История возникновения декоративных покрытий стен

Обновлено: 24.04.2024

Искусство выполнения панноимеет многовековую историю. О существовании панно в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты стен, украшенные узорами.

Традиции выполнения панно постоянно развивались, в веках искусство выполнения панно приобретает ещё более широкое распространение в украшении дома, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами выполнялись панно на церковные темы, украшавшие богатое жилище царей и бояр. Выполнение панно было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство выполнения панно распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий.

Каждое панно имело свое назначение. В выполненных панно того времени нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков.

Рекламная сеть Topadvert

Приёмы выполнения панно, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы панно с характерными чертами и особенностями той или иной местности.

Художественные изделия народных мастеров, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое панно отвечает своему практическому назначению.

Панно делилось на крестьянскую (народную) и городскую. Городская техника выполнения панно не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная техника была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки, настенные ковры, панно.

На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос, как в нашей стране, так и за рубежом.

Можно с полной уверенностью сказать, что тяга к прекрасному, а именно, к благоустройству своего жилища, была у человека с давних времён. Поэтому неудивительно, что декоративные краски и штукатурки на самом деле гораздо старше, чем кажутся. Рассмотрим вкратце историю возникновения каждого из этих видов декоративного покрытия.

Кто придумал декоративные краски?

Исторические свидетельства говорят о том, что родоначальниками декоративных красок были древние египтяне. Первыми полученными ими цветами были синий и зелёный. Также они додумались использовать смолу и воск в качестве плёнкообразующих и защитных веществ.

После этого не наблюдалось никаких серьёзных изменений в мире лакокрасочных материалов вплоть до 16 века. Тогда в Америке были обнаружены растения, при смешивании которых удавалось получать оттенки нескольких видов. Так как этот метод не требовал больших затрат, его тут же поставили на поток, и стали открываться предприятия по производству интерьерных красок.

Синтетические же красители были открыты сравнительно недавно – после Первой мировой войны. С тех пор прогресс в этой области продолжается.

История декоративной штукатурки

Наиболее исторически известна венецианская декоративная штукатурка, и если вы считаете, что это недавнее техническое ноу-хау, вы глубоко заблуждаетесь. Вопреки логичным умозаключениям, свою историю эта декоративная штукатурка начала не в Венеции. И тут снова стоит отдать должное продвинутым египтянам – именно они ещё 4000 лет назад стали изготавливать цветные и полированные покрытия и изысканную штукатурку, которой оформлялись пирамиды изнутри. Поэтому родиной декоративных штукатурок можно по праву считать древний Египет.

Усовершенствовали технологию уже в Греции. Там возводимые здания изнутри покрывались штукатуркой из мраморной пыли и извести – наиболее популярный состав для декоративных штукатурок по сей день.

Эстафету переняли в Италии. Так, древние римляне украшали свои здания декоративной штукатуркой, для создания которой требовалось нанести от 6 до 10 слоёв.

В эпоху Ренессанса, а точнее в 15 веке технологию декоративной штукатурки «под мрамор» опробовали в Венеции, и там она стала настолько популярна, что сегодня мы знаем её как венецианку.

Примечательно, что с тех пор сам состав венецианской штукатурки и технология её нанесения остались практически неизменными. Однако кое-что всё же изменилось. Если раньше такая отделка была доступна лишь избранным, сегодня декоративная штукатурка по карману каждому, и использовать её можно как для роскошных загородных вилл, так и для обычных городских квартир, особенно, если заказывать её у нас. Мы гарантируем доступную стоимость на материал и работы, а также неизменное качество и экологически безопасный материал.


Одной из фундаментальных потребностей человека, естественно, является тяга к эстетическому созерцанию окружающей среды. И немаловажное значение в этом вопросе имеет интерьер помещений, где каждый человек по ряду причин проводит определенное количество своего времени, будь то собственный дом, квартира, либо общественное заведение. Согласитесь, что при иных равных условиях, всегда невольно падает выбор на заведение, где интерьер выполнен более эстетично и презентабельно. Для создания современных интерьеров существует множество выразительных средств, таких, как, например, декоративная штукатурка. В настоящее время представлен широкий выбор этого материала для отделочных работ, поэтому купить декоративную штукатурку не составляет труда.

Но мало кто задумывается, откуда появилась популярность на этот вид отделки?

Существует расхожее мнение, что декоративная штукатурка появилась в эпоху Возрождения, когда мастера из Италии того времени много экспериментировали над усовершенствованием технологии использования мраморной пыли. На самом же деле это всего лишь один из этапов расцвета, так называемого «жидкого мрамора», более известного в современном обиходе, как «венецианская штукатурка». Этот вид покрытия и сейчас переживает очередной пик популярности. Но истоки он берет из Древнего Рима, когда в архитектуре одним из самых распространенных материалов был мрамор. Даже появилась красивая легенда, что изобретение этой штукатурки было абсолютной случайностью: в результате обработки камня, мраморная пыль попала в известковый раствор, и, когда мастер начал наносить получившуюся смесь на стену, то был поражен красотой покрытия. На самом же деле, точной технике изготовления декоративной штукатурки мы обязаны греческому философу Теофрасту, который подробно описал состав и технологию нанесения в своих трудах, посвященных естество–испытаниям, а мастера Древнего Рима дополнили состав мраморной пылью, которая была в избытке после обработки поверхностей из мрамора. В результате, полученный материал очень быстро покорил Древний Рим, так как позволял создавать идеально гладкие бесшовные поверхности, в точности имитирующие структуру самого мрамора, вызывая ощущение нерукотворности архитектурного творения, благодаря визуальной целостности конструкции. К сожалению, с закатом Римской цивилизации произошел и спад в развитии декоративной штукатурки и ее вековое забвение. Возможно, это связано с тем, что после эпохи Древнего Рима не наступило столь же значимой государственности, которая могла бы сравниться в помпезности и величии с ушедшей эпохой.


Декоративная штукатурка с самого начала своего изобретения носила исключительно эстетическую направленность, так как использовалась для оформления интерьеров в домах состоятельных людей. Но так же имела и ряд иных полезных особенностей. Использование штукатурки, имитирующей камень, в значительной степени облегчало конструкцию всего сооружения. Вместе с тем, штукатурка обладает отличными характеристиками влагостойкости и долговечности, что позволяет этому материалу сохранять свой внешний вид веками даже в очень влажном климате. Кроме этого, декоративная штукатурка служит помещению дополнительным слоем шумоизоляции. Если бы все эти преимущества материала были оценены по достоинству в свое время, то, возможно, развитие декоративной штукатурки не прервалось на столь длительное время.

Свой новый расцвет декоративная штукатурка получает, как уже указывалось ранее, в эпоху Ренессанса, когда ее начали изготавливать не только с добавлением мрамора, но и таких материалов, как гранит, кварц, известняк и т.д. Декоративная штукатурка своими высокими художественными качествами покорила таких выдающихся деятелей искусства, как Боттичелли, Да Винчи, Буонарроти и многих других. Великие архитекторы и художники того времени уже не мыслили свои творения без использования этого вида покрытия. С того времени декоративная штукатурка стала частью истории архитектуры и изобразительного искусства.

Стоит отметить, что прототипы декоративной штукатурки появлялись еще задолго до Древней Греции и в различных частях света, таких как Месопотамия, и в уже более позднее время в Древнем Египте, для оформления гробниц фараонов, Древних Индии и Китае, для декорирования дворцовых фасадов. Мастера того времени много экспериментировали с составом, добавляя даже вулканическую пыль, а в качестве натуральных красителей использовались сок, вино и даже кровь. Так, например, один из городов Древней Индии получил название «Розовый город», из-за полученного пигмента с добавлением крови. Так или иначе, все это создавалось для придания эстетических качеств грубым поверхностям и кирпичным стенам.

В настоящее время, естественно, больше не применяются подобные варварские смеси. Но, вместе с тем, выбор качественной декоративной штукатурки стал гораздо более богатым.


Самые распространенные виды декоративной штукатурки делятся на группы, в зависимости от их связующего элемента:

Минеральная декоративная штукатурка.

В ее основе лежит известь или цемент. Этот вид штукатурки имеет очень широкий спектр применения. Но, имеет свои недостатки. Не рекомендуется применение минеральной штукатурки в зданиях, которые подвергаются постоянным вибрациям, к примеру, непосредственная близость здания к автостраде или железнодорожному полотну.

Силикатная штукатурка.

В ее основе лежит жидкое калиевое стекло. Эта декоративная штукатурка более устойчива к вибрациям. Так же из преимуществ стоит отметить, что поверхность, обработанная этим материалом, практически не пачкается.

Акриловая штукатурка.

В ее основе лежат акриловые смолы. Довольно универсальный вид декоративной штукатурки. Применяется одинаково успешно и для отделки интерьеров, и для наружных работ. Служит идеальным покрытием для влажных помещений со значительным перепадом температур.

Силиконовая штукатурка.

Наиболее полным ассортиментом декоративной штукатурки обладают итальянские компании, специализирующиеся на отделочных материалах. В их каталогах в настоящее время представлены как классические популярные декоративные покрытия, к примеру: венецианская штукатурка, или имитация камня травертин, для создания помпезных интерьеров, так и штукатурки, имитирующие бетон или металл для современных интерьеров в стиле Loft.

Потребность украшать свое жилище появилась у наших предков еще в древнейшие времена — на стенах пещер, в которых жил доисторический человек, были обнаружены рисунки, изображавшие различных животных и охоту на них. Всеобщее восхищение вызывают великолепные росписи стен дворцов и храмов древнего Египта, Вавилона, Греции, Рима, Византии.
Искусство внутренней отделки зданий, достигавшее иногда поразительной красоты и совершенства, развивалось параллельно с развитием внешних архитектурных форм.
Однако стенная, или, как ее иначе называют, фресковая живопись, мозаика, то есть картины, составленные
из кусочков разноцветного стекла, украшение стен врезкой в них различных материалов (так называемая инкрустация), большие картины — панно, затягивание простенков тканями или завешивание коврами — все это было доступно лишь очень и очень состоятельным людям. Да и в наше время такая отделка стен жилых помещений слишком дорога, чтобы ее можно было применять в широких масштабах.
Самая распространенная в настоящее время одежда стен — бумажные обои — появилась сравнительно недавно. Впервые их начали выделывать китайцы, в Евpoпy же обои проникли лишь триста лет назад, в XVII веке. Сперва их печатали на ручных станках и выпускали в ограниченном количестве. Лишь после изобретения в двадцатых годах прошлого столетия обойно-печатной машины производство обоев получило широкое распространение. Современная машина выпускает десятки тысяч метров обоев в сутки и печатает любые сложные и многокрасочные узоры — количество оттенков на некоторых сортах, например на «ковровых» обоях, доходит до двадцати четырех. И сейчас если вы надумаете купить квартиру в Троицке, то скорее всего вы купить квартиру именно с обями.
Но обои, наряду с неоспоримым достоинством, имеют и ряд существенных недостатков: они сравнительно быстро выцветают и легко подвергаются механическим повреждениям — заденешь стену углом шкафа, передвигая мебель в комнате, и на новеньких обоях останется непоправимая царапина. Да и всякое пятно, посаженное на ибои, ничем уже не удалить.
В конце концов с этими недостатками в жилых помещениях еще можно мириться — на два-три года хватит! Другое дело — в учреждениях, где постоянно бывает много народа: тут простые обои очень скоро приходят в полную негодность. В помещениях же с большой влажностью они вообще плохо держатся на стенах, коробятся, покрываются плесенью. И, наконец, представьте себе оклеенные бумажными обоями стены железнодорожных вагонов или пароходных кают. Во что бы они превратились после первых же рейсов от соприкосновения с чемоданами и корзинками пассажиров?
Лет двадцать с лишним назад появился новый вид покрытия стен — линкруст. Само название «линкруст» происходит от двух латинских слов: «линум» — полотно и «круста» — корка. Другими словами — покрытое коркой полотно. Конечно, о настоящем полотне здесь не может быть и речи, иначе линкруст обходился бы слишком дорого. «Коркой» покрывается либо плотная бумага, либо тонкий, гибкий картон. И вот как это делается.
Лента бумажной или картонной основы, получаемая с бумажных комбинатов в виде рулонов, сбегает с катушки и проходит через специальный механизм покрытия, укрепленный поперек стола, по которому движется лента. Этот механизм представляет собой узкий корытообразный резервуар, внутри которого на продоль-
ной оси вращается валик. Лента входит в узкую щель, расположенную в боковой стенке у дна резервуара, попадает под вращающийся валик, который наносит на нее слой специального тестообразного состава, и выходит через такую же щель в противоположной стороне. Основная часть состава, которым покрывается лента, — это полихлорвшшло-вая смола, применяемая в производстве пластических масс. По внешнему виду она напоминает обыкновенную муку. Из нее-то и делают «корку» линкруста.
Для отделки вагонов этот материал просто незаменим. Все, кто ездил в поездах московского метрополитена или в цельнометаллических железнодорожных вагонах, знают, как красив и прочен покрывающий их стены линкруст. Все чаще и чаще можно его увидеть и в различных учреждениях.
На ряду с одноцветным линкрустом, отечественная промышленность начала выпускать и мозаичные линкрусты, составленные из разноцветных масс — еще более красивую и разнообразную одежду для стен наших жилищ, учреждений, клубов, театров и других помещений.

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен.

Как мы часто пользуемся чем-то и не задумываемся о том, что стоит за этим. Как это появилось на свет? Кто создатель? И как это пережило тех, кто стоял у её истоков, и шагало смелым шагом в будущее? А порой такая информация полна интересных исторических фактов и наполняет сознание и отношение к чему-то новыми ощущениями. Так и с декоративной штукатуркой, работая с этим материалом, я часто слышал о том, что данный материал не претерпел сильных изменений спустя тысячелетия и на этом вся история заканчивалась. Получить, что-то большее, поэтому поводу от собеседников составляло достаточную трудность и заканчивалось упоминанием Древнего Рима. И это меня заинтересовало, заставив попытаться узнать как можно больше из всевозможных источников. А сейчас я хочу поделиться своими новыми знаниями с Вами.

Как ни странно, устоявшееся мнение о Древнем Риме, как о государстве, где произошло зарождение материала – ошибочно, и история сохранила для нас как письменные подтверждения, так и сами образцы работ, которые уходят в более дальние тысячелетия. Кто-то указывает период 5000, кто-то 9000 лет назад, но все соглашаются с тем, что произошло это в Месопотамии (территория Ирака, восточной Сирии, Юго-Восточной Турции, Кувейта, Ирана). Декоративная штукатурка, практически, получила своё развитие одновременно с появление кирпича в строительстве. Так широко используемый в те времена известняк размельчали, нагревали и смешивали с мелом, чтобы сделать штукатурку, которую использовали повсеместно, покрывая ей стены, потолки зданий как снаружи, так и внутри помещений. Конечно, внешний вид первой штукатурки в те времена был очень грубым и далек от возможностей настоящих материалов, но уже тогда штукатурка придавала элемент эстетики помещениям.

Часто в дальнейшем на штукатурку наносили художественные образы и узоры красками. Одно из первых упоминаний в библейском повествовании, когда описывались прикрасы Вавилонского Дворца, у которого стены были покрыты известью. Тем же периодом времени датирован первый рецепт изготовления древней штукатурки, который включал в себя известь, с последующей температурной обработкой и добавлением воды. К сожалению, Вавилон много раз подвергался почти полному уничтожению, что значительно сократило число вещественных подтверждений, но т.к. шумерская народность достаточно быстро расширяла границы Месопотамии и располагала определенными навыками ведения оседлого земледелия, строились и развивались другие селения. В этих поселениях сохранившиеся архитектурные элементы и порой целые постройки с нанесенной штукатуркой подтверждают нам эти факты и своей сохранностью доказывают, что в те времена присутствовало качество достойное уважения - настолько хорошим получался материал, что поверхность сохранила сочность красок, и устойчивость к внешнему воздействию вплоть до настоящего времени.

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен.

Такие же подтверждения об использовании штукатурки нас отправляют в древнюю Индию и Китай, где применялся материал на основе гипса, который создавал эффект гладкой поверхности грубым кирпичным стенам. Люди экспериментировали с составом (гипс, известь, глина, песок, вулканическая пыль…), добавляли различные натуральные красители (соки, вино, кровь…), обменивались опытом. И тем самым вдохнули жизнь в декоративную штукатурку, которая пошла через границы, от цивилизации к цивилизации. Например, штукатурками были покрыты стены городов Индии. В одном из городов использовалась кровь в качестве пигмента, в результате чего ему дали прозвище «Розовый город».

Оштукатуренные 3000 лет назад стены египетских пирамид раствором из извести и гипса до сих пор радуют туристов и не оставляют историков без исследовательской работы. Фараоны, большие поклонники красоты и монументализма, для которых, для достижения великой цели, длительность строительства вообще не имела значения, и главным было качество, высоко оценили возможности декоративной штукатурки.

Но было и главное отличие в целях использования штукатурки в Египте от более ранних периодов в Месопотамии и других странах, где задача в основном стояла в скрытии грубости кирпича и камня при строительстве. Египет изменил назначение этого материала и перевел его в область декора. Уже в ранних гробницах, стены были покрыты известковой и гипсовой штукатуркой с повсеместным сочетанием пигмента, окраски или декорирования.

Вот такой она дошла до Южной Европы и приобрела свою популярность в Греции и Риме. Греки взяли рецепт от Египтян, и заметно улучшили его. Греческий философ, занимавшийся вопросами конкретных наук (перипатетик, последователь Аристотеля) Теофраст (360 до н.э.) точно описал изготовление штукатурки.

Таким образом, мы и добрались до Римской империи, которая использовала все возможности декоративной штукатурки максимально и добавила в этот арсенал одно из основных и красивых покрытий – «венецианская» штукатурка ("stucco veneziano"). Конечно, в те времена данное покрытие имело какое-то другое название и, к сожалению, оно не дошло до нас, а вышеуказанное наименование родилось уже в более поздние времена, о которых чуть позже.

В древнем Риме архитектура и строительство активно использовало мрамор, и он являлся самым распространенным материалом. Благородный камень придавал абсолютно всему величественность и приближенность к богам, что и требовалось для верховных правителей. В процессе обработки камня оставалось достаточно большое количество мраморной пыли и крошки, и в какой-то момент одному из мастеров пришло в голову попробовать добавить её в штукатурку и использовать для выравнивания стен и потолков.

Результат эксперимента был настолько восхитительным, что данный способ моментально разлетелся по всему Риму. Венецианская штукатурка позволяла создавать поверхности идеально гладкими с передачей структуры мрамора, а при использовании её в качестве заполнителя в соединениях камня, после затвердевания материала, придавала всей поверхности эффект целостности конструкции, вызывая ощущение нерукотворности данного творения.

Первое римское упоминание данной декоративной штукатурки, дошедшее до нас, зафиксировано в трудах Марка Витрувия Поллиона. В его трактатах об архитектуре можно найти классический рецепт покрытия (в общих чертах, описание, известковой смеси с добавлением мраморной крошки).

В годы правления Августа, Витрувий прославился созданием теории классической архитектуры, канонизировав ордерную систему ("Триады Витрувия"). Насколько он был популярен в ту эпоху и обладал авторитетностью, говорит нам то, что одна из самых известных графических работ Леонардо да Винчи – «Витрувианский человек» - это иллюстрация именно к книгам древнего архитектора.

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен.

Насколько позволяют нам проследить сохранившиеся архитектурные ценности Древнего Рима место появления, и путь развития этой штукатурки, есть утвердившееся предположение, что всё началось в Помпеи. Останки разрушенного города с его особняками, общественными сооружениями, наполненные яркими фресками и красочными сценами из мифологии, свидетельствуют о том, что строительство уже не мыслило себя без данного эффектного покрытия. При проведении анализа покрытий, было выяснено, что стены зданий того времени штукатурились тремя слоями смеси, состоящей из песка и извести, в дальнейшем, с нанесением мраморного состава, что и придавало максимальный эффект гладкой и эффектной поверхности. В тот период произошло понимание того, что данный состав в использовании менее трудоемок и дешевле, чем использование натурального камня, кроме этого, значительно облегчает вес архитектурных конструкций.

К сожалению, с затуханием самой римской империи произошел спад в развитии и использования декоративной штукатурки, это обусловлено тем, что на смену Древнего Рима не пришла иная государственность, которая могла бы посоревноваться с ней в величии и помпезности. Также было упущено из виду такое преимущество декоративной штукатурки как практичность и долговечность, которую если бы оценили в своё время по достоинству, смогло бы спасти её от векового забвения.

Последующее упоминание использования данного материала зафиксировано уже только в записях датируемых 1473 годом и являющихся документом о строительстве на одном из островов Венеции. Там достаточно подробно идет речь о подготовке стен с использованием особого известнякового состава, содержащего в себе каменную крошку.


Этот век и последующий был ознаменован в искусстве и архитектуре эпохой Ренессанса, которая неотъемлемым элементом и материалом, для подчеркивания своих творений, считала изысканно обработанный камень. Таким образом, в историю вошло использование «истрийского» камня, как отделочного материала, который в дальнейшем был заменен на специальный раствор. И это уже было первым признаком оценки штукатурки не только как декора, но и её преимуществ с точки зрения практичности, что было не маловажным фактором для района Венеции, где присутствовало постоянное воздействие воды, как на фундамент, так и повышенная влажность на всё окружающее. В результате использования декоративной штукатурки происходило облегчение всего сооружения, что снижало нагрузку на фундамент, в столь сложных условиях для строительства, а также материал позволял стенам «дышать», что очень важно при повышенной влажности и повсеместном процветании плесени. Венецианская штукатурка обрела возрождение и, усовершенствованные технологии римлян итальянскими профессионалами, стали использоваться значительно чаще в отделке помещений. С этого момента история декоративной штукатурки стала неотъемлемой частью историй изобразительного искусства и архитектуры. Многие великие классики прошлых веков не мыслили своих творений без этого материала. Рафаэль употреблял венецианскую штукатурку при росписи стен и потолков. В замке французского короля Фонтенбло нас восхищают всемирно известные фрески Россо Флорентино и Франческо Приматиче, что можно сказать и о работах Джорджио Вазари и Джулио Романо в храмах и замках Неаполя, Рима и Флоренции, которые были выполнены с использованием венецианской штукатурки.


Одним из самых влиятельных европейских архитекторов в ту эпоху являлся Андреа Палладио – родоначальник одноименного Палладианского стиля и классицизма в архитектуре с использованием декоративной штукатурки. Его творения заслужили большое уважение среди ценителей, архитектура, совмещающая в себе классические линии эпохи Возрождения, интерьерного планирования, которое не только радует глаз, но и позволяет за счет штукатурки избегать активного воздействия плесени в условиях венецианской влажности.

Самыми известными его работами являются виллы в окрестностях Виченцы и Венеции, в Италии, но и другие, среди которых три великолепных Собора в Венеции: Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе и Санта-Мария делла Салюте.

Палладио, в своё время, посещал Рим с целью изучения архитектурной истории, штудируя с особой тщательностью труды Римского архитектора Витрувия.

И в 1570 году он опубликовал труд под названием “Четыре книги об архитектуре”, что и по сей день считается величайшим вкладом современной архитектурной литературы.

А в 70-е годы 20-го века, благодаря архитектору Карлу Скарпу, самому активному пользователю декоративных покрытий в те времена, популярность декоративной штукатурки достигла своего пика, и практически весь мир узнал о чудесных качествах венецианской штукатурки.

Вот, практически, и вся история, дошедшая до наших времен материала, который скрывается в банках под различными наименованиями и расцветает, преображая помещения при его нанесении мастерами.

Читайте также: