Из каких материалов на уроках изо можно сделать ажурные ограды

Обновлено: 16.05.2024

Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

Я в школе на уроке,
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза.)

Внимание мое растет.
Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно. (Пауза.)

Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю!

II. Основная часть.

Тебе, наверное, встречались невзрачные, угрюмые заборы из сплошных досок или бетонных плит. Город они не украшают, глаз не радуют.

– А как украшают город?

– Что мы делали на прошлом уроке?

На прошлом уроке мы изображали зимние парки и скверы, которые делают город уютным, красивым, тема нашего сегодняшнего занятия “Ажурные ограды”.

Посмотри на ажурные ограды, которые кажутся тончайшим кружевом из металла. (Слайды – город, ограды)

Такие ограды необычайно легки, изящны.

Видишь, как переплелись здесь тончайшие металлические прутья в виде вьющихся растений. Они тянутся вверх, обвивают невидимые нити, цепляются друг за друга. Все ограды непохожи друг на друга.

Каждая из них произведение искусства. Кованые ограды и решетки имеют замысловатые узоры.

Находятся они в одном из самых красивых городов нашей страны – Санкт-Петербурге.

– Как вы думаете, что подсказало создателям этих оград, как можно сделать такие прочные и изящные конструкции?

А может быть, это сама природа подарила художникам эскизы этих конструкций?

Природа подсказала художнику, как можно сделать такие прочные и изящные решетки. (Слайды – природа)

Взгляни на Причудливое сплетение деревьев , на крылышко бабочки, переплетения на крыле стрекозы и паутинку, морозные узоры на стекле, снежинку. Как сцепились между собой тончайшие нити и жесткие перегородочки! Это сцепление и сделало хрупкие творения природы очень прочными . (Слайды сравнения.)

Посмотри на решетки. Где такой узор подметил художник? Где в природе он мог его увидеть?

– На что в природе похожи эти узоры?

Сейчас увидим правы ли вы.

Художники по особому смотрят на природу, ищут в ней необычную красоту.

Эти кружевные фантазии художники научились создавать из металла. Красота их преображает дома и улицы. Многие ограды сделаны очень давно. Авторов их уже нет в живых, а ограды радуют нас своей красотой до сих пор.

– Кто же сделал эти ажурные ограды и решетки?

С древних времен изготовлением изделий из металла занимались кузнецы, а место, в котором работал кузнец, называлось кузницей.

Рассказ ребенка о кузнице. (Приложение 2)

При работе кузнецу часто помогает подручный-молотобоец. Иногда вместе с кузнецом работают два или даже три молотобойца. Кузнец своим молотком-ручником управляет работой молотобойцев так же, как дирижер своей маленькой палочкой – оркестром. Куда молоток кузнеца ударит, туда и бьет своим тяжелым молотом – кувалдой молотобоец. А если кузнец плашмя положит на наковальню свой молоток-ручник, то и молотобоец опускает свой тяжелый молот.

Так и работают в кузницах: кузнец по заготовке молоточком— “дзынь”, а молотобоец своим молотом – “бом”. И разносится по всей округе – “дзынь – бом, дзынь – бом, дзынь – бом”.

Славились на Руси кузнецы. Умение свое передавали они по наследству. Не каждый мог стать кузнецом. Нужна была и сила , и сноровка, и умение, и талант.

(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

До сих пор люди украшают свои города коваными изделиями. Их можно увидеть везде, даже у нас. Вот, например, фотографии Волжского бульвара в Кинешме. Парковая решетка у нас в Наволоках. Ажурная ограда у нового кафе на ул. Энгельса (слайды нашей местности).

Практическая часть.

– Как вы думаете, что же мы будем делать сегодня на уроке?

Мы будем придумывать и изготавливать решетку для нашего заснеженного парка.

– Какие инструменты и материалы нам потребуются? (На интерактивной доске написаны разные инструменты и материалы, которыми дети часто пользуются на уроках ИЗО и художественного труда. Нужно выбрать подходящие для этого урока.)

  1. Пластилин.
  2. Доска для лепки.
  3. Тряпочка для вытирания рук.
  4. Эскиз парка.
  5. Стэка.

(Шторкой открывается левая сторона доски с правильными ответами.)

– Для того, чтобы изготовить ограду нам нужно будет раскатать пластилин длинными “колбасками”, изготовить основу решетки.

Потом из таких же “колбасок” изготовить детали ограды- петельки, спирали, кружечки, листики, цветочки. (Показываю образцы на доске рисую сама. Доска разделена вертикальными линиями на одинаковые части, в виде ограды парка.)

После этого нужно прикрепить их аккуратно к основе решетки.

Нужно помнить основной принцип построения узора: он должен повторяться.

– Какого цвета пластилин нам потребуется? Вспомните слайды.

– Какие правила безопасности нужно помнить, работая с пластилином?

(Не брать в рот, грязными руками не тереть глаза, не трогать волосы, чаще вытирать руки об тряпочку.)

Физкультминутка “Мои пальчики” (Приложение 2)

III. Итог урока.

Какие работы вам понравились больше? Что получилось? Кто бы мог выполнить лучше?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Никифорова Татьяна Ивановна –

учитель изобразительного искусства

и черчения МБОУСОШ № 2

г. Апшеронска Краснодарского края

План – конспект урока изобразительного искусства.

Тема урока: «Ажурные ограды»

Дата: ______

Цель урока : приобщение детей к красоте ажурно-сетчатых конструкций оград и реше-

ток скверов, парков, перил мостов (чугунное литьё, ковка)

Задачи урока: - познакомить с разнообразием художественных уличных оград;

- выяснить назначение оград на улицах;

- сравнить природные аналоги и варианты, созданные человеком;

- создать вариант ажурной ограды;

- познакомить с понятиями «ажур», «дизайн».

- воспитывать гордость и любовь к творчеству кубанских мастеров худо-

Оборудование : ПК, проектор,

фотографии с образцами ажурных решеток разных видов и назначений,

ножницы, цветная бумага, клей.

Формирование УУД:

Личностные – формирование основ социальных компетенций .

Регулятивные – формирование способности к проектной деятельности.

Коммуникативные – устанавливать и поддерживать необходимые контакты с одно-

Познавательные – практическое освоение последовательности выполнения апплика-

ции ажурных оград; знакомство с кубанской ковкой.

Планируемые результаты : учащиеся приобретают знания в области художественного

проведут сравнение природных и авторских объектов;

придумывают свой вариант декоративного ажура.

I . Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

II . Вводное слово.

- Какими видами работы вы занимались на прошлом уроке?

- Что – такое «садово – парковое искусство»?

- При создании какого проекта вы выступали в качестве мастеров садово – паркового

III . Беседа по теме урока.

Человек так устроен, что он всегда стремиться сделать свою жизнь красочнее, ярче,

интереснее. Людям важно, например, чтобы у него дома стояли не грубо вырубленные

из куска дерева пеньки, которые служат столами и стульями, а нарядные диванчики.

Все нарядные детали не только украшают жизнь, но и создают у человека хорошее

Слово «украшать» в переводе на латинский язык звучит как «декор».

- С каким видом декора вы уже встречались на уроке в этом году?

Ответ: Декор головного платка.

- Верно, но декор может присутствовать не только в одежде.

Одной из деталей для украшения разных предметов являются кружева.

- Вам приходилось видеть кружева? Что это такое?

Ответ: Кружево – это ажурный рисунок, созданный при переплетении нитей, прово-

локи, металла, дерева .

Вот образцы разнообразных кружев.

Демонстрация образцов кружевных изделий и их изображения на слайдах.

Кружева выполняют из ниток с помощью плетения, вязания или вырезания из ткани. В

Средневековье было модно богато украшать кружевами одежду и мебель, вплоть до

В России всегда было распространено кружево, даже в глухих деревнях умелые жен

ские руки стремились украсить самую простую, повседневную деталь, например, по

лотенце для утирания. Отдельно вязали или плели кружевную каёмку, потом её при

шивали к ткани, из которой шилось полотенце.

Что ещё можно украсить кружевами?

Ответы: занавески, постельное бельё, одежду…

Даже была такая профессия – кружевница. Одну такую мастерицу изобразил на своей

картине художник В. Тропинин.

Демонстрация картины «Кружевница» В. Тропинина.

- Можно ли увидеть кружево на улице? Приведите примеры кружевных деталей , вы

резанных из дерева.

В Древней Руси при постройке дома вырезались кружева для оформления окон –

наличники, ставни. Эти детали выполняли из дерева. Деревянными кружевами оформляли ворота и заборы, пристройки к домам и даже печные трубы.

А ещё были мастера, которые выполняли кружева из металла, металлических прутьев. Их особым образом переплетали, соединяли и получали нарядные узорные ограды.

- Кто занимается изготовлением металлического ажура?

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгеры. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. В топонимике города сохранились названия улиц – Кузнечная, Новокузнечная.

И в нашем городе Апшеронске есть Кузнечная улица.В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки. Существовали следующие типы орнамента кубанской ковани: растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы), геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки), меандровый. Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.

Для чего нужны ограды на улицах?

Ответы: Оградить пространство – двор возле дома или школы, парка, сквера …

Вот об ажурных оградах и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

IV . Знакомство с природными ажурными элементами.

Человеку образцы переплетений подсказала природа.

- Назовите, где в природе мы можем увидеть ажурные переплетения?

Ответы: - Морозный узор на стекле;

- Крылья бабочек, стрекоз;

- Отгадайте загадки про образцы ажура, данные природой.

Загадки автора – М. Давыдова:

Наконец пришёл мороз,

Заморозил нас до слёз.

Заморозил, но сперва

Всюду сделал кружева.

Глянь-ка – на воротнике

Дети, как? (Снежинка)

Как наряден летний лес,

Полон летний лес чудес.

Лезет рыжик сквозь траву,

Паучонок ткёт канву.

Посмотрите, на ветвях

Он развесил на сучке

Закружил мороз, теперь –

Стынут окна, стынет дверь.

Кружат ледяные блёстки,

Щёки нам кусают хлёстко.

В окна можно не смотреть –

Заморожены на треть.

Дед Мороз на ночь так скоро

Их разрисовал … (Узором)

Посмотрите на фотографию элемента решётки Летнего сада в Санкт – Петербурге. Эта решетка считается высочайшей художественной ценностью. Она состоит из отдельных элементов – звеньев. Её звенья создают тонкий графический рисунок, они украшены позолоченными розетками и ажурными вязами. Эта решётка восхищает всех, кто приходит в Летний сад, не зря она является одним из символом Санкт – Петербурга и изображается на картинах и открытках.

Красота ограждений ажурной решётки, созданная руками человека, словно создаёт рамку для красоты природы.

V . Задание для самостоятельной работы.

Сегодня нам предстоит сделать проект ажурной ограды.

Ажурную ограду можно сделать, используя разные материалы. Попробуйте выполнить всю ограду из бумаги, вырезанной узорами и сложенной в определённом порядке.

После сложение нужно нарисовать одно звено. Для этого её основу прорисуйте тонкими линиями, а все декоративные элементы должны быть связаны между собой.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Технологическая карта урока

Формирование нового знания

приобщение детей к красоте ажурно-сетчатых конструкций оград и решеток скверов, парков, перил мостов (чугунное литьё, ковка)

Основные термины и понятия

ограды, декор, кружево, дизайн

Планируемые результаты

· сформированность основ художественной культуры

· овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

· овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании)

· применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

· умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах

Метапредметные :

· ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

· отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;

· овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

· стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов

· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

· умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

· умение организовать место занятий

· овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы

· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

· сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

Оборудование:

Для учителя: ПК, проектор, экран, учебник 3 класс Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Неменская Л.А.

Для учащихся: учебник 3 класс Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Неменская Л.А. , цветная бумага, картон, клей, ножницы, пенал, карандаши, краски

Формы организации познавательной деятельности

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Подготовьте ученик, цветная бумага, картон, ножницы и пенал. Сегодня мы будем проходить новую тему. Но сначала я хочу проверить, как хорошо вы помните ранее изученный нами материал.

Метапредметные :

умение организовать место занятий

II.Актуализация знаний



— Какими видами работ вы занимались на прошлом уроке?

— Что такое «садово-парковое искусство»?

Сегодня будем создавать работу в смешанной технике, по­этому вам понадобятся принадлежности для рисования и для ап­пликации.

Человек так устроен, что он всегда стремится сделать свою жизнь красочнее, ярче, интереснее. Людям важно, например, чтобы у них дома стояли не грубо вырубленные из куска дерева пеньки, которые служат столами и стульями, а нарядные, мягкие диванчики. Чтобы все это окружали красивые светильники. Ведь нарядные детали не только украшают жизнь, но и создают у че­ловека хорошее настроение. Слово «украшать» в переводе на ла­тинский язык звучит как «декор».

— С каким видом декора вы уже встречались на уроке в этом году?

Верно, но декор может присутствовать не только в одежде, а также при оформлении здания, архитектурного ансамбля, од­ной комнаты или большого зала. К декоративным украшениям относятся особые ковры для стен - гобелены; мозаика — картины из кусочков камней; витражи — картины из кусочков стекла.

Одной из деталей для украшения разных предметов являются кружева.

— Вам приходилось видеть кружева? Что это такое?

Кружево — это ажурный рисунок, созданный при переплете­нии нитей, проволоки, металла, дерева.

Вот образцы разнообразных кружев.

( Демонстрация образцов кружевных изделий или их изобра­жений на слайдах.)

Кружева выполняют из ниток с помощью плетения, вязания или вырезания из тканей. В Средневековье было модно богато украшать кружевами одежду и мебель, вплоть до царских тронов.

В России всегда было распространено кружево. Даже в глухих деревнях умелые женские руки стремились украсить самую про­стую, неприхотливую повседневную деталь, например, полотенце для утирания. Отдельно вязали или плели кружевную каемку, по­том ее пришивали к ткани, из которой шилось полотенце. Конеч­но, для такой работы нужно время и огромное терпение.

— Что еще можно украсить кружевами?

Мастерицы вязали кружевные полоски, которые в виде коври­ков натягивали на стены при помощи маленьких гвоздей. Мамы вывязывали дочкам кукол из ниток и кружевную одежду.

Даже была такая женская профессия - кружевница. Одну такую мастерицу изобразил на своей картине художник В. Тропинин.

( Демонстрация картины «Кружевница» В. Тропинина.)

— Какие детали на картине подтверждают то, что девушка за­нимается изготовлением кружев?

А еще это специальные предметы — палочки под названием «коклюшки», с помощью которых вязались кружева.

Позже в России получило большую популярность золотое кру­жево. Золото — очень пластичный металл, из одного его грамма можно вытянуть нитку длиной почти в километр. И вот из капель­ки расплавленного золота вытягивали тончайшую нитку и из нее плели кружево или расшивали ею материю. И возникли новые профессии — золотых дела мастер, золотошвейка. Во многих музе­ях России можно увидеть образцы роскошной одежды, на которой кружевные узоры вышиты не нитками, а золотом.

— Можно ли увидеть кружево на улице?

Приведите примеры кружевных деталей, вырезанных из дерева.

(Педагог обобщает ответы школьников.)

В Древней Руси при постройке дома вырезали кружева для оформления окон — наличники, подоконники, ставни. Эти де­тали выполняли из дерева. Деревянными кружевами оформляли ворота и заборы, пристройки к домам и мебель, уголки в домах и даже печные трубы.

А еще были мастера, которые выполняли кружева из металла, металлических прутьев. Их особым образом переплетали, соеди­няли и получали нарядные узорные ограды.

— Кто занимается изготовлением металлического ажура?

Откройте учебник на с. 58, расскажите о приведенных там примерах кружевных украшений.

— Для чего нужны ограды на улицах?

— Какими бывают ограды вокруг стройки или завода?

— А какими бывают ограждения в парках, местах отдыха, у кафе?

Вот об ажурных оградах и пойдет речь на сегодняшнем уроке.

– Рисовали образ парка

– Искусство создания садов, парков и др. озеленяемых территорий

–Декор головного платка.

­– Ответы детей.

–Занавески, постельное белье, одежду для детей и взрослых.

– Нитки, особый столик для вязания, кусочек кружевного полотна.

Школьники рассматривают фотографии и рассказывают об увиденном.

Для того чтобы огра­дить пространстводвор возле дома или школы, строитель­ную площадку, территорию завода или другого промышленного предприятия, рынка и др.

– Цель­ные бетонные плиты, деревянные заборы.

–Нарядными, декоративными, ажурными.

сформированность основ художественной культуры

Метапредметные :

Познавательные УУД : ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

III.Изучение нового материала





Тема урока: «Ажурные ограды».

— Где можно увидеть ажурные ограды?

Ажурные ограды обычно делают из металла, для их создания требуется тяжелый труд, но кажутся ли они грубыми, тяжеловес­ными? Наоборот, они выглядят легкими и изящными.

— За счет чего достигается такое впечатление?

Люди, которые заботятся об оформлении внешнего вида улиц, называются дизайнерами. Повторите этот новый для вас термин. Слово «дизайн» переводится с английского языка как «проект» или «замысел» и обозначает работу, направленную на художе­ственное конструирование разных предметов. Допустим, все вы пишете шариковыми ручками, но у одного ручка простая, у дру­гого — более нарядная. Такой внешний вид придумал дизайнер, чтобы было удобнее и приятнее пользоваться этим предметом. Дизайнеры придумывают самые разные проекты — от оберток для конфет и внешнего вида пригласительных билетов до оформления выставок и гигантских реклам. А еще дизайнеры трудятся в таких областях, как создание проектов мебели и посуды, образцов ткани и оформления ювелирных украшений:

Дизайн — это проект или замысел, направленный на художе­ственное конструирование разных предметов.

Сегодня вам предстоит заняться дизайном городских оград.

— Как переводится на русский язык слово «дизайн»?

— В чем заключается смысл профессии художника-дизайнера?

— В каких областях жизни художники-дизайнеры находят применение своих знаний?

Человеку образцы ажурных переплетений подсказала приро­да. Посмотрите, в природе существует немало ажурных деталей. Художники придумывают свои произведения, используя красоту природы, учатся у нее.

Назовите сами, что за образец ажура перед вами:

• морозный узор на стекле;

• крылья птиц, бабочек, стрекоз;

Вот как много можно увидеть ажурных деталей в виде сеточек, которые создала природа.

Откройте учебники на с. 57, рассмотрите иллюстрации и про­читайте текст.

Отгадайте загадки про образцы ажура, данные природой. Вам необходимо произнести последнее слово так, чтобы оно одновре­менно стало отгадкой и рифмой последней строчки.

Наконец пришел мороз,

Заморозил нас до слез.

Заморозил, но сперва

Всюду сделал кружева.

Глянь-ка — на воротнике

Дети, как? (Снежинка.)

Как наряден летний лес,

Полон летний лес чудес.

Лезет рыжик сквозь траву,

Паучонок ткет канву.

Посмотрите, на ветвях

Он развесил на сучке чудо-. (паутинку).

Закружил мороз, теперь —

Стынут окна, стынет дверь.

Кружат ледяные блестки,

Щеки нам кусают хлестко.

В окна можно не смотреть —

Заморожены на треть.

Дед Мороз за ночь так скоро

Их разрисовал. (узором).

Многие ажурные ограждения, которые есть в городах нашей страны, знамениты на весь мир.

Посмотрите на с. 56 учебника, здесь на нижней фотографии представлен элемент решетки Летнего сада в Санкт-Петербурге. Эта решетка считается высочайшей художественной ценностью. В 20-х гг. XX в., когда наша страна находилась в тяжелой экономической ситуации, капиталисты из других стран готовы были за бесценок скупать у России многие произведения искусства. Один из американских предпринимателей предложил наркому просвещения А. Луначарскому за решетку Летнего сада отдать 10 паровозов. Представляете, как тогда эти паровозы были необходи­мы для нашей страны. Но Луначарский решительно ответил: «Нет! Паровозы мы сами сделаем, а вот такую решетку никто в мире больше сделать не в состоянии!» Эта решетка ковалась мастерами тульских оружейных заводов, настоящими виртуозами кузнечного искусства.

— Где находится Летний сад, элемент ограды которого вы ви­дите на фотографии?

Посмотрите внимательно на образец решетки Летнего сада.

Она состоит из отдельных элементов - звеньев. Ее звенья созда­ют тонкий графический рисунок, они украшены позолоченными розетками и ажурными вазами.

Эта решетка восхищает всех, кто приходит в Летний сад, не зря она является одним из символов Санкт-Петербурга и изображается на картинах и открытках. Даже поэты посвящают ей свои стихи. Вот как вспоминала об этой огра­де поэтесса А. Ахматова, когда в годы Великой Отечественной войны уезжала в эвакуацию:

В тот единственный сад.

Где лучшая в мире

Исключительная гармония и стройность делают эту ограду мировым произведением искусства.

- Какие растительные элементы в декоративных оградах используются мастерами?

- Почему в парках, на набережных, в садах принято ис­пользовать ажурные ограждения, а не заборы, состоящие из сплошных деревянных досок или бетонных плит?

Красота ограждения - ажурной решетки, созданная руками человека, словно создает рамку для красоты природы.

В парках, скверах, на набережной и т. п.)

– За счет того, что они сделаны из тонких деталей и специально переплетены так, чтобы напоминать кружева?

Цель урока : формирование представлений об искусстве на улицах города, учить детей видеть и ценить труд художников; формирование универсальных учебных действий.

Задачи (планируемые результаты)

- создание вариантов ажурной ограды;

- способствовать развитию фантазии у ребенка;

- способствовать расширению кругозора детей.

- ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания;

- способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение

- способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- создать условия для формирования умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Оборудование: Учебник «Искусство вокруг нас. 3 класс. Под редакцией Неменского Б.М.», цветная бумага, ножницы, презентация, пособия, выполненные учителем, фотографии с примерами ажурных решеток.

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

I. Мотивация к учебной деятельности

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок!

Ребята, всё ли у вас готово к уроку ? (Все готово)

- Тогда мы начинаем наш урок

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)

II. Актуализация опорных знаний

- Над какой темой мы работаем с вами в этой четверти? (Искусство на улицах твоего города (села))

- Чем вы занимались на предыдущем уроке изобразительного искусства? (На прошлом уроке мы с вами говорили о парках, скверах, бульварах)

- А кто занимается проектированием зеленых островков природы в городах, оформляет внешний вид улиц города? (Художники-дизайнеры)

- Какая цель работы художников-дизайнеров? (Украшают город)

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Осознание границы своего знания и незнания (личностные УУД)

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД)

III. Формулирование темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Мы знакомимся с темой «Искусство на улицах нашего города». И сегодня мы с вами будем продолжать говорить о том, что делает художник для города, чтобы он был красивым, привлекательным.

- Как вы думаете, что есть вокруг каждого здания? ( Ограждения)

- Посмотрите, какие ограды умеют делать мастера из чугуна, дерева, бетона.

Неповторим архитектурный облик Санкт-Петербурга – его ансамбли, набережные, мосты. Неотъемлемой его частью является удивительно разнообразные по рисунку «чугунное кружево» - садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решётки, ворота.… Воспевая красоту Петербурга, А. С. Пушкин написал:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ажурные ограды)

Способствовать расширению кругозора детей

Умение проговаривать последовательность действий на уроке; определять и формулировать цель с помощью учителя (регулятивные УУД)

Способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя (регулятивные УУД).

Высказывать своё предположение (регулятивные УУД).

IV. Изучение нового материала

- Вы, наверное, ребята встречали на улицах разных городов невзрачные, угрюмые заборы из бетонных плит или сплошных досок? А заборы состоятельных людей? Красный кирпич, новые добротные доски. Вам такие заборы нравятся? (Дети отвечают по-разному, но приходят к выводу, что может быть это и удобно, но вот красоты нашим улицам не прибавляет)

- А теперь посмотрите на ажурные ограды, которые кажутся тончайшим кружевом из металла. Такие ограды необычайно красивы, легки и изящны. Они придают особый сказочный образ тому зданию, около которого располагаются.

Работа по учебнику.

- Это природа подсказала художнику, как можно сделать такие прочные и изящные конструкции.

Откройте учебник на странице 57. Рассмотрите крылышки бабочки и стрекозы, посмотрите на паутинку и цветок. На что похожи их тоненькие ниточки и переплетения?

- Это сцепление и переплетение сделало хрупкие творения природы очень прочными. Сегодня мы будем тоже учиться у природы.

Цели: познакомить с разнообразием художественных уличных оград; выяснить назначение оград на улицах; сравнить природные аналоги и варианты, созданные человеком; создать вариант ажур­ной ограды; познакомить с понятиями «ажур», «дизайн».

Вид деятельности: работа в смешанной технике — объемная аппликация, рисование.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания в области художественного городского украшения; проведут срав­нение природных и авторских объектов; придумают свой вариант декоративного ажура.

Оборудование: фотографии с образцами ажурных решеток разных видов и назначений, бумага, карандаши, краски, ножницы, клей.

Ключевые слова и понятия: ограды, декор, кружево, дизайн.

ВложениеРазмер
azhurnye_ogrady_3kl.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе «Ажурные ограды».

Выполнила: Никонова Анастасия Игоревна

Тема: Ажурные ограды.

Цели: познакомить с разнообразием художественных уличных оград; выяснить назначение оград на улицах; сравнить природные аналоги и варианты, созданные человеком; создать вариант ажурной ограды; познакомить с понятиями «ажур», «дизайн».

Вид деятельности: работа в смешанной технике — объемная аппликация, рисование.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания в области художественного городского украшения; проведут сравнение природных и авторских объектов; придумают свой вариант декоративного ажура.

Оборудование: фотографии с образцами ажурных решеток разных видов и назначений, бумага, карандаши, краски, ножницы, клей.

Ключевые слова и понятия: ограды, декор, кружево, дизайн.

Примечание. Для пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

— Какими видами работ вы занимались на прошлом уроке?

- Что такое «садово-парковое искусство»?

— При создании какого проекта вы выступали в качестве мастеров садово-паркового искусства?

Сегодня будем создавать работу в смешанной технике, поэтому вам понадобятся принадлежности для рисования и для аппликации.

III. Беседа по теме урока

Человек так устроен, что он всегда стремится сделать свою жизнь красочнее, ярче, интереснее. Людям важно, например, чтобы у них дома стояли не грубо вырубленные из куска дерева пеньки, которые служат столами и стульями, а нарядные, мягкие диванчики. Чтобы все это окружали красивые светильники. Ведь нарядные детали не только украшают жизнь, но и создают у человека хорошее настроение. Слово «украшать» в переводе на латинский язык звучит как «декор».

— С каким видом декора вы уже встречались на уроке в этом году? (Декор головного платка.)

Верно, но декор может присутствовать не только в одежде, а также при оформлении здания, архитектурного ансамбля, одной комнаты или большого зала. К декоративным украшениям относятся особые ковры для стен — гобелены; мозаика — картины из кусочков камней; витражи — картины из кусочков стекла.

Одной из деталей для украшения разных предметов являются кружева.

— Вам приходилось видеть кружева? Что это такое? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Кружево - это ажурный рисунок, созданный при переплетении нитей, проволоки, металла, дерева.

Вот образцы разнообразных кружев.

(Демонстрация образцов кружевных изделий или их изображений на слайдах.)

Кружева выполняют из ниток с помощью плетения, вязания или вырезания из тканей. В Средневековье было модно богато украшать кружевами одежду и мебель, вплоть до царских тронов.

В России всегда было распространено кружево. Даже в глухих деревнях умелые женские руки стремились украсить самую простую, неприхотливую повседневную деталь, например, полотенце для утирания. Отдельно вязали или плели кружевную каемку, потом ее пришивали к ткани, из которой шилось полотенце. Конечно, для такой работы нужно время и огромное терпение.

— Что еще можно украсить кружевами? (Занавески, постельное белье, одежду для детей и взрослых.)

Мастерицы вязали кружевные полоски, которые в виде ковриков натягивали на стены при помощи маленьких гвоздей. Мамы вывязывали дочкам кукол из ниток и кружевную одежду.

Даже была такая женская профессия — кружевница. Одну такую мастерицу изобразил на своей картине художник В. Тропинин.

(Демонстрация картины «Кружевница» В. Тропинина.)

- Какие детали на картине подтверждают то, что девушка занимается изготовлением кружев? (Нитки, особый столик для вязания, кусочек кружевного полотна.)

А еще это специальные предметы — палочки под названием «коклюшки», с помощью которых вязались кружева.

Позже в России получило большую популярность золотое кружево. Золото — очень пластичный металл, из одного его грамма можно вытянуть нитку длиной почти в километр. И вот из капельки расплавленного золота вытягивали тончайшую нитку и из нее плели кружево или расшивали ею материю. И возникли новые профессии — золотых дела мастер, золотошвейка. Во многих музеях России можно увидеть образцы роскошной одежды, на которой кружевные узоры вышиты не нитками, а золотом.

- Можно ли увидеть кружево на улице? Приведите примеры кружевных деталей, вырезанных из дерева.

(Педагог обобщает ответы школьников.)

В Древней Руси при постройке дома вырезали кружева для оформления окон - наличники, подоконники, ставни. Эти детали выполняли из дерева. Деревянными кружевами оформляли ворота и заборы, пристройки к домам и мебель, уголки в домах и даже печные трубы.

А еще были мастера, которые выполняли кружева из металла, металлических прутьев. Их особым образом переплетали, соединяли и получали нарядные узорные ограды.

- Кто занимается изготовлением металлического ажура? (Кузнец.) Откройте учебник на с. 58, расскажите о приведенных там примерах кружевных украшений.

(Школьники рассматривают фотографии и рассказывают об увиденном.)

- Для чего нужны ограды на улицах? (Для того чтобы оградить пространство — двор возле дома или школы, строительную площадку, территорию завода или другого промышленного предприятия, рынка и др.)

- Какими бывают ограды вокруг стройки или завода? (Цельные бетонные плиты, деревянные заборы.) — А какими бывают ограждения в парках, местах отдыха, у кафе? (Нарядными, декоративными, ажурными.)

Вот об ажурных оградах и пойдет речь на сегодняшнем уроке.

IV. Работа в тетради

Запишите тему урока: «Ажурные ограды».

— Где можно увидеть ажурные ограды? (В парках, скверах, на набережной и т. п.)

Ажурные ограды обычно делают из металла, для их создания требуется тяжелый труд, но кажутся ли они грубыми, тяжеловесными? Наоборот, они выглядят легкими и изящными.

— За счет чего достигается такое впечатление? (За счет того, что они сделаны из тонких деталей и специально переплетены так, чтобы напоминать кружева.)

Люди, которые заботятся об оформлении внешнего вида улиц, называются дизайнерами. Повторите этот новый для вас термин. Слово «дизайн» переводится с английского языка как «проект» или «замысел» и обозначает работу, направленную на художественное конструирование разных предметов. Допустим, все вы пишете шариковыми ручками, но у одного ручка простая, у другого — более нарядная. Такой внешний вид придумал дизайнер, чтобы было удобнее и приятнее пользоваться этим предметом. Дизайнеры придумывают самые разные проекты - от оберток для конфет и внешнего вида пригласительных билетов до оформления выставок и гигантских реклам. А еще дизайнеры трудятся в таких областях, как создание проектов мебели и посуды, образцов ткани и оформления ювелирных украшений.

Запишите в тетрадях новый термин и его определение.

Дизайн — это проект или замысел, направленный на художественное конструирование разных предметов.

Сегодня вам предстоит заняться дизайном городских оград.— Как переводится на русский язык слово «дизайн»?

— В чем заключается смысл профессии художника-дизайнера?

— В каких областях жизни художники-дизайнеры находят применение своих знаний?

V. Знакомство с природными ажурными элементами

Человеку образцы ажурных переплетений подсказала природа. Посмотрите, в природе существует немало ажурных деталей. Художники придумывают свои произведения, используя красоту природы, учатся у нее.

(Демонстрация иллюстраций или видеоряда.) Назовите сами, что за образец ажура перед вами:

• морозный узор на стекле;

• крылья птиц, бабочек, стрекоз;

Вот как много можно увидеть ажурных деталей в виде сеточек, которые создала природа.

Откройте учебники на с. 57, рассмотрите иллюстрации и прочитайте текст.

(Школьники читают текст и обсуждают его.)

Отгадайте загадки про образцы ажура, данные природой. Вам необходимо произнести последнее слово так, чтобы оно одновременно стало отгадкой и рифмой последней строчки.

(Педагог читает загадки. Автор — М. Давыдова.)

Наконец пришел мороз,

Заморозил нас до слез.

Заморозил, но сперва

Всюду сделал кружева.

Глянь-ка — на воротнике

Дети, как? (Снежинка.)

Как наряден летний лес,

Полон летний лес чудес.

Лезет рыжик сквозь траву,

Паучонок ткет канву.

Посмотрите, на ветвях

Он развесил на сучке чудо-. (паутинку).

Закружил мороз, теперь —

Стынут окна, стынет дверь.

Кружат ледяные блестки,

Щеки нам кусают хлестко.

В окна можно не смотреть —

Заморожены на треть.

Дед Мороз за ночь так скоро

Их разрисовал. (узором).

VI. Работа с учебником

Многие ажурные ограждения, которые есть в городах нашей страны, знамениты на весь мир.

Посмотрите на с. 56 учебника, здесь на нижней фотографии представлен элемент решетки Летнего сада в Санкг-Петербурге. Эта решетка считается высочайшей художественной ценностью. В 20-х гг. XX в., когда наша страна находилась в тяжелой экономической ситуации, капиталисты из других стран готовы были за бесценок скупать у России многие произведения искусства. Один из американских предпринимателей предложил наркому просвещения А. Луначарскому за элемент решётки Летнего сада отдать 10 паровозов. Представляете, как тогда эта паровозы были необходимы для нашей страны. Но Луначарский решительно ответил: «Нет! Паровозы мы сами сделаем, а вот такую решетку никто в мире больше сделать не в состоянии!» Эта решетка ковалась мастерами тульских оружейных заводов, настоящими виртуозами кузнечного искусства.

— Где находится Летний сад, элемент ограды которого вы видите на фотографии?

— Как называется ограда Летнего сада? (Решетка.) Посмотрите внимательно на образец решетки Летнего сада.

Она состоит из отдельных элементов — звеньев. Ее звенья создают тонкий графический рисунок, они украшены позолоченными розетками и ажурными вазами. Эта решетка восхищает всех, кто приходит в Летний сад, не зря она является одним из символов Санкт-Петербурга и изображается на картинах и открытках. Даже поэты посвящают ей свои стихи. Вот как вспоминала об этой ограде поэтесса А. Ахматова, когда в годы Великой Отечественной войны уезжала в эвакуацию:

В тот единственный сад,

Где лучшая в мире

Исключительная гармония и стройность делают эту ограду мировым произведением искусства.

— Какие растительные элементы в декоративных оградах используются мастерами? (Листья, цветы, переплетенные стебли.)

— Почему в парках, на набережных, в садах принято использовать ажурные ограждения, а не заборы, состоящие из сплошных деревянных досок или бетонных плит? (Чтобы сквозь ажурные ограждения была видна красота природы парка или сквера.)

Красота ограждения — ажурной решетки, созданная руками человека, словно создает рамку для красоты природы.

VII. Задание для самостоятельной работы

Сегодня вам предстоит придумать узор для такой воздушной, ажурной ограды. Выполнять задание можно в любой технике. Например, с помощью карандашей или красок попробуйте сначала нарисовать основу ажурной ограды. Подумайте, какой будет эта основа — из геометрических звеньев, как в Летнем саду, или, может быть, из каких-то мягких, закругленных линий. Потом необходимо украсить основу вашей ограды. Для этой цели подойдет аппликация, которая придаст изображению объем, усложнит его фактуру.

Еще один вариант изготовления решетки таков: попробуйте выполнить всю ограду из бумаги, вырезанной узорами и сложенной в нужном порядке.

Конечно, не следует рисовать всю решетку целиком, достаточно изобразить одно звено, один элемент. Главное, такая ограда должна быть действительно ажурной, для этого ее основу прорисуйте тонкими линиями, а все декоративные элементы должны быть связаны между собой.

VIII. Пояснения технического плана

Оригинальным видом аппликации может стать объемный вид, при выполнении которого вы создаете узор из полосок, скрученных кольцами и полукольцами. Такие детали можно приклеивать «на ребро», и поделка действительно приобретет объем и воздушность.

Простейший прием для создания ажурной ограды — вырезать ее из полоски бумаги, сложенной гармошкой. Попробуйте вместе со мной выполнить такую работу.

(Педагог демонстрирует технологию выполнения такого вырезания, школьники ее повторяют.)

1. Возьмите полоску бумаги, аккуратно загните один ее короткий край примерно на 2—3 см, а затем всю полоску сложите гармошкой.

2. Вдоль одного ребра образовавшейся гармошки нарисуйте простым карандашом, не сильно нажимая, узор. Вырезы в узоре не должны тесно соприкасаться между собой, между ними непременно надо оставить части ребра гармошки.

3. Вырежьте узор ножницами. После разворачивания полоски у вас образуется рисунок, напоминающий внешний вид ограды. И все звенья такой ограды получатся одинаковыми.

Теперь сделайте еще раз такую же бумажную гармошку и вырежьте новый рисунок.

(Школьники выполняют работу по созданию ажурной полоски самостоятельно.)

Подумайте, в какой технике вы хотите создавать свой вариант нжурной ограды, и приступайте к работе.

Чтобы вы смогли немного сбросить накопившуюся усталость, проведем своеобразную мини-зарядку.

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам, (Маршируют на месте, свободно машут руками в ритм ходьбе.)

Чтобы реже обращаться,

За советом к докторам. (Поднимают руки вперед-вверх, описывают круги и опускают вниз.) Раз-два, шире шаг,

Делай с нами так!

Раз-два, не зевай,

С нами повторяй!

(Одновременно с ходьбой делают рывки ладонями перед собой и в стороны с поворотом

корпуса в стороны.)

X. Завершение работы

(Школьники завершают работу над своими поделками.)

— Какова роль ограждений в оформлении города?

— Расскажите, где вы видели ажурные ограды.

— Какая ажурная ограда очень знаменита?

— В каком городе она находится?

— Как переводится слово «дизайн»?

— Какие виды работ выполняют дизайнеры?

— В каких областях они работают?

— Какой дизайнерской деятельностью вы занимались сегодня?

— Какие материалы вы использовали при создании своего варианта ажурной ограды?

— В каких природных явлениях присутствуют элементы ажура, которые художники и дизайнеры используют в своей работе?

— Какова роль братьев-Мастеров при создании ажурных оград?

А теперь сочиним синквейн на тему «Ограда». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Приведите в порядок свое рабочее место — если вы использовали аппликацию и вырезали изображения из бумаги, то соберите и выбросите обрезки. Если вы рисовали красками, то вылейте воду. Уберите принадлежности для рисования.

На следующий урок принесите принадлежности для рисования, а для бумажного конструирования - ножницы и клей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект открытого урока ИЗО по теме "Ажурные ограды"3 класс

Конспект открытого урока изобразительного искусства в 3 классе по программе Неменского.

изобразительное искусство 3 класс Ажурные ограды

работаем в технике аппликация из бумаги. самый хороший учитель ПРИРОДА, она нам подсказывает узоры и формы .


урок ИЗО в 3 классе №10 "Ажурные ограды"

Конспект урока ИЗО для 3 класса.


Технологическая карта урока изобразительного искусства «Ажурные ограды в парках нашего города» (УМК Неменского Б.М., 3 класс)

Цель деятельности учителя: знакомство с новым понятием - ажур; формирование у учеников умений в изображении декоративного образа ажурных узоров.Планируемые результатыПредметные:- уметь работать с ножн.


Конспект урока по изобразительному искусству "Ажурные ограды в парках нашего города", УМК "Школа Неменского", 3 класс

Цель деятельности учителя: формирование представлений об ажурных оградах; формирование умения творчески выполнять композицию в технике ажурного вырезания из бумаги.Планируемые результаты:Предметные:зн.


Технологическая карта урока изобразительного искусства "Ажурные ограды на улицах города" (3 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с разнообразием художественных уличных оград; обучение приемам выполнения изделия ограда.Задачи урокаДидактические:1. Дать представления о понятиях .

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Ажурные ограды в парках нашего города" 3 класс

Цель урока: развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через выполнение аппликации ажурной оградыЗадачи урока:Дидактические:Познакомит.

Читайте также: