Как правильно на стенах или на стенах куда ставить

Обновлено: 23.04.2024

В сло­вах «сте­на­ми», «сте­нах» мож­но поста­вить уда­ре­ние как на глас­ный пер­во­го сло­га, так и на глас­ный вто­ро­го сло­га: стЕнами и стенАми, стЕнах и стенАх.

Чтобы выяс­нить, как пра­виль­но ста­вить уда­ре­ние «стенАми» или «стЕнами», рас­смот­рим скло­не­ние суще­стви­тель­но­го «сте­на».

Ударение в формах слова «стена»

Это суще­стви­тель­ное жен­ско­го рода при про­из­но­ше­нии достав­ля­ет затруд­не­ние, пото­му что оно име­ет пара­диг­му падеж­ных форм с подвиж­ным уда­ре­ни­ем. При изме­не­нии сло­ва по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла уда­ре­ние пере­ме­ща­ет­ся с глас­но­го кор­ня на глас­ный окончания.

Убедимся в этом:

  • и. п. (что?) сте­на́, сте́ны
  • р. п. высо­та (чего?) сте­ны́, стен
  • д. п. подой­ди (к чему?) к стене́, к сте́нам и стена́м
  • в. п. окле­им (что?) сте́ну, сте́ны
  • т. п. любу­ем­ся (чем?) стено́й, сте́нами и стена́ми
  • п. п. рас­ска­жет (о чём?) о стене́, о сте́нах и стена́х

В фор­мах датель­но­го, тво­ри­тель­но­го и пред­лож­но­го паде­жей мно­же­ствен­но­го чис­ла в рус­ском язы­ке упо­треб­ля­ют­ся вари­а­тив­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го как с уда­ре­ни­ем на пер­вом сло­ге, так и с уда­ре­ни­ем на вто­ром слоге:

Согласно акцен­то­ло­ги­че­ской нор­ме пра­виль­но ста­вит­ся уда­ре­ние в сло­ве «сте­на­ми» на глас­ный пер­во­го или вто­ро­го сло­га: стЕнами и стенАми.

Стенами ударение

За сте́нами их дома неиз­вест­но что происходит.

От дождя давай­те укро­ем­ся за стена́ми это­го строения.

Обратим вни­ма­ние на неко­то­рые осо­бен­но­сти поста­нов­ки уда­ре­ния в сло­во­фор­мах иссле­ду­е­мо­го существительного.

Ударение в слове «в стенах»

В устой­чи­вых сло­во­со­че­та­ни­ях, в кото­рых исполь­зу­ет­ся фор­ма вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла сло­ва «сте­на», уда­ре­ни­ем пере­хо­дит на глас­ный предлога:

  • лезть на́ сте­ну (от злости);
  • как о́б сте­ну горох,
  • но дер­жать­ся за́ сте­ну и за сте́ну.

В соче­та­нии «сидеть в четы­рёх стена́х», «в сте­нах чего-либо (поме­ще­ние, в кото­ром что-то нахо­дит­ся)» удар­ным явля­ет­ся, как пра­ви­ло, глас­ный вто­ро­го слога:

  • в стена́х школы;
  • в стена́х университета;
  • в стена́х театра;
  • в стена́х дома.

Если же речь идёт о вер­ти­каль­ных пере­го­род­ках внут­ри стро­е­ния, то уда­ре­ние ста­вит­ся на глас­ный пер­во­го сло­га. Сравним:

В сте́нах обна­ру­же­ны щели, шеро­хо­ва­то­сти и впадинки.

Хотя отме­тим, что извест­ный линг­вист Д.Э. Розенталь счи­та­ет падеж­ные фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла это­го суще­стви­тель­но­го с уда­ре­ни­ем на вто­ром сло­ге (стена́м, стена́ми, стена́х) уста­ре­лы­ми, на что ука­зы­ва­ет в «Словаре труд­но­стей рус­ско­го язы­ка». Тем не менее оба вари­ан­та поста­нов­ки уда­ре­ния сло­ва­ри (в част­но­сти Т.Ф. Ефремова «Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка») фик­си­ру­ют как нор­ма­тив­ные в совре­мен­ном рус­ском языке.

Это неполный ответ, поэтому его и следовало поместить в комментариях, если не хотелось отвечать полностью.

2 ответа 2

Правильно: об стену и о стену (винительный падеж, слово начинается с согласной)

Правило употребление предлогов О – ОБ – ОБО

Выбор предлога зависит от того, с какого звука (гласного или согласного) начинается последующее слово и в какой падежной форме оно употребляется:

в винительном падеже перед словами, начинающимися согласными (кроме форм местоименных слов всё, всю, все, всех, что), употребляются предлоги о и об: споткнулся о порог и об порог; ударился о камень и об камень;

в винительном падеже перед словами, начинающимися гласными, употребляется только предлог об: споткнулся об острый камень;

в винительном падеже перед формами местоименных слов все, всё, всех, всю, что, а также что-либо, что-нибудь, что-то употребляется предлог обо: споткнулся обо все камни; Обо что ты споткнулся?

в предложном падеже перед словами, начинающимися согласными (кроме форм местоименных слов мне, всём, всей, всех), употребляется предлог о: узнал о родственниках, вспомнил о невесте;

в предложном падеже перед словами, начинающимися гласными, употребляется предлог об: вспоминать об отце; задуматься об учебе;

в предложном падеже перед формами местоименных слов мне, всём, всей, всех употребляется предлог обо: узнал обо всех родственниках, вспомнил обо мне.

Однако в художественной литературе возможно: о всем, о всей, о всех (Девушка пела в церковном хоре // О всех усталых в чужом краю. А. Блок).

Примечание. Нужно обратить внимание, что слова, начинающиеся с букв е, ё, ю, я, – это слова, начинающиеся с согласного звука [j]. Поэтому правильно: дискутировать о Европе, песня о ёлке, вспоминать о юных годах, говорить о «Яндексе» (не об).

Вы же понимаете, что вопрос не столько про правило, сколько, почему это правило такое странное, что допускает "об" перед согласным звуком? Вот комментарии на этот вопрос я хотел бы увидеть :(

Ну я немного завуалировал реальную проблему, стояющую за этим вопросом. Но думаю, всем кто пытается "зреть в корень" эта проблема довольно очевидна, безотносительно моих комментариев. Собственно в ответе Sharon она нащупана: " я тоже не ожидала, что везде будет предлагаться чисто фонетическое решение, а о семантике не будут говорить ничего."

За что спасибо. Я спросил, что вы об Юллясе думаете. Это местечко в Финляндии, оно без йота читается.

Ответ на комментарии

1. Каков вопрос – таков ответ

Вопрос: По правилам вроде бы надо писать о стену. Почему тогда в корпусе почти столько же примеров об стену? (519 против 342)

Ответ: Но правила допускают для В.п. два варианта. В ответе я излагаю это правило в полном объеме.

Комментарий к ответу: Вы же понимаете, что вопрос не столько про правило, сколько, почему это правило такое странное, что допускает "об" перед согласным звуком? Вот комментарии на этот вопрос я хотел бы увидеть.

Что тут можно сказать? Вот не хотелось мне вчера больше дружить и вообще разговаривать с этим участником, но приходится. Его «не стандарты во всем» вызывают во мне любопытство. Откуда ему известно, что я понимаю, а что нет. А если даже понимаю, то имею право сделать вид, что ничего не понимаю. Хотел бы он увидеть! Мог бы «пожалуйста» хотя бы добавить, но не считает это нужным.

С другой стороны, я тоже не ожидала, что везде будет предлагаться чисто фонетическое решение, а о семантике не будут говорить ничего. Вот и мне стало интересно, почему правило такое странное.

2. Краткие тезисы к еще не решенному вопросу

На выбор О и ОБ влияют два фактора: фонетический и семантический.

Обычно рассматривается только фонетический фактор, причем в упрощенном виде (гласные и согласные), но в действительности влияние фонетики более сложное, оно как раз и проявляется в наличии исключений.

Это к вопросу Артема (А что вы думаете об Юллясе, Sharon?).

Еськова Н.А. О вариантах предлога о, об, обо // Еськова Н.А. Избранные работы по русистике. М. 2011. С. 297–300. п. 5 ЭКСКУРС. Варианты предлога о / об / обо

В частности, там говорится, что «в XIX в. вариант ОБ перед согласными, ср. об наших, об русских, об висте, был достаточно употребителен».

Да и вообще правило, как и многие другие правила, можно рассматривать как наблюдение за речевой статистикой, а не точный регулятор речевой деятельности. Наверное, нельзя сказать «что вы думаете об Юле», но можно сказать «что вы думаете об Юллясе (финском горнолыжном курорте)».

О семантическом факторе говорится очень мало, хотя он проявляется явно: при выборе предлога учитывается падеж существительного. Но ведь винительный падеж и предложный изъяснительный имеют разную семантику.

Этот вопрос требует проработки: хотелось бы, конечно, найти готовое решение или хотя бы высказать свои версии.

Как это сделать? Можно задать такой вопрос: а почему предлог О обслуживает два падежа, что между ними общего? Хотя предлог первообразный, но какое-то обобщенное лексическое значение в нем есть.

5. Сравним варианты: удариться о камень, о дерево – удариться об стол, об кровать, об стену. Во всех случаях происходит взаимодействие двух предметов, но предлоги разные. В чем тут дело? Возможно, изъяснительное значение П.п (то есть полного (или значительного) охвата предмета действием) проявляется и в пространственном значении В.п..

Так что вопрос поставлен, и у вас тоже есть возможность ответить на него: Почему правило такое странное, что допускает "об" перед согласным звуком?

Как правильно: на стЕнах или на стенАх?

Норма произношения форм слова «стена» меняется на глазах.

Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о корректном ударении в сочетании «на стенах».

Филологи справочно-информационного портала «Русский язык» отмечают, что норма произношения форм слова «стена» меняется на глазах, поэтому в словарях для работников СМИ даются противоположные рекомендации.

В словаре М.В. Зарвы «Русское словесное ударение» 2000 года рекомендуется произносить в эфире только «на стенАх». При этом в «Словаре трудностей русского языка для работников СМИ» М.А. Штудинера 2016 года предлагается только вариант «на стЕнах». Решение, какой рекомендации придерживаться, принимает автор, однако важно последовательно использовать один и тот же вариант.

Таким образом, правильно: в стЕнах и стенАх театра, рисовать на стЕнах и стенАх домов.

Глава государства также предложил создать специальные модули по кибербезопасности.

Многие выпускники преуспели в своих начинаниях.

На сегодняшний день готовность объекта составляет около 40 %.

Фоторепортажи

© 2004-2022 год «Официальный портал Екатеринбурга». Все права защищены. При использовании материалов прямая
гиперссылка обязательна. Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать через форму обратной связи.
Мобильная версия Карта сайта

На портале работает «Электронная приемная» Администрации Екатеринбурга, действуют сервисы «Поиск лекарств в аптеках города», «Запись к врачу онлайн», «Квартальные Екатеринбурга», «Расчет выкупной цены земельного участка» и другие.

Ознакомиться с новостями, задать вопросы и получить ответы по актуальным темам можно также в рубрике «Гость портала» на Информационном портале Екатеринбурга.

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс).

Сервис Яндекс Метрика использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере Яндекса в ЕС и Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс Метрика.

Если в ед. чис­ле уда­ре­ние стенА, то во множ. стЕны, а не стенЫ. Но почему-то очень часто гово­рят с уда­ре­ни­ем как в ед. чис­ле — на стенАх, за стенАми и т.д. Разве при скло­не­нии допус­ка­ет­ся несколь­ко вари­ан­тов про­из­но­ше­ний, толь­ко в отдель­ных паде­жах, а не во всех? Выходит, еди­но­го пра­виль­но­го, лите­ра­тур­но­го вари­ан­та нет и все зави­сит от мест­но­го диалекта?

ПАДЕЖЕд. ч.Мн. ч.
И.стен а́ ст е́ ны
Р.стен ы́ ст е́ н
Д.стен е́ ст е́ нам,
стен а́ м
В.неод.ст е́ нуст е́ ны
одуш.
Т.стен о́ й,
стен о́ ю
ст е́ нами,
стен а́ ми
П.стен е́ ст е́ нах,
стен а́ х

Cлово «сте­на» в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа име­ет удар­ное окон­ча­ние. А в дру­гих падеж­ных фор­мах, осо­бен­но если упо­треб­ля­ет­ся пред­лог, уда­ре­ние может уйти на него, например:

лезть на стену и на стену;

дер­жать­ся за стену и за стену.

В фор­мах мно­же­ствен­но­го чис­ла воз­мож­ны вари­ан­ты про­из­но­ше­ния с уда­ре­ни­ем как на корне, так и на окон­ча­нии. Для нагляд­но­сти про­скло­ня­ем это существительное:

И где обьяс­не­ние тако­го ударения- в стенАх. . а вот рань­ше так обьясняли:если сте­ны в ком­на­те, то это стЕны, и кар­ти­ны висят на сте­нах квар­ти­ры. А если сте­ны как какое-то заве­де­ние или учре­жде­ние, то «учил­ся в стенАх это­го учи­ли­ща», например!

Совершенно вер­но. Если сидеть в четы­рех сте­нах или нахо­дить­ся в сте­нах какого-либо заве­де­ния, поме­ще­ния, то удар­ным явля­ет­ся глас­ный окон­ча­ния — в стенАх.

Вообще-то и так и так пра­виль­но. Это про­сто мос­ков­ский акцент, когда уда­ре­ние не на окончание.



Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Все существующие словари, вне зависимости от авторитетности и качества, дают противоречивые рекомендации насчёт правильности ударения в этом случае.


Расхождение в словарях связано вовсе не с тем, что ученые по-разному смотрят на ситуацию и не могут договориться. Дело в том, что в языке есть подвижные явления, а это значит, что разные словари в разное время будут фиксировать их разные состояния.

Например, орфоэпические нормы меняются постоянно. В иных случаях достаточно и пары лет, чтобы наблюдать изменения в явном виде. Ситуация со сте́нами/стена́ми, правда, не из таких «оперативных», но фиксация в словарях всё же показывает определенные сдвиги.

В целом можно сказать, что сначала произошел переход от ударения (в/на) стена´х к равноправному (в/на) сте́нах/стена́х. Ранее словари предлагали ударение стена´х как единственное верное, потому что не было другого востребованного варианта. Но со временем вариант сте´нах заявил о себе, и словари стали предлагать его тоже — то есть возникла вариативная норма. Это значит, что временно — пока один из вариантов не поглотит другой — их оба можно употреблять свободно. Рекомендация была единственная — соблюдать единообразие, что значит выбрать один вариант и использовать его всегда. Рекомендация эта, конечно, утопическая, потому что не всякий носитель языка и не во всякой ситуации волен за этим уследить.


Если говорить на публику — ваша профессия, это возможно, поскольку подразумевается высокий уровень контроля. Но если вы просто общаетесь, то язык будет демонстрировать переход от одного состояния к другому именно в вашей речи, ведь вы настроены в первую очередь на коммуникацию, на передачу и получение информации, чему орфоэпические нормы препятствуют далеко не всегда. И вот, когда за жизнь борются два варианта, в речи носителей слышны исправления, употребление по типу «одеть, ой, надеть», «красивая тюль… ой, красивый», «ма´стерски… ой, мастерски´… или ма´стерски… кто-нибудь знает, как правильно?». Скорее всего, носитель будет говорить и стена´х, и сте´нах. Это на сегодня и есть норма.


Если говорить о современном состоянии, то наблюдается стилистическое расслоение. Теперь чаще можно услышать ударение стена´х в стилизованной речи, высоком стиле, в соответствующих контекстах, в поэтической речи, а ударение сте´нах оказывается нейтральным или противопоставленным первому — бытовым, разговорным.

Итак, верны оба варианта, но можно говорить о тенденции расслоения в определенных контекстах: «рисовать на сте´нах», «трещины в несущих сте´нах», но «в стена´х этого дома все еще звучит её голос» и «Брожу в стена´х монастыря, Безрадостный и темный инок» (А. Блок).

Читайте также: