Из какой страны были приглашены мастера для строительства храмов и стен московского кремля

Обновлено: 02.05.2024

Что до стен и башен. Собственно, это был НЕ ОДИН архитектор.. .
В основном строили современный Кремль итальянцы : Антонио Джиларди (Антон Фрязин), Марк Фрязин (Н. М. Карамзин называет его Марко Руффо, некоторые итальянские ученые причисляют его к потомкам Марко деи Фризони или да Корона) , Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин) , Алоизио да Каркано (по более современным уточненным данным его имя пишется как Алоизио да Карезано - Алевиз Старый в русских источниках)
А Аристотель Фиораванти - архитектор Успенского собора.

Сначала я заблудилась в википедии. Но так как кремль очень похож на замки в Милане, начала искать и Спасибо, нашла здесь. Все ясно и понятно.
СПАСИБО

Уникальный музейный комплекс Московского Кремля включает Оружейную палату, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого, коллекции артиллерийских орудий и колоколов. Что именно Вас интересует?
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Собственно стены с башнями, которые теперь существуют, - Аристотель Фиораванти. Но раньше были другие стены - сначала деревянные, потом каменные.

Древнейшие археологические находки на территории Кремля относятся ко 2-му тыс. до н. э. Славянский городок возник на месте Кремля не позднее кон. XI в. ; первое летописное упоминание о Москве — 1147. Крепость (древнее название «град» или «град Москва» ; название «Кремль» появилось не ранее XIV в. ) первоначально занимала юго-западную оконечность холма (ок. 1,5 га) , ее ров проходил у западного фасада современного Большого Кремлевского дворца. Построенный по приказу князя Юрия Долгорукого в 1156 «город» охватывал территорию в 5-6 раз большую, чем первоначальная, и был окружен рвом и валом. В 1237 во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен.

Дальнейшее его развитие связано с ростом Москвы как стольного города княжества, а затем столицы Русского государства. В кон. XIII — нач. XIV вв. сооружены первые каменные церкви (в том числе собор Спаса на Бору, 1380 — неоднократно перестраивался, вплоть до XVI в.) , положившие начало формированию архитектурного центра Кремля. В 1339 построены стены и башни из дуба. При великом князе Дмитрии Донском были возведены белокаменные стены (1367, отсюда название — Москва белокаменная) , окончательно закрепившие ведущее архитектурное значение Кремля как центра города.

Во II пол. XIV – нач. XV вв. каменное строительство продолжалось, были восстановлены пострадавшие во время набега Тохтамыша стены и башни, основан Чудов (каменный собор построен в 1501—1503) и Вознесенский монастыри. Во II пол. XV в. , когда Москва стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475—1479) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484—1488) и Благовещенский собор (1484—1489) — домовую церковь московских государей. В 1505—1508 построен Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича) . Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487—1491) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий» . В 1485—1495 вокруг Кремля с учетом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе [итальянские архитекторы Марко Руффо (Марк Фрязин) , Антонио Джиларди (Антон Фрязин) , Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин) , Алоизо ди Каркано (Алевиз)] .

О. БУЛАНОВА
Тем, кто хоть немного интересуется историей и культурой Азербайджана, известно, как много талантливых творческих личностей родились в Шемахе. Однако мало кто знает, что в Шемахе родился зодчий Алис Субхан оглу Керемли. По версии некоторых азербайджанских и иранских историков именно этот зодчий построил… московский Кремль.
С этой версией можно подробнее ознакомиться в книге «Shamakhi», изданной на английском языке иранским архитектором Надиром Халили и Эльшаном Фаттахлы, а также в работе Ульфата Джавада «Кремль построил Азербайджанец» («НАНА, Институт истории «Научные труды», Баку, 2009).
Алис Субхан оглу Керемли родился в 1322 г. и был знаменитым зодчим своей эпохи, известным на всем Кавказе, а также в Персии, Ближнем Востоке и Индии. Наслышанный о талантливом мастере московский князь Дмитрий Донской отправил в конце 1366 г. в Шемаху к Ширваншаху Шейху Ибрагиму I боярина И. А. Баратынского с богатыми дарами и просьбой отпустить Керимли в Москву для строительства крепости.
Крепости (а Кремль – не что иное, как крепость) на Москве к тому времени уже были. Сама Москва как поселение впервые упоминается в письменных источниках с 1147 г. В 1156 г. на территории современного Кремля были построены первые деревянные укрепления. Начиная с 1238 г., со времени монгольского нашествия, Кремль регулярно разрушался и строился заново.
Истории известны имена кремлевских зодчих, начиная с XV в., однако кем была построена крепость при Дмитрии Ивановиче, долгое время оставалось загадкой.
Алиса Керемли, своего любимого зодчего Шейх Ибрагим поначалу отпускать не хотел, но учитывая письменную княжескую гарантию на его личную безопасность и желание самого архитектора, дал положительный ответ.
Прибывшему в Москву архитектору был оказан теплый прием и заключен с ним договор о строительстве крепости и окружающих ее стен с многочисленными башнями, цитаделями и воротами на острове, омываемом Москвой-рекой и ее притоком Яузой, в течение ближайших четырех лет.
По договору не было ограничений на рабочую силу, финансовое обеспечение, территориальные изменения, исключались контроль, указания и поправки в проект главного зодчего; ему были отданы полная свобода и даже титул боярина.
Наконец, 25 марта в день Благовещения (7 апреля по новому стилю) в фундамент постройки были положены первые тесаные камни. Воздвигнутые из дерева внутренние и наружные крепостные стены по приказу архитектора были снесены.
На строительстве работало полторы тысячи человек. Через год строительство внешних стен крепости с цитаделями, пятью башнями и пятью воротами было практически завершено. Впервые в России Керемли использовал строительный раствор на основе сырых яичных белков.
Также впервые им был возведен деревянный забор вокруг стройки, дабы предотвратить загрязнение прилегающих территорий и чтобы строителей не отвлекали зеваки. Обведение постройки ограждением было новшеством на русской земле.
Наконец, в положенные сроки работа была завершена. Вырытые и заполненные водой рвы перед стенами, воздвигнутыми до Алис бека из дерева, были засыпаны землей и камнями – необходимость в них отпала. Верхние части внешних стен были оформлены выступами в виде локтей, и это только многократно увеличивало их великолепие.
Москвичи Алиса Керимли полюбили. Во-первых, население города существовало за счет строительства, народ строительную площадку называл «Керемлинским рядом». Во-вторых, условия работы были очень выгодными. Помимо Кремля, архитектор построил также княжеский дворец, место для собраний, дом боярина, другие строения, а также сеть секретных катакомб.
Когда пришло время архитектору возвращаться на Родину, ему 22 июня 1371 г. были устроены проводы, на которые князь Дмитрий Донской не явился якобы по причине болезни. В тот же день один из казаков отсек голову гениальному зодчему.

А Петербург он случаем не построил? Да и тогда не было понятия азербайджанец. Это как жителей Киева в годы Киевской Руси назвать украинцами

Huseyn Qurbanov Мудрец (10183) Геворг Арутюнян, речь идёт о частном случае. Не было понятие азербайджанец - было понятие предшествующее этому понятию. От общего понятия к частному нет препятствий, а для того, чтобы от частного к общему был выход он не должен быть обобщаем, - не составлять противоречие - с максимально возможным числом частных случаев.

К концу пятнадцатого – началу шестнадцатого века Кремль был белокаменным, но настолько обветшал, что проезжавший через Москву европейский путешественник в своих путевых заметках написал, что укрепления в Москве деревянные, поскольку бреши в стене заделывали деревянными щитами. В те времена посольство активно работало, подбирая в Италии крупных мастеров для строительства новой крепости.

Аристотель Фиораванти

Во время строительства Кремля не обошлось без трагедий. Строившийся русскими зодчими Успенский собор обрушился. Когда мастера обследовали кирпичи, оказалось, что они некачественные.

В те времена в Москве все еще строили из архаичной плинфы, которую применяли со времен расцвета Византии. Именно с Фиораванти началось современное кирпичное строительство в России. Был построен новый завод и введен новый стандарт. К тому же, Фиораванти при строительстве собора применил еще одно новшество – забил в землю деревянные сваи. Такая технология доселе не применялась в России.

Конструкция собора была тщательно продумана с точки зрения современных достижений архитектоники. Кирпичи совмещались с покрытием из белого камня в русских традициях. За мастерство Фиораванти назвали новым почетным титулом «архитектон» ( т.е. архитектор). До него для обозначения архитекторов применялись другие слова.

Пьетро Солари

Вторым строителем Кремля был Пьетро Антонио Солари. Как и другие мастера, нанятые русскими послами, он был уже состоявшимся архитектором. У себя на родине он участвовал в строительстве миланского собора. В Москве именно Солари возвел значительную часть кремлевских башен. Также именно он построил в Кремле Грановитую палату, продолжив работу архитектора Марко Руффо.

Алевиз Старый и Алевиз Новый

В Москву приезжали также два мастера с именем «Алевиз» (т.е. Алоизио). Точно неизвестно, какую часть построек Кремля выполнял каждый из них. Традиционно считалось, что Алевиз Старый (Алевиз Фрязин) работал над стенами Кремля вдоль Неглинной.

Однако сегодняшние исследователи приписывают ему также строительство Большого кремлевского дворца. Особенно интересна история Алевиза Нового. Настоящее его имя, вероятно, Алоизио да Монтаньяна, родом он был из Венеции. После встречи с русскими послами, он совершил длительное путешествие в Москву, по пути задержавшись у крымского хана Менгли – Герея. Хан воспользовался пребыванием мастера в его государстве, и приказал ему построить Бахчисарайский дворец.

К сожалению, сегодня от построек дворца ничего не сохранилось, кроме одного портала. В нем видна удивительная смесь мусульманских и итальянских традиций, лепные орнаменты этого портала напоминают венецианские палаццо.

В России Алевиз Новый возвел множество зданий, причём не только в Москве. В самом главном его достижении – Архангельском соборе, также нетрудно разглядеть влияние его далёкой родины. Казалось бы, на церкви – русские кокошники, но смотрятся они с итальянской гармонией, и напоминают итальянские ниши с раковинами.

Влияние Возрождения в московских постройках не столь заметно, но, пожалуй, самая явная черта – знаменитые бойницы в виде «ласточкиного хвоста», которые в Италии можно увидеть, к примеру, на башне Палаццо Веккьо. Кстати, тот же приём не раз повторяли и в кремлях других городов, например, Тулы.

Зодчие Кремля внесли свою лепту в создание одного из самых знаменитых памятников архитектуры в мире. И, хотя они и не принесли идей Ренессанса на русскую землю, а их попытки ввести классические элементы, такие как мраморные скульптуры, в русские постройки, остались непонятыми, спустя два века Россия все же догнала европейские страны. И тогда уже свои мастера сооружали классические строения в духе причудливого барокко и строгого классицизма, продолжая дело тех знаменитых кремлевских архитекторов.

Вид на Московский кремль. Архивное фото

19 июля 1485 года итальянский мастер Антон Фрязин заложил на Москве-реке старейшую из башен Московского Кремля - Тайницкую.

Московский Кремль — древнейшая часть Москвы, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. С 1991 года — Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". В Кремле находится официальная резиденция президента России.

Московский Кремль представляет собой крепость в форме неправильного треугольника с высокими стенами из красного кирпича. Он расположен на левом высоком берегу реки Москвы на Боровицком холме. Южная стена смотрит на реку, северная обращена в Александровский сад, восточная — к Красной площади. В Кремле находятся памятники архитектуры разных эпох.

Первая деревянная крепость на месте нынешнего Кремля была построена, в середине ХII века, так как Москва как город (то есть огороженное место, крепость) впервые упоминается в летописи в 1147 года. Весной 1340 года при князе Иване Калите было закончено строительство новой, более мощной крепости, стены которой были возведены из огромных дубовых бревен. В эпоху монголо-татарского ига Кремль несколько раз разрушался, горел, но восстанавливался.

Жизнь Московского Кремля

В 1365 году в Кремле был основан Чудов монастырь. При князе Дмитрии Донском в 1366-1367 годах стены Кремля были построены из белого камня. Отсюда возникло выражение Москва белокаменная. В 1407 году великая княгиня Евдокия, супруга Дмитрия Донского, основала женский Вознесенский монастырь, главный собор которого до начала XVIII века служил усыпальницей великих княгинь и цариц.

Во второй половине XV — начале XVI века, когда было решено превратить Кремль в величественный центр столицы Московской Руси, стены Кремля сложили из красного кирпича.

В 1485-1495 годах итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля и иностранные путешественники часто стали называть его "замком" — форма башен и корона венчающих стены зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и замок Сфорца в Милане. В отличие от замков Европы Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, был крепостью, защищавшей всех жителей города. Поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место "особой государственной святости" для всей России.

Возведение новых крепостных укреплений началось с южной стороны Кремля. Здесь 19 июля 1485 года Антоном Фрязиным была возведена "стрельница" (башня), внутри которой находился колодец-тайник и скрытый выход к Москве-реке. От этого тайника башня получила название "Тайницкая". При возведении башни зодчий впервые для крепостного строительства использовал кирпич. Этим нововведением было положено начало полному обновлению Московского Кремля. Башня играла важную роль в обороне Кремля со стороны реки. Она имела проездные ворота и отводную стрельницу, снабженную подъемным механизмом и соединенную с башней каменным мостом. Позднее на башне дежурили часовые, наблюдавшие за Замоскворечьем и сигналами колокола, дававшими знать о пожаре.

К 1490 году полностью возвели южную часть крепости. В том же году новые стены стали строить с напольной стороны Кремля, а затем — башни и прясла вдоль реки Неглинной. В 1516 году вдоль стены, что выходит на Красную площадь, был вырыт ров. По краям рва и вдоль Москвы-реки возвели дополнительные стенки с зубцами. Тогда же построили Троицкий мост через Неглинную с предмостным укреплением (Кутафья башня).

Длина стен составила более двух километров, высота — от пяти до 19 метров, толщина — 3,5-6,5 метра. С наружной стороны стены были оформлены зубцами в форме буквы "М".

Всего в крепости — 20 башен, из них одна предмостная — Кутафья, и одна, расположенная прямо на стене, — Царская. В XVII веке башни Кремля были надстроены красивыми шатрами.

Самая знаменитая из кремлевских башен — Спасская башня. Ее ворота, выходящие на Красную площадь, всегда были главным парадным въездом в Кремль. Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку в Кремле располагалась церковь Фрола и Лавра. В XVI веке она была надстроена и украшена часами со звоном.

По историческим материалам, на Спасской башне располагалась икона Спасителя с преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, а на Никольской башне — икона святителя Николая.

В конце ХV — начале ХVI века в основном сложился ансамбль Соборной площади — были построены Успенский (1475-1479), Архангельский (1505-1509), Благовещенский (1484-1489) соборы, Грановитая палата (1487-1491), церковь Ризоположения (1484-1485).

В 1505-1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным была возведена колокольня Ивана Великого. Позже, через столетие на колокольне достроили еще один ярус, ее высота достигла 81 метра. Это было самое высокое здание города, чем и объясняется его название. Колокольня дала название Ивановской площади у ее подножия.

В 1610 году во время Смуты Кремль был захвачен польскими войсками, освобожден в 1612 году отрядами народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, памятник которым с 1818 года стоит на Красной площади.

В XVII веке в Кремле продолжалось строительство — были сооружены Теремной дворец и Патриаршие палаты. В начале XVIII века в Кремле было построено здание Сената.

Во время Отечественной войны 1812 года в Москву вошла армия Наполеона. При отступлении французы взорвали часть кремлевской стены.

В XIX веке на территории Кремля были построены Большой кремлевский дворец (1839- 1849) и здание Оружейной палаты (1844-1851). У подножия колокольни Ивана Великого на каменном постаменте установлен Царь-колокол (1733-1735) — самый большой металлический колокол в мире высотой более шести метров и весом свыше 200 тонн. Здесь же стоит Царь-пушка, изготовленная в XVI веке, весом 40 тонн.

Во время революционных событий 1917 года, в отличие от бескровного взятия Зимнего дворца, штурм Кремля проходил с боями, был связан с жертвами.

В это время для свободного посещения Кремль был закрыт.

В 1935 году были сняты четыре орла, находившиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях, и на них установлены пятиконечные звезды. В 1937 году на пяти башнях Кремля (включая Водовзводную башню) были установлены рубиновые светящиеся звезды, размер их различен — от трех до 3,75 метра.

В результате антирелигиозной пропаганды в 1929 году в Кремле были снесены древние и прославленные монастыри — Чудов и Вознесенский.

В 1930-е годы иконы на Никольской и Спасской башнях были замурованы.

В 1961 году у Троицких ворот был возведен Дворец съездов, где проходили съезды Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), международные конгрессы и форумы.

В 1961 году в соборах и палатах Кремля были созданы музеи.

В 1990 году Московский Кремль был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В следующем году располагавшиеся на его территории музеи были преобразованы в Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", в состав которого вошли Оружейная палата, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения, Музей прикладного искусства и быта России XVII века, архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого.

В 2010 году иконы на Спасской и Никольской башнях Кремля были обнаружены под штукатуркой и отреставрированы.

С августа 2014 года ворота Спасской башни Московского Кремля, открывавшиеся ранее только для президентского кортежа во время инаугурации и раз в год в конце декабря, чтобы доставить в Кремль новогоднюю елку, открыты для выхода из Кремля туристов.

После победы русских войск (под предводительством князя Дмитрия Донского ) на Куликовом поле в 1380 году, начинается процесс собирания русских земель вокруг нового государственного политического центра – Московского княжества . (О периодизации древнерусской культуры есть статья ) .

В пятнадцатом веке Московская Русь – это уже окрепшее государство, с обширными территориями и заметным политическим влиянием на международной арене. Особенные достижения русской культуры этого времени связаны с именем и деятельностью великого московского князя – Ивана (Иоанна) III .

Желая укрепить в глазах соседних государств свою власть и сделать Москву достойной звания столицы нового молодого государства, он решает заново перестроить центр города, его «сердце» - Кремль, где отныне находится главная резиденция русских правителей. Начинается грандиозное строительство, продолжавшееся почти два века.

В плане Московский Кремль представляет собой неправильный треугольник площадью 27,5 гектар. Общая протяжённость его крепостных стен составляет 2235 метров. Их высота колеблется от 5 до 19 м, а толщина — от 3,5 до 6,5 м. Изначально, эти стены были земляными, затем деревянными, во время правления Дмитрия Донского (XIV век) их заменили на белокаменные, и только при Иване III они приобрели вид, мало чем отличающийся от современного.

Руководство строительными работами царь Иван III поручил итальянским архитекторам. Летописи сохранили для нас их имена: Марк Фря́зин, Пье́тро Анто́нио Сола́ри, Антон Фря́зин и Алеви́з Фря́зин . Необходимо сразу отметить, что в древности на Руси фрязинами называли всех итальянцев, отсюда такие прозвища, заменяющие фамилии.

По всему периметру стены Кремля украсили дозорные башни (всего их 18). Верх этого оборонительного сооружения наделён двурогими зубцами в форме ласточкина хвоста (мерло́нами), общее количество которых 1045 штук.

Центром же самого кремля становится С обо́рная площадь – место, где расположены самые главные храмы Московской Руси, из которых, особое значение имеет Успе́нский собор , освещённый в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор Московского кремля

Для строительства этого храма Иван III сначала пригласил отечественных мастеров (в старинных документах сохранились даже их фамилии – Кривцов и Мышкин). В качестве образца им был указан Успенский собор , построенный в XII веке во Владимире (смотрите эту статью ). Этим московский царь хотел наглядно продемонстрировать преемственность собственной власти от некогда влиятельного Владимиро-суздальского княжества .

Строительство шло успешно, но, когда уже были возведены стены храма, здание неожиданно рухнуло. Согласно сохранившимся документам того времени, это могло произойти вследствие землетрясения, якобы произошедшего в ночь на 20 мая 1474 года.

Однако более правдоподобной кажется версия, что за время татаро-монгольского ига, русскими мастерами были утрачены навыки такого масштабного строительства. Она подтверждается, в частности, свидетельством анонимного автора московской летописи, писавшего, что зодчие неудачно провели внутри стены лестницу на хоры и тем ослабили всю конструкцию: «от великие тое высоты и от тяжких сводов, иже на тощую ту стену, не возможе стена та укрепитися, но преломи ея, и бысть разрушение церкви той» .

Приехавшие для выяснения причин катастрофы псковские мастера (тогда считалось, что псковичи и новгородцы – лучшие строители на Руси, ибо они учатся у «немець») отмечали, кроме прочего, некачественный состав связующих растворов, использовавшихся при строительстве: « известь житко разтворяху с песком, ино не клеевито… — потому же некрепко дело… ».

Начало строительства Успенского собора Московского кремля. Фрагмент житийной иконы митрополита Петра.

Начало строительства Успенского собора Московского кремля. Фрагмент житийной иконы митрополита Петра.

Великий князь Иван III, « поскорбев от первыа церкви падении », скорее всего, по совету своей жены византийской царевны Софьи Палеолог , отправил посольство в Италию на поиски нового руководителя строительных работ. Предложение московского царя принял архитектор, родившийся в Болонье, Аристо́тель Фиорава́нти (1415-1486) .

Он был выдающейся личностью, человеком разносторонне развитым, преуспевшим во многих областях. В частности, кроме того, что он был зодчим, умеющим строить как культовые, так и гражданские постройки, Фиораванти уже прославился в Италии как инженер, сооружавший каналы и шлюзы, отливщик колоколов и пушек, чеканщик монет, медалей и печатей и весьма неплохой артиллерист.

До того, как начать строительные работы, итальянец предпринял поездку во Владимир, чтобы воочию увидеть тот образец, на который ему надлежало равняться и, который он должен был превзойти. Вернувшись в Москву, Аристотель без промедления взялся за дело.

Всё для русских мастеров, работавших под его руководством на стройке, было в диковинку, особенно, невиданные ими ранее технические приёмы и инструменты, которые использовал этот приезжий фря́зин. Летописцы же, начали заносить все необычные факты, касаемые строительных работ в свои своды: Фиораванти « учини основание крепко по своему, и заложив церковь, и нача делати по своей хитрости, а не яко московские мастера, а делаша наши же мастера по его указу ».

Для скорейшего сноса рухнувших стен, мастер применял хитроумные тараны. По настоянию итальянца был построен небольшой заводик для производства строительного кирпича, какого не изготовляли в Московии. Научил он своих подопечных и приготовлению особых, отличавшихся прочностью строительных растворов « приказав густо мотыгами… мешати, и яко наутрие же засохнет, то ножом не мочи расколупити ».

Приводили русских в недоумение, привыкших делать всё «на глаз», и надеявшихся на «аво́сь», предварительные чертежи и расчёты, делаемые Аристотелем с помощью « кружала », то есть циркуля и « правила » - линейки. Для особой надёжности стен, главный архитектор предложил блоки производимого для строительства белого кирпича скреплять железными «скрепами». Восторг вызвали и изготовленные по чертежам итальянского мастера лебёдки, предназначенные для поднятия тяжестей на большую высоту.

Через четыре года на соборной площади Московского Кремля вырос великолепный собор, о котором летописец писал: « Бысть же та церковь чудна велми величеством, и высотою, светлостью, и зъвоностью, и пространством, такова же преже того не бывала в Руси, опроче Владимерскыа церкви ».

Он был одновременно похож и не похож на свой знаменитый образец. Такие же белокаменные стены, то же великолепное пятиглавие. Однако есть то, что практически неуловимо выдает руку зодчего-иностранца. Успенский собор московского Кремля «слишком» ровный и правильный - так никогда не строили на Руси.

Стены не имеют неровностей и погрешностей, как в других древнерусских храмах, и словно отлиты «яко един камень». Идеально гладкой кажется поверхность четырёх совершенно одинаковых по высоте и ширине прясел (сравните с пряслами Успенского собора во Владимире), лопатки, членящие стены собора, словно начерчены по линейке и, будто, циркулем выведены завершающие стены полукружия закомар. Всё чётко, стройно, без помарок и огрехов. (О том, что такое прясла, лопатки и закомары можно прочитать в этой статье ).

Поражало в новом соборе и внутреннее пространство. Фиораванти не стал делать традиционные для русской архитектуры хоры, а также он намеренно сделал опорные столбы довольно тонкими и поставил их на удалённом расстоянии друг от друга. Благодаря этому интерьер храма словно «расширился», стал светлее и просторнее, появилась иллюзия, что его можно охватить одним взглядом.

Лучшие художники украсили стены Успенского собора фресками снизу доверху, наполнив пространство храма многоцветием и красочностью.

Успенский собор московского Кремля получил статус кафедрального собора Руси. До начала XX века именно в нём совершались важнейшие государственные церемонии. Здесь провозглашались важнейшие государственные законы и постановления, венчались на царство русские цари, тут же находили последний покой высшие церковные иерархи.

Теперь, на фоне великолепия этого величественного храма, все остальные постройки Кремля, словно терялись, поэтому царь Иван III принимает решение о продолжении строительства и реконструкций на территории своей резиденции. В короткие сроки один за другим появляются новые сооружения, формируя облик Соборной площади. И по-прежнему царь активно пользуется услугами иностранных (итальянских) мастеров. Исключением из этого общего правила, можно назвать Благовещенский собор и церковь Ризположения , построенные псковскими зодчими. О них читайте в следующей публикации .

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций:

Слово «кремль» очень древнее. Кремлём или детинцем на Руси называли укреплённую часть в центре города, другими словами крепость. В старину времена бывали разные. Случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы. Вот тогда то жители города и собирались под защиту своего кремля. Старые и малые укрывались за его мощными стенами, а те, кто мог держать в руках оружие, со стен кремля от врагов оборонялись.

Первое поселение на месте кремля возникло примерно 4000 лет назад. Это установили археологи. Здесь были найдены осколки глиняных горшков, каменные топоры и кремневые наконечники стрел. Этими вещами когда-то пользовались древние поселенцы.

Место строительства кремля было выбрано не случайно. Кремль построен на высоком холме, с двух сторон окружённом реками: Москвой-рекой и Неглинной. Высокое расположение кремля позволяло заметить врагов с большего расстояния, а реки служили естественной преградой на их пути.

Первоначально кремль был деревянным. Вокруг его стен был насыпан земляной вал для большей надёжности. Остатки этих укреплений обнаружили во время строительных работ уже в наше время.

При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Со всей округи собрали в Москву мастеров каменного дела. И в 1367г. они принялись за работу. Люди работали без перерыва, и вскоре Боровицкий холм опоясала мощная каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Её построили из известняка, который добывали в каменоломнях недалеко от Москвы у села Мячково. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной.

Князь Дмитрий был очень смелый человек. Он всегда сражался в первых рядах и именно он возглавил борьбу против завоевателей из Золотой Орды. В 1380 г. его войско на голову разбило войско хана Мамая на Куликовом поле, что недалеко от реки Дон. Эту битву прозвали Куликовской, а князь с тех пор получил прозвище Донской.

Белокаменный кремль простоял более 100 лет. За это время многое изменилось. Русские земли объединились в одно сильное государство. Москва стала его столицей. Произошло это при московском князе Иване III. С той поры стал он зваться Великим князем Всея Руси, а историки называют его «собирателем земли русской».

Иван III собрал лучших русских мастеров и пригласил из далёкой Италии Аристотеля Феарованти, Антонио Соларио и других знаменитых архитекторов. И вот под руководством итальянских зодчих на Боровицком холме началось новое строительство. Чтобы не оставлять город без крепости строители возводили новый кремль частями: разбирали участок старой белокаменной стены и на её месте быстро строили новую - из кирпича. Подходящей для его изготовления глины в окрестностях Москвы было довольно много. Однако глина – материал мягкий. Чтобы кирпич стал твёрдым, его обжигали в специальных печах.

За годы строительства русские мастера перестали относиться к итальянским зодчим как к чужакам, и даже имена их переделали на русский лад. Так Антонио стал Антоном, а сложную итальянскую фамилию заменило прозвище Фрязин. Заморские земли наши предки называли фряжскими, а выходцев оттуда – фрязинам.

Строили новый Кремль 10 лет. Крепость с двух сторон защищали реки, а в начале 16 в. с третьей стороны Кремля вырыли широкий ров. Он соединил две реки. Теперь Кремль со всех сторон был защищён водными преградами. Башни Кремля возводили одну за другой, оснащали их отводными стрельницами для пущей обороноспособности. Вместе с обновлением крепостных стен происходило строительство таких известных соборов Кремля как Успенский, Архангельский и Благовещенский.

После венчания на царство Романовых строительство Кремля пошло усиленными темпами. Была построена Филаретова звонница рядом с колокольней Ивана Великого, Теремной, Потешный дворцы, Патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов. При Петре I возводят здание Арсенала. Но после переноса столицы в Петербург новые постройки возводить перестали.

Во время правления Екатерины II на территории Кремля сносят ряд древних зданий и часть южной стены под строительство нового дворца. Но вскоре работы были отменены, по официальной версии из-за нехватки финансирования, по неофициальной – из-за негативного мнения общественности. В 1776-87гг. было построено здание Сената

Во время нашествия Наполеона Кремлю был нанесён огромный ущерб. Были осквернены, разграблены церкви, во время отступления взорвали часть стен, башен и зданий. В 1816-19гг. в Кремле проводились реставрационные работы. К 1917г. в Кремле был 31 храм.

Во время Октябрьской революции Кремль подвергается бомбардировке. В 1918 г. в здание Сената переезжает правительство РСФСР. При советской власти на территории Кремля строят Кремлёвский дворец съездов, установили звёзды на башнях, на пьедесталы поставили Царь-пушку и Царь-колокол неоднократно реставрируют стены и сооружения Кремля.

Читайте также: