Как определить возраст иконы по доске

Обновлено: 13.05.2024

Наверняка такой вопрос хоть раз в жизни интересовал абсолютно любого человека. Ведь, как правило, практически в любой семье, хранится одна, а то и несколько икон, передающихся по наследству от бабушек и дедушек, а тем, в свою очередь, от их бабушек и дедушек. И вот иногда возникает мысль в голове "а сколько же лет этой иконе? В каком веке её могли написать?", а некоторые могут поразмыслить и о стоимости такого наследства. И здесь как правило, чем старше икона, тем она, естественно, и ценнее. На самом деле, примерный возраст изделия, довольно просто определить даже при визуальном осмотре.

Так, например, изначально для изготовления икон использовали дерево. Для его обработки применяли топор, рубанок и скобель. Топором вытёсывали изделия и обрабатывались скобелем в 11-12 веках. Поверхность иконы будет иметь характерные признаки такой обработки. Но есть и нюанс. Смотреть нужно, при оценке, на лицевую сторону, так как тыльную могли обрабатывать и уже в более поздние времена. Довольно точно о времени изготовления иконы могут рассказать шпонки или рейки, которыми доски скреплялись между собой. Они располагаются с тыльной либо торцевой стороны. Форма, материал и размеры имеют большое значение при оценке. Например, в 11-12 веках было принято использовать для скрепления кованые гвозди или деревянные шипы. В более поздних изделиях применялись уже врезные шпонки, которые вставлялись в специальные пазы с тыльной стороны иконы.

Шпонки тоже различаются. Так, в 14-15 веках шпонки были длинными и врезались от одного края иконы до другого. Со временем шпонки стали делать короткими и они приняли форму клиньев. Время изготовления можно определить по форме этих самых шпонок. Например, в 16 веке их делали плоскими и довольно тонкими, а уже с 17 века они стали толстыми и широкими, примечательно, что с конца этого же века шпонки стали врезать в торцы доски. Оклад, если таковой имеется, тоже может многое рассказать о иконе. Очень часто, именно на этой детали изделия можно обнаружить клеймо мастера и пробу. Естественно, если оклад изготовлен из драгоценного металла. По клейму определить время изготовления довольно просто.

Единственный минус такого способа определения заключается в том, что оклады довольно часто подновляли. И старая икона может иметь уже более поздний оклад. Краска, тоже может многое рассказать о времени написания образа. В ранних изделиях использовались темперные краски, а вот с 19 века начали использовать уже маслянные. Маслянные краски делают изображение более реалистичным, здесь уже выдержаны тени, проработаны мелкие детали и т.д. Так же стоит обратить внимание и на сюжет иконы, какой святой на ней изображён.

Образы, напечатанные на бумаге или жести стали изготавливать только в 19 веке. Зная такие особенности, легко можно определить примерное время изготовления своей семейной реликвии, по крайней мере, век написания образа узнаете точно.


г. Санкт-Петербург
Московская, ул. Типанова, 7А корпус 2
показать на карте





От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.

Подписи на иконе

Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.

Проба и клеймо мастера на окладе

На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.

Способ обработки

На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Тип красок

Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.

Сюжет

Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках — так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.


г. Санкт-Петербург
Московская, ул. Типанова, 7А корпус 2
показать на карте





В советское время наши бабушки и дедушки ничего не выкидывали. То, собственно что возможно отремонтировать, чинили, а то, что невозможно — прятали в далекий угол: вдруг пригодится? Благодаря данной привычке во многих квартирах и сейчас возможно отыскать давнюю посуду, часы или же мебель. Участь у этих предметов как правило удручающая: «немодные» тарелки отправляются в сор, дряхлые кресла — на дачу или же в гараж. А весь этот хлам из бабушкиного сундука — совсем не мусор, а клад «цены немереной»? Попробуйте посмотреть на них немного под другим углом.

Как разбираться в антиквариате

Я особенно заинтересовался этой темой после нескольких проектов, в ходе которых я и мои клиенты рассказывали историю некоторых вещей и пришли к удивительным открытиям. Именно поэтому я решил обобщить этот опыт, дополнительно проконсультировался с несколькими специалистами по антиквариату и представил свои выводы в этом материале.

Что можно назвать антикварной вещью

Прежде всего, мы разберемся в терминах. Есть шутка, что антиквариат – это вещи, которые вы забыли выбросить, прежде чем они приобрели ценность. Но не каждую старую вещь можно назвать антикварной – потребуется определенное количество признаков для определения антикварности.

Возраст. Для России это 50 лет и более. Хотя, например, в Соединенных Штатах возрастные рамки гораздо более строгие: они относятся к антикварным предметы, изготовленные до 1830 года. Уникальные предметы от 15 до 50 лет являются классическими.

Редкость. Чем меньше таких предметов на рынке, тем выше их стоимость: например, мебель в стиле сталинской империи часто дороже, чем мебель 19-го века – просто потому, что в те годы высококачественная мебель производилась небольшими тиражами. Такой антиквариат называют раритетом; Есть еще уникальные – они существуют в единственном экземпляре.

Материальная и духовная ценность. Некоторые предметы антиквариата изготовлены из дорогих материалов: покрыты золотом или украшены драгоценными камнями. Например, можно встретить стул с блошиного рынка, подлокотники которого инкрустированы мелкими рубинами. Вторым важным аспектом является культурный смысл: некоторые вещи особенно ценятся, потому что они отражают вкусы и тенденции того времени.

Икона, доставшаяся от бабушки по наследству или случайно купленная в небольшом европейском магазинчике, интересна не только с финансовой точки зрения. Часто владельцы старинных образов обращаются к антикварам, чтобы узнать: ценный предмет оказался в их руках или нет. Если вы задаетесь таким же вопросом, то советы экспертов нашей компании помогут вам сделать предварительную оценку и последующий выкуп иконы.

Оцениваем подлинность

Даже если вы стали обладателем старинной иконы с выцветшими красками, сколами и царапинами, это не значит, что перед вами подлинник. Современные "мастера" умеют создавать высококачественные подделки, определить которую неопытному человеку невозможно.

Не всегда и эксперт может точно сказать: настоящую икону ему принесли на оценку или нет. Это связано с тем, что образы "дорабатывают". Едва различимый лик, написанный в XV — XVII веке, корректируют, искусно повторяя живописные техники прошлых эпох, и выдают за хорошо сохранившийся оригинал.

Для определения качественных подделок используют высокоточное оборудование. С его помощью по составу краски, особенностями грунта и другим параметрам устанавливают возраст реликвии. Такой подход требуется в особо сложных случаях. В других хватает экспертных знаний, которые доступны и онлайн. Оценить подлинность вашей иконы предлагаем не выходя из дома: загрузите фотографии реликвии в высоком разрешении через сервис онлайн-оценки на нашем сайте и ждите комментариев специалиста.

Духовная и религиозная ценности

Любая икона — это святыня для верующего человека. Но даже среди сотен различных образов выделяют наиболее ценные и почитаемые. Со списком таких икон и их кратким описанием предлагаем ознакомиться на этой странице.

Историческая ценность

Если для христианина в иконописи важна религиозная составляющая, то для коллекционера старинных вещей — историческая. Сразу развеем одно заблуждение: возраст работы не всегда говорит о ее ценности для антикваров. Другими словами, возраст иконы не гарантирует, что ее удастся дорого продать. Стоимость зависит от многих критериев, речь о которых пойдет ниже.

  • Сохранность образа. Возьмите полотно и внимательно его осмотрите. Сохранен ли красочный слой? Есть ли царапины, пятна или повреждения холста? Размыто или четко видны лики и другие предметы композиции? Чем лучше состояние иконы, тем выше шанс получить за нее большую цену. Образ, на котором едва различимо лицо святого, не представляет особой эстетической ценности и навряд ли будет стоить дорого.
  • Основа. По этому критерию определяют приблизительный век написания икон. Например, дерево в качестве холста говорит о том, что образ был создан в XVII — XVIII веках и даже раньше. В каждый период существовали свои технологии в иконописи: способ обработки дерева, ширина и форма пазов для шпонок, наличие и размер ковчега — эти и другие признаки помогают экспертам в определении возраста полотен. Без специальных знаний, как видно, здесь не обойтись. Для тех, кто впервые сталкивается с оценкой икон, достаточно знать: деревянная основа может быть оценена дороже холста. Но и поддельные иконы из дерева не редкость, о чем также стоит помнить.
  • Материал для живописи. Древние иконы писали темперой — краской на основе куриного яйца. Она была жидкой, что накладывало свои особенности на процесс создания иконописей. Если изображение святого выглядит схематично, строго и представляет собой наслоение красок, то скорее всего перед вами работа мастера XVII — XVIII веков. Более современные образы отличаются живописностью и высокой детализацией за счет пластичности красок, изготовляемых по другим технологиям.
  • Наличие оклада. Еще один критерий, на который смотрят антиквары. Оклад — это украшение, накладываемое поверх изображения. Их изготавливали из металлов: латуни, меди, серебра и золота. Внешний вид оклада эксперту расскажет о возрасте иконы, школе иконописи и мастере, ее создавшем. Оценке подвергается металл, сохранность украшения, его цельность — примерно с XVIII века стали делать оклады из целых листов. Они шли со специальными бортиками для удобного крепления к иконным доскам. Ранее оклад состоял из нескольких частей, что дает оценщику основание назначить за образ более высокую цену. Порой оклад стоит дороже самой иконы, поэтому его наличие может значительно сказаться на конечной цене.


Художественная ценность

Этот момент также учитывается при экспертизе древних и старинных реликвий. В этом случае икона рассматривается как предмет изобразительного искусства, который в дальнейшем будет использован для декора помещения или в качестве ценной инвестиции в будущем.

Оценивая художественную составляющую образа, эксперт обращает внимание на технику живописи, авторство полотна, уникальность сюжета и иконы в целом. Самостоятельно сделать это опять же сложно по объективным причинам: надо хорошо разбираться в иконописном искусстве, знать, чем одна школа отличается от другой.

Востребованность на рынке

Стоимость икон формируется под влиянием рыночного спроса или заинтересованности коллекционеров в приобретении определенных образов. Поэтому ожидания продавцов относительно цены на собственную реликвию могут не оправдаться: интерес к ней среди антикваров может оказаться низким. Специфику рынка особенно важно учитывать при подготовке иконы к аукциону или заключении договора купли-продажи.

Оценка икон — сложное дело. Чтобы выставить объективную и честную стоимость, важно учесть различные нюансы: историческую и художественную ценность, религиозную составляющую, спрос образа на рынке. Важно понимать, что онлайн-оценка, доступная в любое время дня и ночи, носит предварительный характер. Ничто не заменит знакомство с иконой "вживую". К тому же такая услуга в нашей компании предоставляется бесплатно. Вам нужно или привезти реликвию в наш офис или договориться с оценщиком о визите к вам домой.

Отзывы

Быстро рассчитали, с ценой не обманули. По телефону сразу сказали, что за мои брендовые серьги с жемчугом сложно назвать конкретную цену, не видя украшение в живую. Поэтому предложили приехать в офис. На месте уже все посмотрели и назвали цену. Меня устроило, так что я осталась довольна.

Мне надо было продать редкую икону, которая досталась от бабушки жены. Сделал фото иконы, отправил по ватсап. Ответили быстро, назвали цену, сказали, что она не окончательная. Договориться о встрече в офисе не удалось из-за моей занятости. Но менеджер предложил альтернативу — чтобы оценщик приехал ко мне. Для меня был это идеальный вариант. Продажа прошла выгодно, без лишних сложностей.

Единственная скупка, где мне предложили адекватную стоимость за золотые часы. Поэтому рекомендую.

Продавал Голд Антик буддийскую статуэтку. В принципе не думал, что за нее можно выручить хоть какие-то деньги. Но специалист посмотрел и назвал за нее неплохую сумму. Деньги выдали сразу наличкой, ничего ждать не пришлось.

Одинцово, Московская Область

ГолдАнтик порекомендовала знакомая, когда мне понадобилось продать очень старый и редкий фарфор. К работе скупки претензий нет. Специалисты вежливые, грамотные, все объяснили, рассказали, почему такая цена, а не другая. Оценивали фарфор при мне, времени все это заняло немного, рассчитались сразу же. Понравилось, что встречают перед приходом в офис. Мелочь, а приятно. Так что теперь рекомендую я.

Сдавала золотые украшения, доставшиеся от родственников. До этого обращалась в другие лавки, но то пробу неправильно укажут, то цену назовут маленькую. Здесь же таких проблем не было. Оценили как надо, стоимость назвали адекватную. Чувствуется, что работаю профессионалы. Спасибо!

Балашиха, Московская Область

Купили быстро, деньги перевели на карту, хотя предлагали и наличку. Никаких проблем не возникло.

Был проездом в Москве. О встрече договорились заранее, благо на сайте есть онлайн-оценка. Скинул фотографии, буквально через полчаса мне написали на почту и сказали, сколько готовы заплатить. В итоге заплатили чуть меньше, из-за того, что я изначально не так сфотографировал. Но о том, что такое может быть предупредили сразу, так что сюрприза не было. Советую делать качественные фото и обращаться в Голд Антик.

Очень удобный сервис. Вчера отправила фотографии, и вчера же получила деньги. Никакого обмана и попытки специально занизить цену не увидела. Все четко, вежливо и компетентно. Буду вас рекомендовать знакомым.

Все понравилось. Покупают быстро, по нормальной цене. Никаких задержек по времени не было. Во сколько договорились, во столько и состоялась продажа. Смотрят тоже быстро, все объясняют, а не молчат, как в других лавках.


г. Санкт-Петербург
Московская, ул. Типанова, 7А корпус 2
показать на карте





Наступил уже новый век, мало того, уже не просто новый век, а новое тысячелетие, и все, что сохранилось с прошлых времен до наших дней, принято называть антиквариатом.
Давайте разберем, действительно все можно именовать этим гордым названием – антиквариат? И с какого именно времени та же самая икона становится старинной, антикварной?
Следует все же отличать и понимать сами термины – старинная икона и старая икона, ведь разница тут «спрятана» колоссальная.
На сегодняшний день на антикварные иконы цены сильно отличаются. Для нас антикварная икона это все же старинная икона.
Где граница между иконой старой и старинной и как можно ее определить?
Существует такое правило, по которому икона дореволюционная считается именно старинной, а икона, написанная или напечатанная после событий 1917 года это – старая икона, но не старинная.
Вот мы с Вами и разобрались, что и как можно называть, что старое, а что старинное. Совсем другое дело – как определить точно возраст иконы?! Об этом Вы так же можете ознакомиться в статьях нашего сайта.





От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком.

Наступил уже новый век, мало того, уже не просто новый век, а новое тысячелетие, и все, что сохранилось с прошлых времен до наших дней, принято называть антиквариатом. Давайте разберем, действительно.

В советское время наши бабушки и дедушки ничего не выкидывали. То, собственно что возможно отремонтировать, чинили, а то, что невозможно — прятали в далекий угол: вдруг пригодится? Благодаря данной привычке.

Читайте также: