Из чего делали крыши в средневековье

Обновлено: 09.05.2024

Начало истории крыш совпадает с тем периодом, когда человек, выбравшись из пещер, начал собственными руками возводить свое жилище. Прототип крыши — простой шалаш, скаты которого являются одновременно и стенами жилища. Кстати, такое архитектурное решение до сих пор пользуется большой популярностью, особенно в странах Прибалтики. Форма крыши в виде шалаша до настоящего времени заложена в основу скатных кровель, независимо от их конструктивного исполнения. Одновременно с шатровой крышей начали развиваться и плоские крыши, которые сооружали в рабовладельческих государствах Малой Азии и Северной Африки. В основу городов этого периода входили одноэтажные постройки с плоской крышей. Архитектуру египтян заимствовали и жители Древней Греции. Опорой для древнегреческого жилища служили деревянные или мраморные колонны, на которых укладывалась балочная конструкция. Сверху стелили тростник, обмазанный глиной. Со стороны жилого помещения крыша оставалась обнаженной и служила одновременно и потолком. Такая крыша обычно имела небольшой уклон к центру с отверстием для отвода дождевой воды. Под таким отверстием устанавливали бассейн, в котором собиралась дождевая вода. Постепенно несущие конструкции крыши стали делать из бетона, который затворяли на известковом вяжущем. Конструкция плоских крыш с бетонным основанием, вода с которых через водоотливные воронки транспортируется по сети ливневой канализации, до сих пор сохранилась в индустриальном жилом строительстве.

Шатровые крыши сооружали жители Двуречья и Междуречья, которые предпочитали сводчатые формы с круглым основанием. Здесь же впервые стали применять золото в качестве кровельного материала при строительстве храмов и дворцов. Купольные крыши оставили неизгладимый след в храмовом зодчестве у народов всех вероисповеданий. Особенный расцвет купольные крыши получили во времена средневековья, когда деталировке и архитектурному оформлению зданий стали уделять большое внимание.

Деревянные скатные крыши использовали и до сих пор используют в малоэтажном строительстве во всем многообразии форм и стилей. В европейских городах преобладали двухскатные и вальмовые крыши под красной черепицей над жилыми домами и черного цвета — над готическими храмами. Модные зубчатые карнизы с огромным выносом над стеной, преувеличенно украшенные оконные проемы, большое количество дымовых труб над домами — вот приблизительный облик европейского города. Крутая скатная крыша становится наиболее видимым элементом строения, а декор и различные убранства усиливали композиционную роль жилища в общем плане застройки. В средние века, в эпоху романтической архитектуры и готики, городские здания Северной Европы строились с высокими крышами, пространство под которыми состояло из нескольких ярусов. Кровля имела уклон скатов 45-75°. Такие дома до настоящего времени сохранились в Германии и странах Балтии. В эпоху Возрождения в странах Западной Европы с увеличением габаритов помещений крутизна крыш уменьшалась. В зависимости от конструкции и формы крыши менялся и облик домов. Крыши постепенно стали терять свою композиционную роль. В силуэте городской застройки стали участвовать только купольные крыши уникальных зданий. Эпоха Ренессанса связана с формированием французского барокко. Форма крыш получает новое направление — теперь они применяются с переменным уклоном скатов от 60 до 75* и от 10 до 30°, их геометрия определяет не только новую форму но и иное зрительное восприятие. В этот период впервые стали использовать подкрышное пространство для жилья.

В России допетровского периода города застраивались домами с крышами самых разнообразных форм, силуэт и композиция которых во многом определялись значимостью объекта. На Руси преобладали рубленые дома, из которых состояли целые города. И только в X веке в русских городах стали появляться первые каменные постройки. В рубленых домах преобладали двухскатные крыши с деревянным покрытием из гонта. Гонт делали из древесины: пихты, ясеня и, особенно часто, из ели.

В эпоху классицизма и ампира с увеличением высотной застройки, повышением ее плотности и размещения зданий по линии улиц, крыши почти полностью исключаются из сферы зрительного восприятия. Уклон крыш резко снижается а подкровельное пространство используют, в основном, для размещения инженерно-технических устройств. Крыши превращаются в утилитарную необходимость, а композиционная роль переходит к фасадной части здания.

Классически изготовленный гонт носит название колотого гонта. Для получения этого кровельного материала использовали ровные части ствола дерева, расположенные между отдельными ветвями с минимальным количеством сучков и длиной 60 см. Кололи гонт в радиальном направлении. Для этого топором и молотком от поленьев отделяли клиновидные части толщиной 2 см. Каждый клин обрабатывали двуручным резаком до получения детали каплевидной формы толщиной около 1 см.

Специальным инструментом — гонтовым стругом — вырезали паз и полученные таким образом элементы сушили в течение шести месяцев. Предварительно гонт пропитывали антраценовым маслом, а после устройства кровли ее покрывали краской.

Со временем для кровли стали применять солому или тростник, как наиболее доступные строительные материалы. Постепенно солома и тростник, как кровельный материал стали применяться все реже и реже и только в конце XX века возродились в новом качестве. Деревянное зодчество наложило свой отпечаток и на внешний облик крыш. Россияне использовали конструкцию крыши "на сохах" — деревянных столбах, установленных в углах здания. Одной из методик возведения крыши являлась двускатная самцовая конструкция, суть которой заключалась в том, что бревна фронтонов укорачивались по мере приближения к коньку (рис. 1). Завершалась такая крыша треугольником, вырубленным из бревна. Кровля настилалась по слегам, врубленным в концы самцов и представляющим собой обрешетку. Архитектура самцовой крыши не ограничивалась треугольной формой. Меняя длину самцов, сооружали крышу в виде башни, которая получила название "бочки" (рис. 2). Если самцы устанавливали с четырех сторон дома, получали крестовую "бочку". При строительстве храмов и замков крестовая "бочка" совершенствовалась, принимая форму луковицы, венцом которой был крест, шест или другое деревянное украшение. Такие конструкции крыши применяли вплоть до конца XIX века, когда доминировать стала стропильная конструкция, сохранившаяся до наших дней без существенных изменений. Со временем форма шатровой крыши усложнялась, принимая четырех, шести и восьмиугольную форму.

Во второй половине XIX в. и в начале XX в. с внедрением строительной техники, освоением новых материалов стали вновь применять развитые формы крыши с использованием чердачного пространства под устройство мансардных этажей. Вплоть до середины XX века кровельное зодчество существенных перемен не претерпело. В селах и на окраинах городов возводились индивидуальные постройки. Они практически не отличались от типовых проектов, за исключением некоторых деталей, в которых проявлялась робкая фантазия застройщиков. Среди кровельных материалов преобладала листовая сталь, волнистые асбестоцементные листы, а в большинстве случаев просто — солома. Начиная с середины XX столетия, к соломенным крышам стали прибегать все реже и реже, отдавая предпочтение волнистым асбестоцементным листам, как наиболее дешевому и доступному материалу.

С началом XX века символом развития архитектурных форм становится железобетон. Геометрические формы конструктивизма и рост этажности полностью меняют архитектурный облик здания и его декоративных элементов. Крыша многоэтажек становится плоской, а в качестве элементов архитектурного завершения верха здания часто используют парапеты с проемами для сквозного проветривания чердачного пространства. В этот период развития индустриального жилищного домостроения форма крыши как завершающего архитектурного элемента здания была практически полностью утрачена. Крыши возводились с малым уклоном, а позднее с плоским покрытием. В индустриальном строительстве преобладали рулонные кровли на основе рубероида и битума.

Начиная с 90-х годов картина резко изменилась. С началом развития рыночных отношений к услугам строителей и застройщиков появились современные строительные материалы, которые ознаменовали новую эру "крышного зодчества". Качество и дизайн современных кровельных покрытий осуществили революцию в строительстве, открыли перед застройщиками практически неограниченные возможности. В корне стала меняться и сама форма крыш, в которой проявилось стремление уйти от надоевших стандартных решений. Все чаще стали рационально использовать под жилье подкрышное пространство — мансарды, добиваясь тем самым наиболее полного задействования архитектурно-планировочной структуры дома.

На 28 февраля 2019 года нами выполнено:
305 объектов
площадью 64 625 м 2

Говоря о русском доме , нельзя не упомянуть еще одного важного аспекта – чем крыли крышу. Конечно, варианты покрытия сильно менялись и от региона к региону, и в зависимости от достатка владельцев, и с учетом назначения постройки. Попробуем разобраться с наиболее популярными вариантами.

Кору, шкуры и другие подручные материалы совсем уж древних строений рассматривать не будем – желающие могут посмотреть сооружения современных примитивных народов, жилища наших предков отличались не так уж сильно 😊

Земляная или дерновая крыша

Этот вариант считается наиболее древним. Устроив навес из бревен или прочных жердей, накрыв их полосами коры или шкурами, навалив сверху земли, человек мог быть уверен – на голову ему вот так сразу капать не начнет и тепло в доме сохранится. Интересно, что если у нас изба «вышла из земли» и приобрела кровлю другой конструкции, то в Скандинавии «долгие дома», заглубленные в землю чуть ли по потолок и имеющие дерновую крышу, существовали дольше, до 14…15 века в некоторых областях.

Особенность земляной крыши – мощная стропильная система. Часто она делалась в виде шалаша, то есть бревна или жерди связывались вместе в одной точке. Были и двух- четырехскатные крыши, где общая схема стропил и конька близка к современной.

Но общий принцип – мощные опоры, настил из коры или другого, относительно водонепроницаемого материала и толстый слой земли с травянистыми растениями для утепления – остается единым для домов из очень удаленных друг от друга стран.

Солома или тростник

Эти варианты чаще использовали в южных районах, где климат был не слишком дождливым и холодным. Впрочем, «курные» избы под соломенными кровлями были своего рода «визитной карточкой» многих бедных деревень. В самом деле – материал, по большому счету, бесплатный, заменить не слишком сложно, служит при правильной укладке не один год.

Южнорусская или украинская "хата" из глины с соломенной крышей. Характерная черта - "козлы", придавливающие верхнюю часть кровли на коньке

Южнорусская или украинская "хата" из глины с соломенной крышей. Характерная черта - "козлы", придавливающие верхнюю часть кровли на коньке

Интересно, что и солома, и тростник (камыш, очерет) имели свои нюансы укладки, но общая концепция сохранялась – массивные стропила, поперечно им уложенные балки и латы – жерди или брус, прижимающие вязанки.

На коньке материал укладывали либо продольными снопами (солома) или с перекрутом (камыш). В обоих случаях толщина слоя была большой – иногда до метра.

За счет того, что материал легкий и с хорошими способностями к сохранению тепла, крыша получалась очень теплой. Ну а вода отлично скатывалась по расположенным под наклоном стеблям и не проникала внутрь.

Конечно, со временем покрытие сгнивало, и его надо было менять. Считается, что два-три человека, работая согласованно, перекрывали соломенную/тростниковую крышу на доме площадью 25…50 метров за два-три дня.

Кстати, в современной Англии соломенные крыши – модный тренд 😊

Так назывались длинные, относительно тонкие доски. Вы спросите – откуда же доски, если пилы в России получили распространение уже после царствования Петра Первого? Но ведь «распустить» бревно на доски можно и с помощью клиньев, как и делали наши предки. Конечно, выход доски был существенно меньше, чем при обработке на пилораме – две-три вместо 5…12. Зато такие доски, расколотые четко вдоль волокон и подтесанные топором – откуда и название «тёс», «тесать» - не впитывали влагу так, как пиленые, и успешно использовались в качестве кровельного материала.

Тёсовая кровля не обязательно должна быть плоской - изогнутые конструкции тоже удобно крыть этим материалом

Тёсовая кровля не обязательно должна быть плоской - изогнутые конструкции тоже удобно крыть этим материалом

Длина тёса – 4…6 метров, редко больше, ширина около 100…150 мм, толщина редко превышает 25 мм, поскольку более массивные доски сильно утяжеляют конструкцию, и не меньше 19 мм – чтобы не прогибались под собственным весом.

В средние века в богатых зданиях (главная библиотека, дом крупного феодала) какие были двери? Дубовые? Как называется тип дверей, когда две двери повернуты друг к другу ручками и стоят вплотную и открываются в одну сторону?
Из чего делалась крыша в средние века? Из глиняной черепицы? Если да, то как делалась крыша у тех, кто беднее?

Двустворчатые двери, которые так любили древние народы, в Средние века вдруг вышли из моды. Их забыли на некоторое время, примерно на 5 – 6 веков. А вспомнили лишь в XIX веке.
В Средние века деревянные двери стали укреплять с помощью кованых железных скоб и гвоздей. Тогда они служили намного дольше, выглядели прочней, крепче. О простых домашних дверях говорить по большому счету нечего: входная дверь – она и есть дверь. Но парадные двери дворцов, особняков, больших храмов становились все великолепнее. Их украшали отлитыми из бронзы с позолотой цветочными гирляндами, букетами, виноградными гроздьями.
Когда изобрели стекло и окна стали стеклянными, радость людей была безгранична. И наверное, чтобы радость эта была с ними как можно чаще, люди решили сделать стеклянными не только окна, но и входные двери со стеклом. Они изготавливали двери, похожие на окна, достающие до пола. Через них выходили на балкон или в сад.
Стекло в те времена было очень дорогим, и позволить себе такие двери могли только весьма состоятельные люди. Но потом входные двери со стеклом приелись, стали слишком обычными. Их устанавливали в домах даже не слишком богатых и знатных дворян.
Красивее стекла было только стекло зеркальное. И знатные люди ввели моду на зеркальные двери. Особенно нравились такие двери французским вельможам. Особняки и дворцы второй половины XVIII века были сплошь зеркальными.
В Британском музее можно посмотреть на деревянные двустворчатые двери, сделанные около трех лет назад в Ассирии. Они очень красивые, украшенные изображениями богов и воинов. Это обычные дворцовые двери для парадных ворот. Створки их скрепляли бронзовыми полосами.
Такая незамысловатая конструкция понравилась древним римлянам, которые применяли ее при строительстве своих великолепных дворцов, храмов и пантеонов. Все они снабжались двустворчатыми дверями, створки которых поворачивались на стержнях – штырях.
С Западноевропейским Средневековьем традиционно связывают черепичную кровлю, которая прошла через всю эпоху Средневековья и не утратила своей привлекательности даже в XX веке.

Поначалу средневековый город представлял собой деревню и не пользовался большой популярностью у современников. Со временем города начинали расти, но не вширь, а внутрь: они как бы уплотнялись в рамках первоначальных городских стен. Когда ширина городских улочек достигла последнего возможного минимума, дома стали расти вверх за счет надстройки дополнительных этажей. Причем периметр верхних этажей нередко превышал периметр нижерасположенных. В это время сильно возросло значение чердачного пространства. Жилье на чердаке могли «себе позволить» лишь бедняки. В зажиточных домах на чердаках располагались мастерские и ателье. Нередко само чердачное помещение, расположенное под высокой крышей, делилось на несколько этажей. Памятники этого периода до сих пор можно встретить в старых городах северных столиц (Таллинна, Риги и Стокгольма) .
В позднем Средневековье большое внимание уделялось деталировке и декоративной отделке здания. Были в моде зубчатые карнизы с огромным выносом над стеной, преувеличенно украшенные оконные проемы, большое количество дымовых труб на крыше. В городах преобладали высокие двухскатные и вальмовые крыши под глиняной черепицей красно-кирпичного (на домах рядовых горожан) и черного цвета (на готических храмах) .

Черепичные крыши Средневекового Китая в цветовом отношении были значительно интереснее. Храмовые крыши покрывались черепицей голубого цвета (символа небес) , крыши императорских дворцов — золотисто-желтой черепицей (цветом роскоши и богатства) . Большинство жилых зданий Китая имели причудливую форму крыши, выложенную серой черепицей.
В это же самое время государства Руси шли особым путем, исходя из имеющи

История развития кровли

Внешний облик строения напрямую зависит от типа кровли. Именно по типу и форме кровельного перекрытия можно определить: месторасположение, в каком веке было построено здание, к какому стилю архитектуры относится.

Особенности кровли в Древнем мире и эпоху Средневековья.
Сейчас существует огромное разнообразие всех возможных видов и форм кровельного перекрытия. Но так было не всегда. Дом в Древнем Египте имел плоскую крышу. В Двуречье (Древняя Месопотамия) в основном здания строились со сводчатой крышей из кирпича-сырца. В Древней Греции, как известно, в архитектуре преобладали колонны. Они служили опорой для тростниковых крыш. Последние обмазывали глиной для герметичности. Римский дом называется «домус». Для его постройки использовали бетон (смесь извести и основного вещества). Дом имел несколько этажей с двором и бассейном посередине. Над двориком крыши не было. Чтобы вода стекала, крышу делали с небольшим наклоном к центру.
В Средние века самыми распространенными были вальмовые и двускатные крыши. Кровля изготавливалась из глиняной черепицы.

Особенности строения крыш в Древней Руси.
Поскольку в России все строительство основывалось на деревянных бревнах, то и крыша была обычная двускатная. Для кровельных работ также использовали дерево. Впоследствии, при строительстве храмов стали применять камень. Поэтому для кровли на куполах требовалась нечто более долговечное. Металл подходил для этих работ более всего. Листы из свинца и позолоченной меди долгое время составляли кровельное покрытие.
Долгое время , аж до второй половины 20 века, все кровельные конструкции были деревянные. Но с приходом эры железобетона, после окончания второй мировой, начался заметный прогресс в строительных технологиях. В это время начинает выпускаться огромное множество полимерных покрытий. Битум также широко используется при производстве кровельных материалов.

Особенности кровли на современном этапе.
На сегодняшний день существует великое множество кровельных материалов. Люди уже не так как раньше зависят от погодных условий. Черепица настолько изменилась, что почти не поддается разрушительным влиянием атмосферных явлений. Самым надежным кровельным материалом считается фальцевая кровля. Она имеет надежный замок и крепеж скрытого типа. В отличие от более ранних вариантов, фальцевая кровля не имеет сквозных отверстий. Такая крыша полностью защищена от протечек. Немаловажно и то, что дома с фальцевой кровлей идеально подходят к архитектуре современного города.

История развития кровельных материалов и технологий

Баба Яга со своей избушкой – наш Российский бренд. Избушка, как избушка. Тесно да мало жильё на курьих ножках, крыша нависает над порожком… Всё суть дерево. Издревле к нам дошло выражение «срубить город». Удивительное деревянное творение без единого гвоздя сохранилось до наших дней в Заонежье. Все русские городища были срублены из дерева на диво.

Крыши двускатные с древесным покрытием из гонта – колотых или пиленых плашек из чурок хвойных пород (ель, сосна, лиственница).

Для изготовления этого кровельного материала использовали чурки из стволов дерева без сучков. Кололи гонт, отделяя клинышки от чурки, дорабатывали их резаком до каплевидной формы, сушили до полугода.

Древесина была главным материалом для строительства на Руси. Крыши домов отличались разнообразием форм, которые зависели от значимости строения (храм, дворец, терем, палата, дом, амбар).

Избушка с крышей

В Х веке на Руси появляются первые храмы из камня и кровли из свинцовых пластин для куполов .

В ХII веке в качестве кровельного материала появились листы позолоченной меди.

В период Московского государства (ХII-ХVII в.в.) города Руси отличались многообразием кровель: металлические, деревянные. Не обошла нас стороной, ставшая традиционной в Европе и Китае, черепица.

Время меняет форму застройки, оказывает влияние на восприятие человека и подход к используемым материалам для строительства и кровельных работ. Эпоха классицизма характеризуется более высокой застройкой и уплотнением размещения домов в городах. С ростом зданий крыши, высоко поднятые над головой человека, уходят от зрительного восприятия, что позволяет резко снизить их уклон.

Ценность крыш определяется исключительно их полезными качествами. Основной архитектурный акцент в зданиях отводится их фасаду.

2-я половина XIX и начало XX веков принесла новшества в технику и материалы. Возвратилось применение разнообразия в форме крыш с использованием мансардных этажей. Окраины городов приросли индивидуальными частными постройками. В кровельных материалах лидировали стальной и асбестоцементный листы и солома.

Двигателем изменений в облике застроек городов во 2-ой половине ХХ века явился железобетон. Появились формы конструктивизма, повышенная этажность. Завершающий элемент в архитектуре здания – форма крыши, в пору бурного роста промышленности индустриального домостроении, умерла. Крыши таких зданий стали плоскими и увидеть их можно лишь с высоты птичьего полета. В индустриальное домостроение массово пришли рулонные кровельные материалы на основе битума и рубероида.

В конце прошлого и начале нынешнего веков появились новые материалы для строительства и ремонта кровель. В их создание внесли свою лепту сотрудники НПО «Гидрол-Руфинг», которыми разработаны и внедрены в промышленность и строительство новое поколение мягких кровельных и гидроизоляционных материалов - полимеров. Полимеры позволяют создавать материалы с заданным комплексом технологических и эксплуатационных свойств.

Появление новых технологий и материалов (в их числе Элоны, Кровлелоны, жидкая резина-мастика Унимаст) после периода безликости индустриального домостроения возвращает зданиям индивидуальность, дарит прочность покрытия и повышенную технологичность работ.

Важным преимуществом этих материалов, по сравнению с традиционными, является возможность создавать принципиально новые технические решения. К ним относятся сборные ковры и легкие панели покрытий полимерной кровли заводского изготовления. Это стало возможным благодаря применению разработок НПО «Гидрол-Руфинг» - высокоэластичных рулонных гидроизоляционных материалов Элон-Супер, Кровлелона марок: А – армированного; Г – гидроизоляционного; Д – дублированного и полимерных составов мастик Унимаст, которая обладает уникальным комплексом свойств: приклеивающая, герметизирующая, антикоррозионная. Пленочное покрытие из Унимаст имеет относительное удлинение более 700%, сохраняет эластичность в диапазоне температур от −55°C до +120°C.

Следующим этапом нового 21 века явилось появление безопасной технологии кровельного покрытия современных зданий. Полный отказ от горячих и горючих процессов на кровле зданий, от применения в кровельных работах газа, повышение технологичности ремонтно-кровельных работ на основе использования отечественных ЭПДМ мембран с липким слоем – Элон-Супер-Л по всей поверхности.

Читайте также: