Из глины изготавливают кирпичи черепицу посуду

Обновлено: 19.04.2024

Автор: Комакина Татьяна Васильевна

Организация: МБОУ «Павлоградская гимназия им. В. М. Тытаря»

Населенный пункт: Омская область, р. п. Павлоградка

Цель урока: сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

Задачи:

  • Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
  • Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
  • Обучать практическому применению полученных знаний.
  • Развивать познавательный интерес, умение работать с наглядным материалом, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.
  • Обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду и результатам трудовой деятельности.

Планируемые результаты:

  • Предметные: формирование понятия полезных ископаемых
  • Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.
  • Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; стремиться их выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладевать способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников.

Познавательные УУД: практическая деятельность в паре, в группе; анализировать, обобщать и делать выводы;

Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, зачем люди добывают полезные ископаемые; развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её, приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

  • Экран
  • Видеопроектор
  • Учебник
  • Атлас определитель
  • Рабочая тетрадь на печатной основе
  • Научно – популярные тексты
  • Коллекция полезных ископаемых
  • Презентация

Применяемые технологии: проблемное обучение, групповая и игровая технологии.

Ход урока

I. Оргмомент. (1 слайд)

Долгожданный дан звонок

Всё ль у вас, друзья, в порядке?

Есть учебники, тетрадки?

Настроенье каково? (2 слайд) Во

Значат, будем начинать

Мир чудесный открывать

Для себя и для друзей.

К новым знаниям скорей!

Сегодня вы будете работать в группах

Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Сядьте и выберите ответственных в своих группах.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (за правильный ответ группа получает жетон) (2 слайд) (3,4 слайд)

В начале урока вспомним, как называет раздел, который мы изучаем?

Что означает слово «экономика»? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».)

- Что же такое экономика? (Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

- Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

- Какие вопросы мы уже рассмотрели в этом разделе? (Для чего нужна экономика, три «кита» экономики.)

-На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд, капитал)

Какой бывает труд? (Умственный и физический.)

Что включают в себя природные богатства? (Воду, воздух, полезные ископаемые, почву, растения и животные)

III Этап мотивации к учебной деятельности. Целеполагание

- Закройте глаза. Что вы видите? (ничего, только темнота)

- Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн. (5 слайд) Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее - горы, равнины, овраги. На поверхности - вода, почва, растительность, животные, люди.

- А что внутри (в недрах) -?

-Как вы думаете, о чем идет речь? (Нам предстоит выяснить то, что находится в недрах Земли; о ее богатствах…) (Слайд 6) (читает хорошо читающий ученик

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
- А что является богатствами, находящимися в недрах Земли? ( Полезные ископаемые)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока). (Слайд 7)

- Сегодня у нас урок необычный – урок-исследование, а вы побываете в роли людей, которые занимаются изучением и поиском природных богатств.

Кто эти люди? (геологи)

Геолог – это человек, который занимается разведыванием полезных ископаемых. (слайд7)

-Вы как геологи какие по данной теме поставите для себя вопросы?

На слайде для вас подсказка – это начало вопросов. Подумайте и продолжите вопросы. (Слайд 8)

Какие… (полезные ископаемые мы знаем?)

Где… (где находятся?)

Как… (как их люди используют в своей жизни?)

Как… (как их добывают?)

- Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые) (Слайд 9)

Ребята, как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке? Что будем узнавать?

  • с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
  • со способами их добычи;
  • с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые
  • важную роль полезных ископаемых в экономике страны

IV. Работа по теме урока.

1) Словарная работа

А) Исходя из названия темы урока, попробуйте определить, что такое полезные ископаемые? (посовещайтесь в группах и выскажите свои предположения)

От каких слов образовались полезные ископаемые? (Польза) Ископаемые? (Копать)

Как вы понимаете значение этих слов? (Полезные, потому что служат человеку, ископаемые, потому что извлекаются из недр земли)

Обратимся к учебнику и проверим ваши предположения стр. 49 Совпали ваши предположения? (Да.) (получают жетон) (Слайд 10)

- Иногда полезные ископаемые называют «сокровищами недр Земли» или «Природными богатствами», либо «Кладовыми Земли».

-Какие бывают полезные ископаемые? (жидкие, твёрдые и газообразные)

Практическая работа: У вас на столах в лоточке лежат полезные ископаемые. (Слайд 11)

- Сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств гранита, известняка, глина, каменный уголь, нефть, песка)

Представьте на минутку, что вы находитесь не в классе, а в научной лаборатории. В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Вам нужно провести опыт. При работе разрешается воспользоваться атласом- определителем «От Земли до Неба», но прежде давайте выясним, что означают некоторые слова. У ребят из групп были индивидуальные задания.

(Слайд 12)

-Что такое лаборатория? (Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.)

–А что такое опыт? (Опыт – проверка какого-либо предположения или гипотезы на практике.)

– Какие законы мы должны соблюдать при работе в лаборатории?

(Слайд 13)

  • Все участвуют в работе.
  • Все друг другу помогают.
  • Конфликты решаются мирным путем.
  • Когда один говорит, все внимательно слушают.
  • Соблюдать технику безопасности.
  • По окончании работы подать сигнал

Все опыты проводятся по инструкции. Инструкции к опытам лежат у вас на столах.

Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. На эту работу вам отводится 5 минут.

(Слайд 14)

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

(Слайд 15)

- Итак, давайте проверим ваши работы. Первая группа прочитайте ваши результаты)

Зернистый, твёрдый и прочный

Строительство фундаментов зданий, дорог, памятников

Белого, чёрного или розового цвета

Строительство, мел, мрамор

Очень мелкая известь бурого, жёлтого, белого цвета

Чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч

Отопление жилых помещений, лекарства, пластмассы, духи

Жидкость тёмного цвета, с запахом бензина, горюча

Керосин, бензин, вазелин, лекарства, мыло

Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы

Железная руда. Железная руда – черного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют металлы.

Нефть. Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.

Гранит. Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.

Известняк. Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.

Каменный уголь. Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Песок. Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Глина. Глина – бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Торф. Торф – образовался на дне болот из остатков растений. Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Торфяники очень трудно погасить. Используется в сельском хозяйстве и как топливо.

– Ребята, скажите, а почему никто не получил газ для исследования? Посмотрите на свойства газа. Может быть, вы с чем-то не согласны? (Газ не имеет запаха. Учитель объясняет, что это так – газ без запаха.)

- Как вы думаете, для чего мы узнали свойства полезных ископаемых?

-Верно. Узнаем где их применяют. Для чего добывают.

К какому выводу пришли ваши группы. Для чего добывают полезные ископаемые?

А кто знает какие полезные ископаемые добывают в нашей Омской области?

Всего на территории Омской области известны 19 основных видов полезных ископаемых

- нефть и газ в северных районах области;

- минеральные соли (сульфат натрия) в Москаленком и Полтавском районах;

-строительные материалы (пески, глины, суглинки, и пр.) на 99-ти месторождениях;

- подземные воды, лечебные грязи на территории Черлакского района.

(Слайд 16)

Пришло время немножко отдохнуть

˅ Физминутка

Мы геологами станем

Да? – Да! (хлопок над головой)

Будут все гордиться нами

Да? – Да! (хлопок над головой)

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная рука (показывают руками)

Её не обойдёшь (топают ногами)

Её не проплывёшь (плывут)

Её не пролетишь (крылья)

Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели!

Да? – Да! (хлопок над головой)

- А теперь мы узнаем, как добывают полезные ископаемые.

Обратимся к уже полученным нами знаниям на этом уроке. Какими по своим свойствам бывают полезные ископаемые? (твердыми, жидкими, газообразными). Полезные ископаемые добываются в зависимости от свойств полезных ископаемых, месторождений.

обсудите вопрос: где добывают полезные ископаемые. Что такое месторождение.

Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах – карьерах. Это открытый способ добычи.

Другие – в шахтах (в глубоких колодцах). А это закрытый способ.

– Как вы думаете, когда какой способ добычи используют?

- Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

- Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

- Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

Ребята, а как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения детей.)

А как же сберечь это природное богатство? (Экономить, собирать металлолом)

VI. Закрепление изученного материала.

Дети выполняют тест на тему «Полезные ископаемые »)

- Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.

- Оцените свою работу на этом этапе. (Слайд 19)

VII.Домашнее задание (Слайд 20)

1) Учебник стр.50 пересказ;

VIII. Итог урока.

Итак, ребята, что вы узнали сегодня на уроке:

  • с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
  • со способами их добычи;
  • с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые

Можем ли мы теперь ответить на вопрос:

  • какова важная роль полезных ископаемых в экономике страны?

Прочитайте вывод в учебнике на стр. 50

XI. Рефлексия Заполните оценочный лист и оцените свою работу на уроке.

Оценочный лист.

Действия Знак оценивания

Активно работал на уроке.

Был организатором работы в группе.

Слушал мнение каждого участника группы

Представлял результаты работы группы перед классом

Самостоятельная работа по учебнику

Получил положительную оценку за тест

Посчитайте какая группа сколько набрала жетонов. Капитаны соберите оценочные листы.

Полезными ископаемыми называют горные породы и минералы, которые человек применяет в хозяйственной деятельности.

Полезные ископаемые делятся на группы. Каменный уголь, торф, нефть, природный газ называют горючими ископаемыми. К рудным ( металлическим ) относят полезные ископаемые, содержащие металлы, например, медную руду, железную руду. К нерудным относят строительные ископаемые (известняк, глину, песок, гранит), а также калийную соль, каменную соль и другие.

Полезные ископаемые могут находиться в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Большинство из них твёрдые, нефть — жидкая, а природный газ — газообразный.

Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо.

Торф — образовался на дне болот из остатков растений. Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Используется как удобрение в сельском хозяйстве и в качестве топлива.

Нефть — жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо для автомобилей, тракторов, самолётов (бензин, керосин и др.). Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным нефтепроводам нефть поступает к местам переработки и потребления.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, а также как сырьё для получения пластмасс, резины и других полезных веществ.

Hematite.jpg

Железная руда — чёрного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют железо, которое используется в производстве машин, железнодорожных рельсов, станков, вагонов.

Granite_gran_violet.jpg

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом.

392px-Calcáreo_Travertino1.jpg

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел .

Clay

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими .

Песок сыпучий, жёлтого или белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Чёрное золото

Ты знаешь, что такое золото? Это драгоценный металл жёлтого цвета. А слыхал ты про чёрное золото? Чёрным золотом называют нефть. Без нефти остановились бы на дорогах автомобили, в полях – тракторы, не плавали бы красивые корабли, не ездили бы тепловозы, не летали бы быстрокрылые самолёты. Машины, корабли и тепловозы движутся, работают благодаря нефти. Много полезных вещей даёт людям нефть. Нам нужны целые моря нефти. Пройдут годы, и мы будем добывать чёрного золота во много раз больше, чем сейчас. А учёные смогут из неё изобрести много нужных и полезных предметов.

Природный газ

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. Торф служит также подстилкой для животных.

Торфяные залежи необходимо беречь от пожаров, так как их очень сложно тушить.

Уголь

Уголь — горная порода, образовавшаяся в земных недрах из остатков растений, которые росли на Земле много миллионов лет назад. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Железная руда

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Больше всего железа в железной руде.

Из руды на металлургических заводах получают чугун, а потом из чугуна выплавляют сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь широко используется в машиностроении.

Известняк

Известняк является осадочной горной породой. Небольшие объемы можно растворить водой. Во время разложения образовывает карстовые пещеры. А на большой глубине под воздействием земного внутреннего тепла предоставляет газовый источник для минеральных вод.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Глина и песок

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Окружающий мир 3 класс Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

1) Из нее делают бензин


2) С его помощью готовят обед


3) Из нее делают кирпичи


4) Из нее выплавляют сталь


5) С ним играют дети


6) Из него делают памятники


7) Его добывают на болотах


8) Его добывают в шахтах


9) Ее добавляют в суп


10) Из нее делают известь


Действительно задание, перед которым трудно устоять.

Бензин является продуктом перегонки нефти, то есть его делают из нефти и цена бензина напрямую зависит от цены нефти.

Обед нам помогает приготовить голубой огонь в наших печках - это природный ГАЗ.

Кирпичи получают путем отжига глины, причем процесс этот известен человеку с древнейших времен.

Чтобы выплавить сталь надо добыть руду, ну а дальше процесс довольно долгий.

Дети играют в песочницах или на пляже с песком, строя из него не только замки.

Памятники делают из мрамора или гранита, но в данном случае скорее всего идет речь о граните.

Болото - это кладовая солнца, как заметил один известный писатель, а солнечные консервы в болоте - это торф.

Труд шахтера очень тяжел и опасен, но добытое черное золото того стоит - это каменный уголь.

В суп мы добавляем разные приправы, но только одна из них является полезным ископаемым - это каменная соль.

Какими были первобытные изделия из глины (фото)? Каким веком датированы первые глиняные изделия, сделанные руками человека?

История применения глины человеком насчитывает много тысячелетий. С помощью раскопок ученые установили, что первобытные люди начали использовать глину от 10 до 16 тысяч лет назад.


Вязкая и пластичная во влажном состоянии, глина являлась хорошим материалом для изготовления посуды, игрушек и других предметов быта.


Гончарное и керамическое искусства начали развиваться с появлением обжига, который способствовал возможности применения глиняных изделий длительный срок. Находки таких изделий датируются примерно 7-8 веками до нашей эры.

Посудой применение глины не ограничилось и древние люди стали изготавливать из глины украшения: бусы, кулоны, амулеты.

С развитием человечества использование глины перешло на новый уровень. Из обожженной глины стали делать кирпич и черепицу.


История керамики

Глина - одна из самых доступных материалов для первобытного общества. Для добычи глины не нужно специальных сложных приспособлений, зачастую глиняные линзы выходят на поверхность земли, поэтому первобытные люди были знакомы с этим материалом с глубокой древности. Первые фигурки из глины не подвергались обжигу, поэтому и не сохранились. Вероятно поэтому в вопросе, когда же именно люди научились делать изделия из глины, у ученых нет однозначного мнения.

Находки из обожженных керамических фигурок датируются поздним палеолитом - 28 веком до нашей эры. Глиняные изделия обжигались на открытом огне костра при температуре около 700-800 градусов.

Найденная в 1925 в Чехии глиняная фигурка женщины, по мнению ученых была сделана в период между 25 и 28 веками до нашей эры. Фигурка названа Вестоницкой Венерой.


Самые древние найденные в Японии изделия из глины относятся к 13 веку, они были найдены на острове Кюсю. Там были найдены обломки глиняной посуды. На другом японском острове Хонсю были найдены керамические сосуды, датируемые 12 веком до нашей эры.

Одним из древнейших крупных поселений, найденных на территорий современной Турции считается селение Чатал-Гуюк, на раскопках которых найдено большое количество изделий из обожженной глины, датируемые неолитом (9-10 век до нашей эры).


Ученые установили, что пользоваться глиной для изготовления посуды люди стали более десяти тысяч лет назад. Первые изделия, изготовленные из глины, были хрупки и годились лишь для того, чтобы хранить какие-то сухие сыпучие продукты. До создания изделий, в которых можно готовить или держать жидкие вещества, должно было пройти еще немало времени. Это стало возможно, когда человек научился глину обжигать. Именно обжиг позволил создавать прочную посуду, использование которой кардинально изменило уровень жизни первобытного человека.

С появлением керамики люди получили возможность полноценного приготовления пищи, научились варить горячие блюда.

Процесс изготовления полноценной посуды происходил долгое время, прежде чем из простой глиняной, посуда стала изготавливаться из специально разработанных составов:

  • глина
  • песок
  • измельченные кости животных
  • зола.

Процесс изготовления не отличался изощренность методов. Из всех этих ингредиентов замешивалось "тесто", формировалась посуда и высушивалась на солнце. Затем разводился костер, вокруг него сооружалась своеобразная печь из камней и там уже производился элементарный обжиг. После этой обработки посуда становилась прочнее и долговечнее.

Читайте также: