Как иван калита закладывал фундамент третьего рима

Обновлено: 06.05.2024

При Калите русскими феодалами не только не было сделано попытки свергнуть татаро-монгольское иго (для этого еще не наступило время), но этот князь жестоко подавлял те стихийные народные движения, которые подрывали основы господства Орды над Русью. Калита выступал даже своего рода агентом Узбека по доставке в Орду…выхода. Но, обеспечив себе если не покровительство, то, во всяком случае, признание ордынского хана, Калита использовал его для укрепления на Руси своей власти, которую в дальнейшем московские князья употребили против Орды. Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества, а это содействовало процессу государственной централизации.

Калиту не нужно идеализировать. Это был сын своего времени и класса, правитель жестокий, хитрый, лицемерный, но умный, упорный и целеустремленный. Хозяйственное возрождение разрушенной после татаро-монгольского завоевания страны совершалось в результате объективных процессов экономического развития. Действующими факторами этого развития был труд русского народа, его борьба за независимость. Политика Калиты отражала интересы господствующего класса и содействовала укреплению феодального базиса и государственной централизации. Но эта политика, проводимая крутыми мерами, в целом не противоречила объективному поступательному движению феодального общества. Поэтому, несмотря на все неблаговидные приемы деятельности московского князя и отрицательные черты его личности, эту политику надо признать относительно прогрессивной»[521].

Именно такие оценки, признающие незаурядную подлость московского правителя, но оправдывающие все его действия достигнутыми (правда, не им, а его потомками) результатами (которые он якобы гениально предвидел, руководствуясь самым передовым мировоззрением всех времен и народов), стали общепринятыми. Они широко тиражируются, в частности в научно-популярной исторической литературе. Примером такого рода является совместная книга И. Б. Грекова и Ф. Ф. Шахмагонова:

«…Не раз выдвигались обвинения в его [Ивана Калиты] адрес, что вот-де тверичи восстали, а он по злобе на тверских князей, в борьбе за великокняжеский стол навел на Русь ордынскую рать. Раздаются сожаления, что Тверь не поддержали другие русские города. Сожаления, конечно, имеют право на существование. Но нельзя не принимать в расчет, что Русь еще не была готова к свержению ордынского ига, не имела на это сил, в то время как Орда при Узбек-хане переживала апогей своего могущества. Ордынская рать и без Ивана Калиты пришла бы на Русь, двигаясь на Тверь, она опустошила бы и Рязанскую и Владимиро-Суздальскую земли. У Ивана Калиты не было выбора: или идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все. Время, исторический прогресс требовали проявления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти ее слабые стороны и нейтрализовать ее губительное действие. Такой личностью оказался Иван Калита…»[522].

Таким характеристикам противостоят оценки историков, стоящих на несколько иных нравственных и методологических позициях (которые, кстати, гораздо ближе к точке зрения летописцев современников событий первой половины середины XIV в.):

«…О…премудром…лукавом…жестоком Иване Калите судят, исходя из довольно простой логики: результат совершившегося

критерий всего, в том числе и человеческой деятельности. Не вписался в схему…закономерного развития мятежный и трагический персонаж вроде тверского князя Александра Михайловича, и о нем хоть и сказано, но мельком. А победи Тверь Москву и те же историки так же, наверное, оставили бы на задворках истории…недальновидных московских князей.

Труд русского народа, его героическая борьба с игом и постепенное ослабление Орды создавали условия для образования на Руси единого Русского государства во главе с центром. Каким? Этот вопрос решался конкретной политической историей. Многое зависело от случая. Нету нас никаких моральных прав лучше относиться к московским князьям лишь потому, что нам известно, чем закончилась их борьба с Тверью. Был ли выбор у Ивана Калиты в 1327 г.? К этому вопросу мы ниже вернемся, а пока напомним: к концу XIII в. на северо-востоке Руси произошла серия крупных городских восстаний против всевластия ордынцев. О них, по вышеупомянутой сентенции, тоже можно было бы…сожалеть, если бы не такой…пустяк в итоге, как прекращение деятельности баскаческих отрядов. Все-таки небесполезное дело бороться за свою свободу!

См.: Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. ъ С. 512–513.

Иван I Данилович Калита

Иван I Данилович Калита (ок.1283 — 31 марта 1340 или 1341, Москва) — князь Московский с 1325 (фактически с 1322), Великий князь Владимирский (1331—1340), Князь Новгородский c 1328 по 1337.

Второй сын Московского князя Даниила Александровича. Внук Александра Невского. Прозвище «Калита» скорее всего получил в связи с тем, что собирал тяжёлую дань с Русских земель для Орды, хотя есть версии о привычке носить с собой мешочек с мелочью для нищих или покупке чужих княжеств за большие деньги (калита — небольшая поясная денежная сумка, от тюркского «калта» — карман).

Правление Ивана Калиты привело к возвышению Москвы над остальными княжествами Руси. А так же преобладание Москвы над Тверью, чего так добивался старший брат Юрий, было окончательно достигнуто при его младшем брате. Перевод в Москву митрополичьей кафедры в 1325 г. сделал её не только важным экономическим центром, но и духовной столицей русских земель. Первым митрополитом, переехавшим в Москву, был Петр.

По отношению к Орде московский князь вёл традиционную политику отца и деда. Князь Иван Калита часто ездил в Орду, что принесло ему доверие и расположение правившего в то время хана Узбека. Если остальные княжества страдали под гнетом ордынских баскаков, то земли московские, остававшиеся относительно спокойными, постепенно стали пополняться людьми, переселявшимися туда из других местностей. Способствуя развитию ремесел и торговли, Иван Калита сумел распространить свое влияние на многие земли Северо-Восточной Руси.

Пригласив ко двору бояр, Иван Калита создал мощную опору своей власти. В 1339 ввел в действие земледельческий закон, основанный на византийском праве, и установил новый порядок наследования, сформулированный в его духовной грамоте. Деятельность Ивана неоднозначно оценивалась историками. Так, В.О. Ключевский не особо выделял его на московском престоле вплоть до появления Дмитрия Донского. М.Н. Тихомиров считал, что «Калита заложил основы могущества Москвы», видел в нем незаурядного политика, дипломата.

В 1296—1297 годах наместник своего отца Даниила Александровича в Великом Новгороде. В 1304 году, в отсутствие своего старшего брата, Иван отправился в Переславль оборонять его от тверских князей. Вскоре под городом появились тверские полки под началом боярина Акинфа. Три дня тот продержал Ивана в осаде, на четвёртый день из Москвы явился боярин Родион Несторович, зашёл тверичам в тыл, а Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел полное поражение.

В 1320 году Иван Данилович впервые ездил в Орду к Узбек-хану для утверждения в качестве наследника Московского княжества. Юрий Данилович получил ярлык от хана на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана.

В 1321 году Дмитрий Тверской признал власть Юрия Даниловича и передал ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её в Новгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали Узбек-хана, и он передал ярлык на великое княжение Дмитрию. Находившийся в это время в Сарай-Берке Иван Данилович не вмешивался в дела брата. При попытке вернуть ярлык Юрий был зарублен Дмитрием в Сарай-Берке 21 ноября 1325 года, в канун дня гибели Михаила Тверского, и Иван стал московским князем. Ещё спустя год (1326) в Орде был убит сам Дмитрий, а ярлык был передан его брату Александру.

Решение хана Золотой Орды о передаче всего великого княжества Ивану Калите имело для Руси одно тяжелое последствие — вскоре хан объявил о решении увеличить размеры «выхода» с русских земель. Московский князь, посоветовавшись с другими князьями, решил основную тяжесть новых выплат возложить на вольный город Новгород с его богатым купечеством и приобретёнными новыми землями по рекам Вычегде, Печоре и верховьям Камы. Новгородские бояре, в свою очередь, решили возложить новую подать на Новоторжскую волость с городом Торжком. Иван Калита потребовал ещё и уплаты новой, прежде не существовавшей дани — «закамского серебра».

Ряд исследователей считают, что таким образом он решил пополнить собственную казну, что чуть было не привело к кровопролитию. Переговоры с Новгородом не принесли результатов. В итоге, как полагают исследователи, Ивану Калите пришлось уплатить Орде за недособранную дань из собственного кармана. Осенью 1335 года отношения Новгорода и Москвы заметно потеплели. Предположительно, Новгород всё-таки выплатил Ивану Калите «закамское серебро».

Соперником Калиты был князь тверской Александр Михайлович. Александр Михайлович Тверской в 1327 году заключил договор с Новгородом, и в том же году в Твери произошло народное восстание, в котором тверичи убили ордынского посла Чол-хана (Шевкала) и всю его свиту. Узнав об этом, Узбек послал за московским князем, но, по другим сведениям, Калита поехал в Орду сам. Узбек-хан выдал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска.

Объединившись с суздальцами, Калита пошёл в Тверское княжество, где ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву (на полтора года).

В 1328 году хан Узбек поделил великое княжение между Иваном, получившим Великий Новгород и Кострому, и Александром Васильевичем Суздальским, получившему сам Владимир и Поволжье (предположительно Нижний Новгород и Городец). При этом фактические функции великого князя исполнял Иван. После смерти Александра в 1331 князем Суздальским и Нижегородским стал его брат Константин, а Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения. Иван совершил поездку в Орду, где вновь получил ярлык на всё великое княжение и половину Ростова.

В 1328—1330 годах Иван отдал двух своих дочерей замуж за Василия Давыдовича Ярославского и Константина Васильевича Ростовского для того, чтобы распоряжаться их уделами.

Иван после этих событий заключил сепаратный мир с Гедимином при помощи митрополита Феогноста, только что приехавшего в Москву. Мир был скреплён браком наследника Ивана Калиты — Симеона Ивановича с дочерью Гедимина Айгустой. Иван Калита выкупил в Орде из плена Наримунта Гедиминовича, заручился его расположением, крестил его в православие и отправил в Литву, к отцу Гедимину.

Новгородцы же, опасаясь как Калиты (в то время только титульный Новгородский князь) с ордынцами, так и шведов, пригласили Наримунта (на северные волости), дав ему в отчину Ладогу, крепость Орешек, Корельск (Корелу), Корельскую землю и половину Копорья, но тот передоверил управление ими своему сыну Александру (ореховский князь Александр Наримунтович), да и жил Наримунт больше в Литве, а в 1338 году, он не только не явился на зов Новгорода защищать его против шведов, но ещё и отозвал своего сына Александра.

В 1336 году при посредничестве митрополита Феогноста Иван заключил мир с Новгородом, стал новгородским князем. В это время Гедимин совершил набег на Новгородскую землю, мстя за мир с Москвой. Иван в отместку направил свои войска на Литву, где они пограбили окраинные земли вблизи границы. Гедимин, занятый распрями с Ливонским Орденом, не стал начинать войны.

В 1337 году Александр Тверской покорился хану, тем самым вернув себе тверское княжение. В 1339 году Иван поехал в Орду с доносом на Александра, после чего тот получил приказ явиться к хану. Приехавшие к хану Александр и его сын Фёдор были казнены. Калита вернулся в Москву и приказал снять с тверской церкви святого Спаса колокол и привезти его в Москву. Брат Александра Михайловича, Константин, вновь был вынужден подчиниться.

В 1339 году Иван организовал поход на Смоленск против князя Ивана Александровича, вступившего в союз с Гедимином и отказавшегося платить дань Орде. Кроме ордынцев в походах Калиты, как правило, участвовали князья рязанские со своей ратью. В том же году назрел новый конфликт между Москвой и Новгородом, который был разрешён уже в княжение сына Ивана, Семёна Гордого.

В начале 1340 года Иван постригся в монахи с именем Ананий, затем принял схиму и спустя несколько недель скончался. Он оставил два завещания (1336, 1339) и назначил своим преемником старшего сына — Семёна. Погребён в Москве — в Архангельском соборе (Собор святого Архистратига Михаила) на Соборной площади.

Летописцы отметили, что Иван Калита избавил Русскую землю от татей и разбойников, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников. За это он получил второе свое прозвище — Добрый. Иван I обнес стеной из дуба Кремль Московский. Построил в нем Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника. В Москве им была построена также Преображенская церковь, а при ней открыт монастырь. Свято-Данилов монастырь был перенесен им на новое место. В Переяславле-Залесском Иван I основал Горицкий (Успенский) монастырь.

1. Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекция 21.

2. Мазуров А.Б. Утверждались ли духовные грамоты Ивана Калиты в Орде? // Вопросы истории. — 1995. — № 9. Серова Н. Гений Москвы (Как Иван Калита закладывал фундамент «третьего Рима») // Российский ежегодник. — 1990. — Вып.2. — М., 1990. — С.64-83.

3. Юшко А.А. О пределах Московского княжества Ивана Калиты // Советская археология. — 1985. — № 2. — С.116-129.

4. Копанев А.И. О «куплях» Ивана Калиты // Исторические записки.Т. 20. М., 1946. С.24-37.

5. Кунаева Л.М. Собиратель земли Русской (Иван I Калита) // Библиография. 1993. № 4. С.31-35.

6. Аверьянов К.А. Московское княжество Ивана Калиты. — Вып.1-3. — М., 1993-1994.

7. Балязин В. Н. Неофициальная история России. — 2007
Иоанн Данилович Калита // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ярослав Мудрый выгнал Ивана Калиту за неуплату налогов.
Иван Калита на задворках Киевской Руси основал Московию, а потом Юрий Долгорукий построил первый Кремль.

Убийство Франса Фердинанда в сарае, в котором родился Христос. Убийство просто шокировало Наполеона и по этому он сразу же объявил войну Иосифу Сталину, который по происхождению был гагаузом. Так как Наполеону нужны были сильные партнёры, по этому он обратился к Гитлеру и чтобы уважить оного, Наполеон начал встречу со слов "Слава Украине".

Сейчас вы подумаете, что админ с утра сала переел, вот только ненадо этого всего, а просто посмотрите ролик.

Михан Поляков


Михан Поляков

Тутанхамон не одобрил,и обратился к Рузвельту с просьбой повлиять на Вашингтона,чтобы Клеопатра с Цезарем основали НАТО.
Все же понятно,что вы!

Петр Русинов

Петр Русинов

Айс Есинов

Ну другое дело! Все встало на свои места! Мозаика сложилась! Пазл совпал! Планеты выстроились в ряд! В мозгу щелкнуло и головоломка разрешилась! Я прозрел!

Pavel Cotov

Виктор Симаков

Даже,украинские эксперты могут допустить ошибку,на самом деле не Иван Калита,а Иван Коляда,а поскольку Ярослав Мудрый,выгнал его под Рождество,тому ничего не оставалось,как пойти по дворам и песнями зарабатывать себе на жизнь,отсюда и пошло название»Колядки»

Garm Garmov

Denis Пхил

Это, конечно, трэш, угар и содомия. Но у нас тоже хватает любителей Фоменко и Носовского. А в провластных кругах любят ляпнуть как высокоиндустриальную царскую Россию большевики за несколько лет низвергли в средневековье, чтобы в середине 20х начать все сначала))

Петр Русинов

Denis, так для своего времени царская Россия была не такой отсталой, как рисовала её большевистская пропаганда

Denis Пхил

Петр, но и прогрессивной она совершенно не была) Большевики само собой местами сгущали краски, но к истине были значительно ближе нежели белогвардейская пропаганда в имиграции и уж тем более современные монархисты.

Петр Русинов

Denis Пхил

Петр, смотря с кем сравнивать) Она входила в списки ведущих стран мира, но в основном за счет богатства территорий и обширности населения. Так по количественному производству зерна РИ занимала 2 место после США, а вот по производству зерна на душу населения скатывалась во вторую десятку. В РИ действительно начался промышленный рост с 80х годов 19в, темпы которого замедлились к 1910. Но высокие темпы роста не равны развитой промышленности и экономики. Так если в губернии есть 1 завод, строительство еще двух это прирост 200%, строительство же 3 заводов при 10 имеющихся есть прирост всего 30% На 1913 год РИ - страна с низким уровнем здравоохранения, нерешенным вопросом с общим образованием, средневековым сельским хозяйством (при основе экспорта на зерне (до 45%)), низким уровнем жизни подавляющего большинства населения и высокой социальной нестабильностью. Общий вывод - развивающаяся не равно развитая

Петр Русинов

Denis, а разве она не была одной из ведущих стран мира? И напомню, что СССР покупал зерно за границей) А по поводу недостатков, то что где-то тогда было решен вопрос с общим образованием, не средневековым сельхоз и низким уровнем жизни населения?

Denis Пхил

Петр, про зерно довод, конечно. Заканчивайте читать царьград и обратитесь к истории) Вопрос с образованием был решен даже в Фнляндском княжестве, которое являлось автономной частью РИ. По поводу разницы в сельском хозяйстве с Британией и США рекомендую посетить музей хлеба в СПб, там отличный фотоархив. СССР действительно начал закупку кормового зерна в 1970х, а к 80м стал крупнейшим импортером в этой сфере, что было связано с ростом в мясо-молочном производстве. При этом, если посмотрите стат данные за 1970, то удивитесь, при импорте зерна в объеме 2,2 млн тон был и его экспорт в размере 5,7 млн тонн.

Петр Русинов

Denis, а чем тебе не нравятся факты про зерно? И в СССР всё 15 республик были автономными частями, посему причём здесь музей. Это что отменяет факта, что СССР импортировал зерно. Факты ведь упрямая

Denis Пхил

Становление Третьего Рима

Как известно, Москва — Третий Рим, и четвертому не бывать. В начале XVI века старец (или, по одной из версий, настоятель) одного из псковских монастырей Филофей впервые сформулировал эту философскую и богословскую концепцию. Основная ее мысль — преемственность наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших ее от римских.

Но за два столетия до этого, задолго до падения «второго Рима» — Константинополя под натиском османских орд, московский князь Иван Калита создал все предпосылки для формирования концепции «Третьего Рима», пригласив 1 марта 1325 года в Москву митрополита Петра, прозванного Ратенским. Тот согласился перенести кафедру митрополита, и, таким образом, резиденция предстоятеля Русской православной церкви переехала в Первопрестольную. Так Иван Калита окончательно утвердил Москву как центр православия на Руси. И «скрипка» в прошлом небольшого города в политическом оркестре того времени сразу же начала играть основную партию.

Именно Иван Калита основал для митрополита Петра Успенский собор в Кремле (который, к сожалению, не сохранился до наших дней — современный храм был построен на его месте почти полтора века спустя). А одежды митрополита, причисленного, как и сам князь, к лику святых, до сих пор можно увидеть, посетив Оружейную палату.

Но большинство историков сходятся на том, что именно Иван I Калита заложил фундамент той победы, которую его внук, московский князь Дмитрий, оставшийся в истории под прозвищем Донской, одержал спустя пятьдесят пять лет на Куликовом поле по благословению Преподобного Сергия Радонежского.

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Но все же позволим себе предположить, что, если бы не тот посыл к объединению, заданный мудрым князем Иваном Данииловичем, Русь могла бы пойти совершенно иным путем — и кто знает, куда бы он привел наши земли в итоге.

До сих пор мощи Святителя Петра Ратенского хранятся в перестроенном Успенском соборе. А неподалеку — в Архангельском соборе — покоятся останки первого собирателя русских земель князя Ивана I Калиты.

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».

Очередная междоусобица закончилась. Едва ли не самым внимательным наблюдателем всех этих перипетий был сын Василия II, Иван Васильевич, будущий Государь всея Руси Иван III.

1. Абрамов Д. М. Ордынская броня Александра Невского. М.: Алгоритм, 2006.

2. Аверьянов К. А. Сергий Радонежский.

Личность и эпоха. М.: Энциклопедия российских деревень, 2006.

3. Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

4. Борисов Н. Иван Калита // Родина. 1993. № 10.

5. Борисов Н. С. Иван Калита. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 2005.

6. Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси XIII—XVII вв. М., 1988.

7. Борисов Н. С. Русские полководцы XIII—XVI веков. М., 1993.

8. Борисов Н. С. Сергий Радонежский. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 2006.

9. Великий князь Александр Невский. Л., 1992.

10. Гордиенко Н. С. Новые православные святые. Киев, 1991.

11. Дегтярев А. Я. Заступник Отечества. Л., 1990.

12. Золотухина Н. М. Иосиф Волоцкий. М., 1981.

13. История государства Российского: Жизнеописания. IX—XVI вв. М., 1996. С. 131—256.

14. КаргаловВ.В. Полководцы X—XVI вв. М., 1989.

15. Кирпичников А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. 1996. № И, 12.

16. Коган В. М. История Дома Рюриковичей (Опыт историко-генеалогического исследования). СПб., 1993.

17. Кричевский Б. В. Русские митрополиты (Церковь и власть XIV века). СПб., 1996.

18. Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990.

19. Кучкин В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10.

20. Нестеренко А. Н. Александр Невский: кто победил в Ледовом побоище. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

21. Пензев К. А. Русский Царь Батый. М.: Алгоритм, 2006.

22. Петров А. В. Марфа Борецкая // Вопросы истории. 1994. № 11.

23. Плугин В. А. Сергий Радонежский – Дмитрий Донской – Андрей Рублев // История СССР. 1989. № 4.

24. Серова Н. Я. Гений Москвы: Как Иван Калита закладывал фундамент «Третьего Рима» // Российский ежегодник. 1990. Вып. 2.

25. СкрынниковР. Г. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский. М., 1990.

26. Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л., 1990.

27. Скрынников Р. Г. Иван III. M.: Act, 2006.

28. Федоров Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.

29. Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263—2000). М.: Новое литературное обозрение, 2007. 30. Шишов А. В. Александр Невский: святой князь-ратоборец. М.: Вече, 2006.

3.1. Первые лица государства, высшие руководители страны

3.1.1. «Сам-третий у постели». Главная проблема Василия III

Василий III продолжал политику своего отца твердой рукой. За почти тридцатилетнее правление (1505—1533) он присоединил к Московскому княжеству очень важные территории: в 1510 г. – Псков, в 1514 – Смоленск, в 1521 – Рязань.

Василий не допускал возобновления междоусобицы. Племянник Дмитрий так и умер в заточении. Братья тихо сидели по своим уделам, выделенным еще Иваном III. Василий III правил вполне самодержавно, властно, или, как говорили о его методе правления, «сам-третий у постели». Все было бы хорошо, если бы не проблема, которая будет периодически в весьма острой форме возникать в истории России. Это проблема преемника, наследника престола.

Василий III фактически ввел новый порядок выбора невест, чтобы, по-видимому, не связываться с зачастую пустыми заграничными хлопотами. Государевы писцы переписали по всей стране дворянских девок-невест. Их набралось около полутора тысяч. После проведенного отбора «на местах» и на самом верху Василий Иванович выбрал красавицу-боярышню Соломонию Сабурову. Супруга, по-видимому, всем устраивала великого князя, так как только через 20 лет супружеской жизни в бездетном браке правитель всерьез озаботился отсутствием наследника. Бездетность в браке считалась весомой причиной для инициирования развода со стороны мужа, но верхи православной церкви и влиятельные боярские круги отрицательно отнеслись к возможному разводу. Они рассчитывали после Василия III посадить на престол кого-нибудь посговорчивее.

Читайте также: