Из какого материала изготовлена царь ванна находящаяся в баболовском дворце царского села

Обновлено: 28.03.2024

В очередной уик-енд, когда лето было на исходе, а за окном не было проливного дождя, решили мы показать нашему гостю из Москвы гранитную царь- ванну в Баболовском парке, любимую нашу царскосельскую достопримечательность. Рассказ о гранитной ванне уже был в нашем фотоблоге. Поэтому будем считать, что это 2 часть, благо, что увидели мы в этот раз много нового и интересного.

Царь-ванна. Как добраться

В общем, особо не рассуждая, мы через какое-то время парковались у отеля "Потёмкин", бывшего профилактория ижорского завода. От отеля до развалин Баболовского дворца - рукой подать, всего 10 минут пешком. Однако, памятуя, что в прошлую прогулку к гранитному исполину нам пришлось "договариваться" с местным охранником, мы решили проверить содержимое кошельков на предмет мелкой наличности. И, естественно, её не оказалось! Одинокая купюра в 5 т.р. несколько превышала отведённый лимит на посещение царь-ванны. Выход был найден быстро- кофепитие на открытой веранде отеля "Потёмкин", откуда и был сделан этот снимок.


На другой стороне Баболовского пруда виднеется мост-плотина, собственно туда-то нам и надо.


Обнесённый синим забором Баболовский дворец, в круглой купальне которого и спрятана от постороннних глаз гранитная ванна - шедевр камнетёсного искусства с непонятной историей происхождения. Подробно о истории создания гранитной ванны можно прочитать здесь.

Окрестности Баболовского дворца


Историческое фото Баболовского дворца, сделанное с того же ракурса, что и фото выше.


Удивительная по своей красоте полукруглая плотина.


Юный исследователь объясняет принцип работы плотины.


Смотреть можно бесконечно.


С другой стороны, всё более прозаичней.


Неподалёку разместился уютный родничок.


Баболовский дворец - место, где находится Царь-ванна

Мы у забора Баболовского дворца. Кем-то найден совсем бюджетный вариант осмотра исторического артефакта. Но, не это удивило нас. Даже через забор мы увидели деревянные леса и устроенные навесы над руинами Баболовского дворца. С нетерпением зовём охрану!


Мы внутри! Ну, наконец-то хоть что-то сдвинулось с мёртвой точки. В прошлой части про баболовскую ванну мы сетовали, что никому нет дела до нашего прошлого, и негодовали, что поистине уникальные здания и экспонаты гибнут открытые всем дождям, ветрам, снегам и государственному равнодушию.


Добротно сделаные навесы, частично закрытые цементными плитами проёмы, натянутая зелёная строительная сетка.


Очень отрадно наблюдать, что началось хоть какое-то движение по сохранению исторического объекта (Баболовский дворец) и уникальнейшего экспоната (Баболовская ванна).



Проёмы стрельчатых окон "укрепили" деревянными подпорками. Однако, назначение этих подпорок не до конца ясно. Какой-либо поддерживающей функции они не несут.


Очень хочется верить, что полномасштабная реставрация Баболовского дворца не за горами, в ходе которой уйдут в прошлое неприглядные следы советской "реставрации".


Удивительная Царь-ванна

У входа в помещение купальни, где находится царь-ванна. Интересно, нашёлся хоть один человек, который находясь в метре от заветной цели внял этим запретам?:)


Вот она, красавица!


Трудно сказать, сможет ли деревянный навес спасти ванну при обрушении кирпичного купола купальни, который находится в аварийном состоянии. Однако, это лучше чем ничего! Шлём всем лицам, причастным к спасению царь-ванны, слова большой благодарности!


Гость из Москвы не может скрыть своей радости!


Я же в очередной раз испытываю трепетный восторг.



Загадка Царь-ванны

Каждый раз восхищаюсь филигранной обработкой поверхностей ванны и не могу поверить, что это дело рук мужиков в лаптях. Стоит понимать, что для того чтобы придать гранитному блоку форму окружности необходимо произвести десятки миллиардов ударов молотком по скарпелю (скарель- инструмент камнетёсов, по виду напоминает долото). Ещё такое же количество усилий потребуется для обработки внутренней поверхности ванны. Не стоит забывать, что победитовых скарпелей в то время не было, а обычный стальной скарпель после 3-4 ударов по граниту необходимо было бы заново затачивать. В общем, титанический труд. титанический труд настолько, что в него верится с трудом.


А ещё необходимо было отшлифовать все поверхности.


Гость из Москвы находится в полной эйфории от увиденного!


На дне ванны сливного отверстия увидеть не удалось, хотя, утверждается, что оно где-то есть, размером с 5-ти рублёвую монету (2-3 см в диаметре). Трудно назвать дырочку такого размера сливным отверстием. Очевидно, что для опорожнения ванны объёмом 25 куб. метров такой дырочки, мягко говоря, будет маловато.





Заглядываем под ванну. Видно, что необработанную поверхность дна ванны не касались умелые руки былинного камнетёса Самсона Суханова.


Купальня Баболовского дворца

Вдоволь насмотревшись на ванну, поднимаем взгляд на кирпичные своды купальни. Что интересно, Баболовский дворец, в ходе артиллерийских обстрелов во времена Великой Отечественной войны был превращён в руины. Во дворце до войны размещалось подразделение 100-й авиационной бригады Ленинградского военного округа, поэтому фашисты не жалели боеприпасов. Однако, каким-то непостижимым образом, ни один из выпущенных по дворцу снарядов не попал в купальню. Видно, что кирпичные своды купальни Баболовского дворца не касалась рука советского "реставратора". Счастливое провидение?


Магия естественного освещения.


Видно, что из кирпичного купола уже выпали несколько кирпичей. Радуемся, что работы по консервации Баболовского дворца наконец-то наступили, и как оказалось, весьма вовремя. Разрушение кровли - это стремительный процесс. Одной зимы было бы достаточно, чтобы безвозвратно потерять исторический памятник архитектуры. Предполагаем, что при обрушении кровли, на восстановлении Баболовского дворца можно было бы поставить крест.


Остов чугунной лестницы, которая когда-то вела к расположенной вокруг ванны площадке.


Историческое фото интерьера купальни. Мы думаем, что площадка вокруг царь-ванны носила функции смотровой, т.к. никаких перил, облегчающих спуск в ванну и подъём из неё, предусмотрено не было.


Удивительно, что хоть что-то осталось после охотников за металлоломом.


Остатки декоративного орнамента лестницы, в оспинах ржавчины.


Уцелевшие кронштейны смотровой площадки.



За остатками или останками лестницы виднеется дыра, ведущая в подземные галереи Баболовского дворца.


Манящее своей таинственностью подполье купальни. Кусаем себе локти, что не захватили с собой фонари для тщательного изучения подземных интерьеров дворца. Зато есть повод наведаться в это удивительное место в 3 раз.


Реставрация по-советски. Стены павильона Царь-ванны носят следы многочисленных реставрационных работ.


Таицкий водопровод у стен Баболовского дворца

Попрощавшись с любезным охранником, осматриваем окрестности Баболовского дворца. И . натыкаемся на остатки исторического водопровода.


Как выяснилось позднее, это остатки Таицкого водовода, питавшего водой всю систему царскосельских прудов и бравшего своё начало от подземных ключей, бивших недалеко от деревни Тайцы.


По одной из версий, императрица Екатерина II, причислявшая таицкой воде живительные свойства, возжелала построить себе некое подобие современного СПА-салона, который впоследствии был почему-то назван Баболовским дворцом. В этом кроется отгадка странной, абсолютно не свойственной эпохе того времени, ассиметричной формы дворца. Есть ли ещё где-то подобный дворец, в котором, центральное место занимает не бальный зал, а купальня?


Здесь видимо осуществлялся сброс воды в Баболовский (Большой) пруд.



А это- делитель потока Таицкого водовода. На заднем плане видна траншея или, как правильно говорить, открытая галерея водовода.



В открытых источниках, нам удалось обнаружить рисунок, дающий какое-то представление о найденных нами инженерных сооружениях. Жаль, на схеме не указан подвод воды к Царь-ванне. Так бы одной загадкой меньше стало.


Поражающая воображение купальня Баболовского дворца.



Прогулка по Баболовскому парку

Полузаросший Серебряный пруд, не потерявший своей пасторальной привлекательности.


Ещё один умиротворяющий пейзаж



Мы возвращаемся. В далеке виднеется отель "Потёмкин", где мы приятно испили кофе, в начале нашей фотопрогулки.


Под развесистой кроной обнаруживается оборудованное место для VIP-шашлыков. В первый момент, негодуя, принялись пинять на горе-шашлычников за оставленный мусор. Однако, при ближайшем рассмотрении мусора не обнаружилось. Мангалы, кресла, мешок с углями и бутыль с водой.


В одном из укромных уголков Баболовского парка, недалеко от основных экскурсионных маршрутов, на берегу речки Кузьминки, располагаются руины Баболовского дворца. Это и есть основная цель нашей поездки. Ведь именно здесь прячется от посторонних глаз легендарная Царь - ванна, сооружение вызывающее до сих пор массу споров, дискуссий и сомнений.


Где находится Царь-ванна. История Баболовского дворца

История Баболовского дворца началась с июля 1785 г., когда императрица Екатерина II пожаловала своему фавориту князю Г. А. Потёмкину баболовскую купальню, изначально сделанную из дерева. Возводить на месте деревянной купальни кирпичное строение взялся архитектор И.В. Неелов. По тем временам, предложенная Нееловым свободная, ассимитричная, без излишней вычурности архитектурная композиция дворца была смелым и новаторским решением. Дворец предназначался для непродолжительного летнего отдыха и частных приёмов. Баболовский дворец состоял из гостиной, двух спален, подсобных комнат и помещения для ванны. Изначально во дворце, для купания в жаркую погоду или после бани, имелась ванна, выложенная внутри мрамором с подводом проточной воды от Таицкого водовода. Царь-ванна, о которой пойдёт в дальнейшем речь, была изготовлена только спустя 35 лет.


Как гласит официальная история, в 1811 году по велению Александра I придворным инженером А.А. Бетанкуром был сделан заказ на изготовление гранитной ванны исполинских размеров петербургскому мастеру каменных дел Самсону Суханову, который в 1818 сдал свою работу. И всего через несколько лет, а именно с 1823 и по 1825, под руководством известного архитектора В.П. Стасова произошла очередная реконструкция Баболовского дворца. Основной целью реконструкции являлось увеличение помещения для ванны и замена старой мраморной ванны на новую гранитную.



Долгие годы остатки Баболовского дворца продолжали разрушаться под дождём, солнцем, снегом.


В 80-е годы была предпринята жалкая попытка проведения реставрационнных работ. "Реставраторы" в некоторых местах восстановили кирпичную кладку. Но глядя в живую, понимаешь, что уровень качества работ таких "реставраторов" применим разве что для строительства овощехранилища. А с наступлением эры рыночных отношений и эти работы сошли на нет. В 2014 году территорию Баболовского дворца огородили синим заборчиком и посадили у входа маргинального вида охранника. Он-то, за символическое вознаграждение, и осуществил наш беспрепятственный доступ к цели нашей поездки.


Вот через этот пролом мы впервые увидели восьмое чудо света - баболовскую Царь-ванну!


Размеры Царь-ванны

Царь-ванна просто поражает воображение. Её характеристики не поддаются логическому объяснению:

  • Вес: 48 тонн
  • Высота: 1,955 м
  • Глубина: 1,151 м
  • Диаметр: 5,330 м
  • Объём: около 25 куб.м или около 2000 вёдер воды.


Загадка Царь-ванны

Размеры ванны впечатляют. Но как же, чёрт возьми её сделали? По официальной версии, ванна была вырублена из цельного куска красного гранита массой более 160 тонн, который приволокли с каменоломни одного из финских островов. Абсолютно непонятно как дотащили глыбу гранита весом в 160 тонн, когда эпоха электричества и паровых двигателей ещё не наступила, а поблизости не наблюдается каких либо водных коммуникаций или хороших дорог.


Качество обработки гранитной поверхности высочайшего уровня. Создалось впечатление, что гранитную заготовку вырезали на гигантском токарном станке.


Стоит помнить, что в то время не было твёрдосплавного камнерезного инструмента, а стальные зубила (скарпеля), которыми пользовался Суханов требовали заточки через каждые 3-4 удара по граниту. Общий объём проведённых работ выглядит просто фантастическим.


Каким образом удалось добиться таких фантастически правильных форм? Ведь вся работа выполнялась вручную: гранит, молоток и скарпель.



На дне ванны сливного отверстия обнаружено не было. Очередная загадка. Ведь потребуется неимоверное количество усилий для вычерпывания из ванны несвежей воды. В связи с этим возникает вопрос: а ванна ли это?


Феноменальный уровень обработки гранита.


И на последок ещё одна очень важная загадка. В непосредственной близости от протоптанных туристических троп, находится поистине уникальный исторический артефакт, который привлечёт к себе десятки-сотни тысяч туристов, готовых за право посмотреть на него платить немалые деньги. А что имеем по факту: многолетнии руины дворца и спрятанный за синим забором, подальше от людских глаз, уникальный исторический объект. Что это? Умышленное сокрытие информации о объекте, происхождение которого непросто объяснить?

P.S. Как показал небольшой опросик, большинство опрашиваемых местных жителей, проживающих в Царском селе (г. Пушкин) ничего не слышали о ванне.


В продолжение истории о Царь-ванне, приглашаем вас посмотреть ещё одну нашу прогулку, в этот укрытый от посторонний глаз уголок, состоявшуюся через год после написания этого блога - Баболовский дворец и Царь-ванна. Реставрация или консервация.


На юго-западе Царского села расположен самый последний из императорских парков — Баболовский. Главной достопримечательностью парка является Баболовский дворец (построен в 1785 году для Григория Потёмкина). В нем и находится забытый шедевр — гигантская ванна, в размеры которой трудно поверить.


Уникальный бассейн из гранита был заказан, по повелению Александра I, инженером А. А. Бетанкуром известному петербургскому каменотесу Суханову, который блестяще выполнил этот заказ, проработав над ним с 1811 по 1818 год. Современники и сам создатель этой ванны — Самсон Суханов высоко ценили это изваяние, не имевшее аналогов в истории каменотесного искусства. Однако эта ванна хранит особую, не до конца раскрытую историю создания.

Она была вытесана из единого блока камня мастерами известной своими работами петербургской артели С. К. Суханова, известной своими каменотесными работами, за 16000 рублей.


Как был доставлен Гром-камень к Исаакиевскому собору, за сотню метров от Невы, мы хорошо знаем. Как многомудрый Августин Бетанкур доставил царскосельскую чашу, не столь тяжелую, как Гром, но все-таки весящую без малого 50 тонн, к месту ее установки в начале XIX века, когда эпоха пара и электричества еще не наступила — инженерная загадка: ведь рядом ни водных путей, ни порядочных дорог нет, и приходится сожалеть, что прилежный рисовальщик-документалист не присутствовал при этой уникальной транспортной операции. Нет достоверных сведений и о том, где была изготовлена чаша — прямо в каменоломне на одном из островов Финского залива, или близ места установки. Если верно последнее, то, следовательно, к стенам Баболовского дворца был доставлен «отруб» гранита, в 2-2,5 раза превосходящий по массе саму чашу.


Первое упоминание о ванне находим в «Отечественных записках» за 1818 год в статье П. Свиньина. Вот как он описывает ее: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани. Она вышиной 2 аршина 12 вершков, глубиной 2 аршина 4 вершка и в диаметре 7.5 аршина. Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства, которое тем еще для него похвальнее и славнее, что не прибавил он ни сколько цены, предлагаемой ему за таковую же ванну из четырех частей! Сей удивительный кусок гранита найден им на одном из Финляндских островов и перевезен водою. Он весил сначала до 10.000 пудов (Около 160 т.), а ныне 3.000 (Около 48 т.). Во многих местах приметны на нем части Лабрадора, что при солнечном сиянии делает его блестящим.

В архиве имеется «Дело о выдаче купцу Суханову 6 тыс. руб. за выделку ванны из гранита и перевозку оной в Баболовскуто купальню», из которого, однако, сложно проследить историю создания ванны. В 1811 г. генерал-лейтенант А. А. Бетанкур заключил контракт с купцом Сухановым на выделку и перевозку гранитной ванны в Баболовскую купальню. В мае 1818 года ванна была изготовлена и поставлена на место, .

На основании этого документа можно предположить, что основные технические и прочие требования к гранитной ванне были определены при заключении контракта инженером А. А. Бетанкуром. Несомненно и то, что у Суханова уже был опыт изготовления такой же огромной ванны для. Петергофа, но полированной только изнутри.

Эта нечеловеческих размеров «ванна» весом в 48 тонн, диаметром 533, глубиной 152 и высотой 196 сантиметров и емкостью «в 800 ведер воды». В пересчете на современные меры длины получим размеры ванны:

высота — 195.5 см,
глубина — 151.1
диаметр — 533 см.


"По исчислению в ванну сию войдет до 800 ведер воды". По современным меркам, считая 1 ведро = 12.293 литра, получим объем воды в ванне ок. 10 куб. м, а по геометрическим размерам воды в ванну можно залить около 25 куб. м, то есть расчет был либо неправильным, либо счет шел на ведра горячей воды, добавляемой для разбавления холодной воды, либо на частичное заполнение — на 1/2 этой гигантской ванны.

Она была вырублена из цельного куска красного карельского гранита. Глыбу красного гранита весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте. Как уже указывалось, ванна обрабатывалась в течение 7 лет, с 1811 по 1818 год, это стало одной из причин разорения Суханова как подрядчика в условиях отсутствия новых заказов.

На изготовление ванны в Баболовском дворце использован гранит крупнозернистого строения темно-розового цвета, редко встречающийся без трещин, что придает особую ценность этому изделию-памятнику. Заготовка («отруб») огромной величины была вырублена на островах Финского залива, возможно, там же, где добывался затем материал для колонн Исаакиевского собора. Для этой гранитной ванны характерно еще одно привлекательное явление — эффект иризации (радужных отсветов), который создают в ней минералы полевого шпата (его разновидности — Лабрадора), входящие в состав гранита. Минералы состоят из тонких пластинок, толщина которых близка к длине светового луча. Для гранитной ванны Суханова характерно, что она при различном освещении смотрится иначе, например зимой и летом.


Чтобы представить трудоемкость изготовления чаши, разделим внутренний ее объем (около 30 кубических метров) на объем гранита, отделяемого от блока одним ударом киянки по скарпелю (в среднем от одного до трех кубических миллиметров). Результат: десятки миллиардов ударов только для придания блоку чашевидной формы. Тот же порядок имеет число ударов, нанесенных по блоку для придания ему идеально правильных, округлых внешних форм.

Добавим к этому, что Суханов работал за сто лет до появления твердосплавного камнерезного инструмента. Тот же инструмент из простой стали, который был в его распоряжении, требовал заточки через каждые три-четыре удара по граниту.

Уникальная ванна-бассейн, выполненная с особым вдохновением мастером Сухановым и его работниками, созданная из темно-розового гранита, существенно обогатила дворец благодаря своим размерам и художественно-декоративным достоинствам.

Директор Санкт-Петербургского минералогического общества профессор Я. Зембницкий об этой ванне писал в своей книге: «Сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времен египтян не известно ничего столь колоссального из гранита» . Из других достоинств следует отметить внутреннее оформление ванного павильона в виде решетчатого балкона, поддерживаемого кронштейнами из чугуна вокруг ванны, включающего согласно смете Стасова 16 пог. саж. чугунных решетчатых лесенок со стойками и 33 пог. саж. парапета с поручнем для галереи. Эта ответственная работа была выполнена на механическом заводе Чарльза Берда в Санкт-Петербурге (ныне ФГУП «Адмиралтейские верфи») уже в 1824—1825 годах и судя по сохранившимся остаткам изящного чугунного литья отменно качественно.


О том, каким способом бассейн наполнялся водою, кратко и загадочно повествует М. Пыляев: «когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну». Кто именно из исторических персонажей и при каких обстоятельствах в этой ванне купался, история умалчивает. Неясно также, каким образом происходил и происходил ли вообще подогрев воды в чаше. Историк И. Яковкин считал гранитную ванну в Баболовском дворце "из первейших в мире".


Баболовский дворец — далекое эхо плеска воды в римских банях, преодолевшее путь от терм Диоклетиана, через Холодные бани Екатерининского дворца до окраины Баболовского парка. Однако Баболовский дворец — не баня, но только символ бани, ее поэтическая метафора.


В Интернете сейчас ванну Суханова начинают называть Царь-ванна, видимо из-за ее размеров. Но столь лестное сопоставление с Царь-пушкой и Царь-колоколом не должно обольщать — предшественники ванны никогда не были задействованы по прямому назначению, а ванна бездействует пока менее века (после 1917 года).

Не скупитесь на репост, может как то поможет спасению этого рукотворного чуда!
Всем добра и всех с пятницей!

Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи» «Гранитным шедевром», и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца. Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.

Баболовский дворец начало века



Баболовский дворец был построен в эпоху Екатерины Второй (1785 г.), как одноэтажная дача-купальня для летнего отдыха. Здание красного кирпича выполнено в модном тогда готическом стиле и гармонично вписано в парковый ландшафт.

Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну, которую подрядился изготовить известный петербургский мастер- каменотес Самсон Суханов.

Cуханов

Самсон Ксенофонтович Суханов родился в 1868 году в семье пастуха в деревне Завотежицы Вологодской губернии. В молодости работал батраком, бурлаком, сапожником, охотником; был ранен белым медведем, когда валил его с рогатиной. Но страстью Самсона с детства было рисование и лепка игрушек из глины.

Летом 1797 года с рыбным обозом Самсон пришел из Архангельска в Санкт-Петербург. Подрядился работать каменотесом на строительстве Михайловского замка, где и проявил себя самым лучшим образом. По окончанию строительства Михайловского замка организовал собственную артель. К тому времени Самсон выучился грамоте, умел проводить расчеты и читать архитектурные чертежи. Архитектор Казанского Собора А. Н. Воронихин доверил артели С. Суханова возведение внешней колоннады, а затем и внутренних колонн храма. За эту работу Самсон был награжден золотой медалью. Потом последовали заказы на Ростральные колонны, скульптурные группы Адмиралтейства, горного института, набережные… Работа выполнялась естественно вручную, только камень молоток и зубило, и конечно «на глазок», хотя и с удивительной точностью.

Нет ничего удивительного, в том, что придворный инженер Бетанкур обратился к известной артели каменотесов, и Суханов заключил в 1818 году договор на изготовление ванны, запросив за свою работу 16 тысяч рублей.

В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. (До сих пор не пойму как её доставляли вглубь континента - 27 верст по пересеченной местности?). Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна : высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным - 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна – 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что "сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита".

мостки

После того как были завершены камнерезные работы, вокруг ванны возвели стены – восьмиугольную башню. По периметру помещения на кронштейнах были сделаны чугунные мостки с перилами, спусками, и смотровыми площадками. Вот как выглядела эта конструкция в завершенном виде.

Работы закончились в 1829 году, а 4 года ранее умер Заказчик (Александр1) и унес с собой в могилу тайну назначения этого необычного сооружения. Как Заказчик хотел его использовать?

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды.

Версия первая – бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? - Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения. В пользу этой версии говорит план-реконструкция водоснабжения.

Схема водоснабжения

Сливного отверстия в ванной действительно нет. Но под фундаментом ванны есть коллектор для приема воды, а дно чаши располагается на 1,5 метра выше поверхности близь лежащего пруда. Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства. Таким образом, подобно «Царь пушке» и «Царь-колоколу», «Царь ванна" ни разу не использовалась по своему прямому назначению.

Вторая версия - «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.

Есть и третья версия, - космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша - элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи.."

Двадцатый век не пощадил Баболовский парк и дворец. Сначала прекратили ухаживать за парком, потом пилили на хознужды столетние деревья, потом пришла война и разрушила дворец. Но чаша сохранилась до наших времен в целости и сохранности! Немцы не смогли её вывезти, потому что в этой части Европы у них не было технических возможностей поднять и перевезти 50 тонного гиганта.

Сегодня стоимость восстановления Баболовского дворца и прилегающей местности определяют в 100 миллионов долларов. Но инвестор не находится. Этот экономический парадокс не укладывается в голове: 200 лет назад, у России вооруженной молотком и зубилом были возможности создать это чудо, а у современной РФ нет возможности ЭТО просто содержать, пользоваться и показывать. Мы стали беднее и технически слабее?

Баболово сейчас

Подборка фотографий (кликабельно):


Я не представляю как это можно было изготовить из гранита. Может быть - это отливка по подобным рецептам? А вся эта официальная версия - некий занавес от находки?



В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца. Внутри восьмиугольной башни взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн из красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров.



Современное состояние дворца. Хотя, мне написали в комментариях, что уже три года идет реставрация. Видимо, еще не закончили, т.к. свежих фотографий никто не размещает.



Таким он был изначально



Внутри установлена каменное чудо. Изготовил ванну Самсон Ксенофонтович Суханов.

Официально про изготовление ванны информация следующая:
в 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. (До сих пор не пойму как её доставляли вглубь континента - 27 верст по пересеченной местности?). Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна : высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер. Толщина стен чаши минимальна – 45 см.

После того как были завершены камнерезные работы, вокруг ванны возвели стены – восьмиугольную башню. По периметру помещения на кронштейнах были сделаны чугунные мостки с перилами, спусками, и смотровыми площадками. Работы закончились в 1829 году спустя 4 года после смерти заказчика – Александра I.

Многих озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. Но это не так. Фотография будет ниже.

Небольшой ролик с информацией про Царь-ванну:



Размер ванны по сравнению с ростом человека

Возможно, ванну не закончили, т.е. поверхность оставили без полировки



На протяжении всего времени, с того момента как узнал про существование такого изделия, меня не покидает вопрос: почему наши министерства не реконструируют здание, почему не сделают интересно место для туристов. Ведь это в любом случае достижение наших мастеров прошлого. Его нужно сохранить, а информацию распространить. Или там боятся, что люди начнут задавать неудобные вопросы? Какие? Например, о технологии изготовления. Врят ли есть в наше время камнерезные производства, которые смогли бы взяться за подобную работу…

Перейдем к технологиям изготовления этой ванны. Начнем с самой свежей и самой неоднозначной версии:

1. Штампованное литье.
Что сразу понять эту версию, посмотрите процесс изготовления бетонных вазонов где-то в Юго-Восточной Азии:


Вот еще аналогичный пример:

Благодарю peshkints за высказанную версию здесь

По центру вазона остается отверстие от трубы. Его заливают и заглаживают бетоном пока он еще не схватился. Оказывается, в Царь-ванне по центру есть отверстие. И его не относят к сливному, т.к. диаметр слишком мал. А вот как отверстие от трубы при штамповке по этой технологии – вполне. Только не понятно, почему мастера его не залепили?



Отверстие в Царь-ванне

Имитация гранита
Смешивают чистый мелкий песок, колчедан или какую-нибудь другую массу, содержащую кремень, со свеже обожженной и истолченой известью в следующей пропорции: 10 песку или колчедана и 1 извести. Известь, гасится влажностью песка, разъедает кремень и образует тонкий слой вокруг каждой кремниевой песчинки. По охлаждении смесь размягчают водой. Затем берут 10 толченого гранита и 1 извести и замешивают в место. Обе смеси кладут в металлическую форму таким образом, чтобы смесь песка и извести образовала самую середину предмета, а смесь гранита с известью внешнюю оболочку от 6 до 12 мм (смотря по толщине приготовляемого предмета). В заключение массу прессуют и придают ей твердость, высушивая ее на воздухе. Окрашивающим веществом служат железная руда и окись железа, которые смешивают горячими с зернистым гранитом.
Если хотят предметам, сформированным из вышеприведенного состава, придать особенную твердость, то их кладут на час в кремнекислый калий и подвергают жару в 150°Ц.
Информация из книги «Справочник кустаря», 1931г.
Источник

Скажите, кто проверял этот рецепт? Такой информации нет. А если рецепт рабочий? А если один из множества? Так что, я бы не исключал возможность изготовления Царь-ванны и ей подобные гранитные изделия из составов, очень похожих или повторяющие природный гранит. К тому же, я считаю, что и природный гранит – это не магматическая порода, а минеральная, окаменевшие или закристаллизовавшиеся грязевые массы, выходящие из недр.

2. Изготовление из гранитной глыбы

Краткую официальную информацию об этом я привел выше. Оказывается, есть упоминания про изготовление подобных изделий в 19-20вв:

Люстгартенская гранитная чаша



70 тонн, изготовлена в 1826-1827 годах. Первичная обработка профиля чаши, изготовленной из 225 тонной пластины гранита, проводилась прямо в каменоломне 20 каменотесами, после чего чаша была перемещена с помощью катков в порт, на баржу.

Гранитная чаша в шлифовальной мастерской. Рисунок 1831. Оснастка очень похожа на лекала из штамповки вазонов на видео выше.

Ранее она стояла так

Рисунок процесса установки. Источник

Еще подобное изделие:

В 1910 году для Union Station Plaza в Вашингтоне была изготовлена из 65-тонной гранитной глыбы чаша для фонтана. Обработка производилась вручную по шаблонам, с помощью 4-и 6 лезвийных молотков. При полировке впервые был применен поворотный стол. Полировка производилась с помощью железных утюгов, фетровых дисков и полировочных паст.

По ней информации не нашел.

Как видно, либо мастера все же умели изготавливать такие шедевры из многотонных гранитных глыб. А тем более, умели доставлять эти глыбы к месту изготовления и умели их устанавливать.
Либо нам хотят выдать технологию лепки из искусственного гранита за мастерство обработки этой твердой породы.
Что думаете?

Дубликат статьи можно посмотреть на Яндекс.Дзен. Здесь тоже есть комментарии.
***

Если Вам нравится информация в этом журнале и статьи, которые размещает автор, то его можно поблагодарить здесь. Мотивация не бывает лишней.
Благодарю всех, кто выразил свою признательность за время существования журнала!

Кому удобно следить за новыми статьями журнала в ВК - это можно делать в своей ленте новостей, вступив в группу: sibved24
Начал перерабатывать, дополнять и дублировать наиболее интересные статья в Яндекс-Дзен. Кому удобно читать там - подписывайтесь на канал.

Читайте также: