Как из доски сделать маску
Обновлено: 04.05.2024
Часто в спектаклях используются маски. Если маска плохо сидит на лице актера- давит, натирает,- скорее всего он невольно будет больше думать о маске, чем о роли. Маски используются не только в профессиональном театре,они могут понадобиться где угодно и в любительских спектаклях, и на праздниках. Чтобы сделать индивидуальную маску из папье-маше по лицу человека ,надо снять гипсовый слепок с его лица. Весь процесс можно разделить на несколько этапов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Снятие гипсового слепка-негатива. Для этого нужны будут вазелин,резиновая шапочка и трубочки для дыхания,без которых не обойтись. Процесс занимает 40 минут,но может и больше-все зависит от опыта.
Человека надо усадить в позу,как на приеме у стоматолога. Наклон головы нужен, чтобы гипс задерживался на лице и не особо стекал. Бортики для удержания гипса вокруг лица делаются по-разному. Вырезают овал из картона, из поролона, я делаю валики из махровых полотенец и выкладываю их вокруг лица. Одежду следует укрыть простыней, чтобы не испачкать гипсом. Волосы убрать под монтюр, можно использовать резиновую шапочку для бассейна. Если есть усы и щетина на лице, лучше сбрить. Лицо смазать вазелином. Брови и ресницы лучше спрятать под папиросную бумагу, сперва вырезав нужную форму (1).
Отнестись к этому надо внимательно,так как при снятии негативной формы с лица волосы могут прилипнуть к гипсу, и их придется отдирать! Для обеспечения свободного дыхания в ноздри надо вставить трубочки. Используют резиновые, стеклянные трубочки, папиросы, а можно трубочки сделать самому. Я склеиваю их из бумаги, используя карандаш как основу. Надо иметь в виду, что не каждый готов к этой процедуре. Некоторые из-за своих фобий отказываются снимать маску. (В моей практике были случаи, когда актеры с нанесенным гипсом на лице вскакивали с кресла и прерывали весь процесс.) Когда все готово, можно приступать к формовке. Развести гипс водой комнатной температуры до сметанообразной массы и нанести на лицо (2).
Слой гипса на лице должен быть равномерным (3).
Толщина негативной маски не больше 1,5-2 см. Во время схватывания гипса удержитесь от соблазна смешить и щекотать сидящего,оставьте его в покое ! Как только гипс начнет нагреваться, можно аккуратно снимать слепок с лица (4).
ВТОРОЙ ЭТАП. Отливка гипсовой маски-позитива. Полученную негативную форму внутри смазать вазелином (разделительный слой). Развести гипс и аккуратно залить в форму, чтобы не образовывались пузырьки воздуха. После того,как гипс в форме затвердеет, маску можно извлекать. Постучать по всей поверхности и аккуратно отбить молотком негативную форму (5).
Гипсовая маска лица готова.
ТРЕТИЙ ЭТАП. Лепка маски по эскизу. Берем полученную гипсовую маску лица и на ее основе лепим из глины (пластилина) маску по эскизу (6).
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Снятие гипсовой формы с маски. От краев слепленной маски отступить два сантиметра и выстроить вокруг бортики из глины. Смазать поверхность гипсовой маски лица вазелином, развести гипс и отформовать (7).
Затвердевшую гипсовую форму освободить от глины, промыть, высушить. Форма маски к выклеиванию под папье-маше готова (8).
Выполнив все этапы, мы получаем индивидуальную маску (9).
Художник ГАЦТК имени С.В.Образцова Рева Татьяна.
Мне попалась доска с неровной поверхностью. Чтобы её выровнять, можно пройтись рубанком или наждаком с крупным зерном. Для этого удобно наждачную бумагу приклеить или прибить к доске и по ней провести несколько раз заготовку, тогда обработанная поверхность будет идеально ровной.
Шаг 2.
Положите доску на лист бумаги, обведите контуры. Это нужно для разработки эскиза. Впишите в размер «лицо». Очень важно соблюдать строгую симметрию, поэтому нарисуйте только половину лица, проведя предварительно линию середины. Вторую половину переведите. Я выбрала двойное изображение, одно лицо — восточное — будет улыбаться, а второе — европейское — грустить.
Шаг 3.
Вырежьте эскиз по контуру, наложите его на оборотную сторону заготовки, обведите карандашом. По намеченной линии обрежьте заготовку стамесками.
Шаг 4.
На лицевую сторону нанесите по эскизу черты лица, затем «завалите» края болванки, понижая щёки, подбородок.
Шаг 5.
По намеченным контурам вырезайте черты лица стамесками. Вынимайте плоскости для глазниц, над бровями, вокруг губ.
Лучше всего использовать доску на всю толщину, не бойтесь понижать переносицу, глазницы, подбородок и щёки. На максимально возможной высоте оставляйте кончик носа, надбровные дуги, скулы.
Шаг 6.
Ошкурите грубой наждачкой полученную поверхность основной части маски перед детальной проработкой. Следите за симметрией, даже небольшой перекос будет заметен. Нанесите контур глаз, прорежьте его тонкой полукруглой стамеской, зашлифуйте грубой шкуркой, затем более мелкой.
Шаг 7.
Украсим маску латунной отделкой. Вдоль бровей нанесите линию, отметьте расстояние между элементами. Лучше, если детали из латуни будут разного диаметра. Длина проволочки 4–6 мм, Глубина отверстия 3–5 мм. Перед сверлением наметьте точки шилом, чтобы сверло не отклонилось. Просверлите по намеченным точкам отверстия чуть меньшего диаметра, чем проволока. Если найдётся латунная трубочка и кольцевое сверло, можно установить колечко из латуни.
Крепить латунь будем на эпоксидный клей. Перед началом работы соберите мелкую древесную пыль, можно просеять её, чтобы отделить крупные фракции. Смешайте небольшое количество клея и отвердителя в соответствии с рекомендациями на упаковке (обычно 10 к 1). Тонкой отвёрткой или шилом тщательно смешайте компоненты, перенесите капельки полученной смеси в отверстия для проволоки. Пинцетом возьмите отрезок проволоки, поместите его в отверстие, забейте молотком. Поскольку срез проволоки не бывает ровным, его придётся обработать после закрепления в толще дерева, поэтому не допускайте, чтобы отрезок проволоки проваливался, делайте его длиннее отверстия. Не смотря на то, что сверло было тоньше проволоки, при забивании зазор всё равно появится. На жало плоской отвертки наберите небольшое количество древесной пыли, вотрите её в промежуток между проволочкой и отверстием. Оставьте на 24 часа для полной полимеризации клея. Смесью эпоксидного клея с опилками можно заделывать щели и трещины, образовавшие в процессе сушки. При необходимости обработайте трещины сейчас, чтобы потом не ждать ещё сутки. После полного высыхания эпоксидного клея надфилем сточите выступающие части проволочек. Наждачной бумагой проведите ошкуривание, шлифовку, полировку поверхности, начинайте с № 80, продолжайте 220 и 320, заканчивайте № 500. После надфиля на поверхности латуни останутся царапины, избавиться от них можно при помощи наждачной бумаги № 500. После этого обязательно мягким ластиком протрите прилегающую зону, поскольку металлическую пыль по другому не убрать.
Шаг 8.
На обратной стороне надо подготовить место под крепление. Для этого найдите среднюю линию, поведите вертикаль. Лучше сделать крепление выше середины, чтобы она на стене не отклонялась. Обведите крепление карандашом, затем по этой линии ножом. Закругления можно сделать круглой стамеской. Плоской стамеской подрезайте древесину на 2–3 мм (на толщину крепления). Шилом наметьте отверстия для шурупов, посверлите. Для самого гвоздя нужно углубление около 1 см. Если нет металлического крепления, просто просверлите отверстие.
Шаг 9.
Осталась только отделка. Тщательно сотрите пыль тканью, губкой или войлоком. Нанесите лак или воск в соответствии с инструкцией. Перед нанесением хорошо промешайте лак. Если он загустел, используйте разбавитель, указанный на упаковке. При появлении мелких комочков на поверхности, после полного высыхания лака отполируйте поверхность наждачной бумагой № 2000 (если её нет, возьмите № 1000 или 500). Мельчайшие царапинки не будут видны под вторым слоем лака. Как можно скорее тщательно промывайте кисть в растворителе, потом в тёплой воде с мылом. Маска готова, осталось выбрать для неё достойное место на стене.
Шаг 10.
Поскольку маска в прямом смысле двуликая, её можно перевернуть, так у вас будет две маски и это позволит освежать интерьер. Выполните второе крепление так, чтобы можно было повесить маску ''вверх ногами'' или ''вниз вторым лицом''.
Техника безопасности:
- При работе с деревом нельзя держать руки перед лезвием стамески или ножа.
- Нельзя перемещаться по комнате с ножом в руке, отложите его, если прекратили работу.
- Передавать режущий предмет надо только рукояткой вперёд.
- При работе со шкуркой надо защитить пальцы — заклейте кончики пальцев правой руки (для правшей) пластырем, иначе очень быстро кожа сотрётся, поскольку шкурить придётся довольно долго.
- Работать со шкуркой лучше в респираторе и защитных очках, чтобы мелкая древесная пыль не попадала в глаза и дыхательные пути. Работайте в хорошо проветриваемом помещении (летом на даче или открытом балконе). Можно во время ошкуривания положить рядом с рабочей зоной шланг включенного пылесоса, большая часть пыли будет сразу убираться.
- Во время шлифования и полировки шкурками положите на колени мокрую ткань, древесная пыль будет осаживаться на ней, а не в ваших лёгких. Не кладите на влажную ткань заготовку, потом её придется долго просушивать, к тому её может покоробить. Дверь комнаты закройте и под неё положите также мокрую ткань, пыль не проникнет в другие комнаты.
- При работе шкурками лучше всего одевать спецовку, а сверху фартук из клеёнки или брезента, голову можно закрыть платком.
- Эпоксидный клей, лак, воск смывайте с рук и кисточек как можно скорее. Используйте только тот разбавитель лака, который указан производителем.
- После лака надо как можно скорее несколько раз промыть кисть в растворителе, указанном на этикетке лака, затем в тёплой воде с мягким мылом. После воска кисть можно не промывать.
Если вы взяли твёрдое дерево, ручные инструменты можно заменить электростамеской с круглыми насадками. Работать ей — одно удовольствие, просто и быстро, и стразу виден результат. Для облегчения процесса шлифования и полирования можно воспользоваться бормашиной. Для грубой работы подойдут насадки из пробки, покрытой абразивом, для более тонких операций — насадка из кожи с наждачной бумагой. Скорость вращения машины не более 3000 оборотов в минуту, иначе дерево будет гореть, головка должна вращаться по часовой стрелке для резьбы и против часовой стрелки для полировки. Впрочем, вполне возможно выполнить такую резьбу вручную без электроинструмента, особенно на мягком материале. Номера наждачной бумаги для грубой работы 80, для шлифования 220, 320, для полирования 500.
Я выбрала для работы красное дерево. Оно не очень дорогое, найти его несложно. Кроме того, оно легко полируется и имеет красивый оттенок. Немаловажно и то, что маска всегда «живёт» в интерьере. Выполненная из слишком тёмного дерева, она будет смотреться на стене как грязное пятно, а слишком светлая «провалится» и скорее всего останется незаметной. Маску из самой мягкой (и самой светлой) древесины — липы или ольхи — покройте морилкой. Если вы возьмёте водорастворимую, изделие придётся покрывать лаком или воском. Неводорастворимая морилка может оставаться без лака. Чтобы придать вид чёрного дерева, натрите готовое изделие гуталином, затем воском. Не стоит брать сосновую доску или подобные материалы — слишком богатая фактура древесины «забьёт» форму.
Чтобы разработать композицию маски, надо знать пропорции лица. Черты лица желательно стилизовать.
- линия глаз делит голову пополам;
- длина носа равна высоте лба и расстоянию от носа до подбородка;
- ширина крыльев носа равна длине глаза и расстоянию между глазами;
- уголки губ находятся строго под зрачками.
Некоторые части лица маски лучше форсировать, например, глаза и губы сделать больше, чем в классических пропорциях, брови должны «взлетать», линия глаз не должна быть горизонтальной, придайте ей характер, национальные черты. В древние времена русские куклы были без лица (без глаз — чтобы не сглазили и безо рта — чтобы не оговорили), а африканские маски и по сей день даже у атеистов вызывают трепет — а вдруг они обладают магической силой? Поэтому при разработке эскиза помните — маска должна быть доброй, милой, должна нравиться вам, пусть она улыбается.
Сегодня буду делать маску на лицо в комбинированной технике: из массива вырежу ребра, а пустоты между ними заполню вставками из термомозаики. Деревянные детали покрою маслом для дерева.
Маски сегодня стали неотъемлемым атрибутом нашей повседневной жизни: они часть медицинской униформы, деталь спортивной одежды (горнолыжный или велосипедный спорт). Ношение маски также является трендом среди современной молодежи. Маски превратились в модный аксессуар, их носят на подиумах и печатают в глянцевых журналах, их носят герои популярных компьютерных игр, это элемент косплея на тематических фестивалях. Данная маска в стиле персонажей компьютерной игры Mortal Kombat
Посмотрите видео, а более подробно на всех ключевых моментах остановлюсь ниже в описании к фото
Для изготовления маски я использовал массив липы и классическую хобби технику выпиливания трехмерного предмета из цельного блока. Примером ее являются Влюбленные жирафы и Гитара
Вырезание деталей в технике 3 Д обычно выполняется на миниатюрках
Вот пример работ в этой технике. Схема предусматривает вырезание в двух сторон.
В обычной ситуации, при изготовлении каркаса маски из дерева мне пришлось бы затратить очень много, причем 90 процентов это были бы просто обрезки.
Поэтому я решил использовать пенополистирол, который остался от ремонта.
Я подготовил декали
Вырезал и предварительно склеил маску из бумаги дл проверки своих расчетов
Для жесткости использовал кусок проволоки по форме своей нижней челюсти.
Затем, вырезал пилотную модель маски из пенополистирола и еще раз перепроверил все размеры. И только потом приступил к массиву
Я напилил деревянные бруски с небольшим запасом на шлифовку .
Их размер чуть больше будущей детали ребра маски
Вот таким образом я уменьшил расход дерева
Присмотритесь внимательнее к этой горе обрезков
Теперь пенополистирол, а не массив стал мусором, что существенно экономит дерево!
Теперь шлифую деревянные ребра маски на станках и довожу до идеального состояния шлифовальной губкой. Декорировать буду термомозаикой. Я уже ранее использовал подробную технику, когда делал Ящерицу
Я использую обычный скотч для создания липкого слоя. Выкладываю произвольный орнамент и сплавляю через бумагу для выпечки, обычным утюгом. Выставлю температуру хлопок и отключаю функцию отпаривания. Осталось вклеить декоративные вставки из термомозаики между ребрами каркаса маски.
Кстати, жду ваши варианты в комментариях, каким образом держится на моем лице эта маска и не падает ?
Подписывайтесь на мой блог, заходите почаще за идеями и вдохновением, до новых мастер-классов!
Голыми руками дома ничего не сделать. В блоге рассказывается о том, что нужно иметь домашнему мастеру, как оборудовать свое рабочее место, а также даются советы по использованию различных инструментов.
Резные маски из дерева
Когда только начинал заниматься резьбой по дереву, то попытался вырезать маски, которые лет тридцать назад были довольно популярными украшениями на стенах квартир. Сделано их было немало и большинство из тех, что получались получше, раздаривались друзьям и знакомым, а те, что похуже дарить было стыдно и они оставались дома.
Теперь этим уже давненько не занимался, а в мастерской остались те, что получились не слишком удачными. Решил всё равно разместить их здесь на сайте, чтобы было самому видно, с чего начинал свои упражнения в резьбе по дереву.
Слева вверху 2 резные маски древнерусских воинов. Сделаны ещё в начале 90-х годов, во время службы на Крайнем Севере. Тогда всё было в дефиците и даже морилки настоящей было не найти. Маски были покрыты раствором марганцовки, которая имеет свойство со временем светлеть даже под слоем лака. Материал - береза.
Ну, а на этом снимке как раз и представлены эти самые маски. Размеры у них разные, от 25 до 50 см в длину, но на этом коллаже все фотографии масок выравнял по одному размеру.
Часть масок сделаны и из ольхи. К сожалению в наших местах липа- большая редкость; береза - слишком твердый материал, а вот ольха и режется очень легко и она очень широко распространена. Но есть у ольхи один большой недостаток: трескается древесина очень часто при сушке. Особенно обидно бывает, когда изделие уже почти совсем готово, остается только покрыть морилкой, высушить и окончательно обработать, а во время сушки как раз и побегут по древесине трещинки.
Как уже писал выше, маски уже давно не делаю, но как-нибудь надо будет снова попробовать что-то подобное вырезать. Теперь уже появился опыт и думаю, что должно получиться получше.
А за представленные образцы прошу не судить строго - это все мои первые эксперименты по работе с деревом и резцом.
Тенденции
Какой то чел
И ещё один спящий(давний)
Поговаривают, что похож на Цоя вышел (оч давняя работа)
И снова из давних изделий
Такие вот масочки
Маски животных. Резьба бензопилой
Маски животных. Резьба бензопилой.
Резьба по дереву. Маски
Приветствую. Около года назад начал резать по дереву в свободные вечера и выходные. Собственно результаты
Самые первые мои попытки) Постепенно буду выкладывать то, что получается
Маска театра Но.
2 января и «ломает» от безделья. С утра даже в 20 градусов мороза на турник сходил. Потом взял штихеля, кусочек красного дерева, тиса, и присел за стол. Жена только покачала головой, мол, опять стружки полетят.Я потом всегда убираюсь, если что. Но процесс - это процесс!))
Часа 2 «убил». И вот что вышло:
Фото не ахти какие. Как говорят, на штихель фотал, на наждачку распечатывал.)
Просто хотел себя занять , хоть чем-то. Потому как завтра уже на работу.
С Новым годом, мастеровые!
Деревянная декоративная маска, 2017
Дерево(липа), 22х14см. Резьба, тонировка, горячее вощение.
Маска Локи. Как это делаю я.
Делал когда то давно такую маску, тут увидел пост с покупкой такой же из пластика и решил сделать еще с фотками всего процесса.
Сначала беру подходящую деревяшку. Делаю шаблон из бумаги, размечаю и топориком придаю нужную форму, ножами ее подравниваю.
Выделяю выступающие части, лишнее срезаю полукруглыми стамесками. Начинаю ковырять дырки для глаз и рта.
Маленьким резцом уголком наношу мелкие детали.
Потом всю маску расчесываю железной щеткой.
Покрываю маску морилкой на водной основе цвета эбеновое дерево.
Пока сохнет, а это около часа, начинаю лелать подставку. Беру ветку. С одной стороны делаю ровную поверхность, с другой ковыряю дырку под маску. Вот и вся подставка.
Дальше шлифую наждачками 100, 180, 400, 600. Покрываю морилкой цвет клен.
Сушу час. Шлифую наждачкой 800, 1000, 1200. Потом готовим самодельную кисть из тряпки и палки, воду, одноразовую посудину и идем на балкон. Там мешаем зеленку с водой и красим маску. Все что заляпано зеленкой мыть безполезно - в помойку.
Читайте также: