Как называется выступ под окном снаружи дома

Обновлено: 24.04.2024

Рискнем предположить, что большинство горожан не отказались бы жить в квартире с эркером. А большинство частных застройщиков если и не сделали его в своем доме, то, во всяком случае, задумывались над этим. Поговорим о том, какова история этого архитектурного элемента, есть ли в нем практический смысл и почему остекленный балкон и эркер — не одно и то же

В России эркер появился как элемент архитектуры позднего классицизма. Считается, что впервые он был использован архитектором Павлом Петровичем Жако в 1837 году при строительстве собственного четырехэтажного доходного дома на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка в Петербурге. В Западной Европе же эркер известен со времен Средневековья — так называли цилиндрические или многогранные оборонительные выступы на крепостных стенах и башнях замков, через амбразуры в которых лучники стреляли в штурмующих цитадель противников. Недаром немецкое слово erker, означающее «выступ», восходит к латинскому arcora — «дуга», «лук».

Было у эркера и еще одно, «мирное» назначение. Выступ с отверстием в полу, нависающий над канавой, прорытой вдоль фасада, служил в те времена отхожим местом. Подобные «нужники в виде эркера или трубы в стене» жилых башен в средневековых крепостях упоминаются, например, в книге «Эльзас и Страсбург» из серии «Памятники всемирного наследия» (Е. Н. Грицак, 2007).

Современная архитектура определяет эркеры как остекленные вертикальные объемы, выступающие за плоскость фасада, которые являются частью помещения и призваны увеличить его площадь, улучшить освещенность, а также расширить сектор обзора. Кстати, слово erker имеет и другой перевод — «фонарь». Действительно, такие выступы на стене, с окнами по всем сторонам, при включенном свете очень напоминают большие фонари. И в России, на заре появления эркеров, за ними закрепилось именно это название. К примеру, в рассказе «Башка» у Д. Н. Мамина-Сибиряка читаем: «Налево был подъезд со стеклянным фонарем; в этом фонаре, защищенная от ветра и снега, стояла сама Анфиса Парфеновна» (1884). А вот еще из современной публикации «Пушкинские места в Торжке»: «Здесь, на Ямской улице (ныне улица Дзержинского), останавливались многие русские писатели. Пушкин обычно занимал комнату, находившуюся на втором этаже в правом крыле дома. Окно комнаты с фонарем-эркером выходило на площадь, и поэт мог наблюдать за жизнью бойкого купеческого города».


Ночь, улица, фонарь…

Не следует путать эркер, который когда-то называли фонарем, с так называемым окном-фонарем. Такое окно имеет не плоскостную, а объемную конструкцию рамы, с выносом наружу, створки в которой (три или более) расположены под углом друг к другу. В сравнении с обычным, окно-фонарь дает больший обзор и обеспечивает лучшую инсоляцию помещения, но в отличие от эркера не добавляет дому полезной площади. Подобные окна оживляют фасад и смотрятся очень оригинально, но из-за необходимости принимать особые меры по теплоизоляции «фонарей» у нас их можно встретить нечасто, а вот в европейских странах с мягким климатом они широко распространены.

Так называемый скат у окна со стороны улицы имеет простое и логичное название — водоотлив или просто — отлив. Закрепляется почти в самом конце установки окна. Устанавливается для того, чтобы вода не скапливалась в углублении между стеной и окном. Монтируется с наклоном.

Размеры, так называемых наружных подоконников, всегда индивидуальны. При оформлении заказа или при самостоятельной установке делаются четкие замеры, вплоть до миллиметров. При этом, под самим отливом укрепляется надёжное основание. Выяснив, как называется железный подоконник со стороны окна, постараемся раскрыть смысл установки и преимущественно из какого материала его изготавливают.

Необходимость установки водоотлива со стороны улицы

Многие думают, что отлив служит для того, чтобы по нему «барабанил» дождь всю ночь, для развлечения птичкам или просто для красоты. Очевидно, что это не так. Обязательно устанавливается на каждом окне, чтобы влага не попадала на стену дома и сами окна. Тем самым, спасая от образования сырости и плесени внутри помещений.

Как называется подоконник со стороны улицы - водоотлив

Самая главная задача — не дать попасть воде в так называемую щель между рамой и стеной. Однозначно, внешний подоконник просто необходим при установке окон.

Из какого материала делают водоотливы — какой долговечнее

Существует два основных вида подоконников со стороны улицы: железный и пластиковый. Каждый имеет свои достоинства и недостатки. Итак металлический и пластиковый:

1) Устойчивы к любой погоде;
2) Не требуют особых усилий по уходу;
3) Доступны по цене;
4) Бывают разных цветов;
5) Предоставляют возможность изготовить нужный размер.

Конечно, железные считаются прочнее, но зато отливы из пластика практически бесшумны. Металлические подоконники в среднем в два раза дороже. Как, в свою очередь, пластиковые очень сложно найти в продаже.

Существуют и другие виды водоотливов. Например, бывают из натурального камня, мрамора. Такие экземпляры обойдутся в круглую сумму. Кроме того, их очень сложно устанавливать, надежно закреплять у окна.



Отливом называется подоконник со стороны улицы. Он изготавливается из материалов, устойчивых к негативному воздействию атмосферных осадков и критическим температурам. Такими материалами являются в первую очередь алюминий

и
оцинкованная сталь
.

Окна, отлив которых изготовлен качественно и надежно, обладают более продолжительным сроком службы в силу своевременного их осушения.

Алюминиевые отливы

легки и безопасны, могут тонироваться
в различные цвета
, в тон фасаду и наружной стороне самого окна. Перед покраской они обезжириваются, а поверх краски наносится специальная монтажная пленка, обеспечивающая целостность покрытия при установке.

Оконные отливы из оцинкованной стали

покрываются
полимерным составом
. Кроме того, что они тяжелее алюминиевых, существенных отличий между этими типами отливов нет.

Так называемый скат у окна со стороны улицы имеет простое и логичное название — водоотлив или просто — отлив. Закрепляется почти в самом конце установки окна. Устанавливается для того, чтобы вода не скапливалась в углублении между стеной и окном. Монтируется с наклоном.

Размеры, так называемых наружных подоконников, всегда индивидуальны. При оформлении заказа или при самостоятельной установке делаются четкие замеры, вплоть до миллиметров. При этом, под самим отливом укрепляется надёжное основание. Выяснив, как называется железный подоконник со стороны окна, постараемся раскрыть смысл установки и преимущественно из какого материала его изготавливают.

Необходимость установки водоотлива со стороны улицы

Многие думают, что отлив служит для того, чтобы по нему «барабанил» дождь всю ночь, для развлечения птичкам или просто для красоты. Очевидно, что это не так. Обязательно устанавливается на каждом окне, чтобы влага не попадала на стену дома и сами окна. Тем самым, спасая от образования сырости и плесени внутри помещений.

Самая главная задача — не дать попасть воде в так называемую щель между рамой и стеной. Однозначно, внешний подоконник просто необходим при установке окон.

Из какого материала делают водоотливы — какой долговечнее

Существует два основных вида подоконников со стороны улицы: железный и пластиковый. Каждый имеет свои достоинства и недостатки. Итак металлический и пластиковый:

1) Устойчивы к любой погоде; 2) Не требуют особых усилий по уходу; 3) Доступны по цене; 4) Бывают разных цветов; 5) Предоставляют возможность изготовить нужный размер.

Конечно, железные считаются прочнее, но зато отливы из пластика практически бесшумны. Металлические подоконники в среднем в два раза дороже. Как, в свою очередь, пластиковые очень сложно найти в продаже.

Какие бывают отливы и для чего они вообще нужны


Для того, чтобы изготовить внешние подоконники , используют как обычные, всем привычные материалы – оцинкованный металл или пластик, так и нестандартные и более дорогие – полиэстер и титан. Чаще всего используют обыкновенный металл, который покрыт цинком для его защиты от гниения и ржавчины. Сверху такие отливы покрываются тонким слоем специальной эмали, которая придает подоконнику необходимый декоративный эффект.


Гораздо реже используются пластиковые варианты. Они имеют неоспоримый плюс в том, что гасят звуки попадания капель дождя. Однако пластик, который используется в подоконниках, не предназначен для условий улицы, и разрушающие факторы окружающей среды очень быстро портят его внешний вид и приводят в негодность.

Титановые отливы обладают повышенной прочностью и износостойкостью, но и стоят на порядок дороже вышеописанных вариантов. Все металлические отливы окрашиваются эмалью в необходимый цвет, защищая металл от пагубного воздействия окружающей среды.

Правильная установка позволит воде прямиком с окна попадать на поверхность откоса и под воздействием угла наклона, не затрагивая стену под окном, выливаться на землю. Уже после этого отлив применяется как элемент декорирования фасада, придавая неповторимый стиль окнам и стенам, завершая конструкцию.

Другие достоинства подоконников из пенопласта:

  • ✅ вес, не создающий дополнительную нагрузку на фасад;
  • ✅ широкий выбор по дизайну;
  • ✅ защитное покрытие, не требующее ремонта в процессе эксплуатации;
  • ✅ повышенная прочность, долговечность;
  • ✅ цена фасадныхподоконников
    из пенопласта гораздо ниже, чем у элементов из других материалов;
  • ✅ монтаж простой, быстрый и дешевый (не требуется профессиональный инструмент).

Защитный слой наносится в 2 слоя с просушкой, имеет мелкозернистую поверхность.

Подготовительные работы

Обычно отливы устанавливаются вместе с новыми металлопластиковыми окнами , тогда монтаж производится той же бригадой, и это включено уже в стоимость договора. Но необходимость установки может быть несколькими факторами, такими как замена старого, поврежденного отлива, установка металлического подоконника на ранее установленное окно (оно может быть как и деревянное, так и металлическое).


В любом случае, для самостоятельной установки внешнего отлива первым делом необходимо его изготовить или купить. Для покупки можно обратиться в специализированные магазины, если ваши размеры являются типичными.

Если же в не можете самостоятельно провести замеры или требуется изделие сложной формы, то лучше всего обратиться к специалистам, которые грамотно снимут необходимые замеры и учтут все нюансы по месту установки.

Непосредственно перед установкой потребуются:

    уже готовый и имеющийся в наличии отлив; перфоратор или ударная дрель; молоток и зубило, острый строительный нож; веник или мягкая щетка; наждачная бумага и ножовка по металлу; строительный уровень, пластиковые подкладки.

Пошаговая технология монтажа

Установка отлива выполняется после монтажа металлопластиковых окон , когда они уже постояли несколько дней, монтажные растворы и пена уже высохли. Все излишки смесей аккуратно удаляются острой отверткой или полотком с зубилом. Засохшая монтажная пена срезается острым ножом так, чтобы не было выступающих нюансов.

  1. По нормам отлив должен входить в боковые стены минимум на 2 сантиметра. Для этого тонкой отвёрткой или дрелью необходимо аккуратно выбить ровные отверстия на уровне будущей поверхности.
  2. Даже если изделие было выполнено строго по заданным техническим параметрам, может возникнуть ситуация, что где-то оно все равно не входит в пазы. Для этого необходимо устранить все мешающие погрешности с помощью инструмента. Желательно начинать со стены – аккуратно убрать весь строительный мусор с рабочей поверхности, сбить все выступы, пыль смести веником или щеткой. Подоконник можно подрезать или подтереть ножовкой по металлу или наждачной бумагой соответственно. Главное – не поцарапать поверхность, а весь оголившийся металл закрасить эмалью соответствующего оттенка.
  3. После того, как и поверхность, и отлив готовы, можно приступать непосредственно к монтажу. Стену, на которую будет крепиться отлив, нужно немного смочить водой. К влажной поверхности гораздо легче приклеивается монтажная пена – а именно она будет основным фиксирующим средством. Подоконник аккуратно вставляется в подготовленные пазы – по бокам это будут пробитые полосы, а со стороны окна – специально созданная для отлива ниша. Зазоры должны быть минимальными, подоконник не должен в них ходить ходуном, но и притираться не нужно, ведь это повредит эмалированную поверхность.


  1. Задается угол наклона – он должен быть направлен от стены, чтобы влага сливалась сразу на землю. Горизонтальный наклон замеряется с помощью строительного уровня. Наклон во все стороны регулируется пластиковыми пластинами, которые двигаются по рабочей поверхности в зависимости от необходимого результата. Наклон должен быть таким, чтобы выставленный подоконник можно было придавить обернутыми в тряпку кирпичами. Это позволит его надежно зафиксировать при расширении монтажной пены.
  2. После того, как отлив выставлен и закреплен, полость под ним тщательно заполняется монтажной пеной – это и приклеит откос, и обеспечит изоляцию оконного проема от влаги и сквозняков.
  3. После того, как отлив выстоится несколько дней, кирпичи снимаются, а все швы вокруг затираются и шпаклюются. После завершения всех работ отлив полностью готов к эксплуатации.

Внутренние подоконники и материалы, из которых они выполнены



Внутренние подоконники могут быть менее долговечными, чем наружные, но, безусловно, должны быть качественно изготовлены.
Каковы функции внутреннего подоконника? Он имеет целый ряд задач:

  • направляет поток теплого воздуха от радиатора в квартиру;
  • задерживает воду и грязь;
  • защищает стены от загрязнения и затопления во время мытья окон или полива цветов;
  • может служить в качестве декоративной полки (для цветов, книг и безделушек).

Подобно внешним подоконникам они могут быть изготовлены ​​из различных материалов. Интересно отметить, что окно без внутреннего подоконника не является ошибкой. Однако мы привыкли к такому решению, что даже не можем представить себе другого. Подоконники становятся полками, а иногда даже столешницами и сидениями. Они часто являются очень важным элементом дизайна интерьера.

Из какого материала могут быть изготовлены внутренние подоконники

Разделение внутренних подоконников по материалам, из которых они могут быть сделаны.

    Дерево и подоконники под дерево. Практически все виды клееной древесины, которые устойчивы к изменениям температуры и влажности. Как правило, имеют закругленные края, отделаны воском или лаком.


Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.


Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


Колоннада

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.


Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.


Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


Портал

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.


Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


Э́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Обломы

Обломы (мулюры, профили) — архитектурные элементы, расположенные по горизонтали на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах, базах колонн для усиления декора. Иногда обломы размещают также по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (на архивольтах арок) или ломаной линии (обрамления порталов, окон).

  • Вал в поперечном сечении представляет собой полуокружность или четверть окружности. А вогнутый профиль называется выкружкой. Подобными деталями декорируют базы и капители колонн.
  • Каблучок также состоит из выпуклой и вогнутой дуг. Прямой каблучок (выпуклая дуга наверху) используется в капителях, карнизах; а обратный каблучок (выпуклая дуга внизу) — в базах колонн, цоколях.
  • Полка — горизонтальный, прямоугольный в сечении выступ в базе колонны, карнизе и т.д.. Иногда полку используют для защиты от осадков.

Оконница

Оконница — оконный переплет, в который вставляют куски слюды или стекла, связанные свинцовыми скрепами (например, в виде металлической решетки). Боковая поверхность оконного проема называется откос, щека или плечики. При этом щеками называют параллельные откосы бойниц или узких окон. А плечиками — трапециевидные откосы, расходящиеся внутри помещения (в такое окно можно просунуть только голову, хотя в проеме стены поместятся и плечи). Обычно оконный или дверной проем обрамляет наличник в виде накладных фигурных планок. Функционально он прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.

Обычно окна имеют прямоугольную форму. Но, например, в готических и романских постройках нередко делают круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка (роза). А в эпоху барокко появились овальные окна — «бычий глаз». Двойное окно с колонкой посередине и двумя арочками наверху, объединенными одной общей аркой или треугольным фронтоном называется венецианским. А арочное окно, разделенное вертикальными перемычками на три части — итальянским.

Нередко можно увидеть мансардное окно в скате крыши или куполе (люкарну). Его рама обычно стоит в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает ее. Люкарну используют не только для освещения, но и как часть декора.

А в утилитарный целях к домам пристраивают неотапливаемое застекленное с 2-3 сторон помещение — веранду. В отличие от террасы, веранда всегда остеклена.

П — Портик

Портик

Портик — ряд колонн перед фасадом здания под одним антаблементом и фронтоном (или только антаблементом). Открытый с одной стороны, с противоположной стороны портик ограничен стеной. Обычно портик объединяет 2 (дистиль), 4 (терастиль), 6 (гексастиль) или 8 (окстастиль) колонн. Нередко за портиком скрывается портал — архитектурно оформленный вход в здание.

Р — Ризалит

Ризалит

Ризалит — выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Ризалиты обычно расположены симметрично по отношению к центральной оси здания.

С — Свод. Сень

Свод

Свод — перекрытие, опирающееся на стены или точечные опоры. Нижнюю часть свода называют пятой свода. Очень долго строительство куполов (перекрытия в виде полусферы) было сложной задачей. Но с изобретением парусов (тромпов) она стала решаемой. Паруса обеспечивают переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Они имеют форму треугольника, вершина которого обращена вниз и заполняет пространство между арками, соединяющими соседние столпы подкупольного квадрата. Основания парусов образуют круг и распределяют нагрузку купола по периметру арок.

Внутри свод может быть украшен плафоном (произведением монументально-декоративной живописи или скульптуры) или кессонами (квадратными или многоугольными декоративными углублениями).

Снаружи свод покрывает кровля. Скаты (наклонные поверхности) кровли встречаются в ендове (месте пересечения), и в зависимости от количества скатов, их формы и угла могут образовывать клинчатую кровлю (остроугольную двухскатную крышу), вальмовую крышу (четырехскатную кровлю с треугольными скатами по торцовым сторонам), шатер или палатку (четырехгранную, восьмигранную или многогранную пирамиду), бочку (кровлю с плавными криволинейными скатами и расширением в нижней части) или крещатую бочку, образуемую двумя взаимно пересекающимися бочками.

Для защиты нижележащих стен от осадков делают капельники (специально загнутые края кровли) и полицы на шатровых крышах (вынос кровли).

В крыше могут быть устроены окна (слухи), но чаще на чердаке устраивают жилое помещение — мансарду. Двухскатная крыша мансарды состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром. И сейчас его именем называют любое чердачное помещение.

Конечно, крыши зданий украшают. Чаще всего с помощью антефикса (украшения у карниза в виде гирлянд из стилизованных пальмовых листьев или плитки с рельефом) и пандатива (скульптурного украшения на вершине свода).

Сень

Сень (балдахин) — богато украшенный навес на поддерживающих столбах. Над окнами обычно делают декоративные валики — бровки или полки. Они также служат для отвода воды. А полка над дверью называется лобик. При этом перемычка дверного проема может оставаться арочной.

Читайте также: