Использование интерактивной доски на уроках информатики

Обновлено: 12.05.2024

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Я как учитель информатики вынуждена непрерывно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за непрерывно меняющимися методами работы с ними.

Не секрет, что низкая мотивация учения – одна из главных проблем современного образования. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям.

В процессе своей преподавательской деятельности я столкнулась с такой проблемой: у учащихся высок интерес к практической части информатики, то есть к информационным технологиям, и очень низок, если не сказать, что совсем отсутствует интерес к изучению теории, которая составляет половину всего материала курса информатики и довольно трудна для понимания.

Сменить стиль и подачу знаний, уйти от традиционных форм обучения и прийти к новым, изменить учебный процесс «изнутри» каждому преподавателю сможет помочь интерактивная доска.

Интерактивная доска – средство мультимедиа нового поколения, и кому, как не учителю информатики использовать новые технологии в обучении. Использование интерактивной доски на уроках информатики позволит учителю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий. Вот лишь некоторые из достоинств работы с интерактивной доской: соответствие тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение обучающихся; снижение психоэмоциональной нагрузки во время учебного занятия как на преподавателя так и на обучающегося; увеличение коммуникативных возможностей – современные обучающиеся лучше понимают «язык» компьютера;

Такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

При этом преподаватель не привязывается к своему компьютеру и не теряет визуального контакта с группой. Благодаря наглядности и интерактивности, группа вовлекается в активную работу, заметно повышается интерес к уроку. Обучающийся, которого ранее к меловой доске не дозовешься, теперь сам просится решать задачи у интерактивной доски. У обучающихся обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word, Excel или любая другая программа уже просто смешно, да и неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. Когда преподаватель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.

Таким образом, интерактивная доска на уроках информатики предполагает построение уроков в новой интерактивной форме, использование современных аудиовизуальных технологий обучения, открывает возможность использования различных наглядных элементов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интерактивная доска на уроке информатики и ИКТ: из опыта работы

Сегодня трудно представить как провести урок без интерактивной доски (ИД). В ЛГН интерактивное оборудование успешно использует на уроках разных дисциплин более пяти лет. Накопленный опыт позволяет сде.

Использование интерактивной доски на уроках информатики

Выступление на районном фестивале передового педагогического опыта; обобщение опыта по теме "Использование интерактивной доски на уроках информатики".


Работа с интерактивной доской на уроках информатики

Основные достоинства использования интерактивной доски на уроках.

Применение интерактивной доски на уроках информатики

В данной презентации предсталены фрагменты флип-чартов при использовании интерактивной доски на разных этапах урока.


Мастер-класс "Использование интерактивной доски на уроках информатики и физики"

Возможности использования интерактивной доски на всех этапах уроков информатики и физики.


Применение интерактивной доски на уроке информатики

Основные возможности применения инструментов интерактивной доски на уроках информатики.

Практикум «Использование интерактивной доски на уроках математики и информатики в 5, 6-х классах как способ обеспечения преемственности в обучении между начальным и средним звеном»

Опыт использования возможностей интерактивной доски SMART Board на уроках математики и информатики в 5, 6-х классах.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Средняя школа- гимназия №14

у читель информатики

Возможности применения интерактивной доски

на уроке информатики

Мотивом для изучения информатики, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.

Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. Поэтому выигрышно применять технические новинки. Проведение уроков с использованием интерактивной доски в учебном процессе способствует повышению уровня применения наглядности на уроке и производительности урока, установлению межпредметных связей, воспитанию интереса учащихся к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.

В настоящее время интерактивная доска на уроках информатики - это чрезвычайно удобное и весьма распространенное средство обучения. Во время преподавания этой дисциплины многие учителя применяют данное оборудование и даже рекомендуют его использование своим коллегам.

Применение интерактивной доски на уроках информатики позволяет с максимальной степенью эффективности создать наиболее полное, содержательное, эффектное и наглядное занятие. Кроме того, применение такого оборудования помогает в развитии мотивации у обучающихся, а также предоставляет им прекрасную возможность для работы в коллективе.

Стоит сказать и о том, что применение интерактивной доски на уроках информатики позволяет увеличить эмоциональный отклик у обучающихся. Это происходит благодаря тому, что в процессе проведения занятий происходит вовлечение учеников в образовательную программу, тем самым у них активизируется способность к обучению.

Необходимо учесть, что для получения максимального эффекта, все занятия должны быть спланированы и продуманы.

Возможности интерактивной доски:

предоставление нового учебного материала в динамичной форме;

вовлечение учеников в процесс проведения занятий;

создание и проведение обучающих игр и задач;

разработка интерактивных заданий;

развитие творческих способностей у школьников.

Таким образом, применение данного оборудования позволяет построить и провести уроки в новой форме, используя аудио и видео технологии. Кроме того, оно открывает превосходную возможность - использовать на занятиях разнообразные наглядные примеры.

Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на уроке-лекции, уроке-игре и т.д.

Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления.

Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.

Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).

Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

Интерактивная доска помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

Назначение и возможности интерактивной доски:

предоставить новый учебный материал в новой интерактивной форме

вовлечь в объяснение и проверку знаний большинство учеников

вызвать интерес к изучаемому учебному материалу

создание и проведение дидактических игр

разработать множество интерактивных заданий на автоматическую

совмещать интерактивность с обычной доской и учебниками

развить творческий подход в подготовке к урокам как у учителей, так и у

предлагать домашнее заданий в форме разработки интерактивных

презентаций с последующей защитой в классе.

В конечном счёте, использование интерактивной доски на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а это главное.

В процессе активного применения интерактивной доски на уроке информатики хочется отметить следующие результаты: повышение мотивации и интереса у учащихся к обучению; активизацию и повышение их познавательной, коллективной мыслительной деятельности; повышение качества результатов деятельности; рассмотрение возможностей демонстрации различных видов информации: текстовой, графической, видео и аудио; эффективную организацию контроля знаний у учащихся.

Интерактивная доска – это лишь средство, которое может стать хорошим помощником. Эффективность работы с доской во многом зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.

Но все же, применение интерактивной доски - шаг в будущее, к использованию современных средств обучения и IT-технологий.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Применяя в учебном процессе персональный компьютер, мы многое приобретаем (наглядность, интерактивность, компактность хранения материалов, быстроту их поиска и доступа к ним, возможности индивидуализации обучения и многое другое), но многое и теряем.

Теперь же, благодаря объединению компьютера и интерактивной доски, мы получаем уникальную возможность соединить бесспорные преимущества компьютера с традиционными формами обучения. Учитель, проецируя на доску очередное задание, может вызвать к ней одного или даже несколько обучающихся для публичного решения задачи, в случае неправильного ответа организовать дискуссию либо (если ведется работа в составе локальной сети) продемонстрировать результаты индивидуальной работы обучающихся, дополняя их своими рукописными и графическими комментариями.

Любая интерактивная доска в процессе обучения может быть использована:

1. Как обычная доска (текущие записи учителя и обучающихся на уроке электронной ручкой или маркером)

2. Как демонстрационный экран (показ слайдов, фильмов) – это применение принципа наглядности, а именно визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса.

3. Как интерактивный инструмент – это продуманная заранее работа с заготовленной в цифровом виде информацией, характеризуется незамедлительной обратной связью между пользователем (обучающимся, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи интерактивной доски.

Использовать интерактивную доску можно в любых классах: ведь для работы с ней обучающемуся вовсе не обязательно уметь пользоваться компьютером, клавиатурой или мышью: вся идеология, вся моторика здесь абсолютно та же самая, что и при работе с обычной доской, только вместо мела используется маркер.

Основные способы использования интерактивных досок:

1. Делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений.

2. Демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям.

3. Использование групповых форм работы.

4. Совместная работа над документами, таблицами или изображениями (на уроке может быть спроецирована таблица, которая в ходе обсуждения коллективно заполняется).
5. Управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску). Эту форму можно использовать в работе с электронными учебными пособиями.
6. Использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске, на принтере и т.д.

7. Изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок
8. Демонстрация работы одного обучающегося всем остальным обучающимся класса. (Один обучающийся может сделать домашнюю работу на компьютере, а на уроке она проверяется всеми, и остальные сверяют свои записи с работой данного обучающегося. Это повышает наглядность при проверке домашнего задания на уроке).

9. Создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши.

Сочетая новейшие компьютерные технологии с традиционными можно найти множество полезных и интересных способов применения интерактивной доски.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Отдел образования

Кировского муниципального района

Ставропольского края

«Начальная общеобразовательная школа №17»

станицы Зольской

(Секционные заседания МО учителей информатики)

« Использование

интерактивной доски

в преподавании информатики »

учитель информатики высшей категории

Швец Владимир Иванович

г. Новопавловск, 2013г.

Для осуществления наиболее эффективного обеспечения образовательного процесса в современной начальной школе, очень важно чтобы в обучении были задействованы все основные сенсорные системы человека - визуальная, слуховая и кинестетическая. Сегодня интерактивные доски на уроках используются для преподавания самых различных предметов .

Особое значение психологи придают кинестетической системе, т.к. именно с ней связано явление моторной памяти и возможность довести навыки до автоматизма. Ведь как бы ни старался человек мысленно научиться кататься на горных лыжах, ничего у него не получится. Глубокое обучение возможно только при взаимодействии кинестетического восприятия и моторики. И здесь на помощь приходят интерактивные доски.

Любой учитель знает, что такое испачканные мелом рукава и грязные разводы на доске. Очень скоро эти неизменные атрибуты любого учебного кабинета уйдут в небытие. Такая участь постигает нашу вечную мучительницу и помощницу, традиционную хозяйку учебных классов – меловую доску, которую потихонечку, но все увереннее вытесняет её младшая сестра - интерактивная доска. Сегодня интерактивные доски занимают свои места в классах и аудиториях многих российских школ.

Как применять это “чудо техники” на уроках? Как ими пользоваться? Где найти готовые разработки для использования на уроках? Такие вопросы возникают, наверно, у каждого учителя, которому посчастливилось приобрести новинку.

Информатика в нашей школе ведется в качестве отдельного предмета, начиная с третьего класса.

Первое время интерактивная доска в процессе обучения использовалась мной в качестве:

Во-вторых, (и это более интересно) мощного интерактивного инструмента, позволяющего работать непосредственно на интерактивной доске с заранее подготовленным визуальным рядом информации.

Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации, что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно “развязывает руки” учителю, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников.

По теме: «Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы» имеется флеш-задание «Особенные свойства-1»

Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение SmartNotebook позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Для интерактивной оценки знаний учащихся в своей работе применяю, подготовленные мною, задания с использованием встроенных макросов.

Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса.

Технология Drag & drop находит самое широкое применение для проведения уроков в любом классе и практически по любой теме. При этом следует отметить, что в режиме интерактивной доски можно использовать готовые программные средства. Например, ПО «Фантазия» для учащихся 2 – 4 классов. Учащимся, работающим у доски, необходимо выделить выбранный рисунок, переместить в соответствующую область и обосновать свои действия.

На своих уроках я иногда использую уже готовые интерактивные уроки. При изучении темы «Алгоритмы» дети просматривают видеофрагменты.

На большом экране можно вывести главные понятия и определения, что позволяет лучше запомнить данную информацию детям с преобладающей зрительной памятью.

Ученики могут делать записи на доске маркером, рисовать поверх любых приложений, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения.

Например, при изучении темы «Алгоритмы» предлагается расставить по порядку картинки, подписать номера команд, и выстроить алгоритм. Дети сами могут подписать маркером номера команд, перетянуть картинки и выстроить их в нужном порядке.

А такой приём, как зашторивание экрана, позволяет проводить опросы с само- или взаимопроверкой.

Ещё существует замечательный инструмент «лупа», с помощью которого можно сконцентрировать внимание учеников на отдельном фрагменте рисунка.

Стоит отдельно остановиться на вопросе ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ PowerPoint К РАБОТЕ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ

Таким образом, мы избавились от несанкционированного перехода от одного слайда к другому, в случае если вы (или ученик) маркером случайно щёлкнули в не нужный объект или пустую часть экрана.

Теперь можно смело использовать в своей разработке гиперссылки и триггеры, что поможет создать многоуровневую, интерактивную разработку.

2. Использование триггеров позволяет успешно пользоваться технологией «горячих зон», когда не меняя слайд, мы изменяем какой-то его отдельный фрагмент. «Триггер» с английского «спусковой крючок». И, действительно, мы можем неоднократно воспроизводить на слайде один и тот же фрагмент.

3. По ходу демонстрации учебного эпизода у нас может появиться необходимость паузы, появления какого-то объекта по щелчку, нескольких фрагментов, следующих друг за другом и т.п. Но вспомним о том, что мы отключили возможность работы по щелчку. В этом случае нам поможет управляющая кнопка «Настраиваемая».

4. Использование «ручки», «фломастера», «ластика», эффекты «выделение», удаление всех рукописных данных возможны и в программе PowerPoint . На интерактивной доске такая возможность приобретает совершенно новое качество. Достаточно в необходимый момент щёлкнуть в нижней левой части экрана и настроить необходимый режим

5. При работе на интерактивной доске у вас могут возникнуть серьёзные проблемы со стрелкой, если вы её не настроите. Обычно она появляется в автоматическом режиме и при больших паузах исчезает. Нам приходится её «искать». То есть водим впустую маркером по экрану, «ловим» стрелку. В результате теряется темп урока, мы чувствуем себя не комфортно. Для того, чтобы стрелка постоянно присутствовала на экране (интерактивной доске) в «параметрах стрелки» установите режим «видимый».

Таким образом, использование интерактивной доски открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей. Но прежде всего, следует помнить, что доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения.

XXI век – это век новых информационных технологий. Использование современных интерактивных средств становится сегодня неотъемлемой частью урока. Самым распространенным инструментом, поддерживающим динамичное взаимодействие учителя и учащихся на уроке, является в настоящее время электронная интерактивная доска.

Интерактивная доска модели StarBoard с программным обеспечением Notebook (SMART Board), которая позволяет создавать и редактировать страницы, появилась в кабинете информатики в 2012 году. Первоначально я использовала доску только для демонстрации на большом экране электронных образовательных ресурсов, разработанных как самостоятельно, так и приобретенных в Интернете через портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [4] (различные презентации, Flash-ролики, программы, тесты, электронные учебные пособия и т.п.). Кроме того, интерактивная доска – очень удобный инструмент на уроке информатики, когда необходимо на большом экране показать принципы работы какой-либо компьютерной программы (текстового, графического редактора, системы программирования и т.п.).

В дальнейшем использование программного обеспечения интерактивной доски позволило использовать ее не только при объяснении нового материала, но и на других этапах урока (при проверке домашнего задания, усвоении, систематизации и обобщении знаний).

В данной статье я хочу рассмотреть (на конкретных примерах) некоторые методические приемы использования возможностей программного обеспечения интерактивной доски на этапе закрепления знаний, показать её преимущества и недостатки.

Этот этап урока важен, прежде всего, тем, что на нем наиболее рельефно выступают результаты урока. Система интерактивного опроса на данном этапе позволяет рационально подойти к фактору временных затрат. Виртуальные лаборатории, практикумы электронных учебников позволяют применять новые идеи повторения и закрепления новых знаний.

На данном этапе на доске выполняются задания, требующие мыслительной активности обучающихся, творческого осмысления материала, дающие возможность взглянуть на изучаемые вопросы с иной стороны. Например, на том же самом уроке «Информация и ее свойства» в 7 классе учащимся предлагается провести аналогию между человеком и компьютером: учащимся дается задание «Сгруппируйте органы человека и устройства компьютера, выполняющие одинаковые функции». Ученикам необходимо, передвигая картинки, составить группы «устройство компьютера» – «орган человека», отвечающие за одинаковый информационный процесс, например «процессор» – «мозг» (оба отвечают за обработку информации). После выполнения задания учитель открывает страницу флипчарта с правильной схемой, и учащиеся могут сравнить свои ответы с эталоном.

Скрин-шот экрана компьютера:

До выполнения задания (Рис. 1)


После выполнения задания (Рис. 2)


Задания, выполняемые на интерактивной доске на данном этапе должны обеспечивать проверку не только объема и правильности полученных ранее знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; они должны быть интересны учащимся, способствовать их активной познавательной деятельности. Например, в 7 классе при обобщении и систематизации знаний, полученных при изучении темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» по УМК Босовой Л.Л. [1] учащимся можно предложить «собрать» на доске системный блок компьютера: они должны поставить в нужные места устройства, входящие в системный блок компьютера, передвигая на странице документа картинки этих устройств, и подписать их. После выполнения задания учитель открывает ссылку на страницу флипчарта с правильной схемой, и учащиеся могут сравнить свою схему с эталоном (при наличии времени можно также найти устройства компьютера из схемы в реальном системном блоке).

Скрин-шот экрана компьютера:


До выполнения задания (Рис. 3)

После выполнения задания (Рис. 4)



Также на этапе проверки знаний можно организо­вать совместное коллективное оценивание любого объекта, составление общего взгля­да на проблему, выработку групповых точек зрения. Например, в 7 классе при закреплении темы «Компьютер» по УМК Босовой Л.Л. [1] учащимся предлагается разгадать кроссворд «Устройства компьютера». В процессе выполнения задания у доски успевают поработать как минимум 8 учеников, остальные подсказывают работающим у доски, исправляют их ошибки. После заполнения кроссворда учитель выводит на экран правильные ответы на вопросы кроссворда (эти элементы флипчарта предварительно скрыты за границами страницы) и учащиеся могут сравнить свои ответы с эталоном.

Скрин-шот экрана компьютера:

До выполнения задания (Рис. 6)


После выполнения задания (Рис. 2)


С моей точки зрения, преимущества использования интерактивной доски на уроках информатики на этапе закрепления знаний заключаются в следующем:

создание различных образов, путем “собирания” их средствами доски;

проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;

выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и т.д.

повышение мотивации, заинтересованности учеников за счет новизны способа закрепления материала, потому что в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Сохраненные на ИД решения, всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил или не вполне хорошо освоил тему.

Конечно, используя интерактивную доску в процессе закрепления знаний, нужно иметь в виду и минусы данного технического средства:

1) большие временные затраты учителя на подготовку материала (поиск в Интернете подходящих программ, тестов, разработка собственных тестов и флипчартов);

2) иногда урок превращается в игру (для 5-6-х классов это еще допустимо, но для 7-9-х, а тем более 10-11-х нежелательно и даже недопустимо);

3) ухудшение зрения учащихся (необходимо соблюдать нормы САНПИНа при работе с доской – не более 20 минут);

4) возможны технические сбои в оборудовании (может быть нарушена калибровка доски, «сесть» батарейки в указке и т.п.).

За время использования интерактивной доски мною созданы разнообразные контрольно-измерительные материалы (тесты, кроссворды, флипчарты и т.д.) которые я успешно и эффективно использую при закреплении знаний после изучения тем/ разделов курса информатики в 6 – 11 классах. Приглашаю к сотрудничеству всех заинтересованных учителей, так как школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Электронные интерактивные доски подталкивают их к дискуссии, из желающих ответить выстраиваются целые очереди. Если была допущена ошибка, то с помощью маркера они сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация и личная самооценка. Всю проведенную в ходе урока работу по закреплению материала, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. В нее также по желанию можно внести изменения и корректировку заданий для конкретного класса.

Как видно из примеров, приведенных в статье и моего личного опыта сочетание интерактивной доски и цифровых образовательных ресурсов, возможно применять не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы на уроке, при использовании которого ученики не просто воспринимают материал, а являются активными участниками познавательной деятельности, демонстрирующими результаты освоения знаний. При этом интерактивная доска принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов закрепления этих знаний, что делает урок более увлекательным, наглядным и эффективным в плане общего развития учеников и повышения качества образования.

. Используемые бумажные и электронные ресурсы:

1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.

2. Волкова И.А. Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской StarBoard. – Екатеринбург: ИРО, 2014.

Читайте также: