Из какого камня строят армянские церкви

Обновлено: 24.04.2024

История и фольклор Армении свидетельствуют о том, что армяне являются творцами и создателями. С древних времён, куда бы армяне ни ступали, они выстраивали там стены, строили дома. Даже высокие горы и скалы не помешали армянам построить устойчивые крепости и замки. Несмотря на то, что сам камень не может считаться национальной ценностью, некоторые виды камней, тем не менее, могут быть национальными благодаря своему происхождению и наличию в Армянском нагорье . В армянской культуре национальным камнем является туф. Армянский туф – это камень, которым строили всё, от сельскохозяйственных зданий до духовных построек и замков.

Особенности армянского туфа

Несколько веков назад армяне уже были убеждены, что туф крепче, чем кирпич. Позднее стало ясно, что этот вид камня однородный и из него также можно получить гладкие и ровные прямоугольники.

Туф возникает при обжигании пепла и пемзы, которые образовались в результате извержения вулкана. Именно этим и обусловлено главное преимущество туфа – лёгкий вес, хрупкость и множество цветовых оттенков. Это давало возможность обеспечить здания красивым внешним видом и скульптурными украшениями.

Армянский туф

Для того, чтобы резать туф, машины и современные оборудования были не нужны. Было достаточно топора и пилы, чтобы получить ровные куски камня.

Туф также обладает способностью дышать. Поры на камнях позволяют температуре внутри здания оставаться выше 0 градусов зимой, и избегать внешней жары летом. Таким образом, здания из туфа обеспечены естественной вентиляцией.

Раньше люди думали, что туф не очень крепкий камень. И чтобы укрепить здания, построенные из туфа, их смазывали маслом и красили в цвет Вордан кармир (армянская красная краска). Быть может именно из-за этого многие здания сохранились до наших дней.

Типы туфов

Армянское нагорье является целым рудником туфа. Оно отличается не только обилием туфа, но и цветовым разнообразием. Здесь можно встретить туф от розовых до тёмных вулканических оттенков. Из 28 оттенков туфа в Армении распространены фиолетовый, красный, оранжевый, коричневый, розовый и чёрный.

Армянский туф делится на 5 основных типов:

  • Анийский – жёлтый и оранжевый
  • Артикский – розовый и фиолетовый
  • Ереванский – чёрный и красный
  • Бюраканский – розовый с чёрными пятнами, тёмно-серый с чёрными пятнами
  • Фельзитовый – узорчатый

Армянский туф

По мнению учёных, различия в цветах туфа связаны со скоростью лавового потока, с местом её завершения и окислением. Розовый туф – это так называемый запаянный туф, который образовывается из верхних слоёв пирокластических потоков, распространённых на территории Армении. Розовый является истинным цветом окислённого туфа, который образуется сразу после охлаждения пирокластических потоков.

Один из самых больших рудников туфа в Армении находится в городе Артик. Именно здесь обрабатывается всем известный розовый туф. Из Артика туф экспортируется во многие страны.

Город розового туфа

Главной особенностью архитектуры Еревана является туф. Именно из-за своей розовой панорамы Ереван называют розовым городом. Город приобретает самые якрие краски на рассвете и закате и меняет свой цвет в течение дня, в зависимости от того, откуда светит солнце. Это и была мечта Таманяна – построить город солнца.

Ереван

Армянский туф / Розовый город Ереван

Ещё несколько веков назад царь Аргишти приказал построить столицу Эребуни из чёрного туфа, так как рудник чёрного туфа находился именно в этом городе. От Эребуни до Еревана туф не изменился и не потерял свою ценность. И спустя столетия архитектор Таманян, следуя традициям армянской архитектуры, принял решение, что новая столица Армении должна быть построена из розового и чёрного туфа.

Город чёрного туфа

Ереван называют розовым городом, так как он построен из розового туфа. А город Гюмри называют “городом чёрного туфа”, так как при строительстве города Гюмри широко использовался чёрный туф. В архитектуре города применён уникальный метод, который называется бриллиантовый руст. Он создан из комбинации чёрного и красного туфа на стенах. В 1860-80 годах в строительстве города в основном использовались красный и чёрный туф. Тогда этот стиль назывался Александропольским стилем. А уже с 1880 года чёрный туф стал преобладать в архитектуре города.

Армянский туф

Армянский туф / Город чёрного туфа – Гюмри

Одним из значимых сооружений в Гюмри, построенным из чёрного туфа, является Чёрная Крепость. Она получила своё название именно из-за чёрного туфа, использованного в её строительстве. Чёрная крепость изначально была оборонительным сооружением в Александрополе и служила тюрьмой для солдат.

Сейчас эта крепость является важным архитектурным сооружением города Гюмри.

Украшения из туфа

Принято считать, что золото и серебро превращаются в украшения в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями. Однако в последние годы начали также создаваться украшения из серебра и самого известного камня в Армянском нагорье – туфа. Но от этого цена украшений не уменьшается, так как изготовление туфовых украшений – сложный и трудоёмкий процесс. Требуется много усилий, чтобы из большого туфа мастер получил маленькие и ровные кусочки камней. И в результате долгой и кропотливой работы мы получаем эти уникальные украшения, в которых используется, можно сказать, самый национальный камень Армении – туф.

Украшения из туфа можно приобрести в Zndan .

Армянский туф на украшениях

Армянский туф на украшениях / Фото: Zndan Jewelry

Туф и хачкары

В жизни армян туф использовался не только в строительстве городов. Он также широко использовался в строительстве церквей. Большинство церквей и монастырских комплексов Армении построены из туфа. Туф также является наиболее подходящим сырьём для создания армянских хачкаров , так как этот камень очень подходит для создания скульптур и орнаментов. Хрупкость и лёгкость камня облегчают процесс вырезания множества мелких украшений на камне. Кроме того, использование армянского туфа в создании хачкаров делает их более важными в контексте национальных ценностей.


Армянский хачкар / Авторы: Арсен Паносян, Артур Паруйрян и Паруйр Паруйрян

Возможно, несколько веков назад использование туфа в строительстве городов и других сооружений было обусловлено его изобилием в регионе, его лёгкостью и практичностью. Но сейчас, туф для Армении – это что-то большее, чем просто удобный и практичный камень. На сегодняшний день армянский туф считается особенной национальной ценностью, от которой веет запахом родного и тёплого города.

Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.

Туристический блог об Армении

7 дней в Армении

7 дней в Армении

Вода как достопримечательность Армении

Озеро Арпи

Горные озёра Армении

Топ-7 горных озёр Армении

Топ-5 водопадов в Армении

Артени

Азатское водохранилище

Азатское водохранилище

Треккинг по горам Армении

Посетив столицу Армении, город Ереван, невозможно не обратить внимание на прекрасные памятники древней архитектуры. Большинство из них построено с использованием идеального по своим декоративным и техническим свойствам камня – армянского туфа.



Описание

Туф представляет собой легкую сцементированную пористую горную породу. Она образуется в результате попадания на поверхность веществ магмы. Различают известковый (или карбонатный) туф, кремнистый (фельзитовый), вулканический. Известковые виды представляют собой что-то среднее между мрамором и известняком. Природные месторождения этого камня расположены на территории Италии, Ирана, Турции, но большая часть мировых богатств (около 90%) залегает в Армении.



Армянский туф относится к группе горных каменных пород, образующихся из вулканического пепла, нередко его состав и плотность неоднородны, зависящие от типа материнской породы и интервалов извержения. Общим свойством всегда является пористая структура, так как горные породы вулканического типа состоят из спекшихся некрупных обломков, пепла, а также песка. Пористость придает камню идеальные водо- и морозостойкость. Кроме того, этот материал легок и мягок, что позволяет проводить обработку, не применяя сложных строительных инструментлв. Обычно достаточно иметь всего лишь топор и пилу.

Туфы, залегающие на территории Армении, удивительно красивы. Считается, что этот камень может иметь до 40 различных оттенков.

Сочетание пористости с мягкой цветовой палитрой создает уникальный, поражающий взгляд дизайн.



Разновидности

Армянские туфы, в зависимости от их природных и механических свойств, принято классифицировать на виды.

  • Анийские туфы. Они имеют желтовато-оранжевый или красный оттенок. Это наиболее легкая по весу разновидность камня.
  • Артикские. Такие туфы характеризуются розовым, коричневым или сиреневым цветом. Это самый известный поделочный вид, недаром Ереван из-за обилия таких построек называют розовым городом. Артикское месторождение относится к самым крупным в мире.
  • Ереванские туфы. Выглядят как красивые черно-коричневые или красные камни. Активно применяются в облицовочных работах.
  • Бюраканские. Туфы, имеющие множество вкраплений минералов и камней. Для них характерны также пятна различных оттенков, чаще всего бурые и желто-коричневые.
  • Фельзитовые туфы (Мартиросский и Ноемберянский). Плотные, в отличие от вулканических, камни бежевого окраса с желтыми или золотисто-красными вкраплениями. Часто имеют буро-коричневые узоры, что объясняется присутствием железа.

Применение

Благодаря несложной обработке, пористости, легкости и разнообразным оттенкам армянский туф чаще всего используется для строительства и облицовки. Жесткие виды, кроме перечисленного выше, обладают высокой сейсмоустойчивостью. О прекрасных физико-механических свойствах, прочности и морозоустойчивости туфа свидетельствуют многочисленные архитектурные памятники древнего зодчества армянского народа, например кафедральный собор в Эчмиадзине, построенный в 303 г. н. э. Из этого камня делают стены, опоры для куполов и кровли, им облицовывают полы, потолки и стены.



По своим характеристикам данный камень имеет сходство с лицевым кирпичом, но туф более морозостоек, прочен и водостоек. Дома, построенные из армянского туфа, имеют хорошую звукоизоляцию и идеальны для любых погодных условий: летом в них прохладно, а в зимнее время всегда тепло. Он используется для наружной кладки, облицовки каминов, из него делают подоконники и колонны, винные погреба. Благодаря своей декоративности он широко используется в ландшафтном дизайне: скамьи, столы, тумбы, скульптуры выгодно подчеркивают красоту зелени, цветов и очень долговечны. Туф великолепно сочетается со стеклом, деревом, металлом, камнями.

Архитектурные строения из армянского туфа есть и за пределами этой страны.

Наиболее известны штаб-квартира ООН в Нью-Йорке, здание Усть-Илимской ГЭС, дома в Новом Уренгое, фасады зданий в Санкт-Петербурге, административное строение на улице Мясницкой в Москве. Все сооружения из этого удивительного камня олицетворяют собой прочность, долговечность и красоту.

Армянский туфы представлены в видео ниже.

Почти все армянские религиозные сооружения украшает армянский хачкар (крест-камень). На стенах многих церквей можно увидеть вырезанные изображения креста, которые имеют своё особое значение. Маленькие кресты были изображены в честь покровителей и благотворителей, чьими усилиями была построена церковь.

Армяне настолько уважали и поклонялись кресту, что этот символ вдохновил каменных мастеров создать эти уникальные произведения искусства, которые получили название, созвучное со своим содержанием — крест-камень (хачкар).

Хачкары есть почти в каждом уголке армянского мира. Они никогда не повторяются. Главная цель хачкара — установить связь с Богом.

Возникновение хачкаров

Армянский хачкар

Ещё одной гипотезой, связанной с возникновением хачкаров, являлось желание людей иметь больше безмолвных доказательств о христианстве. А установка крестов являлась достаточно влиятельным способом распространения христианства.

Есть много причин для возведения хачкара. Существуют хачкары, возведённые в честь какой-то победы. Есть хачкары, установленные на дорогах. Существуют и так называемые хачкары-спасители.

Описание хачкаров

Хачкары представляют собой прямоугольные памятники, которые устанавливаются во дворе церкви, в память о принятии христианства, национальных праздниках или мучениках.

Мастер сам выбирает стиль и образы хачкара. Основным сырьём хачкара был жёлто-красноватый туф. Сначала гравировали крест, затем он украшался изображениями национальных символов – винограда и граната.

В нижней части хачкара часто гравировали знак бесконечности, который также является одним из духовных символов. Он вместе с крестом символизирует непрерывность жизни и национальные представления о вере. Самым уникальным элементом хачкара является его символ бесконечности.

Армянский хачкар

На хачкарах есть 5 важных и заветных точек. Четыре из них соответствуют краям крыльев креста, а один является точкой их пересечения. Точка пересечения была самой важной точкой на кресте. Верхняя часть называется корона, она символизирует небесное царство. Нижняя точка символизирует падение ада. Правая сторона была связана с раздачей даров, а левая – с прощением грехов.

Также важен обряд установления хачкаров, важнейшей частью которого является их окропление. Сначала освящается центр креста, затем корона, то есть верхняя часть хачкара, затем правая и левая стороны, а в конце уже нижняя часть. Окропление осуществляется под особые шараканы (армянское церковное песнопение).

Хачкары Всеспасители

За тысячелетнюю историю этого ремесла были созданы многочисленные хачкары. Однако только четыре из этих многочисленных хачкаров изображают Христа. Эти хачкары в основном изображают сцены распятия и нисхождения Христа. Они называются хачкары Всеспасители. Возникает вопрос, почему же их так назвали. В старину верующие были уверены, что эти хачкары способны излечить различные болезни, или уберечь от зла. Именно поэтому эти хачкары получили такое значение.

Хачкар Аменапркич

Хачкар Аменапркич (Всеспаситель) / Фотография из страницы Ethnos на Facebook

Все самые известные в Армении хачкары Всеспасители были созданы за 12 лет. Самый старый из таких памятников находится в Ахпате и датируется 1273 годом. Согласно надписи на хачкаре, он был возведён епископом комплекса.

Два из оставшихся трёх хачкаров находятся в Эчмиадзине. Один из них высечен на дереве и доставлен в музей Эчмиадзина из монастыря Авуц Тар. Другой, четвёртый хачкар Всеспаситель, находится в селе Дсех.

Хачкары Норатуса

Село Норатус находится в Гегаркуникской области, в 5 км от города Гавар. Норатус – одно из старейших поселений Гегаркуникской области. Сельское кладбище славится своими многочисленными хачкарами. Его также называют поле хачкаров.

Здесь возведено около 1000 хачкаров. Самым старым из них является армянский хачкар 9-го века. Но большинство хачкаров из 13-14 веков.

Кладбище Норатус

Согласно легенде, армия турок-сельджуков со своим большим войском идёт против армии царя Гегама. Армянское войско было маленьким, и царь приказывает им надеть форму на хачкары. Издалека, армии сельджуков кажется, что армянское войско очень большое и, запаниковав, они убегают. Благодаря этому, армянское войско побеждает.

Хачкары в Джульфе

Джульфа была одним из старейших и крупных городов Исторической Армении. Она была расположена на территории области Ернджак в Великой Армении, на левом берегу реки Аракс. В городе раньше было 3000 домов и около 9 церквей и монастырей. Джульфа также была известна своим большим кладбищем. Путешественник Александр де Род, побывавший в Джульфе в 1648 году, рассказывал, что на территории кладбища находилось более 10.000 хачкаров. По некоторым данным, в начале 20-го века на кладбище оставалось около 6000 хачкаров, но концу века их осталось всего 3000. Самые ранние хачкары датируются 9-10 веками.

Хачкары в Джульфе

Хачкары в Джульфе

Хачкары в Джульфе отличались не только от хачкаров предыдущего периода, но ещё и от тех, которые были созданы в то же время на соседних территориях. Во-первых, длина хачкаров в Джульфе в три-четыре раза превышала ширину. Во-вторых, камень не сужался ближе к основанию и не имел постамента. На карнизах хачкаров часто изображали Христа, евангелистов и Богородицу. На нижней части камня можно было увидеть изображение умершего и эпитафию.

Однако с 1998 по 2005 год началось массовое уничтожение хачкаров в Джульфе. А в 2005 году по распоряжению правительства Азербайджана все 3000 стоящих хачкаров были разрушены и превращены в строительные материалы.

Уже через год после окончательного разрушения хачкаров начались восстановительные работы. На сегодняшний день создаётся множество имитаций этих хачкаров, которые размещаются в церковных дворах и в разных парках. 20 экземпляров таких хачкаров установлено в городе Гюмри.

Со временем армяне создали и возвели около 50 000 хачкаров, хотя многие из них сегодня не так устойчивы и целостны. Вследствие вражеских атак, бедствий и злодеяний часть них была уничтожена, а остальная часть продолжает оставаться под угрозой.

В 2010 году искусство армянского хачкара, символизм и ремесло хачкаров были включены в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.

Туристический блог об Армении

7 дней в Армении

7 дней в Армении

Вода как достопримечательность Армении

Озеро Арпи

Горные озёра Армении

Топ-7 горных озёр Армении

Топ-5 водопадов в Армении

Артени

Азатское водохранилище

Азатское водохранилище

Треккинг по горам Армении

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В Москве освящен самый высокий армянский храм в мире.


Вчера с другом Атомом возвратились из Москвы, где состоялось, без преувеличения, историческое событие как для армян, так и для всего христианского мира, но прежде всего - Русского Православного. Ведь не каждый год и даже не каждое десятилетие в России, в Москве, открываются храмовые комплексы, подобные тому, который воздвигнут на пересечении Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы.

Здесь, на площади в 1,32 гектара, расположился не только освященный 17 сентября и получивший имя Преображения Господня кафедральный собор, но еще и церковь-часовня Сурб-Хач (Святой Крест), а также гостевой комплекс, церковный музей, учебно-просветительский центр с воскресной школой и библиотекой, московская резиденция Католикоса всех армян Гарегина II и резиденция главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви, Патриаршего Экзарха епископа Езраса. К слову, Католикос в честь знаменательного события присвоил ему сан архиепископа.

Безусловно, по заслугам. Именно архиепископ Езрас довел начатое еще в 1996 году дело со строительством храмового комплекса до конца. Тогда армянская диаспора с благословения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II получила в Москве этот земельный участок. Но строительство, по сути, началось только 7 лет назад. И Езрас, как рассказывали нам московские армяне-меценаты, с которыми мы познакомились, знал каждого рабочего по имени. Да что там знал, он и сам, не чураясь тяжелой работы, бывало переодевался в мирское и раскалывал глыбы доставленного из Армении туфа.


1.

Олимпийский проспект. Здесь, справа, и находится храмовый комплекс. Далее - здание, именуемое в народе, как мне сказали, "Кобзон-центр".

Туфом разных оттенков облицованы все строения комплекса: от розово-красного - до охристого и светлого. А изнутри кафедральный собор, как и другие сооружения выложены гранитом, травертином и мрамором.


2

вот сам красавец собор (с восточной части, с Олимпийского проспекта). Высота этой самой высокой армянской церкви в мире вместе с крестом составляет 58 метров! Но подробно о соборе я расскажу в следующем посте. Покажу его прекрасные барельефы вблизи, как и остальные строения, а также меценатов и авторов комплекса. А сегодня - репортаж об освящении: как это было.

3.

Католикос и его экзарх выдвигаются из храмовой резиденции, чтобы хлебом-солью встретить президента Армении Сержа Саргсяна с супругой у ворот комплекса.
4.

5.


6.

Позади Католикоса следуют президент Армении с супругой. К слову, Гарегин II подарил собору частицу древа креста, на котором был распят Иисус Христос, а также драгоценную серебряную лампаду.


7.

а это иерархи Армянской Апостольской церкви движутся на литургию по освящению Храма. Впервые звонят колокола на кафедральном соборе.


8.

Меня окликает епископ Маркос, которого я не узнаю сразу в праздничном облачении. Именно он в бытность настоятелем армянской церкви в Риге крестил моего первенца. Маркос - глава Гегаркунинской епархии Армянской апостольской церкви, известный религиозный и общественный деятель. Сердечно рад за него.


9.

небольшое столпотворение. Еще бы, такое событие! Со всего мира сюда приглашены небольшие делегации армян. Трифоновская улица была перегорожена, пропускали всех строго по спискам и через металлоискатели, как в аэропорту. Храм способен вместить 1200 человек. Но, по-моему, нас здесь было чуть больше.

Замечу, что история добрососедских отношений армян и русских известна еще со средневековья. Недаром же в 16 веке Иван Грозный разрешил назвать один из пределов собора Василия Блаженного в честь святого для всех христианских конфессий - зачинателя армяской церкви и ее первого Патриарха Григория Просветителя. Так что у армян было место в Москве для молитв. А позже, в 18 веке, в Белокаменной армяне построили церкви в Армянском переулке и на Пресне. Но в 1930-е годы, когда мракобесие торжествовало, эти церкви, как и многие другие, были разрушены.

В Москве уцелела лишь часовенка у могилы семьи Лазаревых (основателей университета восточных языков) в армянской части Ваганьковского кладбища. С 1956 года, когда эту часовенку возвратили общине, она стала единственным местом в столице, где армяне могли молиться.


10.

исторические мгновения желают запечатлеть многие.


11.

приподнимаю фотокамеру над головами и снимаю вслепую. Понимаю, что пора пробираться поближе.


12.

хор с балкона второго этажа под орган, если не ошибаюсь, звучит волшебно.

13.

епископы спускаются в зал, занимая каждый свое предусмотренное место. Они по очереди будут петь молитвы и освящать стены собора святым миро.
14.


15.

пробраться к самому алтарю пытаются многие журналисты. Столько фотокорреспондентов и телевизионщиков с камерами я еще не видел! Телохранители у первого ряда, где сидят правительственные чиновники, первые лица Карабаха, Армении и лидеры всех конфессий, к счастью, не злобствуют, хотя внимательно следят как бы кто не уполз дальше дозволенного.


16.

по традиции, святое миро разливается из серебряного сосуда в виде горлицы.


17.

снимают почти все.


18.

таинство освящения.

19.

удалось занять хорошую позицию у первого ряда. За мной на посту один из епископов. Когда ему подносят миро, он под песнопения освящает стену храма перед собой.
20.


21.

небольшой ажиотаж: в кафедральный собор прибывает Патриарх Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной церкви, правящий архиерей Московской епархии Кирилл. В нашем уголке, у ступенек, ведущих на алтарь, становится тесно. Добавляются еще двое телохранителей. Оператор умоляет: "Не трогайте, пожалуйста, штатив!"

А впереди Кирилла, как узнаю позже у настоятеля армянской церкви в странах Балтии отца Хосрова, участвовавшего в церемонии освящения, шествует епископ Натан - настоятель армянской церкви в Канаде.


22.

Позиция настолько удобна, что фотографировать удается, что называется, в упор.


23.

Патриарх Кирилл присоединяется к армянским иерархам.


24.

а это выносят рукописные Библии в золотых окладах. Ими награждают президента Армении Сержа Саргсяна, президента Нагорно-Карабахской республики Бако Саакяна и полномочного представителя президента России в Центральном федеральном округе Александра Беглова.


25.

Серж Саргсян и Католикос всех армян Гарегин II, вручивший ему Библию.

Слова сердечной признательности прозвучали в адрес руководства Армении, строителей комплекса, его зодчих и многих армян, разбросанных по разным частям планеты, но не забывающих о своей церкви. Ведь именно благодаря их щедрым пожертвованиям и удалось построить храмовый комплекс в Москве.


26.

с ответным словом выступил Патриарх Кирилл. Он, в частности, сказал:

- Хотел бы выразить благодарность Его святейшеству Католикосу армян и владыке Езрасу за те усилия, которые были предприняты для того, чтобы в Москве был построен храм, который бы соответствовал по размерам и по благолепию своему огромной армянской общине, проживающей в России и в Москве. (по некоторым данным, в России сейчас проживают около 2 миллионов армян и почти половина из них - в Москве - К.М.)

Мы строим храм не для того, чтобы создать некие памятники, напоминающие о нашей эпохе или о ком-то из нас, кто участвует в строительстве этих храмов. Строительство храмов обращено в будущее. Храм строится для того, чтобы люди могли собраться здесь для молитвы. А всякая молитва связана с переоценкой самого себя. Не может быть молитвы без подлинного покаяния, без глубокого внутреннего анализа личности молящегося. Именно такая молитва и угодна Богу.

Именно потому, что молитва приближает нас к Богу через внутренний духовный подвиг, это и дает нам возможность, опираясь на Божественный ответ на нашу молитву, опираясь на силу Божию, менять самих себя к лучшему и окружающий нас мир.

Сегодня перед всеми нами верующими людьми стоят большие задачи и грозные вызовы. Мы вошли в эпоху очень сильного отрицания идеи Бога. Нам предлагают другие идеи и ценности: богатство, деньги, наслаждение, власть. И что перед этим всем Бог, какое место он занимает в жизни тех людей, которые своей внутренней доминантой имеют нечто другое?

Мы сегодня призваны все вместе доказать миру и самим себе, что идея Бога жива. И доказать это можно только тем, что происходит в нашей душе. Вот для этого и строим храмы. Чтобы пред лицом Божиим, очищая себя от грехов, становились лучше, сильнее, чтобы слова наши были убедительней, потому что они в таком случае будут подкрепляться и нашими добрыми делами.

Те, кто провозглашает 21 век постхристианской эпохой, глубоко ошибаются. И в этом смысле Россия и Армения дают очень яркий пример того, что религиозное измерение не исчезает из народной жизни, но и напротив - укрепляется. И факт строительства армянского храма в Москве об этом ярко свидетельствует.


27.

первый ряд: глава РЖД - Владимир Якунин, полномочный представитель президента РФ в ЦФО Александр Беглов, следом, как мне подсказали в комментах, руководитель администрации президента РА Виген Саргсян, далее - президент Карабаха Бако Саакян, первая леди Армении и президент Армении Серж Саргсян.


28.

Католикос всех армян вручает золотую звезду одному из самых известных армянских меценатов - президенту компании "Ташир" Самвелу Карапетяну.


29.

вторую золотую звезду вручили Владимиру Якунину за помощь при строительстве храмового комплекса в Москве


30.

после окончания обряда освящения храма собравшихся ожидала еще одна важная церемония.


31.

Патриарх Кирилл, Католикос Гарегин II и архиепископ Езрас направляются к памятнику, закрытому плотной тканью во дворе храмового комплекса.


32.

в церемонии участвуют первые лица республик Армении и Карабаха.

33.

через мгновение интрига разрешена - многочисленным взорам предстает глубоко символический памятник: "родник братской любви"
34

две христианские церкви, два народа на протяжении веков доказали общность своих идеалов и стремлений.

Как я уже говорил, следующий пост будет посвящен прекрасным орнаментам и фрескам кафедрального собора и остальным сооружениям храмового комплекса. А кто не видел репортаж об уникальном армянском пещерном средневековом монастыре, может почитать и посмотреть его здесь: Гегард - монастырь с церквями и кельями, вырубленными в скалах.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Красота армянских храмов в Москве в деталях.



Сегодня покажу армянские храмы, построенные в Москве, вблизи. Великолепные барельефы и фрески с изображениями исторических персонажей, необыкновенные хачкары, внешнее и внутреннее убранство кафедрального собора Преображения Господня и церкви-часовни Сурб-Хач (Святого Креста).

Из пояснений к снимкам можно будет узнать некоторые факты из истории Армении. А на заглавной фотографии - центральный вход в кафедральный собор (с западной части), ставший главным объектом армянского храмового комплекса в Москве на Олимпийском проспекте. Как я уже писал, это - самый высокий армянский храм в мире. С крестом его высота составляет 58 метров.


1.

диаметр купола собора равен 21 метру. В туфе розовато-красных оттенков, которым облицован храм Преображения Господня, по всему кругу вырезаны 72 креста - по числу младших учеников Христа. А главный крест, весящий более 2 тонн и высотой 7 метров, изготовили в Туле. Колокола для колокольни, венчающей главный портал, отлили в Воронеже.


2.

центральный вход в храмовый комплекс с улицы Трифоновской. Длина кафедрального собора - 40 м, а ширина — 35 м. Как отмечал архитектор Артак Гулян, несмотря на то что в Армении на протяжении столетий строят одноглавые церкви, собор в Москве — пятиглавый. Таким образом он органично вписывается в облик Москвы и ее храмов.


3.

архитектор Артак, который известен своими замечательными соборами и библиотеками, построенными в Армении, на фото со своим сыном.


4.

а это - автор барельефов Ашот Адамян, работавший над многочисленными образами из истории Армении, даже в сильные морозы.


5.

Посмотрим на северную часть храма, зайдя с Трифоновской улицы. Вот сидит с раскрытой книгой зачинатель армянской историографии св. МовсЕс ХоренацИ (5 век).

Далее - со своими учениками св. МесрОп МаштОц, родившийся еще в 4 веке и давший Армении ее 36-буквенный алфавит в 406 году. Создавая алфавит, Маштоц использовал греческую, среднеперсидскую, эфиопскую и некоторые другие системы письма. В ученом мире считается, что он создал также грузинский и албанский алфавиты.

И наконец стоит с раскрытой книгой католикос всех армян св. Саак ПартЕв (4-5 века) - 10-й армянский католикос, с деятельностью которого связано начало перевода Библии на армянский язык. Он - автор многих молитвенных проповедей-песнопений и праздничных духовных гимнов на евангельские сюжеты. По некоторым данным, его род восходит к св. Григорию Просветителю - первому армянскому католикосу, при котором Армения в 301 году приняла Христианство.


6.

Обратите внимание на многочисленные хачкары (крест-камни) на стенах храма. Они не встроены, как это обычно делается, в стены церкви, а высечены прямо на ее фасаде. Прежде на стенах, по традиции, высекали лишь другие, более мелкие, узоры, которые мы видим и здесь: лозы с виноградом, гранаты, листья и цветущие жизнетворящие кресты.


7.

следующие барельефы на той же, северной части, храма. Слева-направо: св. Григор НарекацИ (951 — 1003гг.) - армянский поэт, философ, монах, мистик и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Его лирико-мистическая поэма «Книга скорбных песнопений» переведена на многие языки, впервые напечатана в 1673 году в Марселе, распространяясь прежде в рукописных списках. Самый ранний из сохранившихся списков датируется 12 веком.

В 1985 году на стихи Нарекаци в переводе Наума Гребнева композитор Альфред Шнитке написал «Концерт для смешанного хора в четырех частях» . В 1988 году вышел первый полный перевод на русский «Книги скорбных песнопений» в издательстве «Наука».

Далее на барельефах - св.НерсЕс ШноралИ (Благодатный), изображен стоя с крестом и сидя. Армянский католикос (1098—1173 - годы жизни), поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец.

правее - св. Григор ТатевацИ (1346-1409) — армянский философ, один из самых просвещенных людей средневековья, виднейший ученый, богослов и педагог, ректор Татевского университета в одноименном монастыре.


8.

Благовещение. Св.Богородица (барельеф на левой части главного портала храма)


9.

вход в церковь слева от главного портала с изображением над дверями св. Георгия Победоносца.


10.

А над входом справа от главных дверей также высечен в камне всадник - св. Саркис- полководец (4 век), который вместе со своим сыном МартирОсом и четырнадцатью воинами погиб во имя христианской веры. По распоряжению нынешнего католикоса всех армян Гарегина II, праздник cв. полководца Саркиса провозглашен Днем благословения молодых или армянским Днем влюбленных. Он отмечается в одно из воскресений в конце января или начале февраля.


11.

и просто взгляд вверх.


12.

общий вид храмового комплекса от ворот на Трифоновской улице. Подчеркну, что все здания облицованы туфом разных оттенков, под ногами - гранит и мрамор

13.

справа от главного входа - резиденция католикоса всех армян и главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви. К резиденции примыкает административное здание епархии:
14.

15.

гимназия имени Саргиса и Амалии Карапетян. Слева - малая церковь Сурб-Хач (Святого Креста). В нее мы и отправимся:
16.


17.

дверь в церковь сама по себе является произведением искусства.

18.

алтарь с Богородицей и младенцем и фреской "Тайная вечеря" над ним.
19.


20.

слева на стене - фреска, изображающая крещение Христа. Под ней купель.


21.

справа у стены металлические емкости с песком, в которые ставят свечи.


22.

и вот такая люстра с необычным куполом, часть которого из стекла.


23.

Сурб-Хач и кафедральный собор Преображения Господня


24.

а так выглядит центральная часть главного портала кафедрального собора. Прямо над входом в храм лик Христа с надписью: "Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется. ". Слева - наконечник копья Лонгина, которое хранится в Святом Эчмиадзине. Справа - длань св. Григория Просветителя.


25.

на правой части главного портала - Богородица с младенцем


26.

далее на южном (правом) приделе храма - лики святой РипсимЭ и дев-рипсимианок, возносящих молитвы Христу. 40 дев-христианок, пришедших в языческую Армению проповедовать, после отказа РипсимЭ стать женой царя Трдата III были побиты камнями. Спаслась только св. Нина (Нино), будущая крестительница Грузии. А сам царь впал в безумство. Его исцелил проповедник Григорий Просветитель, крестивший затем царя. Уверовав в силу христианства, Трдат провозгласил его в 301 году государственной религией Армении.


27.

Чуть правее на фасаде собора можно видеть и изображение св. ЕгишЕ, историка и очевидца героического сражения 451 года при селе АварАйр. 26 мая против регулярной 230-тысячной персидской армии, включавшей элитный полк «Бессмертных» и боевых слонов, выступило армянское войско численностью в 66 тысяч. Большую часть войска составляло народное ополчение, в том числе женщины, монахи, старики. Они нанесли такой урон персам, что те вынуждены были уйти в свои пределы, отказавшись от требования к Армении перейти в зороастризм.


28.

композицию продолжают орлы с нимбами, символизирующие армянских воинов, павших за Родину, Церковь и Веру. Над ними лик Христа, и слева высечены слова: "За веру", "За Родину".


29.

завершает композицию лик армянского полководца с щитом и мечом св. Вардана Мамиконяна, павшего смертью храбрых в битве с персами. Религиозно-национальная борьба армян за веру в 5 веке и освобождение от владычества Персии названа его именем - Вардананк. И Аварайрскую битву часто называют Вардананц.


30.

а это - святые Иоанн и Марк. На фасадах собора есть и другие общеизвестные лики святых. Например, еще Матфея и Луки, как и апостолов Фаддея и Варфоломея, проповедовавших и распространявших христианство в Армении.

31.

На стенах храма 16 композиций из хачкаров - по имени святых, которыми названы краеугольные камни церкви. Такие хачкары, высеченные прямо в стенах, применены в армянской архитектуре впервые.
32.


33.

давайте заглянем в сам собор, в котором могут поместиться единовременно 1000-1200 человек.


34.

с высоты 50-метрового центрального купола на нас взирает и благословляет Христос.


35.

обретение письмен - святые Месроп Маштоц и Саак Партев


36.

прародитель человечества Ной спускается с горы Арарат.

37.

на втором этаже главного портала размещаются певчие. Напротив, на возвышении - алтарь:
38.

39.


40.

в левой части алтаря хачкар из белого мрамора на фоне облицованных красным мрамором стен выделяется особо. Далее покажу фрески (по мотивам известных библейских сюжетов), украшающие изнутри ниши и стены храма:


41.


42.


43.


44.


45.

выходим из храма. Со стороны Олимпийского проспекта рядом с ним установлен такой вот редкий хачкар из красного и черного туфа.


46.

с тыльной, восточной стороны храма, как и с главной, ко всем нам с любовью обращается Христос. Скульптура такой величины создана в истории Армянской церкви впервые.

А репортаж об историческом событии - открытии храмового комплекса можно прочитать и посмотреть здесь: В Москве освящен самый высокий армянский храм в мире.

И всех своих армянских друзей хочу поздравить с Днем независимости Армении, а православных друзей - с Рождеством Пресвятой Богородицы! Оба праздника отмечаются сегодня.

Читайте также: