Как открываются двери в автобусе

Обновлено: 03.05.2024

На автобусах ЛАЗ, ЛиАЗ, Икарус привод открывания дверей пневматический от привода тормозной системы. Дверной механизм пневматического привода представляет собой цилиндр, закрытый крышками с уплотнительными кольцами, которые стянуты шпильками при помощи пружинных шайб и гаек. Левая крышка имеет отверстие с резьбой для присоединения штуцера трубопровода от крана управления дверьми. Правая крышка имеет большое отверстие для штока поршня и отверстие для присоединения штуцера трубопровода к воздушному баллону.

Для предотвращения утечки воздуха между поршнем и цилиндром установлены резиновые уплотнительные кольца. Каждая половина двери пассажирского помещения имеет отдельный дверной механизм, установленный в кузове на уровне пола на шарнирных опорах. Для предотвращения попадания пыли и грязи в уплотнения при движении штока установлен чехол.

Поршень цилиндра через откидной болт с гайкой и шайбой соединен с кронштейном ведущей створки. Принцип работы пневматического дверного механизма основан на разнице площадей поршня с правой и левой сторон. Справа со стороны штока площадь поршня меньше, чем слева. Правая полость цилиндра всегда соединена с воздушным баллоном тормозной системы, т. е. находится под давлением. В левую полость подается воздух из воздушной системы через кран управления, находящийся в кабине водителя, слева от сиденья.

При положении крана на закрытие двери воздух из воздушного баллона поступает через золотник в левую полость цилиндра; в обеих половинах цилиндра создается одинаковое давление воздуха. Но, ввиду того, что площадь, поршня слева больше, чем справа, сила давления воздуха слева превышает силу давления воздуха справа. При давлении воздуха 5 кгс/см 2 усилие на штоке поршня равно 74 кг/с. Под этим усилием происходит перемещение поршня и закрытие дверей. Для открытия двери водитель переводит кран в положение, соединяющее левую полость с атмосферой. При этом воздух из левой полости цилиндра выходит в атмосферу, а правая остается под давлением и поршень перемещается влево, открывая дверь.

Кран управления дверьми на автобусах ЛиАЗ золотникового типа. При перемещении рукоятки крана канавки золотника перекрывают два или три отверстия в корпусе крана, соединяющего трубопроводы. Поворачивая рукоятку в соответствующее положение, можно одновременно открывать или закрывать обе двери, открывать только одну переднюю дверь или только заднюю.


На автобусах ЛАЗ и Икарус управление дверными механизмами осуществляется электропневматическими клапанами, которые расположены непосредственно у рабочих цилиндров и имеют электропривод из кабины водителя. Включение и выключение клапанов осуществляется двумя тумблерами, установленными слева от водителя на панели приборов.

При включении цепи ток поступает в обмотку соленоида. Якорь подобно сердечнику тягового реле стартера втягивается внутрь обмотки и отжимает шток клапана. При этом клапан, подводящий воздух от магистрали через штуцер в левую полость цилиндра, закрывается и одновременно эта полость соединяется с атмосферой через зазор втулки и окно. Воздух выходит в атмосферу, а правая полость постоянно соединена с воздушным баллоном, и поршень, перемещаясь в глубь цилиндра, открывает дверь. Для закрывания двери необходимо обесточить цепь.

На автобусах Икарус применяют одинарные пневматические цилиндры, подобные цилиндрам отечественных автобусов, и сдвоенные для открывания четырехстворчатых дверей.

На автобусах ПАЗ-672 открывание и закрывание дверей осуществляется с помощью вакуумных механизмов и крана. В автобусе установлены четыре механизма открывания дверей, шток каждого из которых с помощью пальца соединен со средней петлей соответствуют, створки.

Механизм открывания дверей представляет собой стальные полые чашки, торцы которых плотно соединены скобами. Между чашками закреплена диафрагма, которая через стальные тарелки соединяется со штоком. Второй конец штока шарнирно соединен со средней петлей двери. Для обеспечения герметичности механизма выход штока уплотнен сальником и манжетой. В чашках укреплены штуцеры для присоединения шлангов к трубопроводам.

Управление механизмом осуществляется краном золотникового типа, установленным слева от водителя.

При поворачивании рукоятки крана меняется подсоединение полостей механизма: полость, в которой было атмосферное давление, соединяется с вакуумной системой, а в другую, соединенную ранее с вакуумной системой, поступает воздух.

Давление на диафрагму меняется ввиду большой площади диафрагмы, создается усилие для перемещения штока около 64 кгс, в результате чего открывается и закрывается дверь.

Как в автобусах в точности не знаю, но в принципе механизмы схожи. В метро могу рассказать подробно на примере моделей 81-717, 81-714 (во всех типах кроме последних, "Москва", они практически одинаковые, в "Москве" точной технологии не знаю):
Каждый вагон метрополитена имеет механическую, электрическую и пневматическую часть. С помощью электрики можно управлять удалённо механическими и пневматическими приборами (из кабины управления, или некоторыми узлами из вагона).
Двери в вагонах 81-717, 714 подвешены на специальных кронштейнах к кузову вагона.

Это изображение одной из створок дверей сбоку.
1 - верхний обвязочный пояс, который крепиться к кузову вагона и, по сути, является его частью;
2 - гайка;
3 - контргайка для предотвращения развинчивания гайки;
4 - болт подвески, который ввинчен в верхний обвязочный пояс;
5 - С - образная балка, в которая держится на болте подвески;
6 - ролик, которых два на одну створку, 1 сзади и 1 спереди, с помощью них дверь плавно перемещается влево, вправо;
7 - валик ролика;
8 - изогнутый кронштейн, он соединяет ролик и саму створку двери;
9 - резиновое уплотнение;
10 - створка дверей.

Далее две двери между собой соединяются цепным механизмом.

Вид дверей с внутренней стороны вагона.
I и II - цепи, обратите внимание, что цепи между собой не соединены, но их крепление стоит внимания. Цепь I крепится к кронштейну левой двери 1 одним своим концом, а вторым крепится к кронштейну правой двери 3. Что касается цепи II, она крепится одним концом к кронштейну левой двери 2, а другим к кронштейну правой двери 4.
1, 2, 3, 4 - кронштейны подвески створок и соединения их с цепями;
5 - звездочки;
6 - натяжные винты цепей для регулировки натяжения собственно;
7 - болты подвески, тот самый, что ввинчен в обвязочный пояс.

Схематичный вид.
На схеме есть также дверной цилиндр. Он часть устройства под названием дверной воздухораспределитель. Если хотите узнать как он работает, то это лучше отдельно, скажу только, что он через электрический вентиль выпускает воздух из одной части дверного цилиндра и запускает в другую. То есть если в левую часть впускает, а из правой выпускает, то двери работают на закрытие, наоборот - на открытие. Приходится один цилиндр на две двери по двум причинам: 1 - обеспечение синхронного закрытия створок дверей (не так как в электричках - можно ехать с одной открытой створкой), в метро если одна, предположим перекосится, то вторая тоже не закроется. 2 - экономия места.
А теперь то, ради чего всё это началось - работа:
При открытии дверей левая створка (она же является правой с внешней стороны) вместе с кронштейнами (1) и (2) начинает перемещаться влево. При этом кронштейн (2) через вторую цепь воздействует на кронштейн (4), заставляя правую створку начать перемещаться вправо - так же на открытие, а ее кронштейн (3), перемещаясь вместе с ней вправо, не дает возможности провиснуть первой цепи. При закрытиидверей левая створка вместе с кронштейнами (1) и (2) начинает перемещаться вправо. При этом кронштейн (1) через через первую цепь воздействует на кронштейн (3), заставляя правую створку начать перемещаться влево - также на закрытие, а ее кронштейн (4), перемещаясь вместе с ней влево, не дает возможности провиснуть второй цепи.
Я ещё раз прикрепляю этот рисунок для удобства, можете свериться с моим рисунком.

Надеюсь, что понятно)На самом деле просто.
Также над каждым дверным проёмом в каждом вагоне установлена дверная блокировка.

1 - конечный выключатель с пружиной и двумя контактами;
2 - маятник с пружиной;
3 - толкатель с кронштейном его крепления к створке дверей;
4 - уголок крепления толкателя к створке.

При закрытиидверей толкатель нажимает на маятник, отводит его от выключателя, и дверная блокировка включается - замыкаются оба ее контакта. Тем самым на вагоне гаснут самые верхние бортовые лампы - белые, сигнализирующие об открытии хотя бы одного дверного проёма на данном вагоне, а в кабине управления машиниста на пульте загораются две зелёные лампы сигнализации дверей (ЛСД), сигнализирующие о закрытии дверей на всём поезде. Это официальное название, если что)) Если хотя бы один дверной проём будет открыт, то ЛСД не загорится, и даже если машинист попытается собрать схему на "ход", то определённый контакт в цепи управления не замкнётся и не даст этого сделать. Правда в исключительных случаях, когда например случился излом дверной блокировки, машинист обязан включить тумблер под названием "Включение дверей аварийных", что позволит ему продолжить движение хоть со всеми открытыми дверями. Но делать это он должен либо без пассажиров либо на перегоне, чтобы доехать до станции с предупреждением пассажиров отойти от дверей.
Как я писал выше у других типов вагонов технология схожа, в "Москве" знаю только то, что воздух там не используется, двери полностью на электрике.В автобусах то же воздух, но принцип механики немного другой. Плюс в новых автобусах есть система не позволяющая открывать двери на ходу, из-за этого после остановки автобуса в верхней части дверей слышен "пшык". В метро тоже есть такая система, но она электронная.


Механизм открывания дверей ПАЗ: надежный впуск и выпуск пассажиров

В современных автобусах, в том числе и производства Павловского завода, используются пневматические механизмы открывания дверей. О том, что как устроены и работают такие механизмы в автобусах ПАЗ, какие типы механизмов сегодня используются, а также об их эксплуатации и обслуживания читайте в статье.

Типы механизмов открывания дверей автобусов ПАЗ

В ранних моделях автобусов ПАЗ, выпускаемых в 50-х – 60-х годах прошлого века, открывание пассажирских дверей производилось посредством механических приводов, что было не совсем удобно. Уже на автобусе ПАЗ-672 появился вакуумный механизм открывания дверей диафрагменного типа, разрежение воздуха для работы которого отбиралось от впускного коллектора двигателя. И лишь на более поздних модификациях (начиная с ПАЗ-3205) стал использоваться пневматический механизм, работающий на сжатом воздухе из тормозной системы.

На сегодняшний день в автобусах ПАЗ используется два типа механизмов открывания дверей:

• Механизм для двухстворчатых дверей на основе пневмоцилиндра;
• Поворотный механизм для одностворчатой сдвижной двери.

Наибольшее распространение получили механизмы на основе пневматического цилиндра, они применяются на всех автобусах ПАЗ с двухстворчатыми пассажирскими дверями (ПАЗ-3205 всех модификаций, ПАЗ-3206, ранних модификациях ПАЗ-4230 "Аврора" и ПАЗ-4234). На этих автобусах ставятся механизмы МД-05, 06, 07 и 08, а также дистанционные приводы ППД-125, ППД-135 и другие. Данные механизмы производятся на ОАО "Мичуринский завод "Прогресс"", ООО "Камоцци пневматика" и на других предприятиях.

На ряде современных моделей и модификаций (ПАЗ-4230 и 4238 "Аврора") устанавливаются одностворчатые сдвижные двери, которые приводятся с помощью поворотного механизма на основе шиберного поворотного пневмодвигателя.

Механизмы имеют различное устройство и принцип действия, а также характеризуются своими преимуществами и недостатками.

Устройство и работа механизма открывания двухстворчатых дверей

Данный механизм состоит из двух основных узлов:

• Пневматический цилиндр двухстороннего действия;
• Клапан механизма открывания дверей (пневмораспределитель).

Механизмы могут иметь различную компоновку:

• Цилиндр и клапан разнесены — клапан и вспомогательные устройства размещены на отдельной панели;
• Цилиндр и клапан объединены в одну конструкцию — клапан монтируется непосредственно на цилиндре.

Механизм монтируется над входными дверями, обычно он закрыт пластиковым кожухом, в котором также выполнена направляющая для движения ведомой двери. Шток цилиндра посредством вилки крепится к рычагу, установленному на оси ведущей двери. Цилиндр имеет шарнирное соединение с панелью, что позволяет ему отклоняться от осевой линии при открывании и закрывании дверей.

Работает механизм следующим образом. На клапан механизма подается сжатый воздух от отдельного дверного ресивера (он, в свою очередь, питается от компрессора пневматической системы). При закрытой двери открыт клапан, подающий сжатый воздух в левую полость цилиндра (со стороны выхода штока) — это не дает двери самопроизвольно открыться. При необходимости открыть дверь, водитель нажимает на кнопку и клапаны работают таким образом, что сжатый воздух подается в правую часть цилиндра, а из левой части цилиндра воздух уходит в атмосферу — под действием давления поршень и шток вместе с ним движется и открывает дверь, а выходящий из цилиндра воздух создает характерное шипение.

При необходимости закрыть дверь водитель нажимает другую кнопку, и клапаны включаются таким образом, что теперь воздух подается в левую часть цилиндра, а из правой он выходит. Под давлением поршень и шток движутся, и двери закрываются.

Необходимо отметить, что в механизме открывания дверей предусмотрен автоматическое устройство защиты от защемления (УЗЗА, или механизм противозащемления), которое открывает двери в случае защемления пассажира или какого-либо габаритного предмета. Данный механизм срабатывает в том случае, если не до конца закрывшиеся двери испытывают сопротивление движению.

Также в механизме предусмотрено сразу две кнопки аварийного открытия дверей, одна расположена внутри салона, над дверями, а вторая — снаружи салона, на передней стойке дверей. При нажатии на кнопку происходит автоматическое открывание дверей независимо от положения кнопок на приборной панели.

Устройство и работа механизма открывания одностворчатых дверей

Для открывания одностворчатых сдвижных дверей используется поворотный механизм. Его основу составляет три компонента:

• Шиберный поворотный пневмодвигатель;
• Клапан и кран управления;
• Стойка с рычагами, соединенными с дверью.

В общих чертах шиберный пневмодвигатель имеет несложное устройство. Его основу составляет цилиндрический корпус, в котором на оси устанавливается пластина (шибер). В корпусе выполнена стенка, которая упирается в ось шибера — она вместе с шибером делит корпус на две герметичные полости. По обе стороны пластины расположены штуцеры для подачи и удаления сжатого воздуха. Работает поворотный пневмодвигатель довольно просто: при подаче сжатого воздуха в одну из полостей давление в ней повышается, и шибер, выступая в качестве поршня, поворачивается — вместе с ним поворачивается и ось. При подаче воздуха в противоположную полость, шибер движется в обратную сторону, поворачивая ось.

Ось пневмодвигателя жестко соединена с вертикальной стойкой, на которой установлены гнутые рычаги, имеющие шарнирное соединение с дверью. При повороте оси двигателя происходит поворот стойки, и дверь либо открывается, либо закрывается.

Преимуществом поворотного механизма открывания дверей является его компактный размер — он в сборе помещается в нижней части стойки и занимает минимум места. Однако он имеет и недостаток — это необходимость использовать довольно габаритной стойки и рычагов. Поэтому все еще и остаются популярными простые механизмы с пневмоцилиндрами — они хоть и занимают больше места, однако не требуют дополнительных конструкций для связи с дверью.

Устройство и работа клапана механизма открывания дверей

В обоих типах механизмов используется золотниковый пневматический клапан с электрическим управлением. Основу клапана составляет массивный стальной корпус, внутри которого расположен цилиндрический золотник с буртиками и выполнен ряд каналов для распределения потоков сжатого воздуха. На корпусе установлено два электромагнита, которые обеспечивают подъем и опускание двух плунжеров, изменением положения плунжеров достигается подача сжатого воздуха к полостям цилиндра и выпуск воздуха в атмосферу.

На клапане установлена кнопка экстренного открывания дверей. Также на корпусе клапана расположено три штуцера: два для соединения с полостями пневматического цилиндра и один (входной) для соединения с пневматической системой автобуса. Под входным штуцером расположен простейший фильтр, обеспечивающий очистку поступающего воздуха от пыли и других загрязнений. Также на корпусе клапана находится и отверстие (одно или два — все зависит от модели клапана) для выпуска сжатого воздуха в атмосферу, причем оно закрыто глушителем (дросселем), снижающим уровень шума.

Клапан в сборе может устанавливаться, как уже было указано выше, на отдельной панели либо непосредственно на цилиндре. Во втором случае значительно упрощается пневматическая система, так как отпадает надобность в гибких пневматических трубопроводах.

Особенности эксплуатации, обслуживания и ремонта механизмов открывания дверей ПАЗ

Механизм открывания дверей довольно прост и надежен, однако и он периодически нуждается в техническом обслуживании. Обычно это сводится к регулярной (каждое ТО-1) проверке общего состояния механизма, надежность его крепления и соединений трубопроводов. Также проводится удаление пыли, влаги и грязи с деталей механизма.

Если же с течением времени замечается снижение скорости работы механизма, то следует проверить наличие утечек воздуха. Также необходимо снять и заменить воздушный фильтр во впускном штуцере. Для этого необходимо отсоединить впускной пневматический шланг (предварительно отключив электропитание и пневматику автобуса), с помощью ключа вывернуть входной штуцер, затем отверткой подцепить и вынуть стопорное кольцо, снять старый фильтр и поставить новый.

Периодически необходимо проводить регулировку глушителей (дросселей) на клапане механизма, так как их самопроизвольное выкручивание приводит к замедлению скорости закрывания и открывания дверей. При этом нужно учитывать, что они имеют левую резьбу.

Снятие, ремонт и установка механизма открывания дверей производится согласно инструкции по эксплуатации автобуса.

Эксплуатация дверей не вызывает сложностей, однако каждый день перед началом смены рекомендуется проводить простейшую проверку их работоспособности. В частности, следует проверить открывание и закрывание дверей при нажатии на соответствующие кнопки, проверить аварийное открывание (затем закрыть дверь кнопкой на месте водителя), убедиться в работоспособности механизма противозащемления, а также убедиться в отсутствии утечек воздуха.

При регулярном обслуживании и своевременном ремонте механизм открывания дверей ПАЗ будет работать надежно, обеспечивая удобство и комфорт для пассажиров.

Другие статьи

В любом поршневом двигателе внутреннего сгорания присутствует деталь, соединяющая поршень с верхней головкой шатуна — поршневой палец. Все о поршневых пальцах, их конструктивных особенностях и способах установки, а также о верном подборе и замене пальцев различных типов подробно рассказано в статье.

На прицепах и полуприцепах иностранного производство широко применяются компоненты ходовой части от немецкого концерна BPW. Для монтажа колес на ходовой используется специализированный крепеж — шпильки BPW. Все об этом крепеже, его существующих типах, параметрах и применяемости читайте в материале.

Для монтажа автомобильных стекол в кузовные элементы используются специальные детали, обеспечивающие уплотнение, фиксацию и демпфирование — уплотнители. Все об уплотнителях стекол, их типах, конструктивных особенностях и характеристиках, а также о подборе и замене этих элементов — читайте в статье.

В практике авторемонта и при выполнении слесарно-монтажных работ возникает необходимость работы с резьбовым крепежом, имеющим неудобное положение или наклон. В этих ситуациях на помощь приходят карданные переходники для ключей — об этих приспособлениях, их конструкции и применении читайте в статье.

Открывать дверь автобуса

В большинстве автобусов двери открываются водителем при помощи автоматического устройства, работающего на сжатом воздухе. Всё просто — нажимается кнопка, и дверь открывается. Но бывают нештатные ситуации, когда по какой-либо причине это не срабатывает, а пассажирам необходимо выйти из автобуса в срочном порядке, например во время возгорания в салоне или аварии. Как открыть дверь, и покинуть автобус вы узнаете из этой статьи. Где собирают автобусы, читайте здесь /sovety/avtobus/gde-sobirayut-avtobusy.

Способы открывания двери автобуса в аварийной ситуации

Чтобы открыть дверь автобуса в том случае, когда водитель не может этого сделать, пассажирам необходимо воспользоваться следующими способами:

  • Изнутри автобус можно открыть, используя ручку или кнопку для аварийного открывания. Обычно она располагается сбоку от двери или над ней. Ручка должна быть защищена пломбой, поэтому необходимо сорвать пломбу и повернуть ручку в указанном над ней направлении. Кнопка может быть защищена наклейкой, и располагаться в углублении. Сорвите наклейку и нажмите кнопку.
  • Снаружи салон автобуса можно открыть при помощи кнопки, которая располагается рядом с дверью. Водительская дверь открывается снаружи кнопкой, находящейся под бампером, в непосредственной близости к двери.
  • Если никаким из предложенных способов открыть дверь не удаётся, покинуть салон автобуса можно через аварийное окно. Соответствующая надпись располагается над этим окном или рядом с ним. Необходимо выдернуть шнур уплотнения, используя любые подручные средства, а затем выдавить наружу стекло.

Располагая необходимыми знаниями о том, как можно выйти из салона автобуса в аварийной ситуации, вы не поддадитесь паническим настроениям, а примете рациональное решение и выполните правильные действия. Это может сохранить ваше здоровье и здоровье ваших попутчиков. Об аварийных выходах в автобусе читайте здесь /sovety/avtobus/gde-avarijnye-vykhody-v-avtobuse.

На правой боковине кузова автобуса I класса расположены три двери: передняя служебная дверь состоит из двух одностворчатых дверей (одна служит для водителя, другая - как запасная дверь для пассажиров) средняя и задняя двери - двухстворчатые.

На автобусах II класса НЕФАЗ-5299-0000011-32, НЕФАЗ-5299-0000011-33 на правой боковине расположены две двери: передняя служебная дверь состоит из двух одностворчатых дверей (одна служит для водителя, другая - как запасная дверь для пассажиров) и задняя служебная дверь - двухстворчатая.

На правой боковине автобусах II класса НЕФАЗ-5299-0000017-32, НЕФАЗ-5299-0000017-33, НЕФАЗ-5299-0000037-32, НЕФАЗ-5299-0000037-33 - две одностворчатые двери.


Рисунок 12 - Двери на городском автобусе


Рисунок 13 - Двери на автобусе для перевозки детей


Рисунок 14 - Двери на пригородном автобусе



Рисунок 15 - Двери на междугородном автобусе

Кузов трехдверного автобуса имеет по одной двери в переднем и заднем свесах и одну в базе. В двухдверном автобусе средняя дверь отсутствует.

Дверь имеет две створки, которые открываются внутрь салона.


Рисунок 16 - Двери на городском автобусе



Рисунок 17 - Крепление дверей


Рисунок 18 - Дверь передняя в сборе


Рисунок 19 - Труба поворотная в сборе

Механическая часть двери состоит из створок, поворотной стойки с рычагами и шарнирами. Створки дверей выполнены из алюминиевых профилей. В них установлено закаленное стекло, которое защищено двумя поручнями. На боковых поверхностях створок дверей установлены резиновые профили. Сверху и снизу на створках установлены шарниры, которыми дверь крепится к поворотной стойке. Для обеспечения открывания-закрывания двери сверху на кронштейне установлен эксцентрик с роликом, двигающийся по направляющей, а внизу направляющий палец и ловитель. Внизу поворотная стойка крепится к подножке через опору, а вверху - к кронштейну привода. Основание представляет собой сварную конструкцию, которая крепится к боковине автобуса над дверным проемом. К основанию крепится привод управления и направляющие.

Шаровая опора при сборке смазывается смазкой Литол-24. В дальнейшем в процессе эксплуатации шаровая опора смазывается только при ремонтных работах. Профилактическая смазка шарнира при техническом обслуживании не требуется.




Рисунок 20 - Дверь (разборка)

Двери автобусов снабжены кнопками аварийного открывания, которые находятся: у передней и средней двери в горизонтальной нижней части кожуха пневмопривода управления дверьми (ПУДа), у задней двери на передней лицевой части кожуха. При аварийном открывании двери необходимо отодвинуть крышку и нажать на кнопку. После нажатия на кнопку двери открываются автоматически. В автобусах городских маршрутов, в зоне средней двери предусмотрены места для инвалидов, которые снабжены кнопкой требования останова. После приведения её в действие, в кабине водителя звучит зуммер. В районе правой фары установлен магнитоуправляемый геркон КЭМ-2А для открывания и закрывания водительской двери, который приводится в действие магнитным брелком.


Рисунок 21 - Кнопка наружного открывания двери (аварийна кнопка)

Управление дверей электропневматическое, выполняется с помощью кнопок, расположенных на щитке приборов в кабине, со световой индикацией на панели приборов.

Для аварийного открытия дверей снаружи служат аварийные кнопки, расположенные рядом с дверьми с внешней стороны кузова.

Читайте также: