Как должна устанавливаться верхняя плоскость фундамента мачтового светофора на станции

Обновлено: 23.04.2024

По способу восприятия
сигналы подразделяются:
на видимые и звуковые.
Видимые
сигналы
выражаются
цветом,
формой,
положением
и
числом
сигнальных
показаний.
Для
подачи
видимых сигналов служат
сигнальные приборы такие,
как светофоры, семафоры,
диски,
щиты,
фонари,
флаги,
сигнальные
указатели
и
сигнальные
знаки

5. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДИМЫХ СИГНАЛОВ

6. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДИМЫХ СИГНАЛОВ

Видимые сигналы по времени их
применения подразделяются на:
Круглосуточные,
подаваемые
одинаково в светлое и темное
время суток.
Такими сигналами служат огни
светофоров
установленных цветов,
маршрутные
и
другие
световые
указатели,
постоянные
диски
уменьшения скорости, квадратные щиты
желтого
цвета
(обратная
сторона
зеленого цвета), красные диски со
светоотражателем
для
обозначения
хвоста грузового поезда, сигнальные
указатели и знаки.

7. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДИМЫХ СИГНАЛОВ

Дневные - подаваемые в светлое время
суток; для подачи таких сигналов служат диски,
щиты, флаги, крылья семафоров и сигнальные
указатели (стрелочные, путевого заграждения,
устройств сбрасывания и
гидравлических
колонок)

8. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДИМЫХ СИГНАЛОВ

Ночные - подаваемые в темное время
суток.
Такими сигналами служат огни установлен
ных цветов в ручных и поездных фонарях,
Фонарях на шестах, крыльях семафоров и
сигнальных указателях.
Ночные сигналы должны применяться и
в дневное время при тумане, метели и других
неблагоприятных условиях, когда видимость
дневных сигналов остановки менее норм,
установленных для светофоров.
В железнодорожных тоннелях применяются
только ночные или круглосуточные сигналы.

9. ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ

Звуковые сигналы выражаются:
числом и сочетанием звуков различной
продолжительности. Значение их днем и
ночью одно и то же.
Для подачи звуковых сигналов служат:
свистки локомотивов, мотор - вагонных
поездов
и специального
самоходного
железнодорожного подвижного
состава,
ручные свистки, духовые рожки, сирены,
гудки и петарды.
Взрыв петарды требует
немедленной остановки поезда.

10. СВЕТОФОРЫ

11. НАЗНАЧЕНИЕ СВЕТОФОРОВ

Светофоры и световые указатели
являются основными сигнальными приборами
на железнодорожном транспорте, относятся к
круглосуточным сигналам и служат для
обеспечения безопасности движения, а
также для четкой организации движения
поездов и маневровой работы.

12. КЛАССИФИКАЦИЯ СВЕТОФОРОВ

Светофоры
Классифицируются по следующим
признакам
По назначению
По месту установки
светофорных головок
По типу светофорной головки
По режиму горения

13. КЛАССИФИКАЦИЯ СВЕТОФОРОВ

14. НАЗНАЧЕНИЕ СВЕТОФОРОВ

15. НАЗНАЧЕНИЕ СВЕТОФОРОВ

16. НАЗНАЧЕНИЕ СВЕТОФОРОВ

Маневровые – разрешающие или запрещающие
производство маневров.
Горочные – разрешающие
или запрещающие
роспуск вагонов с горки.

17. НАЗНАЧЕНИЕ СВЕТОФОРОВ

Предупредительные –
предупреждающие о показании
основного светофора ( входного,
проходного, заградительного и
прикрытия).
Заградительные – требующие
остановки при опасности для
движения, возникшей на железно
дорожных
переездах,
крупных
искусственных сооружениях и
обвальных местах, а также при
ограждении составов для осмотра и
ремонта вагонов на станционных
железнодорожных путях.

18. ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ СВЕТОФОРЫ

19. НАЗНАЧЕНИЕ СВЕТОФОРОВ

Локомотивные – для разрешения
или запрещения поезду следовать по
перегону с
одного блок - участка
на другой, а также предупреждения о
показании
путевого
светофора,
к
которому приближается поезд.

20. НАЗНАЧЕНИЕ СВЕТОФОРОВ

Технологические – разрешающие или запрещающие подачу или
уборку железнодорожного подвижного состава при обслуживании
объектов, расположенных на железнодорожных путях не
общего
пользования (вагоноопрокидывателей, вагонных весов, устройств для
восстановления сыпучести грузов, сливо-наливных устройств и др.).
Въездные ( выездные ) – разрешающие или запрещающие
въезд железнодорожного подвижного состава в производственное
помещение и выезд из него на железнодорожные пути не общего
пользования.
Прикрытия – для ограждения мест пересечений железно
дорожных путей в одном уровне другими железнодорожными
путями, трамвайными путями, троллейбусными линиями, разводных
мостов и участков, проходимых с проводником.

21. КЛАССИФИКАЦИЯ СВЕТОФОРОВ

22. МЕСТА УСТАНОВКИ СВЕТОФОРНЫХ ГОЛОВОК

Применяются два вида светофорных мачт:
железобетонные центрифугированные и
металлические.
В
тех
случаях,
когда
светофоры
с
железобетонными мачтами нельзя применять по
условиям габарита или длина их недостаточна
для установки требуемого числа светофорных
головок и указателей, используют металлические
мачты. В районах со скальным грунтом, где нет
возможности отрыть на нужную глубину
котлован, также устанавливают металлические
мачты. Железобетонные мачты закапывают
непосредственно в грунт, а металлические
закрепляют в чугунных стяжных стаканах,
размещаемых на бетонных фундаментах.

23. МЕСТА УСТАНОВКИ СВЕТОФОРНЫХ ГОЛОВОК

Для светофоров на металлической мачте
применяются мачты типов I—XVIII, для
светофоров на мостиках и консолях — типов I—
XX. Длина мачт в зависимости от типа
изменяется для мачтовых светофоров от 5,6 до
9,5 м, для светофоров на мостиках и консолях —
от 2,6 до 4,95 м. Светофоры с железобетонной
мачтой имеют высоту от 6,25 до 7,85 м.
В зависимости от назначения светофора на
мачте
закрепляют
одну
или
несколько
светофорных головок, указатели скорости и
световые, маршрутные указатели положения, и
др.

24. МЕСТА УСТАНОВКИ СВЕТОФОРНЫХ ГОЛОВОК

В зависимости от назначения
светофора на мачте закрепляют
одну или несколько светофорных
головок, указатели скорости и
световые, маршрутные указатели
положения, и др.
Светофорные
головки
карликовых светофоров крепят
непосредственно на фундаменте
или на подставке, прикрепляемой к
фундаменту.
Головку
маневрового
светофора размещают в нижней
части мачты выходного светофора.

25. КЛАССИФИКАЦИЯ СВЕТОФОРОВ

26. КЛАССИФИКАЦИЯ СВЕТОФОРОВ

27. КЛАССИФИКАЦИЯ СВЕТОФОРОВ

28. КЛАССИФИКАЦИЯ СВЕТОФОРОВ

Сигнальные огни на светофорах
применяются:
непрерывно
(нормально)
горящие,
нормально
негорящие, немигающие и мигающие
(периодически
загорающиеся
и
гаснущие).
Нормально негорящие сигнальные
огни
проходного
светофора
на
участках,
оборудованных
автоблокировкой,
загораются
при
вступлении поезда на блок-участок
перед ним и гаснут после выхода
поезда с этого блок-участка.

29. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАНИЯ СВЕТОФОРОВ

Значения
сигналов,
подаваемых
светофорами
(независимо от места установки и их назначения),
следующие:
один зеленый огонь – разрешается движение с
установленной скоростью; следующий светофор открыт;
один желтый мигающий огонь – разрешается
движение с установленной скоростью; следующий
светофор открыт и требует проследования его с
уменьшенной скоростью;
один желтый огонь – разрешается движение с
готовностью остановиться; следующий светофор закрыт;
два желтых огня, из них верхний мигающий –
разрешается проследование светофора с уменьшенной
скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному
переводу; следующий светофор открыт;

30. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАНИЯ СВЕТОФОРОВ

два желтых огня – разрешается проследование
светофора
с
уменьшенной
скоростью
и
готовностью
остановиться
у
следующего
светофора; поезд следует с отклонением по
стрелочному переводу;
один красный огонь – стой! Запрещается
проезжать сигнал;
один лунно - белый огонь – разрешается
маневровому составу проследовать маневровый
светофор и далее руководствоваться показаниями
попутных светофоров или указаниями (сигналами)
руководителя маневров;
один синий огонь – запрещается маневровому
составу проследовать маневровый светофор

31. МАРКИРОВКА СВЕТОФОРОВ

32. МАРКИРОВКА ПРОХОДНЫХ СВЕТОФОРОВ

Каждый светофор имеет напольное и номенклатурное
обозначение.
Напольное обозначение светофоров определяет их нумерацию и
литеры на перегоне и станциях.
Номенклатурное - определяет оптическую систему, способы
установки, значность, расцветку и дополнительную оснастку.
Проходные светофоры автоблокировки обозначаются цифрами,
которые возрастают от предвходного светофора навстречу движению
поездов. При этом предвходной светофор четного направления
обозначается цифрой 2, а последующие – цифрами 4, 6, 8 и т.д.;
предвходной светофор нечетного направления – цифрой 1, а
последующие 3,5,7 и т.д.
На двухпутных и многопутных перегонах
для организации
движения по неправильному железнодорожному пути по сигналам
локомотивных светофоров литерная табличка должна быть и на
обратной стороне мачт проходных светофоров.

33. МАРКИРОВКА СТАНЦИОННЫХ СВЕТОФОРОВ

Станционным
поездным
светофорам
присваивают литер Н (нечетного) или Ч (четного)
направления. На выходных светофорах дополнительно
указывают номер пути, к которому относиться светофор.
Маневровые светофоры имеют литер М с
порядковым номером светофора (четный – в четной
горловине
станции, нечетный

в
нечетной),
возрастающим в направлении к оси станции.
Заградительные
светофоры
обозначаются
литеров З с номером пути, к которому они относятся. На
однопутных участках к обозначению заградительных
светофоров нечетного направления добавляют цифру 1,
четного – 2.
Литерные знаки и номера устанавливают на
специальных кронштейнах или фундаментах карликовых
светофоров.

34. МЕСТА УСТАНОВКИ СВЕТОФОРОВ

35. МЕСТА УСТАНОВКИ СВЕТОФОРОВ

Светофоры
устанавливаются с
правой стороны по
направлению
движения или над осью ограждаемого
ими железнодорожного пути.
Заградительные
светофоры
и
предупредительные к ним, устанавливаемые
на перегонах перед железнодорожными
переездами для поездов, следующих по
неправильному железнодорожному пути,
могут располагаться и с левой стороны
по направлению движения поезда.

36. МЕСТА УСТАНОВКИ МАЧТОВЫХ СВЕТОФОРОВ

Светофоры должны устанавливаться так, чтобы
подаваемые ими сигналы нельзя было принимать с
поезда за сигналы, относящиеся к смежным
железнодорожным путям.
Мачтовые
светофоры
устанавливают
на
перегонах, главных путях станций и боковых путях,
по которым осуществляется безостановочный
пропуск поездов со скоростью более 50 км/ч.
Мачтовые светофоры применяются также:
в качестве групповых и горочных светофоров и их
повторителей, заградительных светофоров и
маневровых с подъездных путей, но тогда, когда
длина подъездного пути более 500 м или
показания карликового светофора видны на
расстоянии не более 200 м.

37. МЕСТА УСТАНОВКИ КАРЛИКОВЫХ СВЕТОФОРОВ

Если же из-за узкого междупутья нельзя
установить мачтовые светофоры и уширить
междупутье, то в качестве выходных или
маршрутных светофоров можно устанавливать
карликовые светофоры.
Как правило, входные светофоры для приема
поездов и подталкивающих локомотивов по
неправильному
пути
предусматриваются
карликовыми.
Карликовые светофоры применяются также в
качестве маневровых на станциях и в качестве
групповых
маневровых
светофоров
на
сортировочных горках.

38. МЕСТА УСТАНОВКИ СВЕТОФОРОВ НА МОСТИКАХ ИЛИ КОНСОЛЯХ

В
случае
невозможности
установить
светофор в междупутье по условиям габарита
его располагают на мостиках или консолях.

39. ГАБАРИТЫ УСТАНОВКИ СВЕТОФОРОВ

40. ГАБАРИТЫ УСТАНОВКИ СВЕТОФОРОВ

На обочине пути входные мачтовые
светофоры должны быть установлены (на
прямых участках пути) на расстоянии не
менее 3100 мм от оси пути.
При установке в междупутье это расстояние
должно быть не менее 2450 мм от оси
смежных путей.
Другие мачтовые светофоры на станции
должны быть установлены на расстоянии не
менее 2450 мм от оси пути.
Выходные мачтовые светофоры с внешней
стороны крайних путей, как правило, должны
быть установлены на расстоянии не менее
3100 мм от оси пути.

41. ГАБАРИТЫ УСТАНОВКИ СВЕТОФОРОВ

При невозможности соблюсти указанные
габариты
до
переустройства
станции,
допускается оставлять габарит не менее
2450 мм от оси пути.
Карликовые светофоры должны быть
установлены на расстоянии не менее 1920
мм от оси пути при высоте над уровнем
головки рельса не более 1100 мм.
Если
высота
карликового
светофора
превышает 1100 мм над уровнем головки
рельса, такой светофор должен быть
установлен на расстоянии не менее 2450 мм
от оси пути.

42. ГАБАРИТЫ УСТАНОВКИ СВЕТОФОРОВ

На перегоне светофоры должны быть
установлены на расстоянии не менее
3100
мм
от
оси
пути.
До
переустройства допускается сохранять
это расстояние менее 3100 мм, но не
менее 2750 мм от оси пути.

43. ГАБАРИТЫ УСТАНОВКИ СВЕТОФОРОВ

Фундаменты светофоров должны быть
установлены так чтобы верхняя плоскость
фундамента
была
расположена
горизонтально, а плоскость, обращенная к
железнодорожному
полотну,
была
параллельно оси пути. Верхняя плоскость
фундамента
мачтового
светофора
на
станции устанавливается на уровне головки
рельса, а на перегоне не ниже 810 мм от
уровня головки рельса и не выше уровня
головки рельса. Выступающая часть
фундамента мачтового светофора не
должна возвышаться более чем на 200 мм
над уровнем грунта.

44. ГАБАРИТЫ УСТАНОВКИ СВЕТОФОРОВ

45. ГАБАРИТЫ УСТАНОВКИ СВЕТОФОРОВ

46. ПРОВЕРКА ВИДИМОСТИ СВЕТОФОРОВ

47. ВИДИМОСТЬ СВЕТОФОРОВ

Видимость
с
пути
сигнальных
огней
светофоров,
маршрутных
и
световых
указателей, литерных знаков светофоров
проверяется в светлое время суток.
Красные, желтые и зеленые сигнальные
огни светофоров входных, проходных,
предупредительных, заградительных и
прикрытия
на
прямых
участках
железнодорожного пути общего пользования
должны быть днем и ночью отчетливо
различимы
из
кабины
управления
подвижной
единицей
на
расстоянии не менее 1000 м.

48. ВИДИМОСТЬ СВЕТОФОРОВ

На кривых участках железнодорожного
пути показания
этих
светофоров, а
также сигнальных полос на светофорах
должны быть
отчетливо различимы на
расстоянии не менее 400 м.
В сильно пересеченной местности
(горы, глубокие
выемки) допускается
сокращение
расстояния
видимости,
но не менее 200 м.

49. ВИДИМОСТЬ СВЕТОФОРОВ

Показания выходных и маршрутных
светофоров главных железнодорожных путей
на станции должны быть отчетливо различимы
на расстоянии не менее 400 м.
Выходных и маршрутных светофоров
боковых
железнодорожных
путей,
пригласительных сигналов и маневровых
светофоров - на расстоянии не менее 200 м,
а показания маршрутных указателей - на
расстоянии не менее 100 м.

50. ВИДИМОСТЬ СВЕТОФОРОВ

Литерные знаки светофоров и указателей должны
распознаваться на расстоянии не менее 50 м.
Дальность восприятия
знака светового указателя
перегрева букс должна быть не менее 75 м.
После смены ламп проверку видимости пригласительного огня на
выходных и маршрутных светофорах, совмещенных с маневровыми
светофорами, выполняется путем проверки видимости разрешающего
показания маневрового сигнала на этих светофорах.
Проверка видимости огней заградительных светофоров, которые
совмещены с входными, выходными, маршрутными или проходными
светофорами, выполняется путем проверки видимости запрещающего
показания на этих светофорах.

51. ВИДИМОСТЬ СВЕТОФОРОВ

На железнодорожных путях не
общего пользования сигнальные огни
светофоров
входных,
предупредительных,
проходных,
заградительных и прикрытия на
прямых участках железнодорожного
пути должны быть днем и ночью отчетливо
различимы
из
кабины
управления
подвижной единицей на расстоянии не
менее тормозного пути, определенного
для данного места при полном служебном
торможении и установленной скорости
движения, а въездной и технологической
сигнализации - не менее 50 м.

Таблица ширины междупутий для установки мачтовых светофоров

Установка мачтового светофора выполняется в следующей последовательности:

  • сборка светофора;
  • крепёж деталей и узлов на светофорной мачте;
  • установка мачты и её монтаж на фундамент;
  • монтаж светофоров.

Рассмотрим процессы — как производят монтаж и сборку мачтовых светофоров, подробнее.

Сборка светофора мачтового

Cветофоры на металлических мачтах

Комплект сборки мачтовых светофоров зависит от типа светофора и состоит из: светофорных головок, линзовых наборов, козырьков, фоновых щитов и крепёжных планок фоновых щитов, кронштейнов для установки головок светофора на мачте, светофорных стаканов — для металлических мачт, шлангов, крепёжных гарнитур шлангов и муфт, трансформаторных ящиков, лестниц, крепёжных винтов.

Как правило, производится сборка светофора на приобъектной базе и выполняется согласно типовым сборочным чертежам:

  1. Сборка светофорных головок начинается с зачистки мест соприкосновения корпуса головки и линзового комплекта. При сборке между линзовым набором и корпусом головки прокладываются резиновые или пластмассовые кольцеобразные прокладки. Линзовый комплект плотно прижимается к корпусу винтами.
  2. Рассеиватели светового потока монтируются в соответствии с проектом и актом выбора места под установку светофора и изолирующих стыков.
  3. Наборные светофорные головки плотно скрепляются между собой, между их корпусами укладываются резиновые/пластмассовые прокладки. В отверстие под провода между головками устанавливается втулка из электроизоляционного материала. Неиспользуемые отверстия закрываются заглушками с резиновыми/пластмассовыми прокладками.
  4. Части сборных фоновых щитов без зазоров скрепляются между собой и с корпусом светофорной головки. Козырьки плотно прижимаются 4-мя винтами к корпусу головки.
  5. Сборка светофоров, которые должны быть установлены на перегонах участков ж/д пути с электротягой, выполняется с выносом всех светофорных головок в сторону пути, к которому они должны будут относиться. Вынос осуществляется поворотом на необходимый угол кронштейнов светофорных головок.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: использование повреждённых линзовых наборов, гнутых козырьков и деталей щитов.

Крепление деталей на светофорной мачте

Мачтовый светофор чертёж устройства

  1. Ж/б мачты, для предотвращения их смещения, укладываются на деревянные подкладки.
  2. Светофоры на металлических мачтах крепятся в стяжном стакане таким образом, чтобы отверстия для проводов в стакане полностью совпали с аналогичными отверстиями в мачте. Верхушка металлической мачты также укладывается на подставку.
  3. В соответствии с размерами, прописанными в сборочных чертежах, осуществляется разметка мачты под установку соответствующих деталей и узлов.
  4. Согласно разметке, на мачту устанавливаются кронштейны светофорных головок, трансформаторные ящики, лестницы, оповестительные и номерные таблички.
  5. Светофорные головки прочно закрепляются на кронштейнах.
  6. Неиспользованные вводы металлических мачт закрываются резьбовыми заглушками, верхушка мачты — колпачком.
  7. Неиспользуемые отверстия ж/б мачты глушатся деревянными пробками.

Установка и монтаж мачт

Установка мачты светофора осуществляется в котлован, глубина которого:

  • не менее 1800 мм — для ж/б мачт длиной 8м;
  • не менее 2200 мм — для ж/б мачт длиной 10 м;
  • светофоры на металлических мачтах устанавливаются на такую глубину котлована, чтобы верхняя плоскость фундамента была на одном уровне с верхушкой головки рельса — на станции, и не ниже 810 мм головки рельса — на перегоне. Другие размеры котлована под металлические мачты определяются типом фундамента, на который производится монтаж мачт.

Монтаж светофоров

Согласно типовым монтажным схемам, монтаж светофоров выполняется проводами с сечением 1,0 мм² или 1,5 мм². Для монтажа используются марки проводов МГШВ, МГШВ-1, ПВ, ПВ2÷ПВ4, ПГВ-500, ПРГ-500. Жгуты проводов вяжутся серой изоляционной или липкой поливинилхлоридной лентой.

Окончания монтажных проводов заделываются латунными наконечниками. На концах проводов ПРГ-500 оплётка закрепляется поливинилхлоридной трубкой.

В местах выхода проводов из мачты, защитных шлангов и пр. жгуты обматываются 2-3 слоями изоленты с 50% перекрытием — для предотвращения повреждения изоляции при смене проводкой направления.

Замена мачтового светофора, как правило, производится в рамках выполнения работ по капитальному ремонту СЦБ.
С общими положениями по замене светофоров на ЖД можно ознакомиться здесь.

Замена мачтового светофора: подготовительные работы

Согласно разработанным техническим планам, в схему управления мачтовым светофором вносятся утверждённые изменения. Выполняется необходимый комплекс монтажных работ.

  1. Согласно разработанным техническим планам, в схему управления мачтовым светофором вносятся утверждённые изменения. Выполняется необходимый комплекс монтажных работ.
  2. При необходимости под новые светофоры разрабатываются котлованы — для установки фундаментов. В большинстве случаев разработка котлована осуществляется позади подлежащего замене мачтового светофора. При этом, в соответствии с п. 3.32 НТП СЦБ/МПС-99, должны быть соблюдены нормативы установки светофоров относительно изолирующих стыков:
    • не более 2 м в обе стороны от изостыков — для входных;
    • до 2 м от изостыков против направления движения и до 10,5 м от них по направлению движения — для всех светофоров, кроме маневровых и выходных, для выезда с путей;
    • не более 40 м — для маневровых и выходных, по условиям габарита, на станционных приёмо-отправочных путях;
    • 20-40 м — расстояние, на которое выносится вперёд по ходу движения поезда точка подключения питающего конца РЦ от светофора на перегонах с ТРЦ без изостыков.
  3. Производится сборка нового светофора.
    Более подробную информацию о том, как производят монтаж и сборку мачтовых светофоров, а также их установку, Вы найдёте здесь.

Демонтаж мачтового светофора

Прежде чем приступить к осуществлению работ по демонтажу старого и установке нового светофоров, руководителем работ проводится инструктаж по технике безопасности и охране труда, с записью в “Журнале регистрации инструктажей”.

При работе на станции, согласно инструкции ЦШ-530, соответствующая запись делается и в журнале формы ДУ-46. В этом случае место производства работ ограждается в соответствии с Инструкцией по сигнализации на ЖД РФ.

Чтобы демонтировать старый мачтовый светофор, необходимо выполнить:

  • отключение питания светофорных ламп;
  • демонтаж мачтового светофора при помощи крановой установки на автоходу или ССПС — самоходного подвижного состава, используя кольцевые стропы с полуавтоматическими замками.
  • вывоз демонтированного светофора для последующей утилизации.

Установка нового мачтового светофора

Если предварительная установка нового светофора взамен старого невозможна, предусматривается “окно” с прекращением поездного движения.

6.4.1.10 Если жгуты для электрического монтажа не предусмотрены в комплекте поставки светофора, то их изготовление производят на комплектовочной базе в соответствии с параметрами, указанными в рабочей документации.

Изготовление жгутов для электрического монтажа светофора производят в соответствии с монтажными схемами светофора проводами марки ПВ2-ПВ4 по ГОСТ 6323, МГШВ или МГШВ-1 по ТУ 16-505.437-82 [21] сечением 1 или 1,5 мм² (см. приложение А) или их аналогами, указанными в рабочей документации. Изготовление жгутов производят в следующей последовательности, если иное не указано в рабочей документации:

 формируют отрезки проводов электрического монтажа для увязки в жгуты в соответствии с монтажными схемами, при этом каждый отрезок должен содержать в себе запас длины, достаточный для трех перезаделок; вязку жгутов производят либо хлопчатобумажными нитками, либо шпагатом из лубяных волокон, либо стяжными пластмассовыми лентами с кнопками или бандажными поясками (вязку жгутов, прокладываемых внутри светофорных мачт, допускается выполнить липкой электроизоляционной лентой); шаг вязки жгутов должен составлять:

- концы монтажных проводов заделывают в типовые латунные или медные наконечники и закрепляют обжатием или опрессовкой, при этом диаметр отверстия в зажимной части наконечника должен соответствовать диаметру контактного стержня, на котором будет закрепляться наконечник (для зажимов клеммных панелей диаметром 4 и 6 мм должны применяться наконечники с диаметром отверстия в зажимной части, соответственно, 4,3 мм и от 6,3 до 6,4 мм);

- хвостовики наконечников изолируют поливинилхлоридными или полиэтиленовыми трубками, одеваемыми на хвостовик с небольшим натяжением, при этом конец трубки должен перекрывать изоляцию провода на длине от 2 до 4 мм, а каждый провод у контактного зажима должен иметь запас длины, достаточный для трех перезаделок;

 жгут проводов обматывают двумя-тремя слоями поливинилхлоридной или серой электроизоляционной ленты с 50% перекрытием по ширине ленты в соответствии с параметрами, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор, в местах:

6.4.1.11 Жгуты проводов или отдельные провода в светофорных головках прикрепляют к корпусам головок мачтовых светофоров и к крышкам карликовых светофоров металлическими скобами, входящими в состав головок, в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор.

В месте наложения скоб на жгут или провод наматывают от 2 до 3 слоев с 50% перекрытием пластмассовой или серой электроизоляционной лент, либо одевают отрезок пластмассовой оболочки кабеля необходимого диаметра в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор.

После монтажа, в соответствии с рабочей документацией, производят проверку правильности смонтированных электрических соединений.

6.4.1.12 На сигнальных трансформаторах в светофорных трансформаторных ящиках устанавливают перемычки из проводов марки ПВ1-ПВ4 по ГОСТ 6323, МГШВ или МГШВ-1 по ТУ 16-505.437-82 [21] сечением 1 или 1,5 мм² (см. приложение А) или из их аналогов, указанных в рабочей документации, с оконцеванием многопроволочных жил обжимными латунными или опрессовываемыми медными наконечниками в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор. При использовании шинных клемм монтаж осуществляют в соответствии с рабочей документацией.

6.4.1.13 На проводах в светофорных стаканах и в кабельных муфтах закрепляют фибровые или пластмассовые бирки с указанием назначения каждого провода в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор («К» – провод красного огня, «Ж1» – провод первого желтого огня, «ЛБ» – провод лунно-белого огня и т.д.).

Если провода в светофорных стаканах и кабельных муфтах подключены в последовательности, предусмотренной монтажными схемами светофора, установка бирок не требуется. Не требуется устанавливать бирки на проводах, подключаемых к выводам сигнальных трансформаторов, зажимам ламподержателей и в иных случаях, предусмотренных рабочей документацией или сопроводительной документацией на светофор.

6.4.1.14 Установку мачтового или карликового светофора производят с пути или с поля в соответствии с рабочей документацией.

Установку и электрический монтаж мачтового светофора производят в следующей типовой последовательности, если иное не указано в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор:

подъеме светофор вывешивался над фундаментом или котлованом без приложения дополнительных усилий рабочих по выравниванию его в вертикальной плоскости; строповку осуществляют кольцевыми стропами с возможностью расстроповки без подъема рабочих на мачту, при этом стропы должны быть пропущены через резиновые шланги с тем, чтобы исключить повреждение мачты и смонтированных элементов;

 закрепление оттяжек из капронового, пенькового или хлопчатобумажного каната на расстоянии от 2 до 2,5 м от места строповки в сторону комля железобетонной мачты или стакана светофора с металлической мачтой в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор;

 установка светофора так, чтобы центры отверстий для закрепления кабельных шлангов располагались в плоскости, параллельной пути, с допуском не более 3°, в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор;

а) засыпка пазух котлована грунтом с послойным трамбованием через каждые 20 или 25 см до плотности окружающего грунта с одновременной выправкой в параллельной и перпендикулярной пути вертикальных плоскостях,

б) выправка светофора по вертикали так, чтобы его вертикальная ось была наклонена в летнее время на 1,5° или 2°, а в зимнее время (при засыпке мерзлым грунтом) – на 2° или 3° в сторону, про-тивоположную расположению светофорных головок и указателей, при этом допускается применять стальные подкладки общей толщиной не более 30 мм;

- крепление кабельных муфт с кабелем, смонтированным на железобетонной мачте, к фланцу скобы для установки муфты или, при наличии трансформаторного ящика, – к фланцу трубки, соединяющей ящик с мачтой, в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор;

 расшивка и подключение жил подводимых кабелей и проводов в муфте в соответствии с монтажными схемами светофора, при этом каждая жила кабеля и провод должны находиться между шайбами и закрепляться на зажиме гайкой и контргайкой в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор;

 установка под нижней головкой или указателем светофора знака, обозначающего, что светофор не введен в эксплуатацию, в виде перекрещивающихся планок длиной 1 м и шириной 80 мм каждая.

Установку и электрический монтаж карликового светофора производят в следующей типовой последовательности, если иное не указано в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор:

 закрепление светофора на фундаменте или опорной металлической конструкции с применением шайб, гаек и контргаек в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор;

 закрепление кабельных муфт на металлических опорных конструкциях одиночных и спаренных светофоров путем установки муфт с резиновыми прокладками на болтах у вводного отверстия фундамента (или фланца опорной конструкции) в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор;

 выполнение расшивки и подключения жил подводимых кабелей и проводов в муфте в соответствии с монтажным схемами светофора, при этом каждая жила кабеля и провод должны находиться между шайбами и закрепляться на зажиме гайкой и контргайкой в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор; при использовании шинных клемм монтаж осуществляют в соответствии с рабочей документацией;

 установка под нижней головкой или указателем светофора знака, обозначающего, что светофор не введен в эксплуатацию, в виде перекрещивающихся планок длиной 1 м и шириной 80 мм каждая.

Наружные линзы светофоров при выполнении монтажных работ необходимо закрыть светонепроницаемыми заглушками.

6.4.1.15 На смонтированном светофоре с помощью гарнитур закрепляют эмалированные щитки с обозначениями, указанными в проектной и рабочей документации с учетом требований Приложения 7 к Правилам (ПТЭ) [7]. 6.4.1.16 Для мачтовых светофоров производят:

 регулировку видимости огней при помощи вертикального осевого и горизонтального регулирующего болтов на верхнем кронштейне, а также при помощи болта подставки и винта, установленного в корпусе головки, в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор;

 регулировку направленности светового потока каждого огня в отдельности визирными устройствами двузначных и трехзначных наборных головок или болтами в основании корпуса однозначной головки в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор.

Для карликовых светофоров без подставки регулировку видимости огней производят при помощи поворота головки на фундаменте в пределах, допускаемых овальными отверстиями в корпусе для закрепления на болтах фундамента, в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор.

Для карликовых светофоров с подставкой регулировку видимости огней в вертикальной плоскости производят при помощи регулирующего болта подставки, в горизонтальной плоскости – перемещением подставки на болтах фундамента в соответствии с требованиями, указанными в рабочей документации или в сопроводительной документации на светофор.

Видимость и различимость огней светофоров должна соответствовать разделу 4 Приложения 3 к Правилам (ПТЭ) [7].

6.4.1.17 При использовании светофоров с оцинкованными мачтами, полимерными фоновыми щитами и головками, не требующими покраски, окраску элементов светофора не производят.

Алюминиевой или светло-серой масляной краской, параметры которой указаны в рабочей документации, окрашивают следующие элементы светофора, если иное не указано в рабочей документации:

Возможна сдвижка изолирующих стыков у входных светофоров - в обе стороны не более 2 м, у всех остальных, кроме выходных, маршрутных и маневровых светофоров для выезда с путей - до 10,5 м по направлению движения и до 2 м против направления движения. На станционных приемоотправочных путях изолирующие стыки устанавливают на расстоянии не менее 3,5 м от предельного столбика, а выходные, маршрутные и маневровые светофоры - на ближайшем к стыкам расстоянии по условиям габарита по ГОСТ 9238, при этом расстояние между изолирующими стыками и такими светофорами не должно превышать 40 м.

В случаях стыкования на станции электрифицированных и неэлектрифицированных путей, изолирующие стыки РЦ электрифицированного пути выносят в сторону неэлектрифицированного на расстояние не менее 15 м за постоянный предупредительный знак «Конец контактной подвески».

У стрелок ЭЦ, участвующих в немаршрутизированных передвижениях, изолирующие стыки перед остряками устанавливают на расстоянии, определяемом расчетом из условий скорости маневровых передвижений 4,5 м/с и времени перевода стрелки (для стрелки переводимой второй в спаренных стрелках время перевода удваивают), зависящем от типа стрелочного электропривода и времени размыкания фронтовых контактов путевого реле в зависимости от типов рельсовых цепей.

При наличии зависимости, обеспечивающей замыкание стрелок от занятия соседнего изолированного участка, возможна установка изолирующих стыков на меньшем расстоянии.

На станциях с ЭЦ при маневровых передвижениях по замкнутым маршрутам, а также на стрелочных секциях нецентрализованных стрелок, изолирующие стыки можно устанавливать у конца рамных рельсов.

Разбежка изолирующих стыков на противоположных линиях колеи на переходном пути съезда и на стрелочных переводах должна быть не более 1,9 м. Как исключение, на станциях с ЭЦ на перекрестных съездах, расположенных на главных путях электрифицированных участков, при проектировании двухниточных РЦ с наложением АЛС и невозможности обеспечить указанную выше норму, возможна разбежка изолирующих стыков на путях съездов до 9,5 м. При этом должен быть осуществлен дополнительный схемный контроль за проследованием подвижного состава с отклонением движения по съезду (защита от кратковременной потери шунта).

5.12.39. Для организации блок-участка на перегонах, оборудованных ТРЦ без изолирующих стыков, точку подключения питающего (релейного) конца выносят за светофор или сигнальный знак «Граница-блок участка» по ходу движения поезда в правильном направлении на расстояние 40 м.

5.12.40. Запрещено совмещение изолирующего стыка с переходным стыком при различных типах рельсов. При необходимости размещения изолирующего стыка в таком месте в проекте предусматривают замену рельс.

          трех одиночных стрелочных переводов, в том числе имеющих крестовины с непрерывной поверхностью катания;

        Сбрасывающие остряки и стрелки могут быть включены в рельсовую цепь дополнительно к основным стрелкам, но не более двух. Сбрасывающие башмаки можно включать в РЦ дополнительно к основным стрелкам без ограничения количества.

        5.12.42. Расстановка изолирующих стыков на стрелочных переводах и размещение приборов РЦ должны обеспечивать обтекание сигнальным током рамных рельсов всех стрелок изолированного участка, и, как правило, стрелочных соединителей, а на стрелках с крестовиной с непрерывной поверхностью катания сигнальным током должен обтекаться также сердечник крестовины и ее ответвления.

        При нормативном сопротивлении балласта длину параллельных ответвлений низкочастотных РЦ (25, 50, 75 Гц), не обтекаемых сигнальным током, проектируют, считая от центра стрелочного перевода, не более 60 м, а при ТРЦ - не более 40 м, при этом последние проверяют расчетом на шунтовой режим.

        Читайте также: