Как подвесить микрофон к потолку

Обновлено: 04.05.2024

Но в то же время:

Нет.
Головная гарнитура+поясной передатчик+приёмник сигнала будут стоить около 40-50 тыс.руб. Один! Я про хорошие. А их в этом случае нужно минимум 15-20 штук в зависимости от кол-ва задействованных в постановке актёров. Ведь Вы же не поступите так, что одним дали гарнитуры.. а другим нет?
Вот и посчитайте сами сколько это выйдет..
А подвесных.. даже очень хороших систем понадобится не больше 4-5 штук.
Это совершенно другие деньги.

Нет.
Головная гарнитура+поясной передатчик+приёмник сигнала будут стоить около 40-50 тыс.руб. Один! Я про хорошие. А их в этом случае нужно минимум 15-20 штук в зависимости от кол-ва задействованных в постановке актёров. Ведь Вы же не поступите так, что одним дали гарнитуры.. а другим нет?
Вот и посчитайте сами сколько это выйдет..
А подвесных.. даже очень хороших систем понадобится не больше 4-5 штук.
Это совершенно другие деньги.

От подвесных и пушек лучше сразу откажитесь, как от идеи. Иначе каждый новый зал будет для Вас (и для актеров, и для зрителей) новым кошмаром.

Лавальеры кардиоидные, и радиосистемы.

А вообще - актеры в залах до 1000 должны сами как-то справляться. "Сценическую речь" ведь учили, наверное?

Давненько вы театрах не были. У нас уже меньше 12 гарнитур в спектакле не бывает. А так - 16 - 20 радиосистем плюс подвеска плюс "пушки". Когда "живой" оркестр - то еще и его подзвучить нужно.
Мода нынче на микрофоны.
Даже классические оперетты - например, "Сильва", - уже не обходятся без микрофонов.

А недавно ездили по районам - залы 300-400 мест - так и туда пришлось все микрофоны везти.

Давненько вы театрах не были. У нас уже меньше 12 гарнитур в спектакле не бывает. А так - 16 - 20 радиосистем плюс подвеска плюс "пушки". Когда "живой" оркестр - то еще и его подзвучить нужно.
Мода нынче на микрофоны.
Даже классические оперетты - например, "Сильва", - уже не обходятся без микрофонов.

А недавно ездили по районам - залы 300-400 мест - так и туда пришлось все микрофоны везти.

С постановочной подзвучкой работаю нечасто, но подвесы тоже недолюбливаю - слишком много мусора набирают, даже при небольшом количестве. Еще и не везде их подвесить удобно получается - на некоторых "не театральных" по определению площадках штанкеты отсутствуют как таковые.
С пушками имхо можно что-то вытянуть, как вариант: ставил 4-6 шт на авансцену и заводил на пульт через автомикшер (Shure SCM)
Наиболее эффективным вариантом тоже гарнитуры считаю.

Раз площадки разные, и спектакли тоже - в том числе и музыкальные - то только радиосистемы - с подвеской толку не будет.

Подвеску есть смысл использовать только в чисто драматических спектаклях, так как в музыкальных спектаклях на фонограмме номеров она будет неэффективна.
Тем более, как уже выше сказали, очень часто возникает проблема со штанкетами - ну нет их свободных вообще!

А подвесных.. даже очень хороших систем понадобится не больше 4-5 штук.
Это совершенно другие деньги.


Эх. Когда меня попросили помочь с подобным на одно мероприятие ШКОЛЬНОГО театра - пришлось поставить и подвесить 12 конденсаторников. С переключаемой направленностью, и на специальных подвесах с регулируемым наклоном. Вся эта дребедень (микрофоны, держатели, тросы и т.д.) влетает в круглую сумму. И выстраивать это долго, чтобы при перемещении артистов звук не сильно менялся.
Сколько надо такой техники для профессионального спектакля - я даже боюсь предположить. Плюс для разных залов нужны специальные каркасы из ферм, на которые это всё будет подвешено.

Понимание придёт, если сначала попробуешь подвесить штуки 3-4 конденсаторных с суперкардиоидой( я начинал с простой Октавы), а если артисты умеют ещё и правильно говорить, то вообще лафа..
Подвешивал над основными местами действия обычно, если декорации и свет позволяли то опускал чуть не до метра над головой.
Да, мусору конечно хватает, но это ж не фанерный концерт, и к тому же ни кто не отменял всяческие компресоролимитеры..
Попробуй!

Технический директор мероприятий

Чаще всего в подвесе используем Аудио-Технику Про45, или Баер 930 или Баер i53C, в зависимости от задачи 4-6 точек.
Можно и на журавли ставить из кулис, только поднимать максимально.

Компрессоролимитеры безусловно нужны, но когда мусор есть - они напротив, вытягивать его будут. Если речь о гейтах, то в данном применении они работают слишком слышимо (особенно, когда на соседнем штанкете висят не очень тихие приборы)

Всем спасибо за участие в теме..)).
Тогда продолжим.

Головные не будут использоваться это точно. Только или подвесы.. или возможно PZM.
Нет, если какие то серьёзные музыкальные постановки, то безусловный выход - головные гарнитуры, но это уже будет головная боль заказчика.
А так будут в основном или драматические спектакли а по большей мере детские. Но детские с музыкой и песнями! Вот что! И поэтому тут особая критичность не требуется. Но хочется что-то более менее приличное и универсальное (понимаю что это утопия, но хотелось бы..))).
Тогда тут возникают следующие вопросы.
А что если их комбинировать? Ну где то если можно подвесы повесить.. а на первую линию PZM-ки положить?
И как относитесь к тому, если подвесы подключать к поясным передатчикам, и вместе с передатчиками цеплять к штанкете? Ну чтобы избавиться от протяжки лишних километров проводов? А базы уже подключать непосредственно к пульту.

А какое количество этих Краунов Вы расставляли на сцене? Как близко и по какому периметру?
Потому как при цене около 18 т.р. за штуку может получиться не так уж и дёшево..

Чаще всего в подвесе используем Аудио-Технику Про45, или Баер 930 или Баер i53C, в зависимости от задачи 4-6 точек.
Можно и на журавли ставить из кулис, только поднимать максимально.

А можно поподробнее про данные микрофоны? Они как бы достаточно разные. Где и какие Вы использовали?

И вопрос ко всем. Кто-нибудь из присутсвующих занимается прокатом данных микрофонов в Москве? Потому что перед тем, как пороть горячку и покупать неизвестно что, хотелось бы сначала самому послушать, пощупать и посмотреть как всё это выглядит. Может в аренду взять, на спектаклях обкатать, а потом уже приобретать что понравится.
И побольше бы хотелось марок микрофонов, кто что использовал, дабы было из чего выбирать. Как и недорогих (иногда дешевое не всегда плохое) так и средней и дорогой категории.
Заранее спасибо..)).

Технический директор мероприятий

Да мы прокатываем. По наличию каких сколько уточню. Из бюджетки используем мини-пушки JTS (корея) модель уточню.
Ставим на хоры, вешаем в храмах и театральных залах. Последний: концертный зал Павловской гимназии (самая крутая частная гимназия России, с студий танца Лиепы) там как раз PRO45 + пзм-ки на планшете. Убегаю на площадку, позднее отпишусь.

Ребят, если вдруг кто-то имел дело с подвесными хоровыми конденсаторными микрофонами расскажите пожалуйста об особенностях их крепления, заранее благодарен

Чтобы более конкретно ответить, какой зал, размер сцены, устройство кулис, растановка хора (или просто зоны) кол-во микрофонов и марка или хотябы направленность (круг\кардиоида)

Спасибо Белша, но тут вот какое дело: помещение довольно небольшое, к сожалению, точно сейчас не могу назвать размеры, сцена где-то 20 м на 10 м, ну а сам зал раза в два больше и невысоким потолком марка микрофонов что-то вроде PROAUDIO TS-702 - всенаправленный конденсаторный, дело в том, что сейчас меня интересует только механика инсталляции, а именно если до пульта метров 15-20 от сцены, то как это делается - надо ли косу покупать и по бокам пускать шнуры? (нам их подвесить просто надо будет). Или лучше наоборот по стене пустить? И на что их вешают вообще на троссик какой-нибудь или леску, там как бы зал используется в основном для игры на живых инструментах, но иногда и хор бывает, иногда конференция какая-нибудь. Просто как их вешать то посоветуете вмонтировать в потолок или как?=)))) о да кулис кстати нету там совсем еще

Ну 20х10 это не такая уж маленькая сцена. Думаю на нее понадобиться, при зонной озвучке, 8 микрофонов развешанных в две линии. При подвесе на высоте 2.5 м ненаправленный мик будет брать с площади круга диаметром 4-5 м с центром в точке подвеса. Нарисуй план схему сцены и поигравщись с циркулем определи оптимальные линии подвеса. Следует также не забывать что человеческий голос звучит направленно, т.е. сзади исполнителя микрофон практически его не ловит, в отличии от многих акустических инструментов которые играют одинаково во все стороны.
Если нет кулис, колосников и пр. подвешивать можно на тросике или толстой леске протянутой по длинне сцены (это линия микрофонов). В точке где должен свисать микрофон крепишь его за провод изолентой, скочем, вязкой оставив такую длинну провода чтобы капсюль находился на высоте около 2.5м над поверхностью сцены. Кабель по этому-же тросику уводишь в кулису при необходимости удлинняя XRL-XLR кабелем после фантомадаптера. Как эти хвосты передать на пульт это как удобней и дешевле, можно мультикором, можно отдельными проводами, это не принципиально.
Ну вот, как-то так.

о вот за такой ответ вообще спасибо=))), я правда напутал по ходу с размерами сцены, учитывая тот факт, что 4-5 м - это диаметр охвата - думаю хватит 3 - ех все-таки, просто там же полный охват не особо нужен, а только первый план (грубо) мультикор не думаю что понадобиться,два с половиной метра, да? вот за такой ответ реально благодарен, спа-си-бо=), признаюсь сложности вызвало понятие фантомадаптер, там в комплекте что ли к ним идет устройство, обеспечивающее дополнительные 48 в?

На тех миках что указаны, PROAUDIO TS-702, на конце кабеля разьем мини XLR в который включается фантомадаптер, такая сигарообразная железка у которой на выходе уже обычный XLR с которого с помощью обычного мик кабеля сигнал передается в пульт, а фантом питание с пульта (+48В) поступает на фантомадаптер и питает расположенный в нем мик пред и подает питание на электретный мик (от5 до 48В, взависимости от модели)
Блин, какое-то уж слишком сложноподчиненное предложение получилось, надеюсь смысл остался.

Дарья Посевина, звукорежиссер московского театра "Сатирикон"

Введение

Как правило, под словом "театр" представляется спектакль в большом красивом здании с хорошей акустикой, где даже шепот (конечно же, хорошо поставленный актерский шепот) будет слышен в последнем ряду. К сожалению, в реальности картина не так идеальна, и потому часто приходится озвучивать театральные постановки.

Последние годы организуется все больше репертуарных театров, и сцен с правильной акустикой на всех не хватит. К тому же все популярней становится театральная антреприза, когда спектакль ставят не на сцене репертуарного театра, а на репетиционной базе и впоследствии играют его на разных площадках в разных городах. Иногда это бывают театральные площадки, но чаще всего это дома культуры или киноконцертные залы. Как правило, подобные залы не обладают акустикой, способной усилить речь со сцены, и задачей звукорежиссера становится усилить актерскую речь в условиях данного зала.

В этой ситуации звукорежиссеру следует быть очень мобильным. Переезжая из одного города в другой, из одного театра в другой, сталкиваешься с различными проблемами. Это может быть очень глубокая сцена, где вместо одного или двух привычных планов подвесов микрофонов придется вешать больше. Или это может быть неглубокая, но очень широкая сцена, поэтому придется вешать не три микрофона в план подвесов, а больше. А иногда окажется, что авансцену, на которой играют актеры, и край сцены разделяет огромная оркестровая яма, и вместо привычных конденсаторных микрофонов на авансцене нужно будет ставить микрофоны-пушки. Или ситуация сложится так, что необходимо будет использовать радиомикрофоны для каждого артиста. И каждый раз тембральная окраска зала оказывается настолько разной, что коррекции микрофонного сигнала всегда будут различаться.

Какие параметры должны быть у театрального зала для того, чтобы актерскую речь было хорошо и разборчиво слышно без дополнительного звукоусиления? Удельный воздушный объем на одно зрительское место должен составлять 4…5 куб.м, максимальная длина залов около 24 м, время реверберации от 0,8 до 1,4 с. Оптимальной формой плана зала является трапециевидная с углом раскрытия 10°…12°. Наличие параллельных плоских поверхностей несет опасность появления "порхающего эха", криволинейных вогнутых - фокусирования звука. При примыкании задней стены зала к потолку под углом 90° или меньше может возникнуть так называемое "театральное эхо" - отражение звука от потолка и стены в направлении к источнику звука, приходящее с большим запаздыванием. В этом случае актер на сцене будет слышать свой голос со значительной задержкой, что доставляет ему большой дискомфорт.

Современная урбанистическая культура привела к тому, что уровень комфортной громкости для слушателя значительно повысился. Это связанно с тем, что для больших городов сейчас характерно "шумовое загрязнение", соответственно повышается уровень прослушиваемой музыки и речи. Все чаще люди слушают музыку в метро в плохих наушниках, а в машине, чтобы заглушить шум улицы и мотора, делают радио погромче. Ну а уровень давления на рок-концертах, в клубах и на дискотеках иногда близок к болевому порогу.

Все это приводит к тому, что современный зритель, приходя в театр даже с хорошей акустикой, плохо слышит то, что говорят актеры. Ведь в XIX и начале XX веков все было иначе, - тогда были построены известные театры, такие, как нынешний МХТ им. Чехова, Большой театр, Театр им. Вахтангова в Москве, Александринский театр и театр им. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, Самарский театр им. Горького и многие другие театры с хорошей театральной акустикой. Тогда еще не было такого "шумового загрязнения", как в наши дни. Соответственно, естественного усиления, свойственного подобным залам, человеку того времени было вполне достаточно. А современные режиссеры еще и просят делать фоновую музыку погромче, и при этом говорят - "пусть актера на фоне музыки будет слышно". И потому все чаще даже в театрах с хорошей акустикой приходится организовывать дополнительную подзвучку актерам.

Иногда целью подзвучки становится создание спецэффекта. Например, создание ощущения атмосферы места, в котором происходит действие: в клубе или в пещере, в огромном зале или в длинном узком коридоре. Или создание ощущения абсолютной нереальности с помощью различных эффектов: pitch, chorus, flanger. А иногда в драматических спектаклях актеры используют музыкальные номера с живыми или электронными инструментами на сцене и живым пением, а так же с пением под минусовую фонограмму. В такой ситуации, естественно, необходимо усиление как актеров, так и музыкантов.

Озвучивание актерской речи с помощью комплекта подвесных микрофонов

Наиболее естественного звучания при усилении актерской речи можно добиться при помощи системы подвесных микрофонов. Таким образом мы озвучиваем все пространство сцены, усиливая общую картину звучания на сцене. В этом случае в зале мы слышим как прямой звук, исходящий от актеров на сцене, так и усиленный звук сцены. При правильном балансе прямого и усиленного сигналов можно добиться очень естественного звучания.

Для этих целей используются подвесные кардиоидные конденсаторные микрофоны, у которых капсюль и предусилитель находятся на расстоянии пяти и больше метров друг от друга для того, чтобы микрофон был менее заметен из зала. Такие микрофоны закрепляются на колосниках или штанкетах высоко над сценой и спускаются сверху.

Высота, на которой закрепляются микрофоны, зависит от конкретных задач, размеров сцены, ее ширины и глубины. Примерная схема развеса микрофонов представляет собой два или три плана в зависимости от глубины сцены. В каждом плане около трех микрофонов.

Первый план подвесных микрофонов

Первый план микрофонов необходимо подвесить на высоте примерно 1…1,5 метра над головой актера. Точную высоту можно определить на слух. Следует обратить внимание на то, чтобы при передвижении актера от одного микрофона в плане к другому не было эффекта отдаления/приближения к микрофону. Это контролируется как высотой микрофонов, так и расстоянием между ними. Количество микрофонов может варьироваться от трех до пяти. (Рис. 1) Чаще всего трех микрофонов бывает достаточно для озвучивания первого плана. Но, если сцена широкая, целесообразно повесить пять микрофонов в передний план.


Второй план подвесных микрофонов

Второй план микрофонов необходимо подвесить на уровне средней линии сцены в глубину. Чаще всего во втором плане достаточно трех микрофонов, а порой и двух. Но второй вариант менее предпочтителен, потому что мы можем потерять центр сцены, который часто является наиболее используемой точкой в мизансценах. Высота второго плана должна отличаться от высоты первого плана. (Рис. 2) В звучании микрофонов второго плана должен преобладать отраженный сигнал сцены над прямым сигналом речи актеров. Этот баланс следует соблюдать для того, чтобы зритель, находясь в зале, воспринимал звук естественным. Ведь если актеры перемещаются в глубину сцены, то было бы неестественно слышать их ближним планом. При соблюдении этого баланса следует так же следить за тем, чтобы не снизилась разборчивость речи.


Третий план подвесных микрофонов

Третий план подвесов необходим в случае, если спектакль проходит на глубокой сцене и задействовано все пространство сцены. В таком случае бывает достаточно двух или даже одного микрофона. Соответственно, микрофоны подвешиваются еще выше, чем микрофоны второго плана (Рис. 2). Это необходимо для того, чтобы сохранить эффект перемещения источника звука в глубину.

Также стоит учитывать то, что нашей целью является усилить актерскую речь и повысить ее разборчивость в зале, поэтому следует контролировать высоту второго и третьего плана микрофонов исходя из этой задачи. Также при определении места подвеса микрофонов следует учитывать игровые точки. Тогда мы можем отойти от описанной выше схемы и обойтись меньшим количеством микрофонов, не загромождая пространство сцены.

Как правило, режиссеры и художники-сценографы не очень любят, как выглядят подвесные микрофоны, поэтому приходится идти на компромиссы. Мизансцены (игровые точки), как правило, зависят от декораций. Учитывая их, иногда получается уменьшить количество подвесных микрофонов на сцене.


Микрофоны на авансцене

Для озвучивания первого плана сцены можно также использовать конденсаторные микрофоны на низких стойках, разместив их по краю сцены. Их количество зависит от ширины сцены так же, как и в случае с первым планом подвесных микрофонов. Расстояние между микрофонами авансцены так же следует регулировать, избегая эффекта отдаления/приближения к микрофону.

Иногда в театре используют микрофоны граничного слоя (PZM) на авансцене. Но в этом случае существенно усиливается звук шагов, а в драматических спектаклях, где актеры не ограничены в движениях, это может стать большой проблемой. Также неудобством использования PZM для озвучивания первого плана сцены является то, что ось основной чувствительности лежащего на полу микрофона направлена вверх, а не на актеров, вследствие чего несколько обедняется тембр. К тому же PZM, имея полусферическую направленность, еще и берет шумы зала. (Рис. 4).


Но если сцена имеет довольно высокую рампу и край сцены возвышается над уровнем сцены, можно закрепить PZM на рампе так, чтобы ось основной чувствительности была направлена на актеров, находящихся на переднем плане сцены (Рис 5).


Использование микрофонов-пушек

Часто декорации или их элементы расположены так, что нет возможности спустить подвес на необходимую высоту. Например, на сцене находится экран для видеопроекции – тогда центральные подвесы наверняка будут мешать. Или с потолка сцены спускаются канаты или полотнища, которые в процессе спектакля будут раскручиваться или раскачиваться, тем самым задевая микрофоны. В этом случае даже есть опасность повредить микрофон, если он намотается на канат. Для выхода из подобной ситуации можно использовать микрофоны-пушки как для подвесов, так и на авансцене.

Существуют подвесные микрофоны-пушки, у которых также разделен капсюль и предусилитель. Конечно, капсюль пушки выглядит значительно больше, но благодаря острой направленности микрофона можно повесить микрофон довольно высоко над сценой. При этом стоит учитывать, что при всем своем преимуществе микрофоны-пушки очень узконаправленны, и, соответственно, в ось его направленности попадает очень локальная зона сценического пространства. Следовательно, другие микрофоны в этом плане подвесов необходимо вешать ближе к пушке, чтобы не было глухой зоны между микрофонами.


Рис. 6 (вид сверху) Треугольная область – зона охвата микрофона пушки. Микрофоны авансцены и подвесы (А и П) сдвигаются к центру

Пушки на низких стойках можно использовать и на авансцене. Тогда благодаря их острой направленности можно добиться усиления центральной оси сцены практически на всю глубину без использования центральных подвесных микрофонов. Но следует учитывать узкую направленность микрофона, и чем ближе к капсюлю, тем более узкая зона попадает в область эффективного звукосъема микрофона (Рис. 6). В этом случае следует уменьшать расстояние ближайших к пушке микрофонов авансцены, а также вешать ближе к центру расположенные по краям подвесные микрофоны первого и второго планов. (Рис 6).

Работа микрофонного оператора во время спектакля

Используя описанные выше схемы развеса подвесных микрофонов, мы получаем озвучивание всего пространства сцены. Но это не означает, что во время спектакля можно открыть все эти микрофоны и наслаждаться чудесным усилением. Например, если по ходу спектакля действие в определенный момент происходит на авансцене, да еще в локальной части, например, только слева, и сигнал с микрофонов дальнего плана будет отправлен в общий микс c тем же уровнем, что и сигнал с микрофонов авансцены, то получится неестественная картина. Ведь в этом случае микрофоны дальнего плана берут с неестественным тембром сигнал со спины актера, передавая также большой процент отражений сцены.

Следовательно, в данном случае необходимо снижать уровень микрофонов, находящихся далеко от места конкретного действия. Это приводит к тому, что во время действия микрофонный оператор, следя за происходящим на сцене (а спустя много спектаклей просто зная мизансцены), "ловит" актеров теми микрофонами, которые находятся в данный момент рядом с ними. Для этого нужно хорошо знать спектакль, чтобы заранее озвучивать пространство вокруг той зоны, куда быстро перемещаются актеры, или где они неожиданно для зрителей (но не для микрофонного оператора) появляются.

Во второй части статьи речь пойдет об индивидуальном озвучивании актеров с помощью радиомикрофонов.

Установили 4 микрофона akg chm99. Зал маленький, а звук нужен хороший. Если громче делаем - начинаются отклики (прямой заводки нет, но топот, например или вскрик дают отклик). На группе стоит подавитель DBX AFS2. На мониторы висящие микрофоны не выводятся, только в зал. Если уйти в зал, то слышен звук со сцены, но не достаточно громко. На подавителе 12 из 24 фильтров работают, т.к. если включать больше, то звона меньше, но и сам голос уже теряется.

1. Правильный выбор направленности микрофонов.
2. Правильный выбор размещения микрофонов.
3. Дополнительная акустическая отделка сцены и сценической коробки (не всегда возможно, и влияет не сильно).

1. Правильный выбор направленности микрофонов.
2. Правильный выбор размещения микрофонов.
3. Дополнительная акустическая отделка сцены и сценической коробки (не всегда возможно, и влияет не сильно).


В нашем случае, к сожалению, возможность не позволяет. Пол-зала панелью сделаны + подвесной потолок и сцена - барабан.

1. Правильный выбор направленности микрофонов.
2. Правильный выбор размещения микрофонов.
3. Дополнительная акустическая отделка сцены и сценической коробки (не всегда возможно, и влияет не сильно).

Установили 4 микрофона akg chm99. Зал маленький, а звук нужен хороший. Если громче делаем - начинаются отклики (прямой заводки нет, но топот, например или вскрик дают отклик). На группе стоит подавитель DBX AFS2. На мониторы висящие микрофоны не выводятся, только в зал. Если уйти в зал, то слышен звук со сцены, но не достаточно громко. На подавителе 12 из 24 фильтров работают, т.к. если включать больше, то звона меньше, но и сам голос уже теряется.

Какой микшер у Вас? В своё время для таких ситуаций неким господином Дуганом было придумано автомикширование со специальным алгоритмом: независимо от количества микрофонов работают только те, на которые приходит сигнал выше определённого уровня (выставляется заранее). Остальные микрофоны автоматически гасятся и не собирают ненужные шумы. Сейчас множество цифровых консолей такими (или аналогичными) автомикшерными алгоритмами оснащены. Начиная от Behringer X32, заканчивая Studer Vista X. Есть ещё матричные процессоры с такой функцией. Очень хорошо сие дело реализовано, например, у BSS во всех их матрицах.

обычно просто подрезаю особо торчащие частоты и панарамирую обратно их расположения, это дает еще немного запаса по уровню. нужно правильно рассчитать расстояние между микрофонами и тогда звучание проясняется и фидбэк начинается позже.
расстояние рассчитывается в зависимости от направленности, с учетом локализации источников. приблизительно естественно!))

Всем известно: низкочастотные системы ставятся "на землю" для хорошего звучания. Некоторые говорят, что субнизкие частоты как бы "стелятся" по полу.
Но не всегда возможно разместить субы на полу или на сцене, или вмонтировать их в сцену. И тогда проектировщики из умных институтов настаивают на подвесе.

Преимущества подвеса с точки зрения звука очевидны - лучшее сопряжение с НЧ-головкой широкополосной системы, в результате - более мягкий переход на частоте деления между субом и остальным диапазоном. Но на этом преимущества, по-моему, заканчиваются.

Я понимаю, что "оторвав" суб от земли мы уменьшаем его отдачу, ну и плевать - усилители в наши дни неслабые, проблемы в другом.
1. Ведь возникает дополнительное отражение от пола - что с ним делать?
2. Хорошо ли подвешенный суб работает, если потолок - не жесткий и вибрирует?
3. Если при стоячих субах хотя бы первая часть аудитории получает преимущественно прямой НЧ-звук, то при подвесе, насколько я понимаю, все могут оказаться в неразборчивой смеси прямого и отраженного.

Кто из вас имеет опыт установки сабвуферов на высоте в относительно небольших помещениях - залах на 100. 500 зрителей, или в ночных клубах? Какие были акустические условия и насколько хорошо субы звучат в таком состоянии? Может, имеются результаты каких-либо акустических измерений систем в таком положении: широкополосная АС вместе с субом в одном подвесе.

Нужны любые отзывы, даже если вы сами не инсталлировали, но слышали результат.

Мое личное мнение, что субы всегда лучше вешать вместе с сателлитами. В принципе, если сателлиты висят на высоте более трех метров от пола, то с ними рядом обязаны висеть и субы. В противном случае добиться слитного звучания (читай – импульсной характеристики) добиться практически невозможно. Чем больше высота – тем хуже ситуация. Более того, я считаю, что установка субов на пол – в любом случае не лучшее решение, так как толпа на танц-поле весьма эффективно съедает низ. В случае с подвешенными субами это происходит в меньшей степени.
Насчет дополнительного отражения от пола – подумай сам, когда суб стоит на полу у тебя в любом случае есть отражение от потолка! Если же суб висит на потолке то отражение от пола и от потолка просто меняются местами. Но, при этом, набившаяся на танц-пол толпа эффективно препятствует возникновению отражения от пола, так как размеры человеков уже сопоставимы с длиной волны низких частот. Так что и в этом случае мы получаем выигрыш по качеству звука.
Разумеется, необходимо учитывать что субы можно повесить не все, не везде и то что их должно быть больше (при подвеске). А также – консерватизм заказчиков и инсталляторов.
Увы, именно по этим причинам мне не удалось ни разу повесить субы в своих инсталляциях. Хотя, буржуи, с кем мне удалось пообщаться, подтверждают правильность подвески субов.
А потолок в любом случае не должен вибрировать.
Регардсы!
KOMATOZ

Мое личное мнение, что субы всегда лучше вешать вместе с сателлитами. В принципе, если сателлиты висят на высоте более трех метров от пола, то с ними рядом обязаны висеть и субы

У меня тоже было такое мнение до ближайшего временни, пока я не столкнулся с инсталляцией, где субы подвешены практически под потолок, под ними сразу висят сателлиты. Это - небольшой концертный зал, имеется небольшой балкон и партер. Меня пригласили туда для тестировки и настройки звуковой системы.

Проблема - невозможность получить четкий и музыкальный "низ". Бас-гитара на всех фонограммах где-то далеко, то и дело создается впечатление "гудения", независимо от эквализации. Какие-то фонограммы звучат так, будто из сделали без бас-гитары (хотя я знаю, что она там есть), и в то же время бас-бочка кое-какая присутствует. Это говорит о том, что сужествуют отражения или резонансы, напрочь портящие низкочастотную отдачу.

Измерения показали, что присутствуют сильные близкие провалы на ряде субнизовых частот, что склоняет меня в сторону отражений более, нежели резонансов. резонансы бы, наоборот, "размазали" Бас-барабан.

Вот я и вопрошаю людей есть ли подобный опыт и как звучало, а также какая акустика зала при этом была.

А начиная примерно со 120Гц и выше в том зале - просто идеально все.

НАсчет того, что лучше, отражения от пола или потолка - если субы стоят на полу и потолок высокий - то отражение от пола сопряжено с прямым сигналом практически полностью, и деструктивного взаимодействия не возникает. А потолок далеко, чтобы сужественно влиять. Если субы в подвесе - то в зависимости от местоположения на разных частотах будет провал в АЧХ, из-за отражения от пола - разность хода прямого и отраженного от пола сигнала становится существенной.

Два последних Гостя - это я. Ошибочка вышла.

Насчет того, что зрители в зале подавят низкочастотное отражение - отчасти это так. Но если это зрительный зал и люди сидят - подавление будет меньше.

Насчет съедания толпой низа - в небольших залах я часто наблюдал обратное - низкочастотная отдача только улучшается в случае, если зал битком забит. Толпа демпфирует собой резонансы помещения, сглаживает отражения и СНЧ становятся комфортнее.

НЧ хорошо огибают человеческое тело, и толпа образует хорошее сопрягающее устройство - СУБ становится хорошо нагружен.

Да, я обеими руками за подвес субов. Но столкнувшись с такой проблемой я хочу разобраться, чтобы не повторить чужих ошибок. Я попробовал подвес субов и сам - только уже в большом концертном зале, на туровом аппарате, на классическом концерте. результаты меня вдохновили. А вот тот маленький зал, в котором была инсталляция - сущий низкочастотный кошмар.

Я тут опять обратился к компьютерному моделированию.

Саб - всенаправленный точечный источник на высоте 1 и 4 м от абс. отражающего пола. Частота для разноцветной карты зв. давления - 63 Гц. Микрофон на расстоянии 5.5 м от суба, тоже на высоте 1 м.

Пока что присутствует только отражение от пола.

Саб на высоте 1 м, отражение от пола:

Частотная хар-ка в точке измерительного микрофона:


Саб на высоте 4 м, отражение от пола:

Частотная хар-ка в точке измерительного микрофона:

Использована программа Meyer MAPP Online.

Дальше промоделируем то же при разных положениях микрофона, а потом - с присутствием отражений от потолка.

Читайте также: