тему. Например, на уроке по теме “Role Model” я спрашиваю своих учеников:

  1. Do you know who the role model is?
  2. Do you have a person in your life who is a good example for you? Why?
  3. What qualities and personality traits do you like in this person?
  4. Do you think it’s important to have someone whom you admire?

В младших классах, где уровень языка пока не позволяет детям строить развернутые ответы, мы играем в игру “Guess your partner’s favourite …”, например, number или colour, toy, animal, month, day, в зависимости от темы урока.

Суть игры в том, что ребята, сидящие за одной партой, должны угадать предпочтения соседа. Например, наш урок посвящен животным. Я пишу на доске слово animal и мы все вместе угадываем его значение по картинкам. Затем я спрашиваю:

Do you know Vanya’s favourite animal?

На что Ваня отвечает “Yes” или “No”, и мы меняем роли.

Опросить всех в классе занимает пять-семь минут, но ребята хорошо настраиваются на новую тему и горят желанием узнать, как же будет на английском их любимое животное.

Шаг 3. Main Part

Это основная часть урока: преподаватель презентует и отрабатывает материал с учениками. Чем лучше вы подберете материалы для урока, тем больше будет вовлеченность и эффективность занятия. Вот несколько лайфхаков:

  1. заданий не должно быть очень много;
  2. тема должна раскрываться постепенно;
  3. оставайтесь в рамках одной темы;
  4. чередуйте индивидуальную работу с взаимодействием в группах или в парах;
  5. подготовьте план Б, в виде игры или задания на креативность;
  6. соблюдайте принцип: задания должны быть связаны и находиться в логичном порядке. Например, TTT (Test-Teach-Test), PPP (Presentation-Practice-Production).

Не стоит стараться охватить все материалы, которые только найдете: лучше проработать меньше пособий, но качественно, чем распыляться на разные задания, не вникая в их суть.

Шаг 4. Cool Down

Этой части урока стоит посвятить 5-7 минут: не стоит объяснять новую грамматику или вводить тему. Cool down вашего урока не должен плавно переходить в Warm-up следующего: студенты уже устали, и у них могут быть вопросы по пройденному материалу, поэтому дайте им возможность самим узнать то, что нужно.

Это время можно уделить на разбор сложных заданий из домашки, чтобы объяснить, как они могут легко их выполнить. Еще лучше сыграть в веселую игру и посмеяться: идеально подходят игры на spelling, например, «Поле Чудес» или «Алиас».

Шаг 5: Планируйте мелочи

Планирование урока — не самая простая задача, но у нее есть потрясающая долгосрочная перспектива: подготовьте урок один раз, и вы можете пользоваться им, когда готовите занятие по этой теме с другим классом или учеником. Это очень сэкономит вам время и силы.

Вот несколько практических советов для того, чтобы сделать планирование еще более продуктивным:

  1. Пропишите примерное время на каждое задание из main body.
  2. Заранее подготовьте слайды с правилами на грамматику — слайды должны быть четкими и структурированными.
  3. Предположите, какие вопросы или сложности могут возникнуть у студентов. Подумайте, как им помочь. Например, если вы ставите перед студентами задачу написать opinion essay, скорее всего, у них будут вопросы, как правильно сформулировать вступление или какие linking words использовать. Поэтому, если у вас есть в планах такое задание, подготовьтесь заранее и распечатайте для них памятку с руководством.
  1. Рядом с заданием укажите номер материала, который вы используете: это нужно для того, чтобы не тратить время на поиски во время урока.
  2. Подготовьте «ходы отступления»: если урок закончится раньше или задания окажутся слишком скучными или легкими для студентов, покажите им заранее подготовленный видеоролик на вашу тему или поднимите спорный вопрос и устройте дебаты. Задача — повысить вовлеченность группы в урок.

Планирование — действительно очень важный и полезный для учителя навык. Это залог нашей уверенности и спокойствия. Постарайтесь расслабиться во время урока, держите план под рукой и следуйте ему. После занятия проанализируйте его, запишите, что получилось хорошо, что было лишним, и далее учитывайте этот опыт. Так ваши уроки станут еще более захватывающими и будут соответствовать запросу самых взыскательных учеников.

Читайте также: