Как надо правильно отвечать у доски

Обновлено: 28.04.2024

В современном образовании делается особый упор на устные выступления. Ответы у доски, презентации. Есть идея, что это готовит детей к будущему, где они смогут рассказывать про свои проекты, выступать и прочее. Идея хороша, однако в реальности она встречается с ограничениями.

В классе практически всегда есть несколько детей, которые неохотно отвечают у доски. В формате массового образования это становится неудобно, в первую очередь для педагогов.

Какие причины могут стоять за нежеланием выходить к доске?

  • индивидуальные особенности ребенка. Многие дети не любят, когда на них смотрит весь класс, а также персональное внимание педагога: для них такое количество внимания может быть чрезмерно, вызывать лишнее волнение.
  • перфекционизм (желание все сделать идеально): страх ошибиться или ответить недостаточно хорошо. Есть идея, что ребенок, который отвечает у доски, должен идеально знать материал и отвечать на твердую «5». Причем, эта идея может одинаково омрачать жизнь как учеников, так и педагогов.
  • страх унижения . Наверно, каждый человек может вспомнить урок, на котором выходить к доске, если не вызубрил материал на 100%, невозможно тяжело.
  • напряженные отношения в группе детей . Могут быть просто конфликтные отношения, а может быть и элементы буллинга или травли.

Приведем несколько вопросов, которые помогут педагогу сориентироваться и выбрать направление работы.

1. Какое качество письменных работ у конкретных учеников?

Ученик плохо или неохотно отвечает, но при этом показывает высокое качество письменных работ, в том числе в классе. Это может означать, что он ощущает дискомфорт во время именно устных выступлений.

Возможное решение: обсудить этот вопрос с ребенком. Вполне возможно, у него есть идеи, как можно улучить ситуацию. Чтобы этот разговор получился максимально бережным по отношению к ученику, можно воспользоваться идеями из статьи «Методика формирования навыков» . Вы можете принять совместное решение, что будете спрашивать такого ученика меньше (например, только по самым важным вопросам), что будете задавать уточняющие вопросы, например, если он рассказывает текст из учебника, будете предупреждать о том, когда спросите его в следующий раз (чтобы у него была возможность подготовиться, хотя бы морально).

2. Заметили ли вы, что если ребенок не знает материал на отлично, он будет отказываться отвечать, даже если получит «2»?

Если да, возможно, что у ребенка и/или его родителей есть установка на идеальную учебу. В этом случае запрещены ошибки, невнимательность, неточность. Все, в том числе ответы у доски, должны быть идеальными или никакими. В небольшой степени выраженности эти особенности помогают повысить качество работ: например, когда ученик может гордиться своим докладом, ответом и т.д. Но при усилении данных характеристик это качество способно блокировать деятельность, и учитель вместо «хорошиста» получает нервничающего ребенка, который получает то «2», то «5».

Возможное решение: вы можете поддержать ребенка, не создавая для него дополнительных «ты должен», а наоборот, предлагая разные «разрешающие» идеи. Например, эту: вы можете раз в четверть рассказывать детям (а заодно и родителям!), что учеба – это процесс, и нельзя в школе получать одни «5», потому что если кто-то приходит в школу со всеми знаниями, то он впустую там тратит время. Учение, обучение – это как раз движение от «незнания» к «знанию», и оценки здесь нужны для того, чтобы понимать, кто на каком этапе этого пути находится, так сказать, отслеживать динамику изменений. Если все бы приходили в первый класс всезнайками, школа была бы не нужна.

3. Каковы отношения в классе?

В классе может быть напряженная атмосфера, и дети могут обижать и унижать друг друга. В этом случае понятно нежелание выступать у доски.

Возможное решение: если вы узнаете здесь вашу ситуацию, то решить отдельный вопрос о выступлениях у доски в этом случае не удастся. Необходима работа с классом, а желательна работа с родителями и педагогическим составом школы. Стоит обсудить ситуацию с психологом и администрацией школы, а также для разрешения ситуации эффективно пригласить внешних специалистов.

4. Как эти ученики ведут себя на других уроках, в том числе выступая у доски?

Вероятно, что в других условиях ученики чувствуют себя более раскованно, и им легче даются устные выступления. Если это так, то все в ваших руках.

Возможное решение: подумайте о подходящей вам стратегии снижения стресса при устных выступлениях. Например, вы можете перестать ставить оценки за выступления у доски, а, каждое выступление пусть добавляет 0,5 балла к письменной работе. Или пусть выступление у доски будет вместе с вами оценивать независимое жюри из учеников.

Развить способность уверенно отвечать у доски можно с помощью регулярных занятий с применением индивидуальных методик для каждого ребенка.

Разновидность страха публичных выступлений

- ученик может испытывать страх перед учителем или страх получить плохую отметку;

- некоторые дети отличаются излишней застенчивостью — ситуация ответа даже перед малой аудиторией (классом) становится для них весьма затруднительной;

- нечеткая речь и неспособность ясно излагать свои мысли также часто становится помехой для успешного ответа у доски или выступления перед классом;

Чрезмерное волнение

Важность регулярных занятий

Развить способность уверенно отвечать у доски можно с помощью регулярных занятий с применением различных методик. Постепенно ребенок станет воспринимать ответ у доски как привычное и рядовое в школьном обучении событие. Отсутствие волнения и понимание, что ответ у доски — это просто один из вариантов проверки знаний, обязательно помогут ребенку сосредоточиться на правильном выполнении задания.

Строго индивидуальный подход

На индивидуальных занятиях по программе «Предшкольная подготовка» для детей 6-7 лет педагог имеет возможность выяснить причины волнения ребёнка при ответе у доски и подобрать соответствующие упражнения и регулярно тренировать способность выступать перед классом. Желание ребенка и активная помощь родителей будут способствовать развитию навыка уверенно отвечать у доски. Который пригодится как для эффективного обучения в школе, так и для многих других жизненных ситуаций.

На фото индивидуальные занятия по развитию навыка уверенного ответа у доски в рамках предшкольной подготовки. Занятия ведёт учитель начальных классов Быкова Оксана Леонидовна

Спасибо за прочтение!

Фотоотчет «Подготовка к Пасхе в воскресной школе»

Фотоотчет «Подготовка к Пасхе в воскресной школе» Часть праздника – это его ожидание. Любой праздник, в том числе весенняя христианская Пасха – отличный повод для побуждения детей к.

Консультация для родителей «Подготовка детей к школе» Подготовка детей к школе – это актуальная проблема для родителей подготовительной группы. В одних семьях детей готовят к школе в детском.

Консультация для родителей «Подготовка к школе с помощью игр»

Консультация для родителей «Подготовка к школе с помощью игр» Подготовка детей к школе в дошкольных учреждениях начинается в старших группах,такие занятия проходят как известно, в игровой форме. Потому,что.

Программа «Психологическая подготовка детей к школе»

Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Добрый день, дорогие коллеги. сейчас многие родители озабочены подготовкой к школе своих.

Статья «Подготовка детей к школе» Фундаментом для успешного обучения ребенка является подготовка к школе. Сама готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Консультация для родителей «Подготовка детей к школе» Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал.

Тематический уголок «Подготовка к школе»

Тематический уголок «Подготовка к школе» В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют.

«Учим детей преодолевать страх отвечать у доски».

Если вы внимательно прочтёте и постараетесь выполнить каждый из пяти пунктов, то у вашего ребёнка пропадёт страх перед ответом у школьной доски перед всем классом. Более того, вы научитесь некоторым навыкам, которые сделают детей успешными во взрослой жизни.

1. Полезные переживания.

«Не стоит говорить школьнику, что он должен быть спокоен и невозмутим, как удав. Определенная «доза» волнения может подтолкнуть ребёнка собраться с мыслями, сконцентрироваться и проявить все свои способности». Нужно убедить ребёнка, что контрольная работа (ответ у доски) поможет проверить уровень подготовленности по определённым темам. Надо учить сына или дочь быть честным самим с собой, и воспринимать реальность такую, какая она есть. Не ошибается тот, кто ничего не делает!

2. Страх разочаровать.

Хорошие оценки давно стали одной из социальных норм, которой стараются следовать большинство родителей. Ведь без отличных или хотя бы хороших оценок в школьном аттестате, как правило, невозможно поступить в достойное учреждение высшего профессионального образования и, следовательно, устроиться в будущем на высокооплачиваемую интересную работу. Поэтому если родителям кажется, что их сын или дочь не прикладывают достаточно усилий для учёбы в школе, они начинают их больше контролировать, чаще ругать, а нередко и говорить, что те «не оправдывают надежд». Дети чувствуют это постоянное моральное давление и, как бы они не реагировали на такие «воспитательные работы», сильно переживают из-за того, что расстраивают старших. Из страха разочаровать родителей, ребёнок отчаянно прилагает усилия, чтобы стать совершенным и порадовать их, но не может достичь в этом успеха по одной простой причине — потому что никто не совершенен и не может стать таковым. Когда родители счастливы, когда готовы принять ребёнка таким, какой он есть, когда с уважением, пониманием и заботой к нему относятся, то одного этого достаточно для эмоционального здоровья ребёнка.

3. Мотивировать, а не ругать.

Чтобы ребёнок не испытывал панического ужаса перед очередной контрольной работой (ответом у доски, папам и мамам следует, прежде всего, скорректировать… собственные ожидания! Разумеется, если в электронном дневнике появляется неудовлетворительная оценка за важную контрольную работу, о необходимости подготовки к которой школьник знал заранее, взрослым следует показать свое недовольство, иначе у ребёнка могут сложиться

неправильные представления о системе получения знаний. Но при этом не надо превращать двойку в трагедию с непоправимыми последствиями! Целесообразней будет приложить все усилия для того, чтобы в следующий раз результаты проверки знаний были уже на порядок выше.

4. Учимся учиться – вместе.

Многим детям учёба в школе даётся сложно из-за того, что сами они не могут пока выстроить определенную систему в усвоении получаемого материала. Конечно, родителям необходимо оказывать помощь в приготовлении домашних заданий, вместе готовиться к контрольной работе. Радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье- с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

5. «Доброе слово и кошке приятно».

В день проведения контрольной работы ребёнку, как никогда, важна поддержка родителей. И не только в этот день! Старайтесь всегда хвалить своего ребенка, не сравнивать его с другими детьми! Хвалите за то, что сегодня у вашего ребенка получилось, что - то лучше чем вчера. Дайте понять вашему ребёнку, что вы его поддерживаете всегда и понимаете.

Помните, мамы и папы, бабушки и дедушки, тетушки и дядюшки, что страх - наш друг. Он нас предупреждает. Мы его не гоним, а успокаиваем. Нет нормальных людей, у которых нет совсем страха перед контрольной работой (ответом перед всем классом у школьной доски). Все боятся новых, непонятных, непредсказуемых ситуаций. Но есть дети, которые движутся к успеху, контролируя свои эмоции, и есть те, кого страх сдерживает предпринять что-то для улучшения своей жизни.

Попробуйте применить эти советы.

Безопасная дорога — детям! Рекомендации родителям младших школьников Воспитываем пешехода. Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это - беседы,.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребёнка в семье Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского.

Рекомендации родителям «Растите детей закаленными» Начиная с дошкольного возраста, ребят надо приручать к по сильному участию в проведении закаливающих процедур: выбираться после обливания.

Рекомендации логопеда родителям детей с нарушениями речи Родителям необходимо контролировать не только речь ребенка,но и свою речь,обращая внимание на грамматическое оформление и употребляемую.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ОВЗ Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ сталкивающиеся с трудными жизненными ситуациями, справляются со стрессом по-разному: либо преодолевают.

Рекомендации родителям «Музыкальное воспитание детей» Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов. - Устраняйте все, что.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребёнка в семье. Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в.

«Воспитание детей». Рекомендации родителям Не следует: • Запирать его одного в тёмной или тесной комнате • Бить по рукам, по голове и лицу. • Строго наказывать и угрожать: «Позову.

Рекомендации родителям по воспитанию детей дошкольного возраста «Чтобы ребёнок слушался» Чтобы ребёнок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет содержит 10 рекомендаций для обучающихся, испытывающих трудности в ответах у доски.

Просмотр содержимого документа
«Как успешно отвечать у доски»

10 рекомендаций

Первое проявление страха – перехватывает дыхание. Так что, оказавшись лицом к лицу с любой аудиторией, сделай простейшую дыхательную гимнастику: несколько раз подряд глубокий вдох и медленный выдох. Найди точку опоры. Плотно прижми ступни к полу – почувствуй твердую почву под ногами.

Возможно, волнение нарастает, когда учитель поочерёдно вызывает к доске учеников и пока очередь доходит до тебя то волнение достигает своего пика. Не стоит долго находиться в состоянии томительного ожидания, подними руку первым и спокойно отвечай хорошо подготовленный урок.

Почему-то очень часто человеку, который боится выступать, настойчиво советуют расслабиться. Обычно совет этот не срабатывает – ведь все забывают одно из основополагающих правил йоги: прежде чем расслабиться, надо сконцентрироваться! Итак, постарайся, наоборот, напрячься изо всех сил: сожми кулаки, почувствуй напряжение во всех мышцах. И только потом можно максимально расслабиться.

Обычно перед выступлением стеснительный человек впадает в некоторую прострацию. Поэтому важно сказать себе: «Стоп!» – и мысленно ответить на 3 вопроса: «Кто я? Где я? Что я собираюсь сделать?» Например: «Я Сергей Иванов. Стою у доски перед классом. И сейчас расскажу стихотворение, которое выучил дома». Как показывает практика, это очень эффективный способ собраться и сконцентрироваться на поставленной задаче.

Надо все-таки знать то, о чем собираешься говорить, – то есть учить стихи, теоремы и правила, которые могут спросить. А то бывают случаи, когда к специалисту приходят подростки и жалуются: «Боюсь выходить к доске!» А потом выясняется, что они к урокам вообще не готовятся. Понятно, что «плавать» на глазах всего класса и страшно, и унизительно.

Устраивай семейные чтения. А еще лучше – организуй домашний театр: читай вслух в присутствии всех домочадцев, исполняй главные роли в семейных постановках.

Рекомендация 7

Старайся отрепетировать ответ дома, расскажи урок родителям, бабушкам и дедушкам, друзьям семьи, которые бывают у вас в гостях. Обсуди самые примечательные факты из выученного материала, попробуй по-разному выстраивать свой монолог.

Найди дополнительную, интересную информацию к материалу, который нужно выучить. То, что вызвало живой интерес у вас в период подготовки, лучше отложится в памяти и, несомненно, вызовет отклик у твоих слушателей. Согласись, приятней делиться интересной информацией.

Что предпринять, если кто-то из одноклассников мешает выступать (паясничает, громко выражает несогласие), а учитель его почему-то не останавливает? Делать вид, что ничего не происходит, бессмысленно. Зато можно обратиться к хулигану напрямую, например, сказать: «Ты имеешь право считать по-другому: я ведь выражаю свое мнение». И не забудь при этом четко и громко назвать оппонента по имени: давно доказано, что звучание собственного имени невольно завораживает любого человека любого возраста.

Отвечая урок, постарайся концентрировать свое внимание на тех учениках, с которыми у вас хорошие отношения, как бы рассказывая им. Это хороший эмоциональный толчок, придающий уверенности.

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Поза и жесты. Учим ребенка отвечать у доски. Часть 1.

При каждом общении с детьми младшего школьного возраста я замечаю, как мало родители и учителя работают над их подачей. Нет, это не должно нарабатываться позже, в старших классах. Ребенок с раннего детства должен уметь уверенно говорить, жестикулировать, использовать тембр голоса и осанку. Но об этом не идет и речи. Какое там – даже над банальным развитием словарного запаса трудятся крайне мало.

По образованию я педагог русского языка и литературы. Во время практики, еще в студенческие годы, начала отмечать, насколько зажатыми бывают дети. Причем, по характеру они могут обладать великолепными актерскими способностями, вполне развитой эмоциональностью, но в них это почему-то подавляют. В причинах этого здесь я разбираться не хочу – это, наверняка, и отсутствие времени у педагогов, и невнимательность. И, разумеется, стремление к строгой дисциплине, потому что так легче. Но давайте лучше поговорим о том, как лично вы можете помочь своему ребенку стать раскованнее и увереннее в себе.

Эти упражнения нарабатывались во время курса риторики, который я вела в частной школе. Тогда я столкнулась с тем, что методические материалы по этой дисциплине попросту отсутствуют. Велосипед пришлось изобретать заново. Сразу скажу – сработало. Мои дети уже через три месяца смогли повысить свои оценки по литературе и русскому языку. А главное – стали совсем иначе разговаривать.

О сути подхода и упражнениях я расскажу вам в небольшом цикле статей.

Итак, часть первая.

Поза и жесты. Учим ребенка отвечать у доски. Часть 1.

2. Жестикуляция

На первом занятии мои дети поразили меня, вставая с руками по швам и железной спиной. «Кто учил вас так стоять?» - поразилась я. «Учителя в школе» - ответили они. Очевидно, педагоги пытались пресечь попытки ребенка во время ответа нервно теребить одежду или школьные принадлежности. Но одинаково плохо и то, и то. Потренируйтесь вместе с ребенком совершать плавные мягкие жесты – рука от локтя через внутренний круг раскрывается ладонью вверх. Такое движение подчеркивает убежденность оратора в своей речи и приглашает слушателя разделить точку зрения.

Еще один жест – жест максимального внимания – указательный палец будто мягко грозит кому-то на высоте грудной клетки. Его следует использовать, произнося самую важную или эмоциональную часть речи.

Нужно продумать с ребенком и нейтральное положение рук, максимально комфортное для него. Пусть попробует неплотный замок на уровне живота или кулачок в ладошке. Или даже руки, упертые в бок – поза максимальной уверенности в себе. Она подойдет вам для упражнений, связанных с лидированием в споре.

Над голосом еще предстоит работать во время других упражнений, но ребенку нужно объяснить, что легкое занижение тембра во время публичного выступления всегда воспринимается лучше. Поговорите вместе с ним, специально басовито произнося фразы. После нескольких тренировок занижение голоса в ответственных моментах будет происходить само собой и будет выглядеть естественно. Актуально и для мальчиков, и для девочек.

Никакого упора глаз в пол или блуждания по стенам. Во время выступления ребенку нужно постараться выхватывать из аудитории то одно, то другое лицо – и рассказывать именно ему. Тактика, которой пользовались многие знаменитые ораторы.

Закрепите знания. Пусть ребенок попробует использовать все вместе – позу, жесты, голос, взгляд. Не нужно сходу выдавать речи или стихотворения. Достаточно простой фразы вроде «Я уверен, что это именно так» или «Здравствуйте, сегодня я расскажу вам о себе». Посвятите отработке этих моментов несколько дней. Увы, это не так просто, как кажется.

В следующей статье поговорим об упражнениях на развитие речи и фантазии. И, конечно, объединим уже изученное.

Читайте также: