Из чего состоит доска для тиснения

Обновлено: 26.04.2024

В данной статье описываются только те инструменты, которые используются для выполнения тиснения «вручную». Прочие инструменты для тиснения описаны в статье Сухой эмбоссинг (тиснение).

Для ручного тиснения используются следующие инструменты:

  • трафарет для тиснения
  • текстурные пластины
  • доски для тиснения

Содержание

Тиснение с помощью трафарета

При выполнении тиснения с помощью трафарета используется:

  • трафарет - бывает изготовлен из пластика, металла и пр. Трафареты бывают двойные (состоящие из трафарета-основы и трафарета разметки) и одинарные. Некоторые трафареты могут быть использованы как для ручного тиснения так и в машинках.
  • палочка (стилус) для тиснения – имеют форму ручки с металлическим стержнем и шариком на конце стержня. Стилусы с шариками большого диаметра подходят для тиснения крупных рисунков, маленького – для мелких деталей.


При работе с одинарными трафаретами для выполнения тиснения необходимо закрепить трафарет на бумаге (можно малярным скотчем), перевернуть бумагу трафаретом вниз и палочкой для тиснения обводить рисунок по контурам трафарета. Для того, чтобы отчетливо видеть контуры рисунка трафарета рекомендуется использовать подсветку снизу (нижний свет).

Двойные трафареты избавляют от необходимости использования нижней подсветки: они представляют собой две пластины с одинаковым вырезанным рисунком. Лист, на котором необходимо выполнить тиснение, укладывается на трафарет-основу, а сверху накрывается трафаретом-разметкой. Необходимо следить, чтобы трафареты не сдвигались относительно друг друга. Палочкой для тиснения обводится рисунок по разметке верхнего трафарета.

При желании можно закрасить получившийся рельефный рисунок. Это необходимо делать сразу после тиснения, не снимая трафарета.

Следует отметить, что трафарет можно отдельно использовать при работе с красками, в том числе аэрозольными. Главное правило – тщательно промывать трафарет после работы с краской.

Тиснение с помощью текстурных пластин (досок)

Текстурная пластина (или доска) представляет собой пластиковую пластину с нанесенным рельефным рисунком. Пластина бывает односторонней или двухсторонней (разный рисунок на каждой стороне). Тиснение с помощью текстурной пластины выполняется с помощью текстурного инструмента.

Текстурный инструмент представляет собой короткую толстую ручку, головка которой снабжена тремя металлическими шариками. Это удобно для выполнения тиснения по всей площади пластины. Для тиснения может использоваться и палочка для тиснения (как при тиснении по трафарету). Это удобно при тиснении небольших фрагментов рисунка.

Применение досок для тиснения

Доски для тиснения (не путать с текстурными досками, описанными выше) применяются как вспомогательный инструмент при выполнении тиснения. Они предназначены для того чтобы облегчить процесс тиснения и минимизировать риск неудачных работ из-за того, что трафарет или пластина для тиснения съехали в процессе работы.

Доска для тиснения представляет собой пластиковую доску с нанесенной на ней разметкой и штырьками-держателями для крепления текстурных пластин или трафаретов. В некоторых досках имеется пенал для хранения инструментов.

Некоторые производители продают готовый набор, например:

  • доску для тиснения;
  • несколько текстурных пластин;
  • палочку для тиснения с несколькими наконечниками разного диаметра.

Правила хранения и эксплуатации

При работе с различными формами для теснения главное после каждого использования сохранить поверхность с рисунком в первозданном виде. Для этого следует соблюдать простые правила. Мелкая пыль и частицы бумаги, фольги и других материалов могут скапливаться на поверхности формы. Поэтому поле каждого применения доски надо тщательно протирать. Тем более что разноцветная бумага или фольга во время эмбоссирования может оставлять следы на доске, которые оставят пятна на следующем листе.

Трафареты во время хранения следует перекладывать бумагой, и особенно тщательно протирать в узких местах.

§ 18. Тиснение по фольге

Ручное тиснение по фольге — это получение на фольге рельефного изображения (рис. 1) посредством продавливания отдельных участков ее поверхности с помощью простых инструментов — давилок .


Для выполнения тиснения по фольге прежде всего изготовляют рабочую доску . Размеры доски зависят от размеров художественных изделий, которые вы собираетесь делать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сукно, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.


Рис. 1. Рельефное изображение на фольге «Собака»

Для тиснения по фольге используют различные инструменты. Контурные линии проводят шилом, кончик которого закругляют и полируют (рис. 2, а). Хорошо отполированная рабочая часть шила должна оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для проведения штриховых линий можно использовать шариковую авторучку без пасты.


Рис. 2. Инструменты для тиснения по фольге: а — затупленное шило для проведения контурных и штриховых линий; б — деревянные давилки для выдавливания крупных участков рельефа; в — металлические давилки; г — штампики; д — накатки

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготавливают из твердой древесины дуба, бука, яблони, зелена (рис. 2, б). Деревянные давилки шлифуют и полируют, а рабочие части инструмента натирают парафином или воском, чтобы они легко скользили по фольге. Хорошие давилки получаются, если к металлическим стержням приварить шарики от подшипников качения (рис. 2, в).

Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звездочки, кружочка можно получить с помощью штампиков. Для изготовления штампика на торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а затем опиливают ее по контуру напильником и надфилями (рис. 2, г).

Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки (рис. 2, д), состоящие из ручки, стержня и вращающегося колесика (гладкого или зубчатого).


Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из любого металла. Для отработки навыков тиснения на уроках технологии иногда используют алюминиевую фольгу тюбиков из-под зубной пасты, которые разрезают, промывают и выпрямляют. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают. Эмалевую краску и надписи осторожно счищают шлифовальной шкуркой. Лицевой стороной будущего изделия служит внутренняя поверхность тюбика.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем рисунок накладывают на фольгу, а фольгу помещают на сукно рабочей доски. Обведенные шариковой ручкой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.


После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рисунка, затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фольге, постепенно увеличивая нажим. Обычно не стремятся получить очень высокий рельеф, так как фольга может прорваться. Чтобы выпуклые участки получались с лицевой стороны, выдавливание производят с изнанки, а углубленные участки получают обработкой фольги с лицевой стороны.

Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек.


Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его укрепляют — заливают с обратной стороны специальной смесью. Для приготовления смеси разводят в воде казеиновый клей, насыпают в раствор мел, доводя смесь до густоты сметаны, и добавляют в нее немного олифы или масляной краски. Для приготовления смеси другого состава берут две части парафина и одну часть канифоли и расплавляют их в металлической посуде. Таким образом при застывании смеси рельеф укрепится.

Практическая работа " Художественное тиснение по фольге"

§ 19. Басма

Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис.1). Весь рисунок наносят сразу , а не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок.

http://ruskuznitsa.ru/wp-content/uploads/2017/08/%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-01-480x355.jpg

Рис. 1. Оклад иконы

В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась еще в X—XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.



Рис.2. Переплёты книг

Для тиснения басмы изготовляют басменную доску ( матрицу ). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами, без острых краев и выступов (рис.3). Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.


Рис. 3. Фрагмент басмы

Матрицы изготовляют литьем из медных сплавов. Также для изготовления матриц используют стальные заготовки, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.

Толщина медных басменных матриц составляет 6. 12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.

Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.

После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/562579__06.jpg

Рис. 4 Технология изготовления басмы

Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше это расхождение.

В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10. 15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.

Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.

Это интересно!

Тонкие листы металлической фольги с печатным рельефным узором, а также технику их изготовления издревле называют в декоративно-прикладном искусстве коротким словом — басма. В Древнюю Русь басма пришла из Средней Азии и в переводе с тюркских языков означает «тиснение». Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Суть их заключалась в том, что тонкие металлические листы клали на отлитую заранее из бронзы матрицу с рельефным изображением. Сверху лист накрывали свинцовой пластинкой, но которой с силой ударяли молотком. Свинец заполнял углубления матрицы. Под его давлением мягкая фольга растягивалась и, ложась на поверхности рельефа, точно передавала все его особенности.

Уже в I тысячелетии н. э. славянские мастера использовали технику басмы для изготовления поясных бляшек, накладок, височных колец и других украшений. Так же, как и литье, басма давала возможность получать большое количество одинаковых рельефных изображений, то есть тиражировать изделия. Внешне басменный рельеф мало чем отличается от литого. Поскольку на его создание уходит меньше металла, он гораздо легче. Экономия металла, особенно золота и серебра, — одна из основных причин, способствовавших широкому распространению техники басмы в Древней Руси. При раскопках древнего Новгорода в культурном слое XII века на усадьбе художника Олисея Петровича Гречина был найден фрагмент ризы для большой иконы с тиснением по мягкой бронзе. Сохранились иконы XIII–XIV веков из Суздаля, декорированные серебряными и золотыми орнаментами с тонкой проработкой деталей. Нередко древние мастера сочетали басму с чеканкой. При этом басменный рельеф был вспомогательным и служил как бы канвой, по которой выполнялась чеканка. Порой рельефы, выполненные в смешанной технике, трудно отличить от изначально чеканной работы. Мастера такой прием называли басмой на чеканное дело. В этой технике выполнены серебряные оклады икон Донской Богоматери и Олигитрии (конец XIV — начало XV века), хранящиеся в Загорском музее.

Одной из вершин русской басмы является оклад иконы Дмитрия Солунского, выполненный в 1586 году. На нем древний мастер изобразил сложные многофигурные композиции, объединив их в единое целое традиционным басменным орнаментом в виде извивающихся растительных побегов, в изгибах которых расположил причудливые цветы. Излюбленный традиционный орнамент служил своеобразным декоративным фоном, объединяющим клейма — многофигурные композиции, изображающие сцены христианской мифологии. В XVII веке мотив вьюнка с пышными цветами в завитках постепенно исчезает. Позднее художники стали разрабатывать и развивать новые темы орнаментального декора.

Изготовление басмы не требует сложного оборудования, поэтому басменная техника может найти самое разнообразное применение не только в школьной, ни и домашней мастерской. Ее целесообразно применять в тех случаях, когда необходимо получить множество совершенно одинаковых узоров, например, для багета, идущего на изготовление карнизов и рам. Часто при изготовлении мебели применяют ручки с декоративным рельефом. Нужное число рельефов для этих ручек нетрудно сделать самостоятельно, используя технику басмы. При необходимости можно изготовить по заранее разработанным эскизам все возможные значки, эмблемы, накладные рельефы для призовых кубков и многое другое .

Практическая работа " Изготовление басмы"

  1. Подготовьте к работе басменные матрицы, например с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину и др.
  2. Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы.
  3. Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.

Новые слова и понятия

Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.


Ручное тиснение по фольге — это получение рельефного изображения на фольге путем продавливания от­дельных участков ее поверхности с помощью простых ин­струментов — давилок.

Для выполнения тиснения по фольге, прежде всего из­готавливают рабочую доску. Размеры доски зависят от раз­меров художественных изделий, которые вы будете изго­тавливать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сук­но, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.

Инструменты для тиснения по фольге делают следую­щим образом. Для проведения контурных линий использу­ют шило, кончик которого закругляют и полируют Хорошо отполированная рабочая часть шила долж­на оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготавливают из твердой древесины ду­ба, бука, яблони, клена Деревянные давилки шлифуют и полируют, а рабочие части их натирают парафи­ном или воском, чтобы они хорошо скользили по фольге. Хорошие давилки получаются, если к металлическим стерж­ням приварить шарики от подшипников качения

Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звездочки, кружочка можно получить с помощью штампиков. Для изготовления штампика на торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а за­тем опиливают ее по контуру напильником и надфилями

Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки, состоящие из ручки, стержня и колесика (гладкого или зубчатого) на оси.

Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из лю­бого металла. Часто для этой цели используют алюминие­вую фольгу из-под тюбиков от зубной пасты. Использованные тюбики разрезают ножницами и промывают водой. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают (например, стеклянным пузырь­ком). Эмалевую краску и надписи осторожно счищают шлифовальной шкуркой. Лицевой стороной будущего из­делия служит внутренняя поверхность тюбика.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем рисунок накладывают на фольгу, а фольгу кладут на сукно рабочей доски. Обведенные шариковой руч­кой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.

После этого приступают к тиснению. Вначале обраба­тывают крупные элементы рисунка, а затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фоль­ге, постепенно увеличивая нажим. Обычно не стремятся получить очень высокий рельеф, так как фольга может про­рваться. Чтобы выпуклые участки получались с лицевой сто­роны, выдавливание производят с изнанки, а углубленные участки получают обработкой фольги с лицевой стороны.


Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его ук­репляют. Для этого разводят в воде казеиновый клей, на­сыпают в раствор мел, доводя смесь до густоты сметаны, и добавляют в нее немного олифы или масляной краски. Для приготовления смеси другого состава берут две части парафина и одну часть канифоли и расплавляют их в ме­таллической посуде. Полученной той или другой смесью заливают рельеф с обратной стороны. При застывании смеси рельеф укрепится.


Художественная обработка металлов

25. Тиснение по фольге

Ручное тиснение по фольге — это получение рельефного изображения на фольге (рис. 82) путем продавливания отдельных участков ее поверхности с помощью простых инструментов — давилок.

Носорог


Рис. 82. Декоративная пластина "Носорог"

Для выполнения тиснения по фольге прежде всего изготавливают рабочую доску. Размеры доски зависят от размеров художественных изделий, которые вы будете изготавливать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сукно, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.

Инструменты для тиснения по фольге делают следующим образом. Для проведения контурных линий используют шило, кончик которого закругляют и полируют (рис. 83, а). Хорошо отполированная рабочая часть шила должна оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для проведения штриховых линий можно использовать шариковую авторучку без пасты.

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготавливают из твердой древесины дуба, бука, яблони, клена (рис. 83, б). Деревянные давилки шлифуют и полируют, а рабочие части их натирают парафином или воском, чтобы они хорошо скользили по фольге. Хорошие давилки получаются, если к металлическим стержням приварить шарики от подшипников качения (рис. 83, в).

Инструменты для тиснения по фольге

Рис . 83. Инструменты для тиснения по фольге: а - для проведения контурных и штриховых линий; б — деревянные давилки для выдавливания крупных участков рельефа; в — металлические давилки; г — штампики; д — накатки

Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звездочки, кружочка можно получить с помощью штампи- ков. Для изготовления штампика на торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а затем опиливают ее по контуру напильником и надфилями (рис. 83, г).

Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки (рис. 83, д), состоящие из ручки, стержня и колесика (гладкого или зубчатого) на оси.

Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из любого металла. Часто для этой цели используют алюминиевую фольгу из-под тюбиков от зубной пасты. Использованные тюбики разрезают ножницами и промывают водой. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают (например, стеклянным пузырьком). Эмалевую краску и надписи осторожно счищают шлифовальной шкуркой. Лицевой стороной будущего изделия служит внутренняя поверхность тюбика.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем рисунок накладывают на фольгу, а фольгу кладут на сукно рабочей доски.

Обведенные шариковой ручкой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.

После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рисунка, а затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фольге, постепенно увеличивая нажим. Обычно не стремятся получить очень высокий рельеф, так как фольга может прорваться. Чтобы выпуклые участки получались с лицевой стороны, выдавливание производят с изнанки, а углубленные участки получают обработкой фольги с лицевой стороны.

Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек (см. рис. 82).

Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его укрепляют. Для этого разводят в воде казеиновый клей, насыпают в раствор мел, доводя смесь до густоты сметаны, и добавляют в нее немного олифы или масляной краски. Для приготовления смеси другого состава берут две части парафина и одну часть канифоли и расплавляют их в металлической посуде. Полученной той или другой смесью заливают рельеф с обратной стороны. При застывании смеси рельеф укрепится.

Практическая работа

Художественное тиснение по фольге

1. Изготовьте рабочую доску для тиснения по фольге и необходимые инструменты.
2. Разработайте и выполните на бумаге рисунок будущего изделия. Продумайте заранее, какой характер рельефа будет иметь каждый участок рисунка.
3. Подготовьте фольгу для тиснения (вымойте, зачистите, распрямите).
4. Выполните тиснение по фольге.

О Ручное тиснение, давилка, рабочая доска, рельеф.

1.Что такое рельефное тиснение по фольге?

2. Какие инструменты применяют для выполнения рельефа на фольге?

3. Для какой цели на одну из сторон рабочей доски наклеивают сукно?

4. Как переводят изображение с рисунка на фольгу?

5. Почему при тиснении рисунка не рекомендуется сильно нажимать давилкой на фольгу?

6. Каким образом можно укрепить готовое рельефное изделие?


Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.

Технология для 7 класса, учебники и книги по технологии скачать, библиотека онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Читайте также: