Из за сильного тумана с балкона видны были только силуэты домов да мутный свет фонарей

Обновлено: 15.04.2024

1)Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и вновь поднялся на
палубу.

2)Он или забавлял нас рассказами или играл с нами или пел.


3)Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день
непременно.


4)Осенью листья падали и день и ночь.

1)Над Таганрогом темнеет ночь дует ”сгонный” ветер и на широких молах
шелестят степные травы.


2)Степь придвинулась вплотную к порту и к морю и занесла
белой пылью Рыбацкую слободку.


3)Бушует полая вода шумит и глухо и протяжно.

4)Он останавливался и подолгу рассматривал шапки снега на
пнях и на заборах и на еловых ветвях.

1)Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была
беспощадной схваткой с глупостью и подлостью.


2)Грин начал писать и создал в своих книгах мир весёлых и
смелых людей.

3)Он пришел к нам из очарованной дали увёл нас в соловьиные
сады своей гениальной и грустной поэзии.

4)После “Поединка” слава Куприна приобрела не только
всероссийский но и мировой характер.

1)Природу он любил не только как созерцатель но и как
лесничий.


2)Там сверкали бенгальским огнём стены занесённых снегом
дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.


3)Он был от страха ни жив ни мертв.

4)Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную
гладь и потопленный лес и людей.

1)В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и
видны были стволы матч. 2)А вокруг был дым и бой и смерть.

3)Заблестели на листьях берёз капли не то росы не то
вчерашнего дождя.

4)К тому времени я стал
всё чаще и чаще бывать у него в доме и познакомился со всей его семьёй.

1)Воды всюду прекрасны и на юге и в тишине наших северных
лесов.

2)Рыжеватые болотца перемежаются то ржаным жнивьём то
чернотой полос то яркими пятнами озимых.

3)Я видел только верхушки лозняка да извилистый край
противоположного берега. 4)Были и лето и осень дождливы.

1)Я за ним и в огонь и в воду.

2)Метель становилась сильнее и сильнее и снег шёл сухой и
мелкий.

3)Ждём не дождёмся солнечных денёчков.

4)Слышны смех и говор и плесканье купающихся.

1)Снегири вылетели из лесной чащи и появилась в садах и
огородах.

2)Под берёзами была видна беседка с плоским зелёным куполом
и деревянными голубыми колоннами.

3)Юг это исполинский
конденсатор растений родина тепла и человеческой культуры.

4)Он подложил в
костер сухой травы и хворосту и раздул пламя.

1)Летние дни на юге
короче северных и южное растение там изнемогает от света и чахнет

2)В устном и
письменном слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт

3)Осенью откроется выставка молодых
ростовских художников.

4)Тонкий слой
прозрачной краски мог передать на полотне влажный блеск глаз и

внезапно вспыхнувший
румянец и ажурные кружева.

1)Во времена детства
Чехова весь Таганрог был засыпан тучным зерном и деньгами и

Был заселён греками и
итальянцами.

2)Долгими вечерами
прислушивался я к сказкам и к
бесчисленным рассказам ямщиков и

3)Тужит Пахом да не
знает о ком.

4)Нельзя одним словом воспитать или
перевоспитать человека.

Новые вопросы в Русский язык

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Радовала тихая погода весь народ находился на палубе. КВН среди народов встретилась большая обез … ьяна и забавляла всех. Обезьяна это кончилось, прыгала, делала смешные рожи, передразнила людей точка она подпрыгнула в смену капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. все засмеялись. А мальчик остался без шляпы и сам не знал смеяться ему или плакать. Обезьяна села на перекладине мачты сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика матросы громче засмеялись а мальчик покраснел скинул курточку и бросился за обезьяной на мачту Выпишите из текста все формы местоимений третьего лица укажите число и падеж

составить предложение из союзов: потому что, оттого, что, так как, благодаря тому что, в связи с тем что​

Пляш..т, бормоч..т, смотр..т, дыш..т, гон..т, гоня..т, слыш..т, слуша..т. Задание: объяснить выбор гласной в окончаниях глаголов (определить их спряже … ние).

Машина времени Прочитай фрагмент сочинения ШКОЛЬНИка и укажи, какое задание он ВЫПОЛНЯЛ. «. Самым страшным было приземление в будущем. Долго не могли … решиться на посадку. Им было страшно. И вот это произошло. Они долго не могли поверить своим глазам. » Представьте, что вы являетесь участником путешествия на Машине времени. Представьте, что вам рассказали о путешествий на машине времени. Представьте, что вы являетесь жителем будущего и являетесь очевидцем приземления Машины времени.​

Укажи предложение с обособленным приложением (знаки препинания опущены): А) Низенький коронастый он обладал необыкновенной силой Б) Он страстный любит … ель рыбалки все свободное время проводилу озера В) Всем любителям цветов известна красавица мальва​

Задание 3 Графически выделите обособленные части претожения и начертите схему 1.Дети участвовали в Великой Отечественной войне, помогая взрослым в тыл … у и ва фронте. 2 Заменив ушедших на войну родителей, они встали к станкам на заводах и фабриках. выпускавших военную продукцию. 3. Победа, одержанная Советским Союзом в 1945 году, очень важное событие для всей истории нашей Родины. 4. Жители страны каждый год вспоминают о подвигах, совершённых нашими солдатами и партизанами в Великой Отечественной Войне, чтобы никогда не забыть эти важные страницы нашей истории.​

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую ^ дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был ис­ключительный. Парадный з … автрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры. Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой. Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следу­ет. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцвет­ные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота сперли ему горло. Выделить все союзы в тексте

Пожалуйста срочно через пол часа надо отнести работу 1. Выберите вариант, в котором все слова пишутся с НЕ слитно А) (не)видимый, (не)правда, (не)игр … ает, (не)заметно; Б) (не) быстрый, а медленный, (не)мыслимый, (не)дотепа; В) (не) с кем, вовсе (не)здоровый, (не)легок, (не)смышленый; Г) (не)искренний, (не)прерывающийся, (не)настье, (не)поздно. 2. Выберите верное утверждение А) Частицы образуют новые слова; Б) Частица - часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании; В) Частица - служебная часть речи, которая участвует в образовании условного и повелительного наклонений глагола; Г) Частицы являются членами предложения. 3. Укажите предложение с частицей. А) Река то(же) разливается весной; Б) Я (так)же прочел книгу о героях; Г) Я люблю зиму (так)же, как и лето; В) Мне то(же) хочется побывать в аквапарке. 4. Формообразующие частицы служат для образования А) условного наклонения; Б) повелительного наклонения; В) изъявительного и повелительного наклонения; Г) условного и повелительного наклонений. 5.Укажите предложение, в котором употреблена частица бы А) Мы остановились у подъезда, что(бы) найти ключи; Б) Илье пришлось бежать, что(бы) не опоздать на урок; В) Нужно бороться с собой, что (бы) не позволить себе совершать плохие поступки; Г) Я раздумывала, что(бы) мне подарить бабушке. 6. Укажите словосочетание, в котором частица пишется через дефис А) скажи (ка) правду, дружок; Б) сумеете (ли) открыть; В) рассказал (бы) о главном; Г) бежал (же) к тебе. 7. Спишите предложение. Подчеркните слова как члены предложения. Выпишите частицу и выполните морфологический разбор. Пусть всегда будет солнце!


Задание 16 № 1543

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.

2) Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.

3) Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.

4) Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.

5) Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя и рвались вперёд от трубного воя кони командиров.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1)После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.

2)Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.

3)Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.

4)Способность ориентироваться во времени есть как у животных, так и у растений.

5)Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя, и рвались вперёд от трубного воя кони командиров.

Одна запятая необходима:

в четвёртом предложении: его однородные члены соединены при помощи двойных союзов;

в 5-м :ССП (бунчуки метались и кони рвались)

Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

ОЧ — однородные члены.

ССП — сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема: О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема: О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема: О , и О , и О .

Общая схема: и О , и О , и О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , или О , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, скорее. чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде.

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни . ни; тоже; также; не толь­ко . но и; как . так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния : [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения, а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Месяц обливал меня светом, и , подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белёсые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озарённым креслам и стульям.

Давно не видел я такой ночи! И вот мысли мои опять возвратились к далёким, почти забытым осенним ночам, которые видел я когда-то в детстве среди холмистой и скудной степи средней России. Там месяц глядел под мою родную кровлю, и там впервые узнал и полюбил я его кроткое и бледное лицо. Я мысленно покинул Париж, и на мгновение померещилась мне вся Россия, точно с возвышенности я взглянул на огромную низменность. Передо мной слегка холмистые поля, а среди них – серый помещичий дом, ветхий и кроткий при свете месяца… Неужели это тот самый месяц? Это он успокоил меня в светлом царстве ночи…

Задание:

1.Сделать фонетический разбор слов: стульям, холмистые ( по варианатам).

2.Разобрать по составу следующие слова: озарённым, возвышенности( 1вариант)

померещилась, мгновение ( 2 вариант)

3.Произвести синтаксический разбор предложения : Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озарённым креслам и стульям. ( 1вариант)

. Я мысленно покинул Париж, и на мгновение померещилась мне вся Россия, точно с возвышенности я взглянул на огромную низменность. (2 вариант)

Профессор жил в комнате, где властвовали и враждовали книги и картины. Книгам удалось захватить все пространство комнаты: гигантские шкафы высились по стенам, стол был полонен книгами. Они захватили и кресла, и маленький шахматный столик, где лежали аккуратно связанными стопками. Они владели и воздухом комнаты, наполняя его особым запахом бумаги. Книги насыщали воздух, делая его пыльным и душным.

Картины словно хотели раздвинуть комнату и растворить стену, на которой висели. Они наполняли пространство свежим воздухом рощ и мягким, просеянным сквозь облачную дымку солнечным светом. И если в комнату не проникали шорохи листьев и шепот трав, то лишь потому, что на всех картинах царила тишина. Только ее да мечтательную задумчивость природы изображал на своих полотнах художник.

Вечерами с улицы в комнату проникал свет фонарей, и она, казалось, наполнялась рыхлым серым веществом. В тех местах, где стояли книжные шкафы, вещество сгущалось до совершенно черного цвета.

Грамматическое задание

  1. Синтаксический разбор 2 предложения.
  2. Из 1 предложения выпишите слово с удвоенной согласной.
  3. Фонетический разбор слова фонарей.
  4. Из предложений 3 абзаца выпишите вводное слово.
  5. Сколько грамматических основ в 4 предложении.
  1. Синтаксический разбор 3 предложения.
  2. Из 2 предложения выпишите слово с непроизносимой согласной.
  3. Фонетический разбор слова черного.
  4. Из предложений 3 абзаца выпишите вводное слово.
  5. Сколько грамматических основ в 5 предложении.

сту́льям-2слога- [стул’й’им]

с — [ с ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
т — [ т ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
у — [ у ] — гласный , ударный
л — [ л’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (парный)
ь — не обозначает звука
я — [ й’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[ и ] — гласный , безударный
м — [ м ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)

В слове 7 букв и 7 звуков.

холми́стые-4слога- [халм’истый’э]

х — [ х ] — согласный, глухой непарный, твёрдый (парный)
о — [ а ] — гласный , безударный
л — [ л ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)
м — [ м’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (парный)
и — [ и ] — гласный , ударный
с — [ с ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
т — [ т ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
ы — [ ы ] — гласный , безударный
е — [ й’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[ э ] — гласный , безударный

В слове 9 букв и 10 звуков.

озар корень енн суффикс ый окончание

[воз] + корень [выш] + суффикс [енн] + суффикс [ост] + окончание [и]
Основа(ы) слова: возвышенност

[по] + корень [мерещ] + суффикс [и] + постфикс [л] + окончание [а] + постфикс [сь]

корень [мгновени] + окончание [е]

Повест., невоскл. сложное, союзное, сложносочиненное, две части. 1. Двусост., распр. Основа снег падал-=. Определение : бледно- серебристыми ~ Обст. : из окон, арками -.-.-. 2. Двусост., распр., осложнено прич. оборотом и однород. членами. Основа : был крест = - . Определения : мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям ( причаст. оборот, осложнен однород. дополнениями ( креслам и стульям), дымчатый теневой ( определения). Дополнения : в каждой, из них -------

[Я мысленно (_._._) покинул (=) Париж (_ _ _) ], и [на мгновение (_._._) померещилась (=) мне (_ _ _) вся (~) Россия], (точно с возвышенности (_._._) я взглянул (=) на огромную (~) низменность (_ _ _) ).

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ, НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ, СЛОЖНОЕ СОЮЗНОЕ:

1-ОЕ: СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ, ДВУСОСТАВНОЕ, РАСПРОСТРАНЕННОЕ, ПОЛНОЕ.

2-ОЕ: СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ С ПРИДАТОЧНЫМ СРАВНИТЕЛЬНЫМ, ДВУСОСТАВНОЕ, РАСПРОСТРАНЕННОЕ, ПОЛНОЕ.

3-ЬЕ: ПРИДАТОЧНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ СРАВНЕНИЯ (померещилась как?) ДВУСОСТАВНОЕ, РАСПРОСТРАНЕННОЕ, ПОЛНОЕ.

Схема: [ -- = ], и [ = -- ], (точно -- = ).

Главные члены предложения → подлежащее и сказуемое (=).

Второстепенные члены: обстоятельство (_._._), дополнение (_ _ _), определение (~).

1) Книгам(дополнение) удалось захватить(сказуемое) все(определение) пространство(дополнение) комнаты(дополнение): гигантские(определение) шкафы(дополнение) высились(сказуемое) по стенам(обстоятельство места), стол(подлежащее) был полонен(сказуемое) книгами(дополнение).

3) фонаре́й - 3слога- [фанар’эй’]

ф — [ ф ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [ а ] — гласный , безударный
н — [ н ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)
а — [ а ] — гласный , безударный
р — [ р’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (парный)
е — [ э ] — гласный , ударный
й — [ й’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (непарный, всегда произносится мягко)

В слове 7 букв и 7 звуков.

4) казалось ; 5) 2

1)Книгам(дополнение) удалось захватить(сказуемое) все(определение) пространство(дополнение) комнаты(дополнение): гигантские(определение) шкафы(дополнение) высились(сказуемое) по стенам(обстоятельство места), стол(подлежащее) был полонен(сказуемое) книгами(дополнение).

2) Они(подлежащее) захватили(сказуемое) и кресла(дополнение), и маленький(определение) шахматный(определение) столик(дополнение), где лежали(сказуемое) аккуратно(определение) связанными(определение) стопками(дополнение). только в аккуратно связанных до конца не уверена)

черного - 3 слога - [ч’ирнова]

ч — [ ч’ ] — согласный, глухой непарный, мягкий (непарный, всегда произносится мягко) , шипящий
е — [ и ] — гласный , безударный
р — [ р ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)
н — [ н ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)
о — [ о ] — гласный , ударный
г — [ в ] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
о — [ а ] — гласный , безударный

1. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Весь вагон спал под скрежет (1) визг (2) под чугунный гул разбежавшихся колес (3) стены туго качались (4) верхние нары мотало бешеной скоростью эшелона (5) и Кузнецов (6) вздрагивая (7) окончательно прозябнув на сквозняках возле оконца (8) отогнул воротник (9) с завистью посмотрел на спящего рядом лейтенанта Давлатяна.

2. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он высвободился из холодной (1) колючей тесноты своего места (2) спрыгнул с нар (3) чувствуя (4) что надо обогреться у печки (5) в которой давно погас огонь (6) только неподвижным зрачком краснело поддувало. Но здесь (7) внизу (8) казалось (9) было немного теплее.

3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда ездовой Сергуненков отполз к ровику (1) вынул там из ниши две (2) облепленные землей (3) противотанковые гранаты (4) и (5) тут же полой шинели очистив их (6) протерев (7) положил эти две гранаты перед Дроздовским (8) тот скомандовал (9) привставая над бруствером

4. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С наблюдательного пункта виден был (1) развернувшийся на улочках станицы (2) танковый бой (3) сверху в темноте казавшийся ошеломляюще чудовищным по своей близости (4) смешанности (5) неистовому упорству и (6) может быть (7) особенно потому (8) что нигде не было видно людей.

Весь вагон спал под скрежет, визг, под чугунный гул разбежавшихся колес, стены туго качались, верхние нары мотало бешеной скоростью эшелона, и Кузнецов, вздрагивая, окончательно прозябнув на сквозняках возле оконца, отогнул воротник, с завистью посмотрел на спящего рядом лейтенанта Давлатяна. (Запятые 1, 2 - между однородными дополнениями, 3,4, 5 - отделяют простые предложения в составе сложного, 6,7 - обособлены обстоятельства, 9 - между однородными сказуемыми).

Он высвободился из холодной, колючей тесноты своего места, спрыгнул с нар, чувствуя, что надо обогреться у печки, в которой давно погас огонь, только неподвижным зрачком краснело поддувало. Но здесь, внизу, казалось, было немного теплее.
(Запятая 1 - между однородными определениями, 2 - между однородными сказуемыми, 3, 4 - обособлено обстоятельство, 5, 6 - отделяет придаточное предложение, 7, 8, 9 - уточняющее обстоятельство и вводное слово).

Когда ездовой Сергуненков отполз к ровику, вынул там из ниши две облепленные землей противотанковые гранаты и, тут же полой шинели очистив их, протерев, положил эти две гранаты перед Дроздовским, тот скомандовал, привставая над бруствером.
(1 - между однородными сказуемыми, 5, 6, 7 - обособление обстоятельств, 8 - закрывает придаточное предложение, 9 - обособляет обстоятельство).

С наблюдательного пункта виден был развернувшийся на улочках станицы танковый бой, сверху в темноте казавшийся ошеломляюще чудовищным по своей близости, смешанности, неистовому упорству и, может быть, особенно потому, что нигде не было видно людей.
(Запятая 3 - обособляет определение, 4,5 - обстоятельства, 6,7 - вводное слово, 8 - перед придаточным предложением).

Расставьте в предложениях пропущенные знаки препинания. Главное предложение заключите в квадратные скобки, придаточное – в круглые. Подчеркните грамматические основы простых предложений, входящих в состав сложноподчинённого. Подчинительные союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения. Укажите вид придаточных предложений. 1. Писатели любят поселять своих героев там где когдато сами жили и оставили частицу своего сердца. 2. Представьте себе тёмное подземелье где возле двери горит одинединственный факел вставленный в бронзовую скобу. 3. В голой аллее где лист под ногами шуршит както пугливо и радостно сердце щемит. 4. Возможно это состояние вызвано к жизни условиями горных дорог когда умение лошади в трудную минуту скользить но не падать особенно ценно. 5. Не знаем куда спрятаться от холода. 6. Он не особенно хорошо представлял себе куда ведёт эта дорога. 7. Там куда не достигал свет уличных фонарей стоял совершеннейший мрак продуваемый холодным ветром. 8. Первую ночь он провёл у костра возле порожистой речонки где чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбёшку. 9. В маленькой бухте куда мы шли стояло уже опередившее нас судно. 10. И долго та башня уныло глядит в глухое ущелье где ветер свистит.

[Писатели любят поселять своих героев там], ( где когда-то сами жили и оставили частицу своего сердца). 2 [Представьте себе тёмное подземелье ],(где возле двери горит один единственный факел, вставленный в бронзовую скобу). 3. [В голой аллее ,(где лист под ногами шуршит,) как-то пугливо и радостно сердце щемит.] 4. [Возможно, это состояние вызвано к жизни условиями горных дорог], (когда умение лошади в трудную минуту скользить, но не падать особенно ценно]. 5. [Не знаем ,(куда спрятаться от холода.) 6. [Он не особенно хорошо представлял себе], ( куда ведёт эта дорога). 7. [Там ,(куда не достигал свет уличных фонарей), стоял совершеннейший мрак, продуваемый холодным ветром]. 8.[ Первую ночь он провёл у костра, возле порожистой речонки], ( где чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбёшку). 9. [В маленькой бухте, (куда мы шли), стояло уже опередившее нас судно]. 10. [И долго та башня уныло глядит в глухое ущелье], ( где ветер свистит).
17 обстоятельственное места
2 3 4 8 9 10 определительное
5 6 изъяснительное

Читайте также: