Из чего сделан потолок казанского собора

Обновлено: 28.04.2024

Церковь Рождества Богородицы.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: "Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел". Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: "Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину". К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как "производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения". Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: "Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче". Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что "благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил". Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Внутренняя отделка собора.

Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске. Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает — "гнилой камень". Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви — крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. На ломках работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек. Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн. Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор. "Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна". Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало. К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале XIX в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804 г., когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808 г., после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым. В том же 1808 г., который начался с перерасхода в 832 000 рублей, выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 рубля. Правительству пришлось выпускать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее. Наступил 1811 г. Был уже возведен купол, и заканчивались внутренние отделочные работы. В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нем часто писали в периодической печати. "Все огороженное место вокруг строящегося храма, — писал современник, — равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства". В связи с этим в марте 1811 г. Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству. К осени 1811 г. строительство собора было в основном закончено. Правда предстояли еще большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора. Но основная цель строительства была достигнута — храм был возведен. 15 сентября 1811 г., почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор был торжественно освящен. Освящение совершал сам митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.

Главное украшение Невского проспекта, Казанский собор был заложен ровно 220 лет назад, 8 сентября 1801 года. Строительство храма велось 10 лет, причём изначально собор планировали сделать ещё роскошней и больше. Чего мы не знаем о Казанском соборе?


Огромная колоннада – лишь половина изначального плана?

Роскошная колоннада Казанского собора, его «распахнутые объятья» являются визитной карточкой всего Невского проспекта. Мы так привыкли к этой архитектурной особенности, что не представляем города без неё. Но изначально собор в центре Петербурга задумывался ещё более грандиозным. Согласно проекту архитектора Андрея Воронихина, Казанский собор планировалось украсить огромной колоннадой с двух сторон – не только северной, но и южной.

Генплан Воронихина 1810 года показывает, что сам собор должен был стать центральной частью своеобразных «песочных часов», полностью занимавших пространство между каналом Грибоедова и тогда ещё Большой Мещанской, ныне Казанской улицей. Некоторые исследователи считают, что «песочные часы» появились в проекте архитектора не зря: они являются важным масонским символом, а сам Воронихин, как и его покровитель, президент Академии художеств граф Александр Строганов, были довольно известными масонами.

Однако осуществить план в его первоначальной редакции не получилось. Сложности возникли и с оставшимися северными «рукавами» колоннады. Дело в том, что Невский проспект, на который должен был выходить фасад нового собора, тянется с запада на восток. Согласно христианским канонам, вход в храм должен был располагаться на западе, а на востоке – алтарная часть. Но как сделать это, если храм должен быть обращён «лицом» на север? Развёрнутая на север колоннада помогла решить этот вопрос.

Фото: kannelura.info

Фото: kannelura.info

Прототипом колоннады Казанского собора, как и всего строения в целом, послужил собор Святого Петра, расположенный в Ватикане. Но есть и ощутимое различие: если ватиканский собор охватывает площадь Святого Петра почти полностью, как бы заключая её в круг, то Казанский собор в Петербурге, напротив, создаёт ощущение открытости.

Всего петербургский храм украшает 96 колонн в «распахнутых объятьях» колоннады, а также 56 колонн внутри самого собора. Колоннада выполнена из пудожского травертина – известковой породы, добывавшейся у посёлка Пудость Гатчинского района Ленобласти. Тот же камень, между прочим, использовался для реставрации Ростральных колонн.

Архитектор-крепостной

Петербург славится роскошными дворцами, площадями и храмами, над проектами которых работали итальянские архитекторы с мировыми именами. Но Казанский собор среди петербургского великолепия – исключение. Его спроектировал талантливый русский зодчий, максимально близкий к народу. Андрей Воронихин – способный бывший крепостной графа Александра Строганова.

Воронихин родился в селе Новое Усолье на Урале и с детства показал способности к рисунку. Президент Петербургской Академии художеств обратил внимание на выдающиеся таланты своего крепостного, когда тот уже учился в мастерской иконописи Гаврилы Юшкова. Когда Воронихину исполнилось 18, Строганов отправил своего протеже на учёбу в Москву. Через девять лет граф дал Воронихину свободу и послал обучаться вместе с собственным сыном в Швейцарию и Францию.

Андрей Воронихин/ Фото: Русский музей

Андрей Воронихин/ Фото: Русский музей

Разумеется, с давних пор ходят слухи о том, что Воронихин был внебрачным сыном графа Строганова. Есть даже мнение, что матерью будущего зодчего была коми-пермячка Марфа Чероева (законной матерью архитектора была Пелагея Ивановна Воронихина). Однако более правдоподобной выглядит версия, согласно которой Строганов мечтал остаться в истории благодаря талантам своего воспитанника.

Казанский собор стал главным и самым удачным проектом Воронихина. Интересно, что ещё за год до того, как бывший крепостной графа Строганова приступил к работе над проектом, Павел I объявил конкурс на лучший план собора. В конкурсе приняли участие такие признанные мэтры архитектуры, как Джакомо Кваренги, Жан-Франсуа Тома де Томон, Луиджи Руско, Пьетро Гонзаго, а также именитые российские зодчие. Но их работами Павел не был удовлетворён. Возможно, проект Воронихина пришёлся императору по душе именно из-за своих «масонских штрихов»? Кто знает…

«Врата рая» на Невском проспекте

Помимо роскошной колоннады Казанский собор поражает воображение множеством других элементов тонкой красоты. Среди них выделяются «Райские врата» – бронзовые двери северного портика храма. Их прообразом послужили «Райские врата» расположенного во Флоренции баптистерия середины XV века. К слову, «Вратами рая» двери флорентийского храма назвал сам Микеланджело.

Двери Казанского собора были отлиты по гипсовым слепкам врат баптистерия, хранившимся в Литейном дворе Петербургской Академии художеств. Бронзовые врата украшены десятью барельефами, изображающими сцены из разных частей Ветхого завета. По сути, здесь мы можем увидеть всю историю человечества согласно Библии, от создания мира до пришествия Иисуса. Причём каждый барельеф включает сразу несколько сюжетов.

Видимо, снова пришла пора повторить азы кустарного и фабричного производства. Но сначала посмотрим на гранит рапакиви (именно из него высечены колонны Исаакиевского собора и Александровская колонна. Место каменоломен известно, оттуда же брался камень для изготовления заплаток, которые вы видите на колоннах портика.

"Граниты-рапакиви возрастом от 1100 до 2500 миллионов лет обнаружены в поясе, проходящем через Финляндию, Швецию и Балтийское море в Лабрадор и юго-запад Америки. Они также залегают в Бразилии и Венесуэле, а небольшие залежи более молодых гранитов-рапакиви встречаются по всему миру" Отсюда

Посмотрите, пожалуйста, на этот снимок

На нём хорошо видны основные минералы, составляющие тело гранитной породы, а также зернистая текстура, в связи с которой и получила эта порода название "гранит". Полевые шпаты отличаются своей полупрозрачностью и разнообразием оттенков. Именно они придают граниту различных месторождений столь разнообразную палитру. Финский гранит относят к розовым или красным.

Главной особенностью рапакиви является их структура, в которой имеются "яйца" - овоиды, придающие красоту граниту-рапакиви.

Эти самые овоиды получили яичное название, благодаря своему строению

В структуру рапакиви входят крупные кристаллы щелочного полевого шпата, имеющие овальную форму, а сцементированы они плагиоклазом, который и образует контрастирующую каёмочку вокруг овального кристалла.

Далее начинается сакральная информация:

Чтобы не "плавать" в понимании, разбираемся в шпатах. Это силикаты, образующие твёрдые кристаллы. Их две основных разновидности, обе являются альбитами (от слова "белый"): группа ортоклазов (K-Na) и группа онортитов (Ca-Na) . Ортоклаз - значит, образующий прямоугольную спайность плоскостей. К этой группе шпатов относятся калиевые, которые бывают стеклянно-серыми (санидин), голубоватыми (лунный камень), от розовых до красно-мясных, светложёлтые (ортоклаз), красновато-жёлтыми (солнечный камень), буро-белыми иногда зелёными (микроклины). Группа анортитоы представляет шпаты-плагиоклазы (спайность косая) с разной долей альбитов-анортитов. "Бесцветный или белый, серый, иногда желтоватый, красноватый. Блеск стеклянный, излом неровный. Прозрачный до полупрозрачного".

История Казанского собора в Санкт-Петербурге таит в себе несколько загадок.

С точки зрения официальной истории всё, вроде бы понятно. В 18 веке на этом месте стояла церковь Рождества Богородицы. Она обветшала. Павлу I, во время путешествия в Ватикан, понравился собор Святого Петра и он повелел построить в Петербурге подобный храм. Собор строили с 1801 по 1811 год. Обо всём этом можно прочитать в огромном количестве источников.

Однако, ряд независимых исследователей, придерживающихся альтернативной точки зрения на историю и её хронологию, отмечают несколько, вопиющих, по их мнению, противоречий в облике и истории строительства Казанского собора. Не растекаясь мыслью, сразу перечислим некоторые из наиболее часто упоминаемых «альтернативщиками» противоречий.

Как известно, собор строили с 1801 по 1811 год. Однако, в Пушкинском музее хранится рисунок шведского художника Бенжамина Патерсена, с изображением Казанского собора, датируемый 1800 годом. При этом, существует другой рисунок, того же Патерсена, на котором также изображен Казанский собор (именно точно так же, как на рисунке 1800 года) – этот рисунок, в издании, где он опубликован, называется «Вид Казанского Собора в 1821 году. С рисунка Патерсена»:

В Википедии посчитали непротиворечивым подписать рисунок 1821 года так: «Казанский собор, 1821 год (с рисунка Патерсена около 1800 г.)». Какая прелесть… Да, кстати, сам Патерсен умер в 1815 году. Налицо явная путаница, возникшая, вероятнее всего, еще в 19 веке при подготовке к печати изображения 1821 года или при учете хранителем рисунка в Пушкинском музее. Однако, некоторые официальные историки проявляют себя достойными противниками альтернативщиков, не найдя ничего лучше, как объяснить этот казус тем, что Патерсен создал свой рисунок в 1800 году, еще до строительства Собора, по проекту. На это альтернативщики глумливо возражают, что для того, чтобы в 1821 году покойный с 1815 года Патерсен смог нарисовать такой же вид собора, как в 1800 году, потребовалось снова доставить на Невский всех, кто был изображен в 1800 году и также их расставить. Не удалось доставить только двух офицеров в панталонах и их дам. Наверно погибли в 1812 году…

С точки зрения автора, в путанице с датами нет конспирологии, это именно путаница. Об этом можно судить по одной делали на этих рисунках - башне Городской думы, которая начала строиться в 1799 году и была закончена в 1804. То есть, в 1800 её еще не было в окончательном виде. Поэтому, либо Патерсен рисовал вид Казанского собора после 1804 года, либо и башню Думы он рисовал тоже "по проекту".

Еще одним таинственным артефактом считают обелиск, стоящий перед Собором, подобно обелиску в Ватикане. Он изображен на рисунках Патерсена и на многих других, например, у художника Морне:

В его «исчезновении» нет ничего таинственного – обелиск разобрали перед тем, как в 1837 году перед Собором установили памятники Кутузову и Барклаю де Толли.

Очередную странность можно обнаружить на сайте Казанского собора, в разделе, где описывается его история, а именно предшественница Собора – церковь Рождества Богородицы. Её описания и объяснение причины сноса содержат нестыковки и противоречия. На сайте Собора рассказывается, что церковь Рождества Богородицы была не рядовой, в ней венчались коронованные особы со времен Анны Леопольдовны до Павла I, сенат и синод присягали Екатерине II. Церковь была щедро одариваема царствующими особами. Это был каменный храм, вмещавший много людей. Посмотрите на рисунок с сайта Собора, изображающий внутреннее пространство церкви - предшественницы:

Впечатление такое, что оно больше, чем у нынешнего Казанского собора – люди на фоне колонн кажутся более мелкими, чем сегодня:

И про этот каменный собор, одариваемый императорскими особами, на сайте Казанского собора пишут, что его решили разобрать, так как он обветшал? Почему он обветшал за 50 лет? Почему за 200 лет не обветшал сам Казанский собор? Почему не обветшал Петропавловский собор или Собор Святого Петра за 500 лет?

Следующая странность Казанского собора связывается с тем, что он не только не православный по архитектуре, но и имеет на фасаде нехристианские символы:

Это что значит? Какой веры собор? Ни до этого, ни в сегодняшние дни, православные храмы так не выглядят:

Хотя, такие архитектурные решения, объясняются тогдашней модой, волей заказчика, а также влиянием на автора проекта - Воронихина, его покровителя – президента Академии художеств, графа Строганова, бывшего по совместительству главой российских масонов.

Из всех вышеперечисленных фактов, обстоятельств и предположений, приверженцы альтернативной истории делают вывод, что Казанский Собор был построен существенно раньше начала 19 века и официальные власти, выдавая древнее здание за творение Воронихина, пытаются скрыть некую правду. Мы же, с большим удовольствием посмотрели бы на действительные следы предшествовавшей древней цивилизации, но полагаем, что найденных фактов не достаточно для утверждений о том, что многие исторические здания, построены кем-то, кроме известных нам архитекторов.

Ну и, под конец, в качестве «вишенки на торт» еще одна, с позволения сказать, история, в жанре городского фольклора, связанная с памятником Барклаю де Толли, установленному возле Собора.

Она, эта история, является прекрасной иллюстрацией того, как акцентированное на собственных желаниях сознание, безошибочно выберет из множества картин действительности, свою, наиболее соответствующую заветным чаяниям.

Некие пошляки, сразу после открытия памятника, обратили внимание на то, что маршальский жезл, который Барклай держит на уровне чуть ниже пояса, с определенных ракурсов создает впечатление, что статуя изображает акт рукоблудия. Примерно так:

В качестве причин такого кощунства называли некую тяжкую обиду, которую военачальник нанес то ли скульптору Орловскому, то ли его сестре. Также высказывалась мысль, что это происки масонов, имевших отношение к строительству собора и вознамерившихся опорочить полководца. Эта история часто рассказывается по поводу и без повода, в том числе, и на некоторых каналах Дзена.

Обращает на себя внимание то истеричное подпрыгивание до потолка и визги, которые устраивают при упоминании этой байки некоторые интеллигенты, гордо заявляющие, что всю жизнь прожили в Ленинграде и ничего такого никогда не слышали. Словно эта история придумана сейчас, а не почти двести лет назад. Вы уж простите авторов байки, насмешников - кадетов и пошляков-гусар, они не знали, что ленинградцы будут судить их так строго, строже, чем сам государь Николай Павлович. А легенда эта, скорее всего, не имеющая реальных оснований, жила и живет. Родственник автора, например, впервые её услышал в 1970-х годах, когда с друзьями-студентами сидел на скамейке у Казанского после посещения ближайшего пивбара «Очки». На соседней скамейке сидела бодрая старушка, похожая на старуху Шапокляк, в фетровой шляпке а-ля 20-е годы и, видя, что молодые люди изрядно навеселе, рассказала им эту историю. Сказала, что они, еще до революции, будучи гимназистками, бегали с подружками смотреть на памятник с особого места… Видимо, она всё еще была петербурженкой.

А Вы видите какие-либо противоречия и странности в истории Казанского собора, или это традиционный православный храм и масоны не имеют к нему никакого отношения?

На главной туристической магистрали прекрасного Санкт-Петербурга расположен величественный Казанский собор, одна из самых узнаваемых достопримечательностей нашего города. Главная запоминающаяся черта здания с двухвековой историей — массивная дугообразная колоннада, обращённая к Невскому проспекту. Предлагаем вам совершить небольшое путешествие в историю и узнать несколько фактов об этой чудесной постройке.

Главная запоминающаяся черта здания с двухвековой историей — массивная дугообразная колоннада, обращённая к Невскому проспекту

Главная запоминающаяся черта здания с двухвековой историей — массивная дугообразная колоннада, обращённая к Невскому проспекту

Как всегда, начнём с ближайших к собору достопримечательностей, которые вы можете добавить в пеший маршрут, отправляясь на прогулку в этот район города. Неподалёку находятся такие узнаваемые памятники петербургской архитектуры, как Дом компании «Зингер», Спас на Крови, Гостиный двор, Строгановский дворец. О паре других достопримечательностей этой части Санкт-Петербурга: гранд-отеле «Европа» и здании Первого общества взаимного кредита — мы уже упоминали в своих статьях.

Строительство знакомого нам здания Казанского собора началось в 1801 году и продолжалось на протяжении десятка лет

Строительство знакомого нам здания Казанского собора началось в 1801 году и продолжалось на протяжении десятка лет

История культовой постройки начинается за семь десятков лет до возведения знакомого нам здания. Ещё в 1730-х годах вдоль Невского проспекта выстроена каменная церковь Рождества Богородицы, куда была перенесена икона Казанской Божией Матери. Первый храм известен тем, что в нём венчались Пётр III и Екатерина II, их сын Павел I и Наталья Алексеевна. Во многих источниках архитектором, возводившим церковь, значится М. Г. Земцов, хотя мы встречали информацию о том, что есть вероятность участия в проекте и других мастеров.

Строительство знакомого нам здания Казанского собора началось в 1801 году и продолжалось на протяжении десятка лет, в качестве его архитектора выступал Андрей Никифорович Воронихин, имя которого сегодня носит сквер, расположенный напротив западного фасада Казанского собора. Отметим, что и сам собор повлиял на топонимику нашего города: в честь него названы Казанская площадь, улица, мост и даже остров.

По окончании Отечественной войны 1812 года собор стал восприниматься как памятник победы: здесь были размещены трофеи, захваченные российской армией, в 1813 году в храме был похоронен М. И. Кутузов. Через 24 года после этого на площади перед зданием появились памятники самому Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли.

Если вернуться к внешнему облику Казанского собора, то нельзя не упомянуть тот факт, что он мог бы предстать перед нами в несколько ином виде: с южной стороны здания должна была появиться точно такая же колоннада, как та, которая обращена к Невскому проспекту, в западной части планировалось возведение ещё одной колоннады, правда, уже прямолинейной. Планам архитектора сбыться было не суждено, но и в таком виде величественное здание вызывает неподдельное восхищение у жителей города и его гостей.

В советское время соборные ценности были конфискованы, в стенах храма действовал Музей истории религии. Возвращение здания верующим произошло в 1991 году. В наши дни храм является действующим, вход в него свободный.

Здесь мы заканчиваем наш рассказ, но не прекращаем знакомить вас с достопримечательностями удивительного Санкт-Петербурга. Продолжить изучение храмовой архитектуры нашего города вы можете, прочитав материал о самом известном соборе города на Неве, Исаакиевском . В нашей статье мы рассказываем об истории собора и приводим фотографии с замечательным видом, открывающимся с площадки, расположенной под куполом постройки.

Открывайте Санкт-Петербург вместе с нами!

Подписывайтесь на канал «Открытый город» , ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу (старт нового сезона весной 2022 г.)!

Автор: Денис Удовик, выпускник Института Петербурга, автор блога о достопримечательностях Северной столицы

Читайте также: