Из чего делают глазурь для плитки

Обновлено: 13.05.2024

Глазурь для керамики придает отделочному материалу прочность, эстетичность, долговечность. Плиты глазурованные используются для оформления стеновых панелей, напольных покрытий, каминов. Качество и дизайн блоков зависят от числа обжигов, изделия выпускаются одно- и двухслойными, прозрачными, глянцевыми, матовыми.

Что такое глазурирование, технология создания такой плитки

Керамика, покрытая глазурью, имеет прозрачный слой, матовый либо с глянцевым блеском. Состав формирует защитный барьер от влаги, механических воздействий. Неглазурованная плитка менее прочная и влагостойкая.

Изделия производятся ручным либо механизированным способом. Глазурь для глины состоит из песка кварцевого, измельченного каолина, силикатных соединений, красящих пигментов и компонентов, улучшающих технические характеристики изделий. Более высокую прочность имеет глазурованный керамогранит.

Методы нанесения декоративного покрытия подразделяются на мокрые и сухие.

Сухой метод покрытия глазурью предполагает нанесение сырья в виде гранул или порошка в процессе формовки плит и последующий обжиг. При нагревании состав глазури становится жидким. После остывания материал затвердевает, создавая прочное сцепление слоя глазури и керамической плиты.

Мокрый способ предполагает покрытие поверхности порошкообразным составом, смешанным с водой. Вещество наносят на подогретую поверхность перед термической обработкой либо обжигом. При температуре спекания (+1300…+2000°С) сырье расплавляется, образуя декоративную оболочку. В производственных условиях блоки помещаются в раствор глазури автоматизированным способом.

Оттенки материалу придает включение оксидов металла, минеральных компонентов. Матовая глазурь производится из сырья с добавками олова, бария, цинка.

Что такое керамическая плитка в глазури, ее виды, для каких поверхностей применима

Виды глазурованной керамической плитки

Глазурованная керамика выпускается одно- и двухслойной.

Однослойные изделия покрываются глазурью и запекаются. Оттенок расплавленного стекла более насыщенный, чем у многослойных аналогов. Изделия отличаются стойкостью к механическим повреждениям.

Плиты с двухслойным покрытием обжигаются 2 раза (после каждого нанесения глазури). Обработка придает изделиям дополнительную прочность. Оттенки блоков менее интенсивные, припыленные, подходят для оформления интерьеров под старину.

Плиты выпускают с покрытием:

  • прозрачным;
  • матовым;
  • полупрозрачным;
  • непрозрачным;
  • абразивным.

По стойкости к истиранию изделия подразделяются на классы в соответствии со сферой использования:

  1. PEI 1 — плиты облицовочные настенные;
  2. PEI 2 — плиты для пола ванных, санузлов;
  3. PEI 3 и 4 — материалы для напольных покрытий разных видов помещений (жилых и общественного назначения);
  4. PEI 5 — плиты с наибольшей износостойкостью.

В соответствии со способом покрытия глазурью на поверхностях создаются графические и рельефные рисунки.

Популярные методы декорирования:

Метод декорирования шелкографией предполагает нанесение красящих пигментов тиснением через трафарет. Для воспроизведения сложных композиций требуется несколько трафаретов. Таким образом создают однотипные плиты для классических интерьеров.

Технология рэндом позволяет воспроизводить оригинальные узоры, создавать на поверхностях структуру натуральных материалов (гранит, мрамор, массив древесины).

Плюсы и минусы, а так же особенности

Глазурованная керамическая плитка приобретает следующие преимущества:

  1. высокая прочность;
  2. водостойкие характеристики внешнего покрытия;
  3. твердая, износостойкая поверхность;
  4. устойчивость к агрессивным химическим составам;
  5. пожаростойкость;
  6. удобство в обработке, нарезке при укладке;
  7. экологичность (глазурь состоит из натуральных компонентов);
  8. разнообразие дизайнерских решений и цветовых сочетаний;
  9. устойчивость к ультрафиолетовым лучам;
  10. гигиеничность;
  11. устойчивость к перепадам температурных режимов;
  12. небольшая удельная масса;
  13. простой ежедневный уход.

Что такое керамическая плитка в глазури, ее виды, для каких поверхностей применима

К недостаткам керамики с эмалью относятся:

  • недостаточная устойчивость к интенсивным механическим воздействиям;
  • большая пористость внутреннего состава блока;
  • небольшой коэффициент трения (глянцевая эмаль);
  • возникновение бликов при включенном свете;
  • небольшая термическая устойчивость (изделия выдерживают 25 минут при +125°С).

Классификация по количеству обжигов

При изготовлении плиты обжигаются 1 либо несколько раз и различаются маркировкой:

  1. Monocottura;
  2. Monoporoza;
  3. Bicottura.

Блоки, прошедшие 1 обжиг, носят название Монокоттура (Monocottura). Плиты производятся посредством прессования материала под давлением 500 кг/м2. Затем продукция проходит глазурование и обжиг. Блоки, покрытые глазурью, медленно нагреваются до температуры +1300°С. После обжига изделия поэтапно охлаждают.

Вид плитки отличается прочностью, небольшой пористостью, морозостойкостью, низкими показателями водопоглощения (3%). В соответствии с требованиями ГОСТ 6787-2001 изделия могут применяться в качестве напольного покрытия либо облицовки внешних стен здания. Однако при эксплуатации возможно выцветание яркого тона.

Плиты Monoporoza проходят 1 обжиг, отличаются способом нанесения глазури. Составом в виде порошка покрывают внешние поверхности блоков на этапе формирования элементов. При изготовлении используется глина с повышенным содержанием карбонатов. Состав позволяет формировать керамические изделия больших габаритов с заданной геометрией. Несколько слоев глазури для глины придают лицевой поверхности повышенную прочность.

Сфера применения

Плиты с глянцевой и матовой глазурью применяются для внутренней облицовки стен, отделки внешних элементов зданий, вертикальных конструкций.

Глазурь для плитки препятствует проникновению влаги, поэтому изделия подходят для оформления стен ванной комнаты, душевых, саун, бассейнов. Повысить водонепроницаемость покрытия можно посредством заполнения эпоксидной затиркой швов между элементами. Необходимо подбирать материалы со специальным нескользящим покрытием либо комбинировать укладку с неглазурованной плиткой.

Глазурованные керамические изделия оптимальны для кухонных блоков в качестве отделки «фартука» над столом и плитой. Выполняется облицовка столешниц плитами с матовой глазурью. Применяются облицовочные изделия и для напольных покрытий. Однако необходимо выбирать материалы, прошедшие обработку под высоким давлением.

Популярны глазурованные плиты для облицовки фасадов зданий. Глазурованная клинкерная плитка применяется для отделки каминов, печных дымоходов.

Различаются технические характеристики (конфигурация, размеры, обработка поверхностей) изделий разного назначения.

Плиты для облицовки внутренних поверхностей в зданиях выпускаются фигурными, квадратными, прямоугольной формы. Декоративные покрытия могут быть рифлеными либо глянцевыми, однотонными либо с декоративными вставками. Толщина изделий составляет 3-3,5 мм.

Продукция для отделки пола выпускается разных конфигураций, толщина по стандартам увеличена и составляет 5-13 мм.

Белая и цветная фасадная плитка выпускается средней толщины (4-9 мм), отличается разнообразием покрытий (рифленые, с гравировками, мозаикой).

glasuri13_small


Фотография из книги Pottery, Tony Birks, 1979 г.

Здравствуйте!

Сегодня я начинаю реализовывать свою мечту и начинаю в этом блоге

«Курс по изготовлению авторских керамических глазурей»

В рамках этого курса здесь появятся статьи, которые осветят искусство приготовления глазурей для тех, кто хочет посветить время, чтобы войти в эту область керамики и сделать свои работы более творческими и выразительными.

В курсе вы узнаете про следующее:


  • Что такое глазури?
  • Какие компоненты в них используются.
  • Вредные компоненты.
  • Свойства и характеристики отдельных компонентов.
  • Изготовление глазурей для разных температур:

    • низкотемпературные
    • среднетемпературные и
    • высокотемпературные глазури

    Я сама не очень долго занимаюсь изготовлением своих глазурей, наверное год или полтора. Мои глазури наверное не такие идеальные, как у знаменитых керамистов или на производстве. Но они есть, а это значит, что их можно оптимизировать и улучшать. К тому же у них свой характер и своя сущность, и керамика становится ещё более живой, когда в её покрытие вложены труд и творчество конкретного человека.
    Возможно, такой курс должен был бы писать более опытный в этом деле человек. Но пока никто ещё ничего не написал, а мне очень хочется поделиться своими небольшими накопленными знаниями, чтобы дать тем, кто хочет, возможность, начать делать свои глазури и наполнить свою керамику новым характером!

    Надеюсь, что этот курс найдёт свое продолжение в бурной экспериментальной деятельности и в обстоятельных обсуждениях онлайн или за чаем!

    Весёлого вам глазуре-приготовления!

    Мотивация для самостоятельного изготовления глазурей

    Мне думается, что те люди, которые читают этот блог, не просто так сюда попали, и поэтому имеют некий интерес к предложенному здесь занятию.
    Но всё-таки хочется написать пару строк, зачем делать свои глазури – ведь их столько много продаётся. Зачем же так заморачиваться?


    • Самый простой аргумент, что это очень бюджетно. Намного дешевле, чем покупать стандартные Ботцовские глазури. Глазури от Ботц стоят в лучшем случае примерно 400р за 200мл водяной суспензии, где примерно четверть-половина, это вода. Чтобы сделать глазурь самому нужны компоненты – стоимость главных составляющих колеблется между 20 и 150 р за кг. В глазурь входит чаще всего 4-5 главных компонентов, это получается в среднем 70р за один кг сухой глазури.

    • Когда глазури много – изделия можно и окунать и поливать и ещё как-нибудь покрывать, это уже на ваше усмотрение – сразу становится намного меньше проблем и немножко больше времени.

    • И самый приятный аргумент - это дальнейшее выражение вашего творчества. Форма всегда подчиняется цвету, которым она покрыта. Если вы можете сделать это покрытие и этот цвет сами, то вы лучше можете управлять тем, как выглядит ваша керамика. Ваши работы будут единичны – они будут иметь свой характер и своё выражение, ведь вы сами составили глазурь, такой, какой она будет на этом изделии. Больше таких глазурей ни у кого не будет - даже ваши глазури в другой печке могут выглядеть иначе.

    • А ещё мне кажется, что это создаёт очень прекрасное разнообразие, что для разных температур нужны разные глазури, с разными составами. Это делает изделие каким-то более личным, характерным, потому что в нем заложены условия его обжига. А то что это за глазурь, на которой написано, что её можно обжигать от 950° до 1200° градусов? =))

    Выложив вам аргументы для самостоятельного приготовления глазурей, и надеясь, что я этим кого-нибудь вдохновила, я думаю, что разговоров достаточно и стоит начать.

    «Курс по изготовлению авторских керамических глазурей»

    1. Введение. Что такое глазури.

    Глазури, это стекольные покрытия керамических изделий. Для того чтобы знать, как делаются глазури, нам нужно сначала разобраться, что такое стекло и как его делают.

    Стекло – это сплав силикатов (силикаты – это соединения с кремнием, например кварц SiO2), который находится в агрегатном состоянии между жидкостью и твёрдым телом. Точнее говоря, стекло может считаться дополнительным агрегатным состоянием наряду с твёрдым, жидким и газообразным.

    В нормальной ситуации, любая жидкость при охлаждении переходит в твёрдое состояние через кристаллизацию (образование кристаллов) и типичной особенностью твёрдых тел является их кристаллическая структура. Можно посмотреть на замерзание воды и на снежинки, на затвердение металла, на отложение морской соли на берегу моря – это всё кристаллы.

    Стекло же получается, если по каким-то причинам охлаждение расплава произошло так быстро, что кристаллы не успели образоваться и вещество так и осталось при затвердении в той аморфной форме, в которой оно находилось в жидком состоянии.


    borosilikat2

    Рис. 1 Кристаллическия структура поваренной соли Рис. 2 Структура боросиликатного стекла (в плоскости).
    ( Из
    книги Keramische Glasuren, Wolfgang Matthes, 2011)

    На рисунках мы видим схематическое изображение структуры кристалла – в данном случае поварённой соли NaCl, и структуры стекла. Видно, что у поварённой соли чёткая выстроенная структура, а у стекла бесструктурная, аморфная форма.

    Другая причина, почему вещество могло войти в стеклообразное состояние, это то, что жидкость была настолько вязкой, что для передвижения атомов(чтобы они прыгнули на свое место в кристалле) имелось такое сильное сопротивление, что они не смогли выстроить кристаллическую структуру. Так дело обстоит как раз с нашими глазурями, которые в расплаве представляют собой очень вязкую жидкость и не могут образовать кристаллы при охлаждении. Если повлиять на вязкость добавлением определённых веществ, то можно добиться образования кристаллов, в зависимости от состава – от микроскопических, до больших – размером с ладошку. Так делаются кристаллические глазури.

    Как мы уже увидели на рисунках, структура кристалла упорядочена и имеет определённый строй, а структура стекла не имеет особого порядка. Стекло является «изотропным» материалом, это значит у него одинаковые особенности на все стороны(влево/вправо, вверх/вниз). Это имеет значение, потому что следствием его изотропности является обратимое расплавление и затвердение без особых изменений в структуре. Кристаллы напротив, являются анизотропными телами. У них разные особенности в разные стороны. (Например, некоторые кристаллы можно расслоить в одну сторону, а в другую нет). И они не плавятся без изменений структуры. Если мы заморозим лёд – мы получим воду: она имеет совсем другую структуру чем лёд. Но если мы возьмём стекло, то оно при очень низкой и при очень высокой температуре имеет одинаковую структуру – аморфную. Просто при повышении температуры оно становится мягче/ жиже, вплоть до полной его текучести. Также и с глазурями. Поэтому мы можем их обжигать несколько раз, а они остаются такими-же. Но тут конечно бывают и исключения, на которые мы ещё обратим внимание.

    Ещё один интересный момент:

    Тот факт, что у стекла нет кристаллической структуры, послужил тому, что свойства стекла, по сути, до сих пор не изучены (в 21 веке, представьте себе!). Кристаллы изучали методом рентгеновских снимков – на них прекрасно видна кристаллическая структура того или иного кристалла. Но у стекла нет тех плоскостей, как у решётки кристалла, и рентгеновым лучам не от чего отражаться, чтобы сделать снимок.

    Получается, что до сих пор тайна стекла остаётся неразгаданной – всё знание о стекле и глазурях основано на эмпирических наблюдениях, русским языком – на методе проб и ошибок!

    Отличие: обычное стекло – глазурь

    Теперь, когда мы знаем, что такое стекло, возникает вопрос: В чём разница между обычным стеклом – например бутылочным – и глазурями?

    Да вообщем-то не в чём.

    Только немножечко отличается состав, который подходит к их разным сферам применения. Давайте сравним:

    Стекло делается очень жидким, в ваннах, чтобы оно потом застыло без пузырьков и неравномерностей.

    Глазурь, напротив, должна быть более менее вязкой – чтобы не стекать с вертикальных поверхностей.

    В производстве стекла нужно учитывать только типичные особенности стекла в жидком, пластичном и твёрдом состоянии.

    Керамические глазури, напротив, во время обжига взаимодействуют с глиняным черепком: они должны подходить к нему. Кроме этого от них требуется определённая поверхность: глянцевая/матовая, шершавая/гладкая. При этом они должны быть химически и физически устойчивыми: химически – к кислотам, например к уксусу, кефиру, соку; и к щелочам, например к мылу. Физически к царапанью, резанью, к сколам.

    Стекло является гомогенным (однородным) материалом

    Глазурь не является однородным материалом: её состав в близи к керамическому черепку и в близи внешней среды отличается от её состава внутри, так как глазурь во время обжига взаимодействует с черепком и с атмосферой печи.

    Компоненты для стёкол и глазурей.

    Из каких компонентов делают стёкла и глазури?

    Основными составляющими стекол и глазурей являются

    · оксид натрия Na2O и

    Кроме этого существует ещё ряд компонентов, которые используются для изменения характеристик глазурей и стёкол. Об этом во второй и последующих главах.

    Глазурь для керамики

    Что представляет собой глазурь для керамики?

    Под глазурью понимают тонкий слой стекловидного покрытия, которое наносится на поверхность глиняного изделия. Данный слой образоуется при проведении процедуры политого обжига.

    Фритта – это основная составляющая для изготовления глазури. Представляет собой порошковую смесь силикатов или боросиликатов в виде стеклянной крошки. Получает плавлением массы и ее быстрым охлажденем. Термический удар разбивает стекло на осколки. Осколки затем перемалываются в порошок.

    Глазурь можно разделить на две большие группы, которые состоят из сырых и нефриттованных и сплавленных фриттованных (спеченных) видов глазури:

    • Тугоплавкая - температурный режим 1200 – 1420 градусов.
    • Легкоплавкая - температурный режим около 800 – 1200 градусов.

    Глазурь первой группы используют при процедуре политого обжига фарфоровых или полуфарфоровых изделий, каменных масс, фаянса. Глазурь, относящаяся ко второй группе, используется при политом низкотемпературных керамических масс (гжельская красная глина, МКФ2 и пр).

    • окисел основной одно и двухвалентного металла;
    • свинцовая окись и железная закись (выступают в роли плавней);
    • некоторые добавки кремнезема и других окислов (кислый характер);
    • окисел Al, O2, Gr2, O3, Fe2, O3.

    Глазурь для керамики может быть прозрачной или глухой (непрозрачной). Непрозрачная глазурь или эмаль получается в результате смешивания прозрачной глазури с нерастворимыми или полурастворимыми соединениями, или же путем развития в самой глазури (при определено температурном показателе) тонкодисперсных, кристаллических или газовых фаз. Глазурь также может быть блестящей или матовой, бесцветной или цветной.

    Процесс глазурования производится путем окунания предмета окраски в емкость в глазурью, или же путем полива изделий глазурью. Также можно распылять глазурь на поверхность изделия или наносить кистью.

    Некоторые особенности воздействия окислов на свойство глазури

    глазурь для керамики

    Под влиянием кремнезема увеличиваются тугоплавкие и вязкие свойства глазури, можно наблюдать снижение коэффициента температурного расширения. Кремнезем можно ввести в виде кварцевых песчинок, глиняных включений или каолина. Если кварц слишком тонко смолот, возможно появятся небольшие, утонченные трещины на покрываемой поверхности. Это в народе называется «цек».

    Если включить в глазурь окись титана, который может повысить химические свойства устойчивости, а также оказывает содействие в процессе кристаллизации, глазурь может стать приглушенной.

    При добавлении в глазурь окиси циркония повышаются свойства химической устойчивости и плавкости. Также можно вводить под видом циркона (силикат циркония) и окись циркония.

    В случае добавления в глазурь окиси олова, можно проследить сильное приглушение глазури. Но в месте с этим, можно отметить повышение влагоустойчивости глазури.

    Если вы добавите окиси церия, он будет очень сильно глушить глазурь.

    Борный ангидрид выступает в роли плавня, который имеет свойство придавать блестящий вид изделию и повышать твердость, а также значительно понижать предрасположенность к появлению цеков. Зачастую, мастера его вводят в виде борной кислоты или бора.

    Добавка в виде глинозема может повысить показатель тугоплавкости, а также снизить вероятность образования цеков.

    Окись железа является красящим окислом и сильным плавнем. Наличие в глазури данной добавки вообще не приветствуется.

    Из красящих окислов окись хрома является благоприятным добавлением для глазури – повышение химической стойкости, появление укрывистости и гладкости поверхности изделия.

    Наиболее сильным плавнем является окись свинца, который может поспособствовать более продолжительному интервалу времени плавления при проведении обжига. К тому же, данный сегмент заставляет изделие выблескивать и улучшает розлив глазури. Но с этим элементом необходимо быть особенно осторожным – он довольно ядовитый. Вводить его нужно в шихту, специальный раствор из сырых составляющих, в виде суриков.

    Медная окись схожа по легкоплавкости с некоторыми добавками, но ее влияние на степень блеска и розлив довольно мало. Данная добавка позволяет окрашиваться глазури в синий цвет, а также в красные оттенки.

    Особым плавнем в глазури является окись кальция, который образует матовость. Это добавление будет слабым плавнем в легкоплавкой глазури, и наоборот, сильным плавнем в тугоплавкой глазури. Он обладает свойством уменьшать расположенность к появлению цека, а также может поспособствовать кристаллизации. Тем не менее, окислы кальция могут снизить температурный режим при плавлении глазури в момент обжига. Вводить в шихту его можно как мрамор или опоки, а также как меловое включение.

    Еще более сильным плавнем, нежели окись кальция, является окись магния, который позволяет глазури стать более твердой и прочной, а также быть эластичной при розливе.

    Не худшими свойствами обладает окись цинка, который является хорошим плавнем, приглушающим глазурь с добавлением магниевого окисла и повышающим коэффициент температурного роста (к.т.р.).

    Также повышению коэффициента температурного роста способствует добавление в глазурь окиси натрия. Это тоже не менее сильный плавень, который может увеличить показатель склонности к образованию цека, а также снижает свойство твердости и может ослабить противостояние химическому воздействию. Вводить удобнее в шихту данную добавку в виде буры или соды.

    Глазурью восстановительного огня принято называть глазурь, которая может образовывать при проведении обжига красивый металлический отблеск до уровня металлических окисей, находящихся в составе данной глазури. Самая большая вероятность получения данного эффекта это использование глазури, которая содержит соединения серебра и медные включения. Эти составляющие могут восстановится практически до натуральных оттенков указанных металлов.

    Фриттоваться или спекаться могут абсолютно все добавки, исключением является только каолин, который вводят в состав глазури при перемалывании фритты.

    Материалами, которые при определенной температуре нагревания освобождаются от углекислых газов и воды, образовывая нужные окиси, являются добавки борной кислоты, буры, свинцового сурика, а также соды, поташа, мела, полевого шпата.

    Приготовление глазури

    глазурь для керамики

    Если вам необходимо изготовить прозрачную глазурь, это возможно сделать даже в домашней гончарной мастерской. Вам понадобится измельчить стекло и в горячем состоянии окунуть его в подготовленную воду. Кусочки стекла должны помутнеть и покрыться маленькими трещинами. В этом случае вы получили фритту, из массы которой впоследствии на предприятиях изготавливают глазурь.

    Следующий шаг-данная стеклянная масса должна быть истолчена до состояния белой муки. Это удобно будет осуществить при помощи ступки или шаровой мельницы. Полученная мука должна просеяться через сито с очень мелкими отверстиями (для удобства можно использовать чулок из капрона). После смешивания стеклянной муки с некоторым количеством клейстера или силикатного клея у вас в итоге должна получиться густая жидкость белого цвета – это и есть глазурь.

    Если вам необходимо получить белую глухую эмаль необходимо добавить в подготовленную массу 5 или 6 % окиси цинка, двуокись сернокислого бария или олова. Если же, наоборот, вы пожелаете изготовить прозрачную глазурь, добавьте некоторую часть окисей различных металлов, что дает возможность в итоге получить глазурь разных цветов.

    Матовая глазурь получается вследствие недостаточного жжения. Как правило, верхняя часть глазури должна покрыться мелкими выступами и ямочками.

    К сожалению или к счастью, на сегодняшний день мало кто занимается приготовлением глазури ручным способом – разнообразные оттенки глазури можно приобрести в специализированном магазине.


    Статьи

    Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

    Керамические пигменты широко используются в работе любого художника-керамиста. Как и любые другие пигменты, они служат для колеровки глиняной массы. Ни в одной литературе вы не найдете строгих указаний по применению пигмента, так как сочетание красок и их насыщенность – дело вкуса самого творца.

    Спектр применения пигментов в керамике достаточно широк:

    • Красящие элементы добавляют при получении ангобов. Ангобы для сплошного покрытия на 25% состоят из пигментов. В красках для росписи керамики доля красителя доходит до 50%.
    • Керамические краски используются для подкрашивания глиняной массы. В таких красках тоже содержится пигмент. Некоторые красители требуют добавки флюсов.
    • В глазурях пигмент содержится в малых количествах. Его доля оставляет всего 4-6%. Варьируя количеством красящего порошка, можно добиться разной интенсивности окраса. Минимальное содержание пигмента в глазури может быть снижено до 1%, а максимальное – повышено до 10%.

    Керамическая плакетка

    Как получают различные цвета

    Большая часть пигментов встречается в виде высокодисперсных порошков, имеющих различные цветовые оттенки. Они достаточно устойчивы к воздействию внешних факторов и не растворяются в воде. Различают натуральные (природные) красители и синтетические (искусственные).

    • Природные красители образуются при измельчении цветных руд и глин.
    • Синтетические получаются путем прокаливания и сплавления оксидов, гидроксидов или солей.

    Состав пигмента определяет его цвет. Популярные красители, востребованные сегодня многими художниками, применяются для окраса в синий, фиолетовый, зеленый или коричневый цвет. Различной интенсивности и насыщенности мастер добивается не только количественным содержанием пигмента, но и температурным режимом прокаливания.

    Пигменты и глазури

    Температура обжига и температура прокаливания пигмента – два важнейших параметра при создании цветового оформления керамики. Несколько изменить тот или иной оттенок можно, увеличив или уменьшив время прокаливания. При проведении обжига происходит восстановительная химическая реакция. Восстановителем служит газовая среда печи. В результате этой реакции вещество приобретает зеленый цвет.

    Желтые пигменты получают, благодаря добавлению борсодержащих элементов. Также оттенки желтого образуют оксиды цинка, свинца и урана. В реакции окисления при обжиге одни и те же элементы могут давать разные расцветки. Тона варьируются от зеленого до оранжевого.

    Красные, розовые и фиолетовые цвета образуются при добавлении золота. Оттенки указанных цветов дает оксид свинца, оксид железа, а также соединения, содержащие кадмий и селен. Перечисленные химические элементы называют пурпуровыми, так как они «отвечают» за красный цвет пигмента. В составе коричневых пигментов может присутствовать никель, хром, марганец и железо. Черный цвет дает свинцовый флюс, а серый – олово или цирконий.

    Стол мастера керамиста

    Повышать долю пигмента при изготовлении красок или ангобов не имеет смысла, так как видимое различие не наблюдается, а материал становится более сухим. Лишь оксиды можно добавлять в неограниченном количестве, так как они не влияют на влажность основного материала, а их насыщенность может дать интересные оттенки. Опытные мастера знают, какие пигменты образуют те или иные оттенки при смешивании с базовыми глазурями. Это необходимо учитывать, так как не все компоненты сочетаются друг с другом. Если необходимо получить пастельные оттенки, то используют белые глазури. Для получения ярких цветов – прозрачные.

    При окрашивании глиняных масс необходимо знать максимально допустимое содержание пигмента. Чрезмерное количество порошка отощает глину.

    Например, для фарфора максимальная доля красителя не должна превышать 20%, но для легкого подкрашивания вполне хватает и 5-8%.

    С сухими и обезжиренными глинами становится тяжело работать. Существуют массы с высоким содержанием жирной глины. В них можно добавлять до 40% пигмента. Однако это целесообразно при получении золотистого цвета для инкрустаций и прочего эксклюзива.

    Основные характеристики пигментов

    Пигменты окрашивают материал своим непосредственным в нем присутствием. Чаще всего красители приходится добавлять в глазури, но пигментируют и керамические массы, и ангобы. Красящие порошки используются при самостоятельном изготовлении подглазурных красок. Если есть навык работы с флюсами для высоких температур, то можно получить и надглазурную краску.

    Готовое изделие

    Под красящими веществами подразумевают не только мелкодисперсные порошки, но и грануляты, а также отформованные в виде стержней пигменты. Зернистые частицы используют в тех случаях, когда необходимо получить эффект крапчатости покрытия.

    К основным характеристикам пигментов относятся:

    • химический состав;
    • максимальная температура обжига;
    • требуемая для окраски среда;
    • интенсивность цвета;
    • состав окрашиваемой глазури;
    • цвет.

    Химический состав

    В данной характеристике перечисляются основные компоненты того или иного пигмента. К примеру, бирюзовый пигмент на основе циркония и ванадия описывается в виде химической системы — Zr-Si-V. Если производитель указывает именно такую химическую систему или химический состав, то при выполнении технологии внесения пигмента можно получить строго определенный оттенок, а также совместимость с глазурями и некоторые физические свойства окрашенных глазурей.

    Броши в виде рыб

    Химическая система – ключевое понятие в химическом составе. Этим термином пользуются все технологи. Инвариантность химических систем исключает необходимость использовать название красок или кодировать их номерами. Химическая система коренным образом может измениться лишь спустя несколько десятков лет.

    Максимальная температура

    Любой пигмент имеет предельную температуру, при которой он теряет все свои свойства, растворяясь в глазури. Минимальная температура, в отличие от максимальной, для красителей не определена.

    Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

    Важно, чтобы максимальная температура для пигментов была сопоставима с температурой обжига глазури. Практика показывает, что при отсутствии интенсивного плавления глазури максимальная температура красителей гораздо выше.

    Требуемая среда

    Чтобы познакомиться с данной характеристикой, необходимо обратиться к курсу химии. Как известно, существуют окислительно-восстановительные реакции, в которых изменяется степень окисления одного из веществ. Когда керамика обжигается в печи, то происходит химическая реакция. В зависимости от того, а каком газе происходит обжиг, реакция может быть окислительной или восстановительной.

    На первый взгляд художнику-керамисту такие тонкости знать необязательно. Однако от степени окисления зависит цвет пигмента. Таким образом, для каждого конкретного красителя необходимо подбирать подходящую среду. Подавляющее большинство пигментов требуют окислительной среды. Некоторые вещества (их крайне мало) не зависят от окислительно-восстановительного потенциала среды обжига.

    Керамическая птица

    Интенсивность

    При одинаковом количестве того или иного пигмента разные цвета будут обладать различной интенсивностью. В связи с этим, одни компоненты должны присутствовать в массе в большем объеме, нежели другие.

    Кобальсодержащие красители обладают высокой интенсивностью. Примеси, отвечающие за красный цвет и его оттенки, — низкой. Производитель обычно указывает в инструкции полное описание пигментного порошка, в том числе информацию об интенсивности. Указывается концентрация вещества, при которой можно получить максимальную интенсивность. Если такой информации нет, то мастеру придется делать пробные партии.

    Состав окрашиваемой глазури

    В связи с тем, что пигменты используются для окрашивания глиняных масс и приготовления ангобов, данная характеристика важна только при приготовлении глазурей. При повышении температуры мелкодисперсная фракция пигментов плавится и растворяется в глазурях. В итоге получается несколько иной оттенок, нежели цвет самого красящего вещества.

    Итоговый цвет является результирующим из оттенков самого пигмента и растворившейся в глазури фракции. Задача мастера – подобрать подходящую по составу глазурь, чтобы максимально снизить долю растворенного в ней красителя. Зачастую достаточно только исключить из поливы какой-либо компонент, чтобы получить желаемый результат.

    Тарелка с видами Питера

    Здесь необходимо обладать достаточными знаниями о процессе растворения в глазури оксидов металлов. Такие знания можно почерпнуть из специальной литературы.

    На первый взгляд кажется, что данная характеристика должна быть определяющей. Из вышеописанного становится ясно, что при воздействии второстепенных факторов после обжига получаются не совсем те оттенки, которых хотел достичь художник. Выполняя все рекомендации производителя, цвет глазури получится правильным.

    Технология колеровки

    В зависимости от того, как именно планируется использовать пигмент, а также в каком агрегатном состоянии находится краситель, следует выбирать определенную технологию для введения красящего вещества в основную массу. В среде керамистов принято выделять четыре технологические схемы работы с пигментами:

    1. Введение пигмента в глазурь.
    2. Введение пигмента в литейные массы и в ангобы.
    3. Введение пигмента в пластичные массы.
    4. Изготовление подгазурных и надглазурных красок.

    Керамические настенные часы

    Введение пигмента в глазурь

    Колеровать глазурь можно несколькими способами. Они отличаются по консистенции самого пигмента, а также по способу введения. Первый способ заключается в совместном помоле красящего порошка и шихты глазури. Вещества в нужной пропорции загружаются в мельницу одновременно. Цикл работы мельницы в среднем занимает около 10-30 часов.

    Такая длительность подготовки состава обусловлена необходимостью получить однородную смесь, но если пигмент загрузить позже шихты, то есть за час до окончания помола, можно получить сочные цвета.

    Второй способ представляет собой введение пигмента в заранее смолотую глазурь. На помол отводится около 1 часа времени. Заранее необходимо рассчитать требуемое количество готового вещества, так как компоненты добавляются в мельницу в полном объеме.

    Данный способ считается достаточно качественным, так как измельчаются даже крупные частички. Чтобы приготовить 25 литров глазури желтого цвета, необходимо ввести 2 литра красящего вещества. Объем глазури составляет 25 литров. Из него отбирают 2 литра глазури и смешивают с 2 литрами пигмента. В порошок добавляют немного воды, а затем его засыпают в специальную мельницу. Получившуюся концентрированную смесь выливают к оставшимся 23 литрам глазури, перемешивают, а затем процеживают.

    Декоративнео панно с видами СПб

    Третий способ считается самым простым. Порошок пигмента, находящийся в увлажненном состоянии, высыпается в жидкую глазурь. Смешивание компонентов производится с помощью обычного миксера. Перемешивать составы необходимо не менее 30 минут. Такой способ считается домашним, так как не требует наличия специальных устройств, однако он хорош для приготовления небольших партий глазури.

    Бесцветную глазурь легко приготовить в условиях гончарной мастерской.

    Как сделать глазурь для керамики

    Для этого достаточно взять стеклянный бой и горячим опустить его в воду. При этом стекло помутнеет и покроется мельчайшими трещинками.

    Практически вы получите фритту, из которой промышленным способом изготавливается глазурь.

    Затем стекло нужно истолочь в белую муку.

    В небольших количествах это можно сделать в ступке или в шаровой мельнице.

    Глазурь для керамики

    Полученную муку следует просеять через очень мелкое сито (для этого можно использовать капроновый чулок).


    Смешав стеклянную муку с водой, мучным клейстером или силикатным клеем, вы получите белую густоватую жидкость, которая и является глазурью.

    Добавив в приготовленную вами глазурь 5-6% окиси цинка, двуокиси олова или сернокислого бария, вы получите глухую белую эмаль; добавляя же в бесцветную глазурь окислы различных материалов, вы сможете получить прозрачные глазури разного цвета.

    Для получения матовой (без блеска) глазури достаточно ее недожечь; В результате ее поверхность покроется мелкими выпуклостями и впадинками.

    Впрочем, самостоятельным изготовлением глазурей в наши дни редко кто занимается, поскольку в специализированных магазинах можно купить глазури любого цвета.

    Однако необходимо помнить, что окончательный цвет керамической краски зависит от условий обжига изделий.

    И главное помните, что самым незаменимым помощником для вас всегда будет только собственный опыт и вкус. Смело беритесь за дело, и да поможет вам святой Василий — покровитель всех мастеровых.


    Обнаружив ошибку на странице, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

    Глазурь — стекловидное покрытие, которое наносят на различные керамические изделия: чашки, тарелки, вазы, плитку и т.п. [1]. Глазури могут быть цветными и бесцветными, прозрачными и матовыми. В простейшем случае глазурь защищает поверхность керамики, но часто глазурь наносят и в декоративных целях: разноцветные рисунки на глазури служат украшением любому керамическому изделию.

    Глазурь получают из специальных смесей, в которые входят каолин, кварц, полевой шпат и разные оксиды металлов.

    Как сделать глазурь для керамики

    Соединения металлов придают глазури различные цвета, например, кобальт — синий, хром — зеленый, железо — от желтого до красного, медь — зеленый, сине-зеленый или красный (в зависимости от условий обжига) [2]. Одним из первых применений соединений урана было изготовление стекол и глазурей. Урановое стекло (и глазури) имеет желто-зеленый цвет и напоминает раствор флуоресцеина.

    __________________________________________________
    1 Есть также кондитерская глазурь, которой поливают различные вкусности, но она совсем из другой оперы.

    2 Оксиды (и другие соединения) металлов окрашивают глазури аналогично тому, как они окрашивают перлы буры — см. статью Перлы буры и химический анализ[ссылка].

    Виды глазурей керамической плитки

    Практически на все типы керамической плитки наносят разные покрытия, как для усовершенствования ее технических характеристик, так и в декоративных целях. Существует три основных типа покрытий: глазурь, ангоб и раскрашивание. В последнее время в изготовлении лицевого кирпича декоративное покрытие наносится путем двухслойного формования.

    Существуют такие виды глазурей

    1. По прозрачности — прозрачные и глухие, по наличию окраски — бесцветные и окрашенные, а так же одноцветные и многоцветные. Прозрачные глазури не прячут цвет и фактуру поверхности самой плитки. Глухая глазурь почти полностью отражает световые лучи и таким образом скрывает поверхность керамического изделия. В глазурном слое глухих глазурей имеются микроскопической величины кристаллы, рассеивающие световые лучи.

    Технологический процесс изготовления керамики в домашних условиях, глазурь для керамических изделий

    Состав глазурей в основном формулируется молекулярной формулой Зегера, и заключает в себе: R2О — щелочные окислы (например Nа2О и К2О), КО — щелочноземельные окислы (например СаО и МgО), R2О3 — полуторные окислы (например А12О3 и Fе2О3), RО2 — кислотные окислы (например SiO2), R2О3 — кислотные окислы (типа В2О3 и Р2О3) и молярные доли окислов, входящих в состав глазурей.

    Расчет в формуле производится так, что сумма щелочных и щелочноземельных окислов приводится к единице, т. е. всегда sum(an)+sum(bn) = 1, а полуторные и кислотные окислы выражают в долях молей, приходящихся на один моль щелочных и щелочноземельных окислов. Для вычисления молекулярной формулы глазури величину процентного содержания каждого окисла делят на его молекулярный вес. Затем молярную долю каждого окисла делят на сумму молярных долей окислов типа R2О + RО.

    Читайте также: