Как ходит слон на шахматной доске

Обновлено: 28.03.2024

Слон — шахматная фигура равноценная по силе трём пешкам или коню. Иногда слона называют офицером — не будем следовать этому примеру. В англоязычных странах принято название Bishop — епископ.

Как выглядит слон в шахматах

Так выглядит шахматный слон

Как ходит слон

Слон движется по диагонали на любое количество полей, вперёд или назад. На диаграмме ниже показаны все возможные поля, на которые может встать слон. В начале партии у каждой стороны есть два слона; один слон перемещается только по белым полям (белопольный слон), а другой только по чёрным (чернопольный слон).

Как ходит слон в шахматах

Белопольный слон расположился на центральном поле e4. Он может переместиться на любое поле выделенное зелёным цветом

Путь слона может быть заблокирован другими фигурами на шахматной доске. На диаграмме ниже значительно меньше полей, на которые может переместиться слон, потому что другие белые фигуры ограничивают его подвижность.

Как ходит слон в шахматах

Ладьи и конь значительно ограничили подвижность слона — в его распоряжении всего 5 полей

Хороший и плохой слон

Слоны, в отличие от коней, любят простор.


Манёвренность фигур во многом зависит от их расположения. Белый слон может пойти на 13 полей, а чёрный только на 7. Наибольшую свободу передвижения получают слоны расположенные в центре доски

Для проявления всех своих возможностей, слонам нужны открытые диагонали. Помня об этом, следует располагать свои пешки на полях противоположного цвета. Например, если у вас белопольный слон, ставьте пешки по чёрным полям.

Белый слон значительно активней, нежели чёрный. Белый слон, не имеющий перед собой никаких препятствий, называется хорошим слоном. Манёвренность чёрного слона ограничена собственными пешками, такой слон называется плохим А вот что может произойти, если не заботиться о потребности своих слонов в пространстве. Чёрного слона уже можно назвать не плохим, а ужасным. Он никак не может помочь своему королю

Как бьёт слон

Шахматный слон, как и все остальные представители шахматной доски, не ест и не рубит. Он осуществляет взятие, т.е. может взять (побить) вражескую фигуру или пешку.


На диаграмме ниже белый слон может взять чёрную ладью — ладья убирается с доски, а на её место становится слон.

Слон может взять ладью Положение после того, как слон взял ладью

Видео

В отличие от двух коней, два слона при поддержке короля могут поставить мат одинокому королю противника.


Ходят слухи, что слон — любимая фигура нынешнего чемпиона мира Магнуса Карлсена. Сам он об этом никогда не говорил, но всевидящее око шахматных аналитиков не дремлет. Полагаю, одного этого факта достаточно, чтобы, разобраться как ходит слон в шахматах и какие у него особенности и повадки.

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

Изюминки слона

Слон относится к категории «легких» фигур. Относительная ценность слона эквивалентна трем пешкам или коню. Подчеркну, — относительная. Шахматы игра ситуационная и в разных позициях ценность фигур может несколько меняться.

Слон обладает рядом интересных особенностей:

  • Дальнобойность
  • Любит действовать «сообща» со своим коллегой — слоном
  • Может мастерски маскироваться
  • Может поставить мат в самом начале партии

Как слон может ходить и как не может?

Схема передвижения слона несложная, — он ходит только по диагонали. По свободному пространству.

dalnost-slona

Перескакивать через фигуры слон не может. Чужую фигуру он может побить, свои же загораживают ему поле деятельности.

hodi-slona

В данной позиции у слона только два хода — на поле е5 и взять черную ладью на f6.

Дальнобойщик

По своей дальнобойности слон не уступает тяжелым фигурам – ферзю и ладьям. Он «простреливает» всю шахматную доску во все стороны. Причем делает это по диагонали и начинающие шахматисты часто не замечают угроз, исходящих от слона.

Слон против коня. Кто кого?

Извечный спор любителей шахмат, — кто сильнее, слон или конь, — ведется испокон веков. И однозначный ответ дать невозможно.

Считается, что в открытых позициях сильнее слон. Оно и понятно, слон по определению пробивает больше полей, чем конь.

polia-konia

Как видите, конь бьет только 8 полей, в то время как слон, расположенный в центре доски (см. диаграмму выше) – целых 13!

В закрытых же позициях обычно сильнее конь. Причина банальна: слона могут ограничивать свои же фигуры. В наиболее «тяжелых» случаях слон совершенно утрачивает свои боевые качества и больше похож на пешку.

plohoj-slon

Теперь давайте поставим на место слона коня:

kon-slon

Вы все видите сами. Скаковые качества коня в такой позиции намного ценнее сведенной на нет дальнобойности слона.

Преимущество двух слонов

Мы с вами уже знаем, что слон передвигается по полям одного цвета. Поля другого цвета остаются «неохваченными». Но… у нас же два слона, а не один. Не исключаю, что это одна из мудрых идей создателя шахмат. Полагаю, вы уже догадались, куда я клоню: вдвоем слоны покрывают всю «цветовую гамму».

Если позиция открытая и действия слона не ограничиваются другими фигурами, они обычно представляют грозную силу. Как правило два слона в открытых позициях сильнее двух коней, или коня+слона, А иногда могут соперничать с тандемом ладья+конь или ладья + слон. Шахматисты называют это так: преимущество двух слонов.

Мастер маскировки

Опытные шахматисты иногда ставят слона «в засаду». На языке шахмат это называется «фианкетто» или фианкетирование слона.

fianketto

Слон как бы притаился, замаскировался за своим же конем. Но его звездный час наступит. Пример:

slon-zasada

Черные выиграли пешку c4 ходом 1…d5:c4 и на 2.а2-а4 пытаются ее подкрепить ходом 2….b7-b5.

Однако… вы уже обратили внимание на белого слона, притаившегося в засаде. Далее следует 3.а4:в5 с6:в5? 4. Кf3-g1!!

kf3-g1

Чтобы слон «выстрелил» ему пока не нужно ходить. Ход делает конь!

Конь открывает слону оперативный простор и выясняется, что черная ладья превратилась в легкую мишень для нашего мастера маскировки – фиакетированного слона g2. Ладье ходить некуда. Черные могут перекрыть диагональ конем, слоном и даже ферзем. Но это мало что меняет, — они несут тяжелые материальные потери.

Кстати подобные позиции – ловушки довольно типичны в игре не очень опытных шахматистов. Рекомендую держать ухо в остро, дабы ваши фигуры не пали жертвой неожиданной атаки слона из засады .

Ваш покорный слуга отнюдь не призывает фианкетировать слонов в каждой партии. Однако иметь этот прием в своем арсенале, – более чем резонно.

Мат слоном

Ну и конечно же пиршество шахмат –мат. По своим возможностям поставить мат уже вначале партии, слон иногда с успехом может соперничать с ферзем. Пример:

Fd1-b3

Черные играют 4…Кс6-а5.

kc6-a5

Видеть вилку и не поставить? Засмеют!

Увы. Нужно быть внимательнее.

cc4-f7

5.Сс4:f7 Х. Мат. Если вы пока не знаете, значек Х в шахматной нотации означает «мат».

В заключение: И снова пару слов о правильных терминах. Некоторые начинающие шахматисты называют слона офицером. Откуда это повелось, доподлинно неизвестно (впрочем, так же как и правильное название –слон).

Однако, имейте, пожалуйста, ввиду: если ваш соперник или партнер по разбору партий называет слона офицером, — даю голову на отсечение, что он не сильный шахматист.


Вначале небольшое отступление. Если вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, то получите от нас вот этот бесплатный материал и научитесь играть в шахматы уже через 48 минут:


В детстве автора этих строк вначале научили играть в шашки. Когда же состоялось судьбоносное знакомство с шахматами, ваш покорный слуга слегка растерялся. В отличие от шашек, в этой игре фигуры передвигаются по-разному. Сразу возник вопрос: как ходят шахматные фигуры?


Сразу скажу, что словосочетание «в картинках» в заголовке, означает именно шахматные диаграммы .

Сравнение фигур с лошадями, слонами, рыцарями, бойницами и т.д. на мой взгляд, несколько искусственно. И только уводит ребенка из мира шахмат куда-то в другую область.

По крайней мере, лично у меня даже в детстве не возникало подобных аналогий.

А по сему, что называется, — «к барьеру». Разберемся, как ходят фигуры именно на доске, а не где бы то ни было. Обо всем по порядку.

Ферзь

Начнем с самой сильной фигуры. Ферзь может ходить во всех направлениях: по диагонали и по прямой (вверх, вниз и в сторону). Более того, — на любое расстояние.


Перепрыгивать через другие фигуры не разрешено (это может делать только конь).

Любую фигуру соперника, стоящую на пути, ферзь может побить. На диаграмме — коня. А вот слон из своего же лагеря – препятствует ферзю двигаться.

Проще говоря, способ передвижения ферзя объединяет возможности ладьи и слона.

Король

Теперь на очереди самая уникальная фигура – король. Главная особенность — побить короля нельзя, это не предусмотрено правилами.

Ходы короля схожи с ходами ферзя. Разница в том, что король может двинуться только на одно поле, а ферзь на любое количество.

Ходы можно делать во всех возможных направлениях, — вперед, назад, по диагонали и в сторону.


Таким же «макаром» король и бьет фигуры соперника. Или как иногда говорят неопытные игроки — «ест» или “рубит”.

Ладья

Наряду с ферзем, считается «тяжелой» фигурой. Направление движения ладьи – прямая. Вверх, вниз или в стороны.

Расстояние – любое, если траекторию не загораживают другие фигуры. Перепрыгивать их ладья не может.


То есть, в сравнении с ферзем, ладья не может ходить по диагонали.

Относительный «вес» (ценность) ладьи – 5 пешек. Для сравнения конь или слон эквивалентен трем пешкам. Ферзь – девяти.

То есть, как правило ладья сильнее легкой фигуры (коня или слона), но немного слабее пары конь+слон. А две ладьи чуть сильнее ферзя.

Какая шахматная фигура ходит буквой Г? Правильно, конечно же конь. И только конь.


На диаграмме зеленым цветом окрашены поля, на которые может «скакнуть» конь, находящийся в центре доски.

Еще одна важнейшая способность коня, — он может перескакивать через фигуры, включая фигуры соперника:


Белый конь имеет возможность побить черного слона, невзирая на препятствия в виде пешек. Конь, как завзятый барьерист, их перескакивает.

Слон, как и конь, считается легкой фигурой. Направление передвижения слона — исключительно по диагонали. На любое расстояние.


Также, как и другие фигуры, (за исключением коня), слон может двигаться только по свободному пространству доски. Чужую фигуру, встретившуюся на пути, — он может побить, своя же просто препятствует передвижению слона:


В позиции на диаграмме у слона только 2 хода — на поля е5 и на f6, попутно побивая черную ладью

Пешка

Несмотря на свою непритязательность в плане ценности (силы) фигуры, пешка по разнообразию своих возможностей превосходит другие фигуры.

Основные особенности пешки: Ходит только вперед, бьет по диагонали, может превращаться в другие фигуры и бить другие пешки «на проходе». Обо все по порядку

Начальный ход

Пешка в стартовой позиции может продвинуться на одно или на два поля вперед.


Общее правило продвижения пешки можно сформулировать так:

Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может.

Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство" не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.

Взятие


Например: 1. f3: g4 или 1. е5:d4

Пешка на поле b5 по вертикали пройти не может, однако может взять коня. 1. b5:а6

У этого правила есть исключение: взятие на проходе. Иногда называют – через битое поле.

Взятие через битое поле (на проходе)

Правило выглядит так:

В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.


1.с2-с4 b4:с3 или 1. f7-f5 2. g5:f6

Через битое поле можно брать только пешку. Другую фигуру брать пешке не разрешено.

Возможность взятия на проходе предоставляется только в течение 1 хода. Иными словами — как ответный ход на ход пешки соперника.

Превращение

Еще ода уникальная способность пешки – возможность превращения в другую фигуру.

Это звездный час любой пешки! Венец карьеры, так сказать.

Когда пешка доходит до последней, восьмой горизонтали (черной — соответственно первой), — она обязана превратиться в какую угодно фигуру такого же цвета, за исключением короля.


На практике это выглядит так: Пешка ставится на клетку превращения, снимается с доски, и на это поле ставится другая фигура. Какая именно, решает сам шахматист.

Как правило, пешку превращают в ферзя, разумеется. Так на доске могут возникнуть несколько ферзей. Два ферзя одного цвета на доске появляются нередко.

Бывает, что превращение происходит одновременно со взятием. Одно другому не мешает:


Пешка бьет фигуру противника и одновременно превращается в другую свою фигуру. Получается двойной эффект: 1.d7:с8Ф

В заключение напомню, что правила передвижения фигур – только один из разделов правил шахматной игры. Согласитесь, цель игры не в том, чтобы «ходить». А в том, чтобы победить.

А посему призываю вас, дорогой друг, изучить и другие статьи по правилам игры на нашем блоге.

Шаг за шагом, и вы окунетесь в мир одной из самых увлекательных и полезных игр, изобретенных человечеством. Если не самой.

Как ходит слон в шахматах?

Фигура, которую мы знаем как Слона, возникла в Индии и появилась в виде слона в Индийских шахматах. Когда шахматы пришли на запад, европейские игроки переделали фигуру, чтобы представить члена церковного духовенства, который раньше занимал влиятельные должности при королевских дворах. Внешний вид фигуры поменялся, но в России и ряде других стран мы по-прежнему её называем Слоном. А также шахматного слона есть другое название – офицер!

  • 1. Как ходит слон в шахматах?
    • 1.1 Хороший слон против плохого слона
    • 3.1 Активный слон
    • 3.2 Полезный слон
    • 3.3 Большая пешка
    • 3.4 Резюме - Типы слонов

    Как ходит слон в шахматах?

    Как ходит слон в шахматах? Слоны перемещаются по диагонали, на столько полей, сколько они хотят за раз как вперёд, так и назад. Они всегда остаются в своём стартовом цвете.

    Слон не может перепрыгивать через другие фигуры. Поэтому, если на его пути стоит вражеский солдат, он должен либо остановиться, не дойдя до этой фигуры, либо её «съесть». Здесь белый слон может взять чёрную ладью.

    Слон двигается по прямой диагонали.

    Диаграмма 1: Как ходит слон в шахматах?

    Советы, которые следует помнить при перемещении слона:

    • В начале игры у вас есть два слона. Один движется по белым полям, другой по чёрным. Слоны всегда придерживаются того цвета, с которого начали игру.
    • Если оба ваших слона окажутся на поле одного цвета, то знайте, что что-то пошло не так, и вы переместили одного из своих слонов, как банан!

    Исходное положение слонов

    Диаграмма 2: Исходное положение слонов

    Просто сосредоточьтесь на том, чтобы придерживаться своих диагоналей, и не блокируйте своих слонов пешками.

    Хороший слон против плохого слона

    Если Слон заблокирован своими Пешками, его называют плохим слоном. Здесь белый слон ограничен белыми пешками, а чёрный слон может легко перемещаться по доске. Когда у вас плохой слон заперт за пешечной цепью, вы должны найти способ вырваться на открытое пространство (диагонали). Плохой слон белых может быть освобождён с помощью Bc1-Bf4.

    У белых сейчас плохой слон

    Диаграмма 3: У белых сейчас плохой слон

    Но также стоит отметить, что белопольный и чернопольный слон отлично подходят друг другу. Вместе они могут контролировать большие площади доски. Вместе они называются парой слонов. Позже вы узнаете больше об этом.

    Фианкетто Слона

    Фианкетто в переводе с итальянского означает маленький фланг. «-Etto» означает мало, а «fianco» - фланг или бок)

    В шахматах фианкетто - это способ развить слона на фланге. Чтобы это сделать, нужно переместить пешку g или b на одно поле, а затем поставить за ней слона.

    Когда открыта длинная диагональ, там слоны могут быть очень сильными. Здесь оба нижних белых слона фианкеттированы.

    Фианкеттированные слоны имеют более широкий охват

    Диаграмма 4: Фианкеттированные слоны имеют более широкий охват

    Однако фианкетто не всегда хорошо. Основная причина в том, что для развития слона требуется два хода. В некоторых ситуациях на это может не хватить времени. Фианкетто - важная часть многих дебютов. В Староиндийской защите чёрные фианкетируют слона на королевский фланг. 1.d4 Nf6 2.c4 g6 3.Nc3 Bg7

    Типовое Староиндийское фианкетто

    Диаграмма 5: Типовое Староиндийское фианкетто

    Две другие популярные защиты, в которых используется фианкетто - это Новоиндийская защита и Сицилийский дракон. В общем, фианкетирование ваших слонов — это отличный способ увеличить их активность.

    Типы слонов

    Слон живёт ради скорости, и этот маленький гоночный автомобиль Формулы-1 делает всё, чтобы захватить себе диагональ. Это означает, что, если его диагонали не заблокированы, Слон может быть свирепой и очень ценной фигурой.

    Есть три типа слонов:

    • Активный
    • Полезный
    • Большая пешка

    1.Активный слон

    Слон считается Активным, если он находится вне пешечной цепочки или наслаждается жизнью на достаточно свободной диагонали. Активный слон может мгновенно перебегать из одного сектора в другой, поэтому их всегда нужно уважать.

    Диаграмма 6: Активный слон

    В этой позиции белый слон на d5 очень активен, в отличие от чернопольного слона на g7. Фианкеттированный Слон находится в состоянии покоя из-за закрытого центра, созданного пешками.

    Важные советы при перемещении пешек:

    • Слоны обычно наиболее сильны в открытых позициях. Чем меньше пешек на пути слона, тем больше его размах.
    • Каждый раз, когда вы ходите пешкой, проверяйте, как это влияет на активность ваших слонов! Очевидно, что превращение открытой позиции в закрытую окажет серьёзное влияние на эти фигуры, поэтому приучите себя всегда проявлять заботу и беречь здоровье ваших слонов.

    2. Полезный слон

    Слон считается «Полезным» если он выполняет важное оборонительное или динамическое задание. На такого защищающегося слона возможно некрасиво смотреть, но его отсутствие может привести к серьёзным затруднениям в вашей позиции.

    Активные слоны хороши, но временами они просто претендуют на господство над незначительной недвижимостью. В этом случае вам нужно найти или создать что-то для них. Спящий Слон одновременно полезен и активен. Он охватывает много областей, но также служит очень конкретной и полезной цели.

    Полезный слон, охраняющий d6

    Диаграмма 7: Полезный слон

    Чернопольный слон чёрных на e7 выглядит пассивным. Однако, если вы внимательно понаблюдаете, тот же самый Слон служит полезной цели, охраняя отсталую пешку d6.

    Если вы уберёте из игры обоих чернопольных слонов, позиция чёрных упадёт, и белые смогут легко сожрать слабую пешку d6 своим ферзём. Чернопольный слон Чёрных — это Полезный Слон!

    3. Большая пешка

    Слон считается большой пешкой, если он не выполняет полезную функцию и оказывается в ловушке за своими пешками (что делает его неактивным). Этот вид слона принимает образ пешки-переростка, которая, к сожалению, не может превратиться в ферзя, достигнув конца доски.

    В этом положении слон белых полностью захвачен пешечной цепью, и он ничего не может сделать, чтобы освободиться из неё. Какая жалость. С другой стороны, чёрный слон активен и может свободно передвигаться. Будьте осторожны, чтобы не попасть в такую ситуацию!

    Диаграмма 8: Большая пешка

    Белый слон теперь просто большая пешка

    Что делать, если у вас есть большая пешка:

    • Уберите пешки с цвета вашего слона (разблокируйте его).
    • Выведите своего слона за пределы пешечной цепочки.
    • Обменяйте ужасного слона на вражеского слона или коня.

    Резюме - Типы слонов

    • Слоны обычно наиболее сильны в открытых позициях. Чем меньше пешек на пути слона, тем больше его размах.
    • Каждый раз, когда вы ходите пешкой, проверяйте, как это влияет на активность ваших слонов! Очевидно, что превращение открытой позиции в закрытую окажет серьёзное влияние на слонов, поэтому приучите себя всегда проявлять заботу и беречь их здоровье.
    • В то время как активный слон может выглядеть хорошо, полезный слон обменивает стиль на содержание и удовлетворяет более глубокие потребности (как динамические, так и защитные) позиции.
    • Всегда дважды подумайте, прежде чем ставить пешки на поля того же цвета, что и ваш слон! Как правило, вы должны делать это только в том случае, если ваш слон может выйти за пределы пешечной цепи (что сделает его активным), или если ваш слон оказался полезным (скорее всего, в качестве защитника) внутри цепи.
    • Если у вас есть большая пешка, попробуйте освободить слона, убрав пешки с полей его цвета или выведя его за пределы пешечной цепочки. Если это не удаётся, вы также можете попробовать обменять его на лёгкую фигуру противника (следуя нашему правилу «меняйте плохие фигуры на хорошие»).
    • Даже наличия этих знаний и опыта не застраховывают вас от появления в вашей позиции «Большой пешки». В этом случае вам необходимо:
      • 1. Убрать пешки с полей цвета вашего слона (разблокировать его).
      • 2. Вывести вашего слона за пределы пешечной цепи.

      Смотрите также: Как ходят все шахматные фигуры?

      Разноцветные слоны

      Когда у каждого игрока есть один слон, и они перемещаются по полям разного цвета, мы называем их «Разноцветные слоны». Один слон ходит по чёрным полям, другой - по белым. Вероятно, они живут в двух разных мирах.

      Поскольку они не сражаются друг с другом на одинаковых диагоналях, оба слона обычно очень сильны на своем, собственном цвете. Разменять их довольно сложно, потому что их пути никогда не пересекаются.

      Диаграмма 9: Белые ходят и ставят мат в 1 ход

      Белые ходят и ставят мат в 1 ход

      Разноцветные слоны — это просто битва Слона против Слона. Тем не менее это странная битва, напоминающая войну двух существ в разных измерениях.

      Поскольку они будут жить на диагоналях разного цвета, пока не будут помещены в коробку после игры, слоны не могут защищать то, что атакуют другие, а если вы поставите свои пешки или Короля на противоположный цвет вражеского слона, призрачный Слон обнаружит, что он вообще ничего сделать не может.

      Слоны в разных измерениях

      Диаграмма 10: Слоны в разных измерениях

      Эта игра - мёртвая ничья. Чёрный слон не может атаковать ни одну пешку белых, потому что она застряла в другом измерении. То же самое и с противником. Разноцветные слоны странно влияют на игру!

      В эндшпиле они помогают защищающей стороне. Шахматное окончание, в котором у одной из сторон есть лишняя пешка, обычно заканчивается вничью. И есть много позиций, где преимущества двух пешек недостаточно для победы.

      В миттельшпиле разноцветные слоны благоволят атакующему игроку. Их доминирование на одном цвете часто позволяет добиться выигрышного прорыва.

      Два слона

      Обладать двумя слонами намного лучше, чем иметь только одного, потому что основная слабость слона - его неспособность контролировать весь цветовой комплекс. С двумя слонами теперь можно полностью патрулировать как белые, так и чёрные диагонали.

      Конечно, если позиция закрыта и все диагонали заблокированы, слоны могут быть не очень впечатляющими. Но в целом пара слонов действительно хорошая вещь, и с ней соперник должен что-то делать.

      Самый простой способ решить эту проблему - обменять одного из вражеских слонов. Например, обменяв своего коня или слона на вражеского слона, создав таким образом гораздо более управляемую ситуацию «слон против коня» или «слон против слона».

      Сила двух Слонов

      Диаграмма 11: Сила двух Слонов

      Заключение - Как ходит слон в шахматах?

      Слон - фигура для дальнего боя. Он может за один ход перемещаться, с одного фланга на другой. Его слабость в том, что он может передвигать только по полям одного цвета.

      Слон может перемещаться на любое количество полей, если все они диагональные. Он не может перепрыгивать через фигуры на своём пути. Если слон начинает с чёрного поля, он должен двигаться только по чёрным диагоналям и наоборот. Слон хорош для прикрытия или защиты других фигур на доске.

      На доске у вас будет всего два слона - белопольный и чернопольный. Тот, кто сидит на белом поле, может двигаться по белым диагоналям, а кто на чёрном поле движется только по чёрным диагоналям.

      Как ходят шахматные фигуры?

      Если вы готовы узнать, как ходят шахматные фигуры, то смотрим статью дальше. Вы будете удивлены, насколько это просто. Когда я учился в начальной школе, мой друг научился играть в шахматы. Его мать сделала ему классический комплимент: «Это очень хорошо, дорогой, но нужны годы, чтобы научиться играть в настоящие шахматы». Хотя это правда, что шахматы - сложная игра, у вас не возникнет проблем с изучением правил и игры в шахматы прямо сейчас.

      В двух словах, как ходят все шахматные фигуры:

      • Король перемещается на одно поле в любом направлении.
      • Ферзь перемещается на любое расстояние по горизонтали, вертикали или диагонали.
      • Ладья перемещается на одно или несколько полей по вертикали или горизонтали.
      • Слон ходит по диагонали на любое количество полей.
      • Конь ходит в форме буквы Г.
      • Пешки ходят на одно поле вперёд или на 2 поля, если это первый ход.

      В шахматах игроки ходят по очереди. Вы не можете пропустить ход или сделать пас, даже если вынужденный ход означает, что вы проиграете игру. И пока мы разбираемся с основами, я хочу привести краткий факт, который касается всех фигур:

      Кроме коня, никакая другая фигура не может изменить направление в середине хода!

      Вы не можете начать перемещать свою фигуру в одном направлении, а затем, во время этого же движения поменять направление, зигзагообразно перемещаясь по доске, как мышь-берсерк в лабиринте. Только когда вы начнёте свой следующий ход, вы сможете изменить направление, в котором движется фигура.

      Двигаясь по доске, следует быть внимательным к возможностям взятия фигур и пешек оппонента. Взятие вражеской фигуры или пешки - это простой способ переместить вашу фигуру или пешку на поле, занимаемое вражеской фигурой, и убрать её с доски. Любая фигура, кроме короля, может быть взята. (Для Короля неизбежное взятие завершает игру до того, как это взятие будет фактически осуществлено).

      Фигуры и пешки вместе известны как материал. Если вы возьмёте одну из фигур вашего противника, вы получите материал. Если затем он возьмёт или «съест» вашу эквивалентную фигуру, то говорят, что он «вернул» эту фигуру, и материал считается равным.

      • 1. Как ходят шахматные фигуры и пешки?
        • 1.1 Как ходит король в шахматах?
        • 2.1 Рождение ферзя
        • 3.1 Ладья не замок
        • 4.1 Охват слона
        • 5.1 Нобелевский конь

        Как ходят шахматные фигуры и пешки

        Как ходит король в шахматах?

        Шахматный король

        Король всегда представлял монарха, от Раджи в Индии до Шаха в Персии и Сира во Франции. Король - самая важная фигура на доске просто потому, что его взятие означает проигрыш в игре. Тот факт, что король - самая важная фигура, никоим образом не делает её самой могущественной. Он не может перепрыгивать через другие фигуры (как конь) и не может жертвовать собой. Король всегда ходил точно так же, как и сегодня, за исключением того, что рокировка (особый ход с королём и ладьёй) была изобретена примерно после 13-го века.

        Король может перемещаться на одно поле в любом направлении, горизонтально, вертикально или по диагонали, и он может двигаться как вперёд, так и назад.

        На диаграмме показана сфера влияния короля с полей c5 и f5.

        Диаграмма, показывающая, как ходит король

        Диаграмма, показывающая, как ходит король

        Как ходит ферзь в шахматах?

        Объединяя силы слона и ладьи, ферзь имеет возможность контролировать удивительное количество полей. За один ход ферзь можете перемещается на любое расстояние по горизонтали, вертикали или диагонали. Он может двигаться назад, но не может перепрыгивать через другие фигуры.

        Диаграмма, показывающая ходы Ферзём

        Диаграмма, показывающая ходы Ферзём

        Рождение ферзя

        Более 1400 лет назад в оригинальной индийской игре Чатуранга ферзь был самой слабой фигурой, его ходы ограничивались четырьмя клетками, по диагонали примыкающими к полю, на которой стоял ферзь. В то время эта фигура были известны не как Ферзь, а как Мантри, что на английском языке означает советник Короля.

        Когда игра распространилась на Персию, Мантри превратился в Фирзана (что означает мудрый человек). В Европе это название никогда не переводилось буквально. С самого начала эта фигура была известна как Lady (Дама на испанском языке). Поскольку европейцы считали естественным для короля иметь супругу, во многих странах Леди стала Королевой. В России и ряда стран мы называем эту фигуру Ферзём.

        Примерно в 1475 году ходы Ферзя были увеличены, чтобы сделать его самой сильной фигурой на доске. Итальянцы охарактеризовали новинку как furioso , а новую игру как scacchi alla rabioso (бешеные шахматы), которое не имеет ничего общего с психическим состоянием шахматистов!

        Как ходит ладья в шахматах?

        Шахматная ладья

        Ладья одна из сильнейших шахматных фигур. Ладья ходит на одно или несколько полей по вертикали или горизонтали. Как и большинство других фигур, Ладья не может перепрыгивать вражеские или дружественные фигуры, но может двигаться назад, вперёд и вбок. Она может двигаться горизонтально или вертикально, но не по диагонали.

        В старых индийских шахматах ладья имеет форму колесницы. Подходящая аналогия для фигуры, которая взрывает открытые линии и перемещается с огромной скоростью и силой.

        Сфера влияния ладьи с поля c5

        Сфера влияния ладьи с поля c5

        Ладья не замок

        Ладья не замок

        До 15-го века, когда Ферзь стал самой могущественной фигурой, безраздельно властвовала Ладья. Эта фигура была настолько важна, что игрок, атакующий её, должен был показать свой манёвр, сказав “Шах-Ладье”.

        Хотя сила ладьи не менялась за всю историю шахмат, её название претерпело различные трансформации. Первоначально она называлась Ратха (Санскритское название Колесницы). В Европе она путешествовала под арабским названием Рух. Итальянцы использовали похожее по звучанию имя Рокко (что означает башня).

        Поскольку Ладья - это небольшая башня, западные европейцы последовали примеру итальянцев двумя способами:

        • Они либо использовали слово для обозначения башни из своего родного языка (Tour на французском языке), либо
        • Они использовали слово, которое звучало как Рокко (Ладья по-английски)

        Таким образом, хотя колесница отдалённо напоминает башню на колёсах, то это скорее случайное сходство между звучанием арабского и итальянского слова, а связь между башнями и королями дало нам современную ладью.

        Некоторые игроки неправильно называют ладью - замком. Однако, если вы слышите название «замок», не указывайте на ошибку. Назвать ладью замком - это самая маленькая ошибка, которую вы можете сделать в шахматах, потому что все понимают, о какой фигуре идёт речь.

        Как ходит слон в шахматах?

        Шахматный слон

        Предшественником современного Слона был Fil или Al-Fil (что означает слон). Это была более слабая фигура, чем её современный аналог, потому что она могла прыгать по диагонали только через одну клетку.

        Европейцам, которые никогда не видели слона, было непросто приспособить это животное к королевскому двору. Со временем итальянцы назвали эту фигуру Alfiere (что означает знаменосец), а немцы - Laufer (что означает бегун).

        Во Франции стилизованный слон на индийских шахматах считался похожим на фуражку придворного шута, поэтому фигуры стали известны как Fou (что означает «дурак»). В Англии считалось, что эта фигура напоминает митру Епископа, символ, который хорошо вписывался в структуру власти того времени: Король, королева и церковь.

        Охват слона

        Слон считается примерно равным по стоимости коню, хотя многие шахматные писатели дают слону небольшое преимущество.

        К концу 15-го века, слон потерял способность прыгать через поля, но приобрёл дальнобойную манёвренность по диагонали, с возможностью двигаться вперёд или назад. Подобно ладье, королю и ферзю, слон не может перепрыгивать через другие фигуры.

        Единственная слабость слона в том, что он ограничен полями одного цвета на протяжении всей игры. Это ограничение снижает эффективность одного слона, но два слона, работая вместе, могут разрезать противника, как ножницы. Как команда они действительно сильны.

        Охват слона

        Как ходит конь в шахматах?

        Шахматный конь

        У большинства начинающих шахматистов отношения любви и ненависти к коню. Им нравится странная манера движения коня, прыгающего на ничего не подозревающие фигуры оппонента. Но они опасаются способности вражеского коня прыгать повсюду и уничтожать их собственные фигуры. По мере накопления опыта многие игроки (в том числе и я) испытывают особую привязанность к шахматным коням.

        Конь имеет самый странный ход из всех фигур. Он ходит на три поля, два поля в одном направлении, а затем ещё на одно поле под прямым углом.

        В результате получается Г-образный ход. Конь может ходить назад, и это единственная фигура, которая может перепрыгивать другие фигуры.

        Как ходит конь в шахматах?

        Белый конь может прыгнуть на любое из 8 полей.

        Нобелевский конь

        Не изменившийся за 1400 лет, Конь имел вариации одной и той же формы и перемещался по доске таким же образом с момента изобретения игры. Он был известен как лошадь Индейцев, Персов и Арабов, а поскольку лошадь (конь) была легко узнаваема европейцами, во многих странах имя осталось прежним.

        В других странах, включая Англию и Францию, лошадь приобрела всадника и стала рыцарем, что привело этот образ в соответствие с этикой рыцарства, связанной с королём, королевой и епископом.

        Как ходят пешки в шахматах?

        Шахматная пешка

        Пешки - самые слабые игроки на доске. Они прокладывают путь к более сильным фигурам и часто жертвуют собой ради славы всей армии. Первоначальное Санскритское имя пешки было Падати. Сравнивая это слово с латинским словом «стопа», педикюр, мы можем понять, почему пешку часто сравнивают с пехотинцем. На самом деле, арабское слово Байдак означает пешку.

        С первых дней развития шахмат у пешки было одно и то же основное движение: Она ходит вперёд по одному полю за раз. Пешка - единственная фигура, которая не может двигаться назад, она также единственная, которая берёт иным способом, чем ходит: Пешка может взять только на одном поле по диагонали.

        В этой позиции белая пешка может взять либо чёрного коня, либо чёрную пешку, если чёрная пешка не «съест» её первой! Если поставить пешку или фигуру прям перед вражеской пешкой, то ее можно обездвижить.

        Как ходит пешка в шахматах?

        Когда в эпоху Возрождения игра ускорялась, пешка приобрела две динамические способности.

        • Возможность ходить вперёд на два поля.
        • Возможность превратиться в любую лёгкую или тяжёлую фигуру.

        Первая способность относительно проста: Если пешка никогда не ходила, то у неё есть возможность сделать ход на одно или два поля.


        И белые, и чёрные пешки могут ходить на два поля вперёд.

        Пешка может стать Ферзём, Конём, Слоном или Ладьёй. Она не может стать королём или оставаться пешкой.

        Теоретически у вас может быть сразу 9 ферзей на доске, если все восемь ваших пешек дойдут до последнего ряда! Изначально пешка могла быть повышена только до министра (слабая первоначальная форма Ферзя). С огромным усилением ферзя превращение пешки в ферзя стало ключевой стратегией во многих играх. Узнать больше о пешечном превращении.

        Читайте также: