Как называется фундамент мнемотехники на чем строится абсолютно любая информация

Обновлено: 24.04.2024

Мнемотехника для взрослых: перестаньте забывать – начните запоминать

Все стихотворение написано в шутливой форме, поэт рассказывает историю про слоненка (а может, даже и не слоненка), с которым приключились события, также не имеющие стопроцентного подтверждения, что понятно из уст рассказчика, явно страдающего забывчивостью.

Не знакомо ли это вам: вы начинаете рассказывать какую-нибудь историю и понимаете, что забыли многие детали? В такие моменты мы пытаемся вспомнить все, что упускает наше активное сознание, часто приходим к нужному ответу, а часто решаем опустить незначительные нюансы, отчаявшись в попытках напрячь память.

Проблема развития, сохранения, тренировки памяти остается популярной среди современного поколения, потому что в нашу жизнь все активнее проникают средства сохранения информации, ее носители. К примеру, если вам нужно записать чей-то номер телефона, вы не станете напрягаться и пытаться запомнить последовательность цифр, как бы это сделал обыватель двадцатого века, не будь у него под рукой ручки с бумагой. Скорее всего, вы откроете клавиатуру в телефоне, наберете номер и сохраните его в памяти телефона. Обратите внимание на последние два слова предыдущего предложения.

Да, именно память машин, автоматизированных систем, различного рода гаджетов переносит на себя часть нагрузки с человеческой, что и является главной причиной того, что мы помним гораздо меньше, чем наши предки. Но как воспрепятствовать этому процессу? Ответ на данный вопрос дает такое направление знаний как мнемоника (мнемотехника).

Мнемоника: что это и кому она нужна?

Мнемотехника представляет собой набор специальных техник по запоминанию информации. Это слово имеет древнегреческие корни, т.е. искусство запоминания интересовало людей очень много лет назад. В частности, всем известные публичные выступления древнегреческих ораторов, породившие науку риторику, порой длились не один час. Каким же образом философы, политики и другие общественные деятели держали у себя в голове столько информации? Мнемотехника – вот ключ к этой загадке [Б. Руденко, 2015].

В методическом арсенале мнемоники присутствуют самые различные средства запоминания: визуализация, аудиальное, кинестетическое представление, модификации, связывания и упрощения, т.е. все, что помогает построить ассоциативные цепочки с уже имеющейся информацией. Обычно к упражнениям по мнемотехнике прибегают самые разные категории взрослых, в частности:

  • люди, изучающие иностранные языки;
  • студенты, которым нужно запомнить большой массив знаний при обучении;
  • работники, деятельность которых связана с цифрами, статистикой;
  • ученые, пытающиеся запомнить как можно больше информации, связать ее;
  • врачи, которые должны помнить истории болезней своих пациентов, свои назначения; , учитывающие все детали при работе;
  • люди, просто страдающие забывчивостью и т.д.

Как можно видеть, необходимость в изучении упражнений по мнемотехнике присутствует в самых разных профессиях. Но, по сути, данные упражнения станут полезными для любого взрослого, т.к. навык запоминания не может быть лишним даже с учетом наших повседневных привычек, когда нам нужно купить несколько видов продуктов, заехать в несколько мест, запомнить имена новых людей при знакомстве, т.е. мнемоника полезна для каждого.

А прежде чем перейти к конкретным упражнениям по развитию памяти взрослых, хотим посоветовать нашу-онлайн программу «Мнемотехники», где за 5 недель вы научитесь правильно и надолго запоминать имена, лица, адреса, дни рождения и много другой информации. Специальные онлайн-тренажеры и интересные практики облегчат вам процесс образования, если вы учитесь в образовательном учреждении либо проходите обучение на работе.

Давайте же теперь рассмотрим упражнения на память для начинающих взрослых.

Техники запоминания: двигаемся к практике

Замечали, что вам довольно трудно запомнить точные даты, последовательность цифр, формулы, расположение объектов в комнате, цвет волос человека, с которым вы только что разговаривали? Знакомьтесь, это точная информация, и именно она и является наиболее проблематичным объектом при запоминании. Мы более легко можем пересказать содержание повести или рассказа, а порой и романа, но почему наша память работает именно так?

Все дело в образах. Прочитывая какую-нибудь историю, мы создаем в своей голове живые образы, наделенные конкретными чертами, окутанные сетью художественного повествования. Мы примерно понимаем, как они выглядят, оцениваем их моральную составляющую, симпатизируем им или, наоборот, недолюбливаем. Таким образом, понятие, которое напрямую связано с эффективным запоминанием, – это образ. Поэтому мнемотехника завязана в основном на данном понятии.

Еще одна вещь, которую нужно прояснить с самого начала, заключается в том, что существует правило мнемонического квадрата. Данное правило состоит из «углов квадрата», т.е. четырех главных пунктов, описанных далее:

  • во-первых, создавая какой-то образ, не останавливайтесь на его плоском изображении – будьте готовы к 3D-моделированию посредством воображения, покрутите объект в разные стороны, заметьте детали, воссоздайте как можно более объемный и реалистичный образ объекта в своей голове;
  • во-вторых, добавляем цвета, т.е. несмотря на то, что у большинства из нас воображение работает в черно-белом формате, достаточно всего лишь понимать, какой цвет мы применяем в своем образе, и это обязательный пункт – так мы запомним более ярко, а значит, легко;
  • в-третьих, убираем размытость, нечеткость, что означает, что нам нужно рассмотреть как можно больше деталей, и даже если мы создаем образ абстрактного объекта, нужно перевести его в режим четкости и конкретности (допустим, если вам нужен образ слова «трудолюбие», которое не имеет материального выражения, замените его каким-то объектом, который будет олицетворять трудолюбие, например, плугом или лопатой);
  • в-четвертых, помните об относительности размеров и не позволяйте одним образам достигать колоссальных размеров в сравнении с другими, и здесь нужно придерживаться правила баскетбольного мяча, т.е. все образы – от мухи до слона – представляйте с баскетбольный мяч.

Итак, познакомившись с главными правилами для создания образов при упражнениях по мнемотехнике для взрослых, приступим непосредственно к самим правилам.

Упражнение №1. Ассоциативная нелепая связь

Пожалуй, самое популярное и забавное упражнение среди мнемотехник. Суть его кроется в самом названии:

  • во-первых, мы говорим об ассоциациях, являющихся наиболее мощным двигателем памяти;
  • во-вторых, прилагательное «нелепый» говорит о том, что ассоциации, придуманные нами, должны иметь характер шуточных, нереальных.

В каких ситуациях можно применять данную технику? На самом деле, в очень многих. К примеру, у вас целый список из мест, в которые вам нужно заехать, в частности: магазин детского питания, дача друга, зоомагазин, фитнес-центр, тренинг по скорочтению, наконец, дом. И как бы не запутаться во всех этих делах и не забыть какое-нибудь место… Для этого можно использовать упражнение нелепых ассоциаций.

Представьте сначала, как ребенок ест большой ложкой что-то вкусное, но это происходит на веранде той самой дачи вашего друга, затем появляется собака, символизирующая зоомагазин, которая неожиданно оказывается на беговой дорожке (ассоциация с фитнес-центром), как вдруг после пробежки она начинает быстро читать книгу «Маленькая хозяйка большого дома», и последнее слово названия этого произведения приведет вас в финальный пункт назначения среди ваших планов.

Казалось бы, такая несуразная история, но она оказывается действенным помощником для запоминания не только последовательности действий, но и слов на иностранном языке, каких-то изображений и т.д. Почему она является эффективной?

Секрет данного упражнения заключается в том, что мы используем свойство нелепости. Человеческая память часто настроена на то, чтобы запомнить именно неловкие, неуклюжие моменты (возможно, вы помните, как упали или поскользнулись где-то, либо как ваш друг смешно отвечал у доски, перепутав последовательность слов). Почему бы этого не использовать при создании забавных образов? [И. Вопиловская, 2020]

Рассмотрим следующее упражнение для начинающих взрослых по мнемотехнике.

Упражнение №2. Буквенно-цифровой код (БЦК)

Эта методика обширно применяется при запоминании числовой информации. Если вы собираетесь презентовать какой-то материал и при этом желаете оперировать цифровыми данными, но вам никак не запомнить все эти показатели и динамику их изменений, то это упражнение точно для вас.

Сущность его заключается в следующем: ряд от 0 до 9 мы кодируем при помощи букв русского алфавита, затем пытаемся создать цепочки слов, связанные между собой действием, располагаем их в чертогах разума и вуаля – цифры и числа в памяти. Если вы с трудом поняли, что было описано, не пугайтесь – сейчас мы разберем все гораздо подробнее и на примере.

На самом деле, уже существует так называемая кодификация цифр и выглядит она следующим образом:

  • 0 – НМ;
  • 1 — ГЖ
  • 2- ДТ;
  • 3 – КХ;
  • 4 – ЧЩ;
  • 5 – ПБ;
  • 6 – ШЛ;
  • 7 – СЗ;
  • 8 – ВФ;
  • 9 – РЦ.

Почему именно эти буквы? Большая часть из них – это первые буквы выписанных цифр, а другие – либо парные им, либо взятые по причине использования других. Эта кодировка считается принятой среди мнемонистов, она активно применяется в БЦК, хотя вы спокойно можете придумать свою, ведь пользоваться вы будете сами. Однако самое главное здесь – это составить подобный код и хорошенько его выучить.

После того, как мы разобрались с кодом, самое время составлять слова, основанные на сочетании цифр. К примеру, у вас есть последовательность чисел 93 876, и именно данное число вам необходимо не забывать. Перво-наперво его нужно разбить на двузначные числа (93, 87 и остается 6). После этого обращаемся к нашей кодировке:

  • 93 – это буквы Р и К – получается слова «РеКа»;
  • 87 – это буквы В и С – получается «ВСя»;
  • 6 – это буква Ш – получается «Шумит».

Получается, число 93 876 – это предложение «Река вся шумит», и, выделяя из этих слов согласные, мы можем понять, что за число скрыто.

Единственным минусом данного метода является наличие пары букв, присваиваемой какому-то числу, потому что при составлении слов человек может запутаться. Тем не менее, практикуя данный метод, опытные мнемонисты достигают поразительных результатов и успешно внедряют данный метод в повседневную и официально-деловую жизнь.

Обратите внимание, что при составлении образов обязательным является включение какого-то действия – при его активации, при связывании с другими объектами посредством действия память строит более прочные нейронные связи.

Также выше мы описали так называемые «чертоги разума» (или метод римской комнаты, метод локации, метод Цицерона, дворец памяти), под которыми подразумевается немного другое запоминание числовой информации, построенное на основе места, которое вы очень хорошо знаете, например, ваша комната в доме или ваш сад и т.п.

При использовании данного метода задача состоит в том, чтобы расположить цифры (или числа) в конкретных местах выбранной локации, к примеру, число 23 на фоторамке (потому что там ваша сестра, которой сейчас 23), число 58 на люстре (ведь она в форме восьмерки, и можно представить, как пятерка на ней повесилась), а цифру 9 расположить на ручке окна. И вот вы заходите в комнату, смотрите на фото, однако видите плохо, потому что люстра не включена и открываете окно, чтобы впустить еще больше света. Так и получается число 23 589.

Немного иное применение упражнения БЦК описывает в видеоролике Евгений Буянов, один из основателей 4brain:

Метод БЦК действительно может помочь запомнить большое количество цифр и чисел, что доказывается примером Джошуа Фора, который из обычного американского журналиста и писателя стал специалистом по мнемонике, выиграв в 2006 г. Чемпионат по запоминанию [А. Ястребцева, 2013].

Переходим к следующему методу запоминания.

Упражнение №3. Приемы для последовательностей

Всем известна фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которую мы часто применяем при воспоминании о последовательности цветового спектра радуги. На самом деле, эта фраза – яркий пример мнемотехники, но далеко не единственный, причем вы можете составлять такие последовательности сами, развивая также и свое воображение. Другими примерами здесь служат запоминание месяцев с 30 и 31 днями по костяшкам кистей, обращение к стишку про Ивана при перечислении падежей («Иван родил девчонку, велел тащить пеленку») и т.д.

Видеоблогер Егор Сенцов делится еще кое-какими приемами. В частности, чтобы запомнить расположение планет солнечный системы собственно от самого Солнца по удаленности, блогер прибегает к нехитро й фразе, которую несложно запомнить: «Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты!» Неслучайно в этой фразе каждое слово начинается с заглавной буквы – так мы легче запоминаем планеты, зашифрованные по их первым буквам, т.е. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Единственное, что нужно помнить, это то, что первым идет именно Меркурий.

Еще одна фраза, являющаяся ключом к более сложной последовательности чисел, имеет следующее содержание: «Я Маша, я дура, но я вот нашла корень из два». Как вы думаете, что может быть зашифровано в данном предложении?

На самом деле, ответ не так сложен, и таится в самой фразе – это корень из двух. Тем не менее здесь мы уже не выделяем заглавные буквы, зато считаем количество букв в каждом слове и получается:

Сравните цифру со словами. Ведь действительно получается! Точно так же Егор предлагает и запоминать последовательность цифр в числе π, но только уже не просто с помощью фразы, а с помощью дополнительного приема – рифмизации. Суть его похожа на уже описанный метод, однако в данном случае мы вводим стихотворную форму, с которой запоминать и того интереснее и легче! Взгляните:

«Это я знаю и помню прекрасно –

«Пи» многие знаки мне лишни, напрасны» [Е. Сенцов, 2017].

Вновь считаем количество букв в каждом слове и у нас выходит вот что:

И вот, у вас в арсенале уже 11 знаков после запятой в числе пи! Делитесь в комментариях, как вам такой метод. Возможно, вы уже пользуетесь какими-то другими техниками запоминания для взрослых. Рассказывайте, нам будет интересно узнать, что мы упускаем. И переходим к заключительному упражнению.

Упражнение №4. Метод фонетических ассоциаций (МФА)

Данное упражнение для взрослых, начинающих заниматься мнемотехникой, мы советуем именно тем, кто стремиться выучить иностранные языки. Суть его сводится к трем несложным шагам:

  1. Переводим слово, представляем его в виде определенного образа.
  2. Произносим слово еще раз и ищем слуховую ассоциацию (желательно на изучаемом языке либо на вашем родном, если словарный запас пока невелик).
  3. Соединяем два созданных образа из предыдущих пунктов.

Ну что ж, и здесь самое время для примера. Пусть вам необходимо выучить английский язык, и слово boring никак не хочет запоминаться. Тогда необходимо воспользоваться МФА! Перевод этого слова «скучный», а по звуковой ассоциации слово напоминает имя «Борис» или его уменьшительно-ласкательную интерпретацию «Борик». Следовательно, мы соединяем значение «скучный» и имя «Борик» и представляем себе какого-нибудь парня Бориса, который скучно и занудно постоянно что-то рассказывает. Будет отлично, если у вас есть знакомый Борис и в голове вы навесите на него ярлык «скучного человека», даже если это не так. Либо можно выбрать какую-нибудь публичную личность с именем Борис и также охарактеризовать человека в своей голове.

Очень многие современные онлайн-словари в мобильных приложениях предлагают свои варианты запоминания, в частности, путем составления целых предложений, где выделяются главные слова или их части для заучивания. В качестве примеров можно привести следующее:

  • generous (щедрый) – «Жене розы щедрый муж дарил»;
  • aunt (тетя) – «Тетя с антеннами на голове»;
  • laugh (смеяться) – «Коала фыркнула, и я засмеялся» и т.д.

Кроме того, некоторые длинные и составные слова можно разбивать на части и также создавать забавные образы для запоминания из более простых слов. Приведем примеры и для данного метода:

  • entrepreneurship (предпринимательство) – можно представить, что слово состоит из похожего на enter (входить) + prenew (произносится как «пренью»), получается словно «преновый» + ship (корабль), соответственно, получается «входить на преновый корабль»;
  • hospitable (гостеприимный) – слово похоже на «госпиталь», только в конце еще присутствует слово table (стол), соответственно, можно представить, что в госпитале накрывают очень богатые столы, т.е. там встречают гостеприимно;
  • advertise (рекламировать) – также можно разбить на несколько слов, в частности, сначала идет русское «ад», потом часть, похожая на «вертолет», и в конце почти «лед» (айс); вот и остается соединить значения, к примеру, если вылететь на вертолете и залететь в ад, то срочно понадобится реклама льда, потому что считается, что там очень жарко.

Да, рассмотренные примеры довольно необычны, однако очень действенны. Попробуйте данную мнемотехнику в своей практике изучения и убедитесь в этом сами. Неслучайно в обоих примерах мы привели три части речи – имена существительные, имена прилагательные и глаголы – чтобы доказать вам, что при желании любую часть речи можно превратить в нестандартный образ.

Надеемся, что вы заинтересовались мнемоникой, и рассмотренные выше упражнения будут отличной практикой для изучения этой увлекательной, веселой, полезной и эффективной одновременно техники.

Заключение

Преимущество всех рассмотренных упражнений в том, что их несложно выполнять одному, совершенно бесплатно и в домашних условиях. Но помните одну вещь: мнемотехника – это только лишь совокупность приемов и техник для запоминания. Да, вы тренируете память, воображение, развиваете креативное мышление, еще и получаете заряд положительных эмоций. Однако ваши способности даются от рождения.

Не стоит надеяться на то, что после изучения мнемотехники вы станете настоящим вундеркиндом. Ведь даже упомянутый Джошуа Фор в своем выступлении на TED Talks, рассказывая про Чемпионат по запоминанию, указывал на то, что все участники обладают совершенно заурядной памятью. А то, что они демонстрируют на соревновании, – всего лишь хорошо натренированный навык. Вот что важно в мнемонике – приобретение нового и полезного навыка, поэтому не жалейте времени и усилий, ведь они точно не будут потрачены зря.

Урок 5. Мнемотехники

Мнемотехники (приемы мнемоники) – это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках. Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое.

В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Содержание:

Что такое мнемотехника?

Мнемоника или мнемотехники – это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации. В некоторых учебниках и курсах авторы используют термин «мнемоника» для обозначения всей совокупности приемов и методов запоминания информации, применяемых для определенных данных, а термин «мнемотехника» трактуется как применение на практике методов, определённых для данной конкретной мнемоники.

Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.

Основные мнемонические приёмы

Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания. Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие:

  • Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
  • Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
  • Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
  • Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

В данном уроке для удобства обучения все мнемотехники будут разбиты на группы в зависимости от вида информации, которую эти мнемотехники помогают запомнить.

Запоминание цифр и чисел

Описанные ниже методики подойдут для запоминания такой информации, как номера телефонов и автомобилей, исторических дат, математических и естественнонаучных констант и т.п.

Цифробуквенный код. Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.

Работу данной мнемотехники продемонстрируем на примере. Ниже приведен цифробуквенный код, который основан на соответствии между согласными звуками, с которых начинается большинство цифр, и, собственно, самими цифрами от 0 до 9.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 н р («раз») д т ч п ш с в м («много», т.к. «д» уже занята цифрой 2)

Чтобы свободно использовать цифробуквенный код, эту таблицу нужно очень хорошо выучить, ее нужно знать не хуже, чем таблицу умножения. А для того чтобы запомнить любое число, например, 739812, нужно сделать следующее:

Попробуйте применить эти методы на практике и пройдите тренировку по запоминанию телефонов с использованием мнемотехник:

Метод вешалок или запоминание цифр методом связанных ассоциаций. Метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из любого количества цифр. Для этого вам нужно присвоить каждой цифре десять так называемых слов-вешалок и хорошо запомнить эти слова. А для того чтобы выучить наизусть какое-то число, состоящее из нескольких цифр, нужно увязать образы цифр этого числа с какой-нибудь историей. Например, если присвоить цифре 1 образ спортсмена, а цифре 5 образ школы, то число 15 можно запомнить историей спортсмена, участвующего в школьных соревнованиях.

Совмещение цифр с образами. Этот мнемотехнический прием исходит из того, что у каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания каких-нибудь предметов, которые можно использовать в качестве слов-вешалок. Ноль: круг, мяч, солнце. Единица: лом, фонарь, соломинка. И так далее. И как в методе вешалок, при запоминании какого-то числа все его цифры должны быть соединены в какую-то историю.

Метод О'Брайена. Данный мнемонический прием также является модификацией метода вешалок. Доминик О'Брайен предлагает использовать для запоминания чисел образы известных людей.

Каждому двузначному числу должна быть присвоена какая-то знаменитость и ее характерное действие, а для каждого однозначного числа подбирается любая простая ассоциация по виду, по смыслу или по созвучию (1 – карандаш (по виду), 3 – поросенок (по смыслу, т.к. вам известна сказка про трех поросят), 7 – семечки (по созвучию).

Важно хорошо запомнить соответствия для каждого числа как от 0 до 9, так и для всех остальных, начиная с 10, чтобы они прочно закрепились в сознании. По технике О’Брайена легко создавать образы для чисел от 00 до 99, соответственно, в одном образе может быть даже четыре цифры.

А еще очень удобно заменять цифры 0 и от 3 до 9 на первые буквы их названий (0 – Н, 3 – Т, 8 – В и т.д.), ориентируясь затем на созвучия. Например, 88 – Владимир Владимирович, 65 – ШаПокляк, 87 – ВыСоцкий, 99 – ДжигурДа. А цифры 1 и 2 можно заменить на К и Л соответственно (К – карандаш (1), Л – лебедь (2). Получится, что, к примеру, 52 – это ПЛющенко.

Стоит отметить, что лучше не злоупотреблять использованием описанных выше трех модификаций метода слов-вешалок. Если и применять подобные методики, то лучше выбрать какую-то одну из них, которая кажется вам наиболее удобной. В противном случае вы рискуете запутаться в большом количестве созданных образов и получившихся цепочек ассоциаций.

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи».

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Попробуйте применить эти методы на практике и пройдите тренировку по запоминанию лиц и имен с использованием мнемотехник:

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Попробуйте применить эти методы на практике и пройдите тренировку по запоминанию иностранных слов с использованием мнемотехник:

Тренировка использования мнемотехник

Тренироваться применять все эти мнемотехники можно на 4brain с помощью специальных игр, упражнений и тренажеров:

Проверьте свои знания

Мнемотехники для начинающих

Как запомнить имена всех знакомых и их телефонные номера? Как запомнить важные даты и ценную информацию? Как запомнить таблицы и формулы? А списки дел и покупок? А лица? Вопросов немало, но вот ответ на них можно дать всего один – применять мнемотехники. Что это такое, с чего начать, какие есть простые варианты и как их легко освоить – обо всем этом мы постараемся рассказать в представленной подборке полезных материалов. Очень рекомендуем прочитать все статьи, ведь они рассчитаны на разные типы информации. Впрочем, даже если вы овладеете какой-то одной мнемотехникой, ваша память серьезно улучшится, и не узнать о других вы просто не позволите себе сами. Проверяйте…

Мнемотехника. С чего начать?

Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда. Мнемотехника (мнемоника) – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Из статьи вы узнаете базовые принципы мнемотехники и научитесь запоминать последовательности слов. Читать подробнее…

Мнемотехника для детей (и не только)

Четырехлетнему ребенку достаточно сложно объяснить, как создать дворец памяти и начать им пользоваться. Он вряд ли захочет учить БЦК и образные коды. Но это не означает, что он не может начать использовать мнемонические приемы. В этой статье мы рассмотрим способы эффективного запоминания, подходящие для самых маленьких (но помощь родителей на первых этапах будет нужна), постараемся сделать запоминание более интересным в глазах ребенка. Но и для себя лично, если вас интересует вопрос улучшения памяти, вы сможете извлечь из данной статьи немало интересного. Читать подробнее…

Дворец памяти

Метод Цицерона, Римская комната или метод локусов – названия одного и того же мнемонического приема, основанного на построении дворца памяти. После его создания человек может запоминать большие объемы информации (числа, слова и т.п.) в определенной последовательности. Дворец памяти – некое пространство с определенными статичными объектами, которое человек может воссоздавать в своем воображении. Звучит сложно, но на деле это гораздо проще, чем кажется. Попробуйте закрыть глаза и представить свою кухню или свое рабочее место. Получилось? Считайте, что основную часть работы по проектированию простейшего дворца памяти вы уже сделали. В статье вы узнаете, как построить дворец памяти, как им пользоваться и каких ошибок следует избегать. Читать подробнее…

Мнемотехника: цифры

У многих людей есть задача научиться запоминать числовую информацию. Цифры окружают нас повсюду: пароли, номера банковских карт, даты рождения, точные статистические сведения, номера телефонов и т.д. После прочтения этой статьи для вас не составит труда запомнить несколько десятков (а после пары недель тренировок – сотен) цифр. Мы рассмотрим несколько техник: БЦД (буквенно-цифровой код) и ЧДП (человек-действие-предмет). На самом деле это простейшие приемы, но даже их освоение способно неплохо облегчить интеллектуальную жизнь. Читать подробнее…

Мнемотехника: запоминание иностранных слов

Важность знания иностранного языка в современном мире трудно переоценить. Для того чтобы путешествовать, вы должны знать язык страны, в которую собираетесь, или хотя бы английский, ведь он является международным языком. В Интернете есть множество иноязычных ресурсов, ключ к которым – знание языка. Все чаще при приеме на работу требуют знание одного или даже нескольких иностранных языков. А его изучение способствует образованию новых нейронных связей в мозге. Главную сложность в освоении языка составляет запоминание слов. Данная статья призвана сделать это процесс в разы интереснее и легче. Читать подробнее…

Мнемотехника: имена и лица, текст выступления, исторические даты, термины и игральные карты

Вам знакомо чувство, когда вы совсем недавно познакомились с человеком, но уже не помните, как его зовут? Или когда вы выступаете с речью и вдруг забыли, о чем должны сейчас сказать? Или вы студент и вам приходится сидеть целую ночь за учебниками, чтобы запомнить те или иные даты событий или новую терминологию? После прочтения статьи, справляться с этими проблемами станет гораздо проще. А еще вы научитесь запоминать колоду игральных карт, или даже несколько. Зачем? Да хотя бы для того чтобы поражать друзей своим мастерством игры в «Дурака», коротая вечер в приятной компании. Читать подробнее…

Списки дел и календарь в голове

Чтобы стать победителем в какой-либо игре, в первую очередь необходимо знать ее правила. И если вам хочется научиться по-настоящему управлять своей памятью, то вам следует учесть, что ее язык – это образы. На этом построена вся мнемоника: все, что вам необходимо запомнить, вы должны переводить на этот специфический язык. Но каким образом, спросите вы? И это будет отличным вопросом. Мнемонику можно разделить на две части: создание образа и помещение его куда-либо. И если идеи поиска новых мест для образов, как правило, не изменяются, то для их создания используются самые различные системы. В статье мы расскажем про две из них, которые позволят создать в голове настоящий органайзер. Читать подробнее…

Мнемотехника: создание опорных образов и увеличение скорости запоминания

В этой статье мы поговорим о расширении дворца памяти и запоминании на скорость. Чем больше у вас в голове есть опорных образов, тем больше информации вы можете запомнить. Также это значительно повысит эффективность ваших тренировок. Если вы ограничены 20-30 локациями, вы вряд ли сможете реализовать весь свой потенциал мнемониста. Да и для запоминания больших объемов информации и частых тренировок нужно значительно больше. Говоря проще, здесь как раз и действует правило «чем больше, тем лучше». И в данной статье мы расскажем, как можно создавать опорные образы без особого труда и очень быстро. Читать подробнее…

5 книг, которые сделают из вас профессионального мнемониста

Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность различных техник, методик и приемов, которые помогут вам легко, быстро, надежно и эффективно запоминать почти любую информацию. Это умение, как вы и сами понимаете, может очень пригодиться в жизни и работе, а потому овладевать им нужно обязательно, а учиться лучше всего у профессионалов. В статье подобраны 5 книг, которые помогут вам научиться применять мнемотехнику в повседневной жизни и перестать забывать то, что для вас важно. Читать подробнее…

Онлайн-программа «Мнемотехники»

На этой онлайн-программе всего за 5 недель с помощью специальных мнемотехник и онлайн-тренажеров вы научитесь быстро и надолго запоминать имена и лица, числа, даты, дни рождения, иностранные слова и многое другое. Программа идеально подходит для школьников и студентов, людей, чья работа связана с аналитикой и которым необходимо держать в голове многочисленные списки и цифры, для тех, кому часто приходится общаться с новыми людьми. Полезна она будет и тем, кто хочет повысить свой уровень эрудиции и интеллекта, а также просто желает улучшить свою память. Узнать подробнее…

Если вы хотите улучшить свою память, у вас уже есть «велосипед», т.е. мнемотехники. Но фишка в том, что этот «велосипед» вы можете дорабатывать так, как вам хочется, а можете даже изобрести новый, ведь границ здесь попросту нет. Желаем вам удачи и всегда помнить о важном!

Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

Что такое мнемотехника

В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.

Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше.

Упражнение 1. Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится. С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация. Возможно, это будет подкова или колесо фортуны как распространённые символы удачи.

Зачем нужна мнемотехника для детей

До 14 лет у ребёнка идёт формирование абстрактно-логического мышления, и он запоминает преимущественно то, что пережил лично. Мнемотехника же позволяет связывать абстрактные понятия из школьной программы с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания.

Регулярные занятия мнемотехникой развивают:

  • память и внимательность,
  • речь и словарный запас,
  • фантазию и творческие способности.

Количество данных, которые нас окружают, растёт ежесекундно. Современному школьнику необходимо уметь работать с информацией: быстро выделять главное, запоминать то, что пригодится в жизни. Мнемотехника как раз и отвечает этим запросам.
Гаяне Курятова, преподаватель мнемотехники, участник проекта
«Удивительные люди».

Овладев искусством ассоциативного запоминания, ребёнок сможет не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.

Использование мнемотехники: три эффективных приёма

Приёмы мнемотехники доступны всем, их нетрудно освоить. В этой статье мы рассмотрим несколько популярных техник развития памяти.

Со способами запоминания цифровой информации, текстов, терминов, стихотворений и многого другого вы сможете познакомиться на курсе «Мнемотехника: как легко запоминать». По промокоду MNEMO2021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу.

Метод историй

Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

  • не требует предварительной подготовки,
  • тренирует креативность,
  • это весело и интересно.

Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.

Упражнение 2. Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.

Упражнение по мнемнотехнике

Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).

Метод «Цепочка»

Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

  • быстрота запоминания,
  • можно использовать буквально на ходу.

Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.

Упражнение 3. Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Упражнения мнемотехники

Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.

Метод Цицерона

Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.

Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.

К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».

Преимущества метода Цицерона:

  • можно запоминать большие объёмы информации,
  • запоминание происходит достаточно быстро,
  • при повторении образы надолго остаются в памяти.

Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.

Упражнение 4. Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».

Советы по мнемнотехнике

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно


Фото: Unsplash

Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций. Например, не так легко наизусть зазубрить последовательность планет Солнечной системы. Но если выучить простую считалку, в которой каждое слово связано с конкретным небесным телом, задача становится не такой сложной.

«Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли», — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Существует много разных мнемонических приемов. Само слово «мнемоника» — древнегреческое (μνημονικόν — искусство запоминания), но впервые записали большинство методов запоминания римляне. До нас дошел анонимный трактат на латинском языке «Риторика для Геренния», созданный в 80-х годах до н. э. В нем читателя знакомят с методом чертог разума или дворца памяти, который использует герой Бенедикта Камбербэтча в сериале «Шерлок».

Зачем нужна мнемотехника

Преподаватели мнемотехники считают, что ее удобно применять в повседневной жизни для быстрого и легкого запоминания номеров телефонов, банковских карт, списков покупок, имен и дат рождений друзей и знакомых.

Техники запоминания помогают в работе и профессиональном развитии. С ними легко получается держать в голове делегированные поручения и собственные задачи. Эти приемы позволяют отказаться от множества записей и органайзеров, используемых для хранения информации о проектах.

Кроме того, мнемоника хорошо подходит для освоения любых научных дисциплин, где требуется включать память, — от математики, физики и химии до истории, обществознания и иностранных языков.

Плюсы и минусы мнемотехники

Константин Дудин — профессиональный мнемотехник, рекордсмен по запоминанию, основатель «Школы развития памяти»:

«Мнемотехника — это алгоритмы, поняв которые, можно сильно упростить себе жизнь. Иметь хорошую память — выгодно, ведь это позволяет быть значительно эффективней. Благодаря мнемотехнике я очень хорошо сдал ЕГЭ и отучился в институте без единой четверки, получив красный диплом. Я сторонник того, что нужно научить этому как можно больше других людей».

Среди минусов мнемотехники Дудин упоминает лишь необходимость поддерживать дисциплину в обучении. Плюсов эксперты и исследователи методологии находят значительно больше.

Эффективность. Эксперимент Ричарда Аткинсона показал, что студенты с помощью ассоциаций запоминают на 40% больше иностранных слов, чем при механическом заучивании.

Скорость влияния. Практика мнемотехник физически реорганизует структуру мозга, повышая продуктивность памяти. Первый результат приходит уже через шесть недель тренировок, а значительные изменения наступают на четвертый месяц.

Доступность. Эксперты по раннему развитию уверяют, что мнемонике можно учить даже трехлетних детей. В то же время девятикратный победитель чемпионата мира по памяти Доминик О'Брайен познакомился с методологией только в 30 лет.

Воздействие на ментальное здоровье. Мнемонические техники полезны для профилактики и борьбы с когнитивными нарушениями в работе мозга вроде рассеянного склероза и болезни Альцгеймера.

Фото:Unsplash

Приемы мнемотехники для начинающих

Основной принцип мнемотехники заключается в том, что мозгу проще запомнить информацию, если вы присвоите ей какой-то определенный яркий или знакомый образ. Существует несколько основных механик, комбинируя которые, легче держать в голове разные данные.

Буквенный код

Используют для запоминания последовательностей. Здесь каждая начальная буква в предложении соответствует определенному слову. Самый простой пример — цвета радуги — знаком любому с детства: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Многие знают другую фразу из школьной программы, которую заучивают для запоминания падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».

Цифро-буквенный код

Подходит для запоминания длинных чисел, например номеров телефонов или банковских карт. Нужно присвоить согласные буквы каждой цифре от нуля до девяти, а затем составить из них предложение или целую историю.

Система Шед

Отличное решение для запоминания коротких чисел — дат, автомобильных номеров, ценников. Нужно придумать фразу, в которой слова по количеству букв равны конкретной цифре в числе. Для обозначения нуля можно использовать слова из 10 букв.

Например, вы хотите запомнить год Крещения Руси — 988. Достаточно подобрать и запомнить яркий образ из трех слов: «Визировал (9) Владимир (8) крещение (8)».

Созвучие

Помогает запоминать иностранные слова по созвучиям из родного языка. Например, чтобы запомнить английское tree, подойдет русское «три», а для look, можно использовать «лук». Ассоциации прочнее закрепятся в памяти, если вы наделите их ярким образом: у дерева было три ветки; слезы идут, когда вы смотрите на лук и режете его.

Таблица, по которой американские студенты учили русские слова в Стэнфордском университете

По этой же методике можно заучивать столицы государств. Просто придумайте и запомните образную фразу, в которой слова созвучны паре «страна — город».

  • «Не коси я на Кипре, не было бы урожая» (Никосия, Кипр).
  • «Я взял перо и воткнул его в лимон» (Лима, Перу).
  • «Киты плавали в районе экватора» (Кито, Эквадор).

Рифмы

Широко используются в школьном образовании для запоминания правил, законов и чисел. Вот несколько примеров:

«Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам.

«Медиана как обезьяна, что прыгает по сторонам и их ломает пополам».

Нужно только постараться

И запомнить все, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Все глаголы, кроме

С окончанием на «-ить»

И одиннадцать других,

Вы запомните, каких:

Слышать, видеть, гнать, вертеть,

Ненавидеть и терпеть,

И обидеть, и дышать,

И зависеть и держать,

К ним «смотреть» прибавить слово —

Все спряжения второго.

Ассоциации

Этот прием будет полезен, если вам сложно запоминать имена и фамилии. Найдите две знакомых ассоциации: это может быть известная личность или какой-то образ, связанный с однокоренным словом. Предположим, кто-то представился вам как Виктор Петров. Имя может ассоциироваться со словом «победа» (victory), а фамилия — с персоной Петра I. Когда забудете, как зовут этого человека, вспомните связку «победы Петра I».

Дворец памяти

Прием еще называют чертогами разума, римской комнатой, методом локусов. Он подходит для запоминания больших объемов информации, в частности, при подготовке к экзаменам. Суть в том, чтобы вообразить какое-нибудь помещение и «привязать» информацию к статичным предметам в комнате. Двигайтесь по часовой стрелке, запоминая расположение объектов, а потом вспоминая их в нужный момент.

Допустим, вам нужно выучить экзаменационный билет по истории, тема — киевские князья IX—X веков. Представьте себе свою комнату и объекты в ней. Пусть полка на стене будет князем Олегом, а предметы на ней — его основными поступками. Например, цветок на полке — это подчинение Киеву племен, а три ветки растения — их названия: древляне, северяне и радимичи. К двум рамкам с фотографиями «привяжите» два похода князя в Византию, а на самих фото мысленно напишите даты — 907 и 911 годы.

Двигайтесь дальше слева направо и наделяйте предметы другими нужными значениями. Вы можете вообразить себе по одной комнате на каждый билет экзамена, построив своеобразный дворец памяти. «Оказавшись» в нужном помещении, вы легко вспомните необходимую информацию.

Фото:Unsplash

Сторителлинг

Этот прием помогает запоминать длинные последовательности слов, списки покупок или дел. Нужно придумать связную эмоциональную историю, в которой ключевыми точками вы отметите необходимые значения. Представим, что вам нужно запомнить список покупок: молоко, яблоки, стиральный порошок и пену для бритья. Короткий рассказ позволит удержать их в голове без лишних записей.

Девушка на ферме доит корову, которая громко мычит, и получает целое ведро молока. Она несет его к дому, но по пути останавливается, чтобы сорвать с дерева у тропинки сочное яблоко. У здания сидит ее мать — она сыпет стиральный порошок в таз с водой, где замочила белые простыни. Девушка улыбается ей и проходит в дом. Там она видит своего отца и громко смеется, ведь он не смыл с правой щеки пену для бритья.

Упражнения по мнемотехнике

Попробуйте потренировать свою память, используя описанные выше приемы для разных задач.

Запомните номер телефона информационно-справочной службы Администрации Президента 8 (495) 606-36-02 с помощью цифро-буквенного кода: 0 — Н; 1 — Р; 2 — Д; 3 — Т; 4 — Ч; 5 — П; 6 — Ш; 7 — С; 8 — В; 9 — М. Разбейте номер на пары цифр, присвойте каждой из них буквы, составьте из них слова и соедините их в цельное предложение. Затем попробуйте воспроизвести последовательность, опираясь только на получившийся текст и код.

Выучите пять английских слов, подобрав к ним созвучные русские и связав их с запоминающимся образом. Beam — луч, plethora — множество, posterity — потомство, velocity — скорость, marvelous — изумительный.

Придумайте запоминающуюся историю, которая поможет удержать в голове список дел:

  • поздравить племянника с днем рождения;
  • записаться на прием к стоматологу;
  • оплатить счета по коммунальным услугам;
  • забрать посылки с почты;
  • отнести часы в ремонт;
  • полить цветы;
  • заказать новые шторы.

На следующий день вспомните придуманный рассказ и восстановите по нему список задач.

Выучите три даты, используя систему Шед: год взятия Бастилии — 1789, год начала Первого крестового похода — 1096, год основания Дублина — 841. Придумайте фразы, в которых слова по количеству букв равны конкретным цифрам в каждом числе. Запомните эти ассоциации, а спустя некоторое время воспроизведите даты по ним.

Запомните четыре пары «имя — фамилия», подобрав к ним яркие ассоциации: Борис Вишневский, Юрий Буров, Надежда Загордан, Николай Бондаренко. Сохраните в голове получившиеся образы и через несколько часов попробуйте по ним восстановить имена и фамилии.

Читайте также: