Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания

Обновлено: 27.03.2024

21 век - век информационных технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь, а значит и в образовательное пространство, то есть в школу. Сейчас уже невозможно представить себе школу, в которой на уроках не используются ИКТ. Мультимедийные технологии позволяют сделать обучение наглядным, увлекательным, более эффективным. Компьютер, мультимедиа проектором, интерактивная доска –это необходимое оборудование каждого кабинета школы.

Интерактивные доски и программное обеспечение к ним выпускают разные производители. Я работаю с интерактивной доской SMART Board в программе Notebook .И именно использование этого оборудования приводит к тому, что оно способствует повышению уровня усвоения учебного материала, т.е. улучшает понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Давно установлено, что около 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% через слух и оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус. Но когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и потрогает, сам что-то воспроизведет, запишет, нарисует, смоделирует и т.п.. Интерактивная доска – лучшее из технических средств наглядного обучения, помогающее эффективному взаимодействию учителя с классом. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы можно успешно использовать для обучения. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать действия, относящиеся к излагаемому материалу.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_interaktiv_doski_na_urokah_istorii.docx 15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивной доски на уроках истории

Учитель истории и обществознания

Методические возможности использования интерактивной доски:

Доска используется как в пассивном (экран для просмотра видео, презентаций), так и в активном режиме (использование всех функций интерактивной доски).

Использование доски для изучения нового материала: демонстрации наглядного материала, презентаций с введением кратких записей, составлением схем-записей. При этом есть возможность выделить главное на графических объектах, картах, изображениях, акцентируя на это внимание учеников.

Использование доски для проверки и закрепления знаний учащихся: можно организовать работу с терминами или датами, картами, наглядностью, документами. Работа организуется как индивидуально, фронтально, так и в малых группах, что повышает эффективность урока.

Организация работы с письменными историческими источниками на уроках истории вызывает затруднения у ребят и воспринимается ими как скучная работа. Интерактивная доска дает возможность работать наглядно для всего класса с историческим источником. Для этого импортируем текст в формате Word в интерактивный режим работы. Учитель задает вопрос к документу, а ученики выделяют маркером, нумеруют и подчеркивают на доске в тексте источника фрагменты, подтверждающие их ответы.

При помощи функций интерактивной доски «непрозрачный экран», «электронное перо» «перетаскивание». и т.д. можно разнообразить задания. Учащиеся являются непосредственными участниками процесса, что позволяет активизировать учебную деятельность на уроке, создать ситуацию заинтересованности.

Интерактивная доска позволяет использовать задания разного уровня сложности, что повышает успешность детей.

Работа с интерактивной доской дает широкий простор для творчества учителя и учеников результатом чего является интерес к предмету.

Типы заданий, используемых при работе на интерактивной доске:

«Личности в истории»

«Расположи в хронологической последовательности»

«Схемы и таблицы»

«Работа с рисунками»

«Узнай по описанию» и т.д.

Правильное использование интерактивной доской на уроке позволяет добиться оптимизации учебного процесса.

Преимущества использования интерактивной доски на уроке: доступность материала; экономия времени; усиление наглядности и «яркости» обучения; укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых; повышение внимания и заинтересованности учащихся к содержанию урока; развитие творческих способностей учащихся; многообразие видов деятельности учащихся и форм итогового контроля; возможность представить материал, соединяющий звуковую, видео-иллюстративную информацию в единое целое.

Повышение эффективности обучения не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне. Да и сама доска не делает урок развивающим, таким его может сделать только учитель, ясно представляющий цель урока, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания для повышения мотивации учащихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 (МБОУ СОШ №14) г. Шахты

Аннотация.

Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался над тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким ученикам. Очень важно так построить урок, чтобы каждый ребёнок испытывал успех и увлечение.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания позволяет существенно повысить мотивацию учащихся. Урок становится более интересным, если его материал представлен на экране в красках, со звуком, с анимацией. Сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников, которое уже не хочет работать по стандартным формам и методикам, т.к. школа отстает от них по уровню знаний в области высоких технологий. Когда ребенок смотрит на стандартную доску, она для него настолько обыденна, что ничего интересного он от нее не ожидает. Но когда ученик видит такую яркую, интерактивную доску, которая отвечает на определенные детские импульсы, то все внимание направлено уже на нее, на учителя, на предмет обсуждения и на материал.

Как только появилась интерактивная доска в моём кабинете, передо мной встала задача научиться использовать её в учебном процессе. Поставленную задачу я решала одновременно сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, я старалась изучить возможности самой доски и тот материал, который в ней был заложен.

Во-вторых, старалась найти в продаже и Интернете готовые мультимедийные программы, которые можно было бы использовать на своих уроках, понять, как это лучше сделать.

В-третьих, старалась создать свои компьютерные модели уроков, которые я могла бы применять на уроке.
Мне нравится удобная, легко настраиваемая и перемещаемая панель инструментов. Есть несколько режимов электронного пера, широкая палитра цветов и стилей.

В доске есть встроенная коллекция шаблонов по разным предметам, в том числе и по истории. Шаблонами можно пользоваться, выводя их прямо на рабочую страницу, предварительно составляя постраничную модель урока. Это очень удобно! Но, к сожалению, коллекция шаблонов не велика, и я ее пополняю из Интернета при подготовке к урокам.

Есть возможность работы в интерактивном режиме с программами и документами Word, Excel, Power P oint непосредственно на доске, интеграция их в презентацию, интерактивная работа в них на уроке и сохранение всех новых внесённых данных в документ доски. Подчеркну, что это один из любимых мною видов работы на доске.

Так как на уроках я очень часто использую видеофрагменты из компьютерных файлов, то их можно вставлять в страницы урока.

Использую я доску и просто как экран для работы с мультимедиа проектором. Такой вид работы я использую для работы с дисками, причём если диск содержит интерактивные тренажёры, то можно работать в них, используя маркер или палец как указку. Дети очень любят этот вид работы. Желающих выйти к доске всегда большое количество, это, несомненно, оживляет урок, вызывает неподдельный интерес. Оценка, выставленная компьютером, мгновенно проверяющим выполненное задание на виду всего класса, заставляет ученика относиться к заданию очень серьёзно и ответственно.

Интерактивную доску можно использовать как экран для просмотра видео и презентаций. Так же эту функцию я использую для просмотра работ учеников, их выступлений, с использованием презентаций, не требующих дополнительной работы в них в интерактивном режиме.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

Успеваемость и качество обученности учащихся повышается при использовании компьютера.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Использование интерактивной доски на уроках истории

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с. Девица

Усманского района Липецкой области

Матыцина Валентина Владимировна

21 век - век информационных технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь, а значит и в образовательное пространство, то есть в школу. Сейчас уже невозможно представить себе школу, в которой на уроках не используются ИКТ. Мультимедийные технологии позволяют сделать обучение наглядным, увлекательным, более эффективным. Компьютер, мультимедиа проектором, интерактивная доска –это необходимое оборудование каждого кабинета школы.

Интерактивные доски и программное обеспечение к ним выпускают разные производители. Я работаю с интерактивной доской SMART Board в программе Notebook .И именно использование этого оборудования приводит к тому, что оно способствует повышению уровня усвоения учебного материала, т.е. улучшает понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Давно установлено, что около 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% через слух и оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус. Но когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и потрогает, сам что-то воспроизведет, запишет, нарисует, смоделирует и т.п.. Интерактивная доска – лучшее из технических средств наглядного обучения, помогающее эффективному взаимодействию учителя с классом. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы можно успешно использовать для обучения. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать действия, относящиеся к излагаемому материалу.

Методические возможности использования интерактивной доски:

Доска используется как в пассивном (экран для просмотра видео, презентаций), так и в активном режиме (использование всех функций интерактивной доски).

Использование доски для изучения нового материала: демонстрации наглядного материала, презентаций с введением кратких записей, составлением схем-записей. При этом есть возможность выделить главное на графических объектах, картах, изображениях, акцентируя на это внимание учеников.

Использование доски для проверки и закрепления знаний учащихся: можно организовать работу с терминами или датами, картами, наглядностью, документами. Работа организуется как индивидуально, фронтально, так и в малых группах, что повышает эффективность урока.

Организация работы с письменными историческими источниками на уроках истории вызывает затруднения у ребят и воспринимается ими как скучная работа. Интерактивная доска дает возможность работать наглядно для всего класса с историческим источником. Для этого импортируем текст в формате Word в интерактивный режим работы. Учитель задает вопрос к документу, а ученики выделяют маркером, нумеруют и подчеркивают на доске в тексте источника фрагменты, подтверждающие их ответы.

При помощи функций интерактивной доски «непрозрачный экран», «электронное перо» «перетаскивание». и т.д. можно разнообразить задания. Учащиеся являются непосредственными участниками процесса, что позволяет активизировать учебную деятельность на уроке, создать ситуацию заинтересованности.

Интерактивная доска позволяет использовать задания разного уровня сложности, что повышает успешность детей.

Работа с интерактивной доской дает широкий простор для творчества учителя и учеников результатом чего является интерес к предмету.

Типы заданий, используемых при работе на интерактивной доске:

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Применение интерактивной доски на уроках

истории и обществознания в школе.

Кулакова Кристина Викторовна, п.г.т. Волжский,

В условиях современного, быстро изменяющегося российского общества и модернизации образования традиционные методы преподавания истории и обществознания активно расширяются.

Основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный урок. Сделать урок интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную деятельность, вовлечь в работу как можно большее количество учеников, научить учащегося анализировать и видеть причинно-следственные связи событий, развить в нем творческое мышление эти и многие другие задачи стояли перед педагогами всегда. На современном этапе развития образования многие из существующих подходов, равно как и новые, могут быть воплощены в учебных программах, предполагающих использование электронных интерактивных досок. При использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения, моделирования, конструирования, эксперимента.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

На уроке истории в качестве фона можно вызвать карту любого периода истории страны или без названий (контурная карта). Прикосновением к любой области можно задать ее увеличение для более детального рассмотрения. Более того, поскольку на самом деле работает комплект - доска, проектор, компьютер, - то учитель, не отходя от интерактивной доски, может выйти в Интернет и через сеть запросить и отобразить нужную информацию.

Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает". Сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике, виртуально изменит ход истории. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации.

С появлением интерактивной доски у меня на уроках снят "вечный вопрос": а кто пойдет отвечать к доске - желающие - все! Наши ученики живут в информационной среде, для них интерактивная доска - это монитор, рядом с ним они чувствуют себя более уверенно, чем у традиционной доски, снимает ся психологическое напряжение.

Предлагаю рассмотреть на конкретных примерах, как работает интерактивная доска, а именно:

Урок по курсу «История России XVII - XVIII вв». (Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина). 7 класс. Тема: «Повторительно-обобщающий урок Россия при Петре I »;

Урок из курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» (Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина) 6 класс по теме «Куликовская битва»;

Урок по курсу «Обществознание» (Учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова). 11 класс профильный уровень. Тема «Глобализация и ее последствия».

Целью первой темы является обобщение, закрепление и систематизация всех знаний учащихся полученных на уроках истории за период царствования Петра I . На этом уроке были использованы такие методы как:

Работа с картой. На интерактивной доске карта и обозначения. С помощью этих обозначений нужно было составить схему Полтавской битвы на карте. Этот метод лучше всего позволил запомнить материал, "потрогать", передвинуть положения и указать действия русской и шведской армии;

Работа с терминами. Их нужно было не просто записать или рассказать, а поработать со словами на интерактивной доске и переставить их так, чтоб получились правильные определения;

Работа с датами. «Исторические пятнашки». Задача восстановить даты в восходящем хронологическом порядке и назвать событие, связанное с этой датой. Этот метод хорош тем, что учащиеся могли проверить свои знания, щелкнув на ссылку рядом с датой, после чего открывался слайд, на котором изображалась картина, гравюра или портрет связанная с этой датой.

«Четвертый лишний». Из представленного ряда дат нужно выбрать и убрать лишнюю и объяснить свой выбор.

Работа с текстом. Учащиеся должны были найти исторические ошибки в представленном тексте.

Второй урок должен был дать представление учащимся о подготовке, ходе и итоге сражения «Куликовская битва». На этом уроке интерактивная доска используется как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного материала. О подготовке и итогах сражения учащиеся узнают из рассказа учителя и работая с учебником, а вот ход сражения живо, увлекательнее и запоминающе лучше объяснить с помощью интерактивной доски, на которой можно передвигать и устанавливать на карте обозначения расположения русских войск. Затем попросить выйти к доске ученика и восстановить схему сражения так как он запомнил.

Третий урок обществознания в 11 классе на тему « Глобализация и ее последствия ». Здесь интерактивная доска используется как сенсорный монитор, с помощью которого можно переходить по Интернет ссылкам и работать в Интернет пространстве с данными социологических опросов по данной теме, составлять диаграммы, находить определения, в частности в свободной интернет энциклопедии ВикипедиЯ, вести дискуссии, высказывать свое мнение и с помощью Интернета находить подтверждения или опровержения своей точки зрения.

Результаты проведенных уроков в рамках интерактивных технологий позволили не только разнообразить формы урока, но и результаты усвоенного материала оказались значительно лучше. Учащиеся проявили большой интерес к подобным формам работы. Уроки с использованием интерактивных технологий позволяют педагогу по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности.

Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.

Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.

Применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.

Методы использования интерактивной доски SMART на уроках истории с конкрестными примерами.

ВложениеРазмер
interaktivnaya_doska_na_urokah_istorii_2_variant.docx 303.79 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная доска на уроке истории

Интерактивная доска - это большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор. Сейчас уже трудно представить себе современный урок без использования интерактивной доски. Она значительно расширяет возможности учителя на различных этапах урока, позволяя провести его на качественно новом уровне.

На уроке истории интерактивная доска играет очень важную роль - обеспечивает наглядность и способствует эмоциональному восприятию новой информации через её визуализацию, повышает эффективность урока, что в итоге приводит к развитию интереса к изучению истории и повышению уровня знаний учащихся. Это я узнала на своём опыте - четвёртый год использую на уроках истории интерактивную доску SMART Board. Наибольший интерес работа с интерактивной доской вызывает у учащихся 5-7 классов: они с удовольствием выполняют задания на доске, увлеченно наблюдают за действиями учителя при работе с интерактивными объектами.

Интерактивная доска, как и любое явление, имеет свои сильные и слабые стороны. Задача учителя в том, чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски на уроке, и сводить к минимуму недостатки.

Один из недостатков интерактивной доски (как технического средства) – это зрительная нагрузка, следовательно, к онспекты уроков с использованием интерактивной доски должны быть составлены в соответствии с Санитарно-эпидимиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10. Во-первых, следует строго ограничить по времени работус интерактивной доской. Во-вторых, в целях профилактики утомления глаз у учащихся, планировать проведение гимнастики для глаз. Конкретный момент для проведения гимнастики определяет учитель, учитывая индивидуальные особенности класса и структуру урока. В своих SMART-презентациях на отдельных слайдах я располагаю значки в форме глаза - это рекомендация провести гимнастику для глаз на данном этапе урока. Для проведения гимнастики учащиеся используют «Памятки» с комплексом упражнений, которые они получают на первом уроке истории. «Памятки» закрепляются в рабочих тетрадях.

Ещё одним существенным недостатком в работе с интерактивной доской часто называют то, что п одготовка урока занимает много времени учителя. Но причина этого кроется не в технических сложностях работы в среде SMART, а в том, что она даёт больше возможностей учителю, раскрывает его творческий потенциал.

В 2013-14 учебном году я разработала методическое пособие по истории России с древнейших времен до конца XVI века конспекты уроков со SMART-презентациями в программе Notebook-12. В процессе создания презентаций я постаралась так организовать свою деятельность, чтобы сделать её эффективной и при этом не затрачивать много времени. Вот, что у меня получилось.

Работу начала с создания шаблона SMART-презентации, со своей системой обозначений – значков, которые имеют смысловую нагрузку, понятную как учителю, так и учащимся. Вот некоторые из них:

  • «Check answer»: «объект» для ссылки на слайд, содержащий правильный ответ (для осуществления проверки выполненного задания),
  • «Back»: возврат на предыдущую страницу,
  • «Смайлик»: обозначение слов обязательных для запоминания и записи в тетради.
  • «Teal-Question (star)»: о бозначение вопроса для обсуждения.
  • «Teal-Exclamation(star)»: п ереход на слайд с дополнительной информацией.
  • «Teal-Exclamation»: о бозначение заданий повышенной сложности.
  • «Information button» (интерактивное средство): информация для обсуждения.

Большую помощь в создании шаблона презентации и самой презентации окажет к оллекция интерактивных объектов Lesson Activity Toolkit на основе Flash-технологий (раздел «Pages»). Она не входит в стандартный пакет программного обеспечения, сопровождающий интерактивную доску SMART Board, но её можно скачать на сайте производителя и установить на компьютере. Коллекция LAT 2.0. незаменима при разработке заданий для систематизации знаний учащихся на различных этапах урока.

Созданию презентации, конечно же, предшествует методическая разработка конспекта урока. В конспекте урока, наряду с методами обучения, я определяю и методы работы с интерактивной доской, которые помогут в решении поставленных задач на каждом из этапов урока. В зависимости от того, какие инструменты интерактивной доски и с какой целью я использую на уроке, можно выделить несколько методов работы с интерактивной доской.

Следует отметить, что при создании SMART– презентации, необходимо помнить, с какой цель мы преследуем, выбирая тот ли иной метод, и то, кто будет работать с данным слайдом – учитель или ученик. Сначала рассмотрим группу методов работы с интерактивной доской, которые в основном используются учителем на этапе изучения нового материала. Это методы «Ссылка», «Шторка», «Рояль в кустах», «Выделение отдельных частей экрана».

Метод «Ссылка» помогает учителю переходить на слайд с нужной информацией и возвращаться обратно путём нажатия на объект для ссылки. Достоинство метода «Ссылка» заключается в том, что он даёт возможность выборочной подачи материала учащимся.

1 вариант: переход на слайды в соответствии с пунктами плана. Для этого на основном слайде, где представлены тема и план урока, напротив каждого пункта плана размещаем объекты для ссылки. Значок «Home» на каждом последующим слайде является объектом для «ссылки» при переходе на основной слайд.

2 вариант: переход на слайд с дополнительной информацией, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Например, при изучении темы «Борьба Руси с западными завоевателями», на таком слайде целесообразно разместить дополнительную информацию о рыцарях-крестоносцах, что обеспечит восприятие темы учащимися в контексте мировой истории.

3 вариант: переход на слайд с правильными ответами при контроле знаний учащихся с целью осуществления проверки. Например, после выполнения задания на контурной карте, учащийся может проверить правильность выполнения задания и совместно с учителем и классом сделать работу над ошибками.

Метод «Шторка» помогает учителю открывать информацию в соответствии с планом урока. В его основе - использование инструмента «Показать/скрыть затенение экрана».

1 вариант: «Шторка» закрывает правильные ответы на вопросы при организации письменного контроля знаний учащихся - открываем во время проверки. Например, задание, целью которого является проверка знания учащимися дат исторических событий. Слева на экране располагаются события, справа – даты, которые им соответствуют. Даты закрыты «Шторкой» и учитель их открывает после выполнения задания учащимися для осуществления проверки.

2 вариант: «Шторка» закрывает информацию для обсуждения (или для записи в тетради) в ходе изучения нового материала - открывается учителем по ходу его рассказа.

3 вариант: «Шторка» закрывает вопросы для обсуждения в процессе закрепления изученного материала.

Метод «Рояль в кустах» помогает учителю «доставать» информацию в ходе беседыс учащимися при изучении нового материала.

2 вариант: учитель открывает дополнительные вопросы и задания для обсуждения изученного материала. Например: «В чем вы видите причины победы Александра Невского в Невской битве и Ледовом побоище?» Их можно разместить на слайде с помощью интерактивного средства «Information button».

Метод «Выделение отдельных частей экрана» поможет в работе с иллюстрациями, когда нужно акцентировать внимание на отдельных объектах. Для этого мы можем использовать инструменты «Лупа» и «Прожектор». Инструмент «Волшебное перо» поможет достичь того же результата: при выделении объекта в круглую рамку получаем эффект «прожектора», а при выделении объекта в квадратную рамку – эффект «лупы».

Другая группа методов работы с интерактивной доской – «Конструирование», «Приведи в соответствие» (или «Поставь на место») – больше используется при осуществлении контроля знаний учащихся. Использование этих методов основано на умении учащихся работать технически в среде SMART.

Метод «Конструирование» основан на использовании инструмента «Drag and drop», с помощью которого учащиеся восстанавливают (или создают новый) объект из его элементов путём перемещения. Например, это могут быть такие задания: «Восстановите схему «Внутренняя организация Древнерусского государства», «Соберите карту «Невская битва», «Составьте ысказывание известного полководца из предложенных слов», «Восстановите иллюстрации с архитектурными памятниками и назовите их авторов» и т.д.

Метод «Приведи в соответствие» (или «Поставь на место») предполагает перемещение объектов на слайде с помощью инструмента «Drag and drop». Этот метод может быть использован при выполнении следующих заданий: заполнить таблицу, вставить пропущенные слова в тексте, соотнести имена и иллюстрации, соотнести события и даты, соотнести имена и события и т.д.

Метод «Отодвинь и узнаешь» позволяет скрыть информацию за объектом, которая открывается путем его перемещения с помощью инструмента «Drag and drop» или эффекта анимации «Исчезание». Например, за иллюстрацией с изображением архитектурного памятника можно скрыть его название, за портретами исторических деятелей – их имена и т.д.

Метод «Слои» : информация скрыта с помощью свойства объекта «Порядок» или за слоем «чернил». Этот метод очень нравится учащимся, так как он вносит в урок элемент неожиданности, игры. Рассмотрим два основных варианта создания слайдов на основе метода «Слои»:

1 вариант: информация «наслаивается» с помощью свойства объекта «Порядок».

2вариант: информация скрыта под слоем «чернил», открывается с помощью инструмента «Ластик».

Отдельно можно отметить метод «Выделение объектов». Это простой, но очень эффективный метод, который можно применять на разных этапах урока: подчеркивать ключевые слова, отмечать правильные ответы, делать пометки поверх карты и многое другое. Его может использовать учитель при объяснении нового материала и ученик во время ответа у доски.

Каждый метод работы с интерактивной доской имеет множество вариантов его использования, разнообразие которых зависит лишь от воображения учителя.

Работая с интерактивной доской, я убедилась в том, что она имеет ряд преимуществ перед другими техническими средствами обучения, которые позволяют считать её самым современным и эффективным средством обучения на сегодняшний день. Вот некоторые из них:

  • обеспечение наглядности изучаемого материала на новом уровне: учитель имеет возможность сделать объекты интерактивными, использовать аудио- и видеовложения, осуществляя переход к ним через «ссылку», формировать навыки работы с картой, в том числе – с контурной,
  • активизация познавательной деятельности учащихся: работа с интерактивной доской вызывает интерес и, как следствие, более активную работу на уроке – желающих выйти к доске становится намного больше,
  • повышение эффективности урока: интерактивная доска помогает акцентировать внимание на ключевых моментах урока, осуществлять контроль знаний и закрепление изученного материала за небольшой период времени,
  • осуществление дифференцированного подхода в обучении: учитель открывает вопросы и задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, возможность дозированной подачи нового материала позволяет поддерживать общий темп работы класса.

Интерактивная доска помогает учителю сделать урок более ярким, интересным для учащихся и проявить свои творческие возможности. Конечно, прогресс не стоит на месте, постоянно будут создаваться новые технические средства, расширяться их возможности. И задача современного учителя – не потеряться в этом техническом пространстве и всегда идти в ногу со временем, чтобы развиваться самому и развивать своих учеников.

Читайте также: