Извлекали из под слоев штукатурки изначальные фрески наиболее серьезный вред древнему

Обновлено: 27.04.2024

В стенных росписях Помпей выделяют 4 стиля: 1-й, "инкрустационный" (2 в. до н. э. - начало 1 в. до н. э., имитация мраморной облицовки); 2-й, "архитектурно-перспективный" (в основном около 80 до н. э. - около 30 до н. э.; иллюзионистически архитектурные изображения, пейзажи, мифологические сцены); 3-й, "орнаментальный" (1-я половина 1 в. н. э.; симметрические орнаментальные композиции, включающие мифологические сцены и пейзажи); 4-й (около 63 - начало 2 в.; преимущественно фантастические архитектурные построения). (источник)


Август Мау (1840-1909)

Собственно, название "стиль" не совсем верное, скорее, это системы декорирования жилых домов и общественных зданий. Положил начало этой классификации немецкий археолог и историк искусства Август Мау. В 1872 году по состоянию здоровья он переехал из Германии, где преподавал сначала в Кильском, а затем в Боннском университетах, в Италию.

Еще в 1860-х годах он начал участвовать в раскопках древних Помпей, а после переезда серьезно занялся изучением настенной живописи этого города. Двадцать пять лет Мау отдал Помпеям, проводя лето в археологических изысканиях, а зиму - в систематизации и анализе полученного материала.

На основании своих исследований Мау написал несколько книг - "Pompeii e la regione sotterrata dal Vesuvio" (1879), "Pompejanische Beitrage" (1879), "Pompeji vor der Zerstoerung" (1897), "Geschichte der decorativen Wandmalerei in Pompeji" (1882), "Fuhrer durch Pompeji" (1893), "Pompeji in Leben und Kunst" (1900) и др. - и множество статей в научные журналы, в которых сначала предложил, а затем развил свою гипотезу о делении помпейских (и в широком смысле - древнеримских) фресок на 4 так называемых "стиля".

Первый "стиль", называемый также "инкрустационным" или "структурным", был распространен в Помпеях в 200-80 г. до н.э. Он характеризуется т.н. "рустованной" кладкой или облицовкой стен - крупными камнями с рельефной, нарочито грубой поверхностью. Часто облицовка имитировалась лепкой архитектурных деталей из штукатурки "под мрамор". Подобное оформление дома придавало ему строгий, изысканный, благородный вид, владельцы некоторых аристократических городских усадеб сохраняли такую отделку столетиями, лишь подновляя ее время от времени.

Образцы этого "стиля" сохранились в Доме Фавна (VI, 12, 2-5. Casa del Fauno) и Доме Саллюстия (VI, 2, 4. Casa di Sallustio). Несмотря на то, что к моменту гибели города данный "стиль" уже не был в моде, хозяева этих домов заботливо реставрировали их, не меняя раз избранного дизайна. В отличие от них, владельцы Дома Диадуменов (IX, 1, 20. Casa dei Diadumeni), например, или Дома Хирурга (VI, 1, 7, 10-23. Casa del Chirurgo) следовали моде на оформление жилища, и элементы первого "стиля" в этих зданиях либо были заштукатурены, либо сохранились весьма фрагментарно.

VI, 12, 2-5. Casa del Fauno

VI, 2, 4. Casa di Sallustio

Casa Sannitica (Геркуланум)

Второй "стиль" - т.н. "архитектурный" или "архитектурно-перспективный" - по мнению Мау, главенствовал в оформлении помпейских жилищ в 80 г. до н.э. - 15 г. н.э. В отличие от первой системы здесь архитектурные элементы изображались не лепкой, а росписью, рельеф отсутствует.

Росписи второго "стиля" можно условно разделить на несколько фаз, каждая из которых характеризуется все более усложнявшимся деталями декорации. Гирлянды и маски ранней фазы сменяются колоннами и пилястрами, основную площадь стены занимает композиция. С развитием стиля художники начинают изображать пейзажи, создавая в помещениях иллюзию пространства, вводят в композиции фигуры людей, часто используя мифологические сюжеты.

Во многих домах Помпей сохранились фрески второго "стиля". Например, в Доме Лабиринта (VI, 11, 9. Casa del Labirinto), где они соседствуют с росписями первого "стиля", в Доме Серебряной Свадьбы (V, 2, 1. Casa delle Nozze d'Argento) второй "стиль" был со временем дополнен четвертым, в Доме Юлия Полибия (IX, 13, 1-3. Casa di Giulio Polibio) - третьим. Кроме Помпей, второй "стиль" представлен в помещениях близлежащих вилл - в Оплонтисе и Боскореале.

VI, 11, 9. Casa del Labirinto

V, 2, 1. Casa delle Nozze d'Argento

IX, 13, 1-3. Casa di Giulio Polibio

Villa А (Poppea)(Оплонтис)

Villa (Боскореале)

Третий помпейский "стиль" (ок. 15 г. до н.э. - 40 г. н.э. в Риме, 62 г. н.э. в Помпеях) закономерно вырос из второго, однако при этом утратил иллюзорную перспективу последнего. Архитектурные детали здесь уже не подчеркиваются, становясь все более условными. Делившие во втором стиле плоскость стены пилястры и колонны истончаются, превращяясь в канделябры. Мау назвал эту систему "орнаментальным стилем".

В этот период Рим подпадает под египетское культурное влияние - в империи появляются египетские вещи, распространяются египетские культы. Живопись третьего "стиля" так же не избежала подобных мотивов - в орнаментах появляются цветки лотоса, египетские божки и сфинксы.

Условно третий "стиль" можно разделить на две фазы. В первой фазе стена представляет собой панно, разделенное на три части, с монохромным фоном, украшенных картиной-клеймом (как вариант: картина расположена только в центральной части), во второй фазе в верхнем ярусе стены появляются легкие архитектурные построения. Сюжетами центральных миниатюр среднего яруса стены служили в основном мифологические сцены и пейзажи.

Прекрасные образцы третьего "стиля" сохранились в Доме Марка Лукреция Фронтона (V, 4, 10. Casa di Marco Lucrezio Frontone), Доме с Театральными Картинами (I, 6, 11. Casa dei Quadretti Teatrali) и в комнатах Императорской виллы (Villa Imperiale).

V, 4, 10. Casa di Marco Lucrezio Frontone

I, 6, 11. Casa dei Quadretti Teatrali

Villa Imperiale

Четвертый помпейский "стиль" (примерно с 63-62 г.) имеет несколько названий - "иллюзорный", "фантастический", "перспективно-орнаментальный". В некотором роде эта система - сочетание второго и третьего "стилей". Архитектурные элементы, характеризовавшие второй "стиль", мастера четвертого преувеличивали, превращая их в вычурные театральные декорации, не подчиняющиеся законам физики. Орнаментальность третьего "стиля" стала пышнее, помпезнее и, сочетаясь с фантастической архитектурой и великолепными картинами на мифологические темы, создавала то богатство живописного оформления, которое присуще этой системе росписей.

Популярность к этому "стилю" закономерно пришла после землетрясения в 62 г. н.э., когда многие дома были сильно повреждены и требовали не только отделки, но и восстановления. Следящие за модой хозяева разрушенных и пострадавших домов не преминули воспользоваться прекрасной возможностью внести в дизайн своих жилищ современные ноты.

Великолепные образцы росписей четвертого "стиля" дошли до нас в роскошных домах VI района - "заповедника" аристократических усадьб: например, в Доме Мелеагра (VI, 9, 2. Casa di Meleagro), Доме Поэта-трагика (VI, 8, 3-5. Casa del Poeta Tragico), Доме Веттиев (VI, 15, 1. Casa dei Vettii) и др.

VI, 9, 2. Casa di Meleagro

VI, 8, 3-5. Casa del Poeta Tragico

VI, 15, 1. Casa dei Vettii

Сочетание росписи и рельефа из штукатурки - это тоже примета четвертого "стиля", хотя монохромные стуковые рельефы появились уже в арсенале третьего. Элементы подобного декора изготовляли из извести, смешанной с мраморной крошкой. Фигуры чаще всего оттискивали в формах, но могли лепить и от руки.

VII, 5, 24. Terme del Foro

VII, 1. 8. Terme Stabiane

Например, рельефный фриз на тему "Илиады" в Доме Ахилла, или Троянского алтаря (I, 6, 4. Casa di Achille o del Sacello Iliaco), вылеплен вручную, фон выкрашен в голубой цвет, а фигуры аккуратно обведены и остались незакрашенными.


Британские специалисты по консервации обнаружили под слоем неприметной современной штукатурки в средневековом поместье настенные росписи XVI века. Они полностью занимают три стены и представляют собой изображения мифических существ, виноградных лоз, колонн и ревущих грифонов. Исследователи полагают, что комната была украшена в 1540-х или 1580-х годах. О находке сообщается на сайте благотворительного фонда The Landmark Trust.

В Западном Йоркшире в окрестностях города Лидс находится средневековое поместье Калверли-Олд-Холл. Самая старая часть этого дома, по всей видимости, была построена еще в XII веке семьей по фамилии Скот (впоследствии их стали называть Калвери в честь поселения), которая владела им на протяжении пятисот лет. За эти годы дом сильно менялся, реконструировался и расширялся — вслед за ростом богатства и статуса семьи, многие члены которой были посвящены в рыцари или служили магистратами.

Большая перестройка поместья пришлась на 1480-е годы, когда была возведена часовня и изменен зал. Около 1550 года Уильям Калвери, у которого было 17 детей, пристроил несколько дополнительных комнат. В первой половине XVII веке семью Калвери преследовала череда несчастий — убийства детей, наказания за роялизм. Последним успешным членом этой фамилии был баронет Уолтер Калвери, который переехал из родного поселения. В середине XVIII века поместье было продано, вокруг него снесли амбары и конюшни, исчез сад. Однако серьезных перестроек здания не делали. В 1981 году его выкупил благотворительный фонд The Landmark Trust.


Сотрудники The Landmark Trust проводили небольшие подготовительные работы перед полноценным ремонтом поместья Калвери-Олд-Холл. Они снимали небольшие участки штукатурки по всему зданию, чтобы оценить сохранность деревянного каркаса. Одна из жилых комнат с простыми стенами, выкрашенными в персиковый цвет примерно в 1970-е годы, и небольшим камином 1930-х годов казалась работникам наименее примечательной.

На одном небольшом вскрытом участке они заметили красноватые, зеленоватые и черноватые пятна. Первоначально работники подумали, что это могут быть полосы и пятна от плесени, грязи и гниения. Но на всякий случай они решили попросить консерваторов из компании Lincoln conservation взглянуть на стену.

Прибывшие специалисты удалили штукатурку еще на пяти небольших участках, за которыми показались настенные черно-белые, охристые и красные росписи. Исследователям стало понятно, что наверняка это оформление относится ко времени Тюдоров. За два дня команда реставраторов полностью сняла штукатурку на трех стенах комнаты — все они от пола до потолка были богато украшены изображениями мифических существ, вьющихся виноградных лоз, колонн и ревущих грифонов.


Исследователи отметили, что настенные росписи высоко ценились в роскошных домах времени Тюдоров и их иногда находят и сегодня. Но полностью украшенная комната — это, по выражению сотрудников The Landmark Trust, «машина времени», переносящая во времена Реформации и правления Елизаветы I. Ученые полагают, что, судя по деревянному каркасу, росписи сделаны в 1540-е годы или немного позже — в 1580-е годы.

Иногда археологам улыбается удача и они обнаруживают даже более древние настенные росписи. Подробнее узнать, как украшали свои дома жители Помпей можно в наших материалах «Дом без имени и катастеризм Ориона» и «Надписи, фрески и помпейский красный».

Фреска (от итальянского fresco — свежий) — разновидность монументального изобразительного искусства, одна из древнейших техник художественной росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. В наши дни фресками принято называть любые виды древней настенной живописи, независимо от варианта исполнения и типа краски.

Фреска. Андреа дель Поццо. «Триумф Святого Игнатия», 1690

Фрески старых итальянских мастеров Возрождения до сих пор украшают стены многих храмов и дворцов. Это объясняется уникальной особенностью старинного способа рисования. Известь, входящая в состав штукатурки, после нанесения краски образует на стене тонкую кальцитную пленку. Невидимый прозрачный слой защищает художественный образ от разрушительного воздействия влаги.

Виды и техники фресок

Фрески разделяют по технике исполнения на следующие разновидности:

  • Buon (истинная);
  • Secco (сухая);
  • Mezzo (наполовину сухая).

Фреска. Изображение купающейся женщины в замке Кусейр Амра. Иордания. VII век нашей эры

Buon fresco — самая древняя и технически сложная разновидность фрески. Перед началом основных работ на сухую оштукатуренную поверхность стены наносили тонкий дополнительный слой штукатурки. На нем фрескист рисовал изображение водорастворимыми красками.

Основное преимущество buon fresco заключается в том, что красящие пигменты глубоко проникают в поры влажной штукатурки. Это обеспечивает хорошую сохранность рисунка на протяжении многих лет и даже столетий.

Фреска. Византийская фреска XI века

Но у техники был серьезный недостаток. Мастер мог работать над изображением ограниченное время — примерно 7-9 часов, пока отделочный слой не высохнет. По окончании этого срока приходилось удалять необработанные оштукатуренные участки. Кроме того, нельзя было вносить исправления в готовый рисунок. При обнаружении серьезных ошибок верхний слой штукатурки снимали и работу полностью переделывали.

Фреска. Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря», 1497

На смену buon fresco со временем пришла техника secco. Сухую оштукатуренную стену перед началом работ тщательно обрабатывали абразивными материалами, чтобы сделать поверхность шероховатой. Затем мастер темперными или масляными красками наносил на нее рисунок. Эта методика была более удобной для работы, но изображения получались гораздо менее стойкими и долговечными.

Фреска. Рафаэль Санти. «Парнас», 1510

В результате многочисленных экспериментов и творческих поисков в итоге была разработана третья техника — mezzo fresco. Ее суть заключалась в том, что сухую поверхность участка стены непосредственно перед началом работ обильно смачивали водой. Затем мастера выполняли роспись подготовленного влажного фрагмента. Именно mezzo fresco стала наиболее востребованной техникой. Она позволила одновременно и облегчить труд художников, и обеспечить длительную сохранность изображений.

История фрески

Увлекательная и солидная история фрески исчисляется многими тысячелетиями. Возраст древнейшего образца этого вида искусства — стенной росписи Зимри-Лим составляет более 3700 лет. Уникальный памятник культуры был найден в ходе археологических раскопок на территории современной Сирии.

Фресковая роспись также была известна грекам, римлянам и индийцам. В общей сложности в мировой культуре сегодня насчитывается несколько тысяч картин возрастом свыше 2000 лет.

Из Древнего Рима фреска распространилась по всей Византийской Империи, а позже и по всей Европе. Старинные росписи стен храмов с использованием техники рисования по штукатурке были востребованы в Киевской Руси, на территории современной Франции, Испании, Германии, Румынии.

Фреска. Фреска Минойской цивилизации с острова Санторини. XVII век до нашей эры

В XIII веке в Италии постепенно формируется собственная оригинальная школа фресковой живописи. На начальном этапе развития мастера преимущественно использовали технику buon fresco. Работа по сырой штукатурке была сопряжена с очевидными трудностями из-за быстрого высыхания основы. Поэтому уже спустя столетие мастера начали использовать secco и темперные краски.

Фреска. Этрусская фреска. IV век до нашей эры

Начало XVI века ознаменовалось распространением наиболее популярной техники mezzo. С этого периода и до конца XVIII века фресковая живопись на Апеннинах переживает подлинный расцвет. Монументальные росписи храмов создают многие известные итальянские живописцы:

    (Tiziano Vecellio); (Sandro Botticelli); (Pietro Perugino); (Raffaello Santi); (Michelangelo Buonarroti) (Giorgio Vasari); (Tintoretto); (Luca Giordano) (Andrea Pozzo); (Giovanni Battista Tiepolo).

Фреска. Микеланджело. «Роспись потолка Сикстинской капеллы», 1512

В это же время за пределами Италии фресковая живопись постепенно утрачивает популярность. При оформлении храмов предпочтение все чаще отдается более простым в техническом отношении витражным изображениям.

С началом XIX века традиционное искусство фрески окончательно уходит в прошлое. Интерес к нему со стороны активных художников стремительно угасает. В наши дни лишь немногие энтузиасты пытаются создать новые произведения монументальной живописи с использованием техники художественной росписи по штукатурке.

Фреска. Джованни Батиста Тьеполо. «Триумф Аврелиана», 1718

Самые известные фрески

Без сомнения, наиболее знаменитые фрески хорошо знакомы даже очень далеким от искусства жителям нашей планеты. Монументальные произведения потрясают своей красотой и величественностью. Среди них особо выделяются:

  • «Тайная вечеря» (1497) — творение Леонардо да Винчи на сюжет последней трапезы Христа со своими учениками. К сожалению, к концу ХХ века картина была сильно повреждена. Для спасения шедевра была проведена масштабная реставрационная кампания. Сегодня доступ для его осмотра сильно ограничен.
  • «Станцы Рафаэля» (1511) — великолепный комплекс картин, занимающий 3 отдельных помещения в Папском дворце Ватикана. Включает произведения на религиозную, мифологическую и историческую тематику.
  • «Роспись Сикстинской капеллы» (1481-1541) — плод коллективного труда величайших итальянских художников эпохи Ренессанса, в том числе Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти. В этом роскошно оформленном помещении в течение многих столетий кардиналы выбирают понтифика.
  • «Эпоха рептилий» (1947) — одна из немногих заслуживающих внимания работ ХХ века. Картина американского художника Рудольфа Заллинждера имеет огромные размеры — 33,5х4,9 метра и занимает целую стену Музея естественной истории Йельского университета. Сюжет произведения охватывает громадный временной промежуток в 350 миллионов лет.

Фреска. Рудольф Заллинджер. «Эпоха рептилий», 1947

Фреска — эффектный и весьма сложный по технике исполнения вид живописи. Поэтому ежегодно миллионы людей стремятся увидеть воочию шедевры великих мастеров в натуральную величину. А портал Very Important Lot дает возможность ценителям искусства принять участие в аукционах, чтобы приобрести уникальные предметы антиквариата. На сайте также можно недорого купить необычные картины напрямую у современных художников.

Страшная катастрофа уничтожила город , однако она же превратила провинциальные Помпеи в мировой бренд. Единственный античный город , дошедший до наших дней , не перестает удивлять: из небытия возвращаются на свет великолепные фрески , своей искусностью и блеском озадачивая ученых. Работы восхищают ценителей живописи , а скептики вовсе не верят в их подлинную древность. И Помпеи преподносят все новые и новые сюрпризы…

Фрески и пепел. Живопись и дизайн в древних Помпеях

Живопись Помпей — самое уникальное явление этого города. И всё же , говоря о Помпеях , стоит учитывать также Геркуланум и Стабии , Оплонтис и Боскореале — все эти города вместе с Помпеями стали жертвой извержения Везувия в 79 году. В каждом из поселений обнаружены прекрасные фрески , ценные как с художественной , так и с научной точки зрения.

Дело в том , что в Помпеях чтили Грецию , её искусство , даже религия была греческой. От подлинной греческой классики до нас почти ничего не дошло , особенно от живописи. Частично эту потерю восполняют росписи Помпеи и Геркуланума , отлично сохранившиеся под слоем вулканического пепла. Многие из них — копии с утраченных греческих подлинников.

Культурная провинция

Город , именуемый Помпеями , в древности имел более роскошное официальное название Colonia Cornelia Veneria Pompeianorum. Его дал городу Луций Корнелий Сулла , основавший в Помпеях римскую колонию , что подарило жителям римское гражданство.

…Изначально небольшая колония постепенно развивалась , и в I веке до нашей эры превратилась в благоустроенный культурный центр. В Помпеях сооружались частные здания , общественные заведения , мостились улицы , появился и амфитеатр. Всё это щедро украшали фресками , мозаиками , скульптурами.

По меркам империи , Помпеи были глубокой провинцией , тем более удивителен высокий уровень распространенного здесь художественного искусства , которое по силе , мастерству и новаторству часто равняют с эпохой Возрождения. Однако лучшие художники того времени , скорее всего , трудились в Риме. Здесь же были просто хорошие мастера.

Древнее искусство портрета

Удивительно , что в те далекие века уже знали все возможные жанры живописи: исторические и мифологические картины , бытовые сцены и аллегории , портрет

Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше

, пейзажи и натюрморты.

Но , вероятно , самая известная из помпейских фресок — это круглый медальон « Портрет

Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше

Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше

Шедевры неизвестных художников. Портрет молодой девушки (Портрет поэтессы Сапфо?)

Он был обнаружен в июне 1760 года. Долгое время думали , что это знаменитая поэтесса Сафо ( Сапфо), идеал красоты и гармонии античного мира. На самом деле это типичное изображение образованной молодой дамы , к тому же с высоким социальным статусом , на что указывают её золотые украшения. Подобные медальоны прославляли моральные и физические достоинства женщины , и потому не могут претендовать на буквальное портретное сходство.

Терентий Нео и его жена (фото)

В Помпеях встречаются парные портреты с изображением мужа и жены. Странным может показаться то , что жена на семейном портрете часто держит стилос и табличку для письма. Город сочинительниц? Вряд ли. Атрибуты вовсе не указывают на литературный дар супруги: она просто грамотная домохозяйка. Девушек из хороших семей обязательно учили писать и считать , чтобы они могла вести хозяйство и подсчитывать расходы. Поэтому табличка и стилос на портрете , скорее , отсылают к домашней бухгалтерии.

Дизайн помпейских домов

Жители Помпей любили со вкусом оформлять свои дома , потому фресковая живопись здесь постоянно развивалась. Обычно говорят о четырёх « стилях» ( точнее системах декорирования домов), выделенных немецким археологом и историком искусства Августом Мау. Переехав в 1872 году из Германии в Италию , ученый посвятил следующие 25 лет своей жизни изучению настенной живописи Помпей. Результат своей работы , в том числе идею о «стилях», он оформил в несколько книг и множество статей.

I «стиль» — «инкрустационный» ( II век до нашей эры — I век до нашей эры): простой и строгий. Стены домов облицовывались рустом — камнем с грубой выпуклой лицевой поверхностью. Часто камни украшались лепниной или расписывались , имитируя облицовку « под мрамор». Это еще не росписи , а , скорее , выявление конструктивной основы стены. Такое оформление выглядело изысканно и благородно , поэтому некоторые владельцы городских вилл не меняли его в угоду новомодным веяниям.

Античные фрески нередко сравнивают с более поздними эпохами: классицизмом или романтизмом. Но в I помпейском « стиле» ( фото ниже) неожиданно вспоминается Ротко.

II «стиль» — «архитектурно-перспективный» ( 80 год до нашей эры — 30 год нашей эры): в работах появляется динамика. Архитектура становится богаче и изображается теперь исключительно росписью. Постепенно усложняются декорации , добавляются новые детали. Вскоре на стенах появляется пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

, в конце концов , композиция дополняется фигурами людей. Уже в те времена художники старались передать перспективу домов , улиц , показать глубину пространства.

Вилла Мистерий, Помпеи (фото)

Неудивительно , что именно в этом « стиле» начинают использовать « обман зрения» ( тромплей). Обычно картины-тромплеи римляне размещали в обширных помещениях , типа гостиной или перистиля ( открытая площадь , двор или сад , окруженный крытой колоннадой). Здесь фантазия художника могла превратить пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Тромплей из Дома Венеры в Раковине, Помпеи

Тромплей из Дома Венеры в Раковине (фрагмент), Помпеи, (фото)

Самые известные фрески этого периода — цикл Виллы Мистерий. Это шестьдесят роскошных , хорошо сохранившихся комнат , среди которых выделяется « Зал дионисийских мистерий» ( фото ниже), оформленный киноварью.

Задача реставраторов — восстановить ветхие и поврежденные произведения искусства. Просто замазать или подрисовать не получится, в противном случае шедевр будет испорчен. Но иногда за дело берутся горе-профессионалы, после которых либо приходится все переделывать, либо ничего уже не спасти. При виде такой работы ценители искусства открывают пузырек с валерианой.

Фотография:

Фотография:

«Пушистый Иисус»

Самый сенсационный случай неудачной реставрации произошел в Испании. 80-летняя Сесилия Хименес вызвалась восстановить фреску с изображением Иисуса, украшавшую храм Милосердия в городе Борха. Но по какой-то причине вышло совершенно непохоже на оригинал. Возможно, зрение подвело пожилую женщину. Получившуюся картину назвали «Пушистый Иисус».

Можно бесконечно спорить о том, виновата Сесилия или нет. С одной стороны, фреска была испорчена. Но с другой стороны, храм стал известен во всем мире, а Сесилию теперь называют новым Гойей.

Фотография:

Героев фресок лишили глаз

Реставрация фресок в Сикстинской капелле стала самой обширной реставрационной работой XX века. Но многие искусствоведы считают, что ее результат не самый удачный.

Когда мастера отчищали сажу, они затронули верхний слой фресок с исправлениями самого Микеланджело. В результате некоторые из героев фресок потеряли глаза.

Фотография:

Прихоти Берлускони

В 2010 году рабочие установили статуи Марса и Венеры перед резиденцией Сильвио Берлускони. Но статуи были найдены с отсутствующими частями тела. А Берлускони приказал восстановить их. Все получилось довольно неплохо, но искусствоведы не оценили порыв премьер-министра. Считается, что «исправление» античных скульптур сродни вандализму, потому что мы не знаем, как статуи выглядели изначально. После этой критики Марс и Венера были возвращены в исходное состояние.

Фотография:

Осветлили картину

Картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи была восстановлена и получилась намного ярче и светлее. Если раньше на картине преобладали темные оттенки, то после реставрации картина стала ярче, будто действие происходит в солнечный день. По мнению экспертов, это противоречит видению да Винчи. Некоторые из экспертов консультативного комитета Лувра даже прекратили работу в знак протеста против такой реставрации.

Фотография:

Неузнаваемый Ленин

В каждом российском городе есть статуя Ленина. А в Краснодарском крае одной из статуй не повезло: после реставрации Ленин получил непропорционально длинную руку и чужое лицо. Оказывается, в таком виде памятник простоял долгое время, пока в 2016 году фотографии этого «непотребства» не получили распространение. Эта история даже появилась на центральном телевидении, после чего вождя мирового пролетариата переделали.

Фотография:

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена — крупнейший архитектурный памятник. К сожалению, она медленно разрушается.

Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали одну из красивейших секций стены длиной 780 метров, просто покрыв ее бетоном. Дело в настоящее время расследуется, и к восстановлению остальной части стены отнесутся внимательнее.

Фотография:

Замок Матрера

Реконструкция древней крепости Матрера в Испании получилась очень спорной: башня стала выглядеть слишком современной. Оказалось, что реставратор Карлос Кевадо хотел показать, какая часть крепости новая, а какая — древняя. Кстати, Architizer, авторитетное сообщество архитекторов, заняло сторону Кевадо. Но местные жители все еще недовольны.

Фотография:

Борода Тутанхамона

В 2014 году сотрудница Каирского музея уронила 10-килограммовую золотую маску Тутанхамона, и борода отвалилась от реликвии. Вместо того чтобы идти к профессионалам, женщина обратилась к мужу-реставратору.

Он приклеил бородку суперклеем. Да еще и под неправильным углом. К тому же он испачкал подбородок Тутанхамона клеем, решил соскоблить его и поцарапал маску. К счастью, она была недавно восстановлена должным образом.

Фотография:

Младенец с чужой головой

Скульптура Мадонны и младенца Иисуса в канадском городе Садбери когда-то пострадала от рук вандалов: голову младенца откололи и украли.

Но в итоге действия Хизер сыграли положительную роль в этой истории: человек, который украл настоящую голову, смутился (видимо, работой Хизер) и вернул ее. Скульптура была восстановлена.

Читайте также: