Как правильно на стенах или на стенах куда ставить
Обновлено: 23.04.2024
В словах «стенами», «стенах» можно поставить ударение как на гласный первого слога, так и на гласный второго слога: стЕнами и стенАми, стЕнах и стенАх.
Чтобы выяснить, как правильно ставить ударение «стенАми» или «стЕнами», рассмотрим склонение существительного «стена».
Ударение в формах слова «стена»
Это существительное женского рода при произношении доставляет затруднение, потому что оно имеет парадигму падежных форм с подвижным ударением. При изменении слова по падежам в формах единственного и множественного числа ударение перемещается с гласного корня на гласный окончания.
Убедимся в этом:
- и. п. (что?) стена́, сте́ны
- р. п. высота (чего?) стены́, стен
- д. п. подойди (к чему?) к стене́, к сте́нам и стена́м
- в. п. оклеим (что?) сте́ну, сте́ны
- т. п. любуемся (чем?) стено́й, сте́нами и стена́ми
- п. п. расскажет (о чём?) о стене́, о сте́нах и стена́х
В формах дательного, творительного и предложного падежей множественного числа в русском языке употребляются вариативные формы существительного как с ударением на первом слоге, так и с ударением на втором слоге:
Согласно акцентологической норме правильно ставится ударение в слове «стенами» на гласный первого или второго слога: стЕнами и стенАми.
За сте́нами их дома неизвестно что происходит.
От дождя давайте укроемся за стена́ми этого строения.
Обратим внимание на некоторые особенности постановки ударения в словоформах исследуемого существительного.
Ударение в слове «в стенах»
В устойчивых словосочетаниях, в которых используется форма винительного падежа единственного числа слова «стена», ударением переходит на гласный предлога:
- лезть на́ стену (от злости);
- как о́б стену горох,
- но держаться за́ стену и за сте́ну.
В сочетании «сидеть в четырёх стена́х», «в стенах чего-либо (помещение, в котором что-то находится)» ударным является, как правило, гласный второго слога:
- в стена́х школы;
- в стена́х университета;
- в стена́х театра;
- в стена́х дома.
Если же речь идёт о вертикальных перегородках внутри строения, то ударение ставится на гласный первого слога. Сравним:
В сте́нах обнаружены щели, шероховатости и впадинки.
Хотя отметим, что известный лингвист Д.Э. Розенталь считает падежные формы множественного числа этого существительного с ударением на втором слоге (стена́м, стена́ми, стена́х) устарелыми, на что указывает в «Словаре трудностей русского языка». Тем не менее оба варианта постановки ударения словари (в частности Т.Ф. Ефремова «Новый словарь русского языка») фиксируют как нормативные в современном русском языке.
Это неполный ответ, поэтому его и следовало поместить в комментариях, если не хотелось отвечать полностью.
2 ответа 2
Правильно: об стену и о стену (винительный падеж, слово начинается с согласной)
Правило употребление предлогов О – ОБ – ОБО
Выбор предлога зависит от того, с какого звука (гласного или согласного) начинается последующее слово и в какой падежной форме оно употребляется:
в винительном падеже перед словами, начинающимися согласными (кроме форм местоименных слов всё, всю, все, всех, что), употребляются предлоги о и об: споткнулся о порог и об порог; ударился о камень и об камень;
в винительном падеже перед словами, начинающимися гласными, употребляется только предлог об: споткнулся об острый камень;
в винительном падеже перед формами местоименных слов все, всё, всех, всю, что, а также что-либо, что-нибудь, что-то употребляется предлог обо: споткнулся обо все камни; Обо что ты споткнулся?
в предложном падеже перед словами, начинающимися согласными (кроме форм местоименных слов мне, всём, всей, всех), употребляется предлог о: узнал о родственниках, вспомнил о невесте;
в предложном падеже перед словами, начинающимися гласными, употребляется предлог об: вспоминать об отце; задуматься об учебе;
в предложном падеже перед формами местоименных слов мне, всём, всей, всех употребляется предлог обо: узнал обо всех родственниках, вспомнил обо мне.
Однако в художественной литературе возможно: о всем, о всей, о всех (Девушка пела в церковном хоре // О всех усталых в чужом краю. А. Блок).
Примечание. Нужно обратить внимание, что слова, начинающиеся с букв е, ё, ю, я, – это слова, начинающиеся с согласного звука [j]. Поэтому правильно: дискутировать о Европе, песня о ёлке, вспоминать о юных годах, говорить о «Яндексе» (не об).
Вы же понимаете, что вопрос не столько про правило, сколько, почему это правило такое странное, что допускает "об" перед согласным звуком? Вот комментарии на этот вопрос я хотел бы увидеть :(
Ну я немного завуалировал реальную проблему, стояющую за этим вопросом. Но думаю, всем кто пытается "зреть в корень" эта проблема довольно очевидна, безотносительно моих комментариев. Собственно в ответе Sharon она нащупана: " я тоже не ожидала, что везде будет предлагаться чисто фонетическое решение, а о семантике не будут говорить ничего."
За что спасибо. Я спросил, что вы об Юллясе думаете. Это местечко в Финляндии, оно без йота читается.
Ответ на комментарии
1. Каков вопрос – таков ответ
Вопрос: По правилам вроде бы надо писать о стену. Почему тогда в корпусе почти столько же примеров об стену? (519 против 342)
Ответ: Но правила допускают для В.п. два варианта. В ответе я излагаю это правило в полном объеме.
Комментарий к ответу: Вы же понимаете, что вопрос не столько про правило, сколько, почему это правило такое странное, что допускает "об" перед согласным звуком? Вот комментарии на этот вопрос я хотел бы увидеть.
Что тут можно сказать? Вот не хотелось мне вчера больше дружить и вообще разговаривать с этим участником, но приходится. Его «не стандарты во всем» вызывают во мне любопытство. Откуда ему известно, что я понимаю, а что нет. А если даже понимаю, то имею право сделать вид, что ничего не понимаю. Хотел бы он увидеть! Мог бы «пожалуйста» хотя бы добавить, но не считает это нужным.
С другой стороны, я тоже не ожидала, что везде будет предлагаться чисто фонетическое решение, а о семантике не будут говорить ничего. Вот и мне стало интересно, почему правило такое странное.
2. Краткие тезисы к еще не решенному вопросу
На выбор О и ОБ влияют два фактора: фонетический и семантический.
Обычно рассматривается только фонетический фактор, причем в упрощенном виде (гласные и согласные), но в действительности влияние фонетики более сложное, оно как раз и проявляется в наличии исключений.
Это к вопросу Артема (А что вы думаете об Юллясе, Sharon?).
Еськова Н.А. О вариантах предлога о, об, обо // Еськова Н.А. Избранные работы по русистике. М. 2011. С. 297–300. п. 5 ЭКСКУРС. Варианты предлога о / об / обо
В частности, там говорится, что «в XIX в. вариант ОБ перед согласными, ср. об наших, об русских, об висте, был достаточно употребителен».
Да и вообще правило, как и многие другие правила, можно рассматривать как наблюдение за речевой статистикой, а не точный регулятор речевой деятельности. Наверное, нельзя сказать «что вы думаете об Юле», но можно сказать «что вы думаете об Юллясе (финском горнолыжном курорте)».
О семантическом факторе говорится очень мало, хотя он проявляется явно: при выборе предлога учитывается падеж существительного. Но ведь винительный падеж и предложный изъяснительный имеют разную семантику.
Этот вопрос требует проработки: хотелось бы, конечно, найти готовое решение или хотя бы высказать свои версии.
Как это сделать? Можно задать такой вопрос: а почему предлог О обслуживает два падежа, что между ними общего? Хотя предлог первообразный, но какое-то обобщенное лексическое значение в нем есть.
5. Сравним варианты: удариться о камень, о дерево – удариться об стол, об кровать, об стену. Во всех случаях происходит взаимодействие двух предметов, но предлоги разные. В чем тут дело? Возможно, изъяснительное значение П.п (то есть полного (или значительного) охвата предмета действием) проявляется и в пространственном значении В.п..
Так что вопрос поставлен, и у вас тоже есть возможность ответить на него: Почему правило такое странное, что допускает "об" перед согласным звуком?
Норма произношения форм слова «стена» меняется на глазах.
Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о корректном ударении в сочетании «на стенах».
Филологи справочно-информационного портала «Русский язык» отмечают, что норма произношения форм слова «стена» меняется на глазах, поэтому в словарях для работников СМИ даются противоположные рекомендации.
В словаре М.В. Зарвы «Русское словесное ударение» 2000 года рекомендуется произносить в эфире только «на стенАх». При этом в «Словаре трудностей русского языка для работников СМИ» М.А. Штудинера 2016 года предлагается только вариант «на стЕнах». Решение, какой рекомендации придерживаться, принимает автор, однако важно последовательно использовать один и тот же вариант.
Таким образом, правильно: в стЕнах и стенАх театра, рисовать на стЕнах и стенАх домов.
Глава государства также предложил создать специальные модули по кибербезопасности.
Многие выпускники преуспели в своих начинаниях.
На сегодняшний день готовность объекта составляет около 40 %.
Фоторепортажи
© 2004-2022 год «Официальный портал Екатеринбурга». Все права защищены. При использовании материалов прямая
гиперссылка обязательна. Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать через форму обратной связи.
Мобильная версия Карта сайта
На портале работает «Электронная приемная» Администрации Екатеринбурга, действуют сервисы «Поиск лекарств в аптеках города», «Запись к врачу онлайн», «Квартальные Екатеринбурга», «Расчет выкупной цены земельного участка» и другие.
Ознакомиться с новостями, задать вопросы и получить ответы по актуальным темам можно также в рубрике «Гость портала» на Информационном портале Екатеринбурга.
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс).
Сервис Яндекс Метрика использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере Яндекса в ЕС и Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс Метрика.
Если в ед. числе ударение стенА, то во множ. стЕны, а не стенЫ. Но почему-то очень часто говорят с ударением как в ед. числе — на стенАх, за стенАми и т.д. Разве при склонении допускается несколько вариантов произношений, только в отдельных падежах, а не во всех? Выходит, единого правильного, литературного варианта нет и все зависит от местного диалекта?
ПАДЕЖ | Ед. ч. | Мн. ч. | |
---|---|---|---|
И. | стен а́ | ст е́ ны | |
Р. | стен ы́ | ст е́ н | |
Д. | стен е́ | ст е́ нам, стен а́ м | |
В. | неод. | ст е́ ну | ст е́ ны |
одуш. | |||
Т. | стен о́ й, стен о́ ю | ст е́ нами, стен а́ ми | |
П. | стен е́ | ст е́ нах, стен а́ х |
Cлово «стена» в форме именительного падежа имеет ударное окончание. А в других падежных формах, особенно если употребляется предлог, ударение может уйти на него, например:
лезть на стену и на стену;
держаться за стену и за стену.
В формах множественного числа возможны варианты произношения с ударением как на корне, так и на окончании. Для наглядности просклоняем это существительное:
И где обьяснение такого ударения- в стенАх. . а вот раньше так обьясняли:если стены в комнате, то это стЕны, и картины висят на стенах квартиры. А если стены как какое-то заведение или учреждение, то «учился в стенАх этого училища», например!
Совершенно верно. Если сидеть в четырех стенах или находиться в стенах какого-либо заведения, помещения, то ударным является гласный окончания — в стенАх.
Вообще-то и так и так правильно. Это просто московский акцент, когда ударение не на окончание.
Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.
Все существующие словари, вне зависимости от авторитетности и качества, дают противоречивые рекомендации насчёт правильности ударения в этом случае.
Расхождение в словарях связано вовсе не с тем, что ученые по-разному смотрят на ситуацию и не могут договориться. Дело в том, что в языке есть подвижные явления, а это значит, что разные словари в разное время будут фиксировать их разные состояния.
Например, орфоэпические нормы меняются постоянно. В иных случаях достаточно и пары лет, чтобы наблюдать изменения в явном виде. Ситуация со сте́нами/стена́ми, правда, не из таких «оперативных», но фиксация в словарях всё же показывает определенные сдвиги.
В целом можно сказать, что сначала произошел переход от ударения (в/на) стена´х к равноправному (в/на) сте́нах/стена́х. Ранее словари предлагали ударение стена´х как единственное верное, потому что не было другого востребованного варианта. Но со временем вариант сте´нах заявил о себе, и словари стали предлагать его тоже — то есть возникла вариативная норма. Это значит, что временно — пока один из вариантов не поглотит другой — их оба можно употреблять свободно. Рекомендация была единственная — соблюдать единообразие, что значит выбрать один вариант и использовать его всегда. Рекомендация эта, конечно, утопическая, потому что не всякий носитель языка и не во всякой ситуации волен за этим уследить.
Если говорить на публику — ваша профессия, это возможно, поскольку подразумевается высокий уровень контроля. Но если вы просто общаетесь, то язык будет демонстрировать переход от одного состояния к другому именно в вашей речи, ведь вы настроены в первую очередь на коммуникацию, на передачу и получение информации, чему орфоэпические нормы препятствуют далеко не всегда. И вот, когда за жизнь борются два варианта, в речи носителей слышны исправления, употребление по типу «одеть, ой, надеть», «красивая тюль… ой, красивый», «ма´стерски… ой, мастерски´… или ма´стерски… кто-нибудь знает, как правильно?». Скорее всего, носитель будет говорить и стена´х, и сте´нах. Это на сегодня и есть норма.
Если говорить о современном состоянии, то наблюдается стилистическое расслоение. Теперь чаще можно услышать ударение стена´х в стилизованной речи, высоком стиле, в соответствующих контекстах, в поэтической речи, а ударение сте´нах оказывается нейтральным или противопоставленным первому — бытовым, разговорным.
Итак, верны оба варианта, но можно говорить о тенденции расслоения в определенных контекстах: «рисовать на сте´нах», «трещины в несущих сте´нах», но «в стена´х этого дома все еще звучит её голос» и «Брожу в стена´х монастыря, Безрадостный и темный инок» (А. Блок).
Читайте также: