Изготовление мемориальных досок грозный валерий утешев

Обновлено: 15.05.2024

В ночь на 1 января 1995 года Российская армия начала штурм Грозного. О том, как иностранные журналисты работали на первой большой российской войне, вспоминает бывший руководитель московского бюро британской телерадиокомпании BBC Крис Бут.

"Значит, это кому-то выгодно. " - это был единственный стандартный ответ на любой вопрос, который мы задавали. "Почему бои идут в этой части Грозного?". "Почему подпольные нефтяные качалки продолжают работать во время бомбёжек?". "Почему чеченцы покупают оружие у военных?".
- Значит, - пожилой чеченец на окраине Самашек или молодой прыщавый солдат-призывник на блокпосту одинаково пожимали плечами, закатывали глаза вверх и многозначительно поднимали палец. - Значит, это кому-то выгодно.
Эта фраза, как мне кажется, стала тогда главным символом ельцинской России. Она позволяла объяснить любое событие и заодно показать себя человеком, знающим тайные пружины принятия всех решений. Хотя на самом деле об этом не знал никто.

И ещё одна фраза сопровождала нас с самого первого дня в Чечне. "Вы только правду рассказывайте!" - кричали нам и русские, и чеченцы, стоило только притормозить и открыть дверь машины.

Журналист Крис Бут (крайний справа) со своими коллегами из Associated Press. Грозный, 1995

untitled (1 of 532).jpg

Для командировки нам досталась тёмно-вишневая "Нива". Информационное агентство Associated Press поделилось с нами большими наклейками со своим логотипом, которые мы немедленно разместили на дверях и капоте машины.
Ещё одним украшением стали огромные буквы TV, собственноручно нарезанные из изоленты. Произведением этим мы поначалу гордились, но потом выяснилось, что латинская аббревиатура информационного агентства читается по-русски, как "А" и "Р", так что в ответ на вопрос "Откуда вы?" мы обычно сообщали, что работаем на "Армянское радио".
Как ни странно, это объяснение устраивало почти всех. В 1995 году и русские, и чеченцы вполне допускали, что в Ереване может работать станция под таким названием, которая и отправила освещать эту войну англичанина и татарина с большой профессиональной телекамерой.

untitled (1 of 422).jpg

Кстати, о мотке широкой изоленты, из которой мы вырезали буквы, нужно сказать отдельно. В то время это был главный инструмент, так что в кофрах любой телегруппы и в багажнике каждой машины, которую использовали журналисты, можно было всегда найти пару мотков этой изоленты.
С её помощью чинили сломавшееся оборудование, использовали вместо бинтов и повязок. Но сначала обязательно обклеивали свои машины надписями PRESS и ТV.
Эта практика закончилась где-то посередине между первой и второй чеченскими войнами. Местные бандиты тогда вовсю занялись торговлей людьми, а журналисты превратились чуть ли не в главный объект похищений.
Так что надпись TV на машине заметно усиливала шансы на то, что ты пропадёшь в районе горного чеченского села, а вскоре в твой московский офис придёт посылка с маленькой видеокассетой формата Hi8, на которой будет записано твое обращение к коллегам.

MDIPes9xmIs.jpg

KOG_040585_00002_1_t218_202106.jpg

Оператора, с которым я работал, звали Вадик, и он был из Астрахани. Мы довольно часто ругались, но особенно Вадик ненавидел меня, когда я сидел за рулем тёмно-вишнёвой "Нивы".
Дороги в Чечне тогда и правда были ужасные, но некоторым нашим коллегам приходилось хуже нас. Одно из телевизионных агентств, например, решило, что для работы на войне лучше всего подойдут "Жигули" - "четвёрка".
Её тоже обклеили буквами TV, нарезанными из изоленты, а для того, чтобы радио включилось само собой, нужно было всего лишь посильнее хлопнуть дверью.
Проездив по чеченским дорогам два года, я считал себя большим экспертом по поведению на войне. И лишь несколько лет спустя, во время специального курса в Лондоне для журналистов, работающих в горячих точках, с удивлением узнал, что познания, которыми я так гордился, совершенно бесполезны и взяты мной из американских кинобоевиков.

KMO_141501_00387_1_t218_195526.jpg

Как выяснилось, дверь машины, например, за которой мы так часто прятались от обстрелов, совершенно не защищает от пуль. Выслушав мою историю о бегстве из района консервного завода, который накрыло артиллерийским огнём, инструктор на курсах переспросил, действительно ли мне пришлось раз семь разворачивать машину для того, чтобы выехать под огнём на единственную дорогу. Я сокрушённо признался.
"Машину, - укоризненно сказал британский инструктор в белой рубашке и галстуке, - нужно всегда парковать носом в направлении возможной эвакуации". Пришлось с ним согласиться.
Все эти инструкции, правда, совершенно не относились к информационному агентству Reuters. C самого первого дня они привезли в Чечню настоящие бронированные внедорожники, так что спокойно могли прятаться за открытыми дверями своих машин.

zkSHuUhQdr4.jpg

Как и любой оператор, Вадик, если не ворчал по поводу моего неумения водить "Ниву", все время искал "картинку покрасивее". В самом начале января, в разгар боёв за Грозный, мы решили, что пришла пора запечатлеть хоть одно сражение во всех подробностях.
В центр города въехать было почти невозможно, так что для съёмок мы выбрали недостроенный многоэтажный дом на окраине. Крыша у него уже была, а вот лестниц не было, но мы как-то умудрились забраться наверх.
Вадик едва успел поставить камеру на штатив и принялся выбирать план для первой съёмки, как мы услышали тонкий свист, а затем миномётный заряд разорвался в сотне метров от нашего здания.
Следующий залп лёг уже перед самым подъездом дома, а когда раздался третий разрыв, мы уже кубарем катились вниз, не замечая отсутствия лестницы.
Краем глаза я успел заметить, что площадки между этажами были усыпаны гильзами и пустыми магазинами от винтовки Драгунова. Выбранный нами недостроенный дом был, по всей видимости, уже давно облюбован чеченскими снайперами, и миномётчики об этом прекрасно знали. Да и Вадика с его большой камерой на штативе издалека можно было легко принять за стрелка с ручным гранатомётом.

KMO_141501_00386_1_t218_195430.jpg

Мы запрыгнули в машину и, отъехав пару сотен метров, попробовали забраться на крышу ещё одного здания. Но миномётчики поджидали нас и тут, и первый же заряд разорвался перед домом, как только Вадик выставил штатив на крыше.
Пришлось срочно менять дислокацию. Мы решили ехать в Черноречье, единственный район на окраине, который в то время ещё вроде бы удерживали чеченцы.
"Ниву" припарковали во дворе, окружённом ещё вполне целыми "хрущёвками". Артиллерийская канонада не прекращалась, разрывы снарядов громыхали всё ближе. В самом центре двора, в детской песочнице, молча и сосредоточенно копался какой-то подросток. По двору бегали женщины, укрывая головы платками.
Как нам объяснили, чеченцы покинули этот район несколько дней назад, так что куда и зачем стреляют армейские батареи, развёрнутые в нескольких километрах от Черноречья, не знал никто.

KMO_141501_00383_1_t218_195111.jpg

Очередной артналёт мы переждали в первом попавшемся подъезде, а потом просто начали стучать во все двери. Одну из них открыла бледная как полотно женщина и пригласила нас войти.
В гостиной в инвалидном кресле сидел пожилой мужчина. На его пиджаке поблескивали медали ветерана Великой Отечественной войны. В самом начале той войны и русские, и чеченцы считали, что боевые награды станут дополнительной страховкой и защитят их, если кто-то ворвётся в дом.
Мужчину звали Николай. Он сказал нам, что очень боится, и что у него есть родственники в Кизляре. Его жена (кажется, её звали Раиса) говорила, что уехать они никак не могут, потому что у неё есть очень ценные ковры и она не хочет оставлять их ни бандитам, ни солдатам.
Эти уговоры продолжались всё время, пока мы несли Николая в его кресле вниз, к "Ниве", припаркованной во дворе. На лестнице я позвонил в Лондон, и наш редактор сказал, что если мы снимем всю эту историю, то он даёт разрешение вывезти семью в Кизляр.
Но нас было только двое, и Вадик не мог одновременно нести Николая и снимать. Так что про распоряжение лондонского редактора мы сразу забыли. Уже у дверей машины ветеран расплакался. Он всё время говорил жене, что вот, чеченцы ушли, а сейчас придут солдаты и всех убьют.
Но Раиса настаивала на своём, убеждая его, что не может просто так бросить ковры. Нам пришлось уехать. На прощанье Николай долго вытирал слёзы и махал рукой в сторону жены. "Вот дура-то, - тихо приговаривал он. - Вот дура. "

KMO_141501_00382_1_t218_194929.jpg

Через несколько дней мы ночевали в Грозном. Всех разбудили гул самолётов и частый грохот ракетных разрывов. Кучка журналистов, с трудом протирая глаза, выбежала на улицу.
Как оказалось, во время налёта несколько бомб угодило в нефтеперерабатывающий завод, так что весь горизонт полыхал багровыми отсветами. А ракеты разрушили несколько жилых домов на центральной улице Грозного.
Внешние стены рухнули, и было видно, как в одной из квартир на втором этаже из под обломков выбрался покрытый пылью мужчина. За его спиной переливалась гирляндами новогодняя ёлка.

KMO_120232_10071_1_t218_010335.jpg

Когда я вернулся в Москву из этой командировки, в офисе меня ждал официальный факс из пресс-службы правительства Российской Федерации.
В бумаге со ссылкой на вице-премьера Олега Сосковца сообщалось, что государственные структуры начали сбор одеял и продуктовых наборов и что всё это будет доставлено гражданским лицам в Чечне.
Ещё в одном абзаце неизвестный сотрудник пресс-службы уточнял, что на самом деле жилые дома в центре Грозного взорвали боевики для того, чтобы выдать это за последствия авиаударов.


Памятник. Бронзовый солдат с девочкой на руках. высота 3 метра. Автор скульптор Валерий Утешев!


скульптурная, Художественная, лепная, Гипсовая мастерская

Изготовление монументальных памятников в г. Грозном

Памятники, памятные знаки, мемориальные комплексы архитектуры, культуры и истории для парков, скверов, аллей, улиц, площадей

Изготовление Установка гранитных, мраморных, бронзовых, полимерных, керамических, гипсовых, бетонных, деревянных, композитных, и др . Монументальных Памятников, Обелисков, Стелл, Мемориалов, Мемориальных ансамблей, плит, досок. Скульптурных композиций

Изготовление бюстов по фотографии на заказ в г. Грозном

Портреты рельеф, барельеф, горельеф, объем. Бюсты с портретным сходством.

Изготовление Установка гранитных, мраморных, бронзовых, полимерных, керамических, гипсовых, бетонных, композитных, и др . бюстов.

Изготовление садово-парковых скульптур на заказ в г. Грозном

Скульптур от классики до нео-авангарда ; Статуи; Садово-парковых скульптур; Фонтанов.

Изготовление лепнины и малых архитектурных форм в г. Грозном

Рельефная роспись стен, рельефная штукатурка

Архитектурный декор: лепнина, колонны, балясины, пилястры, карнизы, молдинги, розетки, малые архитектурные формы, львы, атланты, кариатиды, химеры, русалки, растительный, геометрический орнамент, животные, скамейки, фонари, кронштейны, камины, вазоны, горшки и многое другое

Изготовление бронзовых художественных изделий. Бронзовое литье в г. Грозном

Изделия из бронзы

Изготавливаем бронзовые сувениры, значки, кубки, медали, монеты, наградную атрибутику, статуэтки, фигурки и др ..


Литейный завод бронзового литья

Отливаем художественные бронзовые изделия любых размеров!

ФОТогалерея



Ландшафтный дизайн в г. Грозном

Оформление садовых, парковых,

приусадебных, дачных участков.

Изготовление фонтанов, гротов, пещер, прудов, естественных водоемов, бассейнов, водопадов. Изготовление домиков, беседок, мангалов, шашлычниц, теремков, заборчиков, пеньков, животных, хотэйчиков , пагод, фонарей, драконов, скамеек, вазонов, горшков, гномиков и многое другое.

При этом используем практически все материалы: дерево, металлы, бетон, керамика, полимерная смола и др .. Куем, варим, токарничаем, лепим. Мы умеем всё!

Работаем во всевозможных стилях: фэнтези, сказочная тематика, классика, авангард, модерн. От мини-парков до гигантомании!

Выезд на замер бесплатно!

Деревянная скульптура и зодчество в г. Грозном

Услуги краснодеревщика, столяра,

резчика по дереву.

Деревянная скульптура, мебель, предметы интерьера из дерева на заказ. Из любых пород дерева.

Изготовим из дерева всё! от роскошных дверей до сказочных теремов. Комплексный подход: от разработки проекта до сдачи объекта под ключ.

Выполним на заказ эксклюзивные изделия. в любом стиле: "народное творчество", этническое, модерн, классические. Столярно-токарные изделия

Оформление интерьера резным деревом кафе, ресторанов, общественных и частных помещений.


Изготовление моделей изделий, матриц, форм по фото, чертежам, эскизам и прочее.

Реставрация скульптурных композиций, декоративных редких изделий и архитектурных элементов из любых материалов.

Керамическая мастерская

Изготовление Художественной керамики

Изготовление технической керамики

Материал : пенополистирол, стеклофибробетон , гипс, арт-бетон, гранит, мрамор, керамика (шамот), железо, сталь, чугун, алюминий, бронза, медь, драгметаллы, полимеры, смола, пластик, стеклопластик, стекло, дерево, кованные изделия, литьевой мрамор и многое другое..

Творческая мастерская

Изготовление Строительство сказочных городков, скульптур, малых архитектурных форм, персонажей сказок в г. Грозном

Изготовление Строительство сказочных городков, скульптур, малых архитектурных форм, персонажей сказок, воинов, рыцарей. Оформление детских площадок, кафе, ресторанов, фасадов зданий в необычных стилях фэнтези и сказок! из арт-бетона, полимеров, дерева, металла, композитных и др . материалов.

Большой опыт в изготовлении художественных сказочных фантастических композиций из арт-бетона и других материалов, позволяет нам успешно выполнять любые творческие задумки клиентов! Мы со всей серьезностью и со знанием дела подходим к выполнению проектов. от малых архитектурных форм, садово-парковых сказочных персонажей, до дворцов, кораблей, городков и гигантских животных: динозавров, драконов, слонов, мамонтов и других великанов.

При этом ведем все дизайнерские, архитектурные и инженерные расчеты. Учитываем технические характеристики материалов, качество грунта, конструктивную безопасность, внешнюю эстетичность и другие параметры проектов.

Разработка фантастических эскизов будущих сказочных проектов!



Тираж не ограничен.

Срок выполнения заказа от одной недели в зависимости от размера, сложности, используемых материалов, количества изделий.

Наличный Безналичный расчет. Изготовление, Доставка и Установка в любой район!

Районы Чеченской республики

Район Районный центр
Ачхой-Мартановский район с. Ачхой-Мартан
Веденский район с. Ведено
Грозненский район г. Грозный
Гудермесский район г. Гудермес
Итум-Калинский район с. Итум-Кале
Курчалоевский район с. Курчалой
Надтеречный район с. Знаменское
Наурский район ст. Наурская
Ножай-Юртовский район с. Ножай-Юрт
Сунженский район с. Серноводское
Урус-Мартановский район г. Урус-Мартан
Шалинский район г. Шали
Шаройский район с. Шарой
Шатойский район с. Шатой
Шелковской район ст. Шелковская

Города Чеченской республики

Грозный Аргун Гудермес
Урус-Мартан Шали


Приглашаем для совместного творчества скульпторов и мастеров!


14

Изготовляем памятники из природного камня (гранит ,мрамор,ракушечник) Имеется серый ,зелёный и белый мрамор ,а так же чёрный гранит ,про качество которого и не стоит рассказывать .Делаем трафареты на памятники ,изготовляем шапки! Наш адрес ул.Кутузова 45 (район 9 гор.больницы)















8

Делаем памятники(чартш) из натурального,природного камня.В наличии большой ассортимент всех камней.Занимаемся доставкой и заменой .Так же изготовляем таблички и шапки на памятники .Наш адрес г.Грозный ул.Кутузова 45 (район 9 гор.больницы)








Изготавливаем памятники из натурального камня. Трафареты из мрамора и гранита , мемориальные доски . Шапки из нержавейки. Делаем доставку и установку в любую точку ЧР и за ее пределами . Наш адрес: .

Доски для мемориалов, изготовленные из ударопрочного пластика по нашей технологии, выглядят достойно и по внешнему виду не отличаются от металлических. Благодаря технологии производства и атмосферостойкому покрытию наши мемориальные доски долго служат и не боятся атмосферных воздействий. Особенность технологии изготовления заключается в применении специального ударопрочного пластика и литого объемного (рельефного) шрифта. Толщина плит увеличивается вместе с увеличением площади плиты. Шрифт наносится на основу методом химической сварки, в результате чего основа и шрифт становятся одним целым. Для покрытия используются эмали высокого качества.

Мы занимаемся изготовлением мемориальных досок 28 лет.

Мемориальные доски для Братской могилы

Представленные здесь мемориальные доски были изготовлены для одной из администраций Белгородской области. Материал-ударопрочный полистирол, объемный литой шрифт и мемориальная символика: лавровые ветви и звезды. Покрыты атмосферостойкой молотковой эмалью темно-серого цвета. Буквы покрыты золотистой и серебристой эмалью.

  • 40X85
  • Для одной доски вертикальной ориентации
  • 8500
  • 60X66
  • Для квадратной доски
  • 9900

Мемориальные доски с гладким покрытием

На данных фотографиях представлен вариант покрытия гладкой эмалью вишневого цвета, буквы покрыты золотистой эмалью. По контуру основы на данных мемориальных досках присутствует строгая, прямая рамка.

  • 80X90
  • для доски вертикальной ориентации
  • 18000
  • 60X40
  • для доски горизонтальной ориентации
  • 6000

Мемориальные доски с покрытием под металл

В данном случае мемориальные доски покрыты серой эмалью молотковой палитры. Буквы и звезды оставлены в тон фона, без дополнительного окрашивания. При таком способе покрытия пластиковые мемориальные доски выглядят как металичекие.

Мемориальный стенд на братскую могилу

Мемориальные доски, которые превышают полтора метра в длину, могут быть изготовлены из нескольких частей, которые монтируются в единый стенд непосредственно на объекте. Этот способ изготовления позволяет транспортировать изделия любых размеров без опасений повреждений. Если по каким-то причинам разделение стенда на части невозможно, мы изготавливаем его цельным и транспортируем в дополнительной жесткой упаковке.

Данный стенд изготовлен из двух частей, окрашен эмалью черного цвета молотковой палитры. По периметру стенда прямая рамка.

  • 120X50
  • левая половина
  • 15000
  • 90X50
  • правая половина
  • 11250

Памятная доска жертвам красного террора

Мемориальная памятная доска, представленная на этом фото, окрашена дополнительно затемненной темно-серой молотковой эмалью, цвет при этом получается темно-темно серым, но не черным. Шрифт объемный литой фигурный, покрыт золотистой эмалью. По периметру памятной доски фигурная рамка. На табличке есть объемный православный крест.

Серия мемориальных досок

Перед Вами мемориальные доски, покрытые эмалью темно-серого молоткового цвета, буквы окрашены серебристым цветом.

Мемориальные доски "Объект культурного наследия"

Перед Вами комплект мемориальных памятных досок. Исполнение классическое. Шрифт литой объемный прямой, по периметру прямая строгая рамка, покрытие гладкая эмаль вишневого цвета, буквы окрашены серебристой эмалью.

Мемориальные доски"Вечная память павшим"

На этом фото представлен комплект из двух мемориальных досок, посвященных воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Каждая плита визуально разделена на две части, в каждой из которых расположены фамилии. Сверху разделительной полосы красная звезда. Памятные плиты окрашены серой молотковой эмалью, буквы окрашены эмалью серебристого цвета. По периметру плит объемная фигурная рамка.

Мемориальные доски "Братская могила"

На данном фото представлены мемориальные доски, покрытые красной эмалью молотковой палитры, буквы покрыты эмалью золотистого цвета. По периметру прямая рамка.

Комплект из 4-х мемориальных досок

Здесь представлен комплект из 4-х мемориальных досок. Окрашены изделия темно-серой молотковой эмалью, буквы окрашены серебристой эмалью. Каждая доска украшена лавровыми ветвями и красной звездой.






Мемориал "Погибшим за установление советской власти"

Далее так-же представлен вариант исполнения мемориальных досок окрашенных темно-серой молотковой эмалью, с серебристыми буквами. Каждая плита украшена лавровыми ветвями и красной звездой. На крепежных отверстиях декоративные накладки - "шипы".







Комплект из десяти мемориальных досок

На этом фото представлен комплект из 10-ти мемориальных досок. Цвет покрытия - серая молотковая эмаль, цвет букв - серебристая эмаль. Украшение - красная звезда и лавровые ветви. На отверстиях декоративные накладки.











Мемориальная доска "Заглавие мемориала"

Часто к мемориальным доскам требуется отдельная доска, на которой пишется название мемориала. Такие доски часто бывают длинными и узкими. Длинна таблички на фото 3 метра, а высота 20 см. Для удобства при транспортировке, облегчения монтажа и увеличения срока службы, такие изделия делятся (по согласованию с заказчиком) на 2 или 3 части. На внешнем виде деление на части не отражается, так как линия стыка деталей получается тонкой и малозаметной.

текстура матовых табличек
текстура матовых табличек
текстура матовых табличек

  • 300X20
  • Для целой таблички
  • 15300

Стоимость мемориальных досок в общем случае формируется, исходя из площади и насыщенности текстом. Дополнительные стандартные элементы, такие, как звезда, лавровые ветви, рамки, православный крест, накладки на отверстия считаются при этом частью таблички и уже включены в ее стоимость.

Однако, при необходимости использования дополнительной (индивидуальной) символики, стоимость будет расчитываться дополнительно, исходя из сложности изготовления.



Памятник атаману Краснову в станице Еланской (Ростовская область)

Это памятник генералу и атаману Петру Краснову (1869—1947). Сам атаман был повешен за сотрудничество с Гитлером в 1947 году, по приговору советского суда, а памятник ему был поставлен в станице в 2007 году. Нацистам Пётр Краснов служил с таким идейным пылом, что даже известного генерала Власова укорял за недостаток подобного рвения. С осуждением заметил, что в манифесте власовского КОНР «нет ни слова о ж*дах». «Неужели ж*дам оставят и дальше право распоряжаться Россией?» — риторически вопрошал атаман в одном из выступлений. В мае 1945-го Краснов был взят англичанами в плен, передан в СССР, и повешен в Бутырской тюрьме. До сегодняшнего дня он — осуждённый и не реабилитированный военный преступник. Почему же вольготно высится в России памятник такому человеку?
А потому, что он на «частной территории». Когда авторитетный донской бизнесмен Владимир Мелихов установил на своём личном подворье в станице Еланской памятник Краснову, то прокуратура Шолоховского района сгоряча потребовала его демонтировать. Но Мелихов гордо заявил, что он — владелец усадьбы и вправе украшать её как угодно. А памятник Краснову он решил установить, потому что «атаман своей жизнью и деятельностью являл яркий пример жертвенного служения русскому народу и Отечеству». Короче говоря, прокурорам пришлось ознакомиться с выразительной фигурой из трёх пальцев под названием «накося выкуси». Так и стоит памятник с тех пор. В России частная собственность священна и неприкосновенна! А как же уважение к ветеранам Великой Отечественной? Или новый модный лозунг — денацификация? Ну, так.

Другой пример. С 2000 года красуется посреди Москвы вот этот бюст. В народе это изглоданное, как у Кащея Бессмертного, лицо прозвали «головой Цезаря». Но это никакой не Цезарь, а писатель-белоэмигрант Иван Шмелёв.



В 1941 году он писал:

30 июня 1941 года, Париж: «Я так озарён событием 22.VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной».

Такие же записи делал данный персонаж и позднее. Например:
9 октября 1941 года, Париж: «…Вчера был день моего Серёжечки, преподобного Сергия Радонежского, России покровителя. Я ждал. Я так ждал, отзвука, — благовестия ждал — с „Куликова поля“! Я его писал ночами, весь в слезах, в дрожи, в ознобе, в вере… Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался… Я услыхал фанфары, барабан — в 2 ч. 30 мин., — специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены… идёт разделка, Преподобный в вотчину свою вступает, Божье творится…»
Имеются в России и мемориальные доски автору приведённых слов:



Мемориальные доски Ивану Шмелёву во Владимире (слева) и в Москве

Формально Шмелёв, конечно, судом не осуждался, в отличие от Краснова. Но он недвусмысленно восхвалял нацизм, Гитлера, желал ему победы над СССР. Могут ли стоять в России памятники, висеть мемориальные доски такому человеку?

Разумеется, это не единственные примеры. Скажем, в Грозном есть улица Абдурахмана Авторханова (1906—1997). В Третьем рейхе Авторханов редактировал газету «Газават», имевшую лозунг «Аллах над нами, Гитлер с нами». После войны уехал в США, где трудился историком и советологом.
В Уфе есть улица, сквер, гимназия, национальная библиотека имени Ахмет-Заки Валидова (1890—1970). В Санкт-Петербурге установлен бюст этого башкирского деятеля. Прокуратура неоднократно выдавала предписание убрать бюст, поскольку Валидов, по её данным, сотрудничал с немецкой разведкой, работал на СС. Но воз и ныне там.
Впрочем, дело, конечно, не только в этих примерах. Гораздо важнее запретить впредь любую глорификацию нацистов, их пособников и союзников Третьего рейха на территории России. Чтобы даже мысль об установке новых «досок Маннергейма» не могла зайти ни в чьи воспалённые мозги. По-хорошему, на государственной карьере таких людей самим этим фактом должен ставиться жирный и бесповоротный крест, но где там, если один из главных участников того памятного открытия в 2016 году доски Маннергейма в Питере ныне невозмутимо ведёт переговоры с Украиной о её, в том числе, денацификации.
Приходится сделать вывод, что меры по денацификации всех указанных памятников и топонимов, как и законодательные меры против повторения подобного в России не просто назрели, а уже сильно перезрели.
Если они не будут приняты в ближайшее время, то поневоле придётся сделать вывод, что и денацификация Украины в конечном счёте будет выглядеть примерно так:

Читайте также: