Как оформить потолок в детейлинге

Обновлено: 17.05.2024

Если душа просит нестандартных решений, а стены уже заняты — помогут необычные потолки

Постоянный автор Houzz, интерьерный журналист. В разное время работал корреспондентом, редактором, шеф-редактором в разных изданиях г.Санкт-Петербурга. Активно писал об интерьерах для сайта 4living.

Потолок — важная составляющая любого интерьера. От его дизайна и конструкции во многом зависит настроение и восприятие пространства. Поэтому не спешите потолок белить — рассмотрите и другие варианты.

1. Необычная покраска потолка
Самый простой способ превратить обычный потолок в необычный — выкрасить его в яркий цвет. Например, в желтый: пусть себе освежает интерьер и добавляет тепла дневному свету. А если поддержать цвет потолка в предметах обстановки — он перестанет выглядеть чужеродно.

2. Глубина на высоте
Проектируя нестандартные потолки, смотрите на дизайн всего помещения. Яркий глянцевый потолок — априори акцент. Поэтому остальной интерьер лучше выдержать в светлых ахроматических тонах, поддержав цвет потолка несколькими пятнами в обстановке или декоре.

3. Необычный натяжной потолок
Пластическая структура натяжного потолка позволяет играть и с формой покрытия. Балки и другие конструктивные элементы создают выгнутую поверхность. А глянцевая фактура подчеркивает изгибы благодаря зеркальному эффекту. И никто уже не смотрит на скромные диваны и минималистичный столик. Все внимание — на потолок.

4. Неземной потолок
Еще одно решение с объемным натяжным полотном потолка. Этот огромный осьминог, простирающий свои щупальца через холл и гостиную в киевской квартире, сделан при помощи метасфер (метаболл). Так называют трехмерные объекты, которые образуются при слиянии двух сфер. С их помощью кратеры-светильники разного диаметра и высоты соединяются друг с другом, образуя единую разветвленную сеть. Сам потолок — натяжной.

6. Черный потолок
Особенно интересно выглядит темный потолок, перетекающий на стену. Контрастное решение активно вмешивается в геометрию узкого коридора: две белых стены словно зависли в космосе.

8. Лучи или эффект шатра
При помощи полос, расходящихся в виде лучей, можно создать иллюзию циркового шатра. Эффект будет сильнее, если полосы немного « заползут » на стены. Рисовать необязательно — помогут нестандартные натяжные потолки.

9. Ковер на потолке
Чаще всего можно встретить необычные потолки в гостиной. Но есть нюанс: в больших пространствах яркий декор откровенно избыточен.

Узор из прямых полос — неплохой выход в такой ситуации. Во-первых, не обязательно быть художником, чтобы разлиновать поверхность и закрасить участки, ограниченные малярным скотчем. Во-вторых, узор можно подать фрагментом — такой « ковер » на потолке поможет зонировать помещение.

10. Теплый потолок
Креативный натяжной потолок может имитировать ткань (скатерть, шторы, плед), создавая уют — как на этой кухне в Сестрорецке.

11. Рельеф
Волна — еще более динамичный элемент, чем полоса. Такой рисунок можно получить с помощью декоративной штукатурки.

12. Ручей над головой
Подвесные конструкции позволят поиграть с геометрией — например, пустить волну по потолку. Чтобы подчеркнуть эту деталь, нужно выбрать контрастные основному фону материалы. В проекте на фото использовано дерево.

13. Кессоны на контрасте
Кессонные потолки — прием из прошлого. Приглушить пафос классического интерьера поможет цвет. Например, черный.

14. Лепнина на контрасте
Та же идея, но наоборот: мощная лепнина на контрасте с минималистской мебелью и обстановкой.

15. Много розеток
Лепная розетка вокруг люстры — элемент классического интерьера. А если их несколько и в разных местах? Годится для любого помещения.

16. Лепнина в цвет стены
На этом фото — гостиная в современном стиле, но с богатой лепниной и наборным паркетом. Лепнина не стала акцентом, поскольку выкрашена в темный цвет, как и стены.

17. Современная лепнина
Лепнина может повторять рисунок на обоях или симпатичный геометрический принт. Полиуретан позволяет выложить на потолке хоть азбуку. Особенно хорошо будет смотреться в мокрых зонах.

18. Современная лепнина
Лепнина в современных интерьерах, как правило, очень динамична. Это может быть стремящийся поток…

20. Современная лепнина
Лепнина может занимать часть потолка — причем не обязательно быть симметричной, главное — общая концепция.

21. Современная лепнина
Новые материалы еще десять лет назад открыли ванные комнаты для лепного декора, но такие потолки в ванной все равно смотрятся необычно.

22. Классика
Искусная лепнина, вписанная в общий дизайн помещения и по форме, и по цвету — это высокое искусство. На фото — интерьер исторического здания, особняка Паскевича в Петербурге. Показательный пример ироничной эклектики.

23. Все сразу
Лепнину можно сочетать с росписью, позолотой, мозаикой — как, например, в знаменитой Академии Штиглица. Еще один показательный пример.

25. Архитектурный потолок с лепниной
Необычные потолки из гипсокартона зачастую скрывают коммуникации — для этого необязательно обшивать всю плоскость. Центр можно оставить под люстру с лепниной.

26. Кружева на потолке
Зачастую креативные потолки создаются с помощью формы и света. В этом подвесном потолке кружева « загораются » вместе со скрытой подсветкой.

27. Металлизированный потолок
Фактура старого металла — это прежде всего, характерный блеск. Покрытие потолка сусальным серебром или золотом — прием для уверенных в себе людей. Но смотрится необычно.

28. Ржавчина
Еще один прием для тех, кто ищет, как покрасить потолок нестандартно. Краска на фото имитирует ржавчину. Мало ли, может, вы всю жизнь мечтали жить в лодочном ангаре.

29. Зеркало
Необычный дизайн потолка поможет сделать зеркальная плитка, старый союзник хозяев квартир с невысокими потолками. Большое окно сделает игру отражений интереснее.

30. Зеркало
Еще интереснее, если зеркало будет « стекать » с потолка подобно знаменитым часам Дали. От стыка зеркальных частей отвлечет цветовой контраст стены и потолка.

31. Космические фонари
В этой двухэтажной квартире на Арбате есть настоящий стеклянный потолок — можно любоваться звездами на диване. Но и остальные потолки вызывают изумление. Например, в библиотеке архитекторы сделали большие круглые кессоны с вмонтированными светильниками. Так убрали с глаз многочисленные балки .

32. Резной декор
Деревянные резные потолки в классическом стиле редко увидишь в современных интерьерах. Это очень дорого.

33. Дерево. Рециклинг
А вот это — как раз тренд, набирающий обороты. Какими могут быть современные необычные потолки из дерева, демонстрирует эта кухня в Перми. Верх отделан использованными досками — все разные, со своими особенностями. Рассматривать их можно бесконечно.

34. Дерево. Рециклинг
Стенки винтажных ящиков — еще один необычный материал для отделки потолка. Найти такие сложно, поэтому проще будет нанести на обычные ящики, например, от Henri IV Dudognon Heritage Cognac Grande Champagne (самый дорогой коньяк в мире) декоративные штампы. Потом скажете, что ящики после Нового года остались.

35. Рейки на потолке
Деревянные рейки — еще один многоцелевой инструмент декоратора. Ими можно выложить рисунок, подкорректировать габариты комнаты, придать ей динамику. Наконец, между ними можно спрятать светильники. Пример — этот необычный потолок на кухне.

37. Рисунок из реек
При помощи реек, выкрашенных в контрастный цвет, можно выложить рисунок на потолке. Даже на деревянном.

38. Деревянная решетка
Если часть подшивного или подвесного потолка сделать отличной от основного полотна, вся конструкция будет выглядеть интереснее и объемнее.

39. Колодец
С помощью реечной решетки, встроенной в подвесной потолок, можно выделить диванную зону в гостиной.

40. Стекло
Нестандартные потолки из гипсокартона можно дополнить и масштабными стеклянными вставками с геометрическим рисунком. Свет за ними сделает потолки выше.

41. Расходящиеся круги
Подвесные деревянные потолки, как и гипсокартонные, могут быть разноуровневыми. При этом направление рейки задаст конструкции динамику. Добавим необычный цвет — и такой потолок будет притягивать взгляд не хуже телевизора.

42. Балки
Металлические балки в этом проекте не стали прятать, а покрасили в цвет потолка. Получилось, что они будто пронизывают своды. Подсвеченный каркас стал оригинальным акцентом помещения.

43. Лесоповал
Необычный потолок в частном доме — порой не то, что в квартире. Устроить поленницу на потолке в « сталинке » — ход слишком экстравагантный. А для ванной в гостевом доме за городом подойдет. Главное — хорошо обработать дерево антисептиком.

44. Объемный деревянный потолок
Декор из разных деревянных брусков — модный прием в дизайне интерьеров и городских пространств.

45. Пол на потолке
Необычный потолок в деревянном доме, что на фотографии, сделан из паркета, который уложен елочкой, но « внахлест » .

46. Резные панели
Перфорированные панели из фанеры или МДФ чаще увидишь на акцентных стенах, но и наверху они выглядят замечательно. И главное — за счет объема не понижают потолок.

47. Карты
Сделать потолок необычным поможет не только геометрия, но и география. Главное — хорошо подсветить карту местности.

48. Чертежи
Вместо карты можно использовать и тематические чертежи. Корабли, самолеты, деревообрабатывающие станки — тут уж кому что нравится.

49. Небо над головой
Звезды — один из самых распространенных сюжетов для потолка в детской. Небо над головой можно получить, наклеив обои с рисунком или сделав ручную роспись.

50. Небо над головой
Необычные натяжные потолки — еще один способ сделать яркий сюжетный дизайн. Это могут быть не только звезды и планеты, но и птицы, облака, пауки, жабы.

51. Светятся в темноте
Роспись можно дополнить наклейками-звездами из светящейся люминесцентной пленки. Или нарисовать звезды с помощью краски на основе люминофора.

52. Объемные картины
Сводчатые потолки — лучший вариант для росписи, так как представляют объемное пространство — шанс получить картину с 3D-эффектом. Правда, Васнецов на потолке — ход на грани китча, так что многие просто стилизуют потолок под гобелен.

53. Художественная роспись
Использовать потолок в качестве полотна — идея вечная. Роспись можно сделать масляными, акриловыми, люминесцентными (узор проявляется в темноте) и темперными красками. Можно нанести рисунок на влажную штукатурку — получится фреска. А можно использовать аэрограф — это сегодня одна из самых популярных методик.

Интерьер на фото расписан в стиле античного Рима, элементы росписи повторяют фрески из Национального римского музея.

54. Зонирование рисунком
На потолке этой кухни — рисунок из блокнота испанского дизайнера. Эскиз не только украшает пространство, но и зонирует его.

55. Рисунок по трафарету
Трафарет — самый простой и дешевый способ получить ручную роспись на потолке. Особенно, если вы не художник. И речь идет не об абстрактной живописи.


Меня зовут Сергей. Я из Казани, и на ваших глазах открою студию полировки авто.


Ниже я расскажу подробнее откуда у меня такая идея и что я хочу изменить в мире полировки Казани.

Все выходные с мая по сентябрь я проводил с машиной, ухаживая за кузовом и салоном.
Во время первой поездки в тц МЕТРО я приобрел вишневую полироль-замазку Turtle Wax за 150 рублей, губкой и тряпками. Купил все благодаря отцу. Он подвел меня к полке с автохимией и изменил мою жизнь.


Не боясь черного цвета, я выбрал Гольф. Первое, что сделал, — намазал воском того же производителя, бесцветным и синтетическим Turtle Wax ICE (уличный детейлер 2.0).


Сейчас смотрю на это и ужасаюсь — на улице, в пыли, все лежит на машине, а на фибре полоски грязи. Без комментариев… Это была любовь, бессмысленная и беспощадная

Машина становилась сочнее, но на солнце появились какие-то штуки кругами, да и царапины как были, так и остались. Теперь понимаю откуда и почему.


Гольф был настолько ухожен, что покупатель купил его сразу — после первой встречи. Если меня спросят, зачем я так ухаживал за авто, я отвечу, что получал удовольствие от процесса. Для меня уход за авто — это медитация. Когда получаешь отличный результат, не жалко ни времени, ни денег.

Следующий автомобиль — рав 4. С его покупкой наступила эпоха форумов по детейлингу. На дворе — зима, я заказываю нанесение жидкого стекла в одной компании Казани. Мне обещают защиту от царапин и броню из стекла. Машина сияет. Но при приемке я вижу, что на багажнике и бампере есть пятна. Все было сделано абы как. Неприятно.

Царапины все-таки появились. После этого случая я перестал верить в жидкие стекла и начал делать все сам. Каждое лето я чистил кузов и заранее готовил автомобиль к нанесению воска.


Подготовка и нанесение занимали весь день, зато как приятно было потом. В то время я работал в банке, уход за авто стал для меня настоящей отдушиной.


Отечественная традиция на мойках и в детейлингах — не наносить защитные составы на крышу и не полировать ее

Долго мне не давал покоя один вопрос — что делать с царапинами, как их убирать? Пасты в стиле «Антицарапин» не помогали, поэтому я искал что-то серьезнее.

Ответ на вопрос нашел в апреле 2016 года. Тогда я решил профессионально заняться уходом за авто — выучился полировке и защите кузова в Москве у Алексея Львовича Шмакова 1xxx . Очень благодарен преподавателю, курс просто взорвал мозг. Я понял, сколько ошибок делал раньше и сколько науки и знаний потребуется.

Пришло понимание физики — а как это, а как то, что правда, а что нет. Жидкое стекло и керамика — это не броня от всех бед. На самом деле внешний вид машины зависит от того, как ты ее моешь.

С горящими глазами возвращаюсь и полирую свою машину. Спасибо «Мойдодыру» за то, что бесплатно дали место для практики.



Настал момент, когда машин стало не хватать, и для практики я устроился в один из детейлинг-центров Казани. Там я опробовал теорию и закрепил навыки.


Переваривая полученный опыт, обучение в Москве и работу в детейлинг-центре, я понял, что детейлинг в России болен. Болен погоней за скоростью в ущерб качеству. Пустые обещания, разочарованные клиенты, низкая квалификация персонала и некачественные услуги — норма для многих компаний. Как клиент с BMW X5 разберется, чем отличается полировка за 3500 с Авито от профессиональной услуги за 15 000 рублей от крупного детейлинг-центра ? Где критерии качества, как сравнивать?
Все что наболело — переработал в принципы, которым буду следовать сам.


22-ого февраля я уволился, потому что решил открыть свой центр по уходу за авто.

Передо мной стоят следующие задачи:
1) Договориться с инвестором
2) Сделать ремонт в арендованном помещении
3) Купить оборудование

В запасе у меня 36 дней. О том, что будет дальше — читайте в этом блоге. Буду рад видеть вас в числе подписчиков.

P.S. В планах полезные посты, советы и рекомендации по самостоятельному уходу за любимым авто.


В сооб­ще­стве авто­де­тей­ле­ров, осве­ще­ние для кор­рек­ции крас­ки и про­вер­ки поверх­но­сти явля­ет­ся пред­ме­том дис­кус­сий. Эта тема очень важ­на, так как име­ет реша­ю­щее зна­че­ние для каж­до­го эта­па про­цес­са поли­ров­ки и дру­гих про­цес­сов улуч­ше­ния лако­кра­соч­но­го покры­тия. От исполь­зо­ва­ния пра­виль­но­го осве­ще­ния будет зави­сеть каче­ство конеч­но­го резуль­та­та детей­лин­га авто­мо­би­ля. В этой ста­тье мы рас­смот­рим тео­рию и харак­те­ри­сти­ки све­та, типы осве­ще­ния, исполь­зу­е­мо­го для авто­мо­биль­но­го детей­лин­га. Раз­бе­рём­ся в раз­ных вари­а­ци­ях ламп и све­тиль­ни­ков, когда их луч­ше применять.

Как «работает» свет

Что­бы по-насто­я­ще­му понять свет и осве­ще­ние для кор­рек­ции крас­ки, необ­хо­ди­мо базо­вое пони­ма­ние неко­то­рой науч­ной тер­ми­но­ло­гии оптики.

Свет — види­мый спектр элек­тро­маг­нит­но­го излу­че­ния, обна­ру­жи­ва­е­мый чело­ве­че­ским гла­зом. Луч­шим при­ме­ром явля­ет­ся самый обиль­ный источ­ник све­та на Зем­ле: сол­неч­ный свет.

Очень малая часть све­та атмо­сфе­ры содер­жит дли­ны волн, види­мые чело­ве­че­ско­му гла­зу. Груп­пы фио­ле­то­во­го, сине­го, зеле­но­го, жел­то­го, оран­же­во­го и крас­но­го состав­ля­ют види­мый спектр. Люди хоро­шо зна­ко­мы со спек­траль­ны­ми цве­та­ми. Это боль­шин­ство цве­тов, кото­рые состав­ля­ют радугу.

Свет ведет себя как вол­на. Дли­на вол­ны све­та опре­де­ля­ет его цвет.

Белый свет

Белый свет соче­та­ет в себе все цве­та, состав­ля­ю­щие види­мый спектр для чело­ве­че­ско­го гла­за. Поэто­му он, есте­ствен­но, кажет­ся “самым ярким” и, сле­до­ва­тель­но, чистей­шей дли­ной вол­ны све­та. По этой при­чине белый свет луч­ше все­го под­хо­дит для истин­но­го осве­ще­ния любо­го объ­ек­та, в том чис­ле и для кор­рек­ции красок.

Харак­те­ри­сти­ки света

Рас­смот­рим основ­ные изме­ря­е­мые каче­ства све­та, кото­рые тре­бу­ют опре­де­ле­ния, что­бы понять исполь­зо­ва­ние осве­ще­ния в детейлинге.

  • Люмен (Lumen) — коли­че­ство види­мо­го све­та, излу­ча­е­мо­го еди­нич­ным источ­ни­ком. В основ­ном люмен изме­ря­ет отно­си­тель­ную интен­сив­ность (уро­вень ярко­сти) све­та от источника.
  • Тем­пе­ра­ту­ра цве­та — вос­при­ни­ма­е­мый цвет источ­ни­ка све­та, изме­рен­ный по шка­ле Кель­ви­на. К ним отно­сит­ся широ­кий спектр цве­тов от насы­щен­но­го крас­но­го до оран­же­во­го, до жел­то­го, до бело­го и ярко-сине­го. Цве­то­вые зна­че­ния, ниже тем­пе­ра­ту­ры Кель­ви­на, счи­та­ют­ся “теп­лы­ми”, содер­жа­щи­ми от оран­же­во­го до крас­но­го све­та. Более высо­кие зна­че­ния цве­тов при цве­то­вой тем­пе­ра­ту­ре счи­та­ют­ся “холод­ны­ми”, содер­жа­щи­ми боль­ше сине­го света.
  • Днев­ной свет — стан­дарт, кото­рый люди счи­та­ют “нор­маль­ным днев­ным све­том” — это сере­ди­на дня, когда солн­це нахо­дит­ся на сво­ём пике в небе. Этот свет име­ет тем­пе­ра­ту­ру ~ 5578K , кото­рая нахо­дит­ся слег­ка в «про­хлад­ном» диа­па­зоне (белый/ слег­ка голубоватый).

Пока­за­тель каче­ства све­та — индекс CRI

Индекс цве­то­пе­ре­да­чи (Colour Rendering Index — CRI ) — изме­ря­ет спо­соб­ность источ­ни­ка све­та точ­но вос­про­из­во­дить цве­та осве­ща­е­мо­го объ­ек­та. Индекс цве­то­пе­ре­да­чи лам­пы — это, по сути, изме­ре­ние того, насколь­ко хоро­шо она пока­зы­ва­ет цвет объ­ек­та. Мак­си­маль­но воз­мож­ный CRI — 100. Это зна­че­ние пред­став­ля­ет индекс цве­то­пе­ре­да­чи при днев­ном све­те в пол­день. Зна­че­ния CRI , кото­рые состав­ля­ют 90 и выше, счи­та­ют­ся отлич­ны­ми, в то вре­мя как бал­лы ниже 80 обыч­но счи­та­ют­ся пло­хи­ми. Чем выше CRI , тем более точ­ным будет цвет. При низ­ком CRI цве­та будут иметь дру­гой отте­нок по срав­не­нию с их реаль­ным цветом.

Воз­ни­ка­ет пута­ни­ца в отно­ше­нии раз­ни­цы меж­ду индек­сом цве­то­пе­ре­да­чи и цве­то­вой температурой.

Важ­но отме­тить, что CRI не зави­сит от цве­то­вой тем­пе­ра­ту­ры. Вы не може­те судить о CRI источ­ни­ка све­та, про­сто гля­дя на цвет све­та. CRI вли­я­ет на цвет объ­ек­та, кото­рый мы вос­при­ни­ма­ем, в то вре­мя как цве­то­вая тем­пе­ра­ту­ра — это цвет излу­ча­е­мо­го све­та. Это совер­шен­но раз­ные пара­мет­ры, опи­сы­ва­ю­щие при­ро­ду источ­ни­ка све­та. Один и тот же цвет све­та может иметь раз­ный спек­траль­ный состав. CRI ско­рее, зави­сит от спек­тра све­та, кото­рый излу­ча­ет лампа.

Глав­ный смысл в том, что при выбо­ре ламп, кото­рые будут осве­щать рабо­чую область, где будет под­би­рать­ся цвет и под­кра­ши­вать­ся дефек­ты ЛКП, луч­ше выби­рать лам­пы с индек­сом цве­то­пе­ре­да­чи ( CRI ) боль­ше­го зна­че­ния. Это пока­за­тель того, насколь­ко хоро­шо лам­па может точ­но пере­дать пол­ный спектр цве­тов. Одна­ко, высо­кий CRI не обя­за­тель­но озна­ча­ет, что на лако­кра­соч­ных покры­ти­ях будет вид­но боль­ше дефек­тов. На это вли­я­ет яркость и тем­пе­ра­ту­ра света.

Люми­нес­цент­ные лам­пы боль­шин­ства гара­жей и мастер­ских име­ют CRI око­ло 50. Све­то­ди­о­ды име­ют CRI око­ло 80 и больше.

Влияние правильного освещения на качество автодетейлинга

Выбор пра­виль­ной цве­то­вой тем­пе­ра­ту­ры явля­ет­ся очень важ­ным для осве­ще­ния при кор­рек­ции крас­ки. Это вли­я­ет на:

  1. Точ­ное отоб­ра­же­ние истин­но­го цве­та краски.
  2. Опти­маль­ное отоб­ра­же­ние состо­я­ния лако­кра­соч­но­го покры­тия. Что при­во­дит к пра­виль­ной оцен­ке и выбо­ру пра­виль­ных мате­ри­а­лов для кор­рек­ции ЛКП.

Эти две пере­мен­ные осве­ще­ния не все­гда исклю­чи­тель­но свя­за­ны меж­ду собой. Одна­ко при обсуж­де­нии цве­то­вой тем­пе­ра­ту­ры све­та ~ 4500K или ниже они вли­я­ют друг на друга.

Какая тем­пе­ра­ту­ра све­та луч­ше все­го под­хо­дит для осве­ще­ния при кор­рек­ции краски?

Опти­маль­ное осве­ще­ние для кор­рек­ции крас­ки может отли­чать­ся от авто­мо­би­ля к авто­мо­би­лю, в зави­си­мо­сти от его цве­та и состо­я­ния лако­кра­соч­но­го покрытия.

Свет при 5000K опти­ма­лен для отоб­ра­же­ния истин­но­го цве­та крас­ки и её дефек­тов, так как он наи­бо­лее бли­зок к “чисто­му бело­му”. Свет при 6500К может луч­ше пока­зать состо­я­ние поверх­но­сти и дефек­ты крас­ки. Одна­ко, в конеч­ном счё­те, это будет зави­сеть от цве­та крас­ки. Такой свет может быть слиш­ком ярким и «залить» неко­то­рые цара­пи­ны. Не все­гда боль­ше све­та зна­чит лучше.

Чем даль­ше источ­ник све­та откло­ня­ет­ся от чисто бело­го, тем менее точ­но он будет отоб­ра­жать поверх­ность, отбра­сы­вая «тёп­лые» тона.

Тем­пе­ра­ту­ра све­та раз­ных типов ламп

  • Све­то­ди­од­ный свет ( 5000K-6500K ) бли­зок к опти­маль­но­му для отоб­ра­же­ния истин­но­го цве­та и дефек­тов на поверх­но­сти автомобиля.
  • Гало­ген­ный свет рабо­та­ет при 2700°K, име­ет оран­же­вый отте­нок и мас­ки­ру­ет неко­то­рые несо­вер­шен­ства. Поэто­му он явля­ет­ся одним из наи­худ­ших для обес­пе­че­ния отоб­ра­же­ния истин­но­го цве­та лако­кра­соч­но­го покры­тия и неко­то­рых дефек­тов. Яркость же гало­ге­на может быть очень высокой.
  • Люми­нес­цент­ные лам­пы рабо­та­ют в диа­па­зоне 2700К-4200K, могут иметь раз­ный цве­то­вой оттенок.


Вли­я­ние сме­шан­ных источ­ни­ков све­та на отоб­ра­же­ние состо­я­ния лако­кра­соч­но­го покрытия

В ком­на­те со сме­шан­ны­ми источ­ни­ка­ми све­та, то есть све­тиль­ни­ка­ми с раз­лич­ной цве­то­вой тем­пе­ра­ту­рой и интен­сив­но­стью, побеж­да­ет ярчай­ший свет.

Поэто­му интен­сив­ность осве­ще­ния ЛКП долж­на быть боль­ше, чем любое окру­жа­ю­щее освещение.

Кор­рек­ци­он­ные лам­пы пока­зы­ва­ют истин­ный цвет крас­ки и усло­вия поверх­но­сти толь­ко в том слу­чае, если все окру­жа­ю­щие зна­че­ния осве­щён­но­сти мень­ше, чем свет коррекции.

Какие лам­пы, для каких дефек­тов ЛКП луч­ше подходят?

Каж­дый тип све­та отли­ча­ет­ся, и поэто­му вли­я­ет на то, что вы може­те видеть на лако­кра­соч­ном покры­тии. Раз­ные лам­пы пока­зы­ва­ют раз­ные дефекты.

  • Све­то­ди­од­ное осве­ще­ние в днев­ной цве­то­вой тем­пе­ра­ту­ре ( 5000K ) наи­бо­лее точ­но отоб­ра­жа­ет цвет и состо­я­ние поверх­но­сти, поэто­му явля­ет­ся источ­ни­ком све­та, кото­рый исполь­зу­ет­ся наи­бо­лее часто при кор­рек­ции крас­ки. Для обна­ру­же­ния слу­чай­ных, вих­ре­вых цара­пин и мик­ро­ца­ра­пин рас­се­ян­ные све­то­ди­од­ные лам­пы рабо­та­ют луч­ше все­го. Их мож­но исполь­зо­вать для обще­го осве­ще­ния, уста­нав­ли­вая на сте­нах и потол­ке. Так­же это могут быть бес­про­вод­ные све­тиль­ни­ки на шта­ти­вах. Мож­но исполь­зо­вать руч­ные све­то­ди­од­ные фона­ри с изме­ня­е­мым фоку­сом све­та, кото­рый мож­но менять с очень узко­го на очень широ­кий. В неко­то­рых слу­ча­ях, очень широ­кий фокус может быть полез­ным в опре­де­ле­нии лёг­кой «дым­ки».


  • Под све­том люми­нес­цент­ных ламп вид­ны круп­ные цара­пи­ны, цара­пи­ны уме­рен­но­го раз­ме­ра, но могут быть не замет­ны голо­грам­мы (мик­ро­ца­ра­пи­ны). В целом, крас­ка выгля­дит луч­ше, чем на самом деле. Они хоро­шо рабо­та­ют для обще­го осве­ще­ния, но име­ют тен­ден­цию быть слиш­ком рас­се­ян­ны­ми, что­бы адек­ват­но пока­зать все дефек­ты крас­ки. Люми­нес­цент­ные лам­пы явля­ют­ся нена­прав­лен­ны­ми, что озна­ча­ет, что они излу­ча­ют свет на 360 гра­ду­сов. Боль­шая часть све­та тра­тит­ся впустую.


  • Гало­ген­ные лам­пы могут осве­тить основ­ные дефек­ты крас­ки и даже выявить голо­грам­мы, но пло­хо пере­да­ют реаль­ный отте­нок цве­та. Они очень рас­про­стра­не­ны в авто­де­тей­лин­ге, пото­му что дешё­вые и яркие. Самый боль­шой их недо­ста­ток в том, что они силь­но нагре­ва­ют­ся. Сидеть рядом с несколь­ки­ми гало­ген­ны­ми лам­па­ми мощ­но­стью 1000 Вт в тече­ние 6–8 часов доста­точ­но, что­бы воз­не­на­ви­деть рабо­ту, кото­рой Вы зани­ма­е­тесь. Более «тёп­лая» цве­то­вая тем­пе­ра­ту­ра этих ламп затруд­ня­ет обна­ру­же­ние дефек­тов на ярких цве­тах крас­ки, таких как крас­ный и синий, поэто­му при­хо­дит­ся два­жды про­ве­рять всё с помо­щью дру­го­го источ­ни­ка све­та. Обыч­но они уста­нав­ли­ва­ют­ся в виде одной или двух ламп на шта­ти­вах, для удоб­ства пози­ци­о­ни­ро­ва­ния рядом с обра­ба­ты­ва­е­мой панелью.


Осве­ще­ние для авто­мо­би­лей тём­но­го и свет­ло­го цветов

Для авто­мо­би­лей тём­но­го цве­та мно­гие детей­ле­ры исполь­зу­ют лам­пы в диа­па­зоне 5000К-6500К, в то вре­мя как для авто­мо­би­лей свет­ло­го цве­та может пона­до­бить­ся все­го 3000К-4500К. Если осве­ще­ние слиш­ком яркое, оно может «залить» све­том мел­кие дета­ли, осо­бен­но на свет­лых авто­мо­би­лях. Суще­ству­ют све­то­ди­од­ные лам­пы и све­тиль­ни­ки, кото­рые дают воз­мож­ность пере­клю­чать свет меж­ду 4500К для свет­лых авто­мо­би­лей и 6500К для тёмных.

Неко­то­рые мик­ро­ско­пи­че­ские дефек­ты на свет­лых «метал­ли­ках» мож­но най­ти толь­ко со све­то­ди­од­ным освещением.

Типы освещения для детейлинга автомобилей

В целом, у вас есть несколь­ко вари­ан­тов: общее осве­ще­ние поме­ще­ния, локаль­ное осве­ще­ние (на стой­ках), пор­та­тив­ные руч­ные фона­ри, фона­ри для креп­ле­ния на голо­ву, а так­же спе­ци­аль­ные руч­ные све­тиль­ни­ки для детей­лин­га. Для боль­шин­ства людей пара све­тиль­ни­ков на шта­ти­ве — это всё, что нуж­но, что­бы начать полировать.

Луч­шее осве­ще­ние для детей­лин­га ваше­го авто­мо­би­ля — это сочетание:

  • Для обще­го осве­ще­ния (на потол­ке и сте­нах) исполь­зу­ют­ся либо све­то­ди­од­ные, либо люми­нес­цент­ные лам­пы. Луч­ше уста­нав­ли­вать боль­ше све­тиль­ни­ков мень­шей выход­ной мощ­но­сти, а не мень­ше с боль­шей мощ­но­стью. Так Вы полу­чи­те луч­шую равномерность.


  • Для луч­ше­го осве­ще­ния общей рабо­чей зоны при­ме­ня­ют­ся руч­ные фона­ри или све­тиль­ни­ки на шта­ти­ве. Осве­ще­ние на регу­ли­ру­е­мом шта­ти­ве спо­соб­но осве­тить как бока кузо­ва, так и кры­шу, капот, багаж­ник. Мож­но уста­но­вить бес­про­вод­ные фона­ри, что­бы не спо­ты­кать­ся о шну­ры. Дан­ное осве­ще­ние явля­ет­ся основ­ной для любо­го типа мастер­ской детейлинга.


  • Све­тиль­ник для цве­то­кор­рек­ции и инспек­ции ЛКП (Color Correction Inspection Light). Поз­во­ля­ет маля­рам и детей­ле­рам точ­но подо­брать любой цвет крас­ки для локаль­но­го ремон­та. Име­ет настрой­ки ярко­сти, что поз­во­ля­ет видеть крас­ку при раз­лич­ных типах освещения.
  • Малень­кий фонарь для поис­ка цара­пин, кото­рые не уда­лось най­ти, исполь­зуя любой дру­гой тип осве­ще­ния. Смысл не в том, что­бы непо­сред­ствен­но осве­щать вашу рабо­чую зону. Вме­сто это­го, Вы дер­жи­те его под углом, что­бы он осве­щал любые недо­стат­ки, кото­рые были про­пу­ще­ны на поверх­но­сти крас­ки. Быва­ют фона­ри с настрой­кой, кото­рые могут све­тить раз­лич­ным све­том (с тем­пе­ра­ту­рой све­та от 2500К до 6500К).


  • Фона­рик для креп­ле­ния на голо­ву. Не каж­до­му подой­дёт дан­ный вари­ант осве­ще­ния, одна­ко мно­гие про­фи исполь­зу­ют его. При сво­бод­ных руках мож­но будет уби­рать­ся в салоне, и очи­щать под­ка­пот­ное пространство.
  • Для детей­лин­га инте­рье­ров и убор­ки мотор­ных отсе­ков, све­тиль­ни­ки, кото­рые мож­но пове­сить на крючок.

Не всем необ­хо­ди­мо всё, что есть в спис­ке. По мере того, как вы всё более серьез­но отно­си­тесь к детей­лин­гу сво­е­го авто­мо­би­ля, вы обна­ру­жи­те, что нуж­да­е­тесь в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном освещении.

Реко­мен­ду­ет­ся начать с ярко­го верх­не­го осве­ще­ния, а затем добав­лять раз­лич­ные све­тиль­ни­ки по мере необходимости.

Сколько люменов нужно для освещения гаража?

Общую яркость осве­ще­ния в гара­же опре­де­ля­ет коли­че­ство люме­нов, излу­ча­е­мых ваши­ми светильниками.

Сколь­ко люмен необ­хо­ди­мо для гараж­но­го осве­ще­ния? В соот­вет­ствии с реко­мен­да­ци­я­ми Обще­ства инже­не­ров по осве­ще­нию (The Illuminating Engineering Society — IES ) реко­мен­ду­ет­ся как мини­мум 50 люмен на квад­рат­ный фут (30 см) пло­ща­ди. Таким обра­зом, сред­ний све­то­вой поток в гара­же на одну маши­ну дол­жен состав­лять мини­мум 13 200 люмен, а в гара­же на две маши­ны — 20 000 люмен. Для детей­лин­га мож­но уве­ли­чить мини­маль­ную яркость до 100 люме­нов на квад­рат­ный фут и даже боль­ше. Это устра­нит все тени в детейлинг-студии.

Кузов всегда блестит, на нем нет паутины из мелких царапин и потертостей. Диски без следов пыли от колодок и въевшейся грязи. В салоне приятно пахнет, на обивке нет разводов и пятен. Тем не менее такого результата не будет, если вы заедете на обычную автомойку и попросите обезжирить кузов, сделать мойку люкс и покрыть каким-нибудь водоотталкивающим составом.

Вернуть автомобилю вид нового может специалист по детейлингу. Это слово не имеет простого перевода на русский, обычно так называют комплекс услуг по тщательному уходу за внешностью и интерьером автомобиля. В этой статье мы расскажем, чем детейлинг отличается от обычных услуг автомойки, каким он бывает и как не переплатить.

Что вы узнаете

Курс о ведении проектов в подарок

Зачем нужен детейлинг

Дороги портят не только шины и подвеску автомобиля. Грязь, песок и камни оставляют множество мелких царапин и въедаются в лак. Автомойки только усугубляют ситуацию: шампунь может быть слишком концентрированным, а мойщик может слишком усердно тереть машину грязной тряпкой. Через три-четыре года обычной эксплуатации автомобиль выглядит старым и не радует глаз. Салон пачкается даже у аккуратных водителей. Сиденья и обшивки никак не защитить от пыли летом и грязи с ботинок зимой: они оседают на поверхностях и забиваются в щели.

Детейлинг позволяет устранить следы эксплуатации и приблизить внешний вид и интерьер машины к идеалу. Так, если нанести защитные покрытия для кузова и салона, новое авто будет меньше пачкаться. Многие делают это периодически, например раз в год, в результате чего автомобиль еще долгое время выглядит как новый. Можно сделать детейлинг перед продажей: красивую и ухоженную машину купят гораздо быстрее. Но не факт, что детейлинг окупится.

Главная задача хорошего мастера по детейлингу — не замаскировать, а удалить все загрязнения и дефекты с минимальными последствиями для автомобиля. В детейлинге нет смысла, если к машине относятся утилитарно: вы не поймете, за что заплатили. Это справедливо и для очень неухоженных автомобилей: полировка и покрытия не помогут, если кузов давно пора перекрашивать.

Как полируют кузов

Большинство мелких царапин остается на лаке автомобиля, а когда их очень много, кузов становится матовым. При полировке мастер с помощью специальной машинки и полировального круга может устранить повреждения лака и сделать его гладким. Кузов снова будет блестеть, как у новой машины. Эту работу можно сделать качественно только хорошими инструментами и материалами. Есть риск ошибиться и испортить покрытие — тогда деталь придется перекрашивать.

Полировка может быть легкой и глубокой, абразивной. Легкая подходит для относительно новых автомобилей без сильных повреждений, при ней снимают минимум лака. Глубокую полировку делают, если легкой недостаточно, однако такую обработку можно провести не более двух-трех раз: после этого останется совсем тонкий слой лака. Он царапается быстрее, в итоге автомобиль придется перекрашивать. Для разных видов полировки используют разные полировальные круги и пасты.

Нельзя связать состояние лака с километрами пробега или возрастом машины. Можно за несколько месяцев испортить лак на абсолютно новом автомобиле или три года мыть машину в хорошем месте и отлично сохранить кузов.

Стоимость легкой полировки для маленького автомобиля или среднеразмерного седана — 10 000 Р , глубокой — 15 000 Р . Если нужно поработать над кроссовером, попросят на 30% больше, над большим внедорожником — на 50%. Чем хуже состояние лака, тем больше времени потребуется мастеру. Легкую полировку для небольшой машины можно сделать за день, глубокую для внедорожника — за три дня.

Какими составами покрывают кузов

Красоту и блеск кузова хочется сохранить как можно дольше. Особенно это актуально после полировки. Наносить составы можно не только на окрашенные детали, но и на стекла, и на колесные диски. Есть несколько видов покрытий.

Воск — самое простое покрытие с минимальным ресурсом. Его свойств хватит примерно на месяц или три-четыре правильные мойки. Он добавляет блеск и помогает отталкивать грязь, машина дольше остается чистой и проще отмывается.

Воск может быть натуральным или синтетическим. Натуральные, более дорогие составы делают на основе кокосового, пальмового масла или пчелиного воска. Синтетический воск лишь немного уступает в свойствах, но стоит меньше.

Возможны также комбинации — детейлеры называют это «восковой пирог»: первый воск добавляет блеск, второй придает более насыщенный цвет, а третий защищает первые два — так покрытие прослужит дольше, обычно до трех месяцев.

Полимерный консервант, он же силант (англ. seelant — герметик). По свойствам такие составы схожи с восками. Их намного проще наносить, обычно их продают во флаконе с распылителем. Перед нанесением таких консервантов кузов желательно отполировать — так состав будет работать дольше. А еще это хороший и бюджетный вариант для новой машины, помогает надолго сохранить блеск.

Керамика — наноскопическое защитное покрытие, размер частиц не более 100 нанометров. Его наносят жидким и ждут, когда оно затвердеет. Обычно состоит из диоксида кремния, который выделяют из песка. Иногда в составе есть диоксид титана как дополнительный отвердитель.

Керамический состав создает гидрофобное покрытие. Вода и грязь не задерживаются на кузове, автомобиль легче и лучше отмывается. Если не мыть машину на плохих мойках с дешевыми щелочными шампунями и не обезжиривать кузов уайт-спиритом, керамика сохраняется на кузове около года. На срок жизни покрытия сильно влияют климат и дорожные реагенты, а также характер эксплуатации автомобиля. В южном регионе такое покрытие продержится долго, в Санкт-Петербурге — чуть ли не в два раза меньше.

За покрытие воском одного типа возьмут от 1500 Р , силантом — от 3000 Р . Стоимость керамического покрытия зависит от производителя химии и количества слоев и начинается от 12 000 Р .

Как ухаживают за салоном

Сиденья автомобиля пачкаются, даже если это не очень заметно. Грязь накапливается медленно, и понять, что сиденья все-таки грязные, можно только после чистки. В велюровых ковриках и обивке пола скапливается много песка.

С помощью специальных щеток и бережной химии для разных видов покрытий можно удалить почти любые загрязнения. Труднодоступные места очищают с помощью кисточек: они хорошо удаляют грязь из щелей.

Чтобы качественно убрать салон, его иногда приходится разбирать: снимать сиденья или пластиковые накладки. После чистки сиденья обрабатывают специальными составами, так кожаной обивке возвращают естественную влажность и она становится мягче. Некоторые мастерские предлагают услуги по окраске кожи и восстановлению пластика. Даже салон с сильными повреждениями можно хорошо обновить.

Чем грязнее салон, тем дороже его отчистить. Химчистка компактного хэтчбэка с обычным уровнем загрязнения обойдется в 8000—12 000 Р , а чистка салона джипа, в котором возили огромную собаку, — в 20 000 Р и более. Если за салоном давно не ухаживали и его придется разбирать, могут попросить доплату в несколько тысяч. В зависимости от размеров автомобиля и степени загрязнений это занимает два-три дня.

Как ухаживают за колесами

Со временем на колесах скапливается тормозная пыль, дорожная грязь и крошечная металлическая стружка с тормозного диска. Все это может разъесть покрытие колес, на поверхности появятся мелкие повреждения.

Существует несколько видов колесных очистителей и средств по уходу за резиной. В основном используют индикаторные очистители: они меняют свой цвет при взаимодействии с мелкими частицами металла в колодочной пыли. У средств для очистки дисков разная кислотность, а значит, разные свойства. Нельзя хорошо отмыть колеса каким-то одним средством.

Не видел, чтобы кто-нибудь приехал в сервис исключительно ради того, чтобы просто почистить диски. Как правило, это дополнительная строчка в заказ-наряде к комплексным работам по кузову. Обычно в студиях детейлинга берут от 1500 Р за каждый диск.

Бережная очистка колесных дисков невозможна только с помощью губки, для труднодоступных мест используют специальные щетки и кисточки — ими невозможно повредить диск. Фото: Aleksandr Kondratov / Shutterstock

Как очищают ходовую часть и двигатель

Грязь и влага скапливаются везде — это одна из причин, почему машина начинает ржаветь. После зимы с подвески автомобиля желательно смыть дорожные реагенты. Это поможет сохранить краску на ходовой части и антигравийное покрытие днища.

Сэкономить на сервисе позволит и регулярная мойка ходовой части. Менее ржавые болты будет проще открутить, они не обломаются, механикам не придется пилить их болгаркой, а владельцу машины — переплачивать за слесарные работы.

Мойка подкапотного пространства поможет избежать проблем с электрикой, ведь грязь — вероятная причина утечек тока. А еще у чистого двигателя лучше тепловой режим. При мойке двигателя есть риск повреждения электрических компонентов, например стартера и генератора. Квалифицированные детейлеры закрывают их пленкой перед тем, как мыть двигатель. Нередко подкапотное пространство обрабатывают специальным диэлектрическим составом.

За чистку подкапотного пространства берут 3000—7000 Р , машину лучше оставить на целый день. Уход за ходовой частью и колесными нишами обойдется примерно в 8000—12 000 Р .

Чистое подкапотное пространство — это в первую очередь профилактика неисправностей и только потом эстетика. Фото: BigTunaOnline / Shutterstock

Материалы и инструменты для детейлинга

Инструменты и средства для работы над экстерьером:

  1. Аппарат высокого давления, такие есть на всех автомойках.
  2. Специальное ведро со вставкой для контактной мойки — сепаратором. Так специалист не зачерпнет губкой песок со дна ведра. Для мойки кузова могут использовать два ведра.
  3. Варежки для контактной мойки, в них удобнее повторять все изгибы кузова и меньше риск поцарапать лак.
  4. Глина для очистки кузова. Она устраняет въевшиеся в лак загрязнения, бывает нескольких видов, и обычно ее используют перед полировкой.
  5. Специальные кисточки и щетки применяют, чтобы особенно хорошо помыть диски, решетки радиаторов и детали сложной формы.
  6. Полировальная машина. Ею полируют кузов, есть разновидности машин по типу вращения круга: роторные, орбитальные и планетарные. Роторные полируют быстро, но могут легко повредить поверхность. Орбитальные работают медленнее и более безопасны. Планетарные совмещают в себе преимущества и тех и других, их недостаток — высокая стоимость.
  7. Особое, очень яркое и разнообразное освещение. Качество полировки сложно оценить при обычном свете, в хороших детейлинг-студиях есть специальные «фонари детейлера» с линзой и мощным светодиодом.
  8. Различные профессиональные средства для очистки и защиты экстерьера автомобиля. Их очень много, они очень разнообразны. Это шампуни с разным pH — щелочные и кислотные очистители, осушители, консерванты, полировальные пасты, воски и полимерные составы. Чем больше pH шампуня, тем лучше он отмывает автомобиль: хорошо работает состав с pH от 12 и выше. При этом велик шанс повредить пластик, хром и смыть защитное покрытие. Шампуни с низким pH более безопасны, но хуже отмывают. Правильно применять все специальные средства может только обученный и опытный мастер, новичок в таком разнообразии потеряется.

Инструменты для работы над интерьером:

  1. Моющий пылесос. Им удаляют основные загрязнения в салоне автомобиля и собирают грязь после чистки торнадором.
  2. Торнадор или его аналог помогает избавиться от песка в велюровых ковриках. Такие аппараты выбивают грязь сильным закрученным потоком воздуха. Иногда используют парогенераторы, они отлично расщепляют грязь.
  3. Множество специальных средств, которые позволяют очистить интерьер из любых материалов и даже убрать прилипшую жвачку. Для ухода за пластиком, тканью и кожей применяют разные средства. Важно знать их концентрации, иначе поверхность легко испортить.

Для качественной химчистки простого Фольксвагена Поло можно использовать более пяти видов химии, моющий пылесос и торнадор. Источник: ютуб-канал Detail Auto Care

Как выбрать детейлинг-студию

Из-за популярности и высокой стоимости детейлинга на этом рынке много дилетантов. Хороший детейлер — перфекционист, он получает удовольствие от результата своей работы. Отличить профессионалов от бракоделов можно по некоторым косвенным признакам.

Детейлинг любит чистоту. Если машину полируют рядом с подъемником, на котором меняют колодки, — это плохой детейлинг. Помещение должно быть очень чистым, с большим количеством правильного света.

Детейлинг — работа для профессионалов. Хороший мастер не может быть многопрофильным: он не будет тонировать стекла или перебирать фары. Стоит обращаться к тем, кто занимается только детейлингом и ничем больше.

Детейлинг требует определенного фанатизма. Хороший детейлер может часами рассказывать о разной химии и особенностях полировки японских и немецких машин. Если перед полировкой вам не могут сказать, чем отличается лак Тойоты от лака БМВ, поищите других специалистов.

Детейлингом можно хвастаться. Обязательно попросите показать вам фото работ, которыми специалист гордится. Идеальный вариант — осмотреть готовый к выдаче автомобиль другого клиента. Совершенно не важно, что это машина другого класса или список работ слегка отличается. Если что-то смущает или не нравится — говорите об этом. Сомневаетесь в качестве — ищите другую мастерскую.

Детейлинг — это про доверие. Пара отзывов ваших знакомых и внешний вид их автомобилей скажут намного больше, чем красивый профиль мастера в социальных сетях. Многие начинающие мастера воруют фотографии чужих работ и выдают за свои.

Детейлинг — это долго. Нельзя за сутки отполировать большой джип, покрыть его керамикой и отдать клиенту. Если вам обещают сделать химчистку за пару часов или полировку за одну ночь — ищите другой детейлинг.


В сооб­ще­стве авто­де­тей­ле­ров, осве­ще­ние для кор­рек­ции крас­ки и про­вер­ки поверх­но­сти явля­ет­ся пред­ме­том дис­кус­сий. Эта тема очень важ­на, так как име­ет реша­ю­щее зна­че­ние для каж­до­го эта­па про­цес­са поли­ров­ки и дру­гих про­цес­сов улуч­ше­ния лако­кра­соч­но­го покры­тия. От исполь­зо­ва­ния пра­виль­но­го осве­ще­ния будет зави­сеть каче­ство конеч­но­го резуль­та­та детей­лин­га авто­мо­би­ля. В этой ста­тье мы рас­смот­рим тео­рию и харак­те­ри­сти­ки све­та, типы осве­ще­ния, исполь­зу­е­мо­го для авто­мо­биль­но­го детей­лин­га. Раз­бе­рём­ся в раз­ных вари­а­ци­ях ламп и све­тиль­ни­ков, когда их луч­ше применять.

Как «работает» свет

Что­бы по-насто­я­ще­му понять свет и осве­ще­ние для кор­рек­ции крас­ки, необ­хо­ди­мо базо­вое пони­ма­ние неко­то­рой науч­ной тер­ми­но­ло­гии оптики.

Свет — види­мый спектр элек­тро­маг­нит­но­го излу­че­ния, обна­ру­жи­ва­е­мый чело­ве­че­ским гла­зом. Луч­шим при­ме­ром явля­ет­ся самый обиль­ный источ­ник све­та на Зем­ле: сол­неч­ный свет.

Очень малая часть све­та атмо­сфе­ры содер­жит дли­ны волн, види­мые чело­ве­че­ско­му гла­зу. Груп­пы фио­ле­то­во­го, сине­го, зеле­но­го, жел­то­го, оран­же­во­го и крас­но­го состав­ля­ют види­мый спектр. Люди хоро­шо зна­ко­мы со спек­траль­ны­ми цве­та­ми. Это боль­шин­ство цве­тов, кото­рые состав­ля­ют радугу.

Свет ведет себя как вол­на. Дли­на вол­ны све­та опре­де­ля­ет его цвет.

Белый свет

Белый свет соче­та­ет в себе все цве­та, состав­ля­ю­щие види­мый спектр для чело­ве­че­ско­го гла­за. Поэто­му он, есте­ствен­но, кажет­ся “самым ярким” и, сле­до­ва­тель­но, чистей­шей дли­ной вол­ны све­та. По этой при­чине белый свет луч­ше все­го под­хо­дит для истин­но­го осве­ще­ния любо­го объ­ек­та, в том чис­ле и для кор­рек­ции красок.

Харак­те­ри­сти­ки света

Рас­смот­рим основ­ные изме­ря­е­мые каче­ства све­та, кото­рые тре­бу­ют опре­де­ле­ния, что­бы понять исполь­зо­ва­ние осве­ще­ния в детейлинге.

  • Люмен (Lumen) — коли­че­ство види­мо­го све­та, излу­ча­е­мо­го еди­нич­ным источ­ни­ком. В основ­ном люмен изме­ря­ет отно­си­тель­ную интен­сив­ность (уро­вень ярко­сти) све­та от источника.
  • Тем­пе­ра­ту­ра цве­та — вос­при­ни­ма­е­мый цвет источ­ни­ка све­та, изме­рен­ный по шка­ле Кель­ви­на. К ним отно­сит­ся широ­кий спектр цве­тов от насы­щен­но­го крас­но­го до оран­же­во­го, до жел­то­го, до бело­го и ярко-сине­го. Цве­то­вые зна­че­ния, ниже тем­пе­ра­ту­ры Кель­ви­на, счи­та­ют­ся “теп­лы­ми”, содер­жа­щи­ми от оран­же­во­го до крас­но­го све­та. Более высо­кие зна­че­ния цве­тов при цве­то­вой тем­пе­ра­ту­ре счи­та­ют­ся “холод­ны­ми”, содер­жа­щи­ми боль­ше сине­го света.
  • Днев­ной свет — стан­дарт, кото­рый люди счи­та­ют “нор­маль­ным днев­ным све­том” — это сере­ди­на дня, когда солн­це нахо­дит­ся на сво­ём пике в небе. Этот свет име­ет тем­пе­ра­ту­ру ~ 5578K , кото­рая нахо­дит­ся слег­ка в «про­хлад­ном» диа­па­зоне (белый/ слег­ка голубоватый).

Пока­за­тель каче­ства све­та — индекс CRI

Индекс цве­то­пе­ре­да­чи (Colour Rendering Index — CRI ) — изме­ря­ет спо­соб­ность источ­ни­ка све­та точ­но вос­про­из­во­дить цве­та осве­ща­е­мо­го объ­ек­та. Индекс цве­то­пе­ре­да­чи лам­пы — это, по сути, изме­ре­ние того, насколь­ко хоро­шо она пока­зы­ва­ет цвет объ­ек­та. Мак­си­маль­но воз­мож­ный CRI — 100. Это зна­че­ние пред­став­ля­ет индекс цве­то­пе­ре­да­чи при днев­ном све­те в пол­день. Зна­че­ния CRI , кото­рые состав­ля­ют 90 и выше, счи­та­ют­ся отлич­ны­ми, в то вре­мя как бал­лы ниже 80 обыч­но счи­та­ют­ся пло­хи­ми. Чем выше CRI , тем более точ­ным будет цвет. При низ­ком CRI цве­та будут иметь дру­гой отте­нок по срав­не­нию с их реаль­ным цветом.

Воз­ни­ка­ет пута­ни­ца в отно­ше­нии раз­ни­цы меж­ду индек­сом цве­то­пе­ре­да­чи и цве­то­вой температурой.

Важ­но отме­тить, что CRI не зави­сит от цве­то­вой тем­пе­ра­ту­ры. Вы не може­те судить о CRI источ­ни­ка све­та, про­сто гля­дя на цвет све­та. CRI вли­я­ет на цвет объ­ек­та, кото­рый мы вос­при­ни­ма­ем, в то вре­мя как цве­то­вая тем­пе­ра­ту­ра — это цвет излу­ча­е­мо­го све­та. Это совер­шен­но раз­ные пара­мет­ры, опи­сы­ва­ю­щие при­ро­ду источ­ни­ка све­та. Один и тот же цвет све­та может иметь раз­ный спек­траль­ный состав. CRI ско­рее, зави­сит от спек­тра све­та, кото­рый излу­ча­ет лампа.

Глав­ный смысл в том, что при выбо­ре ламп, кото­рые будут осве­щать рабо­чую область, где будет под­би­рать­ся цвет и под­кра­ши­вать­ся дефек­ты ЛКП, луч­ше выби­рать лам­пы с индек­сом цве­то­пе­ре­да­чи ( CRI ) боль­ше­го зна­че­ния. Это пока­за­тель того, насколь­ко хоро­шо лам­па может точ­но пере­дать пол­ный спектр цве­тов. Одна­ко, высо­кий CRI не обя­за­тель­но озна­ча­ет, что на лако­кра­соч­ных покры­ти­ях будет вид­но боль­ше дефек­тов. На это вли­я­ет яркость и тем­пе­ра­ту­ра света.

Люми­нес­цент­ные лам­пы боль­шин­ства гара­жей и мастер­ских име­ют CRI око­ло 50. Све­то­ди­о­ды име­ют CRI око­ло 80 и больше.

Влияние правильного освещения на качество автодетейлинга

Выбор пра­виль­ной цве­то­вой тем­пе­ра­ту­ры явля­ет­ся очень важ­ным для осве­ще­ния при кор­рек­ции крас­ки. Это вли­я­ет на:

  1. Точ­ное отоб­ра­же­ние истин­но­го цве­та краски.
  2. Опти­маль­ное отоб­ра­же­ние состо­я­ния лако­кра­соч­но­го покры­тия. Что при­во­дит к пра­виль­ной оцен­ке и выбо­ру пра­виль­ных мате­ри­а­лов для кор­рек­ции ЛКП.

Эти две пере­мен­ные осве­ще­ния не все­гда исклю­чи­тель­но свя­за­ны меж­ду собой. Одна­ко при обсуж­де­нии цве­то­вой тем­пе­ра­ту­ры све­та ~ 4500K или ниже они вли­я­ют друг на друга.

Какая тем­пе­ра­ту­ра све­та луч­ше все­го под­хо­дит для осве­ще­ния при кор­рек­ции краски?

Опти­маль­ное осве­ще­ние для кор­рек­ции крас­ки может отли­чать­ся от авто­мо­би­ля к авто­мо­би­лю, в зави­си­мо­сти от его цве­та и состо­я­ния лако­кра­соч­но­го покрытия.

Свет при 5000K опти­ма­лен для отоб­ра­же­ния истин­но­го цве­та крас­ки и её дефек­тов, так как он наи­бо­лее бли­зок к “чисто­му бело­му”. Свет при 6500К может луч­ше пока­зать состо­я­ние поверх­но­сти и дефек­ты крас­ки. Одна­ко, в конеч­ном счё­те, это будет зави­сеть от цве­та крас­ки. Такой свет может быть слиш­ком ярким и «залить» неко­то­рые цара­пи­ны. Не все­гда боль­ше све­та зна­чит лучше.

Чем даль­ше источ­ник све­та откло­ня­ет­ся от чисто бело­го, тем менее точ­но он будет отоб­ра­жать поверх­ность, отбра­сы­вая «тёп­лые» тона.

Тем­пе­ра­ту­ра све­та раз­ных типов ламп

  • Све­то­ди­од­ный свет ( 5000K-6500K ) бли­зок к опти­маль­но­му для отоб­ра­же­ния истин­но­го цве­та и дефек­тов на поверх­но­сти автомобиля.
  • Гало­ген­ный свет рабо­та­ет при 2700°K, име­ет оран­же­вый отте­нок и мас­ки­ру­ет неко­то­рые несо­вер­шен­ства. Поэто­му он явля­ет­ся одним из наи­худ­ших для обес­пе­че­ния отоб­ра­же­ния истин­но­го цве­та лако­кра­соч­но­го покры­тия и неко­то­рых дефек­тов. Яркость же гало­ге­на может быть очень высокой.
  • Люми­нес­цент­ные лам­пы рабо­та­ют в диа­па­зоне 2700К-4200K, могут иметь раз­ный цве­то­вой оттенок.


Вли­я­ние сме­шан­ных источ­ни­ков све­та на отоб­ра­же­ние состо­я­ния лако­кра­соч­но­го покрытия

В ком­на­те со сме­шан­ны­ми источ­ни­ка­ми све­та, то есть све­тиль­ни­ка­ми с раз­лич­ной цве­то­вой тем­пе­ра­ту­рой и интен­сив­но­стью, побеж­да­ет ярчай­ший свет.

Поэто­му интен­сив­ность осве­ще­ния ЛКП долж­на быть боль­ше, чем любое окру­жа­ю­щее освещение.

Кор­рек­ци­он­ные лам­пы пока­зы­ва­ют истин­ный цвет крас­ки и усло­вия поверх­но­сти толь­ко в том слу­чае, если все окру­жа­ю­щие зна­че­ния осве­щён­но­сти мень­ше, чем свет коррекции.

Какие лам­пы, для каких дефек­тов ЛКП луч­ше подходят?

Каж­дый тип све­та отли­ча­ет­ся, и поэто­му вли­я­ет на то, что вы може­те видеть на лако­кра­соч­ном покры­тии. Раз­ные лам­пы пока­зы­ва­ют раз­ные дефекты.

  • Све­то­ди­од­ное осве­ще­ние в днев­ной цве­то­вой тем­пе­ра­ту­ре ( 5000K ) наи­бо­лее точ­но отоб­ра­жа­ет цвет и состо­я­ние поверх­но­сти, поэто­му явля­ет­ся источ­ни­ком све­та, кото­рый исполь­зу­ет­ся наи­бо­лее часто при кор­рек­ции крас­ки. Для обна­ру­же­ния слу­чай­ных, вих­ре­вых цара­пин и мик­ро­ца­ра­пин рас­се­ян­ные све­то­ди­од­ные лам­пы рабо­та­ют луч­ше все­го. Их мож­но исполь­зо­вать для обще­го осве­ще­ния, уста­нав­ли­вая на сте­нах и потол­ке. Так­же это могут быть бес­про­вод­ные све­тиль­ни­ки на шта­ти­вах. Мож­но исполь­зо­вать руч­ные све­то­ди­од­ные фона­ри с изме­ня­е­мым фоку­сом све­та, кото­рый мож­но менять с очень узко­го на очень широ­кий. В неко­то­рых слу­ча­ях, очень широ­кий фокус может быть полез­ным в опре­де­ле­нии лёг­кой «дым­ки».


  • Под све­том люми­нес­цент­ных ламп вид­ны круп­ные цара­пи­ны, цара­пи­ны уме­рен­но­го раз­ме­ра, но могут быть не замет­ны голо­грам­мы (мик­ро­ца­ра­пи­ны). В целом, крас­ка выгля­дит луч­ше, чем на самом деле. Они хоро­шо рабо­та­ют для обще­го осве­ще­ния, но име­ют тен­ден­цию быть слиш­ком рас­се­ян­ны­ми, что­бы адек­ват­но пока­зать все дефек­ты крас­ки. Люми­нес­цент­ные лам­пы явля­ют­ся нена­прав­лен­ны­ми, что озна­ча­ет, что они излу­ча­ют свет на 360 гра­ду­сов. Боль­шая часть све­та тра­тит­ся впустую.


  • Гало­ген­ные лам­пы могут осве­тить основ­ные дефек­ты крас­ки и даже выявить голо­грам­мы, но пло­хо пере­да­ют реаль­ный отте­нок цве­та. Они очень рас­про­стра­не­ны в авто­де­тей­лин­ге, пото­му что дешё­вые и яркие. Самый боль­шой их недо­ста­ток в том, что они силь­но нагре­ва­ют­ся. Сидеть рядом с несколь­ки­ми гало­ген­ны­ми лам­па­ми мощ­но­стью 1000 Вт в тече­ние 6–8 часов доста­точ­но, что­бы воз­не­на­ви­деть рабо­ту, кото­рой Вы зани­ма­е­тесь. Более «тёп­лая» цве­то­вая тем­пе­ра­ту­ра этих ламп затруд­ня­ет обна­ру­же­ние дефек­тов на ярких цве­тах крас­ки, таких как крас­ный и синий, поэто­му при­хо­дит­ся два­жды про­ве­рять всё с помо­щью дру­го­го источ­ни­ка све­та. Обыч­но они уста­нав­ли­ва­ют­ся в виде одной или двух ламп на шта­ти­вах, для удоб­ства пози­ци­о­ни­ро­ва­ния рядом с обра­ба­ты­ва­е­мой панелью.


Осве­ще­ние для авто­мо­би­лей тём­но­го и свет­ло­го цветов

Для авто­мо­би­лей тём­но­го цве­та мно­гие детей­ле­ры исполь­зу­ют лам­пы в диа­па­зоне 5000К-6500К, в то вре­мя как для авто­мо­би­лей свет­ло­го цве­та может пона­до­бить­ся все­го 3000К-4500К. Если осве­ще­ние слиш­ком яркое, оно может «залить» све­том мел­кие дета­ли, осо­бен­но на свет­лых авто­мо­би­лях. Суще­ству­ют све­то­ди­од­ные лам­пы и све­тиль­ни­ки, кото­рые дают воз­мож­ность пере­клю­чать свет меж­ду 4500К для свет­лых авто­мо­би­лей и 6500К для тёмных.

Неко­то­рые мик­ро­ско­пи­че­ские дефек­ты на свет­лых «метал­ли­ках» мож­но най­ти толь­ко со све­то­ди­од­ным освещением.

Типы освещения для детейлинга автомобилей

В целом, у вас есть несколь­ко вари­ан­тов: общее осве­ще­ние поме­ще­ния, локаль­ное осве­ще­ние (на стой­ках), пор­та­тив­ные руч­ные фона­ри, фона­ри для креп­ле­ния на голо­ву, а так­же спе­ци­аль­ные руч­ные све­тиль­ни­ки для детей­лин­га. Для боль­шин­ства людей пара све­тиль­ни­ков на шта­ти­ве — это всё, что нуж­но, что­бы начать полировать.

Луч­шее осве­ще­ние для детей­лин­га ваше­го авто­мо­би­ля — это сочетание:

  • Для обще­го осве­ще­ния (на потол­ке и сте­нах) исполь­зу­ют­ся либо све­то­ди­од­ные, либо люми­нес­цент­ные лам­пы. Луч­ше уста­нав­ли­вать боль­ше све­тиль­ни­ков мень­шей выход­ной мощ­но­сти, а не мень­ше с боль­шей мощ­но­стью. Так Вы полу­чи­те луч­шую равномерность.


  • Для луч­ше­го осве­ще­ния общей рабо­чей зоны при­ме­ня­ют­ся руч­ные фона­ри или све­тиль­ни­ки на шта­ти­ве. Осве­ще­ние на регу­ли­ру­е­мом шта­ти­ве спо­соб­но осве­тить как бока кузо­ва, так и кры­шу, капот, багаж­ник. Мож­но уста­но­вить бес­про­вод­ные фона­ри, что­бы не спо­ты­кать­ся о шну­ры. Дан­ное осве­ще­ние явля­ет­ся основ­ной для любо­го типа мастер­ской детейлинга.


  • Све­тиль­ник для цве­то­кор­рек­ции и инспек­ции ЛКП (Color Correction Inspection Light). Поз­во­ля­ет маля­рам и детей­ле­рам точ­но подо­брать любой цвет крас­ки для локаль­но­го ремон­та. Име­ет настрой­ки ярко­сти, что поз­во­ля­ет видеть крас­ку при раз­лич­ных типах освещения.
  • Малень­кий фонарь для поис­ка цара­пин, кото­рые не уда­лось най­ти, исполь­зуя любой дру­гой тип осве­ще­ния. Смысл не в том, что­бы непо­сред­ствен­но осве­щать вашу рабо­чую зону. Вме­сто это­го, Вы дер­жи­те его под углом, что­бы он осве­щал любые недо­стат­ки, кото­рые были про­пу­ще­ны на поверх­но­сти крас­ки. Быва­ют фона­ри с настрой­кой, кото­рые могут све­тить раз­лич­ным све­том (с тем­пе­ра­ту­рой све­та от 2500К до 6500К).


  • Фона­рик для креп­ле­ния на голо­ву. Не каж­до­му подой­дёт дан­ный вари­ант осве­ще­ния, одна­ко мно­гие про­фи исполь­зу­ют его. При сво­бод­ных руках мож­но будет уби­рать­ся в салоне, и очи­щать под­ка­пот­ное пространство.
  • Для детей­лин­га инте­рье­ров и убор­ки мотор­ных отсе­ков, све­тиль­ни­ки, кото­рые мож­но пове­сить на крючок.

Не всем необ­хо­ди­мо всё, что есть в спис­ке. По мере того, как вы всё более серьез­но отно­си­тесь к детей­лин­гу сво­е­го авто­мо­би­ля, вы обна­ру­жи­те, что нуж­да­е­тесь в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном освещении.

Реко­мен­ду­ет­ся начать с ярко­го верх­не­го осве­ще­ния, а затем добав­лять раз­лич­ные све­тиль­ни­ки по мере необходимости.

Сколько люменов нужно для освещения гаража?

Общую яркость осве­ще­ния в гара­же опре­де­ля­ет коли­че­ство люме­нов, излу­ча­е­мых ваши­ми светильниками.

Сколь­ко люмен необ­хо­ди­мо для гараж­но­го осве­ще­ния? В соот­вет­ствии с реко­мен­да­ци­я­ми Обще­ства инже­не­ров по осве­ще­нию (The Illuminating Engineering Society — IES ) реко­мен­ду­ет­ся как мини­мум 50 люмен на квад­рат­ный фут (30 см) пло­ща­ди. Таким обра­зом, сред­ний све­то­вой поток в гара­же на одну маши­ну дол­жен состав­лять мини­мум 13 200 люмен, а в гара­же на две маши­ны — 20 000 люмен. Для детей­лин­га мож­но уве­ли­чить мини­маль­ную яркость до 100 люме­нов на квад­рат­ный фут и даже боль­ше. Это устра­нит все тени в детейлинг-студии.

Читайте также: