Использование интерактивной доски на уроках физики

Обновлено: 11.05.2024

Современный урок физики ориентирован на решение целого комплекса образовательных задач:

  1. Усвоение учащимися основ фундаментальных физических теорий
  2. Формирование умений применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов
  3. Развитие у учащихся таких личностных качеств, как наблюдательность, любознательность, образное и аналитическое мышление
  4. Развитие творческих способностей учащихся, умений воспринимать и преобразовывать информацию, делать на этой основе выводы
  5. Формирование и поддержание познавательного интереса к физике, раскрытие роли физики в современной цивилизации и др.

Всё это требует от педагога использование инструментария, адекватного уровню развития современных технологий передачи информации и, что не менее важно, потребностям школьников нового тысячелетия.

И здесь внимание педагогов обращается к интерактивной доске, которая обладает огромным образовательным потенциалом, и дидактический ресурс которой пока ещё до конца не раскрыт.

Интерактивная доска помогает учителю не только чувствовать себя комфортно при управлении компьютером, но и позволяет разнообразить формы учебной работы, поверх демонстрируемых электронных учебных пособий использовать собственные интерактивные объекты.

Интерактивная доска даже при использовании только лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет создавать собственные интерактивные объекты. Главным инструментом для работы с интерактивной доской является приложение Notebook, являющееся, в том числе, инструментальной средой для разработки собственных учебных материалов.

Остановимся подробнее на технологии перемещения объектов по экрану Drag&Drop («Бери и тащи»), которая позволяет достаточно быстро спроектировать задания на установление соответствия, классификацию, сортировку и др., и рассмотрим аспекты её применения на уроках физики.

Традиционно задания на установление соответствия используются для проверки классификационных, систематических и фактических знаний, то есть понимания связей между различными предметами, явлениями, законами, формулами.

Представление такого рода заданий на интерактивной доске с помощью технологии Drag&Drop («Бери и тащи») позволяет визуализировать процесс рассуждения, с одной стороны, и оптимизировать его по времени – с другой.

Например, для каждого определения физического явления нужно указать его название, для физической величины – единицу измерения и т.д. Задания такого типа актуализируют работу с определения, знание системы СИ.

В заданиях на соответствие можно использовать графики различных физических процессов, например, при изучении темы «Плавление и отвердевание тел»(8 класс).

Задание на установление соответствия эффективно использовать при отработке вычислительных навыков перевода значений физических величин в систему СИ, например перевод скорости из км/ч в м/с.

Также немаловажным в изучении физики является знание персоналий, поэтому на уроках обобщения уместно использовать задания на установления соответствия портрета учёного с его именем.

Выполняя такие задание, учащийся, используя технологию Drag&Drop («Бери и тащи»), свободно перемещает по экрану объекты (из группы возможных вариантов) устанавливает необходимые соответствия.

Интерактивная доска позволяет гораздо эффективнее проводить работу с физическими понятиями. Например, учащимся можно предложить распознать, какие физические термины зашифрованы на слайде, записать их и сформулировать определение.

Учащиеся, используя технологию Drag&Drop («бери и тащи»), быстро собирают определение и подписывают его значение. На уроке обобщения и систематизации можно предложить несколько определений на одном слайде. При этом цвет написания слов может служить подсказкой. В этом случае учащиеся фактические конструируют определение.

Интерактивная доска позволяет значительно оптимизировать процесс формирования навыков построения электрических цепей в 8 классе.

Например, начиная изучение темы, учитель демонстрирует слайд с изображениями приборов и составных частей электрических цепей. Для контроля усвоения учащимися материала можно изменить порядок расположения терминов на экране, используя технологию Drag&Drop («бери и тащи»). Далее учащимся предлагается восстановить соответствие между графическими изображениями приборов и частей электрических схем и их названиями, также используя технологию Drag&Drop («бери и тащи»).

Следующим этапом является выполнение упражнений на построение схем электрических цепей также с использованием технологии Drag&Drop («бери и тащи»).

Технология создания интерактивного задания, выполняемого на основе технологии Drag&Drop («бери и тащи»), состоит из следующих этапов:

  1. Учителю необходимо определить: расположение, каких объектов учащийся должен будет изменять в ходе выполнения задания, используя технологию Drag&Drop («бери и тащи»), а какие останутся неподвижными. (Например, при рассмотрении графика плавления и отвердевания тел, сам график остаётся неподвижным, а перемещать учащийся будет объекты, содержащие названия физических процессов, происходящих с телом – нагревание льда, плавление льда и т.д.)
  2. В программе MS Power Point на слайде требуемым образом размещаются объекты, которые останутся неподвижными при выполнении задания. Слайд сохраняется в формате рисунка: Файл - Сохранить как - Рисунок в формате JPEG.
  3. Далее в программе MS Power Point с помощью объекта WordArt создаются объекты, которые будут перемещаться учащимся. (Продолжая рассмотрение примера с графиком плавления и отвердевания тел, с помощью объекта WordArt необходимо будет создать следующее: «нагревание льда», «плавление льда» и т.д.). Каждый объект WordArt отдельно сохраняется в формате рисунка: выделив объект WordArt, вызвать контекстное меню(нажатием правой кнопки мыши), выбрать Сохранить как рисунок - Рисунок в формате gif(данный формат удобен тем .что сохраняет прозрачный фон).
  4. Открыть приложение Notebook , в качестве фона установить рисунок, содержащий график плавления и отвердевания тел. Из файла вставить рисунки, содержащие названия физических процессов происходящих с телом.
  5. Используя технологию Drag&Drop («бери и тащи») проверить свободно ли перемещаются объекты, сохранить созданный файл.

В заключение отмечу, что использование интерактивной доски на уроках физики оптимизирует временные затраты, повышает мотивацию учащихся, развивает познавательную активность и мыслительные навыки школьников.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками заметили, что качество их уроков заметно улучшилось.

Конечно, нельзя сказать наверняка ,что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Использование интерактивной доски на уроках физики

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно -математического цикла т.к. именно они формируют единую картину мира.

Современные школьники имеют совершенно иной взгляд на жизнь. Поколение выросшее на мобильных телефонах компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамического образовательного процесса.

Неотъемлемой частью любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это поле для обмена информацией между учителем и учеником.

Обычная школьная доска многие годы была едва ли не главной составляющей учебного процесса: на ней писали, вывешивали наглядные материалы к урокам. Вот, пожалуй, и все, на что это оборудование было способно.

Традиционная школьная меловая доска – важнейшее и незаменимое оборудование на уроке – уже не справляется с новыми функциями, класс приходится дополнительно оборудовать проекционными экранами для слайдов и видеоинформации.

Современная школьная доска должна быть интерактивной – к этому выводу приходит каждый, кто сталкивается с все возрастающими требованиями к организации и информационному наполнению процесса школьного обучения.

А теперь для многих школ становится реальностью доска, напрямую подключаемая к компьютеру, электронная школьная доска с интерактивными возможностями.

Интерактивная доска – это не просто сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру. Это и активное обучение – способ организации учебного процесса, когда учащиеся получают знания не только от преподавателя, а используемые методы, формы и средства стимулируют учебный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащихся и обеспечивают требуемый уровень мотивации.

З0 сентября 2008 г. в нашу школу привезли интерактивную доску. Устройство было новым и незнакомым, я не знала, как им пользоваться и какие возможности оно предоставляет для учебного процесса. Начался новый учебный год, и меня отправили на курсы повышения квалификации при Бурятском Республиканском педагогическом колледже. Курсы назывались «Использование интерактивной доски в учебном процессе». Вот тут то я и узнала, какими возможностями обладает эта доска.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватель и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Интерактивная доска позволяет, как угодно передвигать объекты и надписи на своей поверхности, добавлять комментарии к текстам и рисункам, сохраняя их для последующего использования. Необходимость скрыть на конкретном этапе урока часть изображений со школьной доски займет минимум времени с возможностью в нужный момент вновь продемонстрировать изображение. Интерактивная школьная доска помогает с наибольшей отдачей проводить в классе и объяснение нового материала, и закрепление полученных знаний, и проверку их усвоения.

Когда я вернулась, с курсов мы сразу взялись за установку интерактивной доски. Несколько первых дней ребята приходили на переменах включали проектор и учились работать с доской. Затем мы стали использовать новую технику на уроках. Благодаря использованию интерактивной доски уроки физики стали более насыщенными, живыми, увлекательными, повысился интерес учащихся к изучаемому предмету.

В моей, работе интерактивная доска играет не маловажную роль. С её помощью я легко объясняю учебный материал, рисую графики, рисунки, схемы, таблицы, а также и легко их удаляю. К урокам с применением интерактивной доски необходимо готовиться тщательно, искать необходимый материал, создавать презентации.

Я хочу поделиться опытом своей работы с применением интерактивной доски на уроках физики.

Интерактивная доска используется мною на всех этапах урока: организация начала занятия, проверка выполнения домашнего занятия, подготовка к основному этапу занятия, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний, контроль и самопроверка знаний.

Вот примеры использования интерактивной доски на разных уроках:

Урок в 9 классе.

Тема: Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Тип урока: закрепление новых знаний и умений

Заранее создаю презентацию, с шаблонами графиков равномерного и равноускоренного движения. Учащимся на доске и в тетради нужно построить графики скорости и ускорения. Ускорение и начальная скорость принимают значения больше нуля, меньше нуля или равны нулю. Использование интерактивной доски на данном уроке позволяет экономить время, а сама работа является более увлекательной и интересной. Ребята работают маркерами, используя различные цвета, и очень быстро могут удалить неточности.

Урок в 8 классе

Тема: Электрические цепи

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний

Для проведения этого урока использую «Интерактивные творческие задания» для учащихся 7-9 классов. В ходе урока учащиеся легко и быстро создают электрические цепи. Визуальное восприятие материала позволяет повысить качество знаний.

Урок в 10 классе

Тема: Внутренняя энергия

Тип урока: Проверка и оценка знаний

При проведении этого урока на этапе контроль знаний учащихся пользуюсь, цифровым образовательным ресурсом « Электронные уроки и тесты». Учащиеся выполняют тестовые задания и получают результат.

Урок в 8 классе.

Тема: Последовательное соединение проводников

Тип урока: закрепление новых знаний

Ребята сами составляют электрические цепи, используя амперметр, вольтметр, источник, тока, ключ и соединительные провода. Эти прибора в виде рисунков отображены на доске. Их можно передвигать мышью и соединительные линии проводить маркером.

Показания амперметра и вольтметра можно изменить. Затем учащиеся сами формулируют условие задачи и решают её. Такой способ использования доски позволяет осуществлять дифференцированную работу, мгновенно изменять задание.

Урок в 10 классе

Тема: Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Тип урока: формирование новых знаний. умений

Урок в 7 классе

Тема: Давление твердых тел жидкостей и газов

Тип урока: Систематизация и общение знаний

На уроке ребята выполняют задания на установления соответствия между физическими величинами и их единицами измерения. Для этого используется элемент доски – матрица.

Можно привести еще много примеров использования доски на уроках физики, так как её возможности не ограничены.

В своей работе я использую готовые образовательные ресурсы:

«Открытая физика» (Физикон)

«Электронные уроки и тесты»

Обучающие программы нового поколения. Видео задачник по физике.

Интерактивные творческие задания

Интерактивные лабораторные работы.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи, запоминают материал. Качество уроков заметно улучшилось. Дети считают, что образовательный процесс стал более, интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину. Задания разнообразные занимательные, побуждают к творчеству и исследованию. Учащиеся очень любят работать с интерактивной доской.

Нельзя конечно сказать, что результаты работы учащихся повысились благодаря работе с интерактивной доской, но то, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях, активно обсуждать новые темы и быстрее запоминать материал – неоспоримый факт.

Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно нескольких прикосновений. Ребята сами напрашиваются к доске при проверке домашнего задания, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. Мои наблюдения показали, что при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске.

Если говорить о том, как относятся ученики к использованию на уроке интерактивной доски то можно – сказать положительно. Всем уже давно надоело пользоваться мелом, марать одежду и руки. Новое поколение легко и быстро осваивает новые технические изобретения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Жандарова Л.Б., учитель физики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Калуги

Опыт использования интерактивной доски в образовательном процессе

Концепция модернизации российского образования определяет информатизацию процесса образования как приоритетное направление развития, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски (ИД) – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Популярность ИД среди педагогов объясняется не только технологией, способной заменить традиционную школьную меловую доску, но и широкими возможностями использования на всех ступенях школьного обучения, удобство визуализации текстовой и графической информации с последующей корректировкой и сохранением её на электронных носителях.

Интерактивная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать фото, видео, слайды, схемы, таблицы, формулы, наносить маркером поверх статичного или динамического изображения пометки, надписи, делать выделения объектов, исправления текста и т.д. С помощью прикладных программ, прилагаемых к ИД, возможно имитационное моделирование реальных объектов, процессов, явлений. ИД осуществляет поочередное взаимодействие учителя, ученика и программного обеспечения, при этом каждое действие участников взаимодействия отражается на доске и доступно для оперативного диалога.

К ИД может быть подключено любое дополнительное цифровое оборудование: микроскоп, фотоаппарат, видеокамера, следовательно, со всеми отображаемыми материалами можно работать непосредственно во время урока! В комплекте к ИД может быть установлена интерактивная система для проведения опросов на уроках (тренинги, тесты), которая позволяет оперативно оценить уровень усвоения учебного материала группы учащихся или всего класса и продемонстрировать результат на ИД.

ИД предлагает образовательному процессу новые возможности: интерактивность, мультимедиа, новые методы анимации (моделинг), коммуникативность и, в результате, новый уровень качества образования.

Записи урока на интерактивной доске сохраняются в электронном виде и могут быть переданы по электронной почте ученику, пропустившему урок, для самостоятельной отработки материала.

В общеобразовательных учреждениях г. Калуги технических новинок немало, и среди них все чаще появляются интерактивные доски различных видов и производителей. Сегодня в 45% калужских школ установлены интерактивные доски и приставки и их число растет.

Освоение учителями приемов работы с этими техническими средствами особенно активно проводилось в текущем учебном году методистами муниципального образовательного учреждения «Информационно-методический центр» г. Калуги. Среди наиболее эффективных форм сопровождения педагогов, внедряющих в практику работу с интерактивными досками, можно выделить постоянно действующий семинар «Методика использования интерактивной доски в образовательном процессе» (Приложение). В результате обучения участники семинара овладели методами и приемами работы с интерактивной доской, научились использовать возможности программного обеспечения как входящего в комплект поставки, так и свободно доступных цифровых образовательных ресурсов в Интернет, а также создавать на их основе собственные интерактивные уроки по различным предметам. По мнению педагогов, лучшими формами подготовки являются практические и демонстрационные занятия. При этом, чем чаще учитель самостоятельно экспериментирует, чем больше вариантов использования доски он находит для себя и своих учеников, тем эффективнее будет в дальнейшем использование техники.

Увидев, какие возможности на уроке дает интерактивная доска, учителя стремятся как можно быстрее перейти к созданию мультимедийных уроков. Но даже если обычный урок требует времени для подготовки, то подготовка урока с интерактивной доской - это достаточно объемная работа. Она включает подбор необходимого материала, поиск в Интернете, просмотр дисков с цифровыми образовательными ресурсами и создание материала в электронном виде. А еще нужно продумать сценарий урока: как в разумном соотношении совместить видео-, аудиоматериалы, анимации и традиционные виды работы. Однако опыт показывает, что время подготовки к уроку с ИД уменьшается тем быстрее, чем чаще учитель работает с доской: формируется автоматическое владение интерактивными инструментами доски, появляются собственные шаблоны уроков, в которых меняется лишь наполнение – учебная информация, а на следующем этапе учитель подбирает не информацию под известный шаблон интерактивного урока, а выбирает инструменты и программы под учебный материал. И этот увлекательный процесс уже необратим, ибо и дети, и учителя преподносят и получают информацию в интересной, новой форме, а значит – учение с увлечением!

Для обмена опытом, воплощения и развития методических идей использования ИД на уроке МОУ «Информационно-методический центр» г. Калуги организовал работу творческой группы учителей-предметников по теме «Методика использования интерактивной доски в учебном процессе». И сразу стало понятно, что при огромном количестве возможностей ИД, каждый предметник избирательно ищет и находит инструменты и методические приемы, подходящие для обучения его предмету. Когда же учителя разных предметов в творческой группе демонстрируют друг другу свои находки и придумки, оказывается, что они вполне и даже очень интересно применимы для других предметов – универсальны. Только наполнить содержанием! По результатам работы творческой группы создан банк данных «Урок с использованием интерактивной доски», назначение которого - накопление и распространение педагогического опыта в использовании новых ТСО.

Интерактивная доска на уроке – это дополнительный инструментарий для реализации различных приемов и методов, которыми владеет учитель. Направления применения этого инструментария покажем через примеры различных приемов, предложенных творческой группой педагогов-предметников (продолжительность работы с интерактивной доской этих учителей от полутора до восьми месяцев).

1.Создание обучающих видеоалгоритмов

При формировании умений и навыков применения знаний на практике учитель показывает, какие действия и в какой последовательности должен выполнить обучающийся, чтобы получить определенный результат – построение фигуры, решение задачи, определение параметров и.т.д. Для этого создается видеоалгоритм, в котором на интерактивной доске пошагово выполняются действия, сопровождаемые пояснениями учителя. Записи и голосовой комментарий сохраняются в электронном виде как видеоролик, который может быть просмотрен на уроке необходимое количество раз, может быть передан учащимся на электронных носителях в качестве учебной опоры и образца для выполнения заданий в классе и дома. Также видеоалгоритмы будут полезны детям, по какой-либо причине пропустившим урок, так как позволят самостоятельно отработать материал.

Преимущества интерактивной доски. Создание видеоалгоритмов по ключевым предметным вопросам позволит частично преодолеть проблему «мозаичности» образования, ведь далеко не всегда в практике учитель может уделить учащемуся, пропустившему по болезни целые блоки тем, столько внимания, чтобы помочь в усвоении необходимых видов деятельности. Видеоалгоритмы как видеоуроки станут помощниками в самообразовании, при итоговом повторении учебного материала. Например, алгоритмы построения чертежей, записи условия задач

2.Решение задачи несколькими способами на одном готовом чертеже: учитель показывает первый способ решения задачи, затем быстро удаляет рукописные пометки, сам чертеж при этом не стирается, потом показывает второй способ решения этой же задачи. Возможен и другой вариант работы: готовые чертежи появляются последовательно, на каждом из них демонстрируется иной способ решения задачи, чертежи сохраняются и в конце анализируются в сравнении, например для выявления рационального способа решения задач.

Преимущества интерактивной доски Использование готовых чертежей позволяет письменно решить на уроке несколько задач, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений она может иметь. На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается.

У обучающихся формируется умение выбирать оптимальный способ решения и корректно представлять решение задачи.

Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на доске, обучающиеся выбирают ответ и результаты голосования отображаются на экране для оценивания.

Преимущества интерактивной доски: задействованы одновременно зрительный и слуховой каналы восприятия информации.

4.Используя одну из возможностей ИД – перетаскивание объектов - можно составить несколько видов заданий, расширяя диапазон методов и приемов обучения.

4.1. Задание на заполнение пропусков:

Доска: объекты с формулировкой задания (формулы, слова, предложения, схемы, кроссворды и т.д.) закреплены на слайде (для исключения случайного перемещения и редактирования слайда во время работы), объекты – ответы не закреплены и сгруппированы в одной области доски.

Ученик: выбирает объект для перемещения (буква, слово, фигура и т.д.) или инструмент для заполнения пропуска от руки и заполняет пропуски в тексте, схеме, кроссворде и т.д.

Преимущества интерактивной доски: визуальное, красочное представление информации, возможность выбора и, при необходимости, изменения ответа. Данный прием можно применять для составления заданий с выбором ответа, где к вопросу перемещается выбранный из списка правильный ответ.

4.2. Задание на установление соответствия

Доска: объекты объединены в группы по общим признакам, группы разнесены в разные области доски.

Ученик: выбирает объект из одной группы и находит соответствующий ему по признаку, обозначенному в задании, объект из другой группы, затем выполняет перемещение объектов или соединяет их стрелками.

Преимущества интерактивной доски: из опыта работы можно утверждать, что в данном задании целесообразно выбранные учеником пары объектов сопоставлять перемещением и помещать в третью группу – «мешок», «корзина» или просто в другую область доски, так как сопоставление с помощью стрелок загромождает слайд и препятствует восприятию целостности информации. Необходимо отметить, что задания на установление соответствия направлены на освоение обязательных общеучебных видов деятельности, значит, данный тип заданий будет востребован педагогами.

4.3. Задание на группировку объектов

Доска: объекты для группировки в произвольном порядке расположены на доске, обозначено место для группировки – рисунок, фигура. Объектам задана функция «на задний план» и при перемещении их на рисунок для группировки они исчезают.

Ученик: выбирает объект из одной группы и находит соответствующий ему по признаку, обозначенному в задании, объект из другой группы, затем выполняет перемещение объектов или соединяет их стрелками.

Преимущества интерактивной доски: этот прием обладает высоким уровнем наглядности и способствует освоению умений сопоставлять объекты, находя их общий признак. У младших школьников такие задания вызывают живой интерес, позволяя активизировать познавательную деятельность учащихся, так как логические умозаключения выполняются на основе перемещения красочных объектов, что было бы невозможно на обычной доске.

4.4. Задание на составление модели объекта

Доска: формулировка задания, под ней свободная рабочая область и под рабочей областью - базовые элементы для конструирования, отделенные чертой или иным образом.

Ученик: используя базовые конструкции, составляет модель объекта (при необходимости базовые элементы можно клонировать).

Другие инструменты ИД – «шторка», затенение экрана, подсветка - позволяют составлять задания со скрытой информацией.

Преимущества интерактивной доски: при составлении, например, модели молекулы какого-либо химического элемента, учащийся не рисует молекулу на доске, а составляет её из атомов. Для этого необходимо отобрать из группы базовых элементов необходимые атомы и соединить их в нужном порядке, бездумно выполнить такое задание невозможно. Другим примером может быть составление схем электрических цепей: значительно интереснее учащимся соединять готовые элементы в схемы, чем долго рисовать каждый из них.

4.5. Задание со скрытой подсказкой

Доска: формулировка задания и подсказки (текст, формула, фигура и т.д.), скрытые с помощью инструментов «шторка», затенение экрана или подсветка. Открыта только область доски с заданием.

Ученик: при затруднении в выполнении задания использует подсказку, скрытую на слайде.

Преимущества интерактивной доски: использование данного приема показало, что учащиеся, против ожидания, видят в подсказке дополнительный стимул к выполнению задания и стремятся заглянуть в подсказку только после полного выполнения задания, чтобы сравнить своё решение с правильным. Оформление и использование интерактивной подсказки невозможно с обычной доской.

4.5. Задание на построение

Стандартное программное обеспечение (ПО), входящее в комплект поставки ИД, содержит интерактивные инструменты для построения: транспортир, линейка, циркуль и др. Используя измерительные инструменты из коллекции ПО, можно предложить учащимся задание на построение.

Доска: формулировка задания и измерительные инструменты.

Ученик: используя предложенные инструменты, ученик выполняет построение на основе алгоритма.

Любой метод работы с ИД, а также его составляющие будут интересны при более детальном рассмотрении и творческом преломлении «на себя», «своих» учеников. Поиски в области методики использования ИД в учебном процессе продолжаются с целью более полного раскрытия потенциала этого технического средства, разрабатываются общие и частные методические приемы обучения. Несомненно, ИД позволяет ученикам стать активными участниками образовательного процесса, учиться эвристике, творчеству, учиться пользоваться знаниями. Восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Чередование различных видов деятельности помогает избежать утомляемости и однообразия в работе на уроке, стимулируется активность и инициативность обучающихся, которые не только воспринимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в её создании.

Использование ИД позволяет осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, системность, последовательность, сознательность.

Интерактивная доска на уроке калужских учителей - это не только лист для записи или экран для проектора, но пространство, на котором развиваются события урока по собственному сценарию, которым они управляют волшебной палочкой маркера.

Постоянно действующий семинар

«Методика использования интерактивной доски в образовательном процессе»

1. Что такое интерактивная доска (ИД)? Некоторые технические характеристики ИД

2. Установка программного обеспечения

3. Знакомство с программой Smart Nootbook 10

4. Инструменты и принципы их работы

Демонстрационное и практическое занятие

1. Инструментальная среда для разработки учебных материалов

2. Создание и сохранение Nootbook -презентации в различных форматах

3. Принципы работы с ИД

1. Практическая работа с ИД

2. Нестандартные возможности, предоставляемые различными меню Smart Nootbook 10

1. Инструмент «Средство записи Smart ».

2. Просмотр обучающего видеоролика «Как снять видеофильм»

3. Видеоурок «Учимся снимать и смотреть кино»

1. Работа с ИД в программах Microsoft Office

2. Некоторые приемы и методы создания собственных дидактических материалов для работы с ИД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для чего нужна интерактивная доска? Чем урок с использованием интерактивной доски отличается от проведения урока с помощью компьютера и мультимедийного проектора? Попробуем на примере конкретного урока физики в 7 классе показать новые возможности, которые открываются с использованием на уроке интерактивной доски.

Можно сделать общие выводы

Интерактивная доска не облегчила подготовку к уроку, но сделала процесс творческим и позволила вносить инновации в работу.

Конечно, учителю надо потратить много времени при подготовке таких новых уроков, но все они сохраняются в электронном виде, их можно при необходимости только редактировать, добавляя что-то новое. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Разработка уроков с использование интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

Интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом.

Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.

Основные функции интерактивной доски, используемые на уроке

1 – Функция – рисование маркером.

Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Конечно, можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски в том, что:

записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиях;

любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.

Приведу пример заданий с использованием маркера.

Задания на повторение пройденного материала

8 класс – тема – “Электрические явления”

1 – Задания на повторение пройденного материала

Ученик маркером соединяет физические величины, их обозначение, единицы измерения. Если есть ошибки, то их исправляет другой ученик. Для этого можно использовать функцию стиральная резинка или маркер другого цвета.

Такие задания можно составить по любой теме, по курсу физики любого класса.


2 - Задания на повторение изученных формул

Учитель экономит время, т.к.

Не надо заранее выписывать задания на доске;

Задания можно быстро менять, повторять и таким образом опросить большое количество учеников;

Рукописные записи, сделанные на экране, можно сохранять как для последующего просмотра, так и для печати.

Перемещение объектов

Эта функция доски позволяет перемещать по поверхности рисунки, надписи, фотографии. Их можно копировать, вращать, изменять размер и форму. Это позволяет составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах


Ученики перемещают уравнения в таблицу.

Такие задания можно составить по любой теме.

Я заранее готовлю таблицы, которые заполняются картинками, формулами. Если ученик сделает ошибку, объект не надо стирать, его можно быстро передвинуть в правильное место.

В 7 классе, при отработке понятии «цена деления мензурки», я предлагаю ребятам по рисунку найти цену деления и объем воды. Так как я хочу отработать у ребят навык определения цены деления, то рисую уровень воды в мензурке в виде линии, которая легко перемещается.

После быстрой смены уровня воды задание выполняется заново с новыми условиями.

Такие творческие наглядные задания ребята любят и с удовольствием выполняют, а учитель может повторять задания несколько раз, и тогда мы получаем нестандартный тренажер для систематической проверки знаний.

В 8 классе при изучении темы “Строение атома” я создала нарисованный объект-атом, в котором можно передвигать кружочки - протоны, нейтроны и электроны. Можно, например, дать задание изобразить атом бора, водорода и превратить их в положительные ионы. Передвигая кружочки, учащиеся с удовольствием выполняют интерактивное задание и зарисовывают его в свои тетради.

Аналогичное задание рисунок-тренажер я создала по теме «Электрическая цепь» – в 8 классе.

Все элементы цепи - амперметр, вольтметр, сопротивления, лампы и другие приборы легко перемещаются. Ученик составляет цепь сам и находит общее сопротивление

Учитель может менять соединение сопротивлений или предложить ученику придумать свою цепь и решить задачу. Числовые значения сопротивлений учитель может изменять.

Данный тренажер позволяет составлять много задач и отрабатывает чтение последовательного и параллельного соединения в цепи.

Функция электронной ширмы (Затенение экрана)

При объяснении новой темы или проверки знаний ширма может скрыть рисунок, схемы, числа, которые впоследствии можно открыть в нужный момент.

Например, при переводе физических величин в систему интернациональную (СИ), за ширмой находятся правильные ответы. Ученик, после выполнения задания сам откроет ширму и проверит себя.

Программа для подготовки материалов к уроку

Интерактивная доска сопровождается специальной собственной программой для создания своего рода презентации к уроку, состоящей из отдельных страничек с различной информацией. Учитель можно вставлять с помощью этой программы на странички любой учебный видеофильм, анимацию и просматривать все это, не выходя из одной презентации. Очень удобно, когда весь материал урока находится в одном месте. Создается целая база уроков-презентаций по всем темам.

Можно сделать общие выводы

Интерактивная доска не облегчила подготовку к уроку, но сделала процесс творческим и позволила вносить инновации в работу.

Конечно, учителю надо потратить много времени при подготовке таких новых уроков, но все они сохраняются в электронном виде, их можно при необходимости только редактировать, добавляя что-то новое. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Разработка уроков с использование интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

Интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом.

Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.

Т.о. использование интерактивной доски на уроках физики позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени, помогает учащимся подготовиться к сдаче тестов, экзаменов, ЕГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит подробное описание приемов и методов использования интерактивной доски на уроке физики. Будет полезна другим учителям предметникам, имеющим данное ТСО в кабинете.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Возможности использования интерактивной доски на уроках физики"»

Пасанова Светлана Викторовна,

учитель физики высшей

квалификационной категории

МОУ ««Ребрихинская средняя

общеобразовательная школа»,

село Ребриха

Ребрихинского района

Алтайского края

«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать

самому – и я научусь».

Китайская народная мудрость

Возможности использования интерактивной доски на уроках физики.

Школа, являясь зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе, сегодня не может существовать без использования информационно- коммуникационных технологий.

Современные школьники имеют совершенно иной, чем в былые годы психотип. Поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса.

Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена между учителем и учеником.

Интерактивная доска (ИД) - это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий.

ИД не только соответствует способу восприятия информации поколения современных школьников, но и позволяет учителю создать ситуацию успеха для любого ученика, не зависимо от его уровня знаний и умений.

Учитель при работе с ИД может использовать следующие ресурсы:

мультимедийные продукты от известных производителей (мультимедийные приложения к учебникам, виртуальные лаборатории и практикумы, интерактивные наглядные пособия);

собственные презентации и материалы, сконструированные в стандартных программах;

собственные мультимедийные продукты, выполненные в программах сопровождения ИД.

Насыщенный учебный материал, удобство и простота в использовании –это характерные признаки мультимедийных приложений к учебникам и интерактивных наглядных пособий.

Как можно использовать на уроке встроенные программные средства ИД?

Цвет рекомендуется использовать для акцентирования внимания учащихся на чем-то важном, обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул, построения нескольких графиков в одной плоскости.


Например, учащимся могут быть предложены задания, при выполнении которых используются разные цвета маркеров.




Заметки на экране могут применяться для того, чтобы сформулировать на экране какой-либо вопрос, проблему, причем рукописные записи на экране можно сохранять для дальнейшего просмотра, анализа, печати.


Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое.





Функция затемнения нижней части экрана удобна в тех случаях, когда учитель планирует воспроизводить информацию на слайде поэтапно. Например, сначала условие задачи, а затем её решение.


Просмотр действий видеозаписи выполненных на доске, можно использовать для анализа фрагментов урока. Данная функция позволяет отложить проверку и оценку работы ученика. Запись в режиме реального времени информирует учителя, когда ученик испытывает затруднения, как он исправлял свои ошибки.

Компьютерное моделирование на интерактивной доске вызывает у учащихся живой интерес. Компьютерную модель можно рассматривать как аналог действующей экспериментальной установки, в которой можно изменять условия опыта, вмешиваться в ход эксперимента.

Динамическая ситуация, развивающаяся на экране, часто подсказывает новую проблему, которую учащимся интересно решить самим.

За счёт созданной интерактивной среды, учащиеся могут самостоятельно проводить исследования, моделировать различные события, выполнять практические задания.

Кроме того, использование наглядных моделей, интерактивных анимаций на уроке, поможет проще и доходчивее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов.

Как можно использовать ИД на различных этапах урока.

Создавая мультимедийное сопровождение урока, учитель может конструировать слайды для различных этапов урока. Слайды целесообразно использовать как отдельные страницы при актуализации, повторении, изучении нового материала, закреплении изученного.

Перед учителем открываются широкие возможности по созданию материалов индивидуального и фронтального опроса, текущего и итогового контроля. Варианты заданий, уровень их сложности, время и место включения в урок определяет сам учитель. Учитель при этом находится в постоянном поиске, повышает свой профессиональный уровень.

Какие проблемы могут возникнуть при использовании ИД?

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество.

Однако большинство из них не имеют методического сопровождения и конкретных рекомендаций по применению и порождают определённые проблемы.

Цифровые образовательные ресурсы, предназначенные для мультимедийного сопровождения урока, которые предлагает издательство «Дрофа», снабжены различными интерактивными тренажёрами и тестами. Но, к сожалению, обычно они представлены в одном варианте, что позволяет опросить, протестировать и оценить только одного ученика.

Слайды презентаций, выполненные учителем в программе Microsoft Power Point, могут быть использованы как отдельные страницы. Однако, данная программа не позволяет перемещать и изменять объекты в режиме просмотра. Перемещение объектов может происходить в режиме редактирования, но при этом слайды имеют малый масштаб и их использование не всегда удовлетворяет принципам удобочитаемости.


ИД разных производителей имеют программное обеспечение различных функциональных возможностей. Поэтому учитель должен конструировать сопровождение урока, исходя из особенностей конкретной доски.

В отличие от обычной доски, при работе на ИД, учитель имеет неограниченное пространство и возможность возврата к предыдущим записям при помощи управляющих кнопок. Это позволяет существенно экономить время и более эффективно конструировать урок.

Учитель и ученик работают как партнеры. Ученик активно «добывает» новое знание, разрешает проблемные ситуации, работает с разными источниками информации. В результате происходит развитие его интеллектуальных и творческих способностей.

Возможность интерактивного взаимодействия способствует формированию устойчивых навыков получения и анализа необходимой информации. Хотя подготовка к уроку, с использованием ИД требует значительных временных затрат, учителю легче конструировать урок, поскольку он имеет возможность варьировать ход урока с учетом уровня подготовки учащихся и особенностей аудитории.

Использование ИД не только усиливает наглядность изложенного материала, делает урок живым и увлекательным, но и повышает заинтересованность учащихся, позволяет улучшить запоминание учебного материала. ИД открывает широкий диапазон для педагогического поиска учителя, моделирования им проблемных учебных ситуаций.

Применение любых цифровых образовательных ресурсов позволяет делать акцент на развитие каждого ребенка, на формирование способности к самообучению.

Интерактивные доски - это лучшее техническое средство обучения для взаимодействия учителя с классом. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учащимися.

Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания. Результаты анкетирования школьников свидетельствуют о повышении уровня мотивации и интереса к предмету. Ученики отмечают, что уроки с использованием ИД, являются для них наиболее интересными и запоминающимися.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что эффективность современного урока определяется уровнем его интерактивности.

Панюкова С.В., Байков А.С. «Возможности использования интерактивной доски на уроках информатики», журнал « Информатика в образовании», №1- 2008г.

Примечание: В качестве иллюстративных приложений автор использовал изображения слайдов, выполненных в программах Microsoft Power Point, Notebook.lnk.

Читайте также: