Использование интерактивной доски в коррекционной школе

Обновлено: 18.04.2024

В статье приводятся данные результата внедрения в образовательный процесс ГКОУ РО школы-интерната VIII вида компьютерных технологий, а в частности работу с интерактивной доской и влияние этой формы организации учебного процесса на успеваемость обучающихся.

ВложениеРазмер
moya_statya.docx 26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивной доски на уроках и воспитательных мероприятиях в ГКОУ РО школе-интернате VIII вида п.Матвеева Кургана

В статье приводятся данные результата внедрения в образовательный процесс ГКОУ РО школы-интерната VIII вида компьютерных технологий, а в частности работу с интерактивной доской и влияние этой формы организации учебного процесса на успеваемость обучающихся.

Современную школу уже нельзя представить без технических средств. Использование их на уроке даёт учителю возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более ярким, доступным и запоминающимся, следовательно, продуктивным.

Современные информационно-коммуникативные технологии используются нами в образовательном процессе. Среди технических новинок, особое место занимает интерактивная доска (ИД), дающая возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, более доступным, что вызывает не только интерес обучающихся, воспитанников к обучению, но и положительно влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе-интернате. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения.

Применение интерактивной доски позволило учителю:

- намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала;

- организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом, не нарушая привычный ритм и стиль работы.

В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением интерактивной доски и мультимедийного проектора. Интерактивная доска проста в использовании. Все педагоги нашей школы стараются проводить все уроки с применением интерактивного комплекса.

Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, это гораздо более доходчивый способ преподавания. Все обучающиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски начали проявлять активность на уроках. Ответы детей перед интерактивной доской позволяют учителю наладить с классом действенную обратную связь.

Первой реакцией обучающихся, воспитанников на возможность работы в ходе занятий с интерактивной доской был ярко выраженный энтузиазм - изменения от одного прикосновения выглядели очень эффектно. Сразу стало очевидным преимущество новой технологии перед устоявшейся практикой работы. Следующее преимущество интерактивной доски перед индивидуальной работой было связано с тем, что некоторые обучающиеся, воспитанники не имели достаточной компьютерной грамотности, но освоить интерактивную доску для них не составило большого труда. Даже одного увиденного всем классом изображения достаточно , чтобы началась дискуссия.

Объяснение материала с использованием интерактивной доски позволило проводить уроки ярче, информативнее и увлекательнее. Действия, происходящие на доске, буквально завораживают детей, и даже отстающие обучающиеся, воспитанники не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска на уроке - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их.

Интерактивная доска помогает обучающимся, воспитанникам:

- преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски;

- легко вовлекает их в учебный процесс.

- легко и уверенно раскрывать способности, яркие стороны характера.

- привлекает внимание детей к процессу обучения, повышая мотивацию.

В классе не остаётся равнодушных детей, все предметы становятся доступными и увлекательными.

Как говорят дети, интерактивная доска - это «супер»! Трудно описать все достоинства. Учебный процесс проходит достаточно легко, интересно и весело. Детям нравится работать на уроке, им легко и интересно - это главное.

Грамотное применение информационных технологий в учебном процессе способствует развитию у обучающихся, воспитанников мышления, восприятия, повышает мотивацию учения и стимулирует у них познавательный интерес.

Работа с интерактивной доской увлекательна и для педагогов. У учителя появилась возможность применять электронные учебники, адаптировать наглядные пособия, проводить презентации учебного материала по различным предметам и темам. С ее помощью можно легко объяснять учебный материал, увеличивать и показывать репродукции картин художников, географические карты, рисовать схемы, таблицы, в игровой форме проводить устный счёт, моделировать совместно с детьми условия математических задач. Разнообразие форм предъявления информации делают ИД не только привлекательной, но и доступной для усвоения обучающимися, воспитанниками учебного материала, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.

Творческие учителя нашей школы освоили программу Power Point и часто используют свои презентации на уроках и воспитательных мероприятиях. Учебный и воспитательный материал предстает для детей как система ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Интерактивная доска позволяет учителю и обучающимся, воспитанникам во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.

Наша школа-интернат приобрела Детскую мультимедийную энциклопедию Кирилла и Мефодия. Учитывая то, что на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает ценное время. Мы пришли к выводу, что нужно готовить комплект презентаций, которые будут предоставлять собой электронные сопровождения к урокам. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческие учителя, имеющие навыки работы на компьютере, могут подготовить богатейший материал к уроку.

В тоже время важно понять, что ИД – не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы и делает занятия интересными и увлекательными. К урокам нужно готовиться более тщательно, готовить интерактивные уроки, искать материалы в интернете, создавать свои. Интерактивная доска – это просто удобный помощник.

Не стоит думать, что ИД должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования можно достичь только тогда, когда она используется грамотно, с соблюдением всех рекомендаций специалистов. Тем более, что новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения.

Опыт использования ИД обучающимися, воспитанниками с особыми образовательными потребностями дает возможность качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе. Ведь современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, к формированию информационных компетенций.

Современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для коррекционных школ VIII вида электронными программами по учебным предметам, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций). Наша интерактивная доска сопровождается системой интерактивного голосования, которая позволяет организовать обратную связь с обучающимися, воспитанниками с минимальными затратами времени.

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов разного уровня сложности позволяет актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к детям.

Обучающимся, воспитанникам при работе с интерактивной доской отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, дети под руководством учителя учатся сравнивать, выделять главное, анализировать, делать обобщения. Таким образом, учитель организовывает единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности обучающихся, воспитанников.

Использование интерактивной доски в ГКОУ РО школе-интернате VIII вида п Матвеева Кургана позволило создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания и воспитания, организации и проведения внеклассных мероприятий, а также способствует росту профессионализма и самообразованию учителей, позволяет создать условия для более глубокого и качественного усвоения обучающимися воспитанниками основных знаний, умений и навыков, обеспечивает развитие учебно-практической деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Роль и значение использования интерактивной доски на уроках истории в коррекционной школе VIII вида.

В последние годы все более глубоко исследуется вопрос о применении мультимедийных технологий в коррекционной школе. Так как это не только современные технические средства, но и совершенно иные формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей.

К числу специализированыx мультимедиа-средств, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения , необходимо отнести интерактивные доски.

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Интерактивная доска помогает реализовывать на практике такие традиционные методы обучения как наглядный и практический. С точки зрения психологических особенностей умственно отсталых учащихся было доказано, что при опоре на наглядность в памяти детей остается 37 процентов информации, а при практическом – до 70 процентов информации.

Среди преимуществ использования мультимедиа в сфере специального (коррекционного) образования можно отнести:

- визуализацию абстрактной информации за счет динамического представления исторических процессов

- визуализацию объектов и событий.

Визуализация является немаловажным фактором, если учитывать особенность восприятия умственно отсталых учащихся, а именно склонность к чувственному усвоению исторических знаний. Эта особенность отмечалась в работах Б. П. Пузанова, В.Г.Петровой. «Вводя школьников в мир сложных общественных отношений отдельных эпох, учитель должен обеспечить условия для возникновения у них соответствующих ощущений зрительных, слуховых, осязательных, - пишет В.Г. Петрова [1]

Итак, интерактивная доска помогает решать основной вопрос дидактики – наглядность. Наглядно представленный материал легче воспринимается учениками, и процесс его усвоения идет активнее.

Комплект "Интерактивная доска" - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений.

Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора "мышь".

Само понятие «интерактивность» образовательных средств понимается как «возможность активного взаимодействия пользователей (учителей и обучающихся) с этими средствами»

Применение интерактивной доски на уроках истории педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся.

Во-первых, использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

Во-вторыx, используется доска на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений. С помощью данной техники можно организовать индивидуальную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива, укреплению межличностных отношений.

В-третьиx, доска помогает организовать разные виды работы: интеллектуальные и творческие; способствует развитию мелкой моторики.

Большое значение приобретает интерактивная доска в формировании временных и пространственных представлений умственно отсталыми учащимися на уроках истории России.

Интерактивная доска может быть использована в активном и пассивном режиме. Пассивно интерактивную доску можно использовать как экран для демонстрации компьютерных презентаций, видео, Интернет-ресурсов.

Активно использовать интерактивную доску позволяют функции:

- «Электронное перо» - заполнение пропусков в тексте, рисование объектов;

- «Маркер» - штриховка, раскрашивание объектов;

- «Перетаскивание» - соотнесение одних графических объектов с другими;

- «Шторка» - поэтапное предоставление информации.

Наблюдаются следующие возможности применения интерактивной доски.

Использование доски для демонстрации презентаций, в ходе которой делаются различные записи: вставить пропущенное слово, соотнести дату с веком, установить последовательность событий. Доска дает возможность работать с такими заданиями фронтально.

При работе с картой учитель получает возможность графически выделять место, где происходило событие, акцентируя внимание учеников, графически выделять границы государств, направление движения военных походов или войск.

Особое значение при изучении исторического материала имеет возможность выделения в тексте при работе на интерактивной доске. На уроках истории необходимо организовать работу с письменными историческими источниками. Выполнение такой работы индивидуально, как правило, вызывает затруднения у ребят и воспринимается ими как скучная и рутинная работа. Интерактивная доска дает возможность работать с историческим источником наглядно для всего класса, импортируя текст в формате Документ Word в интерактивный режим работы. Учитель задает вопрос к документу, а ученики выделяют маркером, нумеруют и подчеркивают на доске в тексте источника фрагменты, подтверждающие их ответы.

При помощи интерактивной ленты времени можно организовать, работу с датами; провести быстрое закрепление или проверку.

По типам задания выделяют 10 групп:

2. «Заполни пропуск»

3. «Историческая карта»

4. «Личности в историческую эпоху»

5. «Лента времени»

7. «Контурная карта»

8. «Расположи в хронологической последовательности»

9. «Реши кроссворд»

10.«Схемы и таблицы»

Таким образом, использование интерактивной доски на уроках истории в коррекционной школе VIII является перспективным, на наш взгляд, направлением в формировании временных и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе

Сегодня традиционные инструменты преподавателя и ученика (доска, мел, ручка, тетрадь) предстают в новом исполнении. Их рационально заменяют компьютерные средства обучения, например, интерактивные доски.

Все чаще мы слышим, что наш век – век информационных технологий, что без широкого внедрения сегодня никак не обойтись, однако, часто бывает, что это не всегда так. Где-то не хватает оборудования, где-то не хватает навыков работы с ним, поэтому мне хотелось бы поделиться с вами крупицами своего опыта работы применения интерактивной доски в образовательной учебной деятельности. Возникло, конечно, первоначально много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью ИД ? И самое главное, где найти время, чтобы ответить на эти вопросы и разобраться в этом чуде.

Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.

Использование программного обеспечения интерактивной доски.

Интерактивная доска - это большая панель, на которой отображается та же информация, что и на дисплее вашего компьютера.

Интерактивная доска позволяет демонстрировать для аудитории учеников:

специальное обучающее программное обеспечение;

содержание дисков CD, DVD и других носителей;

·графические файлы (изображения, рисунки, фотографии т. д)

Назначение и возможности интерактивной доски:

предоставить новый учебный материал в новой интерактивной форме

вовлечь в объяснение и проверку знаний большинства учеников

вызвать интерес к изучаемому учебному материалу

создать и провести дидактические игры

разработать множество интерактивных заданий на автоматическую проверку доской

совмещать формы работы с интерактивной и с обычной доской и учебниками

hello_html_2051df5d.jpg

развить творческий подход в подготовке к урокам, как у учителей, так и у учащихся

Каковы преимущества интерактивной доски?

В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? Почему интерактивные доски становятся все более популярными? Почему школы не жалеют денег на приобретение столь дорогостоящего оборудования для кабинетов?

* Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.
* Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.
* Интерактивные доски позволяют учителю увеличить объём воспринимаемого материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.
* Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
* Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.

Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными. Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем. Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.

* Интерактивные доски в течение некоторого времени позволяют формировать положительный эмоциональный настрой на учение.

hello_html_m2c716a68.jpg

Формы использования интерактивной доски на уроке.

-работа с мультимедийными пособиями. Загружаешь, как обычный диск, устанавливаешь выбираешь тему и дети выполняют задание. Форма работы и индивидуальная и фронтальная.

-работа с ресурсами интернета (Во-первых ресурс уже можно скачать, их мало, но они есть, и это радует, хочется надеяться, что их со временем будет больше, ведь это дешевле чем покупать диск и использовать его интерактивные возможности в классе. Но при этом обязательно при скачивании надо пометить, что пособие для интерактивной доски, если этого не сделать, то ресурс не будет обладать интерактивными возможностями, а будет выполнять только иллюстративную функцию. Эти пособия могут содержать в себе, как разовое задание, так и готовый материал к целому уроку. К сожалению, мы этого делать не можем.)

-работа с материалом, созданным самим учителем

- создание простейшего дидактический материал для работы на уроке

а) набор текста с использованием экранной клавиатуры;

б) форматирование текста с использованием ресурсов интернет доски;

в) создание объекта;

г) группировка объектов;

д) перемещение объекта на задний план, целях достижения дидактической цели;

е) вставка декор. элементов в дидактический материал для создания положительного эмоционального настроя либо достижения определённой дидактической цели.

-делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений
(маркирование на отсканированной странице, рассматривание картин с помощью рамки)- управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) - использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.
- изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски. - изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок. -сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках.
- сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради

-демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса - демонстрация учебных видеороликов
- создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши -создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке
- при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика, а также проводить тестирование, результаты которого ребята видят сразу, потому что ответы обрабатывает сама умница доска

Примерные задания по математике в начальной школе с использованием интерактивной доски.

Сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру (фигуры выбираются из коллекции которая есть в каждой интерактивной доске).

Разбей фигуры на группы по признакам (абсолютно любым). Фигуры двигают дети.

Собери новую фигуру (Это задание очень нравится малышам. Они сами двигают фигуры и получают забавные картинки, оно развивает творческие способности и воображение.).

Обведи фигуру (это можно сделать двумя способами. Маркерами и линиями с панели управления доской)

Удалите или добавьте лишнюю фигуру

Докажи, что фигуры больше или меньше другой (путем наложения)

На уроках чтения и письма : «Незаконченное предложение», «Соотнесение частей пословиц», «Установление соответствий». Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, готовые схемы можно найти в Интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом.

При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: «Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов».

При обучении письменной речи и правописанию мною используются задания «Заполнение пробелов», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками». Большим подспорьем выступают функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.

При отработке грамматического материала используются приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем».

Вместе с тем считаю неправильными категорические утверждения, что результаты учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но отмечаю, что ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал.

Каковы основные преимущества использования интерактивной доски на уроках и в работе за рамками урока:

1.Интерактивные доски позволяют мне увеличить количество иллюстративного материала на уроке, используя подготовленные графические и текстовые файлы, аудио и видеоматериал.

2. Интерактивные доски позволяют учителю в полной мере реализовать использование интерактивных заданий, тестов, упражнений направленных на развитие навыка счёта, развитие речи, выразительного чтения.

3. В работе творческих мастерских за рамками урока использование интерактивной доски позволяет развивать индивидуальные творческие, интерактивные коммуникативные и артистические способности учащихся.

4. Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, дебатах на уроках.

5. Интерактивные доски позволяют оперативно организовать и проводить мониторинг знаний обучающихся в классе.

При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

1.Наличие чисто технических проблем.

2.Большой проблемой считаю отсутствие или малодоступность программного обеспечения.

3. Увеличиваются временные затраты на подготовку урока.

4. Необходимо также помнить о временном ограничении работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества .

В процессе обучения использую ИД:

• как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Применяемые технологии:

1. коммуникативно-ориентированного обучения

2. развития познавательных интересов

3. активизация учебной деятельности

4. учебно-познавательная игра

5. информационные технологии

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

Учащиеся моего класса не все владеют элементарными навыками работы с компьютером.У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

При использовании интерактивной доски у меня не возникает

необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр.

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображенным на доске.

Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки», у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. Также я использую на своих уроках такую функцию интерактивной доски, как «шторка», которая позволяет закрывать часть (или полностью) экрана, как верху вниз, так и справа налево. Например, учащиеся на уроке размышляют, решают проблемный вопрос, а верный ответ на него прячется за «шторкой». Дети выполняют это упражнение за партами индивидуально в тетрадях. При всем разнообразии функций доски стоит помнить, что планировать свои уроки надо так, чтобы ребята работали с интерактивной доской в соответствии с требованиями СанПиН.

Подводя итог, хочется отметить, что все технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя. Именно педагоги делают уроки интересными, детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это только инструмент. И важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от нас самих, от того как мы используем те или иные ее возможности.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска (InterwriteBoard). Возможности доски настолько большие, насколько велики возможности компьютера в учебном процессе. Коррекционная школа– не исключение.

ВложениеРазмер
Статья 20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Уруссинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида”

Тема: Использование возможностей интерактивной доски на уроках в коррекционной школе VIII вида.

Учитель татарского языка и литературы:

Фаткуллина Зиля Алямовна.


Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска (Interwrite Board) .

Возможности доски настолько большие, насколько велики возможности компьютера в учебном процессе. Коррекционная школа– не исключение. Доска – удобное, приспособленное для работы с аудиторией средство отображения.

Но перед тем, как приобрести интерактивную доску в коррекционную школу, имеет смысл подобрать детские компьютерные развивающие программы, такие, которые подходят для вашей работы - их сейчас много.

Интерактивная доска помогает детям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который обучающиеся могут взять домой для самостоятельной работы. Возможность записи в видеофайл позволяет также при отсутствии ученика на уроке по болезни не только просмотреть действия, которые учитель делал на занятии у электронной доски, но и прослушать объяснение, если педагог при этом использовал микрофон. Тем самым достигается эффект присутствия ученика на уроке. Эти же технологии используются при обучении больных детей, имеющих домашний компьютер на дому.

Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Ученики могут делать записи на доске маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения.
Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Преподаватели замечают, что благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения.
Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Дети также взаимодействуют с материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки своим пальцем.
Интерактивные доски не только побуждают детей к активной работе, но и помогают вам донести материал до каждого ученика в классе. Никакое другое оборудование для учебного класса не дает таких возможностей. Хотя на мониторе компьютера и отображаются все необходимые программы, его размер не позволяет всему классу участвовать в работе. Большой экран, на который проецируется информация, виден каждому ученику, но вам приходится постоянно бегать от этого экрана к своему компьютеру.
С помощью интерактивной доски вы можете завладеть вниманием всего класса, не отходя от экрана. Дотрагиваясь до его поверхности, вы можете совершить интерактивное путешествие в другие страны мира, чтобы рассказать ученикам о различных культурах.
Чтобы привлечь внимание учеников, вы можете использовать еще одну возможность: инструмент «прожектор» и «затенение экрана» позволят вам раскрывать информацию так, как вам захочется, а, делая пометки электронными чернилами поверх любого приложения или сайта, вы легко объясните любой материал.
Интерактивная доска позволяет открывать на интерактивной доске сразу несколько окон, а также предлагает обширную коллекцию рисунков и обучающих материалов, которые помогут вам в проведении занятий. В классе вы просто открываете ваш заранее подготовленный файл на интерактивной доске. А затем вы можете фиксировать идеи учеников, писать поверх веб-сайтов и сохранять всю необходимую информацию в этом же файле. Время урока должно быть посвящено изучению новой темы, а не поискам нужных материалов или чтению длинных лекций, которые ученики должны записывать слово в слово. Если вы сохраните материалы прошедшего занятия, они всегда будут доступны для тех, кто отсутствовал, и, возможно, они пригодятся вам и в следующем году.
Интерактивные доски делают уроки увлекательными и помогают ученикам лучше усвоить материал.

Кроме того, интерактивные доски могут пригодиться не только во время уроков. Используйте ее на учительских собраниях, чтобы решить проблемы по улучшению работы в школе. Также для компетентного использования интерактивной доски на уроках, учителям рекомендуется провести семинар или методический совет, посвященный инновационным технологиям.
Сохраняйте все ваши записи, ведь вам обязательно захочется рассказать другим преподавателям об уроках, которые вы проводите, и успехах, которых достигают ваши ученики.
Основные возможности.
— Работайте с приложениями и веб-сайтами, всего лишь касаясь пальцем доски;
— Пишите поверх приложений, веб-сайтов и электронных видеоизображений — для этого не нужны специальные устройства;
— Сохраняйте все свои записи;
— Используйте в своих уроках готовые рисунки по нужной теме;
— Готовьте занятия с помощью бесплатного программного обеспечения по орфографии и математике, пишите на доске, фиксируйте и развивайте идеи.
Преимущества работы с интерактивными досками.
• Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами;
• Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;
• Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.


Интерактивная модель обучения подразумевает процесс обучения в условиях по­стоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, когда ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивное обучение как педагогическую технологию мы рассмат­риваем как разноуровневое и разноаспектное взаимодействие. Прежде всего это взаимодействие людей: учителя и ученика, учеников между собой. Но только этим не ограничивается сегодня понимание интерак­тивности: важно обеспечить полноценное взаимодействие ученика с учеб­ным материалом. Часто интерактивную модель обучения напрямую связывают с ком­пьютером, полагая, что без него “настоящей интерактивности” не до­стичь. Это мнение ошибочно, поскольку продуктивные диалоговые технологии (коллективные способы обучения, игры, мастерские, де­баты и пр.) вполне успешно использовались тогда, когда в школах не было современных компьютерных классов, и давали замечательные результаты.

Содержимое разработки

Государственное казенное

общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Матвеево-Курганская специальная школа-интернат»

(ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат)




В современном мире для любой организации, в том числе и школы уже недостаточно просто приобрести проектор или экран. Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Компьютер является центральной фигурой в данном процессе. А также дополнительное оборудование, которое помогает перевести обучение на новый уровень. Всему этому способствует внедрение в учебный процесс не только компьютеров, но и мультимедийной и интерактивной техники, такой например, как: мультимедийные проекторы и интерактивные доски.

В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. В современной школе применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. В этом учителю помогает новое современное техническое средство – интерактивная доска, которая сменила меловую и маркерную доски.

Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающегося и обучающего. При этом мы обычно в роли обучающего видим учителя. Но сегодня у учи­теля есть замечательные помощники в деле обучения - компьютеры и иные средства информатизации, способные работать в интерактивном режиме.

Интерактивная модель обучения подразумевает процесс обучения в условиях по­стоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, когда ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивное обучение как педагогическую технологию мы рассмат­риваем как разноуровневое и разноаспектное взаимодействие. Прежде всего это взаимодействие людей: учителя и ученика, учеников между собой. Но только этим не ограничивается сегодня понимание интерак­тивности: важно обеспечить полноценное взаимодействие ученика с учеб­ным материалом. Часто интерактивную модель обучения напрямую связывают с ком­пьютером, полагая, что без него “настоящей интерактивности” не до­стичь. Это мнение ошибочно, поскольку продуктивные диалоговые технологии (коллективные способы обучения, игры, мастерские, де­баты и пр.) вполне успешно использовались тогда, когда в школах не было современных компьютерных классов, и давали замечательные результаты.

При этом мы понимаем, что компьютер, работа которого основана на постоянном диалоге с пользователем, является эффективным сред­ством, способным поддерживать интерактивные технологии.

Интернет как интерактивная среда сегодня активно используется в процессе обучения и рассматривается как важный и действенный инст­румент формирования важнейших компетенций.

Таким образом, насыщение школ компьютерной техникой и подклю­чение к Интернет стали стимулом для нового витка развития интерактив­ных технологий в образовании.

Интерактивные технологии, реализуемые на базе компьютера, сегод­ня развиваются в разных направлениях. Одним из них является использование современного оборудования, в основе которого из­начально заложена идея интерактивности, способности находиться в живом диалоге с пользователем. Рассмотрим особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе.

Сегодня рынок информационных технологий предлагает достаточно много интересных решений для сферы образования, а инструменты для ведения интерактивного обучения являются неоспоримыми лидерами.

На сегодняшний день существует огромное количество интерактивной техники. Представлено несколько технологий (и, соответственно, типов оборудования) интерактивных устройств. В большинстве своем это интерактивные доски, интерактивные приставки и интерактивные проекторы.

Все три типа решают основную задачу – постоянное взаимодействие с компьютером во время проведения презентации и показа видеоматериала. В этом – их основное назначение и сходство. Более подробно остановимся на рассмотрении использования в образовательном процессе интерактивной доски.

Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Она удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно.

Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с ее использованием – достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

Использование интерактивной доски позволяет на уроке создать проблемную ситуацию и возможность разрешить ее, выполняя виртуальные задания, мини-исследования. Эффективность обучения обеспечивается за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой.

Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

Можно выделить следующие основные преимущества работы с интерактивными досками:

усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с различными ресурсами;

предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;

делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;

Некоторые технологические приемы при работе с интерактивной доской:

- На уроках математики возможность использования клеточного поля и построения на нем прямых и точек позволяет заготовить для урока большое многообразие упражнений и задач.

- Упражнения типа «установить соответствие» используются на уроках по разным предметам, когда учащимся необходимо захватить текстовый объект и перетащить его в нужную по смыслу область рабочего поля интерактивной доски.

- Эффективно работает прием выделения фрагмента рисунка и его подписи с помощью электронного маркера при работе с картами и схемами.

- Возможность работы с текстом как с отдельными блоками помогает учителям при его разборе или анализе. Меняя порядок слов в предложении, можно добиться максимальной наглядности при построении, например, вопросительного предложения или конструировании нового. Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию. Учителя-словесники успешно используют электронные заготовки текстов для выполнения большого количества упражнений по расстановке знаков препинания.

Факты позволяют утверждать, что интерактивные доски сделали обучение более наглядным, отчего ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность, возможности интерактивной доски поощряют участие детей в уроке и концентрируют их внимание множеством разнообразных способов, использующих, все пять чувств, что очень важно в обучении школьника.

Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ

Использование информационных технологий в коррекционном ОУ помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют развивать восприятие ребенка, которое связано с функционированием различных сенсорных систем: и визуальной, и аудиальной и особенно кинестетической. Именно кинестетическая система связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.

Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных методик с применением интерактивного оборудования помогает решать многие проблемы в обучении детей с особыми потребностями.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Интерактивная доска является удобным инструментом в организации учебного процесса.

Особенность интерактивной доски – тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения. Доска реагирует на прикосновение пальцев как на нажатие компьютерной мыши.

Методические образовательные решения на основе технологии Smart Board позволяют опираться на естественные психофизиологические возможности ребенка, не только аудиальную и визуальную, но и тактильную систему. В отличие от других компьютерных средств это не сужает функциональные возможности кисти, не превращает ее в простое приспособление для удерживания управляющей точки (мышки), а предлагает много других способов контакта. Кинезиологическая – двигательная активность человека, его мышечная пластика могут быть развиты, а при необходимости – и скорректированы, с помощью особенностей интерактивных досок резистивного типа. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети.

Итак, ИД - еще один инструмент, данный в продолжение коррекционной работы по развитию пальцевой моторики, тактильного восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.

Если освоение ребенком материала идет только в виде просмотра и прослушивания, то получается один результат и, соответственно, прогноз. Если же человек не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т.е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.

Эффективнее тот процесс, который максимально динамичен и пластичен, отражает особенности индивида. Если темп и ритм жизни конкретного учащегося может быть сохранен и поддержан электронной техникой, интерактивной доской, то это можно считать благоприятным фактором.

Интерактивные технологии, которые представлены доской Smart Board, позволяют создавать разнообразные ситуации с использованием технологических возможностей программы. Есть и самые простые, и достаточно сложные. Но они все отличаются важным качеством – могут быстро превращаться. Экран может закрываться-открываться шторкой; менять цвет; прятать и показывать объекты и прочее – достаточно дать команду одним касанием! Исчезновение и появление – важный элемент игры.

Таких волшебных возможностей много, вполне достаточно, чтобы ребенок увлекся работой на доске и чтобы у него возник свой мотив. Такие задания и игры с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с ОВЗ могут быть разработаны каждым педагогом к своему предмету и собраны в своеобразный методический электронный банк, который будет пополняться по мере использования найденных приемов и получения при их использовании определенных эффектов.

Применение интерактивных досок и другого интерактивного оборудования сулит немалые выгоды, но требует смены методических подходов к преподаванию. Кроме того,

проведение урока с использованием информационных технологий требует от учителя наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями.

В интерактивном образовании качественное аппаратное обеспечение имеет важное, но не определяющее значение. Для продуктивного внедрения интерактивных досок в образование требуется хорошо построенная методология, поддержанная методическими материалами, качественным программным обеспечением, курсами повышения квалификации преподавателей. Применять компьютерные технологии может только учитель, обладающий достаточным уровнем методических знаний и умений.

В процессе сопровождения оборудования фирмы-поставщики готовы познакомить учителей только с техническими основами использования своей продукции. За пределами их компетенции находятся общепедагогические, методические, дидактические возможности интерактивного оборудования. Поэтому учитель вынужден либо самостоятельно, методом поисков, проб и ошибок осваивать новое оборудование, либо работать с ним, практически не используя всех его многообразных возможностей, что резко снижает эффективность дорогостоящих и многофункциональных средств обучения.

Для того, чтобы педагоги уверенно владели информационно-коммуникационными технологиями, грамотно и эффективно использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, организована внутришкольная система методической поддержки учителей и воспитателей в области использования ИКТ. Основные направления ее деятельности:

проведение практических занятий и семинаров с группами педагогов по совершенствованию и приобретению новых компетенций в области ИКТ в соответствии с целевыми установками школы и потребностями учителей

оказание, на постоянной основе, индивидуальной методической и консультативной помощи педагогам по вопросам использования средств ИКТ в своей деятельности

распространение имеющегося и приобретенного опыта применения информационных технологий в образовательной деятельности

изучение рынка полезных web-сервисов и доступных, свободно распространяемых ЦОР и ПО, другой информации.

Прежде всего, в работе с учителями стоит определить позицию: не навязывать свое видение, не декларировать общепринятые приемы, а создать условия, предоставляющие возможность учителю найти свои подходы к решению проблемы. А когда подходы найдены, учитель точно может рассчитывать на поддержку и помощь в их реализации.

В рамках внутришкольной системы методической поддержки учителей и воспитателей в области использования ИКТ в школе организованы практические занятия и обучающие семинары. Цель данных мероприятий - формирование у педагогов компетенций и навыков организации образовательного процесса с использованием современного интерактивного оборудования. Для реализации цели определён круг задач:

познакомить педагогов с разнообразием интерактивного оборудования, применяемого в образовательном процессе;

изучить основные возможности интерактивной системы;

показать эффективность использования интерактивной доски в образовательном процессе;

продемонстрировать приемы использования электронных дидактических материалов, созданных с помощью программного обеспечения Smart Notebook, на различных типах и этапах уроков;

изучить основные возможности программного обеспечения Smart Notebook;

продемонстрировать приемы создания электронных дидактических материалов с помощью программного обеспечения Smart Notebook;

рассмотреть алгоритм подготовки к уроку с использованием интерактивной доски;

Процесс создания единой методической системы использования ИКТ находится в стадии непрерывного развития.

Показателем эффективности функционирования системы методической поддержки является готовность педагогов школы к участию в мероприятиях различного уровня, к передаче опыта работы коллегам.

Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к использованию интерактивных средств обучения в школе очень важная и многогранная задача, требующая всестороннего изучения, квалифицированных человеческих ресурсов и поддержки со стороны педагогического сообщества.

Интерактивные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья (методическая разработка). // Ярославцева Е.И. Сборник методических рекомендаций по работе со Smart-устройствами и программами. Умные уроки со Smart. – М.: POLYMEDIA, 2007.

Интерактивные доски и их использование в учебном процессе // Горюнова М.А., Семенова Т.В., Солоневичева М.Н. – СПб: Издательство «БВХ-Петербург», 2010г.

Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе, сборник метод. материалов, сост. Т.В.Лазыкина, СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2007г.

Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: Сборник методических разра-боток / Сост. М.Н.Солоневичева. – СПб, РЦОКОиИТ, 2010

Особые потребности – особые возможности: Smart Board технологии для развития потенций нестандартного ребенка. // Ярославцева Е.И. Сб. XVII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» 9-11 ноября, 2007г. («ИТО – 2007г.»)


-75%

Читайте также: