Использование интерактивной доски в образовательном процессе

Обновлено: 03.05.2024

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INTERACTIVE BOARD / CAPABILITIES OF AN INTERACTIVE BOARD / AGE CHARACTERISTICS OF STUDENTS / EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ирина Ивановна

В данной статье автор обосновывает выбор приемов использования интерактивной доски в учебном процессе, опираясь на возрастные особенности учащихся . Рассмотрены три ступени обучения в общеобразовательной школе: I – IV классы (младшая школа), V – IX классы (средняя школа) и X – XI классы (старшая школа). Для каждого этапа приведены примеры использования интерактивной доски на различных уроках.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ирина Ивановна

Использование интерактивных технологий на уроках информатики как средства повышения мотивации учащихся к предмету

Текст научной работы на тему «Использование интерактивной доски в образовательном процессе средней школы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся»

- введение должности заместителя директора по безопасности в школах.

Более 60 % участников круглого стола высказались за проведение в 2013 г. региональной научно-практической конференции, посвященной проблемам безопасности жизнедеятельности на базе Череповецкого государственного университета, целью которой будет ориентировочные пути взаимодействия преподавателей безопасности жизнедеятельности по актуальным вопросам БЖД.

Таким образом, анализируя результаты анкетирования, мы считаем, что сотрудничество ЧГУ и средних общеобразовательных школ города является перспективным направлением деятельности университета в аспекте работы с молодежью.

Итогами круглого стола мы считаем:

- продолжение тесного сотрудничества на базе ЧГУ;

- изменение форм взаимодействия ЧГУ и школ г. Череповца с привлечением специалистов предприятий города;

- организацию курсов повышения квалификации для учителей ОБЖ средних общеобразовательных школ города.

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор А.Ф. Касторнов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В данной статье автор обосновывает выбор приемов использования интерактивной доски в учебном процессе, опираясь на возрастные особенности учащихся. Рассмотрены три ступени обучения в общеобразовательной школе: I - IV классы (младшая школа), V - IX классы (средняя школа) и X - XI классы (старшая школа). Для каждого этапа приведены примеры использования интерактивной доски на различных уроках.

Интерактивная доска, возможности интерактивной доски, возрастные особенности учащихся, эффективность образовательного процесса.

The article deals with the techniques of using an interactive board in the educational process in accordance with the age characteristics of the students. Three levels of studying at comprehensive school are considered in the article: Ist-IVth grades (elementary school), Vth-IXth grades (secondary school) and Xth-XIth grades (high school). There are given the examples of using an interactive board for each stage at different lessons.

Interactive board, capabilities of an interactive board, age characteristics of students, effectiveness of educational process.

Интерактивная доска (ИД) - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор [2, с. 96]. В последнее время она стала неотъемлемой частью образовательного процесса, хотя новинкой ее уже не назовешь. Это устройство есть практически в любой современной школе. ИД позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, схемы, диаграммы, таблицы, фотографии и др.) и интерактивности (технология «Drag and Drop», затенение экрана, утилита множественного клонирования и др.). Ее можно использовать на любой ступени обучения и при преподавании любого предмета, что с успехом и делают педагоги образовательных учреждений. Но не все учителя задумываются о педагогической целесообразности применения интерактивной доски на своем уроке. Ведь мало просто показать на ней подготовленную или скачанную из сети Интернет презента-

цию и сделать поверх всего записи от руки, необходимо еще и понимать, для какого возрастного периода какие задания лучше предлагать, чтобы занятие проходило с наибольшей пользой.

Нужно помнить, что личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем, каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии, которые и нужно постараться учитывать при подготовке к уроку с использованием интерактивной доски.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в ча-

стности, ставили Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выгодский и др. Возрастные особенности учащихся они рассматривали в разном контексте, но все сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе обучения и воспитания [3, с. 214]. Эти разработки нашли свое отражение в современной теории использования средств информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе.

Рассмотрим подробнее возможности использования ИД на разных ступенях обучения в общеобразовательной школе: I - IV классы (младшая школа), V - IX классы (средняя школа) и X - XI классы (старшая школа).

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая серьезная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими [4, с. 236]. Учителя начальных классов знают, сколько сложностей возникает с учениками этого возраста и сколько усилий нужно приложить, чтобы не только привлечь их внимание, удержать его, но и научить.

При планировании своих уроков педагогам следует помнить, что познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Мышление у детей начальной школы меняется от наглядно-образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью.

На этом этапе обучения следует весь материал к уроку оформлять ярко, красочно (например, рис. 1.), чтобы привлечь внимание ребенка, заинтересовать его. В начальной школе почти все задания на ИД воспринимаются как игра: дети с удовольствием пишут, рисуют, перетаскивают объекты, стирают, рассматривают картинки, составляют по ним рассказ (рис. 1а, 1б) и т.д. При работе с интерактивной доской особое внимание следует уделить разнообразным заданиям с использованием технологии «Drag and Drop» («Перетащи и отпусти»): сопоставить предметы (рис. 1 в), выстроить в ряд, разделить на группы, найти лишнее и мн. др. Систематическое использование ИД на уроках в начальной школе (в частности технологии «Drag and Drop») позволяет развивать мелкую моторику, учит не бояться работать с интерактивной доской и отвечать перед одноклассниками.

Средний школьный возраст (от 11 - 12 до 15 лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V - IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста - это специфическая избирательность.

При подготовке к урокам в среднем звене учителям следует помнить, что в подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждением [1, с. 353].

90*3+30*7 60*5-40*4 80*7-80*2

22т 30 кг и 22т Зц

7т 030 кг и 7т Зц

5кг 80г и 5080г

Зч 20мин и 320мин

7м 10см и 710мм

Рис. 1. Примеры использование ИД в начальной школе [5]

Еще один вид заданий, которые хорошо применять на уроках в среднем звене - это использование утилиты множественного клонирования (рис. 2в). Ученикам необходимо вставить пропущенные буквы, составить слово, произвести сравнение и т. д. В таких заданиях изюминкой является то, что ребенок не может видеть или угадать сколько раз будет использоваться тот или иной элемент, что тоже очень важно для процесса обучения в этом возрасте. Многие учителя замечают, что на уроках в V - IX классах с правильно подобранными заданиями на интерактивной доске ученики становятся более активными и заинтересованными, информация становится для них более доступной и понятной, и, как следствие, ученики становятся более нацеленными на учебу.

Для учителей старшей школы нужно помнить, что у учеников X - XI классов ярко выражено избирательное отношение к предметам. Это определяет развитие и функционирование психических процес-

сов. Восприятие в данном возрасте характеризуется целенаправленностью, внимание - произвольностью и устойчивостью, память - логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования.

Работая в старших классах, каждый учитель-предметник старается как можно быстрее выдать теоретический материал, чтобы больше времени осталось для решения задач на закрепление. За счет использования интерактивной доски в старшей школе можно увеличить темп урока, что превосходно решает эту проблему. Оптимальными приемами использования ИД, которые экономят время на уроке можно назвать «Затенение экрана» и «Порядок». В первом случае (рис. 3а) заранее подготовленный слайд нужно прикрыть шторкой («Затенение экрана»). А затем в нужный момент времени шторку сдвигать, открывая очередную порцию информации. Во втором случае (рис. 3б) слайд тоже готовится заранее, но, в отличие от предыдущего примера, информация не скрывается шторкой, а прячется за границы слайда. Для этого она просто группируется и помещается за край и по мере необходимости передвигается на нужное место. Преимуществом использования таких приемов является тот факт, что информация дается порционно, аудитория держится в постоянном внимании. Все члены образовательного процесса работают в одном темпе, заданном учителем.

В старшей школе при подготовке к контрольным, практическим работам, а также ЕГЭ очень удобно работать с дисками по предмету (рис. 3в), которые в последнее время выпускаются в большом количестве. На ИД можно демонстрировать и задания, и наглядный материал (в том числе и интерактивный), и готовые тестирующие программы. Все это позволяет изучить и отработать на уроке достаточно большой объем информации.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Бл. стит издалека, расстилается по полям, соб. ру урожай, пробираться сквозь чащу, прот. реть стекла, выб. ремся из чащобы, бл. стают зарницы, блистательные успехи,

зам. реть от восторга.

Рис. 2. Примеры использование ИД в средней школе [5]

Рис. 3. Примеры использование ИД в старшей школе [5]

Еще одним плюсом в пользу использования ИД на любой ступени обучения в школе является тот факт, что все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.

Все мы знаем, что человек в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. И при планировании урока с использованием ИД нужно стараться учитывать не только специфику предмета и урока, но и, по возможности, возрастные особенности ребенка, тогда и результаты будут значительно лучше. Для учеников младшей школы, например, задания на интерактивной доске лучше оформлять в яркой цветовой гамме, чтобы привлечь внимание. Использование технологии «Drag and Drop» позволяет развивать мелкую моторику, что важно для детей этого возраста. В среднем звене можно использовать такие возможности ИД как «Затенение ячейки таблицы», «Утилита множественного клонирования», инструменты рисования. Они позволяют выбрать такой ход урока, который будет наиболее приемлем для учеников 11 - 15 лет. В старшей школе использование приемов «Затенение экрана» и «Порядок» дает возможность увеличить темп урока,

что позволяет больше времени уделить на закрепление изученного материала, на отработку полученных навыков, подготовку к экзаменам. Все это надо постараться учитывать при работе с учениками любого возраста, ведь хороший педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана не только на знании своего предмета и владении методикой преподавания, но и на глубоком понимании возрастных особенностей учащихся.

1. Ермолаева, М.В. «Психологическая практика в системе образования» / [М.В. Ермолаева и др.]. - М. ; Воронеж, 1998.

2. Иванова, И.И. Использование интерактивной доски в образовательном учреждении / И.И. Иванова // Ученые записки. Вып. 31. - М., 2010. - С. 95 - 99.

3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.

4. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 1996.

В.А. Плешаков, А. О. Кочнев

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

В статье поднимается вопрос о потребностях, которые реализуются в интернет-среде киберпространства. Рассматривается теоретический и практический аспект заявленной проблемы. На основе анализа полученных в результате анкетирования студентов Череповецкого государственного университета данных сделаны предположения и выводы о современной специфике реализации потребностей в киберпространстве студентами ЧГУ.

Киберсоциализация, студенты, условия киберсоциализации, Интернет, потребность.

The article considers the requirements realized in an Internet environment of cyberspace. The theoretical and practical aspects of the stated problem are examined. Based on the analysis of the data survey of the students of Cherepovets state university the authors made conclusions about the contemporary specifics of realization of requirements in cyberspace.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Карасев А.Е.doc

Применение интерактивной доски в образовательном процессе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области Ичалковская средняя общеобразовательная школа

Компьютер давно уже стал необходимостью в нашей жизни, а современный урок уже трудно представить без мультимедийного проектора и без интерактивной доски. Такая доска выполняет иллюстративную функцию, что позволяет активизировать внимание учащихся на уроке, ярко представлять информацию и рационально использовать время на уроке. Кроме того поверхность доски может выполнять не только роль экрана, но и обыкновенной доски.

Интерактивные доски объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий:

- выводят процесс обучения на качественно новый уровень;

- соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции;

- помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.

Такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. При этом учитель не привязывается к своему компьютеру и не теряет визуального контакта с группой. Благодаря наглядности и интерактивности, группа вовлекается в активную работу. У обучающихся заметно повышается интерес к уроку. Ученик, которого ранее к меловой доске не дозовешься, теперь сам просится решать задачи у интерактивной доски. У обучающихся обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word, Excel или любая другая программа уже просто смешно, да и неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. Когда преподаватель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.

Если вы используете интерактивную доску, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны – учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач. По всем школьным предметам существует большой выбор ЦОР, с которыми удобно работать на интерактивной доске. На различных сайтах в интернете представлена большая коллекция цифровых ресурсов по всем общеобразовательным предметам.

В данный момент существует огромный выбор интерактивных досок от различного производителя. К каждой доске поставляется свое программное обеспечение. Если же ПО интерактивной доски по каким-либо причинам недоступно, то попробуйте создать интерактивную презентацию с помощью MS PowerPoint.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

1. позволяют учителям объяснять новый материал, стоя как в центре класса, так и у доски;

2. поощряют импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

3. предоставляют возможности сохранять и распечатывать изображения, находящиеся на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

4. позволяют использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

5. позволяют учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

6. вдохновляют педагогов на поиск новых подходов к обучению, стимулируют профессиональный рост.

Преимущества для учеников:

1. интерактивные доски делают занятия интересными и развивают мотивацию;

2. предоставляют больше возможностей для участия в коллективной работе;

3. помогают легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

4. помогают детям работать у доски с удовольствием, более творчески, с уверенностью в себе.

Использование интерактивной доски только в качестве экрана – стрельба из пушки по воробьям!

Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению преподавателя. Согласно мнению родителей и наблюдению преподавателей, у обучающихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ученик лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память обучающихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы, чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени.

Конечно, использование интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с такой доской постоянно, на каждом уроке. Тем не менее, она помогает сделать урок увлекательным и динамичным.

Интерактивные доски и их использование в учебном процессе. М. А. Горюнова.- Москва: Учреждение РАО ИПО, 2010г.

Интерактивная доска как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по сути своей логико – математической. Поэтому, одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования детей является создание условий для использования информационно – коммуникативных технологий в познавательном развитии детей. В центре внимания - интерактивная доска, и возможности её применения в работе с детьми дошкольного возраста. Интерактивная доска – это техническое устройство, экран для отображения информации и «информационное поле», где ребенок способен манипулировать объектами с целью решения игровой или учебной задачи. Интерактивная доска в современном образовательном процессе становится ключевым элементом так, как она служит для отображения наглядного материала, подаваемого с компьютера через мультимедийный проектор. Стилус – интерактивная ручка создана для манипуляций с изображением как непосредственно на доске, так и на расстоянии. Поверхность является сенсорной, и позволяет ребенку взаимодействовать с интерактивной доской с помощью пальцев рук.
Работая на интерактивной доске, педагог имеет возможность создавать и отбирать учебный материал (игры, упражнения, задания) для детей опираясь на индивидуальные особенности и уровень сформированности компетенций. Внесенная информация может храниться в файловом виде и может быть распечатана на обычном принтере.
Образовательная деятельность, с использованием интерактивной доски, несет в себе новые игровые и учебные возможности для детей старшего дошкольного возраста. Работы современных отечественных и зарубежных педагогов и психологов подтверждают необходимость использования ИКТ в логико – математическом, речевом, нравственном, социальном развитии дошкольников (С. Л. Новосёлова, Г.А. Репина, З.А. Михайлова, С. Пейпер и др.). Едино и мнение учёных в том, что интерактивная среда – это совокупность специально разработанных, валеологически обоснованных игровых компьютерных программ, учитывающих закономерности психофизиологического развития дошкольников.
Интерактивная среда как фактор логико-математического развития дошкольников влияет на процесс формирования элементарных математических представлений, и приобретает всё большее значение в силу следующих функциональных возможностей: направленность на формирование адекватной самооценки; социализирование дошкольника по субъект – субъектному пути; формирование представлений о компьютере и интерактивной доске как одном из средств знакомства с миром математики.
Используя интерактивную доску в процессе организованной образовательной деятельности по математике возможно решение следующих задач:
1. Учить детей количественному и порядковому счёту.
2. Развивать глазомер.
3. Учить классифицировать геометрические фигуры по величине, цвету, форме.
4. Закреплять умение писать цифры.
5. Учить детей ориентироваться во времени и пространстве.
6. Учить детей решать логические задачи и др.
Для решения поставленных задач педагог имеет возможность самостоятельно создавать дидактические игры с помощью интерактивной доски, например: «Поиск девятого», «Найди лишнее», «Подбери предмет по форме», «Сложи картинку» и др. Возможно использование интерактивной доски для обучения детей логико – математическим играм «Логические блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки Кюизинера», «Сложи узор» так, как позволяет привлечь в образовательную деятельность сразу несколько детей, решить вопрос с оснащением педагогического процесса, мотивировать детей на положительный результат и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи.

Как показывает практика, использование интерактивных технологий позволяет повысить качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися, обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению языка.

Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать материал на нескольких страницах к одному уроку. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен лицом к ученикам и поддерживает постоянный контакт с классом.

Технические возможности доски позволяют вернуться при необходимости к началу изложения или более сложному аспекту материала урока.

Интерактивная доска незаменима при изучении нового материала. Составление различных схем, таблиц является неотъемлемой частью анализа языкового материала.

Интерактивная доска может быть использована при фронтальной и групповой работе.

Интерактивная доска способствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации.

Материал каждого урока со всеми пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.

Таким образом использование интерактивной доски позволяет учителю:

экономить время на уроке

увеличит глубину погружения в материал

повышать мотивацию обучения

формировать коммуникативную компетенцию учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.

привлечение разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников.

учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

Интерактивная доска как средство оптимизации учебной деятельности на уроках русского языка.

Как сделать урок более продуктивным и запоминающимся?

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи. В методических поисках учителя русского языка всегда будет две составляющие: использование традиций и поиски нового. Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и уже годами отработанные педагогические приемы, т.к. соединяет преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски. Перед учителем русского языка и его учениками всегда стоят конкретные задачи - сформировать прочные умения применять знания на практике. Интерактивная доска обладает уникальной возможностью сочетать вывод на нее любой информации с компьютера с произвольным дополнением выведенного изображения подчеркиваниями, комментариями.

Интерактивная доска стала помощником учителю в его работе и помогает на уроке решать учебные, воспитательные, познавательные и эстетические задачи. Использование интерактивной доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся.. Как показывает практика, использование интерактивных технологий позволяет повысить качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися, обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению языка. Специальное программное обеспечение, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро подобрать и правильно расположить учебный материал, при этом преподаватель может использовать готовые, собранные в спецбиблиотеку картинки, блок схемы, фоны. На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить весь ход мысли.

Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать материал на нескольких страницах к одному уроку. Эта возможность позволяет не только использовать большой объем учебного материала, но и иметь про запас для сильного класса. Для такого объема учебного материала обычной доски учителю бы не хватило. Вся наглядность готовится заранее и размещается в нужном порядке. На уроке достаточно просто щелкнуть пером на определенную клавишу, чтобы открылась следующая страница. Это значительно экономит время, а учитель может держать в зрительном контроле класс. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен лицом к ученикам и поддерживает постоянный контакт с классом.

Ребенок вовлечен в проверку. Он имеет возможность постепенно открывать шторки, за которыми спрятаны ответы. Это интересный процесс, ведь вначале ученик говорит правильный ответ. Он может сам передвигать с помощью пера слова, распределяя их на группы. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть (например, самостоятельная работа), то шторкой можно закрыть часть интерактивной доски. Шторку открываем для проверки задания. Слайды с такими заданиями содержат цветные картинки. Это создает особое настроение игры и необычности. Трудные для восприятия теоретические знания в такой форме проверки обязательно запомнятся ребенку, ведь он не просто выполнял учебную задачу, а помогал «разогнать тучки» или доставал нужные окончания из корзинки. Таким образом, детям интересно на уроке, а значит, они меньше устают.

Я считаю, что интерактивная доска незаменима при изучении нового материала. Составление различных схем, таблиц является неотъемлемой частью анализа языкового материала. Это позволяет учащимся самим искать решение возникшей перед ними проблемы. А выводы легко оформить в виде таблицы или схемы. Работа с таблицей может быть самой разнообразной: устный анализ материала, перенос таблиц в тетради с последующим заполнением граф примерами слов, словосочетаний, предложений, воссоздание по памяти недостающих частей. Также при объяснении нового материала использование цветных карандашей помогает выделить главное. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, помогает выделить важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие. При закреплении знаний и отработке умений в любой момент можно вернуться к составленной таблице или схеме.

Интерактивная доска может быть использована при фронтальной и групповой работе. Ее использование позволяет разнообразить изучение предмета. Учитель, работая с интерактивной доской, может объяснить новую тему, организовать фронтальный опрос, может вызвать к доске несколько учеников, для того чтобы они показали знание теоретического материала. Благодаря интерактивной доске мы соединяем возможности компьютера с достоинствами традиционных средств обучения. Работать на интерактивной доске можно в классах с разным уровнем компьютерной грамотности, ведь для этого учащемуся вовсе не обязательно пользоваться компьютером: ученик работает у доски, только вместо мела используется маркер.

Интерактивная доска способствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах, мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации. А благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Учителю всегда хочется оставить свой урок для следующего раза, а интерактивная доска позволяет без труда это сделать. Материал каждого урока со всеми пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и уже годами отработанные педагогические приемы, т.к. соединяет преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски.

Просмотр содержимого документа
«"Использование интерактивной доски в учебном процессе"»

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи.

Как показывает практика, использование интерактивных технологий позволяет повысить качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися, обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению языка.

Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать материал на нескольких страницах к одному уроку. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен лицом к ученикам и поддерживает постоянный контакт с классом.

Технические возможности доски позволяют вернуться при необходимости к началу изложения или более сложному аспекту материала урока.

Интерактивная доска незаменима при изучении нового материала. Составление различных схем, таблиц является неотъемлемой частью анализа языкового материала.

Интерактивная доска может быть использована при фронтальной и групповой работе.

Интерактивная доска способствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации.

Материал каждого урока со всеми пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.

Таким образом использование интерактивной доски позволяет учителю:

экономить время на уроке

увеличит глубину погружения в материал

повышать мотивацию обучения

формировать коммуникативную компетенцию учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.

привлечение разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников.

учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

Интерактивная доска как средство оптимизации учебной деятельности на уроках русского языка.

Как сделать урок более продуктивным и запоминающимся?

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи. В методических поисках учителя русского языка всегда будет две составляющие: использование традиций и поиски нового. Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и уже годами отработанные педагогические приемы, т.к. соединяет преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски. Перед учителем русского языка и его учениками всегда стоят конкретные задачи - сформировать прочные умения применять знания на практике. Интерактивная доска обладает уникальной возможностью сочетать вывод на нее любой информации с компьютера с произвольным дополнением выведенного изображения подчеркиваниями, комментариями.

Интерактивная доска стала помощником учителю в его работе и помогает на уроке решать учебные, воспитательные, познавательные и эстетические задачи. Использование интерактивной доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся.. Как показывает практика, использование интерактивных технологий позволяет повысить качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися, обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению языка. Специальное программное обеспечение, разработанное для интерактивных досок, позволяет легко и быстро подобрать и правильно расположить учебный материал, при этом преподаватель может использовать готовые, собранные в спецбиблиотеку картинки, блок схемы, фоны. На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить весь ход мысли.

Важным свойством интерактивной доски является возможность размещать материал на нескольких страницах к одному уроку. Эта возможность позволяет не только использовать большой объем учебного материала, но и иметь про запас для сильного класса. Для такого объема учебного материала обычной доски учителю бы не хватило. Вся наглядность готовится заранее и размещается в нужном порядке. На уроке достаточно просто щелкнуть пером на определенную клавишу, чтобы открылась следующая страница. Это значительно экономит время, а учитель может держать в зрительном контроле класс. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен лицом к ученикам и поддерживает постоянный контакт с классом.

Ребенок вовлечен в проверку. Он имеет возможность постепенно открывать шторки, за которыми спрятаны ответы. Это интересный процесс, ведь вначале ученик говорит правильный ответ. Он может сам передвигать с помощью пера слова, распределяя их на группы. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть (например, самостоятельная работа), то шторкой можно закрыть часть интерактивной доски. Шторку открываем для проверки задания. Слайды с такими заданиями содержат цветные картинки. Это создает особое настроение игры и необычности. Трудные для восприятия теоретические знания в такой форме проверки обязательно запомнятся ребенку, ведь он не просто выполнял учебную задачу, а помогал «разогнать тучки» или доставал нужные окончания из корзинки. Таким образом, детям интересно на уроке, а значит, они меньше устают.

Я считаю, что интерактивная доска незаменима при изучении нового материала. Составление различных схем, таблиц является неотъемлемой частью анализа языкового материала. Это позволяет учащимся самим искать решение возникшей перед ними проблемы. А выводы легко оформить в виде таблицы или схемы. Работа с таблицей может быть самой разнообразной: устный анализ материала, перенос таблиц в тетради с последующим заполнением граф примерами слов, словосочетаний, предложений, воссоздание по памяти недостающих частей. Также при объяснении нового материала использование цветных карандашей помогает выделить главное. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, помогает выделить важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие. При закреплении знаний и отработке умений в любой момент можно вернуться к составленной таблице или схеме.

Интерактивная доска может быть использована при фронтальной и групповой работе. Ее использование позволяет разнообразить изучение предмета. Учитель, работая с интерактивной доской, может объяснить новую тему, организовать фронтальный опрос, может вызвать к доске несколько учеников, для того чтобы они показали знание теоретического материала. Благодаря интерактивной доске мы соединяем возможности компьютера с достоинствами традиционных средств обучения. Работать на интерактивной доске можно в классах с разным уровнем компьютерной грамотности, ведь для этого учащемуся вовсе не обязательно пользоваться компьютером: ученик работает у доски, только вместо мела используется маркер.

Интерактивная доска способствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах, мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации. А благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Учителю всегда хочется оставить свой урок для следующего раза, а интерактивная доска позволяет без труда это сделать. Материал каждого урока со всеми пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.

Таким образом использование интерактивной доски позволяет учителю:

экономить время на уроке

увеличит глубину погружения в материал

повышать мотивацию обучения

формировать коммуникативную компетенцию учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока.

привлечение разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников.

учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

Вывод: на уроках русского языка интерактивные технологии позволяют за меньшее количество времени повторить, закрепить и обобщить больший объем информации, а следовательно, повысить качество знаний учащихся по предмету.

Роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Намечаются тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые возможности видеоконференцсвязи, использование возможностей интерактивной доски.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.)

Интерактивные доски как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Интерактивная доска – это новые возможности.

Как обобщить и систематизировать объемный материал за один урок? Как привлечь и активизировать внимание и мышление на уроках повторения?

Один из способов решения этой проблемы – использование ИД, которая дает возможность мобильно и емко решить вопросы повторения, систематизации и обобщения объемного материала.


Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

Так на уроке письма и развития речи применение интерактивной доски позволяет выполнить большое количество разнообразных заданий, провести работу с текстом, который нужно было не распечатывать, и, в отличие от использования обычной презентации, при выполнении заданий с грамматически правильным продолжением предложения можно было передвигать предложенные продолжения, подбирая подходящее, исправлять ошибки.

Одна из задач, которую позволяют решать интерактивные доски и сенсорные дисплеи, - уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала.

Таким образом, ИД помогает в организации групповой и индивидуальной работы, предоставляет возможность коллективного выполнения задания у доски, привлечения большего числа учащихся к активным формам работы.

Как привлечь внимание и мобилизовать мышление и память, объясняя новый материал?

Интерактивная доска – это интерес к излагаемому материалу, следовательно, к предмету. Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал. К неоспоримым преимуществам доски нужно отнести возможность включения любой программы, которая открыта на компьютере, вы можете работать с ней прямо на интерактивной доске. Легко вставить имеющиеся в единой коллекции ЦОР флэшки, картинки, видеофрагменты, музыку.

Ученик, вызванный к ИД, выполняет задание учителя и тесно взаимодействует с современными технологиями. Чем больше практики в школе - тем квалифицированнее вырастет специалист. А презентация на проекторе - это не практическое занятие, ученики не могут, как на интерактивной доске, вносить изменения, поэтому могут и не следить за слайд-шоу.

Ребенок переключается с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.

На уроке «Имя существительное» в 6-м классе, выполняя задание: «Найди лишнее слово», учащиеся могли услышать звуковой ответ: «Молодец», «Подумай еще». При объяснении нового материала использовались флэшки из единой коллекции ЦОРов, которые отличались яркими красочными образами, прекрасно были озвучены.

Ребенок при работе с ИД не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.

Запас изобразительного и видео-материала при подготовке к уроку безграничен. В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти великое множество компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

ИД заинтересовывает учащихся, а в результате активизируются внимание, зрительная память, и как следствие - повышение эффективности обучения.

ИД позволяет применить различные формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий и деление материала на группы, проведение графической работы с текстом, «мгновенная проверка» выполненного задания. Особенно это важно при анализе текста на уроках чтения и развития речи.

Игры, являющиеся основным методом обучения, воспроизведенные с помощью электронного оборудования, снимают проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

С помощью ИД возможно опробовать заранее приготовленные учениками упражнения к уроку и проверить домашние задания, при этом воспользовавшись инструментом «ластик». Учитель станет иллюзионистом, когда волшебный ластик вдруг на чистой странице проявит картинку или текст.

Интерактивная доска прочно вошла в нашу повседневную школьную жизнь. Спектр ее применения на уроках в достаточной степени широк.

Прежде всего, это великолепное дополнение к тем технологиям, которые уже давно применяются в образовательном процессе.

В этой связи хотелось бы выделить ряд неоспоримых достоинств интерактивной доски.

Во-первых, ИД позволяет существенно экономить время на различных этапах урока. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим.

Во-вторых, интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении. Подготовка к уроку с использованием доски происходит технологично и не занимает больше времени, чем подготовка урока с помощью других компьютерных программ. Освоение приемов работы с доской не вызывает трудностей благодаря четкой структуре и наглядному интерфейсу.

В-третьих, она позволяет качественно строить графические объекты. Тем, кто пробовал с помощью мела, циркуля и угольника работать у обычной доски, это особенно понятно.

В-четвертых, доска позволяет рассматривать ряд задач развивающего характера, проверка решения которых на обычной доске затруднена.

В-пятых, использование материалов из других сторонних источников расширяет возможности работы при подготовке к уроку

В-шестых, возможность распечатать материалы также создает дополнительные удобства в работе.

В-седьмых, очень важный момент связан с гигиеной труда преподавателя и школьника. Меловая пыль воздействует на легкие не лучшим образом, мало того, она отрицательно влияет на технику и эргономику учебного процесса. В-восьмых, высокое качество картинок и шаблонов позволяет создавать яркие и привлекательные материалы, воспитывающие в детях эстетический вкус.

В-девятых, возможность индивидуально-дифференцированного подхода;

В-десятых, оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.

И, наконец, наша доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам.

большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока (если нет опыта);

здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем предметником.

Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Развитие интересов каждого школьника – это лучший, наиболее эффективный способ работы нашей образовательной системы.

Читайте также: