Как называется покрытие щебнем

Обновлено: 17.04.2024

Грунтовые дороги. Грунтовыми называют дороги, устроенные из естественного грунта и грунта, укрепленного добавками других материалов. Поверхности дороги придают выпуклый профиль, для создания которого используют привозной грунт или грунт, полученный при устройстве водоотводных канав.

В зависимости от свойств грунта дорога обладает большей или меньшей устойчивостью, а следовательно, и проезжаемостью. Хорошо содержащаяся грунтовая дорога в сухое время года обеспечивает проезд автомобилей с достаточными скоростями. Большим недостатком грунтовых дорог является их пылимость. В период осенней и весенней распутицы в связи с переувлажнением грунта и потерей несущей способности грунтовые дороги становятся непроезжаемыми, так как под воздействием колес автомобилей образуются глубокие колеи, выбоины и ухабы.

Для улучшения проезжаемости грунтовые дороги укрепляют добавками. Наблюдения показывают, что грунты, обладающие крупнозернистым скелетом с содержанием крупнопесчаных и гравийных частиц 45—75% и глинистых — 6—12%, не размокают и не теряют своей несущей способности даже при значительном увлажнении. Такой состав грунта называется оптимальным.

Если естественный грунт проезжей части дороги по своему составу отличается от оптимальной смеси, к нему добавляют недостающие частицы и доводят до оптимального состава. При введении добавок в естественный грунт должно быть обеспечено хорошее перемешивание, тщательное профилирование и уплотнение. Грунтовые дороги улучшают на всю ширину земляного полотна. Толщина улучшенного слоя назначается 15—35 см с поперечным уклоном 30—40%

Улучшенные грунтовые дороги хорошо сохраняют профиль и обеспечивают проезд при интенсивности движения до 100 автомобилей в сутки. При более интенсивном движении поверхность дороги деформируется и требует усиленных работ по профилированию. Движение автомобилей большой грузоподъемности улучшенные грунтовые дороги не выдерживают. Профилирование (утюжку) грунтовых дорог необходимо выполнять систематически, в особенности после дождей.

Более надежно повысить водоустойчивость грунтов и их связность можно введением добавок минеральных (цемента, извести) и органических (битумов, дегтей) вяжущих материалов. Наиболее пригодны для обработки добавками вяжущих материалов супесчаные грунты и грунты оптимального гранулометрического состава. Обработанные добавками грунты становятся устойчивыми и их применяют для устройства покрытий при интенсивности движения до 500 авт /сут.

Гравийные покрытия. Гравийные покрытия относятся к переходному типу, их устраивают на дорогах с небольшой интенсивностью движения (до 500 авт./сут). В хорошем состоянии гравийное покрытие обеспечивает скорость движения до 70 км/ч.

Гравийные смеси встречаются в природе в виде естественных залежей с содержанием частиц обломков горных пород различной крупности. Для устройства покрытия гравийный материал должен отвечать требованиям оптимальной смеси и быть подобран но принципу наибольшей плотности. В его составе должно содержаться достаточное количество мелкозема (глинистых и пылеватых частиц), который заполняет пустоты межд> крупными частицами и при смачивании смеси в период уплотнения покрытия как бы цементирует крупные частицы между собой. Гравийные покрытия устраивают серповидного или полукорытного профиля (см. 34, а, б) непосредственно на земляном полотне или на подстилающем слое из песка. Толщину гравийного покрытия в зависимости от условий движения назначают 8— 16 см однослойного и 25—30 см двухслойного. Для нижнего слоя возможно применение смесей с крупностью зерен до 70 мм, для верхнего — не более 25 мм.

В период эксплуатации гравийные покрытия требуют надлежащего ухода. Неровности исправляют утюжкой или профилированием автогрейдерами при влажном состоянии покрытия. 11ы-лимость покрытия в сухую и жаркую погоду может быть устранена поливкой хлористым кальцием, удерживающим влагу.

Щебеночные покрытия. Щебеночные покрытия, так же как и гравийные, устраивают на дорогах IV и V категорий при небольшой интенсивности движения (до 200 автомобилей в сутки). Для устройства щебеночных покрытий применяют искусственно дробленый каменный материал, чаще известняковый, имеющий прочность при сжатии не ниже 600 кгс/см2.

Для нижних и средних слоев щебеночных оснований и покрытий применяют фраКционный щебень крупностью 40—70 и 70—120 мм; для верхних слоев оснований и покрытий — 40— 70 мм; для расклинивания — 5—10, 10—20 и 20—40 мм. Щебень слабых пород применяют размером более 70 мм.

Щебеночное покрытие устраивают на песчаном подстилающем слое. Для основания могут быть использованы другие местные материалы (шлак, ракушка, гравий).

Принцип устройства щебеночного покрытия заключается в следующем. Щебень крупностью 40 мм и выше рассыпают на заранее подготовленное основание, выравнивают по заданному профилю и предварительно уплотняют катками до неподвижности щебенок. Затем для расклинивания последовательно рассыпают более мелкий каменный материал — щебень крупностью 10—20 мм и 5—10 мм. Укаткой достигают полного заклинивания щебенок. При укатке щебень поливают водой, которая облегчает подвижность щебенок в процессе укатки и способствует цементации и лучшему формированию покрытия.

Щебеночное покрытие устраивают в корытном профиле в один слой толщиной 10—18 см, а при толщине более 18 см — в два слоя. Для нижнего слоя используют менее прочный щебень. Поверхности покрытия придают поперечный уклон 30%о-

Щебеночное покрытие довольно быстро изнаШТШается и малоустойчиво при автомобильном движении. Касательные усилия от колес движущегося автомобиля расстраивают связность щебенок, в результате чего покрытие быстро разрушается. Чтобы повысить связность щебенок, водонепроницаемость покрытия и устранить пылимость, щебень обрабатывают битумными и дегтевыми материалами.

Зачастую в качестве подъезда к загородному дому или коттеджу используется грунтовая дорога. Но со временем из-за интенсивной эксплуатации и воздействия дождей она становится практически непригодной для использования, на ней появляются ямы и выбоины. Одним из самых выгодных способов восстановить такую дорогу, сделать ее ровной и крепкой является подсыпка щебнем.

Особенности

Устройство дорожного полотна отсыпкой щебня – довольно сложный процесс. Здесь недостаточно будет простого засыпания уже имеющейся колеи без дополнительных производственных процессов, как, например, трамбовка. Отсыпка производится послойно. Слои имеют толщину от 20 до 40 сантиметров в зависимости от условий, в которых производятся работы. Это позволяет максимально эффективно отводить дождевую воду и распределять нагрузку в пироге дороги, продляя ее ресурс.

При своевременном обслуживании – подсыпке щебня – она может прослужить долгое время, лишь немного уступая по качеству асфальтовому или бетонному покрытию.

Учитывая, что цены на щебень гораздо ниже, нежели на асфальт и бетон, такой вариант дорожного покрытия будет идеальным для загородного дома или дачи, где нет большого транспортного потока. Он позволяет сэкономить значительные средства и силы.



Плюсы отсыпки дороги щебнем:

доступные цены на материалы;

долговечность дорожного покрытия;

работы по отсыпке не зависят от погодных условий и могут проводиться в любое время года;

не загрязняет окружающую среду.



Какой нужен щебень?

Щебень представляет собой универсальный материал, используемый практически во всех сферах строительства. Он различается по многим критериям, в частности, по своему происхождению. Он может производиться из горных пород, есть также рудный и вторичный щебень, который тоже пользуется популярностью.

Данный материал имеет следующие характеристики:

фракция щебня (размер частиц);

лещадность (геометрия формы);

плотность и прочность;

морозостойкость и уровень радиоактивности, которые указываются на этикетке.



Для отсыпки дорог чаще всего используется щебень из скальных пород. Он имеет подходящие характеристики, чтобы выдержать довольно интенсивные нагрузки. Преимущество отдается гранитной и известковой породам. Гранитный щебень имеет марку прочности М1400, что позволяет ему выдерживать довольно высокие нагрузки в течение длительного периода. Известковый, в силу своей меньшей прочности, применяется в качестве «подушки» под основание дороги. Для разных слоев рекомендуется использовать разные размеры щебня: нижний слой отсыпать более крупным, а верхний – из материала меньших фракций.

А также с целью экономии можно устроить отсыпку дорог, используя вторичный щебень. По своей стоимости это самый выгодный вариант, но он немногим уступает по прочности природным материалам.



Расчет количества материала

Прежде чем приступить к началу работ, необходимо точно рассчитать количество необходимых материалов, во избежание неприятной ситуации с неожиданной их нехваткой.

Для правильного расчета необходимо знать качества используемого вещества (в данном случае щебня) – удельный вес и коэффициент уплотнения. Эти данные можно найти в технической документации или уточнить у фирмы-производителя. Типовыми для гранитного щебня считаются показатели: удельный вес – от 1,3 до 1,47 т/м3, коэффициент уплотнения при укатке – 1,3. Вычисления производятся из расчета на 1 квадратный метр дорожного полотна и производятся по формуле:

толщина слоя (метры) * ширина слоя (метры) * длина слоя (метры) * удельный вес * коэффициент уплотнения

Так, для отсыпки одного квадратного метра дороги с толщиной слоя гранитного щебня 25 сантиметров понадобится:

0,25 х 1 х 1 х 1,3 х 1,3 = 0,42 т

Площадь дорожного полотна рассчитывается умножением его длины на ширину.

Технология строительства

Для максимально качественного выполнения работ по отсыпке дороги щебнем необходимо привлечение специальной дорожно-строительной техники, такой как автогрейдер, дорожные виброкатки, грузовые автомобили для подвоза материалов. Связано это с трудоемкостью некоторых производственных процессов. Но сделать такую работу своими руками при небольших объемах – дело вполне осуществимое.

Выделяют несколько основных этапов строительства дороги из щебня для долговременной эксплуатации.

Снятие верхнего слоя грунта

При помощи бульдозера срезается слой грунта глубиной до 30 см, после чего тщательно утрамбовывается катками.

Таким образом подготавливается место для следующего этапа.

Устройство песчаной подушки

Толщина слоя варьируется от 20 до 40 сантиметров. Слой песка также плотно утрамбовывается. Для более полной усадки производят проливку слоя водой.

Устройство щебеночной подушки

На этом этапе производят отсыпку слоя известкового щебня, так называемой подушки. Она служит основанием для укладки основного покрытия из гранитного щебня.

Используется крупная фракция для улучшения дренажных свойств. Слой также утрамбовывается катками.

Отсыпка верхнего слоя

Последний слой нужно засыпать гранитным щебнем более мелкой фракции.

Грейдирование

После засыпки последнего слоя гравия необходимо произвести выравнивание дорожного полотна по всей площади.

После этого производят финальную тщательную трамбовку.

Правильное и последовательное выполнение всех этапов работ обеспечит долговечность и хорошие эксплуатационные качества дороги.

Немаловажным этапом работ является обустройство обочин. Как правило, подсыпка обочин для поднятия их уровня производится из грунта близлежащей территории. После выполнения подсыпки обочин выполняется их разравнивание и укрепление.

Для устройства временного покрытия, например, для организации подъезда к месту проведения строительных работ, которое не предполагает длительного использования насыпной дороги, выполнение всех этапов не является обязательным условием. Место, в котором предполагается проезд транспорта, просто отсыпается щебнем и разравнивается, иногда даже без дополнительной трамбовки.


Отсыпка дороги щебнем должна соответствовать стандартным требованиям и выполняться по нормам типовых конструкций. Тщательное соблюдение технологии поможет сделать покрытие прочным, долговечным. Вместо щебня также используют бетон прочных марок, грунт, асфальтовую крошку.

Такое решение подходит при устройстве дорожных полотен без интенсивных нагрузок – к дачному участку, в частном секторе, коттеджном поселке. Устройству щебеночного покрытия необходимы минимальные вложения. Также оперативность доставки качественного щебня и быстрое строительство является главными плюсами щебеночной отсыпки.

отсыпка дороги щебнем в деревне или селе

Достоинства использования такой технологии:

  • Экономные цены на материалы – вложения в устройство дорожного покрытия минимальные;
  • Долгий срок использования;
  • Работы по отсыпке можно производить в любое время года;
  • В результате строительства не загрязняется окружающая среда.

Виды автодорог, в которых используется щебень

Щебнем отсыпают разные виды дорожных покрытий:

  • Грунтовые;
  • Просёлочные;
  • Полевые;
  • Автомобильные.

Все эти разновидности полотен должны соответствовать определенным требованиям.

Грунтовые

Грунтовая дорога – это любое дорожное полотно, пригодное для движения колесной техники, но не имеющее твердого верхнего покрытия. Проезжая часть может быть улучшена за счет введения скелетных добавок – шлак, гравий, местных вяжущих – золошлаковые смеси, отходы производства.

Так как они проложены по естественному грунту, то во время обильных осадков, таяния снега они часто становятся непригодными к использованию. Безопасность передвижения по ним гарантирована только в сухую погоду, после наступления заморозков.

При строительстве грунтовой дороги необходимо учитывать, что на ней должны без труда разъезжаться две машины. Ширина принимается не менее 4 м. Для дачного полотна достаточно двух метров в ширину.

Просёлочные

проселочная дорога

Проселочная дорога – это разновидность грунтового полотна. Чаще всего она ничем не укрепляется, иногда может выравниваться грейдером. На картах их указывают одной сплошной полосой.

Полевая

Полевая или лесная – результат естественного накатывания грунта автотранспортом. Она выглядит как две параллельные колеи. Такая поверхность часто зарастает травой. На картах отмечается в виде прерывистой линии.


автодороги

Автодороги относятся к категории инженерных сооружений. Они имеют двух или многополосное, встречное и попутное направление движения транспортных средств.

Основными элементами автодорог являются:

  • Полотно – земельная полоса, которая предназначена для передвижения транспорта. Обеспечивает благоприятные условия езды транспортных средств определенного веса, безопасное движение по заданному скоростному режиму, которое не зависит от времени суток, погодных условий, сезонности.
  • Полоса отвода – часть местности вдоль дорожной поверхности, где размещаются элементы и сооружения автодороги.
  • Земляное полотно – грунтовый массив, специально подготовленный. На нем располагаются проезжая часть, осуществляется обустройство дренажной системы, размещаются боковые канавы, обочины.
  • Дорожная одежда – спецукрепление проезжей части. Предназначена для того, чтобы обеспечить передвижение автотранспорта определенного веса с разрешенной скоростью. Обладает устойчивостью к неблагоприятным воздействиям климатических факторов.
  • Обочины – две полосы по краям дорожного полотна. Примыкают непосредственно к проезжей части. Предназначены для упора по бокам дорожной одежды, краткой стоянки автомобилей.
  • Боковые канавы – рвы по обеим сторонам земляной насыпи. Служат для отвода влаги, осушения проезжей части автодороги.
  • Бровка – граница на пересечении обочины и земляного откоса.
  • Обрезы – участки полосы отвода, которые находятся за пределами земляного полотна. Всего используются для зеленых насаждений, линейных зданий.

Классификация автомобильных дорог производится по значению – федеральные, региональные, местные, частные.

Устройство дороги из щебня. Технологии.

Перед началом строительства дорожного полотна необходимо выяснить, какой щебень для отсыпки дороги подойдет лучше. Временные, проселочные, второстепенные покрытия делают из нескольких видов щебня:

  • Гранитный – имеет марку по прочности М1400. Отличается высокими показателями прочности. Это позволяет ей выдерживать повышенные нагрузки долгое время. Гравийную щебенку также используют для обустройства пешеходных аллей и садовых дорожек из-за декоративного внешнего вида. По размеру зерна бывает мелко, средне или крупнозернистый.
  • Известняковый – природный материал однородного состава, цвета, экологически чистый, морозостойкий. Известковый щебень имеет низкую прочность. Подходит при отсыпке основного слоя, расклинцовки, финишной насыпи. Не стоит применять при устройстве дорожного покрытия на влагонасыщенных почвах. Рекомендуется выбирать фракцию мелкозернистую или гравий средней фракции.
  • Асфальтовый – получают из отходов из дорог с асфальтовым покрытием. После демонтажа обломки покрытия дробятся, сортируются по фракциям. Такой материал устойчив к влаге, колебаниям температуры. Материал, полученный в результате дробления асфальтового покрытия, можно применять на влажных грунтах. Естественное уплотнение происходит за счет битума, содержащегося в составе щебня. Асфальтовая крошка подходит при устройстве автодорог с интенсивным движением тяжелой техники. К недостаткам асфальтовых смесей можно отнести резкий неприятный запах при повышенной температуре окружающей среды.
  • Вторичный – результат переработки боя бетона, который получается при сносе, реконструкции зданий и сооружений. Отходы дробятся, сортируются. Прочностные характеристики, лещадность, морозостойкость материала схожи с характеристиками фракций известнякового щебня, но он не впитывает влагу. Может служить дренажным слоем. Отсыпка дороги вторичным щебнем обходится дешевле, чем стоимость укладки любого покрытия, в том числе бетонных дорожных поверхностей. Камни крупной фракции укладываются в дорожное основание. Мелкий вторичный строительный щебень применяется в качестве верхнего слоя.

Камень также различается по техническим характеристикам:

  • Фракция – размер зерна;
  • Лещадность – конфигурация частиц;
  • Прочность;
  • Насыпная плотность;
  • Морозостойкость;
  • Радиоактивность.

Для разных пластов рекомендуется применять разные фракции щебня: нижний слой отсыпают более крупным камнем, верхний выполняют из материала мелкого размера (например, песка). Так выполняют устройство парковки, подъездных путей и др.

Самая простая технология строительства

Для отсыпки стоянок и устройства недорогой грунтовой дороги применяется самая простая технология, где подушка укладывается слоями. Она надежна, проверена временем. Последовательность работы:

  • Снимается 25-30 см плодородного слоя грунта – используется грейдер, специализированная дорожно-строительная техника. Получается конструкция, идентичная двухскатному профилю. Это необходимо для стока влаги в углубления по краям проезжей части.
  • Дно утрамбовывается грунтовым катком.
  • Для повышения дренажных свойств на поверхности устраивается песчаная подушка толщиной 15-20 см.
  • Песок уплотняется.
  • Производится отсыпка дороги щебнем слоем 20 см посередине полосы, а по краям нужно обеспечить толщину слоя подсыпки 10 см. Также можно использовать кубовидный щебень, асфальтовую крошку, шлак, гравий.
  • Поверхность для устройства верхних слоев укладывают дополнительным материалом, утрамбовывают с помощью катка или грузовой техники.

Песчаный и верхний слой устраиваются в виде насыпи. При выравнивании материалов формируют толщину песчаной подушки, но требуется следить, чтобы они не засыпали дренажные канавы. Эта технология дешевле, чем укладывать асфальт, надежная, но недостаточно долговечная. Применима к обустройству парковки или дорожных покрытий с невысокой нагрузкой.

Технология строительства с укладкой геотекстиля

В дорожном строительстве компании, которая занимается строительством автомобильных дорог, для разделения технологических слоев часто применяют геотекстиль или доронит для обустройства подушек автомобильных дорог. Синтетический материал отличается повышенной прочностью, хорошим пропуском влаги. Соответственно у готового покрытия выше прочность.

При наличии твердого, устойчивого основания геотекстильное полотно укладывается на утрамбованный грунт. Сверху засыпается слой песка и гравия (мелкой фракции). При использовании качественных материалов также можно использовать отсыпку дороги шлаком, асфальтовой крошкой, щебнем, но внимание нужно уделить выбору фракции небольшого размера. Это позволит предотвратить смешивание насыпных материалов с раскисшей почвой. Покрытие прослужит дольше, по ней будет легче ездить в любую погоду. Не стоит исключать использование песка при укладке доронита. Он улучшает качество покрытия.

Главным параметром геотекстильных материалов является плотность. Она определяет равномерность усадки, устойчивость полотна к образованию колеи. Для грунтовой дороги крошка подходит, если показатель не менее 250 г/м2.

Технология укладки с применением георешетки

Геосетка представляет собой плоский материал с ячейками, применяющийся для армирования. Изготавливается из композитов, способна выдерживать повышенные нагрузки поперечного, продольного вида. Применяется для равномерного распределения горизонтальных усилий, предотвращения расползания насыпных материалов автодорог. Таким образом можно обустроить прочную конструкцию, которая может применяться не для строительства стоянок, а для дорог, подвергающихся высокой нагрузке.

Геосетка

Геосетки часто применяются совместно с геотекстильными полотнами. Это предупреждает смешивание верхних слоев покрытия с грунтом основания, укрепляет отсыпку участков грунтовой дороги щебнем, гравием. В таком случае песчаная смесь может не использоваться. Но, если уложить песчаную подушку толщиной не менее 10 см песка между геотекстилем и геосеткой, то уменьшится нагрузка на доронит.

Технология отсыпки дороги щебнем, асфальтовой крошкой, гравием с применением геосетки:

  • 1. Снимается растительный слой (15-20 см).
  • 2. Основание уплотняется.
  • 3. Укладывается геосетка.
  • 4. Поверхность засыпается щебнем, гравием или другими материалами (не более 10 см).
  • 5. Верхний слой укатывается.

Если использовать только геосетку, и заменить геотекстильное полотно отсыпкой временной (на песок), то дорога прослужит недолго.

Сложная технология устройства с применением стабилизаторов

Применение различных стабилизаторов при строительстве дорог

Применение различных стабилизаторов при строительстве улучшает технические характеристики, прочность, устойчивость к деформациям.

К достоинствам использования стабилизирующих компонентов при устройстве дорожного полотна можно отнести:

  • Экономию времени, строительных материалов;
  • Снижение транспортных расходов;
  • Уменьшение частоты временных дорожных ремонтных работ в процессе эксплуатации;
  • Минимальное использование рабочей силы, спецтехники.

На полотна, построенные с применением стабилизаторов, допустимая нагрузка увеличивается больше, чем в два раза по сравнению с обычным дорожным полотном.

Отсыпка щебнем для восстановления дорог

Отсыпать дорогу щебнем можно при ее восстановлении. Если проводится капитальный ремонт дорожного полотна, то слои полностью меняются. Какой щебень лучше для отсыпки дороги – для первого пласта используется крупный материал (40-70 мм). Затем применяется щебень крупных зерен размером 20-40 мм. Мелкозернистый слой, соответствующий размеру фракции 5-20 мм, насыпается сверху дорожного покрытия поверх зерна кубовидной формы 20-40 мм.

Качество покрытия во многом зависит от правильного уплотнения щебеночных слоев. Каждая насыпь разравнивается, затем уплотняется с помощью спецтехники. Использование дорожных катков не требуется, применяются ручные трамбовки, трамбующие плиты, решетчатые или кулачковые катки. На завершающей стадии применяются укатывание поверхности машинами на пневмошинах весом до 25 т.

Где еще применяется отсыпка щебнем

Устройство дороги из щебня часто производится в местах, где небольшие нагрузки от автотранспорта, например, подъездные полотна за чертой города. Актуально для регионов, где щебень добывается. Приобрести щебень дешевле, а построить из него дорогу проще, чем асфальтировать. Таким образом засыпают дорожки для пешеходов, дворы дачных участков. Отсыпка щебенкой применяется при реконструкции, в качестве обязательного слоя для типовых конструкций дорожных полотен.

Щебень также может быть использован для засыпки гравийных дорог, при прокладке железных дорог, а также как дренажный пласт при асфальтировании.

Перед началом любых ландшафтных работ в частном доме или на даче необходимо внимательно оценить возможности участка. Далеко не всегда земельные наделы имеют ровную поверхность, подчас слои плодородного грунта сильно повреждены либо отсутствуют вовсе. Именно поэтому обязательной частью работ при благоустройстве приусадебной территории является ее отсыпка щебнем.




Особенности

Отсыпка щебнем дает возможность просто, практично и недорого благоустроить свою территорию. Она позволяет выровнять рельеф, защитить участок от подтопления, замаскировать строительный мусор и создать эффективную дренажную систему.

При помощи отсыпки оборудуют дорожки в саду, места под машины и въезды, а ландшафтные дизайнеры повсеместно используют декоративную засыпку для обустройства периметра садов и клумб.




Отсыпка щебнем имеет немало достоинств.

  • Щебёнка — высокопрочный материал, поэтому его можно использовать для отсыпки стоянок, парковок, мест проезда тяжёлой автотехники и других участков, сталкивающихся с высокими эксплуатационными нагрузками.
  • Покрытия из щебня отличаются стойкостью к влаге, температурным колебаниям и другим неблагоприятным внешним факторам.
  • Выполнить отсыпку участка щебнем можно своими руками, не имея никаких строительных навыков.
  • Производители предлагают широкий выбор щебня по самым разным ценам, поэтому каждый всегда может найти приемлемый для себя вариант.
  • Щебень обладает свойством пропускать воду, благодаря чему его часто используют на заболоченных участках. Конечно, в качестве постоянного полноценного дренажа его недостаточно, но отсыпка позволит избежать постоянных луж.
  • Щебень имеет декоративный вид, поэтому его повсеместно используют в ландшафтном дизайне.
  • Площадка, выполненная из щебня, почти не нуждается в уходе.
  • Щебень имеет природное происхождение, поэтому его использование поблизости с жилыми домами не представляет угрозы для здоровья проживающих в них людей.




Впрочем, не обошлось и без минусов:

  • покрытие формируется неровным и жестким, ходить по нему бывает неудобно;
  • использование для отсыпки больших камней с заостренными краями приводит к повреждению автошин на парковке;
  • щебень — не самый подходящий материал для обустройства игровых площадок из-за повышенного риска травматизма.

Выбор щебня

При выборе щебенки необходимо учитывать следующие ее характеристики.

  • Фракция. Обычно для засыпки берут щебёнку средних и мелких размеров. По такому покрытию удобно передвигаться, оно не повреждает покрышки машин. Если земля заболоченная, будет правильным выполнить двухслойное покрытие — снизу выложить камни крупной фракции, а сверху отсыпать мелким щебнем.
  • Прочность. Если отсыпка выполняется на стройплощадках или местах стоянок автомобилей, она будет испытывать высокие нагрузки. В этом случае предпочтение лучше отдать материалам магматического происхождения с маркой дробимости от М800 и более.
  • Лещадность. Этот показатель отражает присутствие зерен плоской и игольчатой формы. Если для вас важно, чтобы вся влага с поверхности отсыпки уходила как можно быстрее, предпочтение лучше отдавать щебню с повышенными параметрами лещадности. В то же время необходимо помнить о том, что значительное число зерен неправильной формы ведет к деформации дорожного полотна, поэтому для автопарковок желательно взять фракции со средними параметрами.
  • Стойкость. В условиях российского климата любое дорожное покрытие подвергается действию низких температур. Чтобы отсыпка служила как можно дольше, нужно засыпать материал с маркировкой F50 — такой камень выдерживает до 50 циклов замораживания и последующего оттаивания, поэтому покрытие будет служить 10-20 лет.
  • Истираемость. Данный критерий показывает устойчивость щебня к давлению. Для отсыпки парков и дворов выбор следует сделать в пользу материалов с пониженной склонностью к истиранию. При обустройстве садового участка эта характеристика не имеет принципиального значения.
  • Водопоглощение. Щебенка должна пропускать влагу, но при этом не впитывать её. Если вода попадет в трещины, то зимой она будет замерзать и расширяться — это разрушит материал изнутри и негативно скажется на эксплуатационном сроке отсыпки. Самым низким водопоглощением отличаются гранит и габбро, хорошие показатели у серпентинита.
  • Радиоактивность. Обычно отсыпку дворовых площадок проводят неподалеку от жилых домов, потому щебёнка должна быть безопасной. Это значит, что параметр радиоактивности камня будет находиться в пределах 370 Бк/кг.



Дачный участок, придомовая территория или место парковки должны быть не только функциональными, но также эстетичным и аккуратными. Важно, чтобы форма отдельных зерен и их колер соответствовали общему стилистическому решению ландшафта. По этому критерию выделяют следующие разновидности.

  • Гранитный щебень — дает красивое и прочное покрытие, а включения кварца в породе эффектно переливаются на солнце.
  • Габбро — создает площадку светло-серого оттенка, который будет меняться под дождем.
  • Диорит — используется при создании площадок темного оттенка. К тому же материал отличается стойкостью к холодам, износу, обладает исключительной прочностью.
  • Змеевик — серпентинитовый щебень темно-зеленого либо оливкового цвета, оттенок которого изменяется при увлажнении.
  • Мраморный щебень — этот материал имеет светло-желтый или белый цвет, а также ровную поверхность.
  • Известняковый щебень — цвет такого материала варьируется от белоснежного до коричневого. При этом он хорошо окрашивается, поэтому широко востребован в садовом дизайне.
  • Амфиболитовый щебень – такой камень не представляет никакой декоративной ценности. Его используют исключительно в тех случаях, когда упор делается не на эстетику, а на долговечность и прочность материала.
  • Кварц — самый красивый вид щебня, но и самый дорогой.



Технология

Работа по отсыпке территории включает несколько основных этапов работ. Поднятие УГВ выше глубины промерзания грунта. Это уберегает фундамент строения от осадков, нейтрализует все проблемы, связанные с пучением грунта и придает основанию максимальную устойчивость. В случае, если уклон составляет 7 и более процентов, поднятие уровня обязательно дополняют террасированием.

При создании отсыпки на искусственно раздробленных участках в случае больших колебаний высот необходимо обязательно предусмотреть дренажную систему. Даже на самых минимальных уклонах следует установить стоки, которые будут выводить воду за пределы участка.

Перед началом работ верхний плодородный слой снимают, чтобы не росла трава.

Непосредственно отсыпку выполняют ручным способом при помощи лопаты (если размер участка невелик) или спецтехникой (на больших площадях).



Если обсыпка выполняется в том месте, где планируется последующее озеленение, то после завершения разравнивания чернозём возвращают обратно на место. При обустройстве строительной площадки возвращать плодородные земли обратно смысла нет.

Полезные советы

Существуют ситуации, когда использование щебенки является единственной возможностью облагородить участок. К ним относят случаи, когда:

  • земельный надел расположен в низине — это особенно актуально при повышенном уровне залегания грунтовых вод, а также в сезон дождей и таяния снега, когда участок постоянно подтапливает;
  • на участке имеются высоты и впадины, мешающие проводить его полноценное благоустройство;
  • часть придомовой территории заболочена и не высыхает даже в жару;
  • основная проселочная дорога выше уровня участка;
  • если почва на территории сильно замусорена использованными стройматериалами и бытовыми отходами.



Во всех остальных ситуациях можно использовать другие типы засыпки — песком, гравием или древесной корой.

О том, как отсыпать площадку щебнем, смотрите в следующем видео.

Александр Новиков

Ответ: Под твердым покрытием автомобильных дорог понимается усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)). На основании Методологических положений по статистике транспорта, утв. Приказом Росстата от 29.12.2017 N 887 (разд. 4) , в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.

К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)).

Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266 утвержден “ СП 34.13330.2012 . Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*” (далее – Свод правил).

Согласно п. 3.93а твердое покрытие представляет собой дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.

Согласно п. 8.4 Свода правил дорожные одежды подразделяются на следующие типы в зависимости от видов покрытий:

  • цементобетонные монолитные;
  • железобетонные, монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона, армобетонные сборные и монолитные;
  • асфальтобетонные.
  • асфальтобетонные;
  • из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими материалами.
  • щебеночные и гравийные; из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетическими материалами.
  • из грунтов, армированных геосинтетическими материалами или улучшенных добавками.

Исходя из определения “главной дороги” в п. 1.2 ПДД РФ к твердому покрытию относятся асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т.п.

Читайте также: