Из чего фундамент зимнего дворца

Обновлено: 05.05.2024

Я много лет занимаюсь абсурдом разных официальных версий, но до недавнего времени Эрмитаж (Зимний Дворец) меня не интересовал. Всегда знал, что Зимний Дворец строился 6-8 лет, но не интересовался его размерами. А тут.

Вот данные по Будапештскому Дворцу:

  • Срок проектирования – 10 лет.
  • Срок строительства – 20 лет.
  • Площадь внутренних помещений – 18000 м2
  • Подъездов – 13
  • Лестниц – 29
  • Отделка – светло-серый камень, редкие породы древесины
  • Общее количество профессиональных мастеров – тысячи, рабочих – до ста тысяч.

Спасибо, что дочитали - теперь официальная версия строительства Зимнего дворца покажется Вам совсем абсурдной и нелепой.

Построен Зимний Дворец был до Екатерины - при Елизавете!

В конце правления Елизаветы в России не было не только порядка – в стране не было вообще почти ничего. Государство измождено бесконечными войнами со шведами, за австрийский престол, семилетней войной с Пруссией. Состояние России граничит с нищетой, царят воровство и фальшивомонетничество, из-за войн жутко растет «расход» мужского населения, безумные траты на балы и бюрократию…

И в это тяжелое время (читаем официальную версию):

«В 1752 году Елизавета выкупает очередные соседние участки для расширения дворцового здания. Растрелли предложил увеличение дворцовой территории вширь, за счет новых корпусов, однако Елизавета требовала расширения строения и вверх. Дебаты архитектора и императрицы привели к решению о сносе имеющегося (третьего) дворца и о строительстве на его месте нового.»

Вот так! Плевать им на нищету! Зачем расширять?! Строим с нуля и только грандиозное! Как? Какими механизмами, силами? Вспоминаем про десятки лет и сотню тысяч строителей Будапештского Дворца.

Теперь посмотрим на Эрмитаж новым взглядом:

«Возведение очередного дворцового сооружения начали в 1754 году. После окончания строительства пятого варианта Зимнего дворца в 1761 году, предыдущий за ненадобностью, разбирают (1762 г)».

Во как! Будапештский дворец проектировали (в конце 19 века) 10 лет. Наш Зимний – 2 года (1752-1754)! Дворец на Дунае построили за двадцать лет. Наш Зимний – за шесть-восемь!

А теперь – главное: несравнимы не только сроки и силы строительства. Несравнимы их размеры. 18 тыс м2 – площадь Будапештского дворца, и 60 тыс (!) м2 – Эрмитажа (Зимний Дворец - более точное название, но тут это не важно)!

«По императорскому повелению Елизаветы Петровны, архитектор Растрелли возводит трехэтажное - самое высокое на тот момент (около 24 метров) – архитектурное сооружение в Петербурге, площадь которого была около 60 тыс. кв.метров. Дворец, состоящий из четырех корпусов, замыкался в форму каре, образуя внутренний двор. Такая дворцовая планировка была свойственна западной архитектуре того времени.»

Источник – вполне авторитетный, по сути краткая калька с сайта Эрмитажа ( Путеводитель по России )

Там же: «Зимний Дворец со всех сторон поражал роскошью, великолепием, архитектурным декором с меняющимся ритмом колон. Дворец состоял из более тысячи комнат, имел более ста лестниц и около полутора тысяч окон».

Еще раз: Зимний Дворец площадью 60 тыс м2 строится за 6-8 лет! И это за полтора века (!) до строительства Дворца в Будапеште, площадь которого – «всего» 18 тыс м2.

Когда в 1762 г. Зимнем дворце заканчивались отделочные работы, архитекторы озаботились внешним оформлением императорской резиденции. Сначала во второй половине 1763 г. дворец оформили деревянными пушками, расположенными вокруг дворца. Около каждой из пушек были аккуратно уложены такие же деревянные ядра, окрашенные под металл. Все это великолепие обтягивала цепь, окружавшая дворец со стороны луговой части.

Правда, изначально Ф.Б. Растрелли хотел окружить Зимний дворец настоящими трофейными пушками, по тем или иным причинам негодными к употреблению. Однако потребного количества настоящих пушек в арсенале не нашлось, поэтому их и заменили деревянными. Заказ обошелся по 1 руб. 39 коп. за штуку[622]. Эти деревянные пушки простояли около дворца до 1775 г. Когда их убрали, то вместо них у подъездов поставили 24 пары каменных столбов.

Одновременно с этими работами начали формироваться первые участки мостовых вокруг дворца. В середине XVIII в. продолжал существовать только один способ достойно обустроить территорию вокруг Зимнего дворца – мощение булыжником. Это была старая как мир технология, позволявшая избавиться от непролазной городской грязи. Еще Петр I начал мостить Петербург булыжником, введя знаменитый «каменный налог». По указу Петра I все транспортные средства, прибывающие в Петербург – от телег до барж, – должны были доставить в строящийся город некий «тоннаж» булыжника, соответствующий «грузоподъемности» транспортного средства.

Материал был в прямом смысле вечным, но имелись и некоторые неудобства. Карета, проезжающая мимо Зимнего дворца, производила невообразимый шум своими деревянными колесами, окованными металлическими полосами. Фрагменты булыжной мостовой со стороны Салтыковского подъезда у северо-западного ризалита Зимнего дворца сохранились по сей день, но этот булыжник появился там в начале XX в., когда «перебирали» крыльцо Салтыковского подъезда. Возможно, кое-где со стороны Черного проезда в двориках и остались фрагменты булыжной мостовой XVIII в.

Таким же древнейшим способом для обустройства окружающей территории служили тесаные гранитные плиты. Их годами доставляли водой прямо до Зимнего дворца из финских и карельских каменоломен.

Когда строительство Зимнего дворца подходило к концу, с 15 июля 1761 г. начались работы по укреплению камнем берега Невы под окнами императорской резиденции. При Елизавете Петровне Нева была обшита деревянной набережной высотой в 2–2,5 метра. В 1758 г. императрица утвердила проект укрепления берега Невы каменными плитами, однако одевать набережную Невы в камень стали только при Екатерине II. Работы продолжались по 1 мая 1763 г. и обошлись казне в 34 726 руб.

Эти работы были очень важны. Гранитные набережные не только завершали достойное оформление внешнего облика императорской резиденции, но и служили утилитарным целям, предохраняя фундаменты Зимнего дворца от ежегодных осенних подтоплений.

Одновременно со строительством набережной гранитными плитами «из дикого тесаного камня» выложили и тротуар в две плиты шириной вдоль новой набережной. Собственно, по этому тротуару, сделанному буквально из вечного материала, мы и ходим по сей день. После приемки готовой набережной работы продолжились (с мая 1763 г. и по сентябрь 1766 г.) и набережную «дотянули» до впадения Мойки в Неву[623]. На укрепление берегов Невы с 1761 по 1766 г. потратили 57 101 руб. Тогда же построили Прачечный мост. Кроме того, этим же «тесаным диким камнем» выложили пандусы, ведущие к Иорданскому подъезду.

Работы по наращиванию набережной с некоторыми перерывами продолжались вплоть до конца 1780-х гг. В результате набережную протянули от Литейного дома до Галерного двора, за исключением трехверстового участка у «промзоны» Адмиралтейства. И знаменитые строки А.С. Пушкина появились не на пустом месте:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, гордый вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

Дворцовая площадь, которую при Екатерине II называли «лугом», представляла собой большое поле, где среди грязи пасли коз. Через этот непролазный в распутицу «луг» к трехарочному проезду в Большой двор Зимнего дворца вела хорошо замощённая и содержавшаяся в идеальном порядке дорога.

Проблему «луга», заполнявшегося грязью после любого дождя, поначалу решали декоративными методами, закрывая всю грязь напыщенными деревянными постройками. Например, на Дворцовой площади построили деревянный амфитеатр, который скрывал дома Невского проспекта, располагаясь на месте нынешнего Главного штаба. Этот амфитеатр использовался во время помпезных «рыцарских каруселей» екатерининской эпохи.

С благоустройством Дворцовой площади связан первый в России открытый архитектурный конкурс. Он был объявлен 1 мая 1779 г. Впрочем, еще до подведения его итогов, вполне в духе национальных традиций, застройку Дворцовой площади начал Ю.М. Фельтен. 31 октября 1780 г. «коллежский советник Фельтен получил за проект фасада к строению перед дворцом 900 руб». Фактически Фельтен выплатили премию за ранее исполненный проект. Именно Фельтену приписывают идею полукруглой дуги фасадов перед Зимним дворцом. Впоследствии эта идея была воспринята К.И. Росси[624].

К началу XIX в. все площади, плацы и проезды вокруг Зимнего дворца сплошь вымостили булыжником. Постепенно вымостили булыжником и Дворцовую площадь. Среди этого булыжника имелись небольшие островки из тесаного камня. Причем появились они уже в 1764 г., когда «от луговой линии в большом портале, вокруг столбов и стен, положили» отмостку «из тесаного камня»[625]. На площади установили две гранитные «грелки» с железными печами, в которых зимой разводили костры для кучеров и слуг, ожидавших хозяев. Позже Павел I приказал сломать эти грелки, т. к. они мешали проведению вахтпарадов.

В 1782 г. вокруг всего Зимнего дворца началась прокладка пешеходных дорожек из тесаной путиловской плиты, которую добывали еще со времен Петра I поблизости от Петербурга. Тротуар прокладывали шириной в 2 аршина, со столбами из дикого камня. Все работы обошлись в 25 919 руб., и окончили их в 1790 г.[626] В 1818 г. тосненской плитой «серого слоя», по распоряжению Александра I, устроили тротуар «с вертикальными дождевыми трубами и с накрючными желобами» на Миллионной улице, около Экзерциргауза, около Зимнего дворца[627].

В начале 1830-х гг. Николай I провел эксперимент по замене булыжной мостовой на деревянную торцовую мостовую вокруг Зимнего дворца. Торцовую мостовую впервые положили на улицах Петербурга еще в начале 1820-х гг. По предложению академика В.П. Гурьева торцовой мостовой замостили сначала два участка – на Большой Морской и на Миллионной улицах, а затем, через 6–7 лет, часть Невского проспекта и Петергофской дороги.

Впервые мощение мостовой торцовыми шашками из дерева рядом с Зимним дворцом состоялось в 1820 г. Тогда «пилотный проект» предусматривал мощение только Дворцовой набережной. Эта деревянная набережная погибла после катастрофического наводнения в 1824 г.

Второй раз Николай I повторил подобный опыт в 1833 г. В апреле 1833 г. Николай I распорядился представить ему смету на мощение торцовой мостовой всего пространства вокруг Зимнего дворца. Уже тогда было ясно, что держится эта мостовая очень недолго – 3–4 года, однако у нее было очень важное преимущество перед долговечной булыжной мостовой – она была практически бесшумна. Да и дерево для России не являлось дефицитным материалом.

По заданию императора предполагалось вымостить деревянными шашками всю Дворцовую набережную, вплоть до моста через Зимнюю канавку и от Невского проспекта вдоль Адмиралтейства до Зимнего дворца.

Смету составлял архитектор И.И. Шарлемань. По этой смете весь проект стоил 68 725 руб. При этом архитектор предлагал замостить также дворцовые переулки – Черный и Ермолов, находившиеся около Георгиевского зала и выходившие на Малый Эрмитаж, что удорожало смету на 9804 руб. Общая же сумма проекта составляла 78 529 руб.[628]

Просмотрев смету, Николай I приказал разбить работы на четыре очереди и в июне 1833 г. приступить к работам. Пока царский двор проводил лето в загородных резиденциях, весь булыжник вокруг дворца выломали, перевезли его к Летнему саду и уложили деревянную торцовую мостовую.

Прослужила новая мостовая буквально несколько месяцев. 11 ноября 1833 г. началось очередное питерское наводнение. Вода поднялась так высоко, что залила не только Дворцовую набережную, но и подвалы Зимнего дворца. В результате деревянная мостовая просто погибла. Деревянные плашки, впитав воду, распухли, их «выперло», что «повредило торцовую мостовую от Эрмитажного подъезда до Иорданского, так что оная была поднята на 4 вершка выше. В подвалах же, где имеют жительство мастеровые и мастерских – в штукатурной, что у Иорданского подъезда была выступивши на 9 вершков, и в Оконничной, что под Государственным советом на 6 вершков, также была вода и в подвалах Эрмитажа выше 8 вершков. что под комнатами Государя Императора поднялась на 7 вершков»[629].

В 1840-х гг. мостовые вокруг Зимнего дворца вновь поменяли, заменив деревянные плашки на тесаный гранит – брусчатку. В 1885 г. во время ремонта Большого двора там убрали брусчатку и положили асфальт. Это был первый опыт использования асфальта по периметру Зимнего дворца. Со временем площадь покрытых асфальтом двориков и проездов постепенно увеличивалась, но это не отменило ни брусчатку, ни тесаный камень, ни гранитные плиты, которые можно увидеть вокруг Зимнего дворца и по сей день.

Зимний дворец представлял собой огромное и очень сложное хозяйство. О его масштабах дают представление следующие цифры: согласно планам Зимнего дворца 1888 г., общая площадь императорской резиденции с Эрмитажем и зданием Эрмитажного театра занимала 20 719 кв. саж., или 8 2 /3 десятины. Собственно же здание Зимнего дворца занимало 4902 кв. саж.; Главный двор – 1912 кв. саж.; жилые этажи дворца включали 1050 «покоев», площадь пола которых составляла 10 219 кв. саж. (4 1 /4 дес.), а объем – до 34 500 куб. саж. В этих покоях имелось 6333 кв. саж. паркетных полов: 548 – мраморных, 2568 – плитных, 324 – дощатых, 512 – асфальтовых, мозаичных, кирпичных и др. Дверей в Зимнем дворце насчитывалось 1786, окон – 1945, 117 лестниц с 3800 ступенями, 470 разных печей.

Поверхность крыши Зимнего дворца составляла 5942 кв. саж. На крыше имелось 147 слуховых окон, 33 стеклянных просвета, 329 дымовых труб с 781 дымоходом (в одной трубе могло проходить по несколько печных каналов). Длина карниза, окружавшего крышу Зимнего дворца, составляла 927 сажени; длина каменного парапета – 706 саженей. К 1888 г. в Зимнем дворце имелось 13 громоотводов. Ежегодный расход на содержание дворца составлял до 350 000 руб. в год при 470 служащих. Напомним, что сажень – это чуть больше двух метров (2,1336).

Инженерные коммуникации пронизывали все здание, их требовалось содержать в безупречном состоянии, поскольку Зимний дворец являлся главной императорской резиденцией. Кроме того, в Зимнем дворце были сосредоточены колоссальные художественные ценности, и для их хранения требовались особые условия, которые обеспечивались соответствующими инженерными сетями.

Различные ремонты, перепланировки, локальные усовершенствования начались в Зимнем дворце буквально в первое же десятилетие после его постройки. Однако настоящий инженерный прорыв произошел в 1838–1839 гг., когда Зимний дворец восстанавливался после пожара 17–18 декабря 1837 г.

Хотя Николай I и распорядился восстанавливать Зимний дворец «как было», однако он был прагматиком, поэтому император решил воспользоваться капитальным ремонтом дворца для того, чтобы насытить его техническими новинками.

Эти технические новинки можно разделить на две составляющие части.

К первой мы отнесем те новаторские технические решения, которые использовались непосредственно при восстановлении дворца. Например, принципиально новый подход при формировании системы перекрытий Зимнего дворца.

Ко второй – те, что качественно меняли уровень повседневного комфорта царственных обитателей Зимнего дворца. Это новая система отопления, новые осветительные приборы, новая прачечная, новая водопроводная система и новые дворцовые лифты.

Подчеркнем, что Николай Павлович достаточно квалифицированно разбирался как в первой, так и второй группе технических проблем. Напомним, в молодые годы он достаточно долго командовал саперными частями. Конечно, иногда сказывались особенности характера императора, и специалистам подчас бывало сложно убедить царя в правильности их расчетов. Но в целом он прислушивался к их мнению.

Та инженерная инфраструктура Зимнего дворца, фундамент которой заложил Николай Павлович, в последующие десятилетия только наращивалась. Например, на смену гелиотелеграфу пришла проводная телеграфная связь, которую в свою очередь сменили телефоны и радиостанции. Место восковых свечей заняли газовые, а позже и электрические светильники. И каждая из этих технических новинок имела свою историю в стенах Зимнего дворца. Об этом и пойдет речь далее.

Отметим и то, что в соответствии с «Положением о Зимнем дворце» для обслуживания инженерных систем Зимнего дворца образовали несколько «казенных команд»: Мастеровую, Полотерную, Служительскую и Пожарную. В каждой из команд была своя иерархия специализаций и должностей[329].

Из официальной истории, мы знаем, что с начала 18 века было построено пять Зимних дворцов, начиная со свадебных палат Петра 1 и заканчивая пятым, который дошел до наших дней.

Проект дворца делал архитектор Растрелли, по заказу императрицы Елизаветы Петровны, он до этого уже участвовал в строительстве других Зимних дворцов, и имел опыт строительства других зданий в городе. 1754—1762 шло строительство дворца, полторы тысячи комнат, площадь 60 тысяч квадратных метров.

Мы понимаем, что и заказчик дворца и архитектор прекрасно знают особенности климата, императрица сама распоряжалась строить фундаменты на фут выше прибылой воды, так как в курсе о постоянных подтоплениях города. Но не учитывают эту особенность местности при проектировке здания.

Они сумели сделать проект такого масштаба, огромные залы, великолепные фасады, с подвалами, с огромными окнами. Только насколько логично делать такие подвалы при том что город постоянно в воде. При столь частых наводнениях так спроектировать здание опытному архитектору. И если решили строить с подвалами, то почему не предусмотрели гидроизоляцию и водоотводы.

По официальной истории все здания строили по 5 раз, все больше и лучше, начиная с избушек. И опыт предыдущих построек должен был дать информацию о подтоплениях и бессмысленности огромных залов без отопления.

Объяснить эти подвалы можно тем, что это здание стояло еще до Петра 1 и это настоящее допотопное здание. Подвальный этаж это засыпанный глиной первый этаж здания. А может и не первый, учитывая, что, говорят, что закопано еще 10-15 этажей. Еще один серьезный аргумент, подвальный этаж копия первого этажа.

Это не единственный аргумент в пользу теории, что Зимний дворец достался жителям в почти готовом виде. Обратим внимание на описание антресолей зимнего дворца в книге Зимина "Зимний дворец люди и стены". Изначально в проекте не о каких антресолях речи не было. После сдачи здания начали возводить антресоли, заполнили ими первый этаж, потом добрались и до второго парадного этажа.

Антресо́ль (фр. entresol) — верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках и усадебных домах XVIII века и первой половины XIX века. При этом приходится делить окна. Оказывается, такое разделение этажа особенность домов 18 - 19 века. А тогда зачем их было строить такой высоты?

Вот ванная комната Николая - 1, на антресолях. И такими каморками разделили громадные залы дворца. Сравните тазик, в котором мылся Николай, с Баболовской ванной.

То есть уже пятая попытка строительства дворца, если делаешь первый раз, то конечно можно сделать много ошибок. Здесь опытный архитектор проектирует огромные красивые залы, которые практически сразу застраиваются новыми маленькими комнатами с деревянными перегородками. Как могли не подумать ни об отоплении, ни об освещении, ни о затоплениях.

Видимо Зимний уже стоял, но мало подходил для жизни, огромные помещения сложно протопить и осветить. Вспомним фотографии пустых городов. Люди стали осваивать пустующие здания. В купеческих домах, все помещения, где нужна вода, были на первом или цокольном этаже. То есть дома умели строить так как удобно людям.

Скорей всего современную отделку зимний дворец приобрел в начале 20 века, нам показывают шикарные залы в которых жили цари, но возможно они стали так выглядеть так только после решения вопроса с отоплением. Вот фото 1926 года.

Как выглядел в 19 веке дворец неизвестно, но скорее всего был разделен на маленькие комнатушки, которые могли сохранять тепло. Такие комнатки можно протопить, с момента решения вопроса с отоплением он и стал выглядеть так как выглядит сегодня. Даже сегодня достаточно прохладно зимой в этих огромных залах.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Способными были. (Основания и фундаменты)


Предупреждала же, что о Монферране непременно вспомнится :о)

"Постройки, помещаемые под зданием, и не приносящие никакой непосредственной пользы, но предназначенные только для принятия на себя всего груза строения и для передачи его материку, называются основанием строения.

Оно состоит из двух частей:

1. укрепления подошвы здания

Фундамент - есть нижняя часть строения, простирающаяся ниже поверхности земли до встречи с земным пластом, который способен сопротивляться давлению, производимому грузом строения.

Верхняя поверхность грунта, соприкасающаяся с нижнею поверхностью фундамента, та поверхность, по которой давление фундамента передаётся земле, называется подошвою здания." (Красовский А. "Гражданская архитектура . Части зданий." 1886г)


Поскольку речь зашла о том, как был построен памятник Александру II в самом конце XIX века, то для понимания сложности решённой зодчими инженерной задачи по сооружению основания памятника я приведу предыдущий опыт строительства в России.

Взгляд из нашего времени:
"Как правило, информация о конструкции фундаментов и, тем более, об их техническом состоянии, в исторических чертежах отсутствует. Архитекторы прошлых столетий, за редким исключением, фундаменты на чертежах не изображали. Назначение конструкции, материалов, основных размеров фундаментов было прерогативой подрядчика, который опирался на вековую традицию, собственный опыт. Качество фундаментов во многом зависело от порядочности подрядчика, как профессионала. Тип фундамента определялся массой здания, грунтовыми условиями площадки, о которой не всегда имелась достаточная информация, набором местных материалов.

По поводу Исаакиевского собора до сих пор публикуются всевозможные вымыслы с "недоумениями". Поэтому я привожу не только описание его фундамента из книги 1869 года издания







Попутно сообщу всем, что строительные чертежи начала XIX века (то есть времени строительства Исаакиевского собора и сооружения Александровской колонны) значительно отличались от чертежей нашего времени. Поэтому, прежде, чем заявлять, что опубликованное Монферраном в его альбомах не является чертежами, прошу ознакомиться с другими чертежами того же времени. Итак, перед вами чертёж из книги "Практические чертежи по устройству церкви Введения во храм пресвятыя Богородицы в Семеновском полку в. С.-Петербурге, составленные и исполненные архитектором профессором Академии художеств. Константином Тоном" Тон К.А. 1845 г.


Здесь можно узнать, что основание было укреплено (уплотнено) забивкой свай, поверх которых был устроен бутовый ростверк. (вспоминаем Исаакий). На чертеже имеется масштабная линейка, чертёж копра для забивки свай. Сравниваем с чертежом Монферрана. Александровская колонна:



Исаакиевский собор

Попутно можем сравнить и чертежи куполов, сделанные Тоном и Монферраном





Как видим, и тут на основание и на устройство фундамента обращается внимание. И тут мы обнаруживаем такие же чертежи, как и чертежи Монферрана. То есть, когда кому-то из вас захочется вдруг заявить, что чертежей строительства Исаакиевского собора нет, вспомните, что для начала следует познакомиться с тем, какими были чертежи начала и середины XIX века, чтобы не "видеть в книге фигу" :о))).

Читая книгу адъюнкт-профессора Карловича, можно убедиться, что в конце XIX века инженерами в России был накоплен большой опыт строительства сооружений, была разработана методика разсчёта сооружений, способы определения механических характеристик грунтов и строительных материалов. Поэтому, встретив чертёж фундамента памятника Александру II, я поняла, что о его сооружении нужно писать отдельно.


Разсказывает архитектор памятника Н.Султанов:

"Во исполнение Высочайшего повеления, с 20-го июня 1890 года Комитет приступил к устройству временных сооружений по постройке памятника и к земляным работам на месте будущего фундамента. Начало земляных работ, как мы уже говорили, обнаружило присутствие фундаментов древних зданий, а также остатков старинных кладбищ. Обстоятельство это тотчас же заставило заменить обычные земляные работы правильными археологическими раскопками, что дало возможность приобрести множество драгоценных остатков старины. Раскопки продолжались всё лето 1890 года, причём выемка земли была произведена до глубины 2-х сажень, то есть до подошвы древних фундаментов. Площадь, занятая раскопками, была длиною около 60 и шириною около 20 саж., или, приблизительно, 1.200 квадр. сажень. "

Немного по истории зданий Кремля и сноса приказов, остатки которых были найдены на месте строительства памятника Александру II.



Весною 1891 года земляные работы были возобновлены и продолжались до августа, и произведены сперва до уровня горизонта нижнего Кремлевского сада, а после зимнего перерыва, к началу весны 1892 года — доведены до горизонта, лежащего на 4 аршина ниже уровня Кремлевского сада, причем был найден материк, вполне надежный и пригодный для основания фундамента боковых частей. памятника. Эта продолжительность земляных работ обусловливалась тем обстоятельством, что нужно было вынуть земли более б,5 тыс. куб. сажень и сложить ее на верху горы, следовательно поднимая ее на высоту 8 сажень."

Чем более углублялась выемка грунта, тем яснее становилось, что необходимо дорабатывать проект памятника, ибо ". выяснилось, что если поставить памятник так, как он показан на генеральном плане, представленном вместе с моделью на Высочайшее утверждение в мае 1890 года, то на хорошем грунте будет стоять лишь задняя стена памятника, средняя же часть (фундамент под сенью) будет стоять на нём лишь наполовину, а передняя стена памятника, ближайшая к реке, придётся на наносном, никуда негодном грунте, и потребует очень глубокого и сложного фундамента, крайне дорого стоящего. Всё это требовало Высочайшего одобрения или разрешения. "

Когда были готовы эскизы статуи, императору для разсмотрения были представлены вместе с ними и видоизменённая модель, и разрезы памятника и грунта. Императора уведомили о затруднениях, и он, подробно всё разсмотрев, разрешить соизволил: ≪дабы все стены памятника стояли на хорошемъ материке , вдвинуть его въ глубь горы на четыре сажени, а получающіяся при этомъ лишнія части откоса горы срезать и съ боковъ закруглить≫. Таким образом возникшие недоразумения были разрешены, и можно стало приступать к дальнейшему производству работ. Утверждённый эскиз статуи и видоизменённая модель памятника все время его строительства хранились в конторе постройки, a разборки конторы были переданы на временное хранение в Исторический Музей.

"Памятник Александра Ивановича II как по условиям своего проектирования, так и по своей значительной высоте - тридцать одна сажень от подошвы кессона до вершины орла—представляет собой очень сложное сооружение. В нём выделяются совершенно определённо три составные части:
1) Основание и фундаменты.
2) Подножие памятника или терраса, и
3) Верхнее строение, т. е. Галлереи, входы и средняя сень.
Для большей ясности мы рассмотрим каждую часть в отдельности

а) Основание и фундаменты.

К концу августа 1891 года выемка земли была доведена до уровня нижнего Кремлёвского сада и на этом остановлена. Дальше продолжать было нельзя, ибо, в виду наступающего осеннего времени, фундаменты начинать было поздно, а, - как мы уже говорили — для весенних вод надо было оставить свободный сток. Если бы дно выемки было ниже Кремлёвского сада, то весенние воды заполнили бы её и разрыхлили материк, что могло вызвать безполезное углубление выемки. Кроме того нужно было произвести бурение для окончательного выбора системы основания.




(цитаты из книги Карловича)

Фундамент памятника мог быть расположен двояко: или большими уступами, соответствующими скату; или на одной горизонтальной площади, врезывающейся внутрь горы.

Первое устройство было бы гораздо дешевле, второе — несравненно надёжнее. Кроме того, изучение фундаментов открытых древних зданий показало нижеследующее: все поперечные стены, перпендикулярные к гребню горы, были разорваны поперёк, а крайняя к гребню продольная стена имела отклонение верхним концом внаружу. Всё это показывало, что составные части горы не выдерживали груза даже сравнительно невысоких зданий и сползали вниз под их давлением. Эти наблюдения выяснили ещё осенью 1890 года, то есть тотчас же после археологических раскопок, что уступчивое положение фундаментов было немыслимо и дали решимость производителям работ вести на следующий год выемку до уровня нижнего сада, с целью расположить фундамент всех частей на одном горизонте, независимо от выбора основания.

Когда в августе 1891 года открылось дно выемки, то оно представилось довольно разнообразным по своему составу: вся южная часть, обращённая к подножию ската горы, состояла из насыщенной земли, местами совершенно чёрной; другая половина, обращённая внутрь горы, представляла собой песок преимущественно жёлтый, а местами белый или красный. Было очевидно, что обосновать на этой поверхности подошву фундамента стало невозможным, так как при этом добрая половина сооружения приходилась бы на наносном сильно сжимаемом грунте. Кроме того, разнородный состав нижней поверхности выемки превращал в совершенную загадку ответ на самый важный вопрос: какие слои грунта лежат ниже этой поверхности?



Единственным способом решения этого вопроса являлось производство бурения, которое и было поручено, согласно выбору производителей работ и приглашению Комитета — инженеру Н. И. Зимину. Буровые скважины были заложены в девяти местах: четыре по углам площади будущего памятника, одна посредине и четыре по концам двух взаимно-перпендикулярных диаметров. Таким образом скважины №1, 2 и 3 приходились по южной стороне памятника; №4, 5 и 6 по средней поперечной оси его и №7,8,9 в северной его части. Бурение дало следующие итоги, расположенные по скважинам


Все эти скважины были доведены до уровня, лежащего ниже горизонта Москвы реки на 0,565 сажени и на 7.2 от верхнего края выемки. Соединённые в три профиля итоги бурения дали ясную картину нижележащих слоёв грунта. В общем, как видно из черт.147-149) они представляют из себя следующее наслоение:

1) Внизу горный известняк, почти горизонтальный в левом профиле, приподнятый в северном конце в среднем проиле и поднимающийся в южном конце в правом профиле (VII).
2) Над ним толстый слой белой глины с уровнем нижних, более сильных грунтовых вод (VI-V).
3) Над нею сравнительно нетолстая прослойка красной глины (IV).
4) Над всем этим очень толстый слой разнородного песка с уровнем более слабых верхних грунтовых вод (I-III).


Поверхность песка влево от средней буровой скважины была горизонтальна, а вправо от неё быстро понижалась к низу, вероятно следуя прежнему естественному уклону холма к реке; над этой наклонною частью лежал чёрный насыпной слой земли, образовавшийся очевидно путём исторического наслоения. Таким образом половина сооружения приходилась на наносном грунте. Во избежание этого неприятного исторического условия необходимо было передвинуть его дальше, в глубь горы, с тем, чтобы подошва фундаментов его наружных стен приходилась на песчаном материке, на что, как мы уже говорили, последовало Высочайшее соизволение.

Читайте также: